У этого храма непростая судьба. Во времена завоевания города турками-османами христиане могли молиться лишь в одном небольшом приделе, так как все прочие помещения храма были отданы под мечеть. Уникальные фрески и мозаики либо уничтожили, либо замазали штукатуркой. B XII beke были похищены мощи святого Дмитрия. Они вернулись в храм всего тридцать лет назад. А в 1917 году здание пострадало от страшного пожара, в котором сгорела большая часть Салоник. Уцелела лишь нижняя часть каменной кладки. Восстанавливали церковь долго, до 1948 года, и сейчас она выглядит так же, как в начале VII века. 2. «Второй палец» Халкидик — Ситония. Красивейшее место, куда туристы предпочитают выезжать  семьями. Для меня же это точка отправления к святыням — к Афону, «третьему пальцу» Халкидик. Здесь двадцать монастырей, десять на западном побережье, вдоль которого идет наш корабль, остальные — в центре полуострова и на восточном побережье. По берегам видны причалы внутренних обителей — арсаны. В глубине гор то тут, то там видны скиты. На полуострове их двенадцать. 3. Метеоры. Здесь скалы парят между небом и землей, а монастыри каким-то невероятным образом умещаются на их вершинах. Сейчас от монастыря к монастырю проложены дороги: хочешь — езжай, хочешь — иди. Но когда первые монахи-отшельники еще в Х веке селились в Метеорах, они выбирали эти места именно из-за их труднодоступности. B XIV веке в этот скалистый район прибыл афонский монах Афанасий. На самой высокой скале он основал первую обитель, наподобие Афонской, — Преображенский монастырь, — собрав братию из отшельников. По преданию, именно святой Афанасий дал этому месту название Метеор. С течением времени на соседних скалах стали появляться и другие монастыри, u k XVI веку их насчитывалось уже двадцать четыре. Многие не пережили войн, бомбежек Второй мировой войны, до наших дней сохранилось лишь шесть. 4. В Преображенском мужском монастыре (Большой Метеор) всего четверо монахов. Днем, когда монастырь заполняют туристы и паломники, монахи не выходят из келий, отделенных от доступных для посещения территорий. Поднявшись по каменным ступеням, вырубленным в скале, можно попасть в ту часть обители, которая больше похожа на музей. Здесь и трапезная, и кухня, и многое из того, что веками составляло ежедневный быт монаха. Чувство, что ты турист, исчезает, когда видишь сохранившиеся росписи со сценами мученической смерти первых христиан. Их трудно разглядывать отстраненно: события раннехристианских времен становятся осязаемыми, а скупая цветовая гамма лишь усиливает впечатление. Стены центральной части главного метеорского собора богато расписаны фресками. Некоторые из них принадлежат кисти Доменикаса Теотокопулоса — это тот самый художник, который начинал с иконописи, а позже, уехав в Венецию, сменил имя на Эль Греко.

http://foma.ru/grecheskie-etyudyi.html

Преподобный Афанасий написал для братии Метеорского монастыря правила монашеского общежития и подвижнической жизни, собрав воедино все усвоенное им от преподобных Григория Синаита , Григория Молчаливого и других исихастов. Устав монастыря составлен исключительно на синаитско-исихастских принципах. Передав все свои знания, преподобный вернулся к желаемому безмолвию и созерцанию. Своими подвигами он стяжал великие благодатные дары от Господа. Его блаженная кончина последовала 20 апреля 1383 года на 78-м году жизни Святые мощи преподобного Афанасия вместе с мощами его ученика преподобного Иоасафа, ктитора Метеор, почивают в Метеоро-Преображенской обители. Согласно преданию, которое отражено в монастырском типике 1580 года, святой Иоасаф скончался через 40 лет в тот же день, что и его учитель. 20 апреля отмечается их память. День этот является праздником монастыря На северной алтарной стене Преображенского храма до нашего времени сохранилась фреска, на которой святой Афанасий Метеорский изображен вместе с преподобным Иоасафом. Преподобный Сисой Синаит О большинстве учеников преподобного Григория Синаита история сохранила крайне скудные сведения: имена, место совершения монашеских подвигов и иногда место кончины. И неудивительно, поскольку “чужестранство” считалось в среде синаитских исихастов важной добродетелью. Монахи-синаиты пребывали на земле как странники, не имеющие “зде пребывающего града”, жили небесной жизнью, скрытой от других, до смерти. Не представляет в этом отношении исключения и преподобный Сисой Синаит. Считают, что он был одним из близких учеников святого Ромила и пришел с ним с Афона в окрестности Раванницы с. 200]. Как соученик, Сисой был в дружбе со святым Григорием Молчаливым. На Святой Афонской Горе преподобный Сисой был некоторое время игуменом монастыря Хиландар. В Сербии он находился в близких отношениях с князем Лазарем. Существует предположение, что он был его духовником с. 120]. Упоминается он и как духовник в Повелении княгини Милицы 1398 года с. 297].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

4 Монастырь расположен достаточно далеко от населенных пунктов, находится в труднодоступном месте, на скале высотой 613 метров, подниматься на которую нужно по высеченной лесенке, состоящей из 146 ступенек. – Прим. ред. 6 Умной молитвой, умным деланием называется чтение в уме Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». – Прим. ред. 7 Афанасий Метеорский, преподобный (греч., память 20 апреля), духовный преемник преподобного Григория Синаита , исихаст, основатель знаменитого Метеоро-Преображенского монастыря. Начал свои аскетические подвиги на Афоне, продолжил их с 1340 года в пещере на высокой скале Платилифас в Метеорах, где собрал вокруг себя первую монашескую общину исихастского типа. Основанный преподобным Афанасием монастырь являлся общежительным (киновией) со строгим уставом. Сам преподобный пять дней в неделю пребывал в своей пещере в безмолвии и молитве, лишь в субботу и воскресенье выходил к братии. От Бога он получил дар прозорливости и чудотворения. Честная глава святого по сей день хранится в монастыре Преображения. – Прим. ред. 8 Первая церковь , построенная преподобным Афанасием Метеорским на Больших Метеорах, была посвящена Божией Матери. Однако когда число иноков достигло четырнадцати человек, воздвигли новый храм в честь Преображения Господня, впоследствии ставший соборным и давший современное название монастырю. –Прим. ред. 9 Стасидии – специальные деревянные кресла с подлокотниками и откидными сиденьями для продолжительных монастырских служб. – Прим. ред. 10 Дионисиат, или монастырь святого Дионисия, в честь Рождества Иоанна Предтечи, расположен в северной части полуострова Афон; был основан преподобным Дионисием Корисским (XIV в.) на месте бывшего ему видения чудесного света. – Прим. ред. Перевод А.Ю. Никифоровой. Святогорский монастырь Симонопетра во имя Рождества Христова расположен на юго-западной стороне полуострова Афон, на высоте 230 метров. Отец Емилиан стоял у истоков его возрождения, придя в запустевшую обитель в 1973 г. с двадцатью молодыми насельниками из Больших Метеор. О восстановлении монашеской жизни в Симонопетре см. трактат «Монашеское житие: дом Бога и врата Небес. Древесный побег (Симонопетра)». Сейчас в монастыре пятьдесят пять монахов. –Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

  Вскоре к ним присоединился Афанасий. В Житии неск. раз говорится о почтенном возрасте Г. Н. в этот период. Из-за частых нападений разбойников монахи были вынуждены покинуть Афон и отправиться через Фессалонику в Веррию. По благословению Иакова, митр. Серрского, они поселились в Фессалии, около г. Стаги на высокой скале Стилос. Затем Афанасий переселился в др. место (ок. 1340) и впосл. основал Большой Метеорский мон-рь, а Г. Н., прожив 10 лет в молитве и молчании, за что был прозван Молчальником, вернулся в Фессалонику. В Житии св. Ромила Г. Н. сообщает о себе, что пришел из К-поля в Парорию после повторного возвращения туда из Загоры Ромила (в сер. или кон. 1-й пол. XIV в., когда там жил св. Феодосий Тырновский). Вероятно, Г. Н. пришел в Парорию, к-рая в 40-х гг. XIV в., при покровительстве болг. царя Иоанна Александра, переживала период расцвета, чтобы посетить места, связанные с именем его учителя Григория Синаита. Здесь он стал учеником мон. Илариона, учеником к-рого был и Ромил.   Вскоре Г. Н. перешел под начало Ромила и до его смерти почти неотступно пребывал с ним. Неск. раз автор подчеркивает греч. происхождение Ромила, что дает повод считать, что сам Г. Н. был славянином. После тур. завоевания и запустения Парории они переселились в дальнюю пустыню в Загоре. Неск. раз посещали Тырнов. Потом Ромил тайно ушел на Афон, куда к нему вскоре отправился и Г. Н. После убийства покровителя Св. Горы серб. деспота Иоанна Углеши (сент. 1371; см. ст. Мрнявчевичи) из-за угрозы тур. притеснений монахи покинули Афон. Ромил поселился в серб. мон-ре Раваница и там умер (смерть Ромила в источниках датируется 1375, 1381 или 1385). Был ли Г. Н. в Раванице, из Жития непонятно. В конце он сообщает, что составил Житие в местности Мелана, близ Великой Лавры на Афоне.   Согласно нек-рым исследователям (см.: Jycmuh архим. С. 144), после ухода Ромила Григорий Новый остался на Афоне и поселился в пещере выше совр. местоположения обители, в к-рой ранее подвизался прп. Григорий Синаит. Помолившись и ударив скалу жезлом, он извел источник, не иссякающий и по сей день. Вместе с собравшимися вокруг него учениками он спустился к морю, построил мон-рь и освятил его во имя свт. Николая Чудотворца. К этому периоду исследователи относят составление жития Ромила (Богданов И. Тринадесет века българска лит-ра. София, 1983. Ч. 1. С. 135). В кон. 70-х гг. XIV в. Г. Н. покинул Св. Гору и поселился в Хомольских горах (совр. Хомольске-Планина, Сербия), в Браничеве. В 1378 г. в ущелье Ждрело, в пещере, он устроил церквушку, так же как и на Афоне, во имя свт. Николая Чудотворца.

http://isihazm.ru/1/?id=588

В 1385/86 г. по заказу И. был переписан Апостол-апракос (Meteor. Metamorph. 555). Принадлежавшее святому миниатюрное Евангелие-тетр в серебряном окладе в наст. время хранится в Афинской нац. б-ке (Athen. Bibl. Nat. 58). В 1387/88 г. И. перестроил и расширил собор Преображения Господня, в 1389/90 г. участвовал в основании мон-ря Ипсилотера, называемого также мон-рем Каллиграфов, на скале напротив Большого Метеорского мон-ря. Известно, что в 1394 г. И. вместе с иером. Серапионом и монахами Филофеем и Герасимом находился в мон-ре Ватопед на Афоне, что, видимо, было связано с завоеванием Фессалии Баязидом I (1393). Он также приобрел келлию в Карее (продана в 1400 мон-рю прп. Дионисия). В 1396 г. И. возвратился в Метеоры. В документе Неофита, архиеп. Ларисского (1541), упоминается, что И. добился признания независимости Метеорских мон-рей от К-польского патриарха Евфимия III (1410-1416), к-рый вывел их из-под юрисдикции епископа Стагийского. Иоасаф, митр. Ларисский, в письме 1401/02 г. характеризует И. как «святого, сладостного, кроткого, тихого, проникновенного». Честная глава И. хранится в соборе Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря. День его памяти был приурочен ко дню кончины 1-го ктитора этого мон-ря, прп. Афанасия Метеорского. Ист.: Порфирий (Успенский), архим. Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские мон-ри в Фессалии в 1859 г. СПб., 1896. С. 464-469; Βης Ν. Α. Σνταγμα πιγραφικν μνημεων Μετερων//Βυζαντς. 1909. Τ. 1. Σ. 584, 586; idem. Συμβολ ες τν στοραν τν μονν τν Μετερων//Ibid. Τ. 1. Σ. 250, 253, 271, 275, 277 [Житие Афанасия Метеорского]; idem. Σερβικ κα Βυζαντιακ γρμματα Μετερου//Ibid. 1910/1911. Τ. 2. Σ. 32, 34, 46, 53; Coлobjeb А., Мошин В. Грчке српских владара. Београд, 1936. S. 292; Lascaris M. Deux chartes de Jean Uroš, dernier Némanide (Novembre 1372, indiction XI)//Byz. 1955/1957. T. 25/27. P. 277-323; Βρανοσης Λ. Τ χρονικν τν Ιωανννων κατ νκδοτον δημδη πιτομν//Επετηρς το μεσαιωνικο ρχεου. Αθναι, 1962. Τ. 12. Σ. 94; Actes de Dionysiou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1968. Vol. 1. N 7 (ArAth; 4).

http://pravenc.ru/text/578046.html

Пиршество шведов на берегу Невы как одно из важных событий дня показал телеканал " Петербург " . Сюжет сопровождался комментарием о том, что Вальпургиева ночь - аналог колдовского Майского Кануна и отмечается ночью 30 апреля " в ознаменование расцветающей весны " . Однако, полагает автор сообщения, дело даже не в почитании монахии Вальпургии: " Нынешним любителям вспомнить в эту дату о ведьмах, скачуших на метлах, очевидно, не столь дорога сама Вальпурга, сколь желанна мечта освоить берег, с которого русский император Петр Алексеевич 300 лет назад пообещал: " Отсель грозить мы будем шведам! " ... В будущем году коммерческий проект обещает стать еще масштабнее. На Заячьем острове, где государь Петр Великий освящал землю и служил молебен на основание святого города, отмечают чужие праздники, пили, пьют и будут пить пиво " .   Но пока еще есть как на нашей земле, так и за рубежом благодатные места. Об одном таком - " горном монашеском крае в центре " Греции, называемом Святые Метеоры , - рассказывает в статье " Лестница в небо " автор журнала " Русский предприниматель " Ольга Решетникова. " Уже с IX века в пещерах и скитах начинают селиться отшельники. А в XIV веке на высокой (около 416 м) и самой большой по площади скале св. Афанасий Метеорский создает первую мужскую обитель. Скалы, как бы соединившие небо с землей, он назвал Метеорами - " Парящими в воздухе " , а первый монастырь - Великими Метеорами. В период своего расцвета в XVI веке в Метеорах было 24 монастыря и множество скитов, пещер, столпов… Сейчас здесь действует 6 монастырей, которые открыты для посещения " . Автор повествует о посещении одного из монастырей этого края - Свято-Троицкого и знакомстве с игуменом монастыря. На сайте " Правда.Ru " опубликован материал, приуроченный к прошедшей Пасхе, и посвященный Туринской Плащанице: " Пятое Евангелие " Христа " . В статье рассказывается о том, что такое Плащаница и о ее " перемещениях " по миру. Также в этой публикации можно узнать о тех исследованиях, которые проводились и проводятся для изучения Плащаницы. " И всё-таки более значительно, что перед нами не простой отпечаток, а личное свидетельство Самого Христа. Плащаница запечатлела на себе то, что Он Сам записал для нас. Это подлинная картина страданий и смерти и одновременно комментарий к лаконичным словам Евангелия. Раскрыт точный смысл каждой евангельской фразы с ужасающей ясностью. Плащаницу назвали Пятым Евангелием, так как она несёт весть не только о смерти, но и о победе над смертью... И учёные во множестве своих заключений приходят к одному - доказательства жизни, смерти и воскресения Христа неопровержимы. Многие в процессе исследования становились верующими " . " Он явил Себя живым по страдании Своём со многими верными доказательствами " , - пишет апостол Лука. И апостольское свидетельство, и свидетельство ученых объединяются в едином возгласе: Христос Воскрес! "

http://pravoslavie.ru/4834.html

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Среди большого собрания икон имеются две иконы XIV в., подаренные Марией, сестрой прп. Иоасафа. На одной из них изображены Богородица с Младенцем и припавшая к Ее ногам деспина Мария, на полях представлены 14 святых, рядом с каждым в доску была вставлена частица мощей. На иконе «Уверение Фомы» также запечатлены заказчики: Мария и ее супруг Фома Прелюбович. Кон. XIV в. датируется диптих, составляющий композицию «Не рыдай Мене, Мати»; к XIV-XV вв. относятся парные литийные иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца, а также икона арх. Михаила. В музее хранятся шитые золотом плащаницы и священнические облачения (XIV-XVI вв.), церковная утварь, резные кресты (1594, 1609 гг.) и др. Святыни мон-ря: честные главы свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанна Лествичника и ктиторов, преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских, рука свт. Василия Великого, частица мощей свт. Андрея Критского и др. В наст. время в обители 6 монахов и 2 послушника, игумен - архим. Афанасий (Анастасиу). Престольные праздники - Преображение Господне (6 авг.) и день памяти преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских (20 апр.). Ист.: Βης Ν. Α. Συμβολ ες τν Ιστοραν τν Μονν τν Μετερων//Βυζαντς. 1909. Τ. 1. Σ. 237-260, 265-270; Βης Ν. Α. Τ χειργραφα τν Μετερων. Αθναι, 1986. T. 1; Meteora: Canonical Rull of Athanasios the Meteorite for the Monastery of the Transfiguration//Byzantine Monastic Foundation Documents/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998. Vol. 4. P. 1455-1462. Лит.: Nicol D. M. Meteora: The Rock Monasteries of Thessaly. L., 1975. P. 73-76, 88-105; Προβατκης Θ. Μ. Μετωρα: Ιστορα τν Μονν κα το Μοναχισμο. Αθναι, 1988; Nicol D. M. A Layman " s Ministry in the Byzantine Church: The Life of Athanasios of the Great Meteoron//Studies in Christian Church. 1989. T. 26. P. 141-154; Σοφιανς Δ. Ζ. Μετωρα: Οδοιπορικ/Ιερ Μον Μεταμορφσεος (Μεγλου Μετερου). Μετωρα, 1990. Σ. 21-37; Σπανς Β. Ιστορα - προσωπογραφα τς Βορειοδυτικς Θεσσαλας τ β μισ το ου αι. Λρισα, 1995; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 189-195; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 105-106; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 37-38; Δπτυχα, 2002. Σ. 950-952.

http://pravenc.ru/text/149719.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники «Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники» — книга Петра (Пиголя), посвященная Григорию Синаиту — великому святому, которого можно назвать основоположником исихазма, родоначальнику великого «семейства» святых в Византии и славянских странах. Содержание книги: Глава 1. Центры православной монашеской духовности, их возникновениеи преемственность Синаитско-святогорское движение XIV века Западный Ренессанс и православное Возрождение Глава 2. Преподобный Григорий Синаит и его влияние на возрождение и распространение исихазма Начальное монашеское становление преподобного Григория Восхождение к высшей форме иноческого делания — созерцанию Учение преподобного Григория Синаита Глава 3. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Византии Преподобный Герасим Святой патриарх Каллист Святитель Григорий Палама Давид Дисипат Глава 4. Последователи преподобного Григория Синаита на Святой Горе Афон Преподобный Марк Клазоменский Авва Николай Слепец Аарон Климент Болгари Глава 5. Продолжатели духовных традиций преподобного Григория Синаита в Болгарии Преподобный Феодосии Тырновский Преподобный Роман Тырновский Духовные центры, основанные учениками преподобного Григория Синаита Глава 6. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии Митрополит Иаков Серский Преподобный Ромил Раванницкий Преподобный Григорий Горняцкий Преподобный Афанасий Метеорский Преподобный Сисой Синаит Кир Силуан Преподобный Никодим Тисманский Приложения Свт. Григорий Палама. СВЯТОГОРСКИЙ ТОМОС 1. Преподобного Григория Синаита 10 глав о безмолвии и молитве. 2. Преподобного Григория Синаита 15 глав о безмолвии и двух образах молитвы. Творения прп. Григория СинаитаТ   Глава 1. Центры православной монашеской духовности, их возникновениеи преемственность Синаитско-святогорское движение XIV века   История человечества, как и история отдельной личности, в своей глубинной онтологической сущности является непрестанной борьбой с врагом рода человеческого, — борьбой, которая, начавшись с грехопадения первых людей, будет продолжаться до скончания века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

В Апреле приехали за милостынею Метеорской горы, что в Фессалии, Всесвятского монастыря архимандрит Иоасаф со старцами, и ему выдано было сколько следовало по жалованной грамоте 1629 года. (Связка 13-я 14) Не много времени спустя явились опять посланные из Иерусалима архимандрит Климент из лавры Св. Саввы освященного с грамотами Патриаршими. Феофан писал Государю 1-го Апреля 1636 года, прося принять благосклонно архимандрита Климента и наделить его милостынями ради бедности монастырской братии, которая погибает от бесчисленного долгу и в обиде день и ночь от неверных Агарян и тамошних Арабских людей; но все сие терпит ради любви Христовой. В другой грамоте Патриарх просил Государя не оставить щедрым своим подаянием одного крещеного Араплянина. Монастырская братия, от лица своего игумена Афанасия, изложила пред Государем бедственное свое положение: «молим тебя даровать милостыню бедной обители нашей, ибо мы мучимся безпрестанно в великом долгу, от Агарян и от Араплян там пребывающих, и терпим от них великую обиду. Помоги нам починить святую обитель, потому что она раззорилась от старых лет, стены и келлии распалось и священные образа попортились. Божиею милостию мы учинили начало и устроили по прежнему несколько келлий, для успокоения братии, но от сего задолжали и не имеем чем заплатить долга.» Грамота от Сентября 18-го 1636 года. Патриарх Феофан писал о том же и к Иоасафу Московскому, прося ходатайствовать пред Государем о милостыне. Климент представлялся Государю в Июне и поднесь ему в дар мощи первомученика Стефана, Иорданскую воду и ладан. В след за ними приехали в Москву за милостынею Афонские старцы, игумен Пантелеимонского монастыря Иоанн с братиею, и привез жалованную грамоту Царскую и бывшего Патриарха, 1626 года, о дозволении им приезжать в Россию каждые пять лет. Чрез них писал к Царю о подаянии архимандрит их обители Макарий со всем Собором. Почти в одно время с ними приехали в Путивль из Литвы другие старцы, Синайской горы архимандрит Паисий, по жалованной грамоте, данной им в 1630 году на право приезда в четвертой год за милостынею; он привез шесть листов: два к Государю от Александрийского Патриарха Герасима, третий от Иерусалимского Патриарха Феофана, четвертый от Архиепископа Синайской горы Иоасафа; пятый к Царице Евдокии Лукьяновне от Архиепископа же Иоасафа, шестой к Патриарху Московскому Иоасафу, также от Архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010