Нек-рое оживление архитектурной и художественной деятельности отмечено в посл. четв. XV в.: в 1475-1476 гг. был построен собор в монастыре Святой Троицы, в 1483 г. расписан старый собор Большого Метеорского мон-ря. Мон-рь первомч. Стефана Мон-рь первомч. Стефана XVI век является временем экономического расцвета М. м. Мн. обители были отстроены заново и украшены росписями: напр., в нач. XVI в.- собор в монастыре Анапавса (фрески Феофана Критского, 1527), ок. 1530 г.- собор Русану (фрески 1560), в 1541-1542 гг.- собор Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых (фрески наоса Ф. Кателаноса из Фив, 1548; фрески нартекса братьев Г. и Ф. Контаридов из Фив, 1566), незадолго до 1545 г.- старый собор Стефана первомученика монастыря, в 1544/45 г.- наос Большого Метеорского мон-ря (фрески Джорджи (Дзордзи?), 1552). Ларисский митрополит Дионисий Милостивый († 1510) впервые назначил старшего из монахов Большого Метеорского мон-ря игуменом. XVI век стал временем выхода М. м. из-под духовной власти скита Дупиани. К-польский патриарх Иеремия I , посетивший М. м. в 1540 г., даровал Большому Метеорскому монастырю ряд привилегий и статус ставропигиального. В 1545 г. Иеремия I по образцу афонских обителей предоставил «независимость и самостоятельность» мон-рю первомч. Стефана. В XVI-XVII вв. число М. м. достигло 24, среди них известны ныне не действующие обители Пантократор, Ипсилотера, или Каллиграфов (Καλλιγρφων, благодаря жившим в нем переписчикам книг), Панагия, Неа-Мони, Модион (τ Μδιον), келлия Константия, Каллистрата, св. Павла, вмч. Георгия «ту Мандила» (το Μανδηλ), свт. Николая «Бандовас» (Μπντοβας), Алиссу (Αλσσου), Сретения Господня, Стилу (Св. Духа), вмч. Димитрия, Микани ( Μκανη; Палеопанагия), Бунила (το Μπουνλα) и др. В этот период мон-рям, как и афонским обителям, значительную экономическую поддержку оказывали валашские и молдав. господари. В сер. XVIII в. начался упадок М. м., связанный с регулярным опустошением этой области Фессалии отрядами албанцев. Земельные участки десятилетиями не обрабатывались, подворья запустели, тяжелое налогообложение привело к появлению у М. м. больших долгов. В 1765 г. арматол Афанасий Влахавас из с. Влахава близ Каламбаки обновил мон-рь Сретения Господня. Он хотел, чтобы его сын стал иереем. В 1808 г. свящ. Евфимий Влахавас поднял восстание против Али-паши Янинского, но потерпел поражение; за поддержку восставших Али-паша увез в Янину игуменов М. м. и разрушил обитель вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

Но миссия святого Симеона касалась не только тёмных язычников. В его подвиге ярчайшим образом отразились слова апостола Павла, обращённые к уже просвещённым Светом Евангелия Христова: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол 3:1–2). Образ подвижника, парящего на столпе над землёй, и сейчас напоминает о тленности всего земного, о необходимости стремления к Небесному Иерусалиму. Подобное стремление к горнему почти через девятьсот лет после кончины преподобного Симеона воплотится в подвиге монахов, основавших обители на вершинах гладких, отполированных ветрами каменных столпов в Фессалии, высотой в сотни метров. Сегодня мы так и называем их — Метеоры, что буквально означает “парящие над землёй” или “небесные”. В середине четырнадцатого столетия святой Афанасий Метеорский и с ним четырнадцать монахов, взойдя на самую высокую скалу-столп Платис-Литос (широкий камень), основали обитель Мегало-Метеоро (Великий Метеор), положив начало коллективному столпничеству. В период своего расцвета в середине XVI столетия Метеоры насчитывали тринадцать монастырей, двадцать скитов, построенных на вершинах скал. Ни дорог, ни лестниц не было, а потому, чтобы добраться до монастыря, нужно было карабкаться по верёвке или подниматься в плетёной корзине. Непредсказуемые горные ветры подчас сильно раскачивали корзину, верёвки могли оборваться в любой момент — поистине ярчайший образ тернистого узкого пути из царства мира назад в Царство Небесное. Почему сегодня мы не восходим на столпы? Наверное, этот вопрос может задать сам себе каждый из нас. В буквальном смысле наверняка потому, что столь суровый подвиг по силам далеко не каждому и доступен только по милости Божией. Аскетические опыты — тонкое, сложное дело. Кто-то налагает на себя строгий пост, а кому-то достаточно отказываться в постные Метеоры. Монастырь Русану (Мони Агиас Варварас Русану). Расположен на самой тонкой из метеорских скал дни от любимого лакомства. И то, и другое способствует духовному совершенству. Но существует масса примеров, когда необдуманные подвиги приводили к духовной и физической катастрофе. Жизнь преподобного Симеона свидетельствует, что аскеза — это поступательное движение вверх, а насколько высоко —

http://pravmir.ru/mezhdu-zemlyoy-i-nebom...

В дальнейшем Климент неоднократно видел необычайные переливы какого-то блестящего облака. Оно останавливалось над лаврой святого Афанасия чаще всего во время прославления Божией Матери песнопением Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим с. 53]. “Под мудрым руководством святого Григория преуспели в делании и видении, приобрели сами много учеников и мирно почили о Господе” 7-е изд., ч. 2, с. 460] афонские старцы Лонгин, Корнилий, Исайя и Моисей – это те монахи из скита Магула, которые до прихода в него преподобного Григория Синаита немного упражнялись в созерцании. Старец Моисей некоторое время подвизался в Милеа вместе с преподобными Григорием Молчаливым и Афанасием Метеорским с. 299; 34, с. 132]. Глава 5. Продолжатели духовных традиций преподобного Григория Синаита в Болгарии Одной из первых славянских стран исихазм восприняла Болгария. Распространение исихазма в этой стране началось с прибытием великого учителя безмолвия святого Григория Синаита , заложившего здесь основы умного делания. Четыре лавры, основанные им в Парории, в XIV веке стали очагами духовности не только для Болгарии, но и для всех южнославянских народов. Здесь преподобный собрал великое множество учеников, в основном славянского происхождения. Благочестивый царь Иоанн Александр, управлявший Болгарией с 1331 по 1371 год, много содействовал просвещению страны. Доныне сохранились многочисленные рукописи с иллюстрациями, подписанные лично царем. Под его покровительством находилась знаменитая Тырновская книжная школа. Основанная и возглавляемая ближайшими учениками преподобного Григория, такими, как святые Феодосии и Роман Тырновские, она оказала самое непосредственное влияние на распространение исихазма в славянских странах. Преподобный Феодосии Тырновский Большой вклад в дело распространения исихазма был осуществлен одним из ближайших парорийских учеников святого Григория Феодосией Тырновским. Он, можно сказать, был основным насадителем этого вида аскетизма среди болгар. Родился преподобный Феодосии около 1300 года в Виденском крае в благородной семье с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

14 апреля - мч. Димитрий. Пострадал в Триполи в 1803 г. Его святые мощи хранятся в обители Свт.Николая в Варсах. Прп. Макарий Коринфский. Подвизался на Хиосе и скончался там в 1805 г. 15 апреля - свт. Леонид, епископ Афинский. Время, в которое он жил, неизвестно в точности, но, по-видимому, приходится на период между III и VI вв. 16 апреля - мч. Леонтий. Родился в Эгине в 70 г. Будучи воином, он был осужден как христианин и принял мученическую кончину. 17 апреля - прп. Макарий Нотара, епископ Коринфский. Вторично память 19 января. 18 апреля - прп. Афанасия. Родилась в Эгинском селении Палея Хора в IX в. С детских лет отличалась христианским благочестием. Ее благочестивая жизнь и дела милосердия привели к вере во Христа ее неверовавшего супруга, который впоследствии стал иноком. Вместе с другими женщинами прп. Афанасия поступила в монастырь, называемый «Ксантос» (ныне обитель святого Нектария). Почила в 860 г. На месте ее погребения были явлены многие знамения Божией милости. 19 апреля - прп. Симеон Босой (+ 1594). «Необутый и носивший единственную рубашку», основатель обители Фламурийской на Пилиосе. В этой обители хранится его честная глава. Он проповедовал на Эвбее. Заступлением свыше спасся там от мученической смерти на костре, который ему приготовили турки, превратно истолковавшие его проповедь об отдыхе в воскресный день. 20 апреля - прпп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. 23 апреля -172 преподобномученика, иноки монастыря Двадцати финикиянок, умерщвленные турецкими властями (+1507). Причиной их казни было участие монастыря в народном сопротивлении. 24 апреля - мч. Дука. Родом из Митилины. Пострадал в 1564 г. в Константинополе. Дука был по профессии портным и часто, принимая заказы, ходил в дома знатных турок. Подобно праведному Иосифу он отверг любовь одной замужней турчанки и был оклеветан этой женщиной перед визирем. Схватив св.Дуку турки предлагали ему помилование в случае принятия ислама. Благочестивый и целомудренный юноша остался тверд в своем исповедании Христа. Св.Дука был подвергнут жестоким мучениям: с него живьем содрали кожу, а затем он был брошен в море.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок. До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках (а в первые века существования комплекса монахами использовались сплошные леса из брусьев, крепившиеся в расщелинах скал). Подъём занимал более получаса; сети иногда рвались, монах-гимнограф так предупреждал об опасности: Сеть говорит иноку: Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо. Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи. Во время Второй мировой войны монастыри были разграблены немецкими и итальянскими оккупантами, пострадали они и в годы Гражданской войны. Однако уже в первые послевоенные годы началось восстановление монастырской жизни, при этом Метеоры стали популярным туристическим объектом. Действующие монастыри [ править править код ] В настоящее время действует только шесть монастырей: Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли. Преображенский монастырь (Великий Метеор) [ править править код ] Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμρφωσης του Σωτρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγλο Μετωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года. Главный собор монастыря (кафоликон) — Преображенский собор — построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастыри_Мете...

Отечество твое Зверки бысть,/мучениче Христов Гаврииле,/идеже от истых зверей-иудеев родителей лишен еси,/таже вся поряду люте претерпев,/в отечество Небесное преселился еси./Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/и умоли, молим тя,/улучити вечное наследие твое. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый младенче Гаврииле,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобному Александру Ошевенскому, глас 4 Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси,/и Тому невозвратным желанием последовал еси,/вся, яже красная и сладкая, возненавидев,/яко небопарный орел на Небеса возлетев,/и тамо со ангелы ликуеши, и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/моли и нам спастися чадом твоим,/якоже обещался еси, Александре отче наш. Кондак, глас 8 Родителей своих любовь отринул еси,/и дом свой, яко чужд, оставил еси,/водвори бо ся в пустыню,/и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/пастыря и наставника Богоизбранному стаду быти сподобляет тя,/и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/исцелити различныя недуги:/моли о нас Христа Бога,/празднующих любовию память твою,/да вси единогласно вопием ти:/радуйся, преподобне Александре отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Александре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Иоасафу Сербскому, Метеорскому, глас 3 Сердцем и душею возлюбив Христа Господа,/вся красная мира сего оставил еси,/изволил же еси паче в смирении и послушании Богу служити,/нежели на престоле царстем владети./Сего ради благочестно восхваляем тя/и, святую память твою совершающе, вопием ти:/отче Иоасафе Богоблаженне, моли Христа Бога о спасении рода нашего христианскаго. Кондак, глас 4 Ведый прехвальное житие твое и чистоту/и безмерное смиренномудрие,/преподобный Афанасий наименоватя преемника своего,/ты же показался еси достоин сего наречения/и, служа Триипостасному Богу,/соблюл еси вверенную ти обитель Метеорскую./Темже молим тя, отче Иоасафе,/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Святой Афонской горы Божья матерь Афанасию дает вот тебе злата кошелек построй на сем месте храм» ( sic ). Кроме того здесь изображен св. вм. Пантелеимон и святит. Митрофан Воронежский на голубом фоне. Изд. игум. Герасимом и монахом Иринием ( sic ), там же. ‘ σναξις τν ιβ ποστλων (на меди), в красках. Св. в.м. Пантелеимон, – гравюра издан. в Руссике на Афоне. Покров Богородицы и св. Пантелеимона, – грав. там же. Св. вм. Георгий, – восточная гравюра, издан. монахом монаст. Ксенофонта в 1798 г., в Брояно, на Афоне. Св. архангел Михаил, – афонская гравюра 1858 г. Св. Николай и события из его жизни и чудеса, – гравированы в Вене, в 1753 г. ‘ Δετερα Παρουσα (Второе пришествие Христово), – афонская гравюра в 2-х экземплярах. Священномученик Григорий V-й, патриарх Константинопольский, – портрет, гравированный в Одессе у Алексомати, в 1864 г. XIV. Фессалия. Альбом фессалийских видов на 34-х листах к которым еще присоединены заглавие и две литографированные карты. Снимки, а также и заглавный лист сделаны весьма аккуратно от руки спутником о. Порфирия в путешествии по Фессалии в 1859 г., в апреле и мае месяцах, как отмечено на листах, начиная с 8-го; только снимки на последнем листе, к которому они приклеены, гравированы и, несомненно, взяты из какого-либо французского издания. Кроме того, здесь приложены два не нумерованных фотографических снимка с церкви св. Софии в Солуне и римских ворот там же, – оба в 2-х экземплярах. Снимки, по-видимому, приготовлены к изданию. Вначале альбома приложен довольно краткий перечень рисунков, писанный рукой о. Порфирия; его же рукой писаны и надписи на каждом листе альбома. В этом альбоме находятся следующие виды и снимки: 1. Фессалия (заглавие). Скала и монастыри Метеорские в Фессалии (Rochers et convents des Météors en Thessalie), – карта взятая из атласа, приложенного к «Missionarchéologiqne de Macédoine. Par L. Heuzey et Η. Daumet», издан. французск. министерством народного просвещения (Paris 1876), pi. F. Itinéraire entre la Macédoine et la Thessalie, – оттуда же, ρl. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Келлия прор. Илии с 8 каливами, в к-рых проживает 5-6 монахов, расположена напротив И. м. на вершине холма. Здесь нек-рое время подвизался патриарх Григорий V, а затем жили изгнанные из И. м. грузины во главе со старцем Венедиктом, в числе учеников к-рого был старец Виссарион (Кикодзе; 1807-1893). Нек-рые из келлий находятся на месте древних мон-рей, основанных в кон. X-XII в. Так, келлия Пояса Пресв. Богородицы расположена на месте обители Халду, основанной в Х в. Саввой Халдом из визант. фемы Халдия. В нач. 40-х гг. XIX в. келлия была заселена рус. иноками. В 1905 г. в ней подвизалось 20 монахов ( Павловский. 1905. С. 140-142). В 1905 г. в келлии проживало 26 насельников (Там же. С. 138). Эта келлия имела 5-этажное подворье в Галате в К-поле. Келлия преподобных Петра и Онуфрия в местности Магула отождествляется с визант. обителью Магула, известной в качестве многонаселенной келлии с нач. XI в.; скитом она стала в XIII в. Здесь подвизались исихасты Исаия, Корнилий, Макарий, прп. Григорий Синаит , Каллист I, патриарх К-польский, прп. Афанасий Метеорский . Скит, расположенный между И. м. и монастырем Филофея, в течение веков оспаривался этими обителями, пока в 1786 г. патриарх Прокопий не передал его окончательно И. м. В 40-х гг. XIX в. в келлии поселился рус. иером. Савва, в 1868 г. она была приобретена рус. схим. Николаем, к-рый отремонтировал ее. В 1872 г. были воздвигнуты 2 больших здания, в 1880 г.- новый храм во имя преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского. Впосл. на нижнем этаже был устроен храм во имя свт. Николая Чудотворца в память коронации имп. Николая II. Преемником схим. Николая стал иеросхим. Феофан († 1900), а последним из рус. старцев - иером. Макарий. Серьезной проблемой келлиотов являлось отсутствие воды, разрешение на строительство водопровода было получено от И. м. только в 1917 г. В наст. время в келлии проживают старец Христодул и послушник Серафим из Австралии. Службы проводятся в нижнем храме, верхний нуждается в ремонте. В обоих храмах сохранились рус. иконостасы ( Цареградов. 1908; Троицкий (в печати)).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Нас привезли в уютный ресторан, где мы отведали итальянской кухни, тут же справляли праздник ребята из грузинской диаспоры. Было уютно и радостно, мы понимали, что время нашего знакомства с Бари подходит к концу, а как не хотелось уезжать. Мы также побывали на Русском подворье Московской Патриархии, заказали там обедни и сорокоусты. Перед отплытием из Бари мы прогулялись по местному «Арбату». Здесь много шумной молодежи, часто встречаются афро-итальянцы, все куда- то спешат, совершают разные покупки. Мы дружелюбно пообщались с местными жандармами и даже сфотографировались с ними. Вот мы опять на пароме, и наш путь лежит обратно в Грецию. Прибыв в Грецию, мы отправились в  Метеоры.  Метеоры переводится как «парить между небом и землей». Здесь в Метеорах высоко в горах располагаются древние монастыри, они чем-то напоминают ласточкины гнезда. Здания обителей буквально срослись с непреступными скалами. Сами же горы образованы древними морскими отложениями и это видно, когда подходишь близко. Видно, что они округлые и не имеют острых углов. Раньше здесь было до двадцати четырех монастырей, но в результате турецкого владычества и бомбардировок во время второй мировой войны многие монастыри были разрушены. Под Метеорскими горами расположился небольшой красивый и очень уютный городок Каламбака, в нем мы и остановились на ночлег. Местные жители во время войны буквально спасли оставшиеся здесь монастыри. Действующих монастырей осталось только шесть. Четыре мужских обителей и две женские. Мы смогли побывать только в трех. Первый монастырь — Великий Метеор, основыван в четырнадцатом веке выходцем с Афона, верным учеником отцов–исихастов, преподобным Афанасием. В то же время в далекой лесной и снежной Московии преподобный Сергий собирал свое братство близ Радонежа. Преподобный Афанасий принес в Метеоры Святогорский устав. Шестнадцатый век был рассветом Метеорского монашества. Метеорские монастыри были недоступны многим из-за своей неприступности, ведь дороги к монастырям появились лишь в двадцатом веке, а женщин раньше вообще не допускали сюда. Здесь сохранились в своей первозданности древние росписи и фрески. Конечно, можно представить, какой титанический труд выполнили монахи-подвижники. Чтобы построить эти обители сначала строили башни-подъемники. А затем десятилетиями подымали строительный материал на вершины скал и только потом начинали строительство. Для передвижения монашествующих служили те же самые подъемники. Сейчас же можно увидеть обычный лифт.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

Феофан и с к-рыми общался тогда Г. С., обитали в малых поселениях, расположенных гл. обр. на крайней юж. оконечности полуострова, поблизости от Великой Лавры. Сохранились имена нек-рых из них, наиболее уважаемых: прп. Геронтий из Вулевтирий, Корнилий, Авксентий, Исаия, Макарий, Григорий, Геронтий, Феодул, прп. Герман Марулис, Иаков Трапезундский, Климент, Галактион, Марк Аплус ( Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262). К ним следует добавить прп. Максима Кавсокаливита, в Житии к-рого, написанном митр. Феофаном, подробно рассказывается о встрече прп. Максима и Г. С. в то время и об их беседе, посвященной сердечной молитве и ее воздействию. Т. о., выбор Г. С. именно этого места для поселения не был случаен: между 30-ми и 60-ми гг. XIV в. в окрестностях Великой Лавры произошел необычайный расцвет исихастской жизни, о к-ром известно также из Житий преподобных Нифонта, Ромила, Афанасия Метеорского, свт. Григория Паламы и др. документов. Возвращение в Парорию Последние годы Но и это пребывание Г. С. на Афоне было кратким. Постоянно повторялись тур. набеги, к-рые заставили его сперва перебраться под защиту стен Великой Лавры. Однако жизнь в большом общежительном мон-ре не удовлетворяла Г. С., постоянный контакт с др. монахами беспокоил его душу, стремившуюся к безмолвию (Житие. 16). Поэтому в 1335 г. он решил окончательно оставить Св. Гору и вернуться в Парорию, место, казавшееся ему самым подходящим для жизни, к-рой он себя посвятил. Взяв с собой ученика, Г. С. достиг на корабле Адрианополя (совр. Эдирне, Турция), а оттуда пешком добрался до Парории (Там же). Вероятно, он сел на корабль в порту Великой Лавры, доплыл до устья р. Эврос и затем поднялся вверх по течению реки, к-рая была судоходна как раз до Адрианополя. Житие Максима Кавсокаливита, написанное митр. Феофаном, повествуя о пророчестве прп. Максима, предсказавшего оставление Г. С. Афона и возвращение в Парорию, описывает сцену его отправления с Афона и упоминает о том, что он предпринял пеший переход до Комитиссы ( Kourilas, Halkin.

http://pravenc.ru/text/168073.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010