По толкованию богоносных отцов Церкви этого данного апостолу Павлу Христом Евангелия о Церкви, которое (толкование) в наше время излагает, наряду с другими православными богословами, митрополит московский Филарет, основание и начало Церкви было заложено уже во Христе прежде вечных времён (о чём говорит гимн в начале Послания к Ефесянам), а затем в «образе и подобии» Божием при создании человека по образу Троического Бога ( Быт. 1:26–27 ), чтобы в конце, когда Церковь достигнет своей полноты во Христе, наконец во всех членах Её проявилась одна живая христоносная и духоносная икона Божия 534 . То есть одна, соединённая под Божественной Главой Христом, природа Церкви, со множеством личностей, сообразно и подобно Единосущному Богу и Трём Божественным и Совершенным Ипостасям, как говорит святой Кирилл Александрийский 535 . Именно это хочет показать божественный Павел, первоверховный апостол Христовой Церкви, когда говорит о том совершенном единстве Церкви в Послании к Ефесянам ( Еф. 4:4–6 ): Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. В последних процитированных словах апостол как важнейшую причину единства Церкви приводит Единого в Троице Бога, об этом же говорит и святой Иоанн Дамаскин : «Один над всеми Отец, Который и через всех из-за Логоса Своего, и во всех через Духа Своего. Желая, чтобы в нас отражалось (светилось) подобие божественного единства, апостол здесь подчёркивает свойства Троицы в Едином Боге» 536 . То же подчёркивает и святой Златоуст, говоря: «Так же как мы составляем одно тело, так и Христос и Отец – одно ( ν) " 537 . Думаем, наконец, что Экклесиология апостола Павла в этом сущностном элементе достигает своей вершины в известной нам апостольской молитве его экклесиологического Послания к Ефесянам ( Еф. 3:14–21 ): Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, – да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотой Божией. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Вот как описывает разрушения в церкви Богородицы Левишка владыка Афанасий (Евтич), побывавший в ней сразу после погрома: «Святой престол разрушен, церковь поджигали. Разрушены все постройки с северной стороны и во дворе. Треть древнейшей фрески, на которой изображена Богородица с Христом и корзиной с хлебами, соскоблена так, что видна голая стена…». Наша группа явно вызывает интерес у местного населения, особенно у молодых шиптеров (косовских албанцев) – здесь такие гости не часты. Сопровождающие нас полицейские следят за обстановкой. Погода под стать настроению: не прекращаясь, идет дождь. Описывать свои чувства и комментировать увиденное считаю излишним – эмоции и боль переполняют.                 Направляемся в другую часть города, туда, где находится Епископский двор, Соборный храм вмч. Георгия ( XIX век) и здание семинарии свв. Кирилла и Мефодия. Эти величественные постройки занимают целый квартал и представляют собой единый архитектурный ансамбль. Вернее сказать, представляли. Сейчас это лишь голые стены с почерневшими глазницами окон. Все было разграблено и сожжено, погибли люди. Даже после осквернения и поджога собора албанцы не успокоились (воистину, храм разделил судьбу своего небесного покровителя- великомученика ). В наши руки попала фотография, сделанная спустя несколько дней после погрома. На ней запечатлен албанец, который справляет свои естественные потребности, стоя в почерневших дверях разгромленного храма и позируя своему другу. Такой стиль поведения типичен для шиптеров. Они оскверняют сербские православные кладбища и зачастую не ограничиваются уничтожением надгробий, а выкапывают и похищают усопших. Наверное, хотят, чтобы в старой Сербии не осталось ни одного не только живого, но и мертвого серба. В таком случае им предстоит слишком много работы, ведь извлечь всех покойников за период более чем 1300-летней истории Косова и Метохии возможно будет, думаю, только на Страшном Суде.                 Наблюдая город из окна автобуса, ловлю себя на мысли, что очень не хотела бы оказаться здесь одна. На Призрене уже лежит восточный колорит: рядом с магазином дорогой одежды находится лавка, в витрине которой вывешены огромные мясные туши. А напротив старинной мечети – большой рекламный плакат с полуобнаженной девицей. Как нам рассказали позднее, мусульманский мир возмущен нравами, царящими среди албанцев. Ничего не стану говорить на этот счет, но женщин в брюках, с оголенными плечами и животами мы видели повсюду.

http://pravmir.ru/serby-spasutsya-strada...

Помыслим, говорит, чего мы удостоились: мы и Христос – едино!» Ср. и св. Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии, 38 (PG 150, 452–3): «Если бы кто-то мог видеть Церковь Христову настолько, насколько она соединена с Ним, и причащается телом Его, не увидел бы ничего иного кроме тела Господнего». – Об этом мы будем говорить в отдельном разделе о святой Евхаристии. 400 О значении слова полнота – πλρωμα см. Д. Богашевский. Послание к Ефессеям. Киев, 1904, стр. 33–334 и Троицкий. Очерки из истории догмата о Церкви, стр. 33–36. 403 Ср. В. Иоаннидис. ντης τς κκλησας, стр. 10–11: « Церковь неразрывно связана с Христом, Который есть Глава Церкви. В этом смысле Церковь , тело Христово, есть полнота или восполнение Христа, ибо не могло быть, чтобы Христос был главой, если бы Церковь не была Его телом. Христа без Церкви невозможно представить, потому что тогда Он бы не имел свойства Мессии, Искупителя, без Церкви, без тела верных, которых Он искупил и которых продолжил спасать, исполняя всё и вся Своими божественными дарами, Своей божественной жизнью ­­ полнота Наполняющего всё во всем ( Еф. 1:23 ). Христос исполняется ­­ дополняется каждым верующим, вступающим в Церковь , и оскудевает ими, когда они далеки от Него. Полное собрание верных, то есть Церковь , – дополнение Христу. Конечно, в таком толковании этих слов апостола Павла Христос как будто в чём-то нуждается, то есть нуждается в людях, но этот фрагмент приобретает всю полноту смысла непосредственно в следующей фразе, показывающей, что Христос как Бог Своей Божественной харизмой (благодатными дарами) наполняет всё и всех. Таким образом, Христос предстаёт и как наполняемый (дополняемый) Церковью, телом Его, и как наполняющий её Своей Божественной жизнью и Своим Божественным совершенством, согласно сказанному в Евангелии от Иоанна (1:16): и от полноты Его все мы приняли благодать на благодать». 416 Об этом говорили ещё ветхозаветные пророки, особенно пророк Исаия, в 52–53 главах, – см. об этом уже упомянутый труд автора данного исследования: Иисус Христос всегда один, вчера, сегодня и во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

10 . Следовательно, завершая эту главу, мы можем сказать, что учение божественного апостола Павла о Церкви как о Теле Богочеловека Христа, включая и понятия здания и храма, дополненное понятиями «народ Божий», «полнота» и «невеста Христова», представляет собой поистине полную новозаветную апостольскую Экклесиологию. Церковь есть реальное и истинное Тело и Полнота Христа, «Полнота исполняющего всё во всём». Отсюда, если возможно дать определение понятия Церкви у апостола Павла, мы можем лишь повторить слова святого Златоуста: « Церковь Христова, по блаженному Павлу, есть тело Христово» 539 . Главный акцент в Экклесиологии апостола Павла ставится преимущественно на Христе, Который есть Основание и Краеугольный камень Церкви, Глава и Первенец Её, и Спаситель тела, Божественный Жених Церкви, каждой Её верующей души, корень и источник Её жизни, Архиерей и Пастырь, и Апостол, и Диакон – служитель, Который совершает всё во всём в Церкви Духом Святым. Уды (члены) тела Христова, поскольку они составляют одно тело и имеют от Главы общие благодатные блага, равны между собой в Церкви, но по воле Божией они, однако, имеют различные места, занимают разные положения в теле, имеют различные харизмы и службы, и поэтому между ними существует разница. Таким образом, у нас есть церковная иерархия, которая, не являясь самоцелью домостроительства, совершает своё служение ради единства и построения Церкви. Эта разница не разрушает единства тела Церкви, ибо «всё во всём» в ней «Один Христос». В Нём как в Богочеловеке Церковь как тело и невеста Его становится и проявляется как образ и подобие Святой и Божественной Троицы. б) Причастие Тела и Крови Христовой Основная мысль Экклесиологии апостола Павла о том, что Церковь есть «Тело Христово», сама приводит нас к тайне божественной Евхаристии, которая есть «причастие ( κοινωνα) Тела и Крови» Христовой ( 1Кор. 10:16 ). Такое толкование самым тесным образом связывает Церковь и Евхаристию. В самом деле, недостаточно сказать, что существует теснейшая связь Церкви с Евхаристией, так как, по сути, существует нечто гораздо большее, чем эта связь. В Богочеловеке таинственно, мистериологически, отождествляется Церковь как тело Его с Евхаристическим телом Его 540 . И это является глубочайшей истиной о Церкви, которая была открыта Богом через апостола Павла и боговдохновенно объяснена святыми Отцами, и святым Иоанном Златоустом особенно. Истина эта содержится уже в беседе Спасителя в Капернауме о Хлебе Жизни ( Ин. 6 ). О ней говорит и апостол Павел, хотя и не так часто ( 1Кор. 10:16–17, 21, 11:23–30, 14:16, 23 ; Еф. 3:6, 5:30 ), но совершенно ясно и конкретно. И святой Златоуст на основании этого развивает истинно Евхаристическую экклесиологию, то есть экклесиологию Божественной Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

126 См. св. Иоанн Дамаскин . О Православной вере 2, 30 (PG 94, 972). О Божественном предзнании говорит св. Златоуст, О неясных пророчествах, 4 (56, 171): «Не предзнание, человече, причина зла – не было того! Ибо его существование не принудительно, а лишь предузнано. Не потому что Христос прорёк – Иуда стал предателем, но потому что хотел быть предателем, Христос прорёк». Ср. св. Григорий Палама . Главах физических... 102–103 (PG 150, 1192). Ср. и Трембелас. Δογματικ..., т. 1, 306: «Предзнание (Божие) не приравнивается к предопределению, но тесно связано с ним». 127 В. Лосский. Мистическое богословие (греческий перевод), стр. 183. Ср. и В. Иоанидис. μνος... стр. 390: «Мир движется внутри предначертанного Божественного плана, предвечно задуманного любовью и волей Божией, с Иисусом Христом в центре всех этих божественных действий во времени и пространстве». Ср. и прп. Иустин (Попович) . Догматика... т. 1,328–9. Ср. и П. Трембелас. Δογματικ... т. 2, 2 и 7–9. 130 Ср. св. Иоанн Златоуст : «Если же Отец почтил Сына прежде всего тем, что провёл Его через страдания, то поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие; и последнее есть дело человеколюбия, но первое – гораздо более» (Омилия 4, 3 на Послание к Евреям (63, 40). 132 Толкуя Книгу Бытия (1:26), Златоустый проповедник задаётся вопросом: «кто это такой, кому говорит Бог: “Сотворим человека”? Кто же другой, если не “младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ), Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, имже вся быша?”» Омилия 8, 3 на Книгу Бытия (53, 72). Ср. Омилия 2, 2 на Послание к Колоссянам (62, 220). Ср. и In Isaiam Prophetam... 9, 6; русский перевод Творения, т. 6, 113–114. 133 Омилия 81, 1 на Евангелие от Иоанна (59, 437). Ср. св. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди, 56 (там же, стр. 412). Ср. и св. Максим Исповедник . Главы о богословии... 2, 23 (PG 90, 1136): «Великий Совет Божий есть неизглаголанная и неисследимая тайна Домостроительства, которую, исполнив воплощением, открыл Единородный Сын, став Ангелом (вестником) Великого и предвечного Совета Бога Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Преемницами Мелании на посту игуменьи стали последовательно монахини Ангелина (Грачева — пришедшие в Сербию еще из Лесны) и Агния (Дмитрович). Они достойно следовали примеру своей предшественницы и прославились делами милосердия. Наш монастырь относится к молодым монастырям Сербской Церкви. Он построен в 1936 году стараниями патриарха-мученика Варнавы (Росича) и великой сербской благотворительницы-ктитора Персиды Миленкович. В начале монастырь был подворьем фрушкогорского монастыря Кувеждин, а в сентябре 1941 года в нем поселились все монахини из Кувеждина, и сербки, и русские, множество которых эмигрировало сюда после Октябрьской революции. Первой введенской игуменьей, и вообще первой сербской игуменьей после многовекового турецкого ига, была матушка Мелания (Кривокучин) (она была игуменьей монастырей Кувеждина, Джипша и Свято-Введенской обители). В Свято-Введенской обители ее наследницей была игуменья Ангелина (Грачева) (русская, родом из Санкт-Петербурга) в период с 1942 по 1970 год. После ее кончины несколько лет сестричеством управляли монахиня Варвара (Шибулова) и монахиня Анастасия (Савкович) (теперешняя игуменья). Затем патриарх Герман назначил игуменью Агнию (Дмитрович), которая была настоятельницей до своей кончины в 2001 году. В нашем монастыре жили и русские монахини (родом из России, с Украины). Все сестры рядом с ктиторкой монастыря и архимандритом Рафаилом похоронены сначала в землю, затем в усыпальницу в храме. Некоторые сербские архиереи здесь принимали постриг, другие росли духовно и пели или читали на клиросе на многих богослужениях еще студентами, мирянами. И глава Польской Православной Цекрви митрополит Савва (Хрицуняк) принял постриг в нашем монастыре, пока учился на богословском факультете в Белградском университете. В нашем монастыре в конце 1970-х — 1980-х годах началось возрождение литургической и церковной жизни Сербской Церкви. Три профессора богословского факультета, тогдашние иеромонахи Афанасий (Евтич), Амфилохий (Радович) и Ириней (Булович), собирали, учили вере и жизни молодых людей, многочисленных интеллектуалов, крестили, венчали их и просто вдохновляли к духовной жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

Проблематику практики совершения таинства Елеосвящения осветил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин). На обсуждение всего множества представленных проблем было отведено два часа. Наибольший резонанс вызвали не столько перечисленные выше вопросы, сколько проблема приема инославных в православие. Сообщение на эту тему сделал секретарь ОВЦС по межправославным связям, протоиерей Николай Балашов. Он отметил, что в РПЦ сейчас отсутствует «единство практики» приема инославных: разнообразие епархиальных и даже приходских чинопоследований усугубляется тем, что в воссоединившейся с РПЦ Русской Зарубежной Церкви инославных принимают только через крещение. О. Николай заявил о необходимости осмысления этой практики с учетом изменений в мировом христианстве, а также «в перспективе восстановления церковного единства на Украине». По этой теме высказались: митрополит Каллист, протоиерей Владислав Цыпин, священник Даниил Сысоев, протоиерей Максим Козлов, священник Владимир Шмалий и митрополит Кирилл. Он, с одной стороны, отметил, что есть три чина приема инославных, и «их никто не отменял», с другой стороны, обратил внимание на «новую реальность». Так, необходимо дифференцированное отношение к разным протестантским конфессиям: «Наши русские баптисты – они почти православные, мало в чем расходятся с нами, но совсем другое -- например, шведские лютеране и епископальная церковь США». В этом контексте митрополит Кирилл затронул также вопрос о допустимости молитв с инославными , ответив на беспокойство некоторой части православных в связи с визитом Патриарха Алексия II во Францию. В обсуждении проблем оглашения и катехизации, подготовки к причащению, исповеди приняли участие: прот. Максим Козлов, епископ Афанасий (Евтич) (Сербская Православная Церковь), священник Георгий Кочетков, диакон Владимир Василик, епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), который также поднял вопрос об использовании русского языка в богослужении. Епископ предложил продолжить «неудачно начатую в 90-х гг.» дискуссию о богослужебном языке.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С этим Собором было связано и новое изгнание Афанасия. Афанасий очень сожалел, что вероисповедание подписал старик Осия Кордубский. Это, так сказать, мифологическая личность никейской борьбы, он был на Соборе в Никее, потом, в 343-м – в Сардике, но старик, возможно, растерявшись, не сообразив, подписал полуарианское исповедание веры, а Либерий подписал также и осуждение Афанасия. И великая душа маленького ростом Афанасия сказала: «Либерий, конечно, пал». Но Афанасий, великая душа, простил его, понял, что это было сделано под давлением. А восточные собрались в Сирнуме (в Сербии, около Белграда, в 100–120 километрах к западу, в направлении Загреба) и добились, что вернулось правое исповедание веры. Благодаря этому на Востоке Василий сменил в 370 году на кафедре своего епископа Деания, который покаялся и умер. Василий был тогда очень молод, ему исполнилось только тридцать два года, а надо было сорок лет для поставления епископом. Но его выбрали: как такого человека не выбрать? Правда, с перевесом всего в один голос – старика Григория Старшего. Вот такая история. Так что не смущайтесь тем, что история Церкви бурная. Если верите, что Дух Святой руководит Церковью , то будете спокойны. Во времена императора Валента началось гонение на православных. Чтобы ослабить Василия, император Валент разделял митрополию Кесарийскую, утверждая новые кафедры, – он был врагом Василия. Даже дядя Василия был против своего племянника, и другие епископы были против него. Малые епископы, так называемые хорепископы, были против него. Но Василий, и став митрополитом, никого не гнал. Он открыл много новых епархий, новых епископий, и в одной из них, в маленьком месте Сасине, решил поставить Григория (тот, уже священником, помогал своему отцу). Но Григорий отказался, сказав: что там Сасина? это место, где отдыхают лошади, собаки дерутся из-за костей, я туда не пойду. И не пошел. К слову сказать: когда он стал священником, на Богоявление в 360 году, то убежал, убоялся священства; жил у себя как подвижник. А потом вернулся на Пасху, попросил прощения и написал тогда же прекрасную апологию священства, раньше святого Иоанна Златоуста изложил учение о священстве.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

— Спасибо. — Евтич опустил голову, взгляд уперся в поношенные, затертые туфли. Лишь секунду спустя до него дошло, что это обувь следователя. Всесильный Серый человек обут хуже, чем он сам! Оператор недоуменно поднял взгляд и вдруг в облике бесстрастного дознавателя разглядел простого улыбающегося парня. — Ночью щенок сгрыз ботинки, — пояснил тот. — Пришлось вот с утра дачные надеть. — Ну, это бывает… — Евтич улыбнулся в ответ. Они тепло попрощались, и следователь остался один. Карев посидел еще с полчаса, меланхолично разглядывая прыгающих по полю зайцев, но больше никто не пришел. Не стоило бросать «прыгуна» где попало. Какой-то тупой патрульный робот отбуксировал его невесть куда, оставив на асфальте пластиковую квитанцию о штрафе. Это окончательно испортило настроение. Карев шумел по видеофону, возмущался, давил на полицейских, но тут жетон с синими треугольничками оказался бессилен, и раньше полуночи эти задницы вернуть машину не обещали. Не зря говорят, что недолюбливают они дознавателей. Пришлось заказывать такси, но и оно, оказывается, не садится в неположенных местах, так что предстояло еще протопать полквартала на юг. Последний раз он заказывал такси в день свадьбы, два года назад. Воспоминания о том дне чуточку успокоили Карева, а уж воспоминания о той ночи и вовсе притушили раздражение. Ладно. В конце концов, конфискация «прыгуна» тоже приключение, будет над чем сегодня за ужином посмеяться. Повеселев, Павел расправил усы, глянул в серо-голубое небо и поплелся вдоль бесконечного бетонного забора под тысячеглазым небоскребом «Интры». Постепенно мысли оседали, становились серыми и чуть неровными, как покорябанный, растрескавшийся асфальт под ногами, весь в темных потеках и белых кляксах голубиного помета. Справа, возле тротуара тянулся жухлый газончик с короткой стриженой травой, под стать щетине Хагена. Да, все ж не столь простым да плоским выходит Сато, как выставлял координатор. Только Евтич нашел силы прийти и рассказать правду. Как знать, скольким еще помог хозяин, но они так и не решились подняться в кабинет 1318 из-за страха перед непониманием коллектива… Ладно, придет время, займемся и этим, решил Карев, скользя взглядом по траве, в которой пестрели окурки, смятые билеты, фантики, пробки от пива, а изредка одуванчики.

http://azbyka.ru/fiction/predposlednee-d...

— Это тогдашний первый зам? — Точно. В общем, собрался я с духом и подал прошение. Не знаю уж, как так случилось, но проникся хозяин в тот раз — выплатили мне ровно четыре тысячи, и не в кредит, а как субсидию! Вот уж воистину чудо Божие! Спасли мою Марьку, а потом-то уж у нас и дочка, и сынок родились. Без помощи господина Сато ничего бы у меня не было. По гроб жизни ему благодарен буду, как отцу родному. — А разве не вас он отказался отпустить… для помощи дочери? — Было дело, — охотно кивнул Евтич, ничуть не удивившись осведомленности следователя. — Но он ведь правильно поступил. — В самом деле? — Конечно! Он помог мне уже раз — сделал исключение. А тут я снова прихожу и опять прошу исключения. Но ведь когда столько исключений, никакого порядка не будет. А для господина Сато порядок — все. И ведь обошлось в итоге с дочкой-то. А господин Сато не мог поступить иначе. Ему сверху такие вещи виднее. Да и как у меня язык повернется судить хозяина, когда без него не было бы и самой дочери? Такие вещи не забываются. Теперь уж — будь что будет, но долг я свой отдал. — А что будет? — следователь прищурился. — Ну… всякое… — Евтич пожал плечами, — ребят-то сейчас много молодых. Могут не понять. Шибко уж против господина Сато все настроены. А я вот как бы против течения. Считай, неприятности в коллективе обеспечены. Брови следователя сдвинулись, взгляд стал суровее. — Если что-то подобное произойдет, — сказал он, доставая из кармана визитку, — позвоните по этому номеру, и ваши неприятности немедленно прекратятся. А у тех, кто вздумает травить вас за помощь следствию, они появятся, и очень серьезные. — Ну и кем я тогда стану? — Евтич уныло усмехнулся, но карточку все же взял. — Нормально относиться-то все равно не заставишь… — Об этом не беспокойтесь. Сходите сейчас к координатору Хагену. И расскажите ему то, что мне рассказали. Привет от меня передайте. Он вас сориентирует, как ваш поступок в среде товарищей преподнести. Да и ему самому будет полезно… кругозор расширить. По поводу господина Сато.

http://azbyka.ru/fiction/predposlednee-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010