2001 г.- новомученики Запорожской епархии (1-я пол. ХХ в.): свящ. Алексий Усенко, прот. Михаил Шафанов, мц. София Шафанова, прот. Димитрий Игнатенко, свящ. Матфей Александров; архидиак. Никифор Кантакузен, экзарх К-польского патриарха († 1599); 23 апр. 2002 г.- схиигум. Амфилохий Почаевский (Головатюк, † 1971); 18 апр. 2008 г.- игум. Олимпиада (Вербецкая, † 1938; Кременчугская епархия); свящ. Феодосий Левицкий († 1845; Одесская епархия); архиеп. Таврический Гурий (Карпов, † 1882; Симферопольская епархия); архим. Варсонофий (Юрченко, † 1954; Херсонская епархия); мон. Димитра (Егорова, † 1878; Киевская епархия); свящ. Сергий Штенко, миряне Прохор Бунчук и Кирилл Приймак († 1922; Николаевская епархия); 8 мая 2008 г.- схим. Олимпиада (Стригалёва, † 1828; Киевская епархия); архим. Иов (Кундря, † 1985; Хустская епархия); 17 насельников Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря (Полтавская епархия), расстрелянных большевиками в 1919 г.: игум. Амвросий; иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Потапий, Доримедонт; насельники Глинской пуст. (Конотопская епархия): игум. Филарет (Данилевский, † 1841), схиархим. Илиодор (Голованицкий, † 1879), схиархим. Иоанникий (Гомолко, † 1912), схиархим. Серафим (Амелин, † 1958), архим. Иннокентий (Степанов, † 1888), иеросхим. Василий (Кишкин, † 1831), иеросхим. Макарий (Шаров, † 1864), схим. Лука (Швец, † 1894), схим. Архипп (Шестаков, † 1896), схим. Евфимий (Любимченко, † 1866), мон. Феодот (Левченко, 1859), мон. Мартирий (Кириченко, † 1865), мон. Досифей (Колченков, † 1874), насельники Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая епархия): еп. Крутицкий Иларион (Григорович) († 1760; по др. сведениям, 1759), схиархим. Михаил (Галушко, † 1961), архим. Арсений (Митрофанов) († 1859), архим. Герман (Клица) († 1890), архим. Иоиль (Озерянский) († ок. 1687-1688), архим. Рафаил (Мокренский) († 1765), архим. Софроний (Смирнов, † 1921), архим. Трифон (Скрипченко, † 1939), архим.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Под его руководством сформировалось «новое поколение опытных подвижников, многие из которых стяжали глубокое смирение, кротость, милосердие и даже получили от Бога духовные дары прозрения, исцеления, назидания ближних. Число таких подвижников возрастало из поколения в поколение. Память о них сохранялась и по смерти, их имена передавались из уст в уста» 16 . Такими, например, были преподобные старцы Илиодор (Голованицкий), Феодот (Левченко), Архипп (Шестаков), Макарий (Шаров), Евфимий (Любимченко), Иннокентий (Степанов) и многие другие. Духовный путь преподобного Филарета начался с чудесного исцеления в юности: «Фома внезапно заболел тяжкой болезнью, едва в состоянии был ходить. Между тем в Екатеринодар пришли из Киева знакомые ему лаврские послушники. Они сердечно разделяли скорбь больного и советовали ему дать обещание сходить в Киев на поклонение Божией Матери и преподобным отцам Печерским. Страждущий отвечал: “Я с радостью пошел бы в Киев, если бы молитвами Богородицы и преподобных отцов хотя сколько-нибудь оправился”. На следующее утро он почувствовал большое облегчение, а вскоре совсем выздоровел. Должно быть, велика была вера и искренно обещание его! В чудесном исцелении он усматривал волю Божию, отклоняющую его от семейной жизни и призывающую к иночеству. Посему, исполняя обещание, он пошел в Киев служить ради Бога своим исцелителям» 17 . В дальнейшем сам преподобный Филарет совершал многократные исцеления. По молитвам преподобному Филарету исцеления совершались и после его кончины. Приведем лишь некоторые примеры. «Монахиня Аркадия (Белгородского монастыря), лично знавшая игумена Филарета, передавала, что один крестьянин, сильно страдавший головною болью, приехал на монастырскую мельницу. Там в то время был отец Филарет, он взял больного за голову двумя пальцами, и болезни как не бывало. Известен и такой случай. Как-то утром игумен неожиданно выехал с келейником в имение болящего К.Д. Хрущова. По приезде отец Филарет сказал больному: «Константин Дмитриевич, позвольте нам у вас отслужить молебен с водоосвящением, а потом побеседовать с вами». Согласие было дано с величайшим удовольствием. Отец Филарет с келейником поставили свою икону (список с Глинской явленной чудотворной иконы Рождества Богородицы) и начали молебен с акафистом Божией Матери. При окроплении святою водою больной немедленно выздоровел, поблагодарил авву, сел к столу и долго разговаривал со старцем, открывая ему свою душу. После того он стал посещать Глинскую пустынь и почти до смерти считался ее великим благодетелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старчество В XIX - начале XX века Глинская пустынь прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: « Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» . Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игум. Филарете , известны иеромонахи Василий (Кишкин) , Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка) , с 1824 года - иеросхим. Порфирий (Мамчич) , с 1826 года - иеросхим. Пантелеимон Отшельник (+ 1831). В пустыни подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко) (+ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров) (+ 1864), схим. Евфимий (Любимченко) (+ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий) (+ 1879), схим. Марк (Карлов) (+ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров) (+ 1895), схим. Архипп (Шестаков) (+ 1896), схим. Лука (Швец) (+ 1898), мон. Петр (Лешков) (+ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин) (+ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер) , иером. Иулиан (Гагарин) (+ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков) (+ ок. 1911) и др. Некоторые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать. Глинская пустынь в советский период В 1919 году в пустыни проживало около 300 насельников, в год ее посещало около 60 тыс. паломников. В 1918-1920 гг. у пустыни была отобрана часть земли, в 1921 г.- мельница, в мае 1922 г. изъята часть богослужебной утвари (211 серебряных предметов) «общим весом 11 пудов и пять и 3/4 фунта». В августе-сентябре 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

В это время настоятелем обители был архимандрит Исаия (Гомолко), впоследствии схиархимандрит Иоанникий, ныне прославленный в лике святых. Монах строгой духовной жизни, он начальствовал с 1888 до 1912 года и сделал чрезвычайно много для внешнего и внутреннего развития монастыря: строил и восстанавливал церкви, корпуса, расширял монастырское хозяйство. При нем существенно увеличились капитал и земельные наделы. Монастырь занимался широкой благотворительностью: держал больницу, странноприимницы, дом трудолюбия (в котором крестьянским детям-сиротам давали начальное школьное образование, обучали их различным ремеслам), помогал крестьянам хлебом и деньгами. Монастырь занимался и просветительской деятельностью: издавал листки и литературу духовно-нравственного характера, содержал миссионерский кружок имени святого апостола Иоанна Богослова в составе тридцати человек, которые освобождались от всех прочих послушаний и занимались проповедью, беседами с миссионерско-просветительскими целями и борьбой с сектантством. Однако основной заботой отца Исаии была духовная жизнь братии. Он личным словом и примером наставлял братию, собрал прекрасную святоотеческую библиотеку, устрожил порядок старчества: отныне каждому брату со дня поступления в обитель назначался старец (прежде поступавшие сами выбирали себе старцев), которому ежедневно следовало открывать свои помыслы и поступки, ничего не предпринимая без его благословения. При отце Исаии было много старцев высокой духовной жизни, в том числе схимонах Лука (Швец), схимонах Архипп (Шестаков), ныне прославленные в лике святых; под его началом сформировался целый сонм святых подвижников – в их числе схиархимандрит Серафим (Амелин). Для духовно преуспевающих отец Исаия устроил Спасо-Илиодоровский скит. При его создании игумен пользовался уставами Оптинского и Софрониевского скитов, наставлениями святителя Феофана Затворника . Словом, в пору поступления Алексея в Глинскую пустынь обитель находилась на одном из высших этапов своего духовного и материального развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ († 1873), иером., духовник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст . А. поступил в Глинскую пуст. ок. 1820 г. и 21 год находился под духовным руководством настоятеля игум. Филарета (Данилевского) , при к-ром, возможно, был казначеем. Игум. Филарет, стремясь к уединению, просил А. принять на себя настоятельскую должность, однако А. не согласился. Впосл. А. стал братским духовником, многие глинские подвижники были его учениками, в их числе монахи Мартирий (Кириченко) , Петр (Лешенко) и др. О высоте нравственной жизни и духовной опытности А. свидетельствует и то, что более 20 лет его советами руководствовался известный святостью жизни глинский старец Архипп (Шестаков) . Лит.: Глинская пустынь: Очерк совр. состояния обители. Од., 1901. Ч. 1. С. 34; Жизнеописание Глинского подвижника схим. Архиппа. Од., 1902. С. 20; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Од., 19053. С. 120-121; Глинский подвижник монах Петр//ЖПодв. Апрель. С. 182; Иассон, игум. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий. Курск, 1910. С. 19-20; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1996. С. 317. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/114830.html

Содержание    Филимон был из числа уверовавших, жил же в городе Колоссах, где дом его сохранился и до настоящего времени. Слуга его, по имени Онисим, похитив нечто и бежав, впал в апостольские мрежи, а богомудрый Павел в то время был в Риме, в темнице. Посему, там Онисима сподобив спасительного крещения, послал его к господину, написав сие послание. Не вознерадевший же о слуге, беглеце, заслужившем наказание, и хищнике, но духовным наставлением сподобивший его спасения вознерадел ли бы когда о ком бы то ни было? Флм.1:1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Флм.1:2. И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви. Флм.1:3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.     «Павел юзник Иисус Христов, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и споспешнику нашему, и Апфии сестре возлюбленней, и Архиппу совоинственнику нашему, и домашней твоей церкви, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол назвал себя «юзником», узами придавая наибольшую силу просьбе своей. Ибо за вас, говорит, обложен я узами. А если бы избрал я для себя покой, не ходил по вселенной и не предлагал Евангелия всем людям, то не изведал бы сего на опыте. Хвалит же Филимона, наименовав споспешником, присоединяет к нему и супругу, как сообщницу в вере; вероятно же, что она, не будучи упомянута, стала бы противодействовать написанному в послании; Архиппу же вверено было учение их; о нем и к колоссянам написал Апостол: «Рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да довершиши е» (Кол. 4:17). Его же сделал соучастником и прошения своего, а кроме того, и весь дом, который назвал церковию, как отличавшийся благочестием, чтобы и слуги, удостоившись апостольской чести, соделались споспешниками в убеждении. И так блаженный Павел супругу Филимонову наименовал «возлюбленною», как украшенную верою, и никто да не удивляется, хотя ныне оскорбляются некоторые сим приветствием, потому что, во зло употребляя самое дело, и именование сделали укоризненным, но в древности слово это было честно и достохвально.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2881...

И Димас. Димас, как видно, еще не оставлял учителя. Приветствуйте братьев в Лаодикии. Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу. И Нимфана, и домашнюю церковь его. Это был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему свое расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления. Скажите Архиппу. Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания. Смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Это всюду есть голос устрашающего, как например: смотрите, чтобы кто не увлек вас пустым обольщением (Кол.2:8). Или еще: берегитесь, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном (1Кор.8:9). Так и здесь: смотри, исполни, как следует, дело, принятое тобой в Господе, то есть чрез Господа; ибо Он дал тебе, а не я. Какое же это дело? Смотреть за колоссянами и заботиться о них. Два внушения делает апостол одним словом - в Господе: его делает более заботливым о том, чтобы совершать свое служение, как дело Господне, и их склоняет охотнее подчиняться ему, показывая, что они от Бога даны ему в руки. Конечно, апостол того ради пишет им: скажите Архиппу, чтобы когда он станет укорять их, они не могли обвинять их, как человека, исполняющего их горечью, зная, что такова дана ему заповедь от Павла, и что их собственные уста передали Архиппу то, что ранее объявил ему Павел. Итак, чтобы заградить их уста. Павел очень мудро сделал это, так как во всяком случае неуместно ученикам разговаривать о делах учителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1064...

1:23), так как проповедь уже имела время. Послание же к Тимофею, думаю, написано позднее этого, — оно написано перед самой кончиной, так как в нем говорит: « Ибо я уже становлюсь жертвой » (2 Тим. 4:6). Но все же оно старше послания к филиппийцам, так как в нем является он при начале уз в Риме. Почему же я говорю, что эти послания заключают в себе нечто более? Потому, что он писал их, находясь в узах. Как писал бы мужественный воин с поля битвы, на котором он поставил трофеи, — так делает и он. Он сам знал, что это — дело великое. Так, пиша к Филимону, он говорит: « Которого родил я в узах моих » (Флм. 10). И это сказал, чтобы мы не только не унывали в бедствиях, но и радовались. При этом был с ними Филимон, потому что и там говорит: « И Архиппу, сподвижнику нашему » (Флм. 2), и тут: « Скажите Архиппу » (Кол. 4:17). Мне кажется, что ему поручено было какое–либо церковное дело. Павел не видел ни их, ни римлян, ни евреев, когда писал к ним. О последних упоминает он во многих местах, а о тех — послушай, что говорит: « Ради всех, кто не видел лица моего в плоти » (Кол. 2:1), и опять: « Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами » (Кол. 2:5). Он знал, что его присутствие везде весьма важно, а потому, и не находясь у них, он всегда представлял себя как бы находящимся: так, смотри, когда он наказывает блудника, он представляет себя на судилище: « А я », — говорит, — « отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас » (1 Кор. 5:3); и опять: « Приду к вам, и испытаю не слова возгордившихся, а силу » (1 Кор. 4:19); и опять: « Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего » (Флп. 2:12). « Павел, волей Божией Апостол Иисуса Христа ». Нужно сказать и о содержании, какое мы находим в послании. В чем же состоит оно? (Колоссяне) приводимы были к Богу через ангелов, держались многих иудейских и языческих обычаев: (в послании) это исправляется. Для того (Павел) в самом начале говорит: « Волею Божией » (δια δελματος θεο), при чем опять употребил δια (через).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Большая похвала, – даже больше всякой другой похвалы, – что он об Епафрасе выражается таким образом: «Приветствует вас раб Иисуса Христа». Он называет его еще служителем их, подобно тому, как и самого себя называет служителем Церкви, когда говорит: «Которой сделался я служителем» ( Кол. 1:25 ). В это же достоинство он возводит и этого человека: выше он называл его сорабом, здесь – рабом. «Приветствует вас», говорит. Как будто он беседует с матерью и говорит ей: ведь от твоей утробы! Но эта похвала могла породить зависть. Поэтому он рекомендует его не с этой только стороны, а и со стороны того, что относилось уже собственно к ним. И там он устраняет зависть, и здесь. «Всегда, – говорит, – подвизающийся за вас»: не теперь только у нас – чтобы показать себя, и не у вас только – чтобы показать себя вам. Сказав: «подвизающийся»; он выразил этим особенное усердие (Епафраса). Затем, чтобы не показалось кому, будто он им льстит, – он присовокупил: «что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе». Равным образом и слова: «чтобы вы пребыли совершенны» также не заключают в себе нисколько лести, а напротив, как нельзя более естественны в устах достопочтенного наставника. «Исполнены, – говорит, – и совершенны». Первое он дал им (т. е. исполнил их познаниями веры), а последнего (совершенства), по его словам, у них недостает еще. И не сказал: чтобы вы не колебались, но: чтобы стояли. Между тем приветствия, получаемые ими от многих, успокаивали их уверенностью, что о них помнят не только свои люди, из числа их же самих, но и другие. «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» ( Кол. 4:18 ). Он подчиняет их ему. Они уже не могли более жаловаться на него, зачем он обличает их, когда сами все приняли: ведь это неправильно, если ученики судят о своем учителе. Чтобы заградить им уста, он и пишет это. «Скажите Архиппу, – говорит, – смотри» ( βλπε, смотри). Это слово всегда заключает в себе предостережение, – как напр., говорится: «берегитесь псов» ( Флп. 3:2 ); «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас» ( Кол. 2:8 ); «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» ( 1Кор. 8:9 ); и вообще всегда так говорят, когда предостерегают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еще одно сюжетное изображение – икона «Чудо в Хонех». Согласно Преданию, в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной Архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к Архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего «воронка». На этих иконах Архангел Михаил жезлом ударяет о камень, и в отверстие устремляется поток воды. Здесь же Архипп – в монашеской одежде. На заднем плане – храм, около него язычники, иногда с заступами и лопатами. Вдали поток сливается из двух рек. Другое сюжетное изображение – «Чудо о Флоре и Лавре» – целиком относится к Преданию Русской Поместной Церкви. Согласно этому преданию, Архангел Михаил обучил святых Флора и Лавра, почитающихся в Русской Церкви покровителями лошадей, управлять лошадьми и помогать этим животным. Обычно Архангел помещается в центре верхней половины композиции, в анфас, он держит за длинные уздечки двух коней, черного и белого, и вручает их стоящим рядом с ним святым Флору и Лавру. Другое название сюжета – «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». К сюжетным изображениям также относится апокалиптический образ Архангела Михаила. Архангел скачет по горящей земле верхом на алом крылатом коне, с пламенной трубой у губ. В одной руке у него книга, в другой – крест или трезубец, под копытами коня – низверженный диавол в виде дракона или уродливого человека. Такой образ называется Архангел Михаил Воевода. Он появился в русском искусстве с XVI веке и приобрел популярность в XVII столетии. Чудеса святого Архангела Михаила Явление Иисусу Навину Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Нав. 5: 13–15). Предсказание о рождении Самсона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010