С. 75). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о страхе Божием и о любви Божией//Творения. Т. 2. С. 75-76. Ср.: «Как чувственные глаза, исцелившись от слепоты, видят по естественному своему свойству, так и ум, очистившись от греховной болезненности, естественно начинает видеть тайны христианства» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 27. С. 155). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 3-й: О упражнении молитвою Иисусовою//Творения. Т. 1. С. 293. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 150. Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии//Богословские труды. М.: Изд. Московской Патриархии, 2005. 40. С. 105, 106. Ср.: «Подлинное начало истинной христианской жизни невозможно без опыта и переживания собственного покаяния. Ибо только так можно приобщиться богочеловеческому свету или просветлению новой жизни и мышления во Христе. Или, как сказано в Евангелии и Отцами Церкви, лишь покаяние – начало спасения человека, то есть восстановления его в здравом и целостном состоянии (слово σωτηρα происходит от σος=здоровый, цельный, отсюда и исихасты выражение σωφροσνη понимают прежде всего как здравомыслие, по-старославянски цело-мудрие , цело-мудренность , а это свидетельствует не только об этическом, но и о гносеологическом значении этого слова). Другими словами, евангельское новозаветное покаяние в исихастском опыте есть не только лишь “моральное раскаяние”, но и реальное экзистенциальное начало благодатного перерождения всей человеческой личности, следовательно, и ее гносеологических способностей. “ Мета-нойя ” (довразумление=преображение ума) – это, по словам Апостола Павла, “ обновление ума ” (Рим. 12, 2), или “ обновление духа ума нашего ” (Еф. 4, 23), или еще определеннее: освобождение от “ветхого человека” в нас и внутреннее восстановление нового человека , “который обновляется в познании (νακαινομενον ες πγνωσιν) по образу Создавшего его” (Кол. 3, 10), то есть по образу Богочеловека Христа. Следовательно, покаяние как свободный, осознанный и всеохватный подвиг одаренного речью и умом существа, каковым является человек, преображает и обновляет человека, обновляет прежде всего его умственные, интеллектуальные, логосные (=вербальные) возможности, ниспосланные человеку Творцом Логосом» ( Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 107, 108).

http://bogoslov.ru/article/6177850

Завала. Фрески храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Завала. Фрески храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Завала. Епископ Афанасий Евтич Епископ Афанасий Евтич и настоятель монастыря Завала иеромонах Василий Копитич Завала. Вид на Попово поле Завала. Разрушенный монастырский корпус Завала. Разрушенный монастырский корпус Завала. Св. Престол в пещерном храме Монастырь апостолов Петра и Павла Женский монастырь апостолов Петра и Павла расположен на Петропавловом поле в 4 км к юго-западу от Требинья. Благодаря находящейся неподалеку пещере апостола Павла, в монастырь приезжает большое число паломников и иностранных туристов. Предание, передающееся из поколения в поколение, связано с пребыванием в этих местах апостолов Павла и Тита во время их миссионерского путешествия в Далмацию. Монастырь неоднократно разрушался. Восстановление храма произошло только в 1906 г. Монашеское общежитие было восстановлено здесь в августе 1998 г. Тогда для нужд сестер был построен новый корпус с монастырским параклисом в честь Собора Пресвятой Богородицы. Помимо жилого корпуса монастырский комплекс включает две церкви. Храм апостола Петра в нынешнем виде обновлен в 1906 г. при смч. митрополите Петре Зимоньиче. Второй храм – апостола Павла – недействующий. В настоящее время разрабатывается проект его восстановления. В обители подвизаются 10 сестер во главе с игуменьей Павлой. Во внебогослужебное время сестры работают в пошивочной, вязальной, иконописной и других мастерских, занимаются сбором лекарственных трав, произрастающих в окрестных горах и долинах, и преподают в ближайшей школе веронауку. Среди сестер монастыря уроженки различных стран Европы и Америки. Монастырь свв. апп. Петра и Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Церковь св. ап. Петра Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Церковь св. ап. Петра Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Древний храм св. ап. Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Мать Магдалена Монастырское кладбище Монастырское кладбище

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

существуют». 23 Напомним древнегреческое изречение: «Неизбежности покоряются даже боги». См. у поэта Симонида Кеосского (525 до РХ): «Неизбежности и боги не противятся», – и у Платона («Горгий», 512Е): «Судьбы никто не избежит». 24 Более подробно об этом в нашей статье «Живой и истинный Бог святого Григория Паламы » далее в этой книге (Епископ Афанасий (Евтич) . Философия и богословие. 2-е доп. изд. Требинье: Монастырь Тврдош, 2004. С. 97–130. – Прим. ред.). 23 В связи с нашей темой мы напомним, что к этому центральному событию в христианстве – Воплощению Христа как Истины – обращался святой Савва Сербский в двух проповедях, записанных его биографом Доментианом в «Житии»: «Проповедь в Студеницах» и «Проповедь в Жиче» (издание оригинального текста: Даничич Б. Белград. 1865. С. 232–240). Этот вопрос мы подробно рассматривали в нашей работе «Из бого- словия святого Саввы: Жичская проповедь об истинной вере». Белград, 1977, а также в «Богословии святого Саввы», изд. Братство святого Симеона Мироточивого, 1991. . 27 Необходимо отметить, что в славянских языках, в сербском в частности, слово «со-знание» и «совесть» (от славянского со-весть) происходят от одного корня, поэтому совесть и сознание имеют одинаковое смысловое значение (старославянское «ведать» и сербское «знати» означают одно и то же). Аналогично и в других языках: интеллектуальное и этическое «сознание» и познание чаще всего обозначаются одним и тем же словом или словами однокоренными или словами с одинаковым смыслом. 29 В качестве примера назовем здесь только две работы на эту т ему: первая – пространное введение афинского академика И. Сикуртиса в «Пир» Платона (5-е изд. Афинской академии, 1970) и вторая – краткое компаративное исследование о творчестве Пло тина и Дионисия Ареопагита : John Rist. A Note on Eros and Agape in Pseudo-Dionysius. Vigilae Christianae (Амстердам). Vol. 20. 1966. P. 235. 31 См.: Максим Исповедник . Главы о любви: «Закон Христов – это любовь», а также святой Феофилакт Охридский: «Сам Христос есть любовь» (PG 124, 1088 А).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Особенно важно быть проницательным в общении с человеком - понять состояние его души, его настроение, чтобы с помощью Божией помочь ему. Без этого, поступать формально - опасно. Бывало так, что некоторые из западных христиан крестились и стали православными, а затем, увидев обстановку в церкви, ушли. Это бывает и по диавольскому наущению, и по недостатку нашего труда и пастырского старания. Конечно, у нас преобладают случаи (судя по всему, и у вас тоже), когда мы быстро крестим человека без предварительной катехизации и приготовления и без дальнейшего старания с нашей стороны. В пастырской работе надо действительно сораспинаться Христу (Гал.2.19). У сербов, по-моему, здесь дело обстоит хуже. Бывает проблема со священниками, которые входят в рутину, в инерцию, как сказал Господь, делают " как наемник " (Ин.10.12-13). У русских, наверное, не так остро стоит эта проблема. Иногда бывает, что священник служит как бы только для того, чтобы содержать свою семью. Говорит: " У меня семья, сейчас мой сын должен учиться в школе, переведите меня с этого прихода на лучший, потому что мой сын должен учиться " . Если так ставить вопрос, тогда выходит, что для него служение Церкви - просто средство получать деньги, чтобы содержать свою семью. Бывает и так. В общем, легко крестим, и получается, что эти люди, недавно пришедшие в Церковь, как будто получают привилегии, а христиане, которые несли свой крест во время коммунизма, иногда даже обижены на неофитов. Особый спрос будет и с нас, но это и их слабость, как у старшего сына, когда вернулся блудный сын. Так что есть и такая сторона проблемы. Нас в этом плане всегда ждет большой объем работы. Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru - Владыка, Вы учились и преподавали в богословских учебных разных стран. Где, по Вашему мнению, выше уровень преподавания и богословской науки? Я учился в Сербии, Греции, на Халке был только пять месяцев - там была проблема, турки собирались закрыть Халку.

http://pravoslavie.ru/4535.html

945 См. исследование В. Иоаннидиса. καιν ντολ τς γπης κα μνος ατς π το π. Παλου. Афины, 1958. 947 См. св. Максим Исповедник . (Главы о любви 4, 10; PG 90, 1073): «Многие говорили многое о любви, но если ищешь любовь, то найдёшь её только у учеников Христовых, ибо они только имели Его – Истинную Любовь, имели любовь к Учителю любви, о которой они говорили (апостол Павел): “Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто” ( 1Кор. 13:2 ). Тот же, кто обрёл любовь, обрёл Самого Бога (Христа), ибо Бог есть Любовь». 960 Ср. св. Иоанн Златоуст , (PG 64, 1057): «Добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь, всё это должно не только присутствовать в нас, но и умножатся. Ибо если присутствие ( παρουσα) и полезно, то ещё больше (их) изобилие ( περιουσα)». Богатство греческого языка, и особенно языка св. Златоуста видно в этой короткой фразе: присутствие – παρουσα добродетелей, и их изобилие – περιουσα ­ то, что есть около этого присутствия – при-сущности ­­ около сущности. 962 Связь святых Таинств и святых добродетелей в подвиге христианской жизни во Христе, Духом Святым, подчёркивал в наши дни и о. Иустин (Попович) , который это живое предание и подвижнический опыт унаследовал от апостола Павла и святых Отцов, особенно св. Иоанна Златоуста , св. Макария Египетского и других отцов, иерархов и подвижников. См. его докторскую диссертацию (на греческом языке, Афины, 1926, и недавно изданную на сербском): Путь богопознания. Глава из православной аскетики и гносеологии (послесловие иером. Афанасия (Евтича) , изд. Мон. Челие, Белград, 1987). 965 Ср. следующее выражение прот. Георгия Флоровского на одном экуменическом собрании: «Действительно, православные готовы требовать, что “особая” и “дистингтивная” характеристика их собственной позиции в “разделённом христианстве” в самом деле такова: что Православная Церковь есть сущностно идентична с Церковью всех веков, и конечно, с “Ранней Церковью”, са die Urkirche (Первозданной Церковью). Иными словами, она не одна из (какая-то) церквей, но сама Церковь (the Church). Это великое, но точное и верное утверждение. Здесь более всего духовного и онтологического идентитета: та же вера, тот же дух, тот же этос. И это представляет собой отличительный знак Православия: “Это вера апостолов, это вера отцов, это вера православная – эта вера утверждает вселенную!”» (Седьмой Вселенский Собор). (The Ethos of the Orthodox Church, «The Ecumenical Review», 2/1960, стр. 186.) Читать далее Источник: Экклесиология Апостола Павла/иером. Афанасий (Евтич); пер. с серб. С.А. Луганской. – М. : Новоспасский монастырь, 2009 - 384 с. ISBN 978-5-879-057-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Согласно Деяниям посланиям апостольским, Евхаристия первоначальной Церкви, евхаристическая кинония, общение ( 1Кор. 10, 16 ) представима в контексте общения Святого Духа ( 2Кор. 13, 13 ). Дух Святой актуализировал Христа для всех верующих в Церкви, потому что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ; ср. 1Ин. 4, 2 ), потому что «все мы единым Духом крестились в одно Тело (=Тело Христово, Церковь ) … все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12, 13 ). Евхаристический контекст лишь 10–14 глав Первого послания к Коринфянам, – продолжает иеромонах Анастасий Евтич, – может показать, сколь необходимо молитвенное призывание ( эпиклезис) для благодатного нисхождения присутствия Духа Святого при совершении Евхаристии в Церкви. Коль скоро всё Домостроительство спасения, совершённого Христом, актуализируется реализуется чрез сошествие Духа Святого, то евхаристический эпиклезис, то есть молитва призывания Духа Святого, имеет столь существенное значение в Восточной Православной Церкви, что она верует, яко не без этой молитвы призывания Святого Духа, не едиными установительными словами Таинства только претворяются дары Церкви, хлеб вино, в Дары Божии – Тело Кровь Христовы. Об эпиклезисе, – заключает иеромонах Анастасий Евтич, – можно говорить много, но для нас особенно важно то, что он изначала содержится в литургических последованиях как на Востоке, так на Западе. Об этом свидетельствуют святой Иустин Мученик , святой Ириней Лионский , святой Ипполит Римский , святой Василий Великий , святой Кирилл Иерусалимский , святой Иоанн Златоуст , преподобный Иоанн Дамаскин , Николай Кавасила , архиепископ Фессалоникийский другие отцы учителяи Церкви. Отсутствие эпиклезиса в литургии Римской Церкви определённым образом связано с латинским учением о Святом Духе ( филиокве т. п.). Второй Ватиканский собор пытался всё–таки восполнить этот недостаток включением молитвенного призывания Святого Духа ( эпиклезиса), но, к сожалению, расположив его лишь перед установительными словами Таинства («Теолошки погледи». – 1974. – 4. – С. 210–211).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Так снова нужно возвращаться в своей жизни. Молитвой прежде всего и искренним, некомплексированным самоосуждением. У русских есть такая склонность, чтобы себя мучить, на себя нажимать - это Достоевский ясно показал. Это плохо. Надо иногда простить себя, - говорил кто-то из русских - надо иногда простить душе. Помните всегда слова Иоанна Богослова: " Дети мои, если сердце ваше зазирает, судит вас, то знайте, что Бог больше сердца вашего " . Критерий наш - не наше сердце, не совесть, а Бог, и молитесь Богу: " Господи, войди в меня! " , искренне, глубоко, и Бог поможет. А если Он ожидает, то надо потерпеть: терпи, казак, атаманом будешь! Надо потерпеть. " Терпя, потерпех Господа " - это пророк Илия говорил. " В терпении вашем спасайте души свои " (Лк.21.19). Терпение - это ужасная сила, мощь. Надо ожидать Господа, не терять упование. Отец Иустин говорил: держаться Бога вздохом, слезой, желанием, воздыхать сердцем. И пока это есть, значит и Дух Святой в нас тоже есть. Он никогда нас не покидает. Слава Богу, Ему, Духу Святому. Никогда не позволяйте себе уныние или безнадежность уравновесить с верою и надеждой. Никакой грех, никакая ситуация не может иметь равновесие с Божественной милостью и Божественной любовью. Сербы говорят, когда бывает тоска и уныние: " Удри бригу на веселье! " - брось все это и будь веселым. У сербского народа такая поговорка. Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru - Владыка, как Вы сейчас со стороны видите процессы, которые происходят в Русской Церкви? - Я не могу претендовать, честно скажу, что знаю хорошо Россию; я немного путешествовал, но русских знаю давно - и русских за границей, служил в русской церкви в Афинах, служил в Париже четыре года. С интересом всегда читаю ваши журналы, получаю информацию. К нам сейчас приезжают русские, и мы к вам приезжаем. По-моему, Русская Церковь давно уже находится в таком обновляющем пульсе жизни. Это подлинное дело христианства - образ Божий в нас обновляется, обновляется вера; " обновляйтесь духом " - говорит апостол Павел (Еф.4.23).

http://pravoslavie.ru/4535.html

К вопросу о созыве Собора подходят с исторически-богословской точки зрения два православных богослова – о. А. Евтич в своей работе под названием Предание и возобновление в институте Вселенских Соборов 120 , и профессор Николай Афанасьев в своей работе под названием Собор в русском православном богословии 121 . Обе работы исходят из фундаментального экклезиологического факта, что изначальной канонической структурой Православной Церкви является ее соборность, которую, тем не менее, должны понимать широко, как евхаристическое общение всех Церквей, составляющих таинственное тело Христово, т.е. поместных верующих во главе со своим канонически рукоположенным Епископом. Каждый поместный собор, каждое со-служение, каждое взаимное общение и посещение, отмечает о. Евтич, является выражением соборности Церкви. Однако, в этом смысле является ли, в данном случае, гласом и свидетельством Православных Епископов и народа их Церквей? Та подготовка и те мероприятия, которые уже имели место, осуществились в отсутствии ощущаемого Православной Церковью соборного опыта и закончились составлением списка вопросов, подражая Ватикану и Всемирному Совету Церквей, никого не убеждая в том, что могут привести нас к решениям сотериологического значения, т.е. к тому единственному, что гарантировало бы действительный вселенский характер Собора. Профессор Афанасьев не отрицает, с одной стороны, приоритетность самого значения соборности как евхаристическое общение поместных Церквей, однако, с другой, он принимает идею, воображаемо распространяемой по всей Вселенной высшей канонической власти в Православии – Вселенского Собора. Эти два принципа, отмечает профессор (т.е. поместное евхаристическое общение и Вселенский Собор), дополняют друг друга. И это потому, что принципы римского права недостаточно внедрились в сознание церковных мужей эпохи Вселенских Соборов, чтобы они, продолжая считать Собор высшей властью, смогли одновременно согласиться с вероятностью вакантности этой власти. Вселенские Соборы не являются нерушимой во временном отношении властью в Церкви; они созываются в неопределенное время при наличии важной и безотлагательной необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 74. Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004. — С. 171; Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. — М., 1999. — С. 254, 385. Дунаев А.Г. Предисловие к греко-латинским разделам//Исихазм: Аннотированная библиография. Под общей и научной ред. С.С. Хоружего. — М., 2004. — С. 100. Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. — С. 78. Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. — М., 1999. — С. 23. Дунаев А.Г. Ук. соч. — С. 100. Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. — С. 74. О типологическом лике русского исихазма см.: Хоружий С.С. Русский исихазм: черты облика и проблемы изучения//Исихазм: Аннотированная библиография. Под ред. С.С. Хоружего. — М., 2004. — С. 550–559. Обширную библиографию по данному вопросу см.: Исихазм: Аннотированная библиография. Раздел 10. Имяславие. — С. 652–680. Здесь С.С. Хоружий, отметив, что в ходе истории «русское православное сознание отказалось повернуть в имяславческое русло… не признало имяславие сутью православной молитвы и не согласилось, чтобы последнее стало определять наш образ молитвенного благочестия», считает, тем не менее, что литература по данному вопросу, составляет «необходимую часть библиографии русского исихазма — ибо, как бы ни относиться имяславию, заведомо невозможно отрицать фактическую принадлежность этого движения к истории исихастской традиции» (Хоружий С.С. Русский исихазм: Спор об Имени и его уроки//Исихазм: Аннотированная библиография. — С. 651, 648). Выражение о. Алексея Мечева, который, по воспоминанию о. Сергия Мечева, говорил: «… надо в миру жить “премирно”, пользоваться им, по слову Апостола, как бы не пользуясь» («Пастырь добрый»: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. — М., 1997. — С. 82). Об исихастских корнях такого жизнечувствия свидетельствовал и сам о. Сергий, утверждавший в своей проповеди о Фаворском Свете: «Где бы ты ни находился и в какой бы суете ты ни жил, ты можешь начать службу Богу, ты можешь быть исихастом…» (Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 17. — Базель-М., 1993. — С. 163–164).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Скачать epub pdf Об авторе Епископ Афанасий (Евтич) принадлежит к числу крупнейших богословов современности. Он родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы и гимназии поступил в Белградскую семинарию во имя святителя Саввы; которую окончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде, но вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии, 3 декабря 1960 года в монастыре Пустиня под Вальево по благословению епископа Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял монашеский постриг, который совершил архимандрит Иустин (Попович) . Состоя в братии монастыря Троноша, продолжил учебу на Богословском факультете. В 1961 году рукоположен во иеродиакона. В июне 1963 года защитил диплом и в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеромонаха. По окончании Богословского факультета отец Афанасий подал прошение Священному Синоду о разрешении на продолжение образования в Греции, и в феврале 1964 года патриархом Германом (Джоричем) был направлен на учебу в Богословскую академию на остров Халка (Турция). В академии иеромонах Афанасий пробыл лишь до июня 1964 года, после чего переехал в Грецию, где на Богословском факультете Афинского университета под руководством профессора догматики академика Иоанна Карми подготовил докторскую диссертацию на греческом языке на тему «Экклесиология апостола Павла по святителю Иоанну Златоусту ». Защита диссертации состоялась 2 июня 1967 года. Затем он еще год прожил в Афинах, продолжая научную работу в основном в области патристики. Одновременно служил приходским священником в русском храме в Афинах. Осенью 1968 года по благословению своего правящего архиерея отец Афанасий отправился в Париж для продолжения научной работы и изучения французского языка в Свято-Сергиевском богословском институте. Спустя год учебным советом института назначен преподавателем «Введения в богословие и патрологию с аскетикой». Занимал эту должность в течение трех лет. В последний год своего пребывания в Париже (1971–1972) дополнительно преподавал «Историю Церкви византийского периода». Читал лекции по патрологии на Римо-католическом теологическом факультете (Institut Catholique de Paris) и по византийской литературе в Сорбонне. Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. В качестве представителя Свято-Сергиевского института в сентябре 1970 года участвовал в работе I Конференции православных богословов в Бостоне (США).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010