Мартин Лютер был поддержан своим князем, на землях которого стоял Виттенбергский университет. Однако в масштабе империи мнения князей разделились, и стремление Лютера прийти к реформе мирным путем не осуществилось. Противостояние перешло в войны. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который признал свободу выбора вероисповедания, однако не для индивидуумов, не для подданных, но для «имперских сословий», т.е. для правителей в их землях. Это создало в будущем почву для возобновления противостояния и стало одной из причин Тридцатилетней войны в последующем столетии. Итак, на правом этапе Реформации свобода и равенство в вопросах религии была признана за «имперскими сословиями», тем не менее уже эта стадия имела огромные последствия для социального преобразования всего общества. Кем были эти «имперские сословия», местные князья Германии, поддержавшие Реформацию? Князем был управляющий одного из сотен маленьких государств, входящих в союз германских земель. Каждый из этих правителей имел свой особый ранг в Священной Римской империи. Иерархия князей располагалась в тончайших градациях. Реформация совершенно изменила этот мир сложной феодальной организации. Она превратила всех этих властителей в равных между собой участников новой формы правления. Великий князь и маленький граф стали равноправными субъектами власти, потому что каждый из них принимал одинаковое решение в пользу выбора формы религии (конфессии) для своих подданных. Первыми «протестантами» в строгом смысле, как следует из текста «Шпайерской протестации», был не Лютер, не теологи, не члены евангелических приходов, но именно князья и города, «защитники». Как и с декретом папы Григория VII, адресат протеста – император (а не власти и вероучение Католической Церкви, как это иногда изображают в конфессиональной полемике) и рейхстаг в Вормсе, его декрет, осуждающий Лютера по инициативе папы римского Льва. «Протестующие» князья и города в своем ответном тексте заявляют, что они не пойдут против Бога и против своей совести.

http://bogoslov.ru/article/5583944

Над территориями светских чинов, принявших аугсбургское исповедание, было приостановлено осуществление юрисдикционных прав католических епископов. Подданным протестантских князей, желавшим оставаться в прежней вере, а равно подданным католических князей, принявшим аугсбургское исповедание, гарантирована свобода выселения в другую территорию (beneficium emigrandi). То jus reformandi, которое в исходе средних веков означало право католического светского начальства исправлять к лучшему пришедшие в упадок церковные дела территории и восполнять таким образом нерадение духовных властей, а в эпоху деятельности реформаторов означало право и обязанность светского начальства восстановить религиозный порядок согласно с истинным разумением Евангелия, теперь это jus reformandi превратилось в формальное право территориального начальства определять исповедание подданных. Таким образом имперский чин, присоединившийся к новому вероисповеданию, имел право вводить его в своей территории, а католический чин имел также право поддерживать и вводить в своей территории католическую веру. При этом могло случиться, что территория раз уже «реформированная», с поступлением под власть князя другого вероисповедания, снова «реформировалась» в противоположном направлении. Свобода выселения тех подданных, вероисповедание которых не совпадало с вероисповеданием начальства, в действительности превратилось в изгнание. Следовательно для свободы совести аугсбурский мир содержал в себе лишь то, весьма скромное, приобретение, что в германской империи, вместо одной принудительной церкви, стало две, и что приверженцы одной, находившиеся в пределах господства другой, не наказывалось уже смертной казнью как еретики, а только изгонялись; последователи же каких-либо других религиозных учений, кроме католического и аугсбургского, все еще должны были рассматриваться и наказываться государством как еретики. Почти столетие спустя, вестфальский мир, закончивший тридцатилетнюю войну, сделал более решительный шаг на пути веротерпимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Сам П. скрупулезно выполнял решение Тридентского Собора о назначении на епископские кафедры только достойных кандидатов, чьи католич. вера и образ жизни не вызывали нареканий. Следствием такого подхода были задержки в назначении епископов. П. требовал, чтобы стоявшие во главе монашеских орденов генералы и приоры усилили контроль над мон-рями, а монашествующие вели образ жизни, соответствующий уставу их религ. объединений. Важнейшим документом понтификата П. стала булла «Cum ex apostolatus officio» от 15 февр. 1559 г., определившая, что ни при каких обстоятельствах еретик не может быть законным папой Римским. Буллой «Cum nimis absurdum» от 14 июля 1555 г. П. организовал в Риме евр. гетто, наложив на евреев ряд ограничений, в т. ч. запрет на коммерческую деятельность, за исключением предоставления денег под залог и торговли подержанными вещами, запрет лечить христиан, обязательное ношение отличительных знаков (для мужчин - коническая шляпа желтого цвета, для женщин - к.-л. др. предмет одежды желтого цвета). Серьезные последствия имели предпринятые осенью того же года репрессивные меры против португ. марранов (евреев, принявших христианство), проживавших в Анконе. Эта группа населения играла важную роль в коммерческой жизни портового города и в торговых перевозках (в связи с чем в 1547 папа Павел III даже освободил анконских марранов из-под юрисдикции Конгрегации инквизиции). После того как в город прибыл прелат с поручением провести расследование в отношении марранов, многие из них бежали из Анконы. Но к весне 1556 г. ок. 50 чел. были схвачены инквизицией, в период между апр. и июнем (точная дата неизв.) 26 марранов сожгли заживо ( Segre R. Nuovi documenti sul marrani d " Ancona (1555-1559)//Michael: On the History of the Jews in the Diaspora. Tel Aviv, 1985. Vol. 9. P. 130-233). Эти меры вызвали международный резонанс, в июле 1556 г. евр. общины Вост. Средиземноморья объявили коммерческий бойкот порту Анконы. Верный своему принципу не идти на соглашения с протестантами, П. не признал заключенный имп. Карлом V с немецкими лютеранами Аугсбургский религиозный мир (25 сент. 1555), предоставлявший князьям право выбирать вероисповедание в своих владениях. Поскольку Фердинанд I Габсбург после отречения Карла V принял титул императора Свящ. Римской империи без папской коронации, П. отказался признавать его. В 1555 г. буллой «Illius, per quem Reges regnant» папа признал Филиппа II Габсбурга и Марию Тюдор королем и королевой Англии и Ирландии; после смерти Марии англ. трон заняла ее сестра, протестантка Елизавета I Тюдор (1558-1603). Интриги папских племянников кард. К. Караффы, его брата Джованни Караффы, ставшего в 1556 г. герцогом Палиано, а также антигабсбургские амбиции самого П. привели к войне в союзе с Францией против Испании (сент. 1556 - сент. 1557). Однако война обернулась для П. неудачей, испан. войска подошли к Риму. Папе пришлось начать с испанцами переговоры и 14 сент. 1557 г. заключить мир в г. Каве.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

При таких обстоятельствах в феврале 1529 г. собрался имперский сейм в Шпейере. На нем, благодаря перевесу католических чинов, было проведено неблагоприятное для лютеран постановление. Против такого решения выступили многие сочувствовавшие Лютеру князья, требовавшие решения религиозной распри Собором, свободным от влияния одной партии. Свое требование они изложили в форме письменного протеста, отчего приверженцы Реформации стали называться протестантами. В это время протестантизм представлял уже не только религиозную, но и политическую силу. Поэтому когда империи стало угрожать нашествие турок, которые хотели воспользоваться религиозным расколом Германии в своих интересах, папа и король были готовы примириться с лютеранами. В 1529 г. в Марбурге встретились виднейшие деятели протестантизма, в том числе Лютер, Цвингли, Меланхтон и др. Они обсуждали проблему Евхаристии. Здесь Цвингли и Лютер разошлись во мнениях, и протестантизм разделился на два лагеря. В 1530 г. собрался Аугсбургский сейм, который должен был дать окончательное решение по религиозной проблеме. Лютеране представили на сейм изложение своего исповедания, которое вошло в историю под именем «Аугсбургского исповедания». Здесь различие между старым и новым учением было развито так умеренно и беспристрастно, как мог сделать только Меланхтон. Сам Лютер не решился прибыть в Аугсбург. Видные католические богословы представили возражения на это исповедание. Прения не привели к примирению. Определение сейма в оскорбительно резкой форме предлагало протестантам подчиниться Риму, в противном же случае угрожало истреблением. Опасность, грозившая делу Реформации, заставила защитников ее теснее соединиться друг с другом. Они заключили между собой оборонительный союз в 1531 г. в Шмалькальдене для поддержки Евангелия, если будет употреблено насилие для подавления лютеранства. Исполнить угрозу Аугсбургского сейма Карлу V, однако, не удалось. С одной стороны, ему было опасно ссориться с немецкими князьями, а с другой — опасность от турок заставляла его быть осмотрительным. Все это содействовало тому, чтобы настроить его миролюбиво. После того как исчезла всякая надежда покончить мирно с турками, он заключает в 1532 г. с протестантами религиозный мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Протестанты держались так, как будто с Нюрнбергским религиозным миром все было окончено, а папа Павел III скорее готов был перенести раскол, чем допустить реформу Церкви. В 1540—1541 гг. в Гагенау, Вормсе, Регенсбурге происходят религиозные переговоры, цель которых — перейти к мирному соглашению по всем пунктам, которые с 1517 г. были наиболее спорными. В самом Риме поднимается вопрос, не следует ли восстановить единство Церкви честным признанием справедливости требуемых протестантами реформ. Кардиналы Римской курии были решительно расположены в пользу реформ и необходимых церковных преобразований, правда, с точки зрения протестантов, недостаточных. Князья в подавляющем своем большинстве также выступают за реформу. Еще в 1539 г. протестантизм восторжествовал в Альбертинской Саксонии и Браденбургском курфюршестве. В последнем в 1540 г. даже был установлен лютеранский характер церковного строя, который был утвержден самим Карлом V благодаря тому, что курфюрст Бранденбурга держался в стороне от антикарлонского Шмалькальденского союза, поддерживавшего Гогенцоллеров против Габсбургов. Князья из дома Гогенцоллеров все, за исключением кардинала Альбрехта, стояли на стороне евангелического учения. Поэтому почти вся Северная Германия, кроме Прирейпских областей и части Вестфалии, вскоре следовала лютеранскому вероисповеданию. Религиозные переговоры 1540—1541 гг. между католиками и протестантами хотя и имели примирительный характер, хотя и отражали несомненное сближение в богословских вопросах, в вопросах церковного устройства и папского авторитета, не привели к договоренности. Эти переговоры показали, что Нюрнбергский мир 1532 г. продолжает существовать и начинает распространяться даже па новых приверженцев «Аугсбургского исповедания». Результатами переговоров были Регенсбургский интерим и декрет сейма от 29 июля 1541 г., в которых император доходит до последних пределов уступчивости протестантам своим обращением к папе с увещанием «установить христианский порядок и реформацию», а протестантам дает подтверждение действительности Нюрнбергского мирного договора. Но давая эти обещания, император не имел намерения их исполнить, потому что в то же время возобновил союз против протестантов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Аугсбургский религиозный мир не успокоил Германию. Вражда между католиками и протестантами не только не ослабевала здесь, напротив, с каждым годом увеличивалась. Ее поддерживали и искусно разжигали иезуиты. Орден иезуитов был учрежден в 1540 году. Вскоре после того иезуиты проникли в Германию. Здесь они захватили в свои руки воспитание юношества, заняв места при многих немецких университетах и других учебных заведениях; они сделались духовниками и руководителями при католических дворах и искусно направляли политику государей в пользу римской церкви. Благодаря иезуитам, католицизм в Германии, почти совершенно побежденный, восстал с новой силой. При императоре Рудольфе II (1576–1612 г.) иезуиты захватили управление государством в свои руки и действовали так услешно, что к концу царствования Рудольфа вся Германия разделена была на две враждебные партии: протестантскую унию и католическую лигу. Эти партии готовы были вступить в отчаянную борьбу между собой при первом поводе. Повод скоро представился. Рудольф, руководимый иезуитами, не обращал внимания на государственные дела. Между тем брат его Матфий отнял у него управление всеми родовыми землями габсбургского дома, за исключением Богемии. Чтобы не лишиться и Богемии, Рудольф дал чехам, исповедывавшим протестантизм, „грамоту величества», по которой их религия, духовенство, церковные постановления, должны были оставаться неприкосновенными. Но он скоро умер. На престол был избран Матфий, который явно стал нарушать права, данные чехам грамотой. Однажды католики уничтожили в Богемии две протестантские церкви. Чехи жаловались императору, но не получили удовлетворения. Выведенные из терпения, они подняли восстание, ворвались в залу совета и выбросили в окно двух императорских советников. Матфий послал войско для усмирения чехов. Так началась тридцатилетняя война (1618–1648 г.). В самом начале войны Матфий умер. На престол был избран Фердинанд II, стоявший во главе католической лиги. Он был воспитанник иезуитов; в порыве фанатизма, он часто говорил: „лучше пустыня, чем страна, населенная еретиками». Он дал обет восстановить католическую веру в Германии, хотя бы это стоило ему жизни. После целого ряда побед, одержанных над протестантскими князьями, Фердинанд II действительно взялся за восстановление католицизма в Германии. Он издал (в 1629 г.), так называемый восстановительный эдикт, которым уничтожались все права, данные протестантам аугсбургским религиозным миром. Кроме того протестанты должны были возвратить католикам все земли, приобретенные ими со времени аугсбургского мира. Тогда защитником протестантов явился шведский король Густав Адольф, и война возгорелась с новой силой. Конец этой войне был положен Вестфальским миром (в 1648 г.), по которому протестанты (лютеране и кальвинисты) получили полную религиозную свободу. Распространение протестантства в других странах Европы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1624 г. всем протестантским священникам и учителям под страхом смерти было приказано в течение восьми дней оставить страну. Вскоре было сделано постановление, что все, не принявшие католицизм до Пасхи 1626 г., должны выселиться. Государство отказало протестантам в самых простых человеческих правах, но действительных обращений было все-таки мало. Тысячи людей остались верны своему исповеданию, другие тысячи ушли в изгнание. В протестантские поселения отправляли солдат и оставляли их там до тех пор, пока под давлением их еретики не делались католиками. Однако даже и им не удавалось убить протестантизм и искоренить гуситские традиции. Однако католическая реакция показала, что означала победа лиги. Это поняли даже ненемецкие князья. Поэтому в 1625 г. был заключен протестантский союз Англии, Голландии и Дании, который с переменным успехом вел войну с католической лигой в 1626—1628 гг. В 1629 г. император Фердинанд II издает реституционный эдикт, которым постановлялось, что все конфискованные у католиков земли и имущество возвращаются им, перешедшие к протестантам церкви возвращаются католическим прелатам; католическим императорским чинам предоставляется право принуждать своих подданных к переходу в католицизм или удалять их из страны, взимая с каждого известную сумму денег. Религиозный мир впредь имел силу только для католиков и последователей «Аугсбургского исповедания», все же другие секты — кальвинисты, цвинглиане — недозволены в империи. Хотя эдикт этот отчасти основывался на формальном праве, но приведение его в исполнение во всяком случае значило произвести громадную революцию, гибельную как для установившихся отношений территориальных владений протестантских имперских чинов и их земельных Церквей, так и вообще для немецкого протестантизма. В 1631 г. собрался Лейпцигский конвент, представлявший блестящее собрание протестантских государственных чинов для выработки общей программы борьбы как с католической реставрацией, так и с вторжением в Германию шведского короля Густава Адольфа. Переговоры не дали больших положительных результатов. Однако здесь произошла договоренность между лютеранами и другими реформатами (кальвинистами и цвинглианами) обращаться друг с другом уважительнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Вестфальский мир, допуская возможность существования в территории, кроме господствующего вероисповедания, других, различал три степени осуществления религии: exercitium religionis publicum, exercitium religionis privatum и devotio domestica. Под exercitium religionis publicum разумелось то самое осуществление религии, которое до реформации принадлежало католической церкви, когда она была единственной церковью германской империи, и которое сделалось после реформации достоянием лютеранского или реформатского исповедания в территориях, присоединившихся к тому или другому из этих новых исповеданий. К публичности осуществления религии должны были следовательно относиться: обладание храмами, как богослужебными зданиями особой архитектуры, звон, возможность собираться на богослужение во всякое время, публичные церковные процессии. Под exercitium religionis privatum разумелось осуществление религии с образованием частного общества и с духовенством, но без упомянутых знаков публичности. Под devotio domestica разумелось домашнее богослужение в пределах дома и семьи, без образования религиозной ассоциации и без привлечения посторонних к домашнему богослужению. В этом последнем виде осуществления религии стали различать еще простое домашнее богослужение (dev. dom. simplex), без участия духовного лица, и квалифицированное (dev. dom. qualificata) с привлечением духовного лица. Позднее теория и практика распространили приведенную квалификацию на секты, с расширением понятия домашнего богослужения. Позднее стало рассматриваться, как необходимый вывод из индивидуальной свободы совести, которому следовательно противоречило бы запрещение участия духовного лица всякий раз, как богослужебное действие, на основании правил данного религиозного общества, могло бы быть совершено только духовным лицом. Т. н. jus reformandi при этом еще раз изменилось в своем содержании: оно применяется не к великим религиозным партиям, на которые было рассчитано в эпоху аугсбургского и вестфальского мирных трактатов, и о которых в настоящее время обыкновенно и вопроса не возникает, а к новообразующим обществам или сектам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Еретики отлучались от церкви и подлежали выдаче светской руке для наложения наказания, именно для предания сожжению. Когда оказывалось невозможным искоренить ересь применением уголовных наказаний к отдельным лицам по судебному приговору, именно когда целая местность заражалась ересью, тогда проповедовались и сформировывались даже крестовые походы против еретиков, как, например, против альбигойцев и гусситов. Таким образом на западе в средние века еще менее, чем в христианской римской империи, могла быть речь о каком-либо юридическом положении еретиков в государстве. По отношению к Лютеру, от которого исходило реформационное движение в Германии, папа и германский император поступили точно так же, как поступали в средние века с еретиками: папа отлучил Лютера от церкви, а император объявил его лишенным покровительства законов, и, конечно, реформатор испытал бы участь Гусса, т. е. был бы сожжен, если бы не нашел защитников в лице некоторых германских князей. Ко времени реформации император сохранял почти только номинальную власть над отдельными территориями, и потому должен был считаться с князьями, принявшими сторону Лютера, как с серьезной силой, несмотря на то, что к императору примкнуло большинство германских князей, оставшихся верными католицизму. Таким образом завязалась борьба между императором германским и солидарными с ним католическими князьями, с одной стороны, и между князьями, покровительствовавшими учению Лютера – с другой. В этой борьбе постепенно, хотя и с большой медленностью, сделаны были первые завоевания в пользу религиозной свободы. § 205. Постепенное установление начал веротерпимости со времени реформации 1458 Аугсбургский религиозный мир 1556 г, явившийся результатом соглашения не с римской церковью, которая никогда не оказывалась от своих прав на отделившихся от нее непокорных чад, а соглашения между двумя политическими силами Германии – императором и католическими князьями, с одной стороны, a евангелическими князьями – с другой, в первый раз поставил рядом два христианских вероисповедания, однако не в том смысле, чтобы на пространстве всей Германии открывалась этим миром возможность всем и каждому, по убеждению совести, принадлежать к тому или другому вероисповеданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

князьям свободу вероисповедания, амнистировать поддерживавших Л. дворян и проповедников. От дальнейших переговоров с лютеранами имп. Карл V устранился, предоставив вести их своему брату кор. Фердинанду. Окончательные условия мирного договора между католич. и протестант. партиями были согласованы в ходе Аугсбургского рейхстага 1555 г., проходившего под председательством кор. Фердинанда (см. ст. Аугсбургский религиозный мир ). Заключение Аугсбургского религиозного мира означало признание Л. почти полностью равноправной с католицизмом христ. конфессией в Свящ. Римской империи; князья получили право избирать веру для себя и для своих подданных (принцип «чья власть, того и вера»), а в имперских городах допускалось сосуществование обеих конфессий. Т. о., Л. в Свящ. Римской империи впервые обрело право на законное существование. Распространение Л. за пределами Свящ. Римской империи в 1-й пол. XVI в. Наиболее крупными и значительными европ. территориями за пределами Свящ. Римской империи, в которых распространение идей Л. в 1-й пол. XVI в. привело к формированию лютеран. церквей, являются гос-ва Скандинавии, а также некоторые области Прибалтики, ранее входившие в Тевтонский орден или находившиеся под управлением местных феодалов и епископов. Между гос-вами Скандинавии в XVI в. существовали тесные политические и культурные связи. В политическом отношении для них была характерна сильная централизованная королевская власть, опиравшаяся на местное дворянство; в церковном отношении местные епископы слабо зависели от папы Римского. В силу этих причин реформационные процессы в сканд. гос-вах в целом проходили по одинаковой схеме, хотя и с нек-рыми местными особенностями (общий обзор лютеран. Реформации в Скандинавии см.: Die evangelisch-lutherische Kirche. 1977. S. 64-77). Ранее всего идеи Л. проникли в Данию, где с 1519 г. П. Хельгесен (ок. 1485 - после 1535) в проповедях призывал к церковным реформам, совмещая лютеран. критику существовавших в католич. Церкви злоупотреблений и призывы вернуться к учению Свящ.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010