Но такое Общество, в котором проповедуется Евангелие и совершаются таинства, пишет В. Керенский (435), не может —480— уже быть невидимой церковью, потому что проповедью Евангелия и совершением таинств предполагается видимая и сложная внешняя организация, которой обеспечивается правильность проповедания слова Божия и употребления таинств. Поэтому аугсбургским исповеданием церковь в отличие от Лютера, очевидно, представляется уже видимым обществом, которое от римско-католического отличается лишь чистым проповеданием Евангелия и правильных употреблением таинств. „Сами представители протестантизма признают“, заключает г. Керенский, „что Аугсбургское исповедание вышеприведённым местом „образует новую стадию в развитии понятия о церкви“, что оно вышеприведённым местом „переносит понятие о церкви из сферы невидимой, в сферу видимую“ и даже „фактически (thatsächlich) отказывается (verzichtet) от невидимой церкви (Hönig ор. cit. S. 68–70)“ (Отв. 435). Все эти сообщения г. Керенского требуют „существенных исправлений“. Он выступает здесь от имени науки и „самих представителей протестантства“, но на деле передаёт в сокращении и в неточном переводе лишь содержащееся на 69–70 страницах книжки Хёнига, причём не Хёниг или кто-либо из „представителей протестантства“, а только сам г. Керенский видит в Аугсбургском исповедании учение о Церкви, как только видимом обществе, с фактическим отречением от Церкви невидимой. (В этом г. Керенский одинок в науке...). Хёниг и не думал утверждать того, что в кавычках приписывает ему г. Керенский, и далёк от мысли, чтобы Аугсбургск. исповеданием отрицалось учение Лютера о церкви, когда пишет, что „Аугсбургское исповедание пытается формулировать Лютеровское понятие о церкви“, хотя здесь, как хочется думать Хёнигу, оно „на деле идёт далее его и образует новую стадию в развитии понятия о церкви. Оно переходит в понятии о церкви от невидимой идеи к видимому явлению её“ (Hönig 68; а у В. Керенского es überträgt den Begriff der Kirche von der unsichtbaren Idee auf die sichtbare Erscheinung=„переносит понятие о церкви из сферы невидимой в сферу видимую“ стр. 435) 1316 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—481— Что противоречия между Аугсбургск. исповеданием и учением Лютера о церкви нет в том смысле, какое утверждается В. Керенским , на это указание он нашёл бы и в книжке Hönig’a, избранного им для исправлений моих „рассуждений“, так уже в приводимом им „сочинении Лютера против римского богослова Альвельда“ (Кер. 434 и Hönig 57–58) видимая сторона церкви признаётся Лютером, das Leibliche und Irdische nicht ganz aus der Kirche ist ausgeschlossen, когда он говорит, что церковь не может быть без места и лиц, так что след. она не может обойтись без того, чтобы не иметь видимую сторону. Хотя истинная церковь по Лютеру невидима, но она постоянно образуется словом и таинством, след. слово и таинства должны существовать, как внешние учреждения (Hönig 64). Вообще, как известно, Лютер не отвергал видимой церкви и лишь колебался между двумя в ней сторонами, против католиков выдвигая в ней одну (невидимую), а против анабаптистов – другую (видимую) сторону церкви 1317 . Не имел оснований г. Керенский приписать излагаемой им книжке свой собственный взгляд на учение Augustana о церкви: автор её Хёниг не утверждает, чтобы здесь учение Лютера совсем отрицалось, но думает лишь, что оно не нашло себе здесь полного выражения вследствие введения в понятие о церкви двух различных элементов присоединением к Лютеровскому communio sanctorum слов: in qua recte Evangelium docetur и т. д. Как и все лютеранские богословы, он вынужден на стр. 70–71 считаться с объяснением Меланхтона в Апологии Аусб. исповедания на данное его место, и признать в конце концов в сущности правильным разъяснение Меланхтона, что учение Лютера о церкви, как обществе главным образом (principaliter) fidei et spiritus sancti in cordibus, даже при допущении в —482— ней видимой стороны, оставлено в Augustana в полной силе. Не смотря на все старания свои установить противоречие между Лютеровским учением о церкви и учением в Augustana и Apologia, составленных Меланхтоном, руководитель проф. В. Керенского всё-таки вынужден оказался признать, что „различие здесь теоретически является мало существенным“ (Theoretisch erscheint der Unterschied wenigwesentlich, – p. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Захаровцы», называемые также «евангеликами», раньше принадлежавшие к донскому толку, основанному Саломатиным, из своего прежнего вероучения удержали пять таинств, за исключением миропомазания и покаяния, которые у «захаровцев» скорее являются благочестивым упражнением, чем таинством, также удержали крещение младенцев и праздники, но уступили баптистам поминовение усопших; из баптизма взяли они рукоположение пресвитеров и омовение ног, в 70-х годах практиковавшееся у баптистов – из меннонитов. При этом все то, что молоканами донского толка было удержано из православной Церкви (молитвы, песнопения, обряды и проч.), захаровцами – евангеликами было отброшено, и это, несомненно, было сделано под влиянием баптизма, уничтожавшего в своих последователях всякие следы православия. В самом понимании догматов вероучения «захаровцы» уклонились в сторону символического понимания их баптистами, пользуясь при этом и их библейской аргументацией своих догматических положений. Единственный пункт, представляющий серьезно препятствие к соединению захаровцев с баптистами, – это крещение младенцев, от которого не желают отказаться «захаровцы евангелики». В настоящее время они (захаровцы) являются большим тормозом в деле распространения баптизма в среде таврических молокан и дают православному миссионеру прекрасное оружие против баптистов в полемике по вопросу о необходимости крещения младенцев. (Религиозн.-рацион. движение на юг России, исслед. Еписк. Алексия, 1909 г. стр. 308–317). О секте Иеговистов или «Сионской вести» Под таким названием разумеется секта, появившаяся в 1846 году на Урале. Основателем ее был штабс-капитан артиллерии Ильин, незаконнорожденный сын шведского генерала Паткуля. Сначала Ильин был православным, но потом недолго время побыл в иезуитском коллегиуме в Полоцке. Поступив в 1832 году в военную службу, начал увлекаться разными религиозными вопросами и наконец, впал в мистицизм. В 1846 году, переселившись на жительство в Баранчинский завод, Ильин хотя и усердно ходил в православную Церковь к вечерне и утрене, становясь на коленах у правого клироса, но уже в это время начал обнаруживать непочтение к угодникам Божиим и поносить высокопоставленных и власть имущих людей. В этом же году он порвал связь с православной Церковью и выступил с пропагандою своего учения, в основу коего положил наиболее таинственную новозаветную книгу Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Использованная тематическая литература: Акиньшин А. Священномученик Алексий Воронежский//Православная жизнь. – 1995. 8. С. 4–16. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. Μ. Е. Губонин. – М.: Правосл. Свято-Тихоновский богословс. ин-т: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. Алленов А. Н. Патриарший избранник//Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: Тезисы докладов краевед, конф., 26 апреля 1996 г. – Тамбов, 1996. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : «Кочующий» Собор 1928 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 3 (7). С. 2–30. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Усть- Кутский Собор 1937 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 4 (8). Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1948 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 5 (9). Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1961 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Освященные Соборы 1994–1997 гг.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1998. 3 (12). Андриевский А. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. Ч. 1. Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский/Сост. М. Б.– Пг.: О-во распространения религиозн.-нравств. просвещения в духе Православ. Церкви, 1915. Антонов В. В. (Бутаков А.) Священномученик епископ Сергий (Дружинин)//Православная жизнь. 1996. 2. С. 1–9. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1995. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917–1922 гг. Проблематика, методика, статистика//Вестник РХД, 1978, 128. Булгаков С. Н. Агония//Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России. – Новосибирск, Наука. Сиб. отд- ние, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь русская в зависимости от константинопольского патриарха. А. под управлением одного, ему подчиненного, митрополита: 992–1240. 1) Внешнее состояние церкви – а) в ее составе – иерархия и паства, б) в ее отношении к государству, в) в ее отношении к другим религиозн. обществам. 2) Состояние внутреннего устройства церкви – а) состояние учения, б) ” священнодействия или богослужения, в) ” управления. 3) Состояние веры и нравственность в церкви: а) ” всех вообще ее членов, б) ” св. обителей и подвижничества, в) ” лиц, особенно отличившихся святостью жизни. Б. Под управлением то одного, то двух митрополитов: 1240–1450. 1) Внешнее состояние…и проч., как выше. В. Под управлением двух митрополитов 1450–1588. 2 . Церковь русская в ее самостоятельности. А. Под управлением одного из своих верховных иерархов: период патриархов… Б. Под управлением собора своих иерархов или св. синода. Разделение по времени, здесь представленное, кажется, изменять не буду, но разделение по предмету непременно устраню: это насильственный разрыв живых событий, который неизбежно лишает жизни и самую историю. Но чем заменить это, на что лучше решиться, еще не думал. Крайне сожалею, что не могу лично пользоваться советами и руководством вашего преосвященства, хотя здесь пронесся -было радостнейший слух о вызове вас в св. синод. Как счастлив был бы я, если бы ваше преосвященство удосужились как нибудь набросать для меня несколько ваших замечаний на счет моего плана, и вообще предпринимаемого труда, и сообщить мне на бумаге ваши указания и наставления! В таком деле это совершенно необходимо, особенно для меня, еще малоопытного и лишенного всякого стороннего содействия. Весьма приятно было бы мне исполнить вашу первую, возложенную на меня, порученность – найти здесь и переслать нашему преосвященству некоторых польских историков. К прискорбию все мои старания оказались тщетными: ничего не нашел и никто из книгопродавцев не обнадежил достать искомых книг, хотя некоторые обещались справиться за границей у своих корреспондентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

И тут же прибавляет: «К сожалению, язык Толков. Псалтири и др. крупных переводных трудов М.Грека остается совершенно неисследованным» (Переводн. литер., 263). Ср. сетования И.В.Ягича (стр. 583). Конечно, это дело ближе всего касается филологов 772 А.И.Соболевский, Перев. литер. 285. Арсений Грек учился классическим наукам, но убоялся ереси и изрекал проклятия на Рим. веру (Ж. М. Н. Пр. 1881, 9, с. 78–80); Спафарий также учился в Италии и остался верен православию (Сборн. Неж. инст., I, 2) 786 Ibid., I, 289–290, 336, 349, 466; II, 16, 61, 76, 106, 107, 112, 115, 134, 161, 194, 202, 213, 229, 235–240, 247, 341, 372; III, 13–15, 23–25, 37, 50, 100, 141, 150, 159, 182, 200, 208, 219–229, 239, 245, 246, 249–255, 262 787 Ibid., III, 131. Есть ссылки также на Иоанна Богослова, в учении о Троице (I, 316–317, 318) и др. 792 Филарет, Максим Грек (Москвит. 1842, 11) и отд., 83, прим. Белокуров, CCXXXVII-COCXIV. Самое полное собрание их имеется в Хлудовской библ., в Москве, в единоверческом Преображенском мон., в Сборнике, составл. в 50-х годах XIX ст., причем 199 гл. помечена статья указ. выше (в моск. грамматике, XVII в.). Исслед. по рус. языку, изд. Им. Ак. Н., I, 613–614 794 Просветитель, Каз. 1855, предисл., с. 59 (отд. оттиск из Православного Собес). Некоторые видят более раннюю ред. в Сказании Иосифа, помещен. в Вел Минеях Макария, отличающуюся между прочим отсутствием нападок на еретичество м. Зосимы (см. Н.П.Попов, Иосифово сказ. об ереси жидовств. по спискам Великих Миней, Изв. Акад. Н. 1913, I, стр. 173–197) 795 Маркион, вслед за своим учителем Кердоном, видел в Ветхом Завете злое начало, и, подобно Сатурнину, проповедывал необходимость умерщвления плоти посредством поста и воздержания от чувственных удовольствий 796 Мессалиане, как и евхиты, отвергали церковную обрядность, даже крещение, и полагали, что в каждом человеке есть злой дух, которого следует изгонять постом и молитвой 800 Zonaras, I, 209; Никонов. летоп., II, 45. В Болгарии богомилов причисляли к мессалианам (Радченко, Религиозн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

а) Ввиду отсутствия в Пол[ит]бюро при решении этого вопроса представителей антир[елигиозной] комиссии просить Политбюро пересмотреть решение в присутствии представителя комиссии з . 6) Просить Политбюро вслучае поднятия Наркоминделом вопросов, касающихся тактики в области религиозн[ых] организаций и , приглашать на заседание представителя Комиссии. 3 к . Информация о работе В.Ц.У. а) Доклад принять к сведению. 6) Положение ВЦУ о созыве собора 179 к опубликованию и рассылке на места разрешить; выкинуть из положения п.п. 5, 20, 27, 34, в коих говорится о признании избранными на Собор социальной револ[юции] и объединения трудящихся и пункт 32 о приглашении на собрания пребывающих на покое архиереев. Также л выкинуть в пунк[те] м 11 условность о причащении. в) До выборов на собор произвести перевыборы прих[одских] советов. г) Намеченных ГПУ пять Питерских церковников, возглавляющих автокефальное движение в Питере во главе с епископом Ерушевичем н , – арестовать и выслать. 4. О влиянии сектантов на Красную Армию. Вопрос перенести на следующее заседание Комиссии. 5. Текущие дела: 1) О декрете по поводу несовершеннолетних. 1) Проведение о декрета п о неприменении труда несовершеннолетних р при отправлении богослужения. Признать несвоевременным т до созыва поместного Собора. 2) Об обложении церквей и попов налогами. 2) Поручить т. Красикову выработать инструкцию по поводу обложения церквей налогами и у личного ф обложения служителей культа. Эту инструкцию разослать по линии НКЮСТА х . Запросить Муром о закрытии церквей на почве неплатежа налогов. 3) О комсомольской Пасхе. 3) Поручить т. Попову затребовать сведения ц от парт- организаций о результатах Комсомольского Рождества и доложить таковые на одном из следующих заседаний Комиссии. Тоже поручить Г.П.У. запросить по своей линии. На след[ующем] заседании поставить вопрос об антипасхальной кампании ч . Следующее заседание Комиссии назначается во вторник 6-го Февраля в кабинете т. Калинина – в Кремле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Ярославский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист. Сокр. кн. 7. гл. 25), сохранилось в церковной истории Никифора (Hist eccles. 1. 16. с. 26) письмо к Кириллу (епи­скопу Александрийскому), а также два отрывка из слова на праздник Рождества Христова, на которые, как на памятник истинной веры, ссылался Кирилл в своем известном послании к императрице против Нестория. Эти отрывки бы­ли прочитаны в 1-м собрании 3-го Вселенского собора в Ефесе (Harduin. Collect. Concil. t. 1. p. 1407). Еще известен отрывок письма Аттика к Евпсихию, в котором из­лагается учение о Христе, как Сыне Божием. Этот отры­вок находится Феодорита Кирского в его 2-м диалоге (по изданию Шульца, t. IV 16 стр.). О св. Аттике: Ц. Ист. Сократа кн. 6. гл. 20, 7. 25; Созомена Церк. Ист. кн. 8. гл. 27. Бароний ad. ana. 406–41.; Hefele, статья Atticus. 1 «Пастыри и мудрые учителя, святители Христовы церкви, с преподобными вся воспоим... Митрофана священнков славу, с Нек­тарием, Аттиком, Геннадием, с вами же и Анатолия поим». (8-я песнь канона в сырн, субботу.). 2 Савватий был родом иудей. По прнятии христианской веры, он уклонялся в раскол Новациан. Новацианским епископом Маркианом посвящен был в сан Пресвитера. Савватий и по принятию христианской веры оставался привязанным к иудейским религиозн. понятиям; к тому же, по честолюбию, он имел замысел сделаться епископом и начал делать особые, отдельные от своего епископа собрания, под предлогом стремления к высшему совершенству и будто бы по скорби о некоторых, которые, по его мнению, недостаточно причащаются св. таин. Маркиан, узнав об этом, укорял себя за ошибку в рукоположении и, досадуя, говаривал: лучше бы мне тогда возложить свои руки на терние, чем возводить в сан пресвитерства Савватия. По сему случаю поста­рался созвать Собор новацианских епископов в Ангоре, торго­вой пристани близ Елеонополиса. На соборе обязали Савватия кля­твою никогда не принимать епископского сана, а совершение Пасхи в один день с иудеями признали делом безразличными. Но и после Собора, Савватий продолжал делать свои отдельные собрания и от своих приверженцев, особенно простолюдинов, прянял наименование епископа (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Что же касается того, что легаты выслушали молча и «без протеста» многие «резкости» по поводу папы и в особенности по адресу собора 869 г., то удивляться этому не следует, когда примем во внимание, что роль легатов на соборе 79 года была сведена почти к нулю. Другой и последний аргумент Иванцова заключается в анализе подписи, сделанной по заключении собора 879 года, папскими легатами под определениями этого собора; в ней собор 869 года прямо анафематствуется (131). Но эта подпись, как она читается в греческих актах в настоящее время, считается за интерполяцию. И с этим нельзя не соглашаться. А главное, подпись – одно дело, а инструкция совсем другое. Собор 879 года в сущности был строгим судом над собором 869 года, и подпись легатов так или иначе должна была выразить эту мысль, а инструкция возникла в Риме, по инициативе папы, до собора 79 года: ради чего она стала бы, как говорится, предварять события? 2179 Впрочем, автор уже не в первый раз обманывает наши ожидания. По поводу нашей докторской диссертации: Вселен. соборы IV и V век. автор написал целую книгу (стр. 1–238), в которой разбирает, и конечно очень подробно, эту книгу (сочинение Иванцова носит заглавие: «Религиозн. движения на Востоке в IV и V век.» М. 1881) Но что же последовало? При втором издании нашей диссертации мы ничем не сочли приличным воспользоваться из критических замечаний его, за исключением следующего единственного случая: критик нашел, что нескладно называть Нестория «школьником антиохийским», а потому в упомянутом 2-м издании выражение: «школьник антиохийский» мы заменили другим: «крайний антиохиец» (См. 1-е изд., стр. 157 и 2-го изд., стр. 158). 2180 В своей книге автор выражает свое суждение еще о двух моих сочинениях, имеющих более близкое или отдаленное отношение к истории Фотия, – разумеем; «Очерки внутренней истории визант.-восточной церкви в IX-XI век» (М. 1878) и: « Церковь римская и византийская в их догматических и церковно-обрядовых спорах в IX-XI веках» (М. 1875). О первой книге автор пишет: «в этом сочинении автор (я) не имел в виду представить что-либо новое и оригинальное, история Фотия занимает здесь лишь нисколько глав» (130).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Захаровцы», называемые также «евангеликами», раньше принадлежавшие к донскому толку, основанному Саламатиным, из своего прежнего вероучения удержали пять таинств, за исключением миропомазания и покаяния которые у «захаровцев» скорее являются благочестивым упражнением, чем таинством, также удержали крещение младенцев и праздники, но уступили баптистам поминовение усопших; из баптизма взяли они рукоположение пресвитеров и омовение ног, в 70-х годах практиковавшееся у баптистов – из меннонитов. При этом все то, что молоканами донского толка было удержано из православной Церкви (молитвы, песнопения, обряды и проч.), Захаровцами-евангеликами было отброшено, и это, несомненно, было сделано под влиянием баптизма, уничтожавшего в своих последователях всякие следы православия. В самом понимании догматов своего вероучения «захаровцы» уклонились в сторону символического понимания их баптистами, пользуясь при этом и их библейской аргументацией своих догматических положений. Единственный пункт, представляющий серьезное препятствие к соединению захаровцев с баптистами, – это крещение младенцев, от которого не желают отказаться «захаровцы евангелики». В настоящее время они (захаровцы) являются большим тормозом в деле распространения баптизма в среде таврических молокан и дают православному миссионеру прекрасное оружие против баптистов в полемике по вопросу о необходимости крещения младенцев. (Религиозн.-рацион. движение на юге России, исслед. Еписк. Алексия, 1909 г. стр. 308–317). LXV. О секте Иеговистов или «Сионской вести» Под таким названием разумеется секта, появившаяся в 1816 году на Урале. Основателем ее был штабс-капитан артиллерии Ильин, незаконнорожденный сын шведского генерала Паткуля. Сначала Ильин был православным, но потом недолгое время побыл в иезуитском коллегиуме в Полоцке. Поступив в 1832 году в военную службу, начал увлекаться разными религиозными вопросами и наконец впал в мистицизм. В 1846 году, переселившись на жительство в Баранчинский завод, Ильин хотя и усердно ходил в православную Церковь к вечерне и утрене, становясь на коленах у правого клироса, но уже в это время начал обнаруживать непочтение к угодникам Божиим и поносить высокопоставленных и власть имущих людей. В этом же году он порвал связь с православной Церковью и выступил с пропагандою своего учения, в основу коего положил наиболее таинственную новозаветную книгу Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010