М. Н. Пр., 1886, 6; К ист. исправлен. книг в Болгарии в XIV в., Сборн. Ак. Н. т. LXVII и отд., т. I, Спб. 1890; А.И.Яцимирский , (Гр. Цамвлак, Оч. изучен. литер. сношений болгар и сербов в XIV-XVII ст. Сборн. Ак. Н. т. LXX и отд.); Иречек, Ист. Болг. 568; на Афоне (Голубинский, Ист. церкв. болг., сербск. и пр.) и др. О деятельности Евфимия у Ф.Радченка (Религиозн. и литер, движение в Болгарии) 164 О работах, веденных в монастырях, об известных доброписцах и пр. см. Опыт рус. историогр., т. II, стр 1196–1209 166 А.И.Соболевский (Переводн. литер., стр. 10, 29 и прилож. 4) признает его написанным в Константинополе 167 Митр. Алексей в Твор. св отц., год VI, кн I, 94. Рукопись хранится в Чудовом мон. и издана м. Леонтием под именем м. Алексея 177 Киприан полугрек, полуболгарин, живший до приезда в Россию в мм.Константинополя и Афона. Полагают, что афонский мон. Киприан, к которому адресовано послание Евфимия Терновского – тот же Киприан (Соболевский, Южно-славян. влияние, 4). В защиту трудов м. Киприана против отзыва – Нила Курлятева писал архим. Амфилохий (Труды IV Арх. съезда, m.II) 181 О славян. переводе Пятикнижия, исправлен. в XV в. по евр. тексту (Приб. к Твор. св. отцов, т. XV, 1860). Феодор крестился при м. Ионе. Думают, что он не принадлежал к жидовствующим. (Соболевский, 56, 400–434) – Перев. Есфири ему не принадлежит (398–399) 183 Чтен. Моск. общ. ист. и древн., 1847 г, 8. Изречения Менандра помещались иногда в списках Библии рядом с изречениями Соломона и Иисуса сына Сирахова (Библия 1505 г) Их приводили в подтверждение мнения древних в пользу христианства и изображение его находится на папертях христианских храмов (Сборн. Ак. Н. VII, 50–51). Ап. Павел цитир. Менандра (Сборн. Ак. Н. VI, 057; ср. Послание к Коринф. 1-ое, 33). Мудрость Менандра по русским спискам (славянский и греческий тексты), В.А.Семенова, изд. Общ. любит. древн. письм. Спб, 1892, Перевод. Сборники изречений в славяно-русской письменности. Исслед. и тексты, М.Н.Сперанского, М. 1904 (из Чт. М.О.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

заимствовано из Confessio Wirtembergensis (сост. в 1552 г.) и которое, в сущности, согласно с учением Аугсбургским (сост. в 1529 г.) Тожество это простирается до сходства в слововыражениях, как можно судить об этом, сравнивая изложение IX чл. у преосвященного Иоанна («Из истории религиозн. сект в Америке» вып. IV, стр. 89, 90) и изложение учения о первородном грехе у М. Ф. Ястребова («Учение Аугсб. исповедания и его апологии», глава II). 4 Southey John Wesley’s Leben I B. 262 S.u Ab. Stevens. The History of the religious Movement of the XVIII century, called Methodism I b.5 p. 5 Для других европейских стран концом этой борьбы мы считаем 1648 год, или конец 30-летней войны. 8 Так думают люди, которым близко знакомо положение религиозных дел в Англии. Смотр. Religious Thought in England from the Reformation to the End of Last Century. A contribution to History of Theology. By the Rev. John Hunt. 10 Особенно ясно эти мысли высказал Болингброк; но они высказывались и раньше. Dorner ibid. S. 511 и Кольб в «Истории человеческой культуры» II, 1041. 11 Уже этого одного, кажется, достаточно для того, чтобы показать, как скоро разум человеческий успел заявить свои притязания на главенство в предметах веры. 12 Шлоссер. История XVIII и XIX ст. I, 302–306 – Putisson M. (в статье Tendencies of religious Thoughts in England 1683–1750 y.) говорит: «оглавление сочинения Локка Reasonableness of Christianity было единственным положением богословия в продолжение большей части столетия " … «Reasonableness of Christianity открыло начало рационализма». (Смотр. Collection of British Authors vol. 613, pp. 232, 233). – Hunt (в упомянут. сочинении) признаёт всеобщим то мнение, что Локк был основателем рационального богословия в Англии (смотр. II vol. 183, 184 pp). 13 Появилось в 1695 году; в сочинении только с большей решительностью повторяются взгляды Локка; автор имел в виду «защищать откровенное учение». Hunt ibid. pp. 236, 237. 16 Сочинение появилось в 1730 году. Унижая теоретическую сторону христианства, оно возвышает нравственно-практическую.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Объект церковно-имущетвенного права Обекты церковно-имуществ. права – предметы и вещи раздляются по значению их в юридическом отношении на: 1) священные, 2) освященные и 3) церковные. 1) Священными называются такие вещи, которые назначаются для непосредственного употребления при богослужении, или составляют предметы религиозн. почитания, освящены по церковному чиноположению, принадлежат церковным установлениям и изъяты из обращения в частной жизни. Какие именно вещи считаются священными, зависит от указания церкви. В православной церкви священными вещами признаются: святые тайны, мощи, священные сосуды (потир, дискос, дарохранительница), храм, престол, антиминс, жертвенник, миро, святой крест (напрестольный), одежды на престоле, елей, освященная вода и церковные иконы (но те же самые церковные иконы, находящиеся вне храма, не считаются священными вещами). – Священные вещи пользуются преимущественной защитой государства(за похищение их, напр., назначается сугубое уголовное наказание, а равно и за поругание их), и особенным уважением и религиозным почитанием верующих (миряне не могут к ним прикасаться). Священные вещи – res sanctae – есть и в римско католической церкви. В протестантской церкви, священных вещей нет никаких. 2) Освященными вещами называются такие, которые назначаются для употребления при богослужении, освящаются и составляют собственность церкви, – таковы, напр., кадило, паникадило, подсвечники и мн. друг. В Р.-Католической церкви есть также освященные вещи – res benedictae. Церковн. вещами называется все остальное имущество церкви, предназначенное для содержания церковных установлений. Они, как и вообще, разделяются на движимые и недвижимые. К движимым относятся денежные капиталы и др.; к недвижимым – дома, земли, леса, разные угодья и проч. Следует различать вещи, данные на церковь , но не поступившие еще в её собственность, от вещей уже поступивших в её собственность. Церковными вещами считаются только записанные в книгу церкви. Поэтому, если какая-либо вещь будет дана на церковь и будет похищена прежде, чем она поступит в собствепность церкви, то в этом случае нет похищения церковной вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

Состояние, задачи и потребности современной научной апологетики христианства. [Законченность ее формальной обработки в существенных чертах и обособление в виде особой богословской науки под именем: основного богословия, философской догматики, общего богословия, введения в богословие] Часть 1-я. Учение о религии. Отдел I Значение слова “религия”. [Различные способы филологического производства слова “Religio”. Цицероново словопроизводство от глагола “relegere” и зависимость его взгляда на религию от характера и отличительных особенностей религиозного культа римлян. Сродство с этим взглядом воззрений на религию других классических писателей, не смотря на иное филологическое производство у некоторых из них слова “Religio”, например – от глагола “relinquere” (Макробий). Сходный с Цицероновым по словопроизводству, но отличный от него по существу взгляд на религию западного христианского писателя – Арнобия. Христианский взгляд на религию, высказывающийся в производстве слова “Religio” от глагола “religare”, – Лактанция и бл. Августина от глагола “reeligere”. Новейшее производство слова “религия” от глагола “ligere” (Лейдерот и др.). Общий вывод о недостаточности одного филологического значения слова “религия” для полного определения сущности религии, без философского анализа ее коренных и существенных признаков] О сущности религии. [Существенные и коренные признаки религии: А) Верование, во-первых, в личное Божество. Возражение против всеобщности и необходимости этого признака (ссылка на буддизм и пантеистические теософии, и опровержение возражения); во-вторых, – в бытие высшего, сверхчувственного мира; всеобщность его и разность представлений о высшем мире у разных народов; в -третьих, – в возможность откровения; связь этого признака с предыдущим и его основания; в-четвертых – в бессмертие души человеческой. Б) Богоугодная жизнь, как коренная религиозная обязанность человека (связь религии с нравственностью). В) Богопочтение, как необходимое выражение религиозного чувства, проявляющееся, во-первых, в благочестии, во-вторых, в богослужении. Г) Церковь , как необходимый союз одинаково верующих людей (требование этого союза самой природой религиозн. чувства). Определение сущности религии на основании ее существенных признаков, как союза человека с Богом, и вывод о всеобъемлющем значении религии]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Уходящего из мира Церковь , в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью, разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа: Мф. 18:18 . Все это спасательные круги на корабле мудрого Кормчего. 6) Какие же средства для спасения у тех, кто пустился плавать по «житейскому морю» в ладьях еретических заблуждений? Почти никаких: одна вера и при том хвастливая. Но за этой верой следует отрицание всего того, что необходимо для спасения: отриц. таинств, добрых дел и друг. предмет. религиозн. жизни. Вот от этого-то отрицательного заблуждения и предостерегает нас Сам Господь: Мф. 24:23–27 и св. Апостол: Ефес. 5:15–16 . 7) Итак, нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу: Мф. 7:21 . Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами: Марк. 8:34–38 . Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры: Иак. 2:19–20 , но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, – нужна вера, действуемая любовно: 1Кор. 13:2–7 ; Псал. 6:9–10 . Разобрать главн. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о спасении: Мф. 10:27 ; Иоан. 14:6 ; Деян. 10:34–35 ; Рим. 10:3 ; 1Кор. 1:28–29 ; Фил. 2:12–13 ; Иоиля 2:32. XVII. О возрождении «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Иоан. 3:4 ). 1) Так некогда спросил И. Христа Никодим, один из начальников Иудейских, и Господь ему ответил: 3:5–8. Из этого ответа видно, что первым условием для возрождения должно быть – рождение от воды и Духа, т.е. крещение, называемое рождением свыше (ст. 7). Но этому рождению должны предшествовать, покаяние, вера: Лук. 1:15 и научение: Мф. 28:19 . 2) Пред первым предшествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию: Мрк. 1:2–5 ; затем многих крестит крещением в покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   1915 г., январь. [Материалы к проповеди в день памяти прп. Феодосия Тотемского]    Радуйся, яко верный раб пред Господем во вся дни благочестно шествовавый. Из акафиста преп. Феодосию Тотемскому.    При прославлении святого он невидимо присутствует с нами и поучает нас. Преподобный (Феодосий) как бы так говорит всем нам: Вы, дорогие, собрались почтить мою память, и я пришел к вам. Смотрите, я был такой же человек, как и вы, но старался в течение всей земной жизни искать Цар.[ствия] Б.[ожия] и правды Его, но это все мне приложилось, заповедаю и всем: ищите прежде Царствия Б.[ожия] и правды Его [и] все приложится вам.     Начало помрачения ума прежде обнаруживается в лености к Божией Службе и молитве (Исаак Сирин).    Сколько ты велик, гов.[орит] Пис.[ание], столько и смиряйся и найдешь благодать у Бога. Много высоких и славных, но Бог прославляется чрез смирение. Чрез меру труда себе не ищи и что свыше сил твоих, того не испытывай. Религиозн.[о-]нр.[авственное] воспитание. Страх Божий. Живя в супруж.[естве] иск.[ал] Бога. Честно исполнял обязанности. Не надеялся на свои силы, просил преп. Димитрия . Смиренно думая о себе, с уважением относился к другим. Постоянно думал о Боге, на варницах о Боге: «Бог прогнев[ается], Бог не велит это[го]», и образуется любовь к доброму. Придет юность, раскр. с трепет[ом] и вот будут полез. ...    Дор.[огие] бр.[атие], припадая с молитвою к мощам преп. Феодосия, примем от него наставление и самим жить и детей воспитывать и всех, кого можем, руководствовать в страхе Божием. Только Он, привлеченный духом любви, может и частную и общую жизнь нашу устроить, умирить, направить ко благу, к счастию земному и вечному блаженству. Чудеса преп. Феодосия:     Монах Уар из Тотемского монастыря долгое время лежал в постели, у раки Преподобного почувствовал себя здоровым. В 1658 г., когда пошли на Иордань, загорелся пол. Сгорел пол и решетка. Импер.[атор] Петр I посетил 17 июля 1693 г. монастырь и возложил на изображение Преподобного янтарный образ Расп.[ятия] Христ.[ова] с позол.[оченной] цепью. Через 228 л.[ет] Вознесен.[ский] хр.[ам], постр.[оенный] в 1757 г., осел и потреск.[ался], в 1795 г. был разобран. 16 авг.[уста] 1796 г. копали фундамент для нового хр.[ама]. 2 сент.[ября] гроб найден, отломилась крышка и увидели схимника. Слово в Неделю мытаря и фарисея

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бриссон (2) ­ Бриссон, Л. Византийский мир и греческая философия [II, 8]./Греческая философия тт.]./Под. ред. М. Канто- Спербер, Дж. Барнз, Л. Бриссон и др.; пер. с франц. В.П. Гайдамак, П.Б. Михайлов, Л.П. Горбунова. – М., 2008. – Т. 2: Ч. 8. Блонский ­ Блонский, П.П. Философия Плотина. – М., 1918. Булгаков ­ Булгаков, С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. – СПб., 2008. – (Библиотека христианской мысли). Ваайман I ­ Ваайман, К. Духовность. Формы, принципы, подходы: [в 2-х тт.] Т.1./Пер. с нидерл. А. Лукьянов. – М., 2009. Вундт ­ Вундт, В. Введение в философию. – М., 1998. Гаржикурбатов ­ Гаджикурбанов, А.Г. Идея самопревосхождения в доктрине Плотина./Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль. – Вып. 4. – М., 2003. С.50–66 Ги ­ Ги, Ж.-К. Подвижническая жизнь – испытание временем./Символ. – 4. – 1980 г. – С. 7 – 19. Гуроян ­ Гуроян, В. Воплощенная любовь: Очерки православной этики./Пер. с англ. О. Корнеев, Э. Янзина. – Изд. 2-е. – М.: ББИ, 2003. – (Современное богословие). Гусейнов – Иррлиц ­ Гусейнов, А. А., Иррлиц, Г. Краткая история этики. – М., 1987. Деревенский ­ Деревенский, Б, Г. Книга об Антихристе [Антология]./Сост., вступ. ст., пер. и коммент. Б.Г. Деревенский. – СПб., 2007. – (Александрийская библиотека). Дисперов ­ Бл. Иероним. Избранные письма./Дисперов, А. Блаженный Иероним и его век. – М., 2002. – (Православная библиотека). Доддс ­ Доддс, Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: Нек. аспекты религиозн. практик в период от Марка Аврелия до Константина./Пер. с анг. А.Д. Пентелеев, А.В. Петров. – СПб., 2003. Елизарова ­ Елизарова, М. М. Община терапевтов. – М., 1972. Еп. Петр ­ Епископ Петр. Краткие сведения о жизни и писаниях преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина ./ Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. – Минск; М., 2000. – (Классическая философская мысль). Иванов ­ Иванов, В.Г. История этики древнего мира. – СПб., 1997. Каппадокийцы ­ Отцы каппадокийцы: Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский ./П. Б. Михайлов, А.Ю. Хошев, П. К. Доброцветов. – М., 2009 – (Отцы и Учители Церкви. IV век.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Запись в Богородичнике Волоколам. библиот. о ссылке Башкина, 134 (Филарет, Ист. рус. церкви, III, пр. 214 и жития, ноябрь, 337). Привез его архим. Герман, о котором выражается Курбский, что хотя он и «иосифлянин, но лукавому их обычаю и лицемерию не причастен, человек простой, истинный и непоколебимый в разуме, великий был помощник в напастях и бедах и милостивый к убогим, тела великого муж и разума многого» (121–122). Это Садырев-Полев, основатель свияжского Богород. монастыря, впоследствии архиеп. казанский. Курбский считает его казненным, но он умер в 1567 г. от мора (и в 1595 причислен к лику святых, Строев, 288). Курбский же называет его «отчасти учеником М.Грека». О ссылке Артемия (Акты Арх. экспед., I, 353; подроб. приговор об Артемии в грам. м. Макария в Соловецкий мон., 239 с. 244–256). Сказ. Курбского, 135 (окован). В то время игуменом здесь был Филипп, впоследствии митрополит, задушенный Малютой Скуратовым. Феодорит, будучи архим. сузд. Евфимиева мон., обличал сузд. епископа (члена собора) Афанасия в его пороках (сребролюбец и пьяница, по словам Курбского, 135). О Феодорите (Курбский, 126–140; казнен будто бы за ходатайство о нем, 141). Афанасий из князей Палецких, взят на епископство из игуменов Кирил. мон. (1551–64), уволен туда же. С 1556 г. архиеп. полоцкий (Строев, 655; Никонов. лет., VII, 204). Сведения о ересях см. Москов. соборы на еретиков XVI в. (Жалобницы Симеона и Сильвестра, Чт. Моск. Общ. ист., 1847, III; Акты Арх. экспед., I, 238); Никон, лет., VII, 203–207; также Летописец русский по рукоп. А.Н.Лебедева (Чт. в Общ. ист., 1895, III, 7–8, очевидно по соборн. излож.); к сожалению, до нас не дошло подлинное дело о ересях. В описи царск. архива (по Акт. Арх. экспед., I, 289) сказано: ящик 222, а в нем соборные дела, списки черные Мат. Башкина, да Ортемия, быв. игум. троицкого, и Федоса Косова и иных старцев (Акты Арх. экспед., I, 353). Сказания кн. Курбского (124–142; Опис. рукоп. Рум. муз., 243). Исследования: И.И.Малышевского , Иван Смера (Труды Киев. дух. акад. 1876, 1 и отд.); О сношениях дат. кор. Христиана III с царем Иоанном Васильев. IV, касательно заведения типогр. в Москве, И.Снегирева (Сборн. Общ. ист., IV, кн. I), Макарий (VI, 248– 265), Голохвастов (Сильвестр), Калугин (258–280), Голубинский (II, 818–842); Жмакин (463–465); П.Занков, Старец Артемий, пис. XVI века (Ж. М. Н. Пр., 1887, 11); А.К.Бороздин, Очерки религиозн. разномыслия (Слово, 1905 – Башкин и др.); Садковский и Вилинский (см. выше). § VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Иоанн Крон. , стр. 667). 504 П. Флоренский, – Антоний романа и Антоний предания, Серг. Пос., 1907 (=«Бог. В.», 1907, 1). – Тут делается попытка конкретно сопоставить два аскет. настроения, – нигилист. и правосл. – В. (Α.] Кожевников , – О значении подвижничества в прошлом и настоящем, М., 1910 («Рел.-Фил. Библ.», Вып. ΧΧΙΙ-ΧΧΙΙΙ=«Хр. Чт.», 1909 г.). Тут же изобильн. библ. – М. В. Лодыженский , – Сверхсознание.. – Его же., – Свет незримый. Из области высш. мистики, СПб., 1912. 507 Об обожении: И. В. Попов , – Идея обожения в древневост. церкви, М., 1909 («Воп. ф. и пс.»). – Его же, – Религиозн. идеал св. Афанасия Алекс., Серг. Пос., 1904 (=«Бог. В.»). – Его же, – Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Егип., Серг. Пос., 1905 (=id). – С. Зарин , – Аскетизм по православно-христ. учению, Т. 1 2 . См. также у Смирнова. 508 Вот нагл. пример церковного ощущения тела. Когда на Ник. соб. в 325 г. была сделана, – вероятнее всего, еп. Осиею Кордубс., – попытка сделать обязательным для всех клириков воздержание от своих жен, то по-видимому многие склонялись в пользу так. предложения. «Но против него высказался человек, кот. и как исповедник и как подвижник, пользовался высоким уважением. Это был Пафнутий , еп. из верхней Фиваиды. Его голос имел тем больше веса, что, сам строгий девственник, Пафнутий свободен был от всяких подозрений, что он руководится какими-нибудь эгоистическими мотивами. Он высказался в том смысле, что апостол и брак называет «честным» ( Евр. 13:4 ), что след. нет побуждений требовать от всех безбрачия, возложив на всех то иго, которое с честью могут нести только немногие, можно привести вм. пользы только вред Церкви, подвергнув опасным искуш., если не самих священ. лиц, то жен их. Мнение Пафнутия восторжествовало, и по-прежнему, свободному усмотрению поставляемых предоставлен был выбор между брачн. и безбрачн. жизнью (Soz. I 23 )» ( Болотов , – Лекции, Т. 3. СПб., 1912, стр. 142–143). 511 Симеон Н. Б. , – Сл. 27. Mi gr., T. col. 452 D. Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

12 . Рассмотрение плана издания Казахским крайкомом брошюр по антиисламитской в пропаганде. Слушали: Постановили: 1. О запрещении ввоза из-за границы немецкой религиозной литературы и сокращении издания здесь (т. ГЕБГАРТ г ). 1. а) Доклад принять к сведению. б) В целях усиления надзора за издающейся религиозной немецкой литературой перенести издание этой литературы в Москву или Харьков. в) Совершенно запретить издание немецких религиозных календарей. г) Вопрос о запрещении пересылки из-за границы религиозн[ой] литературы перенести на следующее заседание комиссии, на которое пригласить представителя от Наркомпочтеля 493 . 2. д Об отводе земли евангелистам (прохановцам) для постройки сектантского городка в Бийском округе 494 (т. ТУЧКОВ). 2. Отказать, как сектантской религиозной организации, и предложить обратиться в общем порядке. 3. Поручить тов. СМИДОВИЧУ окончательно проредактировать и согласовать проект е с НКЮ и в2-недельный срок провести в ведомственном порядке. 4. О разрешении выезда в Германию на религиозн[ый] съезд немецкой делегации баптистов, (т. ТУЧКОВ). 4. Принципиально не возражать, но выдать разрешение в зависимости от персонального, состава делегации. 5. Разрешить. 6. О реализации 350 шт[ук] икон, находящихся на складе в НКФ (т. ТУЧКОВ). 6. Иконы, как не имеющие материальной ценности, уничтожить 7. а) Чтения лекций ВВЕДЕНСКОМУ, как правило, не разрешать. б) Считать возможным его выступления на лекциях, диспутах и докладах только с особого каждый раз разрешения Центра. 8. Разрешить. 9. О разрешении евангелистам созыва пленума Совета Моск[овской] губ[ернии] на 27-ое ноября 1927 г. (т. ТУЧКОВ). 9. Разрешить. 10. О разрешении центр[альным] церковн[ым] управлениям сбора денег на пострадавших от землетрясения в Крыму 499 (т. ТУЧКОВ). 10. В сборе отказать, но допустить обращаться кверующим с предложениями о пожертвовании. 11. О ликвидации трех евангельских общин в Москве, являющихся местом распространения антисоветской (антимилитарист[ической]) пропаганды (т. ТУЧКОВ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010