[греч. Βης] Никос (2 или 22.12.1883, Триполи - 12.10.1958, Афины), греч. византинист, историк Церкви, действительный чл. Афинской академии (1943), специалист по греч. палеографии и лит-ре. Изучал филологию в Афинском ун-те, учился у С. Ламброса и Н. Политиса . С 1901 г. занялся исследованием и публикацией различного вида источников по истории Греции (в частности, Пелопоннеса, Фессалии, Македонии). Его работы получили поддержку А. И. Пападопуло-Керамевса . Из многочисленных трудов В., разбросанных по разным греч. и европ. изданиям (ок. 10 его статей опубликованы в «Византийском временнике»), особенное значение имеют издания каталогов рукописей греч. мон-рей: Сорока мучеников Севастийских близ Спарты (Επετηρς Παρνασσο. 1904. Τ. 8. Σ. 93-146), святых Феодоров близ Калавриты (Ibid. 1909. Τ. 9. Σ. 43-80), Мега Спилео на Пелопоннесе (Ч. 1: Αθναι, 1915; Ч. 2: Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1957. Τ. 7. Σ. 3-33), св. Афанасия близ Калавриты (Αθναι, 1926) и мн. др. В. принимал активное участие в организации издания ж. «Βυζαντς», в 1-м томе к-рого (1909) опубликовал свой наиболее значительный труд того периода о Метеорских мон-рях (в 1910 вышел отдельным изданием). С 1909 по 1925 г. жил и занимался научной работой в Берлине, основал европ. периодический журнал по византинистике и неоэллинистике («Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher», 1920). По возвращении в Грецию В. был избран профессором средневек. и новой филологии в Афинском ун-те (1925-1945). Наряду с преподавательской деятельностью ученый продолжал исследовательскую работу над различными аспектами церковной истории Византии, уделяя особое внимание отдельным церковным деятелям: митр. Фессалоникийскому Исидору Главе (BNJb. 1928. Bd. 8. S. 140-160), митр. Навпактскому Иоанну Апокавку (Ibid. 1934. Bd. 11. S. 179-182), митр. Коринфскому Стефану Хрисовергу (ΕΕΒΣ. 1925. 2. 122-148) и др. В 1940 г. вышло его издание христ. надписей в Греции (Corpus der griechisch-christlichen Inschriften von Hellas»). Мн. работы В. издавались уже после его смерти, в т. ч. публикация переписки Иоанна Апокавка. Библиографию работ В. см.: ΕΕΒΣ. 1949. T. 19. Σ. 363; 1950. T. 20. Σ. 360; 1952. T. 22. Σ. 349; 1958. T. 28. Σ. 463-464.

http://pravenc.ru/text/150029.html

Для назидания монахов фрески наглядно демонстрировали, какие муки ожидают нераскаявшихся грешников, рисуя яркие сцены Страшного суда, с изображением адских пыток, усекновения голов, бичевания и сожжения на кострах. В бывшей трапезной ныне расположен музей, где можно осмотреть незатейливое помещение с ее простой утварью, лоханями и черпаками. Но монастырь сохранил и уникальнейшие реликвии и раритеты. Среди них греческая рукопись 861 г.; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры основателя монастыря Иоасафа, расшитая плащаница XIV в. и др. Рядом с собором находится святой целебный источник, а с открытой террасы монастыря открывается великолепная панорама на окрестные горы, селение и соседние обители. Невдалеке от входа в монастырь расположен скит св. Афанасия Метеорского, где жил и молился основатель метеорских обителей. В XV–XVI вв., когда турки-османы оккупировали Грецию, в эти недоступные места массово бежали христиане. В этот период здесь возникло свыше тридцати монашеских общин. Это тяжелое время для многих стало духовным подвижничеством и святым молением за свою исстрадавшуюся родину. Но в XVII–XVIII вв. начинается запустение обителей, многие из них распались. XIX в. открывает Метеоры для любопытных путешественников, которые частенько стали нарушать аскетический покой насельников. Чтобы попасть сюда, редким посетителям приходилось либо взбираться по неустойчивым веревочным лестницам длиною более 30 м, либо подниматься в плетеной сетке на канате, раскачиваясь под порывами ветра на головокружительной высоте. Не каждый на это осмеливался. Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью подобных сеток. После Первой мировой войны паломничество в монастыри Метеор усилилось, как и активней стал развиваться туристический бизнес, предлагая местные уникальные природные и архитектурные достопримечательности. Из города Каламбаки проложили к наскальным монастырям новую комфортную дорогу. Сейчас до многих монастырей можно подниматься по узким серпантинам вырубленных в скалах ступеней.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Мч. Анастасий. Родом из Навплии, где и пострадал в 1655 г. Считается Небесным покровителем этого города. Служба емуопубликована попечением митрополита Арголидского Хризостома. Мчч. Стаматий и Иоанн, родные братья, и друг их Николай. Родом из города Спетсы. Пострадали на Хиосе в 1822 г. 5 февраля - мч. Антоний Афинский. Пострадал в Константинополе в 1774 г 7 февраля - прп. Лука Стиридский. Родился в Кастри (Эрмиони) в 896 г. Подвизался неподалеку от древней Стириды, где и скончался в 946 или 953 гг. Ныне существующий на месте его подвигов храм является постройкой X в (начата в 974 г). Вторично память прп.Луки празднуется 3 мая. 14 февраля - мч. Николай. Родом из Ихтиоса (Псари), Коринфской митрополии. Пострадал в 1554 г. чрез сожжение и отсечение главы. Честная глава мученика находится в обители св. Афанасия Метеорского. Житие, песенное последование и акафист мч.Николаю имеются в Свято-Троицкой обители на Сиамосе. Свщм. Дамиан. Родился в деревне Мириховос епархии Кардицы. Вершина его деятельности приходится на XVI в. Св. Дамиан прославился как проповедник слова Божия. Он подвизался в Пилии в монастыре Иоанна Предтечи и в Аграфе в монастыре Пелекитис. Пострадал в 1568 г. при султане Селиме. Мч. Георгий Митилинский, по прозванию «Пазьянос». Родом из Плагии. Мученически пострадал в Константинополе в 1693 г. 17 февраля - мч. Феодор Византийский. Родом из Константинополя. Пострадал в Митилине в 1795 г. 19 февраля - прмц. Филофея Афинская (+ 1589). Святые мощи ее почивают в митрополичьем храме в Афинах. 25 февраля - свщм. Ригин Левадийский. Родом из Левадии. Епископ острова Скопела, участник Сардикского Поместного Собора (IV в.). 28 февраля – мц. Киранна. Подвизалась в Фессалониках (+ 1751). 5 марта - свщм. Парфений, иеродиакон. Казнен в Дидимотихе турками в 1805 г., в воскресный день, при выходе из храма. Второе воскресенье марта - прп.Лаврентий, основатель находящейся в Саламине обители «Фанеромени». 10 марта - мч. Михаил Мавродис, подвизавшийся в Солуни (+ 1544). 11 марта - прп. Феодора, правительница и Небесная покровительница Арты. Родилась в Козане Сербской. Ее жизнь, деятельность и прославление связаны с Артой (XIII в.). Она происходила из благородной семьи, была дочерью Иоанна Петралифа, архонта Македонии и Фессалии, супругой правителя Эпирского княжества Михаила II Ангела, герцога Комнинского. После его смерти св. Феодора более десяти лет управляла страной, хотя и приняла монашество. С истинной преданностью Богу и любовью к ближнему совершила много самоотверженных дел. Вела жизнь строго подвижническую. Могила и честные мощи св.Феодоры находятся в Арте, в храме, носящем ее имя. Часть мощей находится в Сервии, куда они были перенесены 23 июня 1968 г. митрополитом Артским Игнатием. Житие прп. Феодоры в XIV в. написал монах Иов Мелос. Память святой совершается также 20 марта (перенесение мощей) и в третье воскресенье по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

1 Речь, произнесенная в сокращении в годовом собрании Киевского отдела Императорского Православного Палестинского Общества 10 апреля 1905 года. 2 «В этот день, пишет арх. Порфирий 8 сентября 1854 г. В своем дневнике, наступил пятьдесят первый год моей жизни. Я молился в церкви Лазенковского дворца и просил Бога продлить мой век, облагодетельствовать мою душу и благословить меня на дальнейшие труды». (Книга бытия моего, ч. VI, стр. 344–345. Спб. 1900). «Завтра, отмечает он под 7 сентября 1881 г., мне исполнится 77 лет. Вот сколько их подарил мне Вечный!» (Там же, т. VIII, стр. 538. Спб. 1902). 6 Это противоречие принадлежит пр. Порфирию. Книга бытия моего, V, 385; сн. Второе пут. По св. Афон. Горе, стр. 1. 14 Книга бытия моего, III, 47. Для характеристики миросозерцания матери пр. Порфирия может служить и «молебная песнь солнцу», перенятая последним от своей матери. Вот эта песенка: Солнышко, ведрышко, Выглянько! Твои детушки на камешке сидят, Уж сухарики и крошечки едят. Собакам бросают И их не оставляют (III, 256). 15 Вера была внушена пр. Порфирию матерью и «привита к душе в часы коленнопреклоненной молитвы, совершаемой, бывало, на одной половой доске с нею. С этою верою не вжаждешься во веки». (Первое путеш. в Синайский монастырь в 1845 г., стр. 9. Спб. 1856. Сн. Первое путеш. в Афон. Монастырь и скиты, ч. I, стр. 169). 16 Книга бытия моего, VIII,122; Первое путешествие по св. Афонской горе, ч. I, отд. I, стр. 169. Киев. 1877. 19 КПутешествие по Египту и в монастыри св. Антония В. и пр. Павла Фивейского в 1850 г, стр. 58. Спб 1856. 22 Гадание о судьбе по Евангелию – несомненно наследие этого воспитания. «В семействе нашем, пишет еп. Порфирий, сестры мои, родные и двоюродные, и сам я, когда учился в семинарии, все мы нередко загадывали всякий свое, и отгадку искали в Евангелии, которое всегда полагалось на голову» Путешеств. в метеорск. и оссо-олимпийекие мон. в Фессалии, стр. 177). 30 Книга бытия моего, I, 465, 559; II, 488; VII, 170; VIII, 319–320; Путеш. первое в Афон. мон. и скиты в 1845 г., ч. I, отд. П, стр. 341.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И, наконец, св. Фотий писал о святых местах — храмах, гробницах и мощах — именно как о том, через что (а вернее, через действующее в них дарование) «мы познаём и славословим начальную и перводетельную Причину» . Если попытаться передать ту же мысль более современным языком, то окажется, что святые места хотя полностью не определяют, но оказывают исключительное содействие нашему спасению и единению с Богом. Святые люди Встреча со старцем или святым человеком — это воистину одна из самых главных целей паломничества . Дело отнюдь не в праздном любопытстве, а в самоочевидном факте того, что ученик не выше учителя (Мф. 10:24), что получить дар можно только от того, кто уже им обладает. Встреча необязательно сиюминутная, но зачастую длящаяся дни, месяцы, годы. Или встреча мгновенная не только с учётом мимолётного паломнического пути, с тем, чтобы не огорчить старца или не оторвать его от молитвенного делания. Иногда от старца паломник может получить вместо благословения и одобрения порицание, что при хотя бы малой толике смирения и рассудительности должно пойти ему только на пользу. В житиях святых можно найти немало примеров, когда паломничество по сути дела становилось поиском святых людей в святых местах. Св. Николай Сионский (которого часто принимают со свт. Николаем за одно лицо) «стал во святом граде поклоняться всем святым местам и честным отцам вплоть до Иордана дней восемь» . А в житии свт. Порфирия, епископа Газского, описывается, как проходило его более продолжительное паломничество: «Отплыв от Салоник, он достигает Египта. Потом он устремился в Скит и удостоился через малое число дней честного поклонения. А после того, как он пробыл со святыми отцами в течение пяти лет, снова другой пылкий божественный порыв любви посетил его с тем, чтобы поклониться святым и почитаемым местам Бога, и оказавшись там и поклонившись, отправившись в пределы Иорданские, поселился в пещере, и там также провёл пять лет со многим злостраданием» . Прп. Афанасий Метеорский, посетив после Афона Константинополь ради поклонения святым местам, удостоился беседы с прп. Григорием Синаитом, Даниилом Исихастом и прочими отцами, воистину «как пчела собрав важное» (ς μλιττα συλλεξμενος τ καρια) .

http://bogoslov.ru/article/6174003

Второй составитель приписки на моём манускрипте, повторивший первую приписку с пополнениями, жил в 462 году. Тогда он вновь издал весь Апостол с предисловиями и со счётом стихов во всех апостольских посланиях. Это был Александрийский диакон Евфалий, известный этим изданием, которое напечатано было неким Закагнием с упоминанием имени сего дьякона. Итак, рассмотренный мной Новый Завет в Руссиковской библиотеке доставил мне следующие сведения о преемственных изданиях сего Завета в Египетской Александрии: Первое издание полного Апостола с апокалипсисом было сделано Дидимом в 396 году, а второе Евфалием в 462 году, четыре же евангелия изданы тамошним монахом Козмой Индоплавателем около 540 года. Все эти издания были весьма уважаемы православными христианами. Доказательством тому служат многие списки с них, которые я видел в библиотеках Синайских, Сионских, Афонских и Метеорских. Уважение же к ним обуславливалось правильностью содержащегося в них текста, принятого вселенской православной Церковью. С этих-то древнейших изданий и надобно нам печатать Новый Завет , разумеется, осторожно и тщательно, по сличении многих однородных манускриптов между собой и с моим манускриптом Евфалиевским, переписанным в 1301 году. Такой труд я взял на себя, дабы напечатанием оных избавиться от поклонов Немцам, и иметь текст св. Писания свой, православный, кафолический, наидревнейший. Но успею ли я сделать это? На ум приходит греческая поговорка: ες οδες, – т.е. один в поле не воин. А поле расстилается передо мной великое и пространное. Иди тут вперёд да вперёд, собирай цветы и клади их на жертвенник Науки. Иду, собираю и кладу. Вот крупный и сочный цвет знаменитого патриарха Фотия, называемый Τ μφιλοχα, λγων ερν κα ζητημτων ερολογα πρς μφιλχιον τν στατον μητροπολτην Κυζκου, ν τ καιρ τν πειρασμν, ζητημτων διαφρων ες ριθμν 300 συντεινντων π λσιν ατησμενον: т.е. Амфилохия, или толкование речений св. Писания и решение вопросов Амфилохия преподобнейшего митрополита Кизического, который во время бедственное просил (Фотия) решить ему разные вопросы, числом 300. Эта рукопись на бумаге, в большой лист, в 606 страниц, переписана мелким греческим почерком в прошлом столетии. Она разделена на две книги в одном переплёте. В первой книге содержатся сто ответов Фотия на вопросы Амфилохия, а во второй 194 ответа ему же. Эту рукопись кто-то сливал с другими тезоименитыми рукописями, и на полях её отметил разночтения. Не знаю, как она досталась Руссику. (Такая же рукопись на пергамине находилась в Афонской лавре св. Афанасия. Лавриоты препроводили её в Афины для напечатания; и она там напечатана и посвящена нашему Государю Александру Николаевичу). Тут я вычитал, что современник апостола Петра Симон волхв, первый из всех, держал у себя образ Христа, и выставлял его при совершении крещения. Из этой рукописи извлечены мной некоторые вопросы и ответы и помещены в моём каталоге Руссиковских манускриптов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Хороши лица священника, одетого в белую фелонь и кадящего главе Предтечи в верху, и одного архиерейского певца внизу. Этот певец держит книгу со словами: τν σεβασμαν κραν το βαπτιστο σο Κριε – Честную главу предтечи Твоего, Господи. У диаконов и певцов головы покрыты кругловатыми увяслами белого цвета. Полюбуйтесь ими, и знайте, что у иаковитских монахов в Сирии, где и Эмесса, поныне висят сзади подобные ленты, а подобные увясла носят Киевские схимонахи. Позади архиерея на образе виден Эмесский князь в золотой шапочке с сиянием вокруг головы его, означающем не святость его, а власть, полученную им от Бога. За этим же князем стоит сановник в шапке, похожей на шапки Деспотов Сербии и Албании, кои я видел и отподобил на Афоне в Есфигменском монастыре. Все эти лица на этой иконе не греческие, а славянские и у всех волосы светло-русые, даже рыжеватые. Посему можно полагать, что живописец был не грек, а Серб, или Фессалиец славянского происхождения. Фессалийскую живопись мне напомнили и заметные на стихаре одного диакона как бы буквы, кои я видел на стихарях диаконов, изображённых в монастырях Фессало-Метеорских. Впрочем, кто бы ни писал рассмотренную нами икону, а белые Сирийские увясла на ней, напоминающие наши белые клобуки, я причисляю к итогу нескольких, пока мне одному известных, доказательств на то, что христианство вошло в Россию по Дону и Волге из Египта и Сирии ранее появления его на берегах Днепра из Византии. Это – новость! А братская трапеза в Лавре – старина! Современная строителю этой обители Афанасию, каменная, огромная, она отдельно стоит против соборного храма на западе от него. Над главным входом в это крестообразное, снедное, здание, высоко на стене налево видно изображение Серронского митрополита Геннадия с надписью: πανιερτατος κα πρτιμος μητροπολτης Σεν Γεννδιος κττωρ τς παροσης τραπζης т.е. преосвященнейший и всечестный митрополит Серронский Геннадий ктитор настоящей трапезы. Так как он же в 1522 году починил юго-западную башню с церковью в ней св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

30 января 2013 г. Прп. Антоний почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Последние археологические находки показывают, что прп. Антоний Новый жил до XII в., а не в XIV–XV вв., как думали раньше. Монастырь Святого Иоанна Предтечи был главным в целой группе монастырей, которые впоследствии стали называться Верийским скитом. Здесь просияли свт. Григорий Палама, прп. Афанасий Метеорский, прп. Никанор и прп. Дионисий Олимпийский. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Мария 20 сентября 2015, 22:55 Молитва О всеблаженне исповедниче, святителю Антоние, великий угодниче Христов! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на люди, просящия твоея помощи. Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави от всяких бед душевных и телесных, от искушений и наветов диавольских. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, дарует кончину живота непостыдную и блаженство вечное в будущем веце нам, непрестанно возсылающим славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Валерия 19 сентября 2013, 11:23 Жизнь святых и прославление их у Бога. Называем ли имя святого или нет, так или иначе мы обращаемся на Богослужении: " Все святые, молите Бога о нас " . Мы одна Церковь и Небесная уже прославленная Светом Бога и Земная труженица. Мы все вместе, один организм. ВСЕ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! Наталия 30 января 2013, 22:14 Благодорим Господа и святого Антония за все его молитвы о нас грешных и деяния! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59071.html

Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950 – 970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκτη του Αγου Πνεματος). Затем последовало возведение Преображенского скита ( 1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. В конце XI и в начале XII века в Дупианском или Стагском скиту образуется пока еще небольшая монашеская община с богослужебным центром в храме Пресвятой Богородицы. Первая организованная монашеская киновия была основана около 1340 года преподобным Афанасием Метеорским ( 1302 – 1380 ). Именно он дал этим скалам название " Метеоры " , что означает " висящие в воздухе между небом и землей " . В свое время грабительские набеги турок и политические интриги вынудили Афанасия (тогда еще молодого афонского инока) и его духовного отца Григория покинуть Афон . Какое-то время они жили в Салониках , а потом, по совету сербского епископа Иакова, отправились в Фессалийский скит Стаги. Они обосновались на вершине скалы Стилос. Спустя некоторое время Афанасий, по благословению своего духовного отца, перебрался в пещеру пониже и посвятил всего себя уединенной молитве. Григорий же прожил на вершине Стилос более десяти лет. Его называли " Стилит " . В 1340 году прп. Афанасий , искавший еще большего уединения, собрал 14 монахов из близлежащей округи и снова перешел на новое место: на этот раз на самую большую скалу высотой 613 метров над уровнем моря и 413 над уровнем ближайшего городка Каламбака «Платис Литос» (греч.- широкий камень) или " Великая Метеора " , где он основал первый общежительный монастырь, посвятив его Преображению Господню. Афанасий имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. Именно с момента определения устава монастыря Великая Метеора и ведет свое начало горная монашеская " республика " - Святая Метеора. Название " Метеора " в наши дни относится ко всему комплексу огромных каменных столбов, а вначале это было лишь название монастыря, основанного прп. Афанасием.

http://drevo-info.ru/articles/22259.html

Мегала Метеора Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мегала Метеора — самый большой и древний православный монастырь среди метеорских, основанный в начале XIV века монахом Афанасием на одной из скал Фессалии недалеко от городка Кастраки в номе Трикала, Греция. В 1988 году Преображенский монастырь в числе других метеорских монастырей был включён в список объектов всемирного наследия. Греческое название — Μεγλο Μετωρο. Другие известные названия — Великий Метеор, Преображенский монастырь. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302—1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным — свое образование он получил в Салониках и Константинополе — виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте преподобный Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон , но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек). Слухи о монахе Афанасии быстро распространились — за первые 10 лет многие из молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство — киновию — по образцу монашества на Святом Афоне . Ученик и преемник Афанасия, святой Иоасаф, считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор», где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание его архитектурного комплекса. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Мегала_Метеора

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010