Порядок дня: Слушади: 1) Запрещение для иностранцев права религиозной пропаганды. Постановил: 1) а) Ввиду того что в конституции (новая редакция) в пункте о ведении религиозной и антирелигиозной пропаганды имеется указание на запрещение ведения религиозной пропаганды иностранным подданным в СССР, считать излишним опубликование секретного постановления ЦИКа от........ г. по этому вопросу (прежнее предложение б НКИД). б) В целях устранения могущих возникнуть на этой почве недоразумений по линии НКИД поручить последнему детально проработать этот вопрос. Слушали: 2) а) О лишении земли служителей культа; б) об участии их в кооперации; и в) об участии в профсоюзах лиц, обслуживающих религиозн[ый] культ. Постановили: 2) Вопрос перенести на следующее заседание, на которое пригласить представителей всех заинтересованных ведомств 555 . Слушали: 3) О закрытии церквей и других молитвенных зданий. Постановили: 3) а) Ввиду того что в ряде районов на почве закрытия молитвенных зданий происходили эксцессы (верующие оказывали сопротивление), которые (эксцессы), между прочим, имели в весьма отрицательное влияние на успешность хлебозаготовок, признать необходимым, особенно г в местностях, где идут хлебозаготовки, не допускать никаких д осложнений с крестьянством на почве закрытия молитвенных зданий. Там же е , где молитвенное здание закрыть без эксцессов невозможно, закрытие не производить и никакой кампании за закрытие церквей ж не поднимать. б) Исходя из этого и принимая во внимание, что з указания со стороны ЦК ВКП(б) местным парторганизациям по этому вопросу и уже сделаны, поручить ОГПУ и Центральному Совету Безбожников дать по своим линиям соответствующие указания на места. в) В целях более точного определения количества закрытых церквей и др. молитвенных зданий и о правильности их закрытия составить комиссию из т.т. КРАСИКОВА, ТУЧКОВА, ОЛЬХОВОГО, ДИМАНШТЕЙНА и СМИДОВИЧА, которой и поручить в недельный срок проработать этот вопрос. (Более подробные предложения, выработанные комиссией, отправлены в ЦК.) к

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От редакции Трактатом о сущности и основных истинах христианства заканчиваются чтения покойного профессора Н. П. Рождественского по основному богословию в 1881–1882 гг. или, точнее говоря, заканчиваются собственноручные записки, по которым он читал студентам и которые теперь издаются. Но в его бумагах мы нашли конспект заключительного трактата “О христианской церкви”, написанный карандашом, следующего содержания: “О христианской церкви: установление церкви Иисусом Христом для сохранения христианской веры в чистоте и неповрежденности, для единения верующих в духе христианской любви и в общении святых таинств и для развития религиозно-нравственной жизни людей на началах христианства; о необходимости церкви против теорий рационализма, субъективизма и индифферентизма, отвергающих ее необходимость; понятие о вселенской церкви и безусловная верность ей только православной церкви из существующих в настоящее время христианских вероисповеданий; общее заключение всей системы основного богословия”. Нашли мы и несколько листиков, на которых им написаны разные отрывочные и неразвитые положения, относящиеся к учению о христианской церкви, о вселенских соборах, о вероопределениях, о церковной дисциплине и т. д. Но составить что-нибудь цельное и законченное из этих отрывочных положений оказалось невозможно. Вероятно, этот трактат о церкви не был покойным профессором читан ни одному из студенческих курсов; по крайней мере мы не нашли его в издававшихся покойным литографированных конспектах по основному богословию. Подробный указатель 616 , в последовательном порядке, предметов, содержащихся в I и II томах “Курса основного богословия”. Введение. Общие понятия о науке основного богословия. [Коренное значение общих основ для всех наук вообще и в частности для богословской; основные истины веры; непосредственная очевидность их более для сердца, чем для ума; невозможность поверки их через внешний опыт чувственного наблюдения; духовный характер религиозных истин и необходимость духовного понимания их. Вера как добровольное признание того, что только возможно; отличие основных истин веры от истин, имеющих математическую очевидность. Необходимость раскрытия и обоснования истин веры. Задача основного богословия – обоснование коренных истин веры. Разъяснительный и доказательный метод в деле обоснования религиозн. истин. Необходимость более уяснять истину, чем формально доказывать ее. Апологетическая цель основн. богословия в виду неверия, преимущественно современного. Попытки к обоснованию его на началах философии, естествознания, исторической критики, социологии и проч. Сложность апологетической современной задачи основн. богословия. Необходимость сосредоточения внимания в борьбе с современным неверием на философских и научных его формах. Метод основного богословия; отношение его к другим богословским наукам; разделение на две части]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Христа отнюдь не были тем, за что выдает их гр. Толстой. Преступно пренебрежение только тем, что хорошо и важно по своей идее и по своему назначению. Следов. юридический суд, коль скоро он удовлетворяет требованиям справедливости и милости, представляет собою, по учению И. Христа, хорошее и важное по своей полезности учреждение. б) Спаситель ясно выражал уважение к судам не тем только, что внушал судьям заботы о наилучшем отправлении правосудия, но и другими способами. Так, например, когда некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство, то И. Христос отвечал: кто поставил (κατστησε) Меня судит или делит вас? Граф Толстой сам видел, что этот ответ Христов сполна осуждает его враждебное отношение в судам, а потому обошел это место молчанием в авторизованной рукописи, с которой сделан немецкий перевод его сочинения: В чем моя вера? Действительно, ответ Спасителя прямо говорит, что одни люди имеют право судить других людей, коль скоро они на то поставлены надлежащей властию, и что Он не предвосхищает чужих прав. Коль скоро признается законность и авторитетность судов, то может ли быть речь о запрещении их? Положим, вслед за ответом просившему о разделе наследства И. Христос сказал народу, Его окружавшему: смотрите, берегитесь любостяжания. Но что значат эти слова? Они, во-первых, обращены были не к просившему о разделе имущества, ибо ему уже дан был ответ, как лучше поступить в его положении. Во-вторых, в этих словах осуждается лишь ведь корыстолюбие, вследствие коего один брат и забрал в руки все наследство, тем вынудив другого жаловаться на него суду. Между тем, если бы Спаситель почитал суды злом, то для Него представлялся самый естественный и благоприятный повод прямо высказать это. Мы же видим совсем другое. (Сост. по соч. «Основные религиозн. начала гр. Л. Толстого», А. Гусева , стр. 206 – 218). Высокое дерево посреди малого леса. «Что дерево высокое по среди низкого леса, то человек почетный посреди незнатных людей, говорит святитель Тихон задонский .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пиэтисты и Мистики не составляют отдельных сект, потому что в их догматических понятиях нет ничего такого, что отличало бы их от других протестантов. В общество тех и других входят, впрочем не одни строгие лютеране, но и Кальвинисты, католики и другие, кои сходятся в религиозной настроенности. Цинцендорф дозволял свободное вступление в свое общество всякому: «Зачем мы отрекаемся подать друг другу? Не все ли мы согласны в главном члене, следовательно, мы братья? Я верно говорю, что все, верующие в искупление, совершенное крестной смертью Спасителя, принадлежат одной и той же церкви». (Collect. des sel accupat. р. 205). Пиэтисты не обращают так. образ. особенного внимания на теоретическую часть вероучения, а на практическое приложение его к жизни и полагают в одном только чувстве. Мистики, точно также в возбуждении религиозн. чувства полагают всю свою веру, те и другие погружаются в чувство, но расходятся между собою тем, что мистик думает находиться в общении с Богом без всякого значения исторического откровения, а пиэтист напирает на чувство греховности, удалившей человека от Бога. Шведенборг, отвергая падение прародителей, впадает в противоречие с самим собой. Библейское сказание об Адаме и Еве он принимает за аллегорию. Адам и Ева по его словам лица не действительные и их имена служат олицетворением первоначальной церкви. Но эта истина была забыта и иначе перетолкована в суеверной римской церкви. (Vera chr. religio). Но Шведенборг допускает, что наклонность к злу передается нам преемственно из поколения в поколение, впрочем она, по его представлению, передается нам от родителей, а не от первого родоначальника человечества, не от Адама. (Qvod omnis homo natursca ad mala, ita quod ab utero matris поп sit nisi quam malum, in ecclesia notum est, et notum factum est ех cavsa, quia а conciIiis et а praesulibus ecclesiarum traditum est, quod peccatum Adami traductum sit in отпет posteritatem et quod unicum sft. Sed, mi amice, malum haereditarium поп aliunde est quam ех parentibus, поп quidem ipsum malum, quod homo actualiter committit, sed inclinatio ad illud». (Vera chr. religio 335 р.) Этим самым, Шведенборг незаметно должен принять библейское учение о греховности всего человечества, которая нами получена от падшего прародителя, потому что, переходя от родителей к дальнейшим предкам, мы по необходимости должны дойти до Адама, первого человека, свободно преступившего заповедь Божию и понесшего в своем лице и во всем своем последующем потомстве достойное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

(Религиозн. быт Русских у иностранцев в 16 и 17 вв. Рущинского. Чт. Об. Ист., 1871 г., Кн. 3, стр. 232). В доказательство насильственных мер обращения протестантов в православие, указывают на то, что восприемниками таких лиц обыкновенно были князья или бояре, что царь жаловал новокрещенному большее или меньшее количество денег или назначал пожизненное содержание: так, полковнику Лесли, при Михаиле Федоровиче, дано было при крещении 3000 рублей и сверх того доходное место. За каждого иноземца-полонянника, или жившего у иноземцев же по купчим давалось откупу его владельцам при обращении в православие, 15 рублей. (Olear. 320 и улож. Ан. Михайл, гл. XX, 7.) Но в какой христианской стране и какое благоразумное правительство, если оно не заражено индифферентизмом, не покровительствует обращению в господствующую веру? И это покровительство не приманка, не насилие в деле обращения, а требование вопиющей нужды. Чужестранец, семьянин ли он или одинокий – принимая православие, порывал связи с родиной, отечеством, все домашние делались его врагами. Нельзя же не защитить его от несправедливых преследований злобы и фанатизма, не повергать же его со всей семьей, ради одного обращения, в благопроизвольную Евангельскую нищету, которая неизбежна для него, если его новое государство и общество не примут его к себе в свои новые члены и не окажут ему покровительства? Невиннейшими выразителями этого покровительства и были знатные восприемники и материальное вспомоществование. В частности, что касается упомянутого Лесли, то он получал богатое содержание, как старший полковник русской службы, много оказавший услуг в вербовке иностранцев на русские государственные должности (Ист. Рос. Солов, т. IX стр. 84). В доказательство насильственного обращения протестантов в православие приводят еще следующий факт. Французский барон Петр де-Ремон, рассказывают протестантские писатели, крестился и сделался русским боярином Иваном, но его жена-кальвинистка никак не хотела изменить своему вероисповеданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Париж: YMCA, 1972. Хебблетуэй Ж. Будущее апологетики. — «Логос». Париж — Брюссель. 1973. Ном. 9-10 (авт. — католич. богослов). Цельное знание: Современные течения религиозно-философской мысли во Франции. Пг., 1915 (Сб. статей). Чиж Вл. Психология наших праведников. — «Вопросы философии и психологии». Кн. 85. 1906. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Париж: YMCA, 1951 (авт. — религиозн.философ-иррационалист). Его же. Умозрение и Откровение. Париж: YMCA, 1965. Его же. Sola Fide — Только верой. Париж: YMCA, 1967. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Пер. с нем. Предисловие С. Л. Франка. М., 1911 (авт. — основоположник либерального протестантизма). Шмитц И. Краткая апологетика/Пер. с нем. СПб., 1910. Шредер Л. Сущность и начало религии, ее корни и их развитие/Пер. с нем. Серг. Пос., 1909 (авт. — австрийск. историк культуры). Штейнер Р. Как достигнуть познания высших миров/Пер. с нем. М., 1918 (авт. — основатель гностич. секты антропософов). Его же. Мистика/Пер, с нем. М., 1917. Эбрард Г. Апологетика/Пер. с нем. СПб., 1880 (авт. — протест. богослов). Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии/Пер. с нем. СПб., 1910 (авт. — внеконфессиональн. философ религии). Эрн Вл. Борьба за Логос. М., 1911 (авт. — правосл. мыслитель-публицист) Его же. Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения. — В кн.: Вл. Эрн, Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. Ямпольский С. Опыт синтетической апологетики. Т. 1-5, М., 1969 (Рукопись: авт. — математик и богослов).   3. РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. — советский ученый). Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. — методистск. пастор и богослов). Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л., 1977 (авт. — русск, биолог). Бергсон А. Творческая эволюция/Пер. с фр. М., 1914 (авт. — философ-интуитивист). Бор Н. Атомная физика и человеческое познание/Пер. с англ. М., 1961 (авт. — датск. физик– ядерник). Борн М. Физика в жизни моего поколения/Пер. с англ., нем., фр. М., 1961 (авт. — нем. физик).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

- В съобщението за медиите на О бединени ето са споменати неправителствени организации с консултативен статут към ООН , участв али в с ъз да ването на тази п равозащитн а структур а . Какв а е сферата на дейност на тези организаци и ? - Понастоящем в състава на нашето Обединение вече влязоха професионални правозащитни организации, адвокати, които се специализират в областта на международното право и човешките права, информационни и пиар агенции, което ще позволи на Обединението да работи на всички международни платформи – такива като ООН, Европейския парламент, Съвета на Европа, комисиите и комитетите на Европейския съюз. При това нашето Обединение планира да работи както юридически, тоест да подава оплаквания до международните инстанции, така и да осигурява лични контакти с държавните служители, които имат правната възможност да влияят върху обществените процеси. Ние разбираме важността на работата с медиите и затова първата ни публична крачка беше да осигурим постоянно информиране на чуждестранните медии по проблемите на православните християни в Украйна. Тази дейност ние реализираме в това число чрез Женевския пресклуб, а също и по други канали. Например, редица участници в нашето Обединение са регистрирани в регистъра на лобистите на Европейския съюз Transparency Register и притежават съответния опит на международна работа в рамките на Европейския парламент. Чрез нашите участници от САЩ ние планираме да взаимодействаме със сенаторите и конгресмените в САЩ, да сме в контакт с департаментите на правителството на САЩ, отговарящи за религиозните въпроси и правата на човека, а също и със структурите, базирани в щабквартирата на ООН в Ню Йорк. - Влад и к о , мог а т ли да и з ползват програм ата на   Международно то правозащитно о бединени е «Ц ъ ркв ата против ксенофоби ята и религиозн ата дискриминаци я » хората по места, в енориите, манастирите за защита на своите права и ре лигиозн и свобод и ? Може ли обикновен свещеник или мирянин да стане негов член ? Или за това е необходим определен юридически стату с ?

http://mospat.ru/bg/news/91242/

3. а) Список утвердить, поручить Главлиту приступить к сокращению. б) Поручитьт. ТУЧКОВУ выяснить, почему мусульманам разрешено издание в Уфе 2-х религиозн[ых] журналов и о возможности прекращения издания одного из них. 4. О воспрещении духовенству совершения религиозных браков до регистрации их в ЗАГС (т. СМИДОВИЧ). 4. Поручить ОГПУ и НКВД принять меры к тому, чтобы духовенством брак, запись актов г рождения и похороны не совершались без предварительной регистрации в ЗАГС, в каковых целях дать указание, чтобы об этом было доведено до сведения служителей культов. 5. д а) Не возражать против решения Ойратского 531 обкома ВКП(б). б) О предоставлении избирательных прав шаманам и ярлыкчам, отказавшимся от сана. Вместе с тем АРК считает необходимым предостеречь обком от постановки судебных процессов над религиозниками, сопровождавшихся отобранием религ[иозных] предметов. 6. Вопрос отложить до следующего заседания АРК, на которое вызвать представителей обкома ВКП(б) немцев Поволжья. 7. О разрешении 3-м адвентистам выезда в Америку на Всемирный адвентистский съезд (т. Тучков). 7. Не возражать. 8. О закрытии церквей (т. Смидович). 8. Принимая во внимание усилившиеся требования антирелигиозных, общественных и культурно- просветительных организаций о закрытии церквей и др[угих] молитвенных домов и отмечая в связи с этим увеличение закрытия последних, АРК считает необходимым, чтобы каждому закрытию того или иного молитвенного дома предшествовала серьезная подготовительная работа по привлечению к закрытию наибольшего количества трудящихся е данного р[айо]на, причем официальными лицами, ходатайствующими о закрытии молитвенных зданий должны быть не антирелигиозные организации или ячейки комсомола, а беспартийные ж граждане. Последние же могут выступать лишь инициаторами и толкачами по закрытию. Без серьезной подготовительной работы, путем одних лишь административных мер, могут закрываться только те молитвенные здания, ликвидация которых вызывается действительной необходимостью, как то: мешает постройке новых зданий, нормальному уличному движению, угрожает обвалом и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О происхождении многобожия. [Трудность решения этого вопроса и причина этой трудности. Невозможность объяснить происхождение политеизма путем естественного процесса умственного развития человека (Юм). Гипотеза мифологическая (Шеллинг), выводящая политеизм из способности человека олицетворять фидимые предметы. Неудовлетворительное объяснение этой гипотезой собственно теологического процесса обоготворения олицетворенных предметов. Гипотеза анимистов (Спенсер), выводящая политеизм из обычая людей одушевлять неодушевленные вещи. Взгляд на фешитизм, как первоначальныю форму политеизма. Несостоятельность этого взгляда и необходимость признать первоначальной формой многобожия – форму, более приближающуюся по своему типу к монотеизму. Теория Шеллинта о сабеизме, как древнейшей форме многобожия, и место фетишизма в истории развития многобожия по указанной теории. Научные требования при исследовании этоговопроса и полное удовлетворение им со стороны библейск. учения. Влияние внешней природы на внешний ход развития политеизма и внутренняя история его по учению Св. Писания. Крайнее развитие чувственности и влияние темной силы, как причины появления грубого идолопоклонства по взгляду древних отцов Церкви. Время появления идолопоклонства по Библии. Факты первобытной эпохи, предшествовавшие появлению идолопоклонства: а) нравств. огрубение людей и искажение их религиозн. сознания, б) смешение языков и появление языч. мифологий, в) разделение племен.] О главнейших формах политеизма и их взаимоотношении. [I. Сабеизм; философские объяснения этого слова; первобытный вид сабеизма; частные формы (магизм и пиролатрия) и причина возникновения сабеизма. II. Антропотеизм. Его виды: Антрополатрия – почитание и религиозное чествование живых людей, выдающиеся как ниб. необычными особенностями – примеры ее у африканских и американских дикарей. Почитание умерших предков; взгляд Спансера на этот культ, как на самый первый по времени происхождения; его несостоятельность. III. Зоотеизм или Зоолатрия. Зоотеизм в собств. смысле – обоготворение животных; зооморфизм, по которому животное царство представляется лишь воплощением божеств. жизни, ее формой; животные суть только органы, носители божеств. жизни; в основании зоотеизма лежит пантеистическое представление о божестве. Что послужило причиной к обоготворению животных? Общие и местные причины. IV. Фетишизм. Филологическое значение слова “фетишизм”. Его первоначальное употребление на языке португальском и введение в научную терминологию (Де-Бросс). Решение вопроса: есть ли фетишизм особая форма религии? Происхождение фетишизма. Разбор теорий, пытающихся объяснить его происхождение (Шульце и др.). Объяснение происхождения различных форм язычества вообще и в частности фетишизма в Св. Писании. Несостоятельность воззрения на фетишизм, как на первичную и основную форму религии. Макс Мюллер и результаты его исследований по этому вопросу.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

      Ужасно жаль Токаева, весь год ждал семью, пришла накануне отправки его, теперь из-за болезни ребенка она остается еще на год, а он там как будет ждать ее! Это тот самый Семен Токаев, который молился по ночам.       Случалось мне несколько раз слышать на исповеди от арестантов, что они на суде оговаривали других лиц, которые благодаря этому осуждены и страдают теперь невинно.       Интересная статистика. Библиотеку для чтения открыл я арестантам 15-го января. В это время в верхнем коридоре было каторжан 315 человек, а лишенцев и бродяг 200 чел. Каторжан пришло получать книги 38 человек, из них только 11 спросили себе книги светского содержания (каждому предоставлено было самому выбирать себе книги), остальные 77 человек прямо спрашивали книг " божественных " или духовных, из них 12 взяли молитвословы, 20 - псалтири, а 45 - жития святых.      На другой день библиотека была открыта для лишенцев. Пришло их 75 человек, из них только 14 спросили себе книги духовного содержания, все остальные просили книги исторические, описания и т.д. Это характеристично.       " Нам прилежит слушать больше о душе... " Так передавал мне свое впечатление один   арестант (каторжанин) после выслушанного чтения светского лица на историческую тему.       К... Волков (каторжанин) 55 лет - кладет уже второй год по 400-500 поклонов ежедневно (по собственному желанию),       Главное Тюремн. Управление могло бы относиться к некоторым желаниям арестантов более снисходительно и мягко. Так, один арестант, у которого в приюте находилась жена и трое маленьких детей, обратился с прошением оставить его в тюрьме до осенней отправки на Сахалин, когда и женщины идут. В этом ему было отказано, и он ушел в партии в феврале.      Замечательно равнодушие тюрем, управления к удовлетворению религиозн. нужд тюрем. Яркий пример: положение священника в пересыльной тюрьме. Кроме громадного дела в тюрьме, у него на руках еще больница, такая больница, в которой по горло дела отдельному причту. Описать подробно задачи пастырской деятельности в тюрьме и больнице.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=48...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010