Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Послушливый. Впервые упоминается с прозвищем Послушливый в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). На планах пещер 1744 и 1769 гг. на месте мощей П. указаны св. останки некоего безымянного затворника (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 124), на плане Ближних пещер 1825 г. мощи П. также не обозначены (Там же. С. 291-293). Свт. Евгений (Болховитинов) отмечает мощи прп. Павла с тем же прозвищем как находящиеся в Дальних пещерах (Описание Киево-Печерской лавры. С. 112). Н. П. Барсуков , архиеп. Димитрий (Самбикин) и архим. Леонид (Кавелин) в кон. XIX в. полагали, что это 2 разных Павла ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 74; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24, 28-29), причем, по мнению последнего, мощи обоих находятся в Дальней пещере. Тем не менее вполне вероятно, что П. и Павел , прп., Киево-Печерский, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 10 сент.) - одно и то же лицо (см. также: Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 347-348). М. В. П. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2581805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые канонизированные до 1988 г. АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

Н.В. Маслов Добрые мысли Какие мысли в душе добрые? Это мысли: · об истинной цели земной жизни и способах достижения её; · об исполнении нравственных законов и следовании духовно-нравственным идеалам; · об исполнении своего долга и обязанностей; · о своём несовершенстве и средствах совершенствования сил своей души; · об искоренении своих недостатков и тех, за кого мы отвечаем; · о служении Богу, Отечеству и ближним и подобные 108 . На вопрос: «О чём житейском можно думать?» – святитель Феофан Затворник отвечает: «Так как нам нужны: кров, одежда, пища и другие вещи, то нужно и добывать их; нужно потому и думать об этом и стараться. И в этом ничего нет грешного. Так Бог благословил устроить нашу жизнь. Но к этому безгрешному враг, подкравшись, прививает грешное, это непрестанную заботу, которая и голову тяготит и сердце гложет. Против этой болезни направлены все наставления Спасителя о непопечении: «не заботьтесь о завтрашнем дне ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своём» и т.д. ( Мф.6:34 ). Не то сие значит, чтоб ничего не делать, а то, чтоб всё делая, не томились излишнею заботою, которая ничего не предаёт, а только томит...» 109 . При этом нужно избегать осуечения, которое составляют не дела, а образ совершения их. «Об одном надо позаботиться, чтоб всё это меньше осуечало... полагаю, что возможно при всех хлопотах держать душу несуетящеюся. Ибо и великие святые строились и хлопотали же? Святой Афанасий Афонский и умер на строении. Стало, можно совмещать с внутреннею жизнью хлопоты строительные. Как? Мне думается, надо себя так наладить, чтоб, не суетясь, делать возможное... и, делая одно, не забегать вперёд и не нахватывать в голову десятки других дел. Когда дело определено, то уже от него можно отвести внимание и держать его где должно, пока дело в ходу и идёт к концу. Когда кончится и надо другое начинать, тогда его обдумывать... и, обдумавши и пустивши в ход, опять отвлекать от него внимание и держать его у себя дома. И так далее. Началась утреня... ну и пусть душа в утрени будет, не пускайте её за церковь . После утрени надо обед заказать!.. Заказан – и конец... Так и всё. Осуечения составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове... Надо те все прогнать, а одно делать. Всяко сему учиться надо и, кажется, можно научиться» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Официальный церковный календарь на 2012 год 8 сентября 2011 г. 15:33 В преддверии церковного новолетия публике представлен официальный церковный календарь на 2012 год Официальный календарь Русской Православной Церкви был представлен на XXIV Международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ. Это издание представляет литургический 2012 год с датами празднований и чтений, принятых Церковью. По традиции он состоит из двух частей – собственно календаря-месяцеслова, и обширного справочного раздела. «Календарь посвящен двум тесно связанным друг с другом юбилейным событиям: 400-летию преставления священномученика Ермогена, патриарха Московского, и 400-летию прославления Казанской иконы Божией Матери при избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году», - рассказал корреспонденту «Церковного вестника» Главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев на открытии XXIV ММКВЯ. Кроме того, в наступающем году Церковь отметит 75-летие со дня преставления священномучеников Петра, митрополита Крутицкого, Кирилла, митрополита Казанского, и всех новомучеников Российских, пострадавших в 1937 году. Также в наступающем году Церковь празднует 10-летие перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. Среди других знаменательных юбилейных дат – 1150-летие со времени основания Российского государства, 675-летие основания Троице-Сергиевой лавры, 200-летие избавления Церкви и Державы Российской от нашествия французов в 1812 году. «Особое значение для Издательства Московской Патриархии имеет празднование 50-летния преставления священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. В 50-х годах прошлого века святитель Афанасий возглавлял Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде, основной работой которой считал подготовку к изданию Официального календаря и Богослужебных указаний. Святителю Афанасию также посвящена вступительная статья календаря, а в приложении приводится (по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским) текст службы святителю с добавлением утвержденных тропаря и кондака», – отметил протоиерей Владимир Силовьев.

http://e-vestnik.ru/news/v_preddverii_ts...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней В монастыре Великой Лавры     В монастыре Великой Лавры     В монастыре Великой Лавры отец Герасим тавил о себе наилучшие воспоминания. Приснопамятый игумен Лавры архимандрит Афанасий рассказывал нам:     «Отец Герасим был самоотверженным человеком. Жизнь в пустыне тогда была суровой, не то что сейчас, существует множество утешений. У него был бесорыстный, благородный и кроткий характер».     Отец Филипп из Лавры добавляет:    «Он регулярно приходил навестить нас. Это был монах с полным пониманием своего служения. Он спас моего старца Амвросия, заступившись за него перед немцами: „Такого человека Божия и обвинять в саботаже! "   Отец Герасим спас и десять других отцов, против которых немцы выдвинули обвинения». Во время оккупации он, в силу своих обязанностей переводчика, вынужден был постоянно перемещаться между Лаврой и скитом святого Василия, пока не обо­сновался спустя несколько лет в пещерной келлии свя­того Афанасия, предоставленной ему Великой Лаврой. Там отец Герасим жил затворником, исполняя свое по­стоянное «правило»: безропотно перенося страдания и мучения, причиняемые многими болезнями, которые по­стоянно давали о себе знать.     Эта пещера получила имя святого Афанасия Афон­ского, так как святой часто приходил сюда ради молит­вы и безмолвия. В ней находятся две маленькие церкви и одна келлия. Мысленное присутствие основателя Ве­ликой Лавры, учителя и наставника, славы Афона, пред­стателя и нежно любящего отца всех святогорских мона­хов, придавало новому насельнику сил для его суровых, сверхчеловеческих подвигов.     В этой пещере подвижника однажды посетил отец Феоклит из Дионисиата. Стояла зима, но день выдался солнечный. Он нашел отца Герасима снаружи греющимся на солнце. Тот рассказал ему между прочим следующее чудесное происшествие: «Выпало много снега, брат, и я сидел в пещере.   Вдруг я услышал птичку, которая, не пре­рываясь, чирикала снаружи, призывая меня со странной и непонятной настойчивостью. Это заставило меня выйти наружу. И именно в тот момент, когда я вышел посмот­реть, почему так расшумелась эта птица небесная, со сво­да пещеры, отколовшись, упала огромная глыба, которая раздавила бы меня, останься я внутри. Я восславил Бога и Пречистую за Их заступничество и предстательство».

http://isihazm.ru/1/?id=889

Суерка. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Село Суерка Упоровского района – одно из старейших на юге Тюменской области. Основанное в 1610 году Осипом Николаевичем Давыдовым из Великого Устюга, оно именовалось Осипово и прославилось чудотворным образом Смоленской Божией Матери. Во второй четверти XVIII столетия в этих краях свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником иеромонахом Макарием. Икона была принесена в Суерку, и после отслуженного перед нею молебна бедствия прекратились. В 1778 году на высоком берегу Тобола был заложен двухэтажный каменный храм с приделами во имя Афанасия и Кирилла Александрийских и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Одетая в серебряную ризу и драгоценные камни, икона Смоленской Божией Матери украшалась подношениями прихожан столь щедро, сколь обильны были исцеления от нее. Засуха 1770 года заставила жителей города Ялуторовска обратиться с прошением к епархиальному начальству, в соответствии с резолюцией которого духовное правление постановило приносить икону в город в первое воскресенье Петрова поста. В 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошел сильный дождь, продолжавшийся трое суток. От дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили. С тех пор в Суерку собирались тысячи паломников именно в девятую пятницу после Пасхи. Возвращалась икона в родное село через Заводоуковск, приносилась даже до Юргинского, и повсюду встречалась с благоговейным трепетом и почтением. В 1901 году решено было возвести новый храм на месте старой кладбищенской церкви, так как берег, где стояла двухэтажная основанная в 1778 году церковь, размывался. Храм, построенный на средства прихожан и освященный в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского, стал красивейшим памятником архитектуры начала XIX века. Его убранство составляли настенные фрески и точеный иконостас, покрытый сусальным золотом. Однако эту обитель ждали испытания: реп­рессии 1930-х годов унесли жизни служителей храма, а во время Великой Оте­­чественной войны церковь закрыли, превратив в зернохранилище. Чудотворная икона Божией Матери была перенесена в Ялуторовск.

http://sobory.ru/article/?object=25189

Философия Канта как Wahrheitskriterien для русской религиозной мысли (в оптике профессоров МДА Н.К. Гаврюшина и А.Т. Казаряна). Н.К. Гаврюшин как выдающийся представитель духовно-академического философского теизма в Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI вв. Вклад профессора А.И. Сидорова в отечественную церковную патрологическую науку. Полемика свт. Феофана Затворника со св. прав. Иоанном Кронштадтским: малоизвестная страница из истории русской богословской мысли. Интерпретация мч. Иоанном Поповым учения свт. Афанасия Великого о первозданном человеке и ее истоки. Богословие образа в исихазме (византийский паламизм и его новейшие интерпретации). Гипотетические логосы Дионисия Ареопагита. В 14:00 прошли секционные заседания конференции. В секции «Богословие» были представлены следующие доклады. Неопатристический синтез: возможность естественнонаучного русла. Источники и методология догматического богословия. Проблема возобновления богословского диалога с Армянской Апостольской Церковью и преподавание истории и богословия Армянской Апостольской Церкви в духовных школах Русской Православной Церкви. Отвержение Халкидонского Собора Армянской Церковью: терминологические или философские затруднения? Православное богословие в условиях атеистического давления в СССР в 1946–1988 гг. Богословский персонализм В.Н. Лосского в контексте русской и европейской философской мысли. Опыт применения семиотического метода в богословии в трудах С.С. Аверинцева. Попытки идентификации богословия Исаака Ньютона: критический анализ. Статус римской Церкви в раннехристианский период в трудах богословов Парижской школы (на примере Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа). Богословский взгляды А.В. Карташева на Халкидонскую формулу. Православная теология перед вызовом современности. Иван Киреевский: «Новые начала» философии. Соотношение понятий долга и вины в библейском и богословском контекстах. Любовь к себе в контексте христианской психологии: грех или добродетель? «Samaritanus bonus»: ключевой документ Ватикана об уходе из жизни и эвтаназии с позиций православного учения.

http://sedmitza.ru/text/9945931.html

В преддверии церковного новолетия состоялась презентация официального церковного календаря на 2012 год 8 сентября 2011 г. 18:01 7 сентября на XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке состоялась презентация официального календаря Русской Православной Церкви. Это издание представляет литургический 2012 год с датами празднований и чтений, принятых Церковью. По традиции он состоит из двух частей календаря-месяцеслова и обширного справочного раздела. «Календарь посвящен двум тесно связанным друг с другом юбилейным событиям: 400-летию преставления священномученика Ермогена, Патриарха Московского, и 400-летию прославления Казанской иконы Божией Матери при избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году», рассказал корреспонденту «Церковного вестника» главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев . Кроме того, в наступающем году Церковь отметит 75-летие со дня преставления священномучеников Петра, митрополита Крутицкого, Кирилла, митрополита Казанского, и всех новомучеников Российских, пострадавших в 1937 году. Также в наступающем году Церковь празднует 10-летие перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. Среди других знаменательных юбилейных дат 1150-летие со времени основания Российского государства, 675-летие основания Троице-Сергиевой лавры, 200-летие избавления Церкви и Державы Российской от нашествия французов в 1812 году. «Особое значение для Издательства Московской Патриархии имеет празднование 50-летния преставления священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. В 50-х годах прошлого века святитель Афанасий возглавлял Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде, основной работой которой считал подготовку к изданию официального календаря и Богослужебных указаний. Святителю Афанасию также посвящена вступительная статья календаря, а в приложении приводится (по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским) текст службы святителю с добавлением утвержденных тропаря и кондака», отметил протоиерей Владимир Силовьев.

http://patriarchia.ru/db/text/1618053.ht...

Издательство Московской Патриархии выпускает в свет Патриарший церковный календарь на 2012 год 24 августа 2011 г. 12:12 Издательство Московской Патриархии выпускает в свет Патриарший церковный календарь. Это издание представляет литургический 2012 год с датами празднований и чтений, принятых Русской Православной Церковью. Календарь на 2012 год посвящен двум тесно связанным друг с другом юбилейным событиям: 400-летию преставления священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца, и 400-летию прославления Казанской иконы Божией Матери при избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году. Значение этих событий отражено во вступительной статье календаря. Кроме того, в наступающем году Церковь отметит 75-летие со дня преставления священномучеников Петра, митрополита Крутицкого, Кирилла, митрополита Казанского, и всех новомучеников Российских, пострадавших в 1937 году. Особое значение для Издательства Московской Патриархии имеет празднование 50-летния преставления священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. В 50-х годах прошлого века святитель Афанасий возглавлял Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде, основной работой которой считал подготовку к изданию Официального календаря и Богослужебных указаний. Святителю Афанасию также посвящена вступительная статья календаря, а в приложении приводится (по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским) текст службы святителю с добавлением утвержденных тропаря и кондака. Также в наступающем году Церковь празднует 10-летие перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. Среди других знаменательных юбилейных дат 1150-летие со времени основания Российского государства, 675-летие основания Троице-Сергиевой лавры, 200-летие избавления Церкви и Державы Российской от нашествия французов в 1812 году. В числе особенностей предстоящего литургического года в календаре указан ряд переносов, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, служб праздников и святых. Так служба Собора новомучеников и исповедников Российских переносится с 30 января/12 февраля на 23 января/5 февраля, ввиду совпадения празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Переносится полиелейная служба святителя Алексия Московского, всея России чудотворца, ввиду совпадения с Троицкой родительской субботой, с 20 мая/2 июня на 18/31 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/1603900.ht...

Казаки: рыцари Православия или новые поганцы? Часть 2. Готовность умереть за веру Христову Максим Кузнецов Проводы на Сечь. Картина Афанасия Сластиона (укр.) начала XX века Часть 1: Исторические свидетельства Помощь Небесных заступников История казачества изобилует эпизодами, в которых речь идет о чудесных явлениях и прямой помощи святых попавшим в беду казакам. Например, в 1689-м году в Приамурье известен случай явления двум казакам – Гавриле Фролову и Дмитрию Тушову – святых Довмонта и Всеволода Псковских. Они предупредили казаков о скором нападении китайцев и сказали, что казаки победят, если будут сражаться мужественно; именно так все и произошло, казаки отразили атаки неприятелей. Икона, написанная в память этого события, находится сейчас в храме Святителя Иннокентия Хабаровской семинарии. Иначе как чудом сложно назвать то, что турецкие войска, осаждающие крепость, ни с того ни с сего отошли Во времена «Азовского сидения», прославленной обороны Азова казаками, также известно о явлении многим защитникам крепости Пресвятой Богородицы. И действительно, иначе как чудом сложно назвать то, что многочисленные турецкие войска, осаждающие крепость на протяжении многих месяцев, ни с того ни с сего отошли от города, что позволило казакам не только спастись из безнадёжного положения, но и самим атаковать неприятеля. Эти события происходили на праздник Покрова Пресвятой Богородицы , который особо чтим казаками еще со времен взятия Казани Иоанном Грозным, где также участвовали казаки… Известно предание о явлении яицким казакам свт. Алексия Московского, который предрек казакам тяжелые испытания, кои те должны перенести, после чего будут жить спокойно. Также среди уральских казаков есть предание о том, как свт. Спиридон Тримифунтский спас от неминуемой гибели на льдине казака Спиридона Акимовича Затворникова, который горячо обращался в молитве к своему небесному покровителю и был услышан. Во времена Смутного времени на стороне поляков выступали также и некоторые запорожские казаки, которые принимали участие в осаде Троице-Сергиевой лавры. Сохранилось свидетельство казака Ивана Рязанца о явлении казакам преподобного Сергия, который сурово обличал противников обители, после этого атаман быстро увел своих казаков и более со врагами Православия в союз не вступал.

http://pravoslavie.ru/133720.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010