Экскурсию по монастырю для участников чтений провел заведующий кафедрой теологии РГУ игумен Лука (Степановым). После посещения кельи и музея святителя Феофана Затворника в трапезном зале обители открылось пленарное заседание Феофановских чтений. Митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с обширным докладом, посвященным духовному наследию святителя Феофана Затворника . В своем выступлении владыка митрополит подробно остановился на аскетике святителя Феофана, рассказал об особенностях его учения о молитве как одном из важнейших средств Богообщения, указал на необходимость и важность изучения творений святителя Феофана для правильного понимания святоотеческого предания Церкви. Затем в трапезном зале монастыря, а также непосредственно в келье святителя Феофана Затворника начались секционные заседания. Выступая на первой секции («Творения Феофана Затворника: источники, текстология, принципы издания»), работу которой возглавил игумен Евфимий (Моисеев), представители церковной и светской академической науки: доктор филологических наук, заведующая Отделом русской классической литературы Института мировой литературы (ИМЛИ) РАН, профессор М.И. Щербакова; доктор филологических наук, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда, профессор В.Н. Захаров; доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Е.В. Николаева; инок Свято-Введенской Оптиной пустыни Симеон, доктор филологических наук В.В. Каширина; представитель текстологической группы Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев; доктор филологических наук, профессор Калужского государственного университета Н.И. Пак; ведущий сотрудник ИМЛИ РАН Э.Л. Афанасьев отметили непреходящее значение творчества святителя Феофана Затворника для Русской Церкви и русской культуры, рассказали о внутренней связи творчества некоторых русских писателей XIX-XX веков (прежде всего, Бориса Зайцева) с наследием святителя Феофана Затворника, подробно остановились на различных аспектах изучения творений святителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1288180.ht...

Арефа Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 24 октября/6 ноября) Аристарх , ап. от 70-ти, еп. Апамейский, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля; 27 сентября/10 октября) Аристовул , ап. от 70-ти, еп. Британский (Британский) (4/17 января ап.]; 16/29 марта; 31 октября/13 ноября) Аркадий Вяземский и Новоторжский , прп. (14/27 августа; 13/26 декабря; 11/24 июля) Аркадий Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Арсений I Сербский , архиеп. (30 августа/12 сентября [Серб.]; 28 октября/10 ноября) Арсений Великий , прп. (8/21 мая) Арсений Комельский , Вологодский, прп., игумен (24 августа/6 сентября) Арсений Коневский , прп. (12/25 июня) Арсений Латрийский , прп. (13/26 дексбря) Арсений Новгородский , Христа ради юродивый (12/25 июля; 8/21 мая) Арсений Печерский , Трудолюбивый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Арсений Тверской , еп. (2/15 марта; в первое воскресенье после 29 июня; 2/15 июля) Артема Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Артемий Антиохийский , военачальник, вмч. (20 октября/2 ноября) Артемий Веркольский , прав., отрок (23 июня/6 июля; 20 октября/2 ноября) Артемон Лаодикийский , пресвитер, сщмч. (13/26 апреля) Архипп , ап. от 70-ти, еп. Колоссянский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Асинкрит , ап. от 70-ти, еп. Гирканский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Афанасий Афонский , прп., игумен (5/18 июля) Афанасий Брестский , игумен, прп. (20 июля/2 августа; 5/18 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесят. (Белорус)) Афанасий Великий , Александрийский, архиеп. (18/31 января; 2/15 мая) Афанасий Наволоцкий , прав. (18/31 января) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Сидящий , Константинопольский, Лубенский чудотворец, патр. Цареградский (2/15 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. также представлен в иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под рук. свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) - иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 111; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. И. Б. Вологодская Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 766; Оп. 205. Д. 450-455; Ф. 815. Оп. 10. Д. 1. Л. 299-301; ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 768. Д. 293, 369; Оп. 779. Д. 796; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2691; Оп. 2. Д. 1579. Лит.: Посещение Киева Блаженнейшим Никодимом, Патриархом Иерусалимским. К., 1883; Николаев Н. Н. Великая страда: Иллюстр. история обороны Севастополя. СПб., 1904. Т. В. Кочубинская Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/172050.html

Митрополит Климент обозначил первоочередные цели и задачи работы Научно-редакционного совета на 2012 год. Это завершение подготовки томов 1–9 издания и переход к работе над 10–21 томами, подготовка и выход в свет презентационных выпусков томов 4–10 Полного собрания творений, окончание в целом Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника, продолжение архивной работы в архивах Москвы, Петербурга, Тамбова и начало работы в Государственном архиве Владимирской области, Государственном архиве Новгородской области, в архивохранилищах Святой Земли, Константинополя и Греческой Республики. Отдельной исключительно важной задачей, требующей скорейшего разрешения, является создание предметно-терминологического указателя и реального комментария к 1-10 томам издания, а также написание вступительной статьи ко всему изданию. В эту работу должны, по возможности, включиться все члены и эксперты Научно-редакционного совета. Следует также модернизировать сайт Полного собрания творений святителя Феофана, сделав его максимально удобным для пользователей и читателей, уделять большее внимание информационному обеспечению проекта, проведению научных конференций и студенческих семинаров. Доклад заместителя председателя Издательского Совета, заместителя председателя Научно-редакционного совета игумена Евфимия (Моисеева) был посвящен рассказу о результатах командировок в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, состоявшихся в мае и октябре. Выступающий отметил доброе сотрудничество, установившееся в рамках Феофановского проекта с обителью. Игумен Евфимий подробно остановился на описании рукописей хранящегося в этом монастыре личного фонда святителя Феофана. Большая часть рукописей уже скопирована и передана в Научно-редакционный совет. Опись только обнаруженных по состоянию на 16 декабря сего года на Афоне материалов содержит 100 черновых и беловых рукописей святителя. Среди них — как широко известные творения святителя, так и ранее никогда не бывшие в печати: «Содержание аскетики», «Правило веры в памятных записках Викентия Леринского», «Лествица, истолкованная или перифразированная иеросхимонахом Афанасием Критянином» и многие другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

Прп. Неофит Затворник. Икона. 1600 г. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) Помимо «Уставного завещания» одним из важнейших трудов Н. З. является «Панегирикон» - сборник Похвальных слов в честь мн. святых, нек-рые упомянуты только в этом источнике, напр. Аркадий и Феосевий Арсинойские. В сборник включены также сказания, посвященные чудесам и стихийным бедствиям: «Воспоминание о различных землетрясениях», «Слово о некоем монахе в Палестине, прельщенном демонами и впавшем в заблуждение в лето 1185 г.» (в сказании упомянут захват Св. земли Салах ад-Дином в 1187). «Панегирикон» содержит кипрские предания; так, в «Похвальном слове в честь Константинопольского патриарха Геннадия I» есть рассказ о смерти этого святителя от холода зимой в окрестностях Пафоса и о его посмертных чудесах, связанных со спасением замерзающих (см. ст. Геннадий I ). Похвальное слово в честь преподобных Андроника и Афанасии (IV-V вв., пам. 9 окт.) объясняет феномен особого почитания этих святых на Кипре, с к-рым они никак не были связаны. Согласно сведениям Н. З., изложенным в Похвальном слове, культ этих святых сир. происхождения, подвизавшихся в Египте, возник благодаря чудесам мироточения и исцеления от их икон, находившихся в посвященном им храме на Кипре (местонахождение храма на данный момент не установлено). Иконы и информация о святых попали на Кипр из Атталии (ныне Анталья, Турция), к-рая имела с островом прочные торговые связи и где хранилась часть мироточивых мощей подвижников. Сочинения Н. З. содержат сведения по истории, литургике, агиографии и климату, относящиеся ко времени жизни святого, они также являются источниками сведений по истории богословской мысли. Долгое время эти труды не привлекали особого внимания исследователей; начиная с XVIII в. издавались отдельные небольшие сочинения Н. З. Однако в кон. 90-х гг. XX в. интерес к литературному наследию подвижника возобновился. В изд-ве мон-ря Н. З. был подготовлен 6-томник всех сохранившихся трудов преподобного (Συγγρμματα Αγου Νεοφτου του Εγκλεστου. Πθος, 1996-2008). Издание осуществлено комиссией во главе с настоятелем мон-ря Леонтием, созданной при поддержке архиеп. Кипрского Хризостома.

http://pravenc.ru/text/2565024.html

Статья А. И. Грачева и Р. А. Лопина посвящена актуализации исследований трудов прп. Максима Грека (Триволиса) профессором А. И. Ивановым. Как отмечают авторы статьи, жизнь и творчество прп. Максима были одной из ключевых тем в научных исследованиях А. И. Иванова. А. И. Иванов занимался изучением взглядов прп. Максима на нестяжательство, на организацию монашеской жизни, изучением влияния на его взгляды идей Джироламо Савонаролы и философских аспектов сочинений прп. Максима, его антропологии. Авторы статьи приходят к выводу, что труды А. И. Иванова по изучению жизни и наследия прп. Максима Грека сохраняют большое значение и открывают новые возможности для исследований. Лушников Д. Ю., свящ . Естественная теология в богословском наследии святителя Иннокентия (Борисова)//Вопросы теологии. 2023. Т. 5, 2. С. 263–286. Статья о. Дмитрия Лушникова посвящена анализу естественно-теологического наследия свт. Иннокентия (Борисова), в частности, учения о доказательствах существования Бога и о божественных атрибутах. Автор излагает содержание этих концепций свт. Иннокентия, дает им характеристику и предпринимает попытку определить степень влияния западных богословских систем на богословие свт. Иннокентия. Согласно выводам автора, свт. Иннокентий, положив фундамент основного, догматического и нравственного богословия в русской традиции, дал толчок к освобождению от схоластики и становлению самобытного русского богословия как такового. Петров В., прот . «Неизвестная» глава из «Невидимой брани» прп. Никодима Святогорца в переводе свт. Феофана Затворника//Богословский вестник. 2023. 2 (49). С. 131–145. В своей статье прот. Василий Петров вводит в научный оборот часть рукописи свт. Феофана Затворника, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, — перевод свт. Феофаном 49-й главы «Невидимой брани» прп. Никодима Святогорца. Текст перевода свт. Феофана приводится в сопоставлении с греческим текстом прп. Никодима и новым русским переводом, выполненным автором статьи. Дополнительно автор делает замечания о составе трех известных изданий «Невидимой брани», а также публикует русский перевод известного примечания прп. Никодима, которое стало причиной дискуссии между прп. Никодимом и прп. Афанасием Парийским.

http://bogoslov.ru/article/6195747

(14) Священника Владимира ЧЕРНЫШЕВА на тему: «Цер- ковная История Евсевия Памфила как источник сведений об Отцах и Учителях Церкви I–Г веков». 1965 г. 60 (15) ТОКАРЕВА Бориса на тему: «Святой митрополит Кип- риан каклитургист». 1965 г. 65 (16) МЕЛЕНЯКО Павла на тему: «Церковно-историческое значение преподобного Нестора Летописца ». 1965 г. 68 (17) Монаха ПАЛЛАДИЯ (Шимана) на тему: «Учение о Церкви христианских писателей доникейского периода». 1966 г. 74 (18) Иеромонаха ЕВЛОГИЯ (Смирнова) на тему: «Учение святого Иринея Лионского о Домостроительстве спасения». 1966 г. 80 (19) ТКАЧЕНКО Григория на тему: «Выдающиеся церков- ные деятели и духовное просвещение Византии периода Ма- кедонской династии». 1966 г. 87 (20) Священника Иоанна ЖИЛЮКА на тему: «Святые по- движники Киево-Печерского монастыря в XI–XII вв.». г. 91 (21) Григория КЕЛЕБЕРДЫ на тему: «Жизнь и пастыр- ская деятельность святителя Афанасия Александрийского ». г. 94 (22) Священника Феодора МУШИНСКОГО на тему: «Уче- ние о спасении в писаниях Мужей Апостольских и Аполо- гетов». 1968 г. 98 (23) Протоиерея Иоанна МАЗОВА на тему: «Миланский эдикт и его значение в истории христианской Церкви». г. 102 (24) ИеромонахаДАНИИЛА(Пацкана)натему: «Историче- ские причины образования Коптской, Эфиопской, Яковит- ской и Армянской церквей». 1968 г. 106 (25) Священника Николая ФИЛИППОВА на тему: «Сиро- Халдейская церковь (История и современное состояние)». 1968 г. 112 (26) Священника Димитрия МАРУХИНА на тему: «Святой Афанасий Великий – поборник Православия». 1968 г. 118 (27) Священника Димитрия МАРУХИНА на тему: «Святой Афанасий Великий – поборник Православия». (Вторичный отзыв) 1969 г. 121 (28) СвященникаНиколаяМАРКОВСКОГОнатему: «Путь к христианской истине, пройденный Блаженным Августи- ном. (По его творениям)». 1969 г. 125 (29) Священника Владимира КУЧЕРЯВОГО на тему: «Пре- подобный Антоний Великий , его жизнь, аскетические по- двиги и духовные наставления». 1969 г. 130 (30) СвященникаАнатолияЖУКОВАнатему: «СвятойКи- рилл Александрийский в борьбе с несторианством». 1969 г. 134

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

4) Думаю, что о. протоиерей Феодор передал вам сведение о студенте Казанском, которого мне о. ректор архимандрит Иоанн 238 и лично хвалил. Но показавшись раз и оставив у меня свой аттестат, что-то не является ко мне. Говорят, что много хлопот будет, если класс рисования откроется. Quam exalto animo meo, P. Rectorem esse pictorem et morum et imaginum 239 . Любезный о. Афанасий вонмет посланию св. Аф[анасия?] арх[иепископа] Алекс[андрийского] к Маркеллу о толковании псалмов, подвизаяся силою молитвы Святей Живоначальной Троице, печатаемой с первых времен Московского книгопечатания в книгах Псалтири пред самыми псалмами, – и составит краткое обозрение, или толкование псалмов, особенно тех, которые чаще других употребляются при богослужении в церкви и при молитвословиях по домам прихожан, примененное к способностям детей и цели сельских училищ. Может сделать это о. Афанасий, может, и не откажется, да дети и священно-церковнослужители не о глаголании устен стужают и Богу и себе, и о разуме глаголемых веселятся. От 19 числа ноября сего писал я к Вам: «и я буду следовать сему, и в доказательство сего посылаю к Вам несколько опытов списания». Продолжаю доказывать это мое обещание – вот Вам: 1) «Предивный и всесладчайший виноград Российской земли»; 2) «Разглагольствие, или беседование старообрядца с новообрядцем»; 3) «Сказание отчасти ведомостей ради православных о превращении богомерзских новых книг» и пр. Из сих трех сочинений раскольнических 1-е тоже списал г-н Цитов; прочие два убеждают впрочем, что раскольники доселе продолжают сочинять всякого рода обольстительные для православных повести, разглагольствования и сказания. Кто из приходских наших священников в состоянии основательно раскрыть ложь извилистую показанных сочинений? Да кто из наших иереев знает эти сочинения, тогда как между простолюдинами ходят они по рукам? «Разглагольствие» было мне в Перми доставлено одним единоверцем, как по мнению раскольников, неопровержимый документ старообрядческой истины. 4) «1823 года октября месяца увещание ко всем христианам» – это мне за Уралом на поле в Екатеринбургском уезде, когда я вышел из летней путевой дорожной своей повозки, подал ревностный сын Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010