В субботу 18 октября 1958 года в день памяти великих Московских святителей  подвижник отошел ко Господу. В воскресенье вечером игумен Феоген (Таран) совершил заупокойное всенощное бдение. В понедельник 20 октября на погребение великого старца прибыл епископ Степанаванский Зиновий (Мажуга). Погребение совершили при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев, глубоко почитавших о. Серафима. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. И после смерти старец не оставил своих духовных чад. После закрытия обители в 1961 году при перезахоронении усопших старцев от храма на общее кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. 16 августа 2008 в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни состоялось прославление в лике святых преподобных старцев Глинских, в этот день был причислен к лику святых и схиархимандрит Серафим(Амелин). (Память Собора прп. Глинских старцев – 9/22 сентября.) Величание Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Глинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов. Собор преподобных старцев Глинских: 13 Глинских старцев. 1 . Преподобный Филарет – игумен Филарет (Данилевский) , настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий – архимандрит Иннокентий (Степанов), настоятель (1862–1888); 3 . Преподобный Иоанникий – схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим – схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943– 1958); 5 . Преподобный Илиодор – схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) (1795–1879); 6 . Преподобный Василий – иеросхимонах Василий (Кишкин; † 1831); 7 . Преподобный Макарий – иеросхимонах Макарий (Шаров; 1801–1864); 8 . Преподобный Евфимий – схимонах Евфимий (Любимченко; 1795–1866); 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; † 1898); 10 . Преподобный Феодот – монах Феодот (Левченко; † 1859); 11 . Преподобный Архипп – схимонах Архипп (Шестаков; † 1896); 12 . Преподобный Досифей – монах Досифей (Колченков), благоговейный († 1874); 13 . Преподобный Мартирий – монах Мартирий (Кириченко; † 1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПП (Шестаков Афанасий; 1825, Ездоцкая слобода Старооскольского у. Курской губ.- 27.09.1896, Глинская пуст.), схим. Род. в купеческой семье. С детства полюбил богослужения и уединение, помогая отцу в торговле, часто отпускал бедным товар бесплатно. С 1849 г. начал проявлять склонность к монашеской жизни, тайно ушел в Киев, но был насильно возвращен родными домой. В 1852 г. поступил в Глинскую пуст. , проходил послушание в пекарне, служившей ему также и кельей. В 1869 г. пострижен в мантию с именем А., но по смирению оставался младшим помощником в пекарне, лишь после принятия схимы в 1885 г. А. был освобожден от этого послушания и стал читать Псалтирь по благодетелям. А. вел строгую подвижническую жизнь: находился в храме, пока храм был открыт, причащался еженедельно и даже чаще, время вне храма и послушания проводил в молитве или чтении Свящ. Писания. Молитвы А. обладали чудодейственной силой: в 1882 (1883?) г. по его молитвам ночью была чудесно освещена дорога по краю оврага, по к-рой монахи возвращались в Глинскую пуст. из Молченской Софрониевой пуст. Будучи схимником, А. ходил на братскую трапезу, горячую пищу употреблял только по субботам и воскресеньям, рыбы не вкушал никогда; не лечился от болезней и даже искал способ нанести вред своему здоровью: часто стоял по колено в снегу, одежду носил ветхую и грязную. Многие называли его прельщенным, с чем А. по своему смирению всегда соглашался. А. был старцем преимущественно глинских схимников, в 1890 г. он был назначен принимать посетителей в ближний скит Глинской пуст. Обладал дарами прозорливости и исцеления, к-рые скрывал под монашеским смирением. Вскоре А. был переведен на монастырскую пасеку, место подвигов схиархим. Илиодора, где не было храма. Через нек-рое время А. снова переселился в ближний скит, через 2 года вернулся на пасеку, где был построен храм и начал основываться Спасо-Илиодоровский скит. А. участвовал в строительстве скита и руководил его братией до тех пор, пока не был назначен скитоначальник-иеромонах, А. остался в скиту на покое.

http://pravenc.ru/text/76550.html

Заботясь об уставной жизни пустыни, И. призывал братию к ежедневному исповеданию помыслов, послушанию старцам. Считая, что «настоятель отвечает за всех», И. стремился «умом побывать в келлии каждого, помолится за него, оградить его крестом» (Краткий очерк. 1906. С. 11). Имел дар врачевания болезней, об исцелениях по его молитвам сохранились многочисленные рассказы братии и богомольцев. Иеродиак. Иоанникий свидетельствовал: «При о. Иннокентии мы мало болели. Как только увидит, сейчас же узнает болезнь». Головные боли исцелял «прикосновением или сжатием руками головы» (Там же. С. 14). Во время его настоятельства еп. Сергий (Ляпидевский) доносил в Синод: «Лучшей обителью продолжает быть в епархии Глинская: ее старцы служат украшением монашества и умножают неприметно для своего смирения число своих почитателей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 100. Л. 10). Скорая кончина И. была предсказана в авг. 1888 г. схим. прп. Архиппом (Шестаковым) . В погребении настоятеля 20 сент. участвовали Путивльский архим. Иоасаф, множество иноков, священников, мирян. Присутствовавший на погребении свящ. А. Силин писал, что при отпевании «плакал архимандрит Иоасаф, плакал весь многочисленный сонм священнослужителей. Так был дорог на земле этот святой человек для всех людей». При расширении Успенского храма под ним была устроена усыпальница, куда по разрешению епархиального начальства перенесли гроб И. При устройстве усыпальницы в 1891 г. этот гроб был извлечен, останки были найдены нетленными. И. причислен к лику святых, чин прославления в Глинской пуст. состоялся 16 авг. 2008 г. Мощи преподобного находятся в Никольском соборе пустыни. Арх.: Глинский мон-рь. Об устройстве принятого от него в казну имения. 1866 г.//РГИА. Ф. 385. Оп. 18. Д. 207; О разрешении принять от Глинской Богородицкой пуст. 4% непрерывно доходные билеты в уплату за купленные с торгов Сеймские казенные мельницы в Путивльском у. Курской губ. 1869 г.//Там же. Ф. 583. Оп. 4. Д. 277; Письма митр. Сергию Ляпидевскому Ювеналия архимандрита по делам Курского епархиального управления//Там же.

http://pravenc.ru/text/389627.html

   Проходя пономарское послушание, отец Феоктист почти постоянно пребывал в храме, где он воочию ощущал славу и величие Божие. Здесь каждое священное изображение напоминало ему о небесном.    Кадильница с фимиамом, лампады, горящие свечи — все в храме отрывало его от земных попечений и устремляло к горнему. Он считал храм самым родным и близким для себя местом, куда постоянно стремился душой.    Немногие остававшиеся у него свободными от послушания часы отец Феоктист посвящал келейной молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов, для отдыха времени оставлял совсем мало.    Постоянное общение с Богом через молитву способствовало духовному совершенствованию отца Феоктиста, помогало ему познать самого себя, свою греховность, научало в ближних видеть только одно хорошее.    26 декабря 1889 г. отец Феоктист был рукоположен во иеродиакона, 22 мая 1894 г. — во иеромонаха. Еще в марте 1893 года отца Феоктиста назначили помощником ризничего Глинской пустыни. Это послушание он исполнял с великой любовью, усердием и тщательностью. Настоятель игумен Исаия писал, что он «качеств очень хороших, к послушаниям способен» . Отец Феоктист достиг высокого преуспеяния в духовной жизни и 29 мая 1895 г. он был утвержден братским духовником Спасо-Илиодоровского скита Глинской пустыни , а спустя несколько месяцев, 2 ноября 1895 года, назначен также и начальником этого скита .    Так начался новый период его деятельности — наставнический, который продолжался почти до самой кончины о. Феоктиста. В этой деятельности проявилось все богатство его духовной мудрости и рассудительности.    Отец Феоктист принял начальство над скитом в третий год его существования. Он стал третьим скитоначальником после старца схимонаха Архиппа (Шестакова) и отца Мартиниана (Захарова). Отец Феоктист управлял скитом почти 11 лет. Он много потрудился для благоустройства скита, как внутреннего, так и внешнего его облагораживания.    При нем территория скита была расширена и обнесена деревянным забором . В скиту были построены несколько деревянных домиков, а в 1899 году устроена теплая домовая церковь во имя святого Пророка, Предтечи к Крестителя Господня Иоанна .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Значение произведений отца Иоанна Во всех своих сочинениях схиархимандрит Иоанн прежде всего имел в виду нравственное воспитание верующего народа. Особенностью слова отца Иоанна является редкий дар действовать на ум и сердце христианина не силой богословских рассуждении, но внутренней силой христианского учения, которое само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце человека. «Схиархимандрит Иоанн – духовный просветитель нашего времени. Еще Н.В. Гоголь писал, что слово «просвещение» есть только в русском языке. И означает оно не образованность, не приобретение каких-то научных знаний. Духовное просвещение сообщает человеку познание нравственных истин, дает ему возможность опытно ощутить их. Истинное просвещение перерождает душу. Именно такое просвещение несут людям труды отца Иоанна. Сила их воздействия удивительна. Читателя нравственно пробуждает и вдохновляет благодатная жизнь жившего в наши времена старца, духовная мощь его слова. Его труды – это наше оружие против бездуховности, нравственного омерщвления народа». 57 Все многочисленные сочинения отца Иоанна проникнуты евангельским и святоотеческим духом и потому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого христианина, какого бы развития, умственного и нравственного, он ни был, какое бы социальное положение ни занимал. Эти труды служат ему духовным руководством во всех случаях жизни, утешая в скорбях, останавливая от грехов, поучая его нравственному христианскому долгу, раскрывая обязанности в семье и обществе и указывая верный путь к Царству Небесному. В данной работе использованы также наставления глинских старцев схимонаха Архиппа (Шестакова; 1896) и иеродиакона Серапиона (Белопольского; 1859). Старцы не оставили рукописных трудов, однако их духоносные наставления были записаны иноками Глинской пустыни и имеют значение при исследовании учения о спасении глинских старцев. Жизнеописания этих подвижников помещены в кн.: Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. С. 433 – 485 и с. 176–178.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Проходя пономарское послушание, отец Феоктист почти постоянно пребывал в храме, где он воочию ощущал славу и величие Божие. Здесь каждое священное изображение напоминало ему о небесном. Кадильница с фимиамом, лампады, горящие свечи – все в храме отрывало его от земных попечений и устремляло к горнему. Он считал храм самым родным и близким для себя местом, куда постоянно стремился душой. Немногие остававшиеся у него свободными от послушания часы отец Феоктист посвящал келейной молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов, для отдыха времени оставлял совсем мало. Постоянное общение с Богом через молитву способствовало духовному совершенствованию отца Феоктиста, помогало ему познать самого себя, свою греховность, научало в ближних видеть только одно хорошее. 26 декабря 1889 г. отец Феоктист был рукоположен во иеродиакона, 22 мая 1894 г. – во иеромонаха. Еще в марте 1893 года отца Феоктиста назначили помощником ризничего Глинской пустыни. Это послушание он исполнял с великой любовью, усердием и тщательностью. Настоятель игумен Исаия писал, что он «качеств очень хороших, к послушаниям способен» 935 . Отец Феоктист достиг высокого преуспеяния в духовной жизни и 29 мая 1895 г. он был утвержден братским духовником Спасо-Илиодоровского скита Глинской пустыни 936 , а спустя несколько месяцев, 2 ноября 1895 года, назначен также и начальником этого скита 937 . Так начался новый период его деятельности – наставнический, который продолжался почти до самой кончины о. Феоктиста. В этой деятельности проявилось все богатство его духовной мудрости и рассудительности. Отец Феоктист принял начальство над скитом в третий год его существования. Он стал третьим скитоначальником после старца схимонаха Архиппа (Шестакова) и отца Мартиниана (Захарова). Отец Феоктист управлял скитом почти 11 лет. Он много потрудился для благоустройства скита, как внутреннего, так и внешнего его облагораживания. При нем территория скита была расширена и обнесена деревянным забором 938 . В скиту были построены несколько деревянных домиков, а в 1899 году устроена теплая домовая церковь во имя святого Пророка, Предтечи к Крестителя Господня Иоанна 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. МОНАХ ГЕРАСИМ Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему. Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решился остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую обитель. В монастыре подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких известных Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других. Воодушевленный их подвигами, Гавриил внимательно заботился о своем спасении, ревностно исполнял послушания и под руководством старцев постигал науку из наук – монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов – вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа. В 1878 году после 17 лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного 948 . Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита 949 . Более 20 лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим, входя всегда в храм первым и выходя из него последним. Для отдыха у него почти не оставалось времени. Такая подвижническая жизнь вошла у него в привычку, стала его жизненной потребностью. Храм – дом Божий, в нем все Божие, все святое, все имеет глубокий духовный смысл. Отец Герасим с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянно атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. Подвиг непрерывного внимания себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

( < < back) Схимонах Архипп Глинский (Шестаков; 1825–1896) — своей жизнью явил образ древнего подвижничества. В 27 лет поступил в Глинскую пустынь, в мантию пострижен через 18 лет. На тяжелом послушании в пекарни пробыл 53 года, по смирению всегда отказываясь быть старшим по должности. Первые пять лет не имел кельи, спал в пекарне на полу. Приняв схиму, жил уединенно в скиту, держал суровый пост. Однажды о. Архиппу пришлось за послушание парить больные ноги, хотя до этого он 43 года не бывал в бане. О. Архипп был старцем Глинских схимников, имел учеников, за послушание принимал посетителей. Имеется много свидетельств прозорливости старца и исцелений по его молитвам. Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М., 1997 — с. 433. ( < < back) Игумен Яков Эвбейский (Цаликис; 1920–1991) — старец с острова Эвбея, известный далеко за пределами Греции, выдающийся аскет. Подвизался в монастыре св. Давида. Имеются явные свидетельства его святости. ( < < back) Игумения Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова; 1833–1905) — известная подвижница и старица, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря войска Донского. Оставила ценное духовное наследие — дневниковые записи и письма. ( < < back) Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) — греческий подвижник и выдающийся духовный писатель, редактор-составитель знаменитого греческого «Добротолюбия». Удалился на Афон в 1775 г. Подвизался в уединении, в безмолвии, молитве и строгом воздержании. Не имел ни смены одежды, ни своего жилища, но скитался по всей Святой Горе, почему и назван был Святогорцем. Обладал благодатными дарами. Написал множество писем, духовных книг, песнопений и гимнов, составил службы святым. Издал 17 литературных трудов. ( < < back) Аналогичная история имела место и в наши дни. В житии вышеупомянутого о. Тихона Калягрского описан такой эпизод: «Многие годы старец провел на Афоне, вдали от мира. И вот однажды пришлось ему выехать в Фессалоники… Когда он вернулся из мира, спросили его отцы, как ему показалась жизнь в городе и вообще в миру. И ответил им тогда святой старец: „Не видел я ни домов, ни народа, а только лес из каштановых деревьев“. Умер заживо старец для мира, и что видел вокруг своей кельи, то и представилось ему в миру». Иеромон. Иоанн (Коган). О. Тихон — последний великий русский старец на Афоне. ТСЛ, 1997 — с. 18.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

13 старцев: 1 . Преподобный Филарет (Данилевский) – игумен, настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий (Степанов) – архимандрит, настоятель (1862–1888); 1 . Преподобный Иоанникий (Гомолко) – схиархимандрит, настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим (Амелин), схиархимандрит – настоятель (1943–1958); 3 . Преподобный Илиодор (Голованицкий, 1795–1879) – схиархимандрит; 6 . Преподобный Василий (Кишкин) – иеросхимонах; 7 . Преподобный Макарий (Шаров; 1801–1864) – иеросхимонах; 8 . Преподобный Евфимий (Любимченко; 1795–1866) – схимонах; 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; ок. 1838–1898); 10 . Преподобный Феодот (Левченко; t 1859) – монах; 1 1. Преподобный Архипп (Шестаков; ок. 1825–1896) – схимонах; 12 . Преподобный Досифей благоговейный (Колченков, 1874) – монах; 13 . Преподобный Мартирий (Кириченко; ок. 1800–1865) – монах. 25 марта 2009 года Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в XX столетии. К лику святых были причислены преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни: 14 . Преподобный Серафим (Мажуга, 1896–1985) – схимитрополит; 15 . Преподобный Андроник (Лукаш , 1889–1974) – схиархимандрит; 16 . Преподобный Серафим (Романцов, 1885–1976) – схиархимандрит. Чин прославления этих подвижников состоялся 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области). Все они подвизались в обители до ее закрытия в 1922 году. Затем, после открытия обители в 1943 году, преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году, а митрополит Зиновий продолжил свое сначала старческое, а затем и архипастырское служение в Грузии, но постоянно помогал и оказывал содействие Глинским старцам, которые подвизались в горах и самой Глинской пустыни. Его приход в честь благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где он подвизался более тридцати пяти лет, называли островком Глинской пустыни. После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев и писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских и сам просил их молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись. 1966. МОНАХ ГЕРАСИМ     Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему.    Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решился остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую обитель.    В монастыре подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких известных Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других.    Воодушевленный их подвигами, Гавриил внимательно заботился о своем спасении, ревностно исполнял послушания и под руководством старцев постигал науку из наук — монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов — вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа.    В 1878 году после 17 лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного .    Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита . Более 20 лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим, входя всегда в храм первым и выходя из него последним. Для отдыха у него почти не оставалось времени. Такая подвижническая жизнь вошла у него в привычку, стала его жизненной потребностью.    Храм — дом Божий, в нем все Божие, все святое, все имеет глубокий духовный смысл. Отец Герасим с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянно атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. Подвиг непрерывного внимания себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010