Поставят, братия будет ходить и креститься». Это же место старец указал келейнику. Однажды он вел подвижника из храма. О. Архипп остановился тут и говорит: «Здесь будет стоять крест». Келейник сказал: «Зачем он тут стоять будет?» Старец отвечал: «Придет время, ты спрашивать не будешь». На другой день по погребении о. Архиппа могилу обложили дерном, поставили деревянный крест и прибили живописное распятие. По ночам на этой могиле, как «звездочка», горит лампадка и напоминает о старце, который, живя на земле, подобно звездочке, горел любовью к Богу. Светом своим лампадка возбуждает братию молиться о почившем подвижнике и самим, подобно ему, желать в небесах получить «звездочку». На обороте могильного креста старца надпись: «Под сим крестом погребен схимонах Архипп, в мире Афанасий Шестаков, скончавшийся смертью праведника 27 сентября 1896 года на 71-м году своей жизни. В обители он подвизался 44 года, и истинно-подвижнической жизнью, смирением и незлобием, по благодати Божией, стяжал дары: памяти смертной, слез, прозрения и целения».    «Духовные мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся; но зряще мой гроб (могилу), поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными». Внимая сим словам церковной песни от имени почившего и, зная богатство добродетелей схимонаха Архиппа, сподвижники поминают его, взаимно ожидая молитв преподобного старца, ибо не сомневаются, что чистая душа его, свободная от бренной плоти, еще сильнее будет молиться за них, еще действительнее ее молитвы перед престолом Вседержителя. На могиле великого подвижника многие молятся, а иногда служат панихиды.    Молитва об упокоении всегда полезна для живых и умерших. Поминовение грешников показывает к ним любовь, и Господь, пришедший грешников спасти, воздает нам за это Своею любовью. Тем более Богу приятно, когда мы почитаем Его угодников. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас перед Господом. Поэтому поминовение о. Архиппа в 9 и 40 дни бдением и соборными панихидами радовало благоразумных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Литература . Глинский монах Николай скорбящий. (Память 14 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь–июнь. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. М., 1912. С. 587–588. ИЕРОМОНАХ АНАСТАСИЙ, ДУХОВНИК (†1873) Об иеромонахе Анастасии в литературных источниках сохранились лишь краткие разрозненные сведения. Известно, что он 21 год находился под руководством игумена Филарета 576 , а значит, поступил в Глинскую пустынь не позднее 1820 года. Возможно, при игумене Филарете о. Анастасий был казначеем, поскольку в «Жизнеописании игумена Филарета...» (Одесса, 1905. С. 120–121) упоминается казначей Глинской пустыни иеромонах Анастасий. Игумен Филарет, стремясь к уединению, просил его принять на себя настоятельскую должность, но «видя явное благоволение Божие к смиренному настоятелю, казначей отклонил сделанное ему предложение». Впоследствии о. Анастасий стал братским духовником, и многие Глинские подвижники были его учениками, в их числе монахи Мартирий (Кириченко), Петр (Лешенко) и другие. высоте нравственной жизни и духовной опытности о. Анастасия свидетельствует и то, что более 20 лет (до самой кончины о. Анастасия) его советами руководствовался известный святостью жизни Глинский старец Архипп (Шестаков). Скончался иеромонах Анастасий в глубокой старости в 1873 году 577 , прожив в Глинской пустыни в иноческих подвигах более 50 лет. Литература Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 20. Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. Ч. 1. Одесса, 1904. С. 34; То же. Курск, 1912. С. 28. Глинский подвижник монах Петр//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 182. Очерк жизни подвижника Глинской пустыни монаха Петра. Одесса, 1909. С. 13. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 19–20. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 120–121. Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии//Прибавления к Курским епархиальным ведомостям. 1892. 13. С. 37. МОНАХ ДОСИФЕЙ БЛАГОГОВЕЙНЫЙ (†1874)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Призывая стяжать внимание к своим душам, о. Иулиан указывал инокам на святоотеческое изречение о хранении чувств: «Дар бодрствования (трезвения) не попускает помыслам входить, а если они и войдут, то не допускает им вредить» 1398 . Охраняя других и воспитывая их для жизни вечной, о. Иулиан в то же время непрестанно бодрствовал над самим собой. Это был духовник опытнейший. Одним он преподавал начальные истины, другим – более глубокие и таинственные. Так, например, он объяснял, что жизнь вечная, по словам Божественного Учителя, состоит в познании истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве, – да знают Тебя Единого, Истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ), – разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце чрез его постоянную любовь к Богу, участвует и воля чрез свою преданность Воле высочайшей, чрез исполнение заповедей Господних. Отец Иулиан как пастырь духовный отдавал старчеству все силы ума и сердца. Он воспитал многих высокодуховных подвижников, которые впоследствии также стали известными старцами, в их числе – великий Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш) . В конце своей жизни о. Иулиан по болезни уже не священнодействовал. Последнее упоминание о нем в документах обители встречается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 1399 . Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут горячей любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему. Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решил остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую пустынь. В обители подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких великих Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Велика была ее роль в духовно-просветительной деятельности. В конце XIX века просветительная деятельность особенно была необходима для ограждения народа от различного рода вредных лжеучений, укрепления православной веры, христианского благочестия. Заботясь о духовном просвещении народа и понимая, какое огромное значение имеет изучение творений святых отцов в духовной жизни христианина, игумен Исайя обратился к Курскому епископу Иустину (Охотину) с прошением разрешить Глинской пустыни издавать листки и книги религиозно-нравственного содержания. Преосвященный поручил председателю Епархиального братства, ректору Семинарии, разработать правила для издания подобных листков, рассмотреть их в совете братства и представить на утверждение архипастыря. На основании этих правил с 1891 года Глинская пустынь стала издавать духовно-нравственную литературу. Это начинание было поддержано и благотворителями обители. Так, в 1892 году дворянкой Белгородского уезда Юлией Викторовной Суджанской была пожертвована обители тысяча рублей на издание религиозно-нравственной литературы. К середине 1893 года обитель уже издала 35 «Глинских листков» и 22 книги. Они бесплатно раздавались в благословение богомольцам. Об издательской деятельности игумена Исайи современники писали: «Настоятель Глинской пустыни отец Исайя выделяется из многих игуменов монастырей. Для него дороги все приходящие помолиться в пустынь (а их в год перебывает у него до 50 тысяч). Он заботится о всех православных христианах, ради которых и занялся издательской деятельностью». Литература, издаваемая Глинской пустынью при отце Исайи, имела огромное значение в деле спасения человека. О большом нравственном воздействии «Глинских листков» свидетельствует следующий пример. Однажды к Глинскому старцу Архиппу (Шестакову) пришла девушка, оставившая должность учительницы и желавшая всецело посвятить свою жизнь богоугождению. Отец Архипп, имевший дар прозрения, не выслушав вопроса, сказал ей: «Дома лучше себя учи, а потом в монастырь» и при этом дал ей один из «Глинских листков», прочитав который девушка в восторге воскликнула: «Хорошо, что я пошла к старцу: этот листок открыл всю мою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В XIX - нач. XX в. Г. п. прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). В Г. п. подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко ; 1859); иеросхим. Макарий (Шаров ; 1864), схим. Евфимий (Любимченко ; 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий ; 1879), схим. Марк (Карлов; 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров ; 1895), схим. Архипп (Шестаков; 1896), схим. Лука (Швец ; 1898), мон. Петр (Лешков ; 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин; ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер), иером. Иулиан (Гагарин; ок. 1911), иером. Софроний (Юденков; ок. 1911) и др. Нек-рые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), к-рому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать. Благотворители Прп. Филарет привлек в Г. п. крупных благотворителей. Среди жертвователей имп. Александр I, наместник Александро-Невской лавры архим. Товия, помещик В. О. Туманский, майорша Е. И. Деменкова, мещанин А. Шадский, князья А. А. Суворов и В. А. Долгоруков, граф А. Н. Толстой, граф С. П. Потёмкин, графиня А. А. Орлова-Чесменская . В синодике Г. п. как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давыдовых, Прозоровских, Чернышёвых и др. Благодаря пожертвованиям в XIX в. велось активное каменное строительство. Постройки

http://pravenc.ru/text/165143.html

Архив Пн Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 30 ноября 2017 г. 18:44 На заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заслушали доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия . Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе — мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5074538.ht...

Литература    Глинский монах Николай скорбящий. (Память 14 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь—июнь. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. М., 1912. С. 587—588. ИЕРОМОНАХ АНАСТАСИЙ, ДУХОВНИК (†1873)     Об иеромонахе Анастасии в литературных источниках сохранились лишь краткие разрозненные сведения. Известно, что он 21 год находился под руководством игумена Филарета , а значит, поступил в Глинскую пустынь не позднее 1820 года. Возможно, при игумене Филарете о. Анастасий был казначеем, поскольку в «Жизнеописании игумена Филарета...» (Одесса, 1905. С. 120—121) упоминается казначей Глинской пустыни иеромонах Анастасий. Игумен Филарет, стремясь к уединению, просил его принять на себя настоятельскую должность, но «видя явное благоволение Божие к смиренному настоятелю, казначей отклонил сделанное ему предложение».    Впоследствии о. Анастасий стал братским духовником, и многие Глинские подвижники были его учениками, в их числе монахи Мартирий (Кириченко), Петр (Лешенко) и другие.    0 высоте нравственной жизни и духовной опытности о. Анастасия свидетельствует и то, что более 20 лет (до самой кончины о. Анастасия) его советами руководствовался известный святостью жизни Глинский старец Архипп (Шестаков).    Скончался иеромонах Анастасий в глубокой старости в 1873 году , прожив в Глинской пустыни в иноческих подвигах более 50 лет. Литература    Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 20.    Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. Ч. 1. Одесса, 1904. С. 34; То же. Курск, 1912. С. 28.    Глинский подвижник монах Петр//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 182.    Очерк жизни подвижника Глинской пустыни монаха Петра. Одесса, 1909. С. 13.    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 19—20.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 120—121.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Лука Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Швец Леонтий; 1838(?) г., Сумский у. Харьковской губ.- 1.05. 1898, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских), схим., старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Род. в семье временнообязанных крестьян, в 1864 г., при игум. прп. Иннокентии (Степанове) , поступил в Глинскую пуст., до 1879 г. пользовался наставлениями старца иеросхим. Илиодора (Голованицкого) . В 1869 г. Л. Швец был пострижен в рясофор, 15 марта 1875 г. игум. Иннокентием - в монашество с именем Лонгин. Проходил послушание на братской кухне, с 1866 г.- на хлебопекарне, старшим смотрителем к-рой служил с 1869 г. В послужном списке братии за 1885 г. отмечено, что Лонгин «качеств хороших и усерден» (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 27 об.- 28). Обычно он с вечера растворял закваску для хлеба, перед утреней «подбирал» ее, после чтения шестопсалмия вместе с др. иноками месил тесто. На богослужениях в соборе Лонгин неизменно становился на хорах так, чтобы сосредоточиться на молитве и не видеть богомольцев, стоящих внизу. В келии изготовлял деревянные ложки, но затем оставил это занятие. Настольной книгой подвижника был том творений прп. Симеона Нового Богослова. До 1888 г., когда настоятель игум. Исаия (схиархим. Иоанникий (Гомолко) ) ввел в Глинской пуст. строгие уставные правила, насельникам дозволялось ходить на откровение помыслов и к братскому духовнику, и к любому из старцев. Трудясь старшим смотрителем пекарни, Лонгин стал для братии не только непосредственным руководителем, но и духовным наставником. Он требовал от новоначальных иноков строгого послушания, порой даже провоцировал, вызывая их гнев и ропот, чтобы потом обличить эти страсти. При этом Л. защищал нерадивых монахов, покрывая их согрешения. Так, когда о. Алексия, трудившегося в просфорне, собирались отчислить из мон-ря за некие проступки, Лонгин ходатайствовал перед игум. Иннокентием: «У меня братии на пекарне недостает, благословите с просфорни брата Алексия». Преподобный отличался щедростью, с бедными послушниками делился чаем и сахаром, отпускаемыми ему настоятелем. Деньги, которые присылали родственники и земляки, Лонгин раздавал нуждающимся, странникам. Особая дружба связывала Лонгина с прп. Архиппом (Шестаковым) - юродивым старцем, который трудился в пекарне с 1852 г., но отказывался руководить остальными.

http://pravenc.ru/text/2110792.html

Так начался новый период его деятельности – наставнический, который продолжался почти до самой кончины о. Феоктиста. В этой деятельности проявилось все богатство его духовной мудрости и рассудительности. Отец Феоктист принял начальство над скитом в третий год его существования. Он стал третьим скитоначальником после старца схимонаха Архиппа (Шестакова) и о. Мартиниана (Захарова). Отец Феоктист управлял скитом почти одиннадцать лет. Он много потрудился для благоустройства скита, как внутреннего, так и внешнего его облагораживания. При нем территория скита была расширена и обнесена деревянным забором 1383 , а затем и каменной оградой, построены новые домики; в 1899 году устроена теплая домовая церковь во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 1384 . Но основной целью заботливого скитоначальника было спасение вверенных его попечению душ. В Спасо-Илиодоровском скиту, как и в самой обители, духовная иноческая жизнь основывалась на откровении помыслов старцу-духовнику. Такой порядок в скиту был введен настоятелем Глинской пустыни о. Исаией (Гомолко), и о. Феоктист всемерно старался поддерживать его, считая, что это делание является основанием внутреннего благоустройства и порядка как всего братства, так и души каждого в отдельности. Он неоднократно напоминал инокам, что уклоняющиеся от пути откровения помыслов поступают так по действию вражеского внушения. По отзывам современников, о. Феоктист сам был великим старцем 1385 . Он весь был предан многотрудному подвигу водительства душ ко спасению и полагал на это дело все свои силы. Глубокое знание человеческой души, тонкое понимание христианских истин православного нравоучения давали о. Феоктисту возможность безошибочно видеть нравственное состояние обращавшихся к нему и давать им самые правильные и полезные советы. Имея к о. Феоктисту сердечную веру и сыновнюю любовь, не только скитяне, но и многие из братий обители стремились чаще исповедовать ему свои поступки и тончайшие помыслы. Старец никогда не отказывал в совете и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1. Игумен Филарет (Данилевский); 2. Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий); 3. Схиархимандрит Иоанникий (Гомолко); 4. Схиархимандрит Серафим (Амелин); 5. Архимандрит Иннокентий (Степанов); 6. Иеромонах Василий (Кишкин); 7. Иеромонах Макарий Шаров); 8. Схимонах Лука (Швец); 9. Схимонах Архипп (Шестаков); 10 Схимонах Евфимий (Любимченко); 11.Монах Феодот (Левченко); 12.Монах Мартирий (Кириченко); 13.Монах Досифей (Колченков); - Рапорт архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима о возможности причисления к лику местночтимых святых священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, которые приняли мученическую кончину 26 апреля 1922 года. - Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых насельников Мгарского монастыря, пострадавших в годы гонений на Святую Церковь: 14.Игумена Амвросия; 15.Иеромонаха Аркадия; 16.Иеромонаха Иоанникия; 17.Иеромонаха Ионы; 18.Иеромонаха Иосифа; 19.Иеромонаха Никанора; 20.Иеромонаха Афанасия; 21.Иеромонаха Феофана; 22.Иеромонаха Серапиона; 23.Иеромонаха Никострата; 24.Иеромонаха Иулиана; 25.Монаха Иоанникия; 26.Монаха Германа; 27.Монаха Назария; 28.Монаха Парфения; 29.Монаха Потапия; 30.Монаха Доримедонта. - Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых настоятельницы Козельщанского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря Полтавской епархии игумении Олимпиады (Вербецкой). По окончании заседания владыка Ефрем прокомментировал проделанную работу: «Сегодня прошло первое рабочее заседание комиссии под моим председательством. На данный момент, можно сказать, что потрудились мы плодотворно. Начавшийся год является юбилейным для Украинской Православной Церкви, т.к. отмечаются 15-лете Харьковского собора и 15-летие первосвятительского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира в УПЦ. И радует то, что именно сейчас наша Церковь будет украшена духовными подвижниками». О работе комиссии рассказал и ректор Одесской духовной семинарии, архимандрит Евлогий (Гутченко): «Необходимо отметить, что это было первое заседание комиссии в обновленном составе, который был утвержден Священным Синодом УПЦ на ноябрьском заседании.

http://pravoslavie.ru/21176.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010