Хотя епископы этих провинций управляли самостоятельно своими церквами, но Амасия, по-видимому, играла первенствующую роль. По крайней мере, Григорий, первый епископ Неокосариии, был рукоположен Фидимом Амасийским 63 . Христианство в Понте пошло от времен апостольских 64 . В греческих актах ап. Андрея, брата Петра, сообщается о посещении им Понта Евксинского 65 . В похвальном слове Василию, епископу Амасийскому, говорится, что ап. Петр посещал Амасию, когда путешествовал в Италию и Рим и там поставил первого еп. Ннкиту 66 . Вот почему Амасия и называлась: Cathedra Apostolorum. Такую немаловажную в церковном отношении кафедру и украшал собою в конце IV в. и вначале V в. св. Астерий. По общему и согласному мпению всех его биографов, Астерий занял Амасийскую кафедру после смерти еп. Евлалия. Известный своим чрезвычайным воздержанием 67 , Евлалий, по проискам ариан, в царствование Валенса, был лишен своей кафедры. На его место был поставлен какой-то арианин, человек настолько непопулярный, что он никогда не был в состоянии найти даже 50 человек, которые бы его признавали. В 378 году умер Валенс. Преемник его Феодосий возвратил православных из ссылки, предоставив епископам их прежние кафедры. Евлалий, для которого единение и мир Церкви были дороже епископской власти, предлагал арианину мирно разделить с ним труд управления Церковью , но под непременным условием исповедания этим арианином православия. Арианин отказался и вскоре был совсем оставлен и забыт своей немногочисленной паствой 68 . Сколько времени оставался на епископской кафедре Евлалий после своего возвращения из ссылки – определенно сказать нельзя. Устроение и умиротворение Амасийской церкви, взволнованной смутами и кознями ариан, Евлалий оставил своему преемнику св. Астерию. Когда именно произошло это событие – с решительностью определить довольно трудно. Несомненно только то, что св. Астерий был епископом Амасийским еще задолго до 396 года. В своей речи о св. мучениках св. Астерий, обличая язычников за то, что они обоготворяют умерших, считают Прозерпину и Цереру божествами, отмечает еще, как современный ему факт, увлечение народа елевзинскими мистериями. „Они как бы душа вашей религии. Народ Аттики и всей Греции собирается, чтобы праздновать их» 69 . Но по замечанию Eunape, эти позорные остатки язычества были совершенно уничтожены Аларихом в 396 году 70 . Начало V-ro века застает св. Астерия еще в живых. Красноречивое слово еще не замерло на устах амасийского пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Астерия, не могло не отразиться на его моральном облике. Полное отрицание стяжательности со всеми ближайшими и отдаленными причинами ее, со всеми первыми и последними следствиями ее в частной и общественной жизни человека – вот характерная черта нравственного мировоззрения св. Астерия. Корыстолюбие есть корень всех зол. Оно играет весьма трагическую и печальную роль в исторических судьбах человечества, а также в обыденной человеческой жизни 90 . Отрицая этот корень социального зла, св. Астерий не мирится и с его следствиями: богатством, неравенством состояний, собственностью. Астерий сомневается в возможности честного обогащения 91 . Он не допускает неравенства, как нормального состояния человека 92 . Он порицает право собственности, как право быть жестоким и немилостивым 93 . В противовес алчности он выдвигает необходимость, как единственный закон, регулирующий потребление предметов 94 . И величайшей христианской философией, так сказать, разумом всей социальной христианской жизни св. Астерий считает пост и воздержание 95 . Его жизнь была оправданием этой философии. Она вся была „добродетелью» и память о ней современники сохранили в названии св. Астерия „φιλαρετος» (добродетельный). По своим догматическим воззрениям, и в частности в отношении к жгучему христологическому вопросу того времени, св. Астерий занимал довольно определенное положение. Во второй половине IV века развитие православной христологической мысли шло в двух направлениях. Представителем первого был Афанасий Великий и его ближайшие единомышленники и ученики. Выразителями второго явились великие каппадокийцы – преимущественно Василий Великий и Григорий Богослов . Первые в церковной науке известны под именем старо-никейцев, последних обычно называют новоникейцами. Тоже самое мы видим и у св. Астерия. У него резко выражена оппозиционная в отношении к савеллианству точка зрения. Явление Господа архидиакону Стефану было, по его мнению, между прочим и потому, «что имело произрасти из Ливии для церквей Божиих зло – именно Савеллий, и ввести в мир худославное смешение Ипостасей.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Петра. Что же касается до предполагаемой некоторыми учеными возможности смешения Астерием мученика Фоки вертоградаря, пострадавшего при Диоклетиане или Декие, с другим мучеником того же города и имени, но пострадавшим при Траяне и притом, священномучеником, – то в отношении к Астерию, как единоземцу и почти современнику Фоки вертоградаря, такая возможность должна считаться невозможною. Моряки и жители других городов, конечно, могли черты одного Фоки переносить на другого, сам Астерий мог не знать, какого Фоку чтут Римляне или жители Константинополя, – но все это нимало не бросает тень на достоверность сказания Астериева о Фоке вертоградаре. И это тем более, что даже в синаксарях и святцах греческих оба Фоки различаются строго, хотя память их и объединена под одним числом, 22-го Сентября 193 . Десятой 198 гомилией Астерия, по счету Комбефиза и Миня, являются „Похвала святым мученикам». Текст ее взят из библиотеки кардинала Колюмны и издан по автографу Сирмунда. Она была произнесена в день, посвященный памяти мучеников. Комбефиз не думает, что бы это была похвала всем святым, празднуемым после Пятидесятницы, или в ноябре месяце: это похвала мученикам того города, где жил и действовал св. Астерий 199 . Это – мученики, пострадавшие в Амасии или, по крайней мере, в том месте, где Астерий произносит им похвалу 200 . Подлинность и принадлежность этой речи св. Астерию, по мнению некоторых его биографов, небезусловна. Та сила и убежденность, с какими св. Астерий защищает почитание св. мучеников против тех, которые их бесчестят, вызывает у Du-Pin-a сомнение, „не принадлежит ли эта речь к веку, позднейшему Астерия» 201 . Но по справедливому мнению Tillemont’a „это весьма слабое основание для такого сомнения» 202 . И действительно, принадлежность этой речи писателю IV века, именно св. Астерию Амасийскому , с несомненностью следует из тех исторических фактов и явлений, о которых упоминает это слово. Так, говоря в приступе о том, что часто злоба врага приносит нам пользу, и преследование христиан украшает Церковь мучениками, автор упоминает „кроме других опытов в жизни и недавно совершившееся» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Так на все продерзливый человек проникал в места, ему не дозволенные, и, сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали на него» 1002 . Примерно в том же духе выдержано и сообщение Сократа: «Некто Астерий в Каппадокии занимался софистикой и потом, оставив ее, объявил себя христианином и начал писать сочинения, которые доныне существуют и в которых содержится учение Ария, то есть что Христос есть Сила Божия ( Θεο δναμιν, подобно тому как у Моисея силою Божией называется саранча, гусеница и другие подобные сим творения. Астерий часто беседовал и с епископами, особенно же с теми из них, которые не отвергали мнений арианских, даже бывал на соборах, стараясь получить епископство в каком-либо городе. Но священства ( ερωσνης) он не достиг, потому что во время гонения принес жертву, а между тем, ходя по городам Сирии, читал везде написанные им сочинения ( λ γους) " 1003 . Как Сократ, так и Созомен 1004 еще указывают, что Астерий был одним из главных оппонентов Маркелла Анкирского. Впрочем, конкретных фактов жизни Астерия известно немного 1005 . Родился он, скорее всего, между 260 и 280 годами, и родиной его была Каппадокия. Наверное, где-то в конце III века он обратился в христианство, и, возможно, какую-то роль (не исключено, что главную) в этом сыграл святой Лукиан, школу которого он посещал. При гонениях Диоклетиана Астерий был схвачен и заключен в темницу; здесь он, не выдержав суровых условий, а возможно, и пыток, отрекся от Христа и принес жертву. Вскоре он, правда, покаялся и вновь был принят в церковное общение, однако вероотступничество навсегда закрыло для Астерия возможность рукоположения 1006 . Даже заступничество и покровительство могущественного Евсевия Никомидийского не позволило Астерию преодолеть каноническое препятствие, хотя, судя по свидетельствам источников, он жаждал стать епископом. Тем не менее Астерий и будучи мирянином пользовался большим влиянием среди омиев. С точки зрении богословской (и философской) он был одним из ведущих идеологов этого догматического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Астерий и его жена с радостью согласились исполнить всё это, и святой Валентин, наложив на них трехдневный пост, стал учить их истинам святой веры. А так как под властью Астерия было много узников, то он всех их освободил от оков и выпустил из темницы на свободу. После трехдневного поста наступил воскресный день, и Астерий крестился со всем домом своим, в котором было 46 человек мужчин и женщин, после чего пригласил в дом свой святого епископа Каллиста и принял от него благословение. Услышав о крещении Астерия, блаженный Марин, жена его Марфа и сыновья их Авдифакс и Аввакум с великою радостью пришли в дом его, возблагодарили Бога и прожили там тридцать два дня. Между тем император, узнав, что Астерий учением пресвитера Валентина обращен к вере во Христа и принял крещение со всем домом своим, немедленно же послал воинов схватить его самого и всех его домашних, и воины, пришедши неожиданно, схватили всех находившихся в доме Астерия, в числе которых был святой Марин с женою и сыновьями, и привели их к императору. Последний повелел пресвитера Валентина, Марина, его жену и сыновей отделить от прочих, а Астерия и домашних его связанными послал в город, называемый Остией 4435 , чтобы там они были подвергнуты суду и наказанию. Святой Астерий и все бывшие с ним приведены были в город Остию и отданы судье, по имени Геласию, который, увидев их, повелел всех бросить в темницу. По прошествии двадцати дней он приказал привести их на суд и сказал им: – Знаете ли вы, что повелел император и все советники 4436 его? – Не знаем, – отвечали святые. – Повелено, – сказал судья, – чтобы те, кто поклоняется богам, жили и были свободны, а те, которые не желают им поклоняться, после различных мучений были казнены. На это святой Астерий сказал судье: – Пусть поклоняются богам те, кто им подобны, и пусть с ними погибнут, а мы кланяемся Единому истинному, всемогущему Богу, живущему на небесах, и Ему приносим себя в жертву. От этих слов судья пришел в гнев и немедленно повелел повесить святого Астерия и мучить его, а всех прочих – без пощады бить палками. Подвергши святых мучеников в этот день таким мучениям, судья повелел снова бросить их в темницу и при этом сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из других упомянутых Филосторгием учеников святого Лукиана выделялся как богослов ещё Астерий. Он был достаточно известным писателем и личностью неординарной. Блаженный Иероним характеризует его так: “Астерий, философ арианской секты, написал в царствование Констанция толкования на Послание к Римлянам, на Евангелия и Книгу Псалмов и многие другие сочинения, которые весьма усердно читаются людьми, принадлежащими к его партии” 78 . Достаточно подробно говорит об Астерии и святитель Афанасий: “Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых ( кп топ per€ EЩseb…ou), поелику в прежнее гонение при деде Констанциевом принес жертву и не мог быть введён в клир, то, с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им, пишет сочинение ( равняющееся по дерзости его жертвоприношению, потому что приравнял в нём ко Христу, даже предпочёл Ему, гусеницу и саранчу, и говорит, что, кроме Христа, есть в Боге иная Премудрость, Зиждительница Христа и мира ( тоа Crismoa ka€ тоа kTsmou Он обошёл сирийские и другие церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко восставать против истины. Так, на всё продерзливый человек проникал в места ему недозволенные и, сидя на месте клириков, читал всенародно своё сочинение, хотя иные и негодовали на него” 79 . Примерно в том же духе выдержано и сообщение Сократа: “Не­кто Астерий в Каппадокии занимался софистикой и потом, оставив её, объявил себя христианином и начал писать сочинения, которые доныне существуют и в которых содержится учение Ария, то есть что Христос есть Сила Божия ( Qeoa dЪnamin), подобно тому, как у Моисея силою Божией называется саранча, гусеница и другие, подобные сим творения. Астерий часто беседовал и с епископами, особенно же с теми из них, которые не отвергали мнений арианских, даже бывал на соборах, стараясь получить епископство в каком-либо городе. Но священства ( он не достиг, потому что во время гонения принёс жертву, а между тем, ходя по городам Сирии, читал везде написанные им сочинения ( lTgouj)” 80 . Как Сократ, так и Созомен 81 , ещё указывают, что Астерий был одним из главных оппонентов Маркелла Анкирского.

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

— Действительно, — ответил святой Валентин, — Господь наш Иисус Христос, рожденный от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, есть истинный свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир (Иоан.1:9). — Если он просвещает всякого человека, — сказал на это Астерию, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю всё, что ты повелишь. — Приведи ее ко мне, — сказал святой пресвитер. Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу. Тогда святой Валентин, воздев руки и возведя очи к небу, долго и со слезами молился, а потом положил руку свою на глаза слепой и сказал: — Господи, Иисусе Христе! просвети рабу Твою, так как Ты — свет истинный. После этих слов отроковица немедленно прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого и сказали: — Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, дабы стали мы рабами Христа и спаслись наши души. — Сделайте же то, — сказал им на это святой Валентин, — что я повелю вам. Если вы от всего сердца веруете во Христа, то истребите всех идолов, которые находятся в доме вашем, поститесь, простите долги всем вашим должникам и приимите святое крещение, — тогда вы будете спасены. Астерий и его жена с радостью согласились исполнить всё это, и святой Валентин, наложив на них трехдневный пост, стал учить их истинам святой веры. А так как под властью Астерия было много узников, то он всех их освободил от оков и выпустил из темницы на свободу. После трехдневного поста наступил воскресный день, и Астерий крестился со всем домом своим, в котором было 46 человек мужчин и женщин, после чего пригласил в дом свой святого епископа Каллиста и принял от него благословение. Услышав о крещении Астерия, блаженный Марин, жена его Марфа и сыновья их Авдифакс и Аввакум с великою радостью пришли в дом его, возблагодарили Бога и прожили там тридцать два дня. Между тем император, узнав, что Астерий учением пресвитера Валентина обращен к вере во Христа и принял крещение со всем домом своим, немедленно же послал воинов схватить его самого и всех его домашних, и воины, пришедши неожиданно, схватили всех находившихся в доме Астерия, в числе которых был святой Марин с женою и сыновьями, и привели их к императору.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

архим. Модест (Никитин) I глава μν διδσκει τ πομνιον, κα φιλοπονεται περ τν ρετν, πσης δ δεκνυται ϑεαρστου πολιτεας καταγιον 40 . Биографу св. Астерия Амасийского приходится испытывать непреодолимые затруднения. В жизни св. Астерия есть целые периоды, о которых его биограф может сказать только то, что они были . Но каким индивидуальным содержанием были наполнены эти периоды и какое значение они имели в последующей жизни и деятельности этого святого мужа, – на эти и подобные вопросы биограф св. Астерия может отвечать только одно: ignoramus . Такой ответ на многие и притом очень существенные вопросы из биографии св. Астерия обусловливается скудостью, темнотой и полной неопределенностью тех сведений, какими может располагать в таких случаях биограф св. Астерия. Единственный источник для биографии св. Астерия – дошедшие до нас его проповеди . В них нет точных данных для определения даже основных моментов жизни св. Астерия. Год рождения св. Астерия неизвестен, нельзя определенно указать также и места его рожденья, ничего нельзя сказать и о том, в какой обстановке и под каким влиянием протекли его детство и юность. На основании того материала, которым располагает биограф св. Астерия, с полною определенностью можно обозначить только век, в котором протекала его жизнь и деятельность. Но отсутствие определенных данных не исключает возможности делать более или менее вероятные предположения и приблизительные вычисления. Некоторое указание на время рождения св. Астерия можно находить в его беседе против корыстолюбия . Обличая корыстолюбие, нередко заставляющее людей „менять религию, как одежду», св. Астерий говорит: «Память и молва нашего времени сохранили и сообщили нам о подобных событиях времен древнейших; но кое-что показала нам на опыте и современная жизнь. Ибо когда известный царь, сразу сбросив личину христианина, обнаружил достойное смеха поведение, которое в течение долгого времени притворно скрывал, и сам стал бесстыдно приносить жертвы демонам, и другим, желающим делать, предоставлял большие почести, – то сколько людей, оставив Церковь , побежали к идольским жертвенникам? Сколько людей, поддавшись на эту приманку государственных почестей, попались вместе с ним на удочку отступничества» 41 . Факт, упоминаемый здесь св. Астерием, хорошо известен истории. Царь, сбросивший личину христианина и представлением государственных должностей ловивший людей на удочку отступничества – это император Юлиан Отступник, действительно прибегавший к указанным приемам. Этот исторический факт св. Астерий называет „опытом современной ему жизни». Трагический конец императора Юлиана последовал в 363 году, и, следовательно, Астерий, сознательно относившийся к историческим явлениям второй половины IV-ro в., должен был родиться еще в первой половине его, – в тридцатых или сороковых годах IV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Гроб овладевает телом, а ад – душею: две темные тюрьмы, уделяемые нечестивцу в наказание» 493 . Таким же нравственно-назидательным характером проникнуты у Астерия и все объяснения псалмов: „Смотри же, брат, в каком смысле ты говоришь Богу: „глаголы моя внуши, Господи» и потом „разумей звание мое, „вонми гласу моления моего». Господь прежде всего испытует словеса твоя, какие бы ты ни сказал, –не содержат ли слова твои бесчестия, хулы и оскорбления, – или злоречия, клеветы, искажения истины, унижения, от которого страдает оклеветанный: „возлюбил еси вся глаголы потопные, язык льстив» ( Пс.51:6 ). Не суть ли словеса беззакония глаголы моя, т. е. неправда от уст? Если за всякое праздное слово от нас спросится отчет, как Он говорит: „за всякое праздное слово, которое рекут человецы, воздадят ответ» ( Мф.12:36 ), то не тем ли более, когда ты произносишь нечестивые словеса, они послужат к осуждению и погибели души твоей» 494 . Сказанное об Астерии, как экзегете, дает нам право сделать такой вывод. Если принять традиционное деление экзегетов христианской древности на две школы: александрийскую и антиохийскую, то Астерий должен быть отнесен, конечно, к антиохийцам. Под это влияние его ставила и юность, проведенная в Антиохии, и все его пастырское служение в Амасии понтийской, провинции открытой более всего влиянию Антиохии. За принадлежность Астерия к антиохийскому направлению говорит также отсутствие в его каноне 2-то послания Петра, 2-го и 3-го Иоанна, послания Иуды и Апокалипсиса. Эти книги не входили именно в канон Антиохийский. Но св. Астерий чужд был совершенно крайностей Антиохийской школы. Он шел здесь по стопам Златоуста, у которого крайности александрийского идеализма и Антиохийского реализма счастливо сочетались в истинно церковное, православно-христианское истолкование Священного Писания . Читать далее Источник: Св. Астерий Амасийский : Его жизнь и проповедн. деятельность/Архим. Модест. - Москва : печатня А.И. Снегиревой, 1911. - IV, 151 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

  Тропарь, глас 4: Постнически предповизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси: и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче, Дометие приснопамятне.   Кондак, глас 6: Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования, преподобномучениче Дометие, велик наставник монахом показался еси, не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа истиннаго Бога. Сего ради и скончался еси, воспевая песнь: Бог есть со мною, и никтоже на ны. Страдание святых мучеников Марина и Астерия Во дни языческих царей Валериана и сына его Галлиена [ 1 ] в Риме жил честный и добродетельный вельможа, по имени Астерий, исповедовавший веру Христову; он был знатный и богатый человек, пользовавшийся расположением царей. При гонениях, постигавших в то время Церковь Христову, Астерий строго соблюдал благочестие, нисколько не скрывая при этом своей веры в Господа Иисуса. Однажды, находясь в пределах Палестины, святой Астерий пришел в город Кесарию Филиппову [ 2 ], известный у финикиян под именем Панеады; в этом городе, населенном множеством идолопоклонников, был обычай совершать одно языческое празднество близ источника, вытекающего из горы Панеас; отсюда, полагают, берет начало и река Иордан. В этот праздник приносимая бесу жертва делалась невидима: обитавший там бес похищал жертву, скрывая ее от глаз, и ослепленные заблуждением язычники прославляли это бесовское обольщение как великое чудо. Раб Христов Астерий, присутствуя при самом бесовском празднике, не мог не поболеть сердцем о заблуждении и душевной слепоте обольщенного народа; подняв очи к небу и воздвигнув руки, с верою помолился Христу Богу, чтобы Он изгнал оттуда беса, прельщающего народ. И тотчас бес был прогнан силою Божиею, и чудо бесовское прекратилось, — все своими глазами видели жертву; она уже не скрывалась как ранее и не делалась невидимой. Когда же прекратилось чудо, прекратилось и празднество, так как язычники перестали собираться к источника. Так молитва святого Астерия, соединенная с верою, очистила место от бесовской скверны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010