Статья митрополита Сергия была ответом на полемические выпады против него со стороны григорьевцев и «непоминающих», которые, критикуя его за самоуправство, умалчивали об очевидной для них невозможности вполне правомерного устройства высшего управления через созыв Собора. Ревнуя о церковной дисциплине, противодействуя анархическому разложению, Синод еще 16 апреля 1929 г. вынес постановление, в котором митрополит Иосиф (Петровых) , архиепископ Димитрий (Любимов) и епископ Алексий (Буй), как запрещенные в священнослужении, приравнивались к обновленцам и григорианам. Часть архиереев, находившихся на покое, не присоединяясь к митрополиту Иосифу, заявившему о своем отделении от митрополита Сергия, продолжала воздерживаться от поминовения имени заместителя местоблюстителя за богослужениями, которые они совершали иерейским чином в монастырских и приходских храмах, в своих домовых церквах. Самыми видными в этой группе иерархов были митрополит Кирилл (Смирнов) и настоятель Даниловского монастыря бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Феодор (Поздеевский) . Свою позицию священномученик Кирилл изложил в письме викарию Казанской епархии епископу Афанасию (Малинину), которое он направил из-под Туруханска с тем, чтобы с содержанием его был ознакомлен и заместитель местоблюстителя. Митрополит Кирилл писал: «Никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает… Заместитель назначается для управления текущими делами… коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого местоблюстителя». Коренной реформой митрополит Кирилл называет учреждение «коллегиального церковного управления в виде Временного Патриаршего Синода». «До тех пор, – продолжает он, – пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению… Литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

За двести лет с этой академией пересеклось множество судеб. В списке поступивших в 1900 году известные в будущем лица: митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк) , архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер) , будущий известный грузинский литературовед и историк, организатор Тбилисского университета Корнилий Кекелидзе. Первым по успехам выпускникам семинарий предоставлялась возможность учиться в духовных академиях за казённый счёт. В 1900 году таких мест на всю Россию было выделено 84. Новгородская семинария получила три места: по одному в Петербурге, Москве и Киеве. В Петербург отправился Александр Поспелов, в Москву − Иван Судаков. Пётру Белоликову выпал Киев. От семинарии он получил бельё и деньги на железнодорожный билет до Киева. Аттестат, характеристика, свидетельство о явке к исполнению воинской повинности были отправлены из правления семинарии в Киев почтой. Прибывшие из разных мест России молодые люди первым делом прошли медицинское освидетельствование. Почти все были признаны не имеющими физических недостатков или болезней, могущих препятствовать или затруднять учёбу. (Признаки чахотки нашли у одного и немедленно предписали серьёзное лечение и освобождение от всех занятий). На вступительных экзаменах писали сочинение по выбору – на богословскую, философскую либо литературную тему. Затем следовали экзамены по догматическому богословию, Священному Писанию Ветхого Завета, истории Русской Церкви, психологии и одному из древних языков. Пётр Белоликов прошёл их успешно, и из 50-ти лучших выпускников российских семинарий, прибывших со всех концов России, оказался в списках восьмым. Студенты расселялись по двое в одной келье. Снимать квартиру на время учения не дозволялось. В духовных академиях запрещалось также учиться женатым, либо жениться во время учёбы. Обязанности ректора Киевской духовной академии в ту пору исполнял епископ Платон (Рождественский), инспектора – Митрофан Ястребов . В преподавательский состав входили: Василий Богушевский, Василий Певницкий , Афанасий Булгаков, Николай Петров , Василий Малинин, Пётр Линицкий , Алексей Розов, Стефан Голубев , Константин Попов , Алексей Дмитриевский .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Б. В церковно-археологический музей в отчетном году были переданы: бронзовая люстра из северного притвора —20— Покровской академической церкви, два медных распятия из Афанасие-Кирилловской церкви в Москве и два клише (на цинке) для портретов покойных профессоров Академии А. П. Смирнова и И.Н. Корсунского – из редакции «Богословского Вестника». Пожертвования поступили от студентов Академии: иеромонаха Платона – фотографический вид Сербского монастыря Манассии, Михаила Бенеманского – исполненная им самим копия с иконы «Иисуса Христа – Великого Архиерея» Ушаковского письма, Михаила Созонова – нотный рукописный октоих XVII века, о. архимандрита Дионисия (Марангудакиса) – семь новых (1900–1901 гг.) критских монет и Георгия Вершинского – 26 монет русских и иностранных XVIII-XIX столл. 4) В распоряжении Совета Академии в отчетном году было 15 премий: а) Митрополита Московского Макария две премии, по 485 рублей каждая, – за лучшие печатные труды наставников Академии. – Одна из них присуждена Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, экстраординарному профессору Сергею Глаголеву за сочинение под заглавием: «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви», Харьков, 1900 г.; назначение другой – отложено до следующего года. б) Митрополита Московского Макария две премии, по 291 руб. каждая, – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. – Одна из них присуждена преподавателю Нижегородского епархиального женского училища Николаю Боголюбову за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Но-город, 1899 г.; назначение другой – отложено до следующего года. в) Епископа Курского Михаила три премии, по 201 руб. каждая, – за лучшие печатные труды наставников и вос- —21— питанников Академии по Священному Писанию. – За непредставлением наставниками Академии сочинений на означенный премии, все они отложены до следующего года. г) Протоиерея А.И. Невоструева в 158 р. – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии. – Выдана Советом кандидату Академии выпуска 1900 года Алексею Малинину за сочинение на тему: «О бессмертии души. (Историческое обозрение главных направлений в учении о бессмертии души и положительное решение вопроса) ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После освобождения из-под ареста Патриарха Тихона и издания им 15 июля 1923 г. послания, в котором он определил, что обновленчество - это отпадение от Церкви, ситуация изменилось. Собрание казанских приходов признало каноническую власть И. как заместителя митр. Кирилла. 20 июля И. совершил открытое богослужение по праздничному чину в соборе Богородицкого мон-ря. В последующие 3 дня он принимал покаяния и освящал малым чином возвращенные в Патриаршую Церковь храмы. У обновленцев в Казани осталось только 3 церкви. Тем не менее власти отказывались зарегистрировать правосл. епархиальное управление и запрещали поминовение на богослужениях имен Патриарха Тихона и митр. Кирилла. После доносов обновленцев, обвинявших И. в «антисоветской деятельности», он был вызван 13 сент. 1923 г. в отдел НКВД, с него взяли подписку о невыезде из Казани. 20 нояб. И. было запрещено служение в храмах, он был вынужден официально передать временное управление епархией еп. Афанасию (Малинину). 15 мая 1924 г. по вызову ГПУ И. выехал в Москву, где 16 мая был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, 23 авг. освобожден с запрещением выезда из Москвы в свою епархию. Поселился в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . И. нередко причисляют к Даниловской группе непоминающих , хотя о к.-л. связях его с др. архиереями-«даниловцами», позднее участвовавшими во внутрицерковной полемике, неизвестно. 11 апр. 1925 г. И. был в числе священнослужителей, совершавших панихиду у гроба свт. Тихона, а затем погребение Патриарха. Присутствовал на Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , подтвердившем полномочия Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) . Вместе с митр. Петром вел переговоры с властями об организации Синода, по просьбе Местоблюстителя и по его черновому тексту составил проект декларации об отношениях Церкви и Советского гос-ва, в к-ром предлагалось «предоставить наиболее многочисленной Православной Церкви права легального свободного существования» (текст не был передан представителям властей из-за отказа митр. Петру во встрече с главой советского правительства).

http://pravenc.ru/text/578054.html

В 1916 г. в приходе церкви числилось 313 крестьянских дворов с 3284 жителями. Причт был большой: священники Семен Александрович Венеаминов и Михаил Иванович Успенский, диакон Михаил Сергеевич Троицкий, псаломщики Алексей Успенский и Иван Алексеевич Борисов. При церкви проживал и заштатный протоиерей Афанасий Николаевич Малинин, прослуживший в этой церкви с 1864 по 1915 г. и награжденный орденом Св. Анны III степени. Однако, наступили новые времена, безвозвратно нарушившие исконный жизненный уклад села. В 1922 г. власти конфисковали 17 риз и четыре венчика с икон, 15 лампад серебряных общим весом 16 кг. В соответствии с законом, в 1925 г. было создано Колычевское религиозное общество во главе с церковным советом, вынужденное арендовать у государства саму церковь и всю церковную утварь. Ему в условиях постоянных гонений со стороны местных и центральных властей удалось хоть как-то удовлетворять потребности верующих, но в 1934 году был запрещен колокольный звон, через несколько месяцев церковь закрыли, а часовню «за ненадобностью» разобрали. Церковную утварь и иконы разобрали прихожане. Здание церкви использовалось то под склад, то под магазин. Постепенно погибало старинное церковное кладбище. От многочисленных надгробных памятников и плит сегодня уцелели лишь три мраморных надгробия… Активное возрождение Воскресенской церкви с. Колычево началось с весны 1997 года, с назначением туда по указу Митрополита Ювеналия настоятелем священника Александра Голева. Красивейший храм, который осенью 1997 года должен был отмечать свое 300-летие, находился в крайне плачевном состоянии, совершенно не приспособленном к богослужению. Не было отопления, электричества, не было дверей и окон, по всему полу — метровый слой мусора. Не говоря уже о разрушенных куполах, еле стоящей полуразрушенной колокольне и полностью снесенном притворе — такое зрелище представляла из себя старинная белокаменная церковь, «памятник архитектуры федерального значения " . Осенью 1997 года храм смог торжественно отметить свой 300-летний юбилей.

http://sobory.ru/article/?object=02599

IX. Заявление о. Ректора Академии архимандрита Лаврентия о том, что вторым рецензентом вышеозначенного сочинения он назначает члена Совета – заслуженного ординарного профессора по кафедре русской гражданской истории Василия Ключевского. Справка: Согласно руководственным правилам для рассмотрения сочинений, представляемых на соискание ученых богословских степеней, препровожденных при указе Святейшего Синода от 23 февраля 1889 года, «каждое сочинение на ученую степень сначала должно быть прочитано, с надлежащей оценкой, наставником, по предмету которого писано сочинение, затем одним из членов совета по назначению ректора академии». Определили: Принять к сведению. X. Отношения: а) Совета Казанской духовной академии от 17 декабря 1897 года за 2238: «Согласно отношению от 10 сего декабря за 648 Совет Казанской Академии имеет честь препроводить при сем в Совет Московской Академии книгу под заглавием: «Чиновник Архангелогородского кафедрального собора» для научных занятий профессора Голубцова, сроком на шесть месяцев». б) Правления Нижегородской духовной семинарии от 24 декабря за 784: «Вследствие отношения от 10-го сего декабря за 651 и согласно журнальному определению своему от 19 декабря за 102, утвержденному Его Преосвященством, Правление Нижегородской духовной семинарии имеет честь представить при сем в Совет Московской духовной академии принадлежащую семинарской библиотеке рукопись за 3604: «Записки о прибытии и первых двух годах пребывания Афанасия Архиепископа Холмогорского в Холмогорах», сроком на шесть месяцев». Справка: Присланные книги и рукопись переданы для научных занятий экстраординарному профессору Академии по кафедре церковной археологии и литургики Александру Голубцову . —17— Определили: Принять к сведению. XI. Отношение Совета Киевской Духовной Академии от 12 января за 28: «Совет Киевской Духовной Академии покорнейше просит Совет Московской Духовной Академии выслать на двухнедельный срок, для научных занятий профессора Киевской Академии В. Малинина, принадлежащую библиотеке Московской Академии рукопись XVI в. в 4-ю долю листа, 307 лл., содержащую сочинения еп. Ипполита (его слово о Христе и антихристе и толкование на кн. пророка Даниила)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воронежская Учреждена в 1681 году Кафедра в Воронеже со 2.04.1682 по 1700 переименован еп. Воронежский и Елецкий Воронежская и Елецкая С 1700 года Митрофан епископ, свт., бывший еп. Воронежский †23.09.1723 Арсений (Костюрин) архиепископ, рукоположен со 2.07.1704 †18.07.1712 Пахомий (Шпаковский) митрополит, рукоположен с 25.04.1714 †23.11.1703 Иосиф епископ, рукоположен с 31.10.1725 †27.12.1726 Лев (Юрлов) епископ, рукоположен по июнь 1730 с 28.05.1727 с 8.07.1730 en. Астраханский и Ставропольский Иоаким (Струков) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской епархии с 7.06.1730 †1.09.1742 Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский со 2.12.1742 †28.03.1743 Феофилакт епископ, рукоположен с 14.09.1743 †30.11.1757 Кирилл (Ляшевицкий) епископ, рукоположен с 6.08.1758 по 19.10. en. Черниговский и Новгород-Северский Иоанникий (Павлуцкий) епископ, рукоположен с 06.12.1761 †02.01.1763 Тихон (Соколов) епископ, свт., бывший еп. Кексгольмский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 03.02.1763 по 17.12.1767 на покое; †13.08.1783 Тихон (Якубовский) епископ, бывший еп. Севский и Орловский, викарий Московской епархии с 17.12.1767 по 19.05.1775 еп. Суздальский и Юрьевский Тихон (Малинин) епископ, рукоположен с 21.06.1775 по 6.05. 1788 еп. Тверской и Кашинский Воронежская С 1788 года Иннокентий (Полянский) епископ, рукоположен с 29.07.1788 †15.04.1794 Воронежская и Черкасская С 19 мая 1795 года Мефодий (Смирнов) епископ, рукоположен с 21.05.1795 по 10.04.1799 еп. Коломенский и Тульский Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Коломенский и Тульский с 10.04.1799 по 1.10.1799 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Арсений I (Москвин) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 1.10.1799 по 16.10.1799 еп. Пермский и Екатеринбургский Арсений I (Москвин) епископ, бывший еп. Пермский и Екатеринбургский (повторно) с 26.11.1799 †6.05.1810 Феофил (Раев) епископ Тамбовский и Шацкий в 1810 временно управлял Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В мае 1936 г. к о. Николаю явилась делегация церкви Сошествия Св. Духа с просьбой возглавить её причт, т.к. все священники храма были арестованы, а приглашенный для служения прот. А.Я.Лебедев, 80-ти летний старец, бывший преподаватель Саратовской Духовной семинарии, один не справлялся с ежедневным служением и массой треб. Прот. Николай согласился при условии разрешения Горсоветом и утверждения митр. Сергием, поскольку епископа в Саратове не было. Архиеп. Афанасий (Малинин) еще 2 мая 1935 года был арестован и выслан. Приехавший архиеп. Серафим (Силичев) пробыл в Саратове всего недели три и тоже был «изъят». 22 мая прот. Н.Чуков получил телеграмму от митр. Сергия: «Указ высылается, начинайте служить». В 1935 г. из Ленинграда в Саратов были высланы также еп. Амвросий (Либин), отцы М.Е.Лебедев, А.В.Преображенский, В.Я.Соколин. В 1937 году на ссыльных началась новые репрессии; прот. Н.Чуков, как он писал в дневнике, уцелел чудом. Из духовенства в Саратове оставались о. Николай, архиеп. Досифей (Протопопов), глубокий старец, и прот. М.Протасов, также преклонных лет. Были еще некоторые священники, которых о. Николай не знал и которые работали в советских учреждениях. Служение о. Николая продолжалось 10 месяцев и надорвало его силы. Добираться до храма приходилось на трех трамваях, утром и вечером, треб была масса и в храме, и по домам, а после каждой службы настоятель говорил слова и поучения. Жил он на окраине, по адресу Саратов 9, Луговая, 108. Прибывший в Саратов 17 октября 1936 г. еп. Вениамин (Иванов) 10 февр. 1937 г. был арестован. Атмосфера снова стала нагнетенной, и прот. Н.Чуков подал в «двадцатку» заявление о выходе за штат по состоянию здоровья, и с марта 1937 г. уже не служил, перейдя на официальное положение «иждивенца» детей, приславших ему из Ленинграда соответствующий нотариально заверенный документ. С марта в Духсошественском храме настоятельствовал о. Василий Розанов из Вольска, но с мая 1937 г. он был занят обновленцами, и в 1939 г. был окончательно закрыт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Сии священно-церковнослужители следующие: 1) новопосвященный иерей Даниил Громов; 2) соборный диакон Афанасий Малинин; 3) Владимирский диакон Иван Фоминский; 4) Архангельский дьячек Прокопий Попов. Посему призвав всех их четверых в присутствии, по объявлении сего, по прочтении из Деяний Апостольских 1-й гл. со стиха 19 по конец оной и по молитве и призывании Св. Духа, дать им жребий, и кому из них выйдет жребий избрания, о том ко мне отрепортовать». В тот же день в Консистории метали жребий, каковой и пал на диакона Афан. Малинина. Диакон однако упорствовал и подал объяснение о том, что нижеследующие причины не позволяют ему следовать избранию: «1) Имея родителей уже обремененных летами, а потому и требующих моей помощи и подкрепления, я, отлучившись от них на толь великое пространство, лишен буду всех средств не токмо хотя по временам утешать и ободрять их своим присутствием, что весьма интересно для каждого из отцев, но и подавать необходимые пособия другого рода, и таким образом не выполню непременного долга, какой налагает самая природа. 2) Вступив по незнанию в супружество с одною из подверженных беспрестанным припадкам и нередко случавшемуся с нею обмороку, которая в природном воздухе, можно сказать, не обещает надежды долгоденствия, а кольми паче в неприродной земле и климате, кои опасны и для здорового, она, кажется, непременно должна окончить дни свои гораздо прежде, нежели исполнится назначенное ей в совете Божием число оных. Сверх того трудности, предлежащие на пути в страну, столь отдаленную, совсем не соответствуют природной слабости сил её. Почему представляя на вид толь немаловажные причины, униженнейше прошу избрание отменить и от оного меня избавить». На сие Преосв. Михаил написал: «не только сей упрямец, соборный диакон Аф. Малинин, по причине выдуманной болезни жены своей, но и все почти священнослужители в целой епархии под разными предлогами, впрочем самыми низкими и ничтожными, отозвались от важнейшего и равноапостольского служения церкви в Америке на о-ве Уналашке в сане священника, с представленными оному со стороны Американской Компании немаловажными выгодами; а сим отзывом обнаружили они постыдную свою холодность к святому делу небесного звания своего и недостаток чистой христианской любви и веры, недостаток истинного, ревностного и пламенного усердия к спасению вверенных их попечению душ, искупленных кровью всемирного Спасителя, забыв страх Божий и пастырское мое увещание, в печатных листах 1817 к ним разосланное.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Березин с детьми. Фотография. Нач. ХХ в. Александрович Березин (13.06.1889, с. М. Карачкино Козьмодемьянского у. Казанской губ.- 13.01.1938, Мариинский р-н Новосибирской (ныне Кемеровской) обл.), сщмч. (пам. 31 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона. После окончания Чебоксарского ДУ поступил в Казанскую ДС, но, окончив только 1-й класс, в сент. 1908 г. по личному прошению прервал учебу в семинарии и поступил на епархиальную службу. 3 июня 1909 г. назначен псаломщиком к ц. в честь Рождества Христова в с. Пайгусове Козьмодемьянского у. 9 марта 1910 г. переведен в храм во имя апостолов Петра и Павла в с. Кузнецове того же уезда. В этом храме он служил 26 лет. Жителями Кузнецова были в основном марийцы, многие из них не говорили по-русски. Хорошее знание М. марийского языка облегчало пастырскую работу в приходе, что особо отмечалось в клировых ведомостях. 7 авг. 1929 г. по ходатайству прихожан Чебоксарский архиеп. Афанасий (Малинин ) рукоположил М. во иерея. В 1933 г. он был награжден скуфьей. 29 окт. 1936 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации против советской власти и мероприятий, проводимых ею в деревне». Был заключен в тюрьму в г. Козьмодемьянске, в дек. 1936 г. переведен в тюрьму в Йошкар-Оле. На допросах М. отрицал предъявленные ему ложные обвинения. Прихожане кузнецовского Петропавловского храма направили коллективное ходатайство об освобождении священника с указанием на то, что он никогда не нарушал советских законов и уплачивал все возложенные на него повышенные налоги и сборы. 20 янв. 1937 г. специальная коллегия Главного суда Марийской АССР приговорила М. к 5 годам заключения в лагерях. Первоначально М. был отправлен в Ветлужский ИТЛ на территории Горьковской обл., в июне 1937 г. его перевели в Антибесский лагпункт Сибирского ИТЛ - совхоз НКВД близ пос. Антибесская Мариинского р-на. 17 дек. того же года М. был арестован в лагере по обвинению в «активном участии в контрреволюционной кадетско-монархической повстанческой организации». На единственном допросе написал в протоколе: «От дачи каких-либо показаний по своим религиозным убеждениям я отказываюсь». Был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Новосибирской обл. от 25 дек. 1937 г. Местом казни предполагаются окрестности Антибесского лагпункта или тюрьма при администрации Сиблага в г. Мариинске, где в это время происходили расстрелы священнослужителей. Погребен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2563480.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010