1. а) Все издающиеся сектантами журналы ограничить религиозн[ыми] вопросами и изложением своего вероу- чения. 6) Воззвания молокан по поводу их Всесоюзного съезда поручить просмотреть т. ТУЧКОВУ и в просмотренном виде поместить в 1-м в номере молоканского журнала, который разрешить к печатанию в количестве 3000 шт., а также разрешить напечатать воззвание отдельно в количестве 3000 штук г 341 . в) Поручить ОГПУ повести работу среди сектантства по линии их классового разложения. г) Поручить т. ТУЧКОВУ в течение месячного срока изучить классовой характер нескольких молоканских общин в Тамбовской губ[ернии] и о результатах доложить комиссии. д) Ввиду участившихся ходатайств представителей загранич[ных] сектантов о разрешении им въезда в СССР признать необходимым, что въезд допустим лишь тем представителям сектантских организаций государства, коих признали СССР. Представителям же непризнанных СССР государств разрешения не давать, о чем и донести до сведения Н.К.И.Д. е) Поручить ОГПУ принять меры к роспуску и недопущению сектантских религиозных юношеских кружков. ж) Поручить ОГПУ принять меры к возможному сокращению пребывания в СССР представителей заграничных сектантских организаций Рошбрука и Фильбранда 342 . з) Признать, что деятельность религ[иозных] проповедников, в том числе и сектантских, без надлежащего на то разрешения может проводиться лишь в пределах своего прихода. На проведение же проповедей, специальных бесед, лекций и т.п. вне пределов своего прихода проповедники должны иметь соответствующее разрешение. и) Признать необходимым, чтобы всем религиозным объединениям, в том числе и сектантским, филантропическая, хозяйственная и кооперативная деятельность разрешилась д не иначе как на общем основании, а не е по религиозн[ому] признаку. к) На поданное на имя ВЦИК заявление менонитов ж поручить тов. Смидовичу отметить, что им разрешена подготовка к конфирмации детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и что открытие богословских курсов разрешается на общем основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключение первого отдела 1-й части ОТДЕЛ II Основные истины религии. Значение доказательств религиозных истин. [Главные возражения против возможности, уместности и пользы научных доказательств религиозных истин (Кант, Якоби, Шлейермахер, мистики, позитивисты и др.). Основания для этих возражений и их несостоятельность вследствие неправильности понятий о Боге и самом доказательстве, лежащих в основе их. Правильный взгляд на значение научных доказательств в их применении к делу обоснования религиозн. истин: различие математических, демонстративных, дедуктивных и индуктивных доказательств и возможность приложения последних к религиозн. истинам. Общий вывод.] Классификация доказательств истины бытия Божия. [Нужно ли доказательства бытия Божия подразделять на несколько форм? Решение этого вопроса в утвердительном смысле. Мнение Лейбница по этому вопросу и несостоятельность противоположных взглядов, усматривающих в подразделении доказательств признак слабости и недостаточности каждого из них. Древнейшая форма подразделения доказательств бытия Божия, основанная на рассмотрении нашей собственной и внешней природы. Задача осн. богословия при раскрытии этих доказательств. Необходимость раскрывать более существенное содержание их, чем форму. Подразделение их на внешние доказательства (космологическое и телеологическое) и внутренние (онтологическое и нравственное). Различие их между собою и несовпадение одного с другим по их исходным пунктам и основным идеям.] Космологическое доказательство бытия Божия. [Сущность доказательства. Способы выражения его в Св. Писании, у оо. Церкви и философов (Аристотеля, Лейбница, Вольфа). Разбор возражений Канта относительно мнимой незаконности заключения этого доказательства от данных опыта к премирной причине и мнимо равносильного ему значения противоположного учения о самобытности мира. Несостоятельность замечаний Штрауса о произвольном смешении в этом доказательстве понятия о первой причине с понятием о личном Боге. Логическая законность и необходимость отличать причину от ее действия и первопричину мира от самого мира; нелогичность умозаключения Штрауса от бытия мира к Универсу; внутреннее противоречие в понятии о вечной, основывающейся на самой себе, вселенной. Разбор учения Милля о причинности в его приложении к рассматриваемому вопросу. Общее замечание о неопровержимом значении сущности космологического доказательства в виду всех вообще возражений против него со стороны отрицательной критики.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

333 Отдельных исследований в нашей богословской литературе нет. Из исследований немецких ученых наибольшею полнотою, но не правдивостью, отличается исследование Росскоффа: „Geschichte des Teufels“. Leipzig. 1869. 334 Такого мнения держатся почти все рационалисты. К нему склоняется и наиболее осторожный в своих выводах Евальд в его сочинении: „Die Lehre der . Gott“. 340 В XVI в. – Социниане, а в XVIII в. Руссо с энциклопедистами. См. Богослов. Арх. Филарета ч. 1, стр. 203. 341 Таково было мнение первых лютеран: Апология Аугсбургск. испов. гл. I, ч. 2. Смотр. Богослов. Арх. Филарета ч. 1, стр. 198. 342 Вот как говорили о том некоторые из Отцов и Учителей церкви: „Пусть услышат от нас еретики, писал Климент Александрийский , что вполне совершенным не был человек при сотворении, но был способен к принятию всего доброго: ибо добродетель и способность к совершению ее – не одно и тоже“. Strom. 4. 25. „Надлежало, говорит Св. Ириней, чтобы человек прежде получил бытие, получивши возрастал, возрастая мужал, мужая укреплялся, укрепляясь усовершался“. Contr. Haer. IV, с. 38, п. 3. Подобн. образом говорили и другие. 343 Слово „Едем“ находят близким к греческому слову ηδονην, означающему сладость, удовольствие. Смотр. Богослов. Арх. Филарета ч. 1, стр. 204. 344 Воспоминания о золотом веке находятся у Гезиода (Орр. et dies 113), Овидия (Metamorph. 1:89), Виргилия (Aeneid. VIII, 315), Ювенала (Satir VI) и Лукреция (De rerum natur. V, 923). 348 Кроме трактатов, помещаемых о том во всех Богословских системах, заслуживают внимания: Вельтистова: „Грех, его происхождение, сущность и следствия“. М. 1885г. Лучицкого: „Искушение и грехопадение Адама и Евы“; „Адам обличается в грехе своею совестью и гласом Божиим“; „Суд Божий в Едеме“; „Изгнание Адама и Евы из рая“ (Христ. Чтен. 1845г., ч. I–III и 1846г. ч. III). Лебедева: „Ветхозаветное учение во времена Патриархов“, стр. 185–214. Епис. Хрисанфа: „Религии древнего мира“. Т. III. Три поучения Архиепископа Херсонского Никанора (Херсон. Епарх. Ведом. 1887г. и 24 и 1888г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Напр. к обязанностям начальника римско-католической епархии принадлежит рассмотрение церковных догматических, гомилетических и прочих духовного содержания книг (ст. 59 т. XI, ч. 1 по продолж. 1906 г. и ср. ст. 553 и 5, относительно евангелическо-лютер. консист., ст. 938 п. 4, относительно евангелич. аугсбургск. конс. и ст. 1179 об епископах армяно-грегор. ц.). § 96. Культ и священнодействие. Понятие культа обнимает собою совокупность всех вообще действий, которыми свидетельствует внутреннее богопочтение человека, в том числе и совокупность всех церковных священнодействий, имеющих целью выражение и поддержание религиозного чувства и религиозной жизни в членах церкви. Сюда относятся следовательно молитва, пост, паломничество, поклонение иконам, почитание святых и их мощей, провождение монашеской жизни и все церковные священнодействия. Некоторым церковным священнодействиям усвояется значение таинств, т. е. таких священнодействий, в которых, посредством видимых внешних знаков, низводится на верующего невидимая Божия благодать. Смотря по различию вероисповедных воззрений и по складу народного характера, культ может принимать различные формы и придавать даже различный отпечаток народной жизни. Напр. протестантство отрицанием особенного священства и евхаристической жертвы, отрицанием почитания икон, святых и их мощей, отрицанием монашества и установленных постов придает жизни народной иной отпечаток, чем православие и католицизм. А Кальвин был даже более радикален, чем Лютер, беспощадно изгоняя все, что напоминало мессу и католицизм, алтарь прямо заменив кафедрой, изгнав всякое пособие культу со стороны искусства (ни музыки, ни живописи, ни образов, ни статуй), распорядившись даже снять кресты с церквей, не допуская напутствий больных св. Дарами, церковного отпевания и погребения умерших. Между католицизмом и православием тоже есть не малая разница в отношении к культу. В православии вообще литургическая сторона церковной жизни более развита, чем в других вероисповеданиях; но в православной церкви не принята инструментальная музыка, как в католической, нет места для сиденья в храмах, не так организована и специализирована монашеская жизнь и проч. Какое важное значение имеет обрядовая сторона религии, хорошо засвидетельствовано историей. Массы народные могут оставаться в неведении относительно умозрительных догматов вероисповедания, но крепко держатся за обряды, хотя бы богословы и объясняли им, что обряды нужно отличать от догматов. Обрядовые разности имели важное значение в истории разделения церквей восточной и западной, хотя движущая причина разделения заключалась не в них, а в нашей истории они именно и были движущей причиной разделения между православием и расколом. Очевидно, что всякие церковные воссоединения в будущем возможны лишь при удержании народными массами всего того, чем они дорожат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В 1920 г.А. И. Боярский был избран членом Правления «Общества православных приходов Петрограда и его губернии», которое играло важную роль в местной церковной жизни. Будучи председателем комиссии Правления по церковной дисциплине, он пропагандировал радикальную реформу богослужения. Весной 1921 г. его возвели в сан протоиерея. Во второй половине июля 1921 г., неожиданно для многих,он был взят под стражу Петроградской ГубЧК по надуманному обвинению в распространении провокационных слухов и проведении систематической(на протяжении ряда «последних лет») антисоветской агитации среди местного населения.Арест популярного в северной столице батюшки вызвал широкий резонанс. М. Горький несколько раз обращался к председателю Совнаркома РСФСР В. И. Ленину с просьбой разобраться в ситуации. Он ссылался на поступившие к нему сведения, что за священника ходатайствуют не менее 1400 заводских рабочих (в том числе коммунисты), которые ручаются, что тот всегда был вне политики . 14 августа 1921 г.А. И. Боярский направил в Президиум ПетрогубЧК заявление, в котором просил не смешивать его «в общую кучу с контрреволюционными попами». Он писал: «Я почти единственный священник-социалист. Я принима[ю] очень многое из программы коммунистов, кроме разрешения религиозн[о]го вопроса и иду к тем же идеалам общ[е]го братства только с другой стороны – путем, завещанным Христом» . Однако ни аргументация самого арестованного, ни заступничество М. Горького Боярскому не помогли. 3 сентября 1921 г. по постановлению Президиума ПетрогубЧК он был приговорен к году принудительных работ и высылке за пределы Петроградской губернии. Правда, через месяц, 31 октября 1921 г., в связи с обнаружившемся уБоярского туберкулезом легких, приговор был отменен и его освободили.Сразу после издания декрета ВЦИК об изъятии храмовых ценностей в пользу голодающих (23 февраля 1922 г.) Боярский призвал духовенство поддержать действия большевиков. Он называл церковных деятелей, оказывавших в той или иной форме сопротивление властям, государственными преступниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

Слушали: 4) Телеграмма Ижевского окружкома на имя тов. Криницкого о закрытии 3-х церквей. Постановили: 4) Поручить т. ТУЧКОВУ сделать запрос в Ижевск, в каком положении находится этот вопрос. Слушали: 5) О закрытии Моссоветом. т.н. Пантелеймонской часовни 556 (угол Никольской ул.), принадлежашей обновленческой ориентации. Постановили: 5) а) л Пантелеймонскую часовню оставить в распоряжении синода (не закрывать). б) Вместо нее возбудить вопрос перед Моссоветом о м закрытии н Иверской часовни 557 как мешающей нормальному уличному движению. Слушали: 6) О переименовании страстной пятницы – в безбожную. Постановили: 6) Вопрос перенести на следующее заседание и обсудить в присутствии представителя президиума Моссовета. Слушали: 7) Вопрос Главлита по поводу подписи бумаг АРК (отношение в АРК от 25 марта с/г. 360с). Постановили: 7) Все бумаги, посылаемые от АРК в советские учреждения и партийные организации, должны подписываться одним т. ТУЧКОВЫМ как ответственным секретарем АРК. Слушали: 8) О закрытии в Москве сектантских молитвенных зданий. Постановили: 8) Ввиду того что жилищное т[оварищест]во арендные договора на право пользования помещениями сектантов расторгло и сектанты, таким образом, оказались совершенно без молитвенных помещений, с одной стороны, с другой стороны, в силу жилищного кризиса сектантам, как и прочим о религиозн[ым] организациям не может быть предоставлено под культовые надобности пригодное для жилья помещение – признать возможным в виде исключения предоставить по одной церкви каждому сектантскому течению, которые п остались совершенно без молитвенных помещений. Слушали: 9) Заявление обновленческого Синода на имя ВЦИК о притеснении со стороны МОГЭСа и центрального бюро жалоб. Постановили: 9) а) Принимая во внимание, что наша политика в отношении Синода, как равно и в отношении других церковных религиозных объединений остается прежней, признать о , что в настоящее время нецелесообразна ликвидация их администр[ативным] порядком. б) Поручить тов. Тучкову расследовать жалобу Синода на действия лиц, производивших допрос членов Синода, и переговорить с секретарем яч[ейки] ВКП(б) МОГЭС о плате за электричество с Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

движ. в Болгарии, 206, 208) 801 О чтении книг в древн. России (Правосл. Собес. 1858, 6); Послан. кн. Курбского (ib. 1863). В библ. Кирилло-Белозер. мон. было много апокрифических сборников (Прав. Обозр. 1862 г., 6, стр. 187, примеч.) 802 Н.В.Ястребов, Этюды о Петре Хельчицком и его времени (из ист. гуситск. мысли). В I, Спб, 1908 г.; рец. Ф.Зигеля (Ж. М. H. Пр. 1909, 4, с. 365–401) К.Ф.Радченко, Религиозн. движ. в Болгарии, 211– 225 803 Гаусрат, Средневек. реформаторы, т. II, 1900, Осокин, Ист. альбигойцев, ч. I, Каз. 1869; К истории ересей на Западе, Каутского (Б. Мир, 1899, 6 и 7); Религиозность и ереси в XIII-XI вв. (В Евр. 1913 , 11 и 12) 804 Ф.И.Успенский, Оч. по ист. виз. обр.; Ф.Радченко, Религиоз. и литерат. движ. в Болгарии в эпоху перед турец. завоеванием, К. 1898; Пыпин (В. Евр. 1894 , 5); В.Ф.Боцяновский, Рус. вольнодумцы XIV-XIV вв. (Новое Слово, 1896, 9); Ист. Обозр. III, 244, 270. Некоторые отвергают влияние богомилов и считают движение местным, под влиянием тревоги на католич. Западе и моровой язвы ( Е.Воронцов , Сектан. движение на рус. севере XIV в. (Вера и Разум, 1900, 18 и 19) 805 Радченко, 229–232. В 1360 г. на Тырновском соборе были осуждены болгарские жидовствующие. Несколько раньше евреи нашли поддержку среди солунских греков (ib. 228 и д.); Сырку, К ист. исправлен. книг в Болгарии, I, 267; Соболевский, Переводн. литер. 396. О ересях на Афоне в XIV и XV в. (Некрасов, Пахомий Логофет, 3–5) 807 Гурлянд, Нов. матер. для ист. евр. литер. XV в., Спб. 1866. Наше предположение было повторено потом И.Пановым (Ересь жидовств. Ж. М. Н. Пр. 1877, I, II и т. д., без указания, как это отметил Радченко, 230) 813 Татищев под 1491 г. (?) упоминает о казни его вместе с защитниками свободы Новгорода (IV, 109). О сношен. с евреями см. выше; также указатели к летопис., Собр. госуд. грам. к акт., Оп. рус. историогр. т. II 814 На этой почве состоялось тогда сближение между караимами и талмудистами (Гурлянд). Сомнения, высказанные в иудействе Захария Скария будто бы по ошибке принятого за еврея (вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Кроме того, был обычай при Крещении стоять с зажженными свечами, или еще приветствовать новокрещенного целованием мира. После Крещения новокрещенные допускаемы были уже к таинству Причащения. В первые времена существования Церкви Христовой, когда обрядовая сторона христианского богослужения начала только вырабатываться, а не была еще прочно установлена, не могло быть и речи о ее научном изложении. Религиозные истины, облекаемые в форму символов и обрядов, сообщались с церковной кафедры предстоятелями, которые преследовали только практические цели, т. е. чтобы верующие чрез усвоение порядка богослужения знакомились с догматическими и нравственными истинами христианства. Впрочем, положительное изложение продолжалось недолго. Скоро явились еретики, которые восстали против культа и догмат[ико]-нравственных истин. Необходимо было отражать нападки еретиков научным методом, т. е. тем же оружием, каким действовали они. Все же в это время не был выработан научный метод; он только начал вырабатываться. Что же касается практической стороны христианских истин, то она была оставлена. Даже были светские ученые, которые смотрели низко и на теоретич[ескую] сторону догмат[ико]-нравственных истин, п[отому] что они не могут быть доказаны и изучены. Но эти ученые напрасно не видят, что, кроме внутренней, теоретической стороны, есть практич[еская] сторона в конкретных формах, что составляет предмет нашей науки. Необходимость научного исследования этой стороны доказывается тем, что религиозн[ые] формы являлись прецедентом морально-бытовой и социальной жизни всех народов. Религиозный культ существовал и существует у всех народов и оказывает громадное влияние на характер народов, даже порождает кровавые войны. Можно было бы ожидать, что западные ученые обратят внимание на эту сторону, но и тут не оказалось серьезного отношения. Запад распадается на католик[ов] и протестант[ов]. Первые смотрят на форму, как на нечто случайное, а вторые – как на учреждение для народных масс, как на признак неразвитости. Все-таки там были изданы сборники (чинов и проч.), но с целью полемико-практической. Христианский Восток был чужд крайностей, но тут в первое время мало было сделано. И если что делалось, то при этом имелось в виду то, чтобы раскрыть верующим смысл обрядов богослужения. В этом случае отцы ( Игнатий Богоносец , Климент Александр[ийский]) употребляли догматический метод изложения истин христианского богослужения – так, как они представлялись непосредственному религиозному чувству, причем внесли много произвольного, субъективного. Но почему, напр[имер], известный обряд вошел в практику и почему ему придают именно такое значение – на это они не дают ответа. Поэтому отцы 116 сознали непригодность догматического метода и скоро заменили его историческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

2) Рассмотрение проекта практических предложений по сектантству 460 (см. постан[овление] Оргбюро от 5/XII–26 г.). 2) а) Проект практических предложений принять. б) Поручить тов. Тучкову в 3-дневный срок внести в проект все сделанные дополнения и изменения. в) Докладчиками назначитьт.т. Ярославского, Кнорина и Тучкова, с вызовом тт. Менжинского, Смидовича, Попова К. А., Курского, Путинцева, Кацва (НКВД) и Бонч-Бруевича. г) По пункту 4-му проекта постановления поручить ОГПУ дать по своей линии указания, чтобы местные органы ОГПУ приняли участие в выработке постановлений Президиумов ЦИКов Союзных Республик. д) Ввиду возникших разногласий по § г п. 4-го проекта предложений поручить тов. Тучкову написать докладную записку с указанием роста и антигосудар[ственной] деятельности г вновь возникающих общин и групп старых и новых сект. ПРИМЕЧАНИЕ: По § гп. 4-го голосовали за т.т.: Попов, Ярославский, Путинцев и Тучков и противт.т. Смидович, Красиков, Бонч-Бруевич и Кацва. 3) а) Проект постановления принять. б) Поручить т. Тучкову в 3-дневный срок внести сделанные комиссией все дополнения и изменения. в) Докладчиками в Оргбюро назначить т.т. Кнорина, Волленберга, Диманштейна и Попова К. А. 4) Заявление Центрального Совета евангелистов об увеличении тиража журнала 462 , издании отрывного календаря и духовных песен (т. Тучков). 4) а) Тираж журнала разрешить д увеличить до 15 000 экз. б) В издании отрывного календаря отказать. Разрешить издание настольного календаря. в) Издание духовных песен разрешить. 5) О разрешении издания журнала Дальневосточным баптистам (т. Тучков). 5) Отказать. 6) О разрешении издания журнала евангелистам на Сев[ерном] Кавказе (т. Тучков). 6) Отказать. 7) Рассмотрение инструкции НКВД о порядке установления надзора за религиозн[ыми] обществами (т. Тучков). 7) Отложить до следующего заседания комиссии. 8) О мусульманском архиве. (т.т. Кацва, Смилович). 8) Отложить до следующего заседания комиссии. 9) О лишении ЦДУ мусульман права вести работу в округах и областях Север[ного] Кавказа (т. Тучков).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. О допущении Админ[истративным] Упр[авлением] Моссовета в церквах во внеслужебное время религиозных бесед. 2. Признать возможным допущение религ[иозных] бесед в церквах только во время церковной службы, о чем и поставить административн[ый] Отдел Моссовета в Известность. 3. В разрешении въезда отказать. 4. О разрешении издания брошюры Митр[ополиту] Сергию к предполагаемому Всероссийскому Собору (Тихоновскому) 363 . 4. После просмотра материалов т. КРАСИКОВЫМ издание брошюры разрешить. 5. О разрешении открытия богословск[их] курсов Тамбовскому епарх[иальному] управлению. 5. Отказать. 6. О разрешении Смоленскому епарх[иальному] упр[авлению] издания журнала «Церковная Жизнь». 6. Отказать. 7. Заявление уполном[оченных] менонитских общин об освобожден[ии] от наказ[ания] 8-ми менонитов, приговорен[ных] Воентрибуналом г. Запорожья за отказ от ношения оружия. 7. Заявление передать т. КРАСИКОВУ и поручить затребовать и пересмотреть дело на предмет освобождения менонитов. 8 О разрешении Ингерманландскому совету евангелистов в Ленингр[аде] издания ежемесячного журнала «ИНКЕРИНтяхти» 364 . 8. Ввиду того что евангелистам разрешено издание журнала на русском языке, в издании на Финском – отказать. 9. Переезду Тихона в другое помещение не препятствовать, но с тем чтобы последнее не находилось в центре города 10. Заявление В.С.Е.Х. 366 от 4 февр[аля] с/г. об увеличении тиража журнала «Христианин» до 15.000 экз[емпляров]. 10. Разрешить увеличить тираж ло 5.000 экз[емпляров]. 11. Заявл[ение] В.С.Е.Х. от 5 февр[аля] с.г. о разрешении ввоза из-за границы религиозн[ой] литературы в общем количестве 44.500 экз[емпляров]. 11. Ввиду того, что означенная литература евангелистами выписана сверх разрешенного и полученного ими количества – отказать. 13. О выступлении т. КОСТЕЛОВСКОЙ на страницах «Правды» со статьей, направленной против газеты «Безбожник». без предварительного обсуждения вопроса в Комиссии 367 . 13. а) Комиссия констатирует, что т. КОСТЕЛОВСКАЯ, будучи членом этой Комиссии, ни разу не поставила на обсуждение Комиссии вопросы, которые она вынесла на страницу массовой печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010