Между оглашением и крещением Макарий делал срок, смотря по состоянию оглашенного, Часто Макарий терпел разочарования в своей работе: оглашенный, под влиянием сородичей или шаманов исчезал, уходил в кочевье. С самого начала своей деятельности Макарий придавал мало значения «статистическим данным» о количестве крещенных. Для него важно было только тогда приступать к крещению, когда он видел плоды своих бесед о христианской вере, и если оглашенный (чего не знали другие миссии) действительно подготовлен к крещению. С самого начала, при ознакомлении с жизненными условиями инородцев, Макарий стремился, даже без возможности крещения, склонить инородцев к другим видам жизни: принудить их к оседлому роду жизни – жить вместо шалашей в построенном деревянном доме, заняться земледелием, жить оседло и улучшить условия своей жизни. Макарий пытался ознакомить инородцев, мужчин и женщин, с некоторыми простыми ремеслами. Семействам крестившихся он помогал и материально: снабжал их земледельческими орудиями, семенами для посева, учил обработке земли, давал им скот и разные вещи для домашнего хозяйства. Особенное внимание уделял он женщинам в семьях инородцев: наставлял их содержать шалаши или дома в большей чистоте (особенно при приготовлении пищи), а также детей, учил их пряже и шитью, снабжал их нитками и иголками. Приступивших к оседлости он не забывал своей помощью и советами. При распространении различных болезней среди инородцев Макарий заботился и о медицинской помощи. В 1838 году Макарий смог устроить в с. Майма небольшую больницу и богадельню для стариков. В 1840 году Макарию удалось получить из Москвы сотрудника, А. Левицкого, студента Медико-Хирургической академии. В том же году приехала София де-Вальмон, изучившая акушерство, ставшая энергичным помощником ему в миссионерской работе(5). Привлечение женщин к этому делу было тогда новшеством. Эта инициатива Макария заслуживает особенного внимания, ибо во второй половине XIX и в XX вв. русские женщины, главным образом как монахини, играют выдающуюся роль в обращении язычников. Позже, когда в Алтайской миссии работали священники, то их «матушки» были очень деятельными сотрудницами в миссионерской работе. В общении с семьями инородцев женщины легче находили контакт с женщинами-инородками и своим влиянием повышали нравственные и хозяйственные отношения в семьях крещенных. (К сожалению, деятельность русских женщин в истории русской православной миссии совершенно не изучена).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Очерк жизни схимонаха Луки, подвижника Глинской пустыни. Одесса, 1907. 58 с., илл. Схимонах Лука, подвижник Глинской пустыни: (Память 1 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Май. М., 1908. С. 3–17. Краткое описание жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Курск, 1893; То же. 2-е изд., испр. и доп. Одесса, 1901. 56 с., портр. Иеросхимонах Макарий Глинской пустыни: (Память 21 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Февраль. М., 1906. С. 262–287, портр. Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхимонаха Макария//Курские епархиальные ведомости. 1893. 6. С. 1–8; 8. С. 9–16; 9. С. 17–24; 11. С. 25–32; 12. С. 33–40; 16. С. 41–45. Очерк жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Курск, 1893; То же. 2-е изд., испр. и доп. Одесса, 1901. 56 с., портр. Иеросхимонах Макарий Глинской пустыни: (Память 21 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Февраль. М., 1906. С. 262–287, портр. Иеросхимонах Макарий прозорливый//Русский инок. 1912. 7. С. 41–48. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. I-II. М., 1860. Ч. I. 357 с.; Ч. II. 234 с. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии: Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб., 1892. 100 с. Архимандрит Макарий, первый Алтайский миссионер. 2-е изд. М., 1892. 18 с. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии: (Память 18 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Май. М., 1908. С. 129–155, портр. Благовестник: Чувствования москвитянки при свидании с Алтайским духовным миссионером, о. архимандритом Макарием, основавшим свое пребывание среди калмык, Томской губернии и Бийском уезде//Странник. 1872. Март. С. 274–276. В сноске: Сообщено томским свящ. о. Николаем Сосуновым. Голубинский Д. Макарий, основатель Алтайской миссии: По бумагам Ф. А. Голубинского//Душеполезное чтение. 1891. Ноябрь. С. 599–602.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

современников. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии до конца 50-х гг. XIX в. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. В дальнейшем, несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. тогда архиепископу Макарию, не понаслышке знавшему все положительные и отрицательные стороны духовно-цензурного контроля, представилась возможность кардинально изменить и улучить (улучшить) ситуацию в этой сфере. По инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры. Председателем Комиссии был назначен именно владыка Макарий. Итак, указом Св. Синода от 16 октября – 17 ноября 1844 г. архимандрит Макарий был определен членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета вместо инспектора академии архимандрита Иоасафа (Покровского). Как и его предшественник, отец Макарий был сверхштатным четвертым членом цензурного комитета. В число его обязанностей входило рассмотрение статей для академического журнала «Христианское чтение», а также общее наблюдение за ходом дел в комитете 2 . Биограф митрополита Макария (Булгакова) профессор протоиерей Феодор Титов считает, что архимандрит Макарий был самым желательным цензором для начальства, которое видело в нем человека исполнительного и ответственного. Но с большим почтением и уважением к отцу Макарию относились и авторы, представлявшие свои рукописи в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. Для них было важно, что архимандрит Макарий был человеком аккуратным, благородным и, что особенно важно, гуманным. Именно благодаря всем этим качествам отец Макарий в скором времени стал самым популярным представителем столичной духовной цензуры. Это объяснялось, во-первых, тем, что он снисходительно относился к авторским ошибкам или чрезмерно оригинальным мыслям, что не приветствовалось высшей церковной властью. Во-вторых, и это тоже было чрезвычайно важно, он всегда цензурировал сочинения и разрешал их к печати в кратчайшие сроки, в то время как некоторые его коллеги могли задерживать рукописи не только на месяцы, но даже на годы. Сказывалась любовь архимандрита Макария быть точным и аккуратным во всем 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Несмотря на увлекательную простоту проповедей, никто не слушал его внимательно и почти никто не понимал того, что он говорит. Вопросов и возражений не было совсем. Алтайцы оказались не любознательными эллинами, пытливо ищущими истины, а малыми детьми, живущими почти только естественными потребностями. Неудачи не ввергли первопроходца в отчаяние – он решил изменить подход к обращаемым. Очевидно, следовало сначала сблизиться с кочевниками, войти в их положение, сжиться с ними. Архимандрит Макарий старался проникнуться жизненными нуждами местных жителей, пытаясь воздействовать на обращаемых через их бытовые, повседневные потребности, по возможности удовлетворяя их. Приходя к инородцам, он заводил с ними разговор о их телесных нуждах, о быте. Постепенно разговор переходил на темы веры. Архимандрит Макарий говорил алтайцам, что их верования позволяют камам изводить на жертвы весь их скот и все благосостояние. Христианская же вера требует не жертв, а только верующего сердца. Он обещал инородцам, что после принятия Святого Крещения каждый сможет воспользоваться трехлетней льготой от податей и повинностей, а также обещал помощь деньгами и вещами. Если у кого-то из слушающих появлялся интерес к проповеди, архимандрит Макарий кратко и просто излагал основы православной веры. Кропотливую работу с каждым выразившим желание креститься архимандрит Макарий начинал с того, что выяснял, почему инородец принял такое решение. Наводил справки о человеке, о том, как он себя ведет, честный ли он. Преподобный требовал от обращаемого послушания себе и будущим восприемникам и, только удостоверившись в чистосердечности желания креститься, приступал к оглашению, которое проводилось с помощью сотрудников миссии. Наставления в вере отличались разумной целесообразностью: до оглашаемого необходимо было донести сущность христианского учения, научить его молиться и познакомить с основами православного богослужения. Архимандрит Макарий старался добиться того, чтобы обращаемый твердо усвоил элементарные христианские истины и краткие молитвы, что при умственной ограниченности местных жителей стоило немалых трудов. Оглашение длилось от одного-двух дней до двух недель, в зависимости от возраста крещаемого и уровня его развития. Прежде чем крестить инородца, архимандрит Макарий подыскивал ему крестного отца – восприемника из числа благонадежных русских или крещеных инородцев, которому поручалось заботиться о его религиозно-нравственном состоянии и помогать ему наладить новую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Жизнь и труды святителя Макария… С. 406, 414); 8) “ видит волка градуща, и оставляет овца и бегает ” (Ин 10:12) (Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395); 9) “ сим образом творя, много поживеши лет, и приложат ти ся лета животу ” (Притч 9:11) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 407); 10) “ узриши сыны сынов твоих ” (Пс 127:7) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369); 11) “ ложе несквернено ” (Евр 13:4) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368); 12) “ мудрость плотцкая вражда на Бога, закону Божию не повинуетца ” (Рим 8:5–6) (Учительное послание Митрополита Макария в Свияжск к царскому войску (1552, мая 21)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 400); 13) “ Жене муж должную любовь да воздает, тако же и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж; тако же и муж своими телом не владеет, но жена. Не лишайтесь друг друга, точию от согласиа, ко времени; да празнуете в посте и в молитве и вкупе соберайтесь, да не искусит вас сатана, за неудержание ваше ” (1 Кор 7:1–5) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля, 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368). Таким образом, цитаты, используемые в данном Послании, встречаются также в первом Послании Митрополита Макария царю, написанном им во время казанского похода 13 июля 1552 года (цитаты 1, 2 [эта цитата встречается также в Послании Новгородского архиепикопа Пимена царю], 4, 5, 7, 9), в третьем Послании Митрополита (цитата 3), в его Послании в Свияжск (цитата 12), в речи Митрополита Макария нововенчанному царю 16 января 1547 года (цитата 2; [см.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Ростиславов преосв. Макарию за его благородное ходатайство 569 . 13 июня 1854 года преосв. Макарий докладывал Академическому Правлению, что экстраординарный профессор Моисей Голубев в 1853–54 г. вполне добросовестно занимался преподаванием английского языка и предлагал ходатайствовать пред высшим начальством о награждении проф. Голубева за этот безмездный труд его; предложение преосв. Макария было принято, и ходатайство Правления было удовлетворено 570 . 27 октября 1856 года последовало Высочайшее повеление об открытии шести новых кафедр в Академии, в том числе двух ординарных, «для доставления», как говорилось в этом повелении, «всем духовным Академиям средств к успешному действованию по предмету, как общего, так и специального образования духовных воспитанников». Это была в высшей степени благодетельная не только в ученом, но и в материальном отношении мера. Преосв. Макарий не замедлил воспользоваться ею, чтобы прыти на помощь стесненному материальному положению наставников. Когда известие о Высочайшем повелении получилось в Академии, то преосв. Макарий тогда же (6 марта 1857 г.) предложил экстраординарных профессоров Ловягина и Голубева сделать ординарными; 8 апреля его предложение уже было утверждено Св. Синодом 571 . Принимал меры преосв. Макарий и к улучшению быта студентов Академии. Между прочим, по его ходатайству, с 1855 года студентам начали утром и вечером подавать чай с белым хлебом 572 . Преосв. Макарий также необыкновенно внимательно следил за чистотой жилых студенческих помещений и за хорошим качеством студенческого стола. «В учебное время, рассказывает г. Рыбаков, «раз в месяц, в воскресный или праздничный день после литургии в академической церкви преосвященный Макарий, в сопровождении инспектора Академии архимандрита Кирилла, помощников инспектора, экстраординарных профессоров: соборного иеромонаха Никанора, Иллариона Алексеевича Чистовича (впоследствии тайный советник, управляющий контролем при Св. Синоде, доктор философии) и эконома бакалавра Ивана Васильевича Чельцова (скончался в звании ординарного профессора Академии, в чине действительного статского советника), обозревал студенческую половину Академии – наши жилые комнаты и спальни, затем сходил в столовую, где после молитвы, пропетой студентами пред началом обеда, у пробного стола его преосвященство возглашал: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Это пока тайна» 228 . Образ жизни Макария и в С.-Петербурге остался таким же регулярным, аккуратным и точным во всем, как это мы видели и в бытность его в Киеве, при чем Макарий во всю первую треть 1842–43 учебного года наслаждался полным здоровьем. «Я совершенно здоров, писал он 24 сент. 1824 года, «держусь во всем прежнего порядка: ложусь спать в 10 часов, встаю в пять или шесть. Только в часы бодрствования не гуляю, – о, не до гулянья! Поверьте, иногда как голова не разлетится» 229 . В конце сентябрьской трети 1842–43 учебного года Макарий снова благодарил Бога за то, что ему не изменяли силы и здоровье в его кипучей деятельности, хотя она все таки настолько изнурила и утомила его, что он, по собственному его свидетельству, «в предпоследние два класса, под конец их вовсе изнемогал и умолкал» 230 . За то во вторую половину 1844–45 учебного года Макарий почти все время чувствовал себя нездоровым, под влиянием, очевидно, неблагоприятного для его здоровья Петербургского климата. «Почти всю треть», – писал Макарий Серафимову пред праздником Пасхи 1843 года, «я был очень слаб желудком, а, следовательно, и головою от несносной погоды: недели две не мог даже вовсе заниматься делом, хоть и не ложился в постель. Меня и жалели таки, когда сведали про слабость моего здоровья» 231 . Неблагоприятное влияние климата на здоровье и отсутствие близких, доверенных друзей больше всего тяготило Макария в первый год его службы в С.-Петербургской духовной Академии и невольно заставляло его вспоминать о Киеве, с которым он успел уже было сродниться в течении пятилетней жизни в нем. «Чем более живу в Петербурге», – писал он 15 декабря 1842 года, «тем более начинаю жалеть о Киеве и часто, часто повторяю даже в слух слова Пушкина: «то ль дело Киев? Что за край?» 232 . Из других писем Макария видно, что он в Петербурге на первых порах чувствовал себя нравственно одиноким и не имел никого, с кем бы мог поделиться своими мыслями и чувствами. «Феофан 233 очень доволен своим местом», – писал Макарий пред праздником Пасхи 1843 года, «мы часто с ним переписываемся, а пожаловать на свидание не захотел... На вакации свидимся... Весьма бы мне хотелось перетянуть его к себе: ведь больно горько мне без своих, без сочувствия... одинокому, когда нельзя ни пред одним человеком иметь души и сердца на распашку. Да сам-то Феофан не хочет и заклинает меня не тянуть его в Питер. Что делать?» 234 . 2. Архимандрит Макарий в должности инспектора и профессора С.-Петербургской духовного Академии

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Пользу местных языков архим. Макарий признавал не только в отношении проповеди, – он вводил их и в богослужение 77 и в школу. Школьное обучение, в котором о. Макарий видел надежную поддержку миссионерскому делу, он завел с первого же года. Сначала в Майме он обучал детей квартирного хозяина, затем завел общую школку. Потом устроена была школа в Улале, а с приездом на Алтай в 1840 г. Софиии Вальмон в Майме была заведена и мирская школка. Лично о. Макарий вел школьное дело с большой любовью к детям и с глубоким знанием детской души. Характеризует его с этой стороны рассказ одного из его учеников: когда он приходил к ним в дом, то сейчас же пускался в беседу с ребятами, – рассказывал им из свящ. истории, учил молитвам, пел с ними краткие молитвословия, поощряя усерднейших и понятливейших кусочками сахару. Позанявшись с детьми, архим. Макарий иногда шутил и играл с ними, даже бегал взапуски и, притворно уступив какому-нибудь пятилетнему пузану, награждал потом победителя сахаром. Систематическое, школьное обучение о. Макарий старался поставить так, чтобы чрез детей действовать и на взрослых, которым они должны были передавать то, что видели и слышали в классе. С этой целью он желал, чтобы и учебники удовлетворяли духовным нуждам взрослых, наравне с детьми. Сам он составил «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного писания», заключающее в себе русско-славянскую азбуку, краткий молитвослов и выборки из свящ. писания, расположенные в систематическом порядке христианской догматики (1841). Но русский язык библейских текстов не позволил сочинению архим. Макария быть обнародованным («Ппсьма», 66). По той же причина не было разрешено к напечатанию другое его произведение – «Алфавит Библии» (1841), систематически расположенный свод текстов свящ. писания на русском языке, предпринятый уже в интересах одних взрослых 79, 80). Объясняя генерал-губернатору московскому, кн. Д. В. Голицыну, у которого о. Макарий добивался содействия напечатанию «Алфавита», почему последний может иметь миссионерское значение для Алтая, он писал: «...доношу, что некоторые из числа новокрещенных инородцев говорят по-русски, как русские, что некоторые из них выучились, а другие учатся читать и писать по-русски, что вместе с новокрещенными детьми учатся русской грамоте дети русских людей и что многие новокрещенные инородцы живут в одних селениях с русскими; что миссия необходимо должна действовать и на русских людей, дабы они своими образами содействовали и миссии в распространении евангелия между иноплеменными, и что мы, если Господь благословит, получивши из Москвы благотворительной печатный Алфавит Библии, немедленно начнем приготовлять его к печатанию на телеутском наречии» («Письма», 215)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Архимандрит Макарий, как строитель Божия здания, в достаточной мере обладал и искусством строения, как вторым качеством, требуемым от доброго строителя. От искусного зодчего требуется, чтобы здание было устроено целесообразно, по намеченному плану. Имел ли отец Макарий при вступлении своем на апостольское дело служения определенный, заранее составленный план, неизвестно. Но несомненно, что таковой был начертан им впоследствии в особом сочинении его, известном под названием: «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Этот план носит в себе отпечаток не только высокого ума и опытного знания, но и духовной прозорливости. Что требуется в этом проекте от миссионеров, сотрудников и сотрудниц его, от целого миссионерского института, то отец Макарий старался хотя отчасти осуществить в своей миссионерской деятельности. Отец Макарий, проектируя, например, что для иноверцев, просвещаемых христианским учением, должно быть переведено слово Божие на родной их язык, и сам положил начало таковым переводам. Требуя, чтобы дети крещаемых были обучаемы грамоте, притом не одни мальчики, но и девочки, он то сам, то чрез сотрудников обучал детей грамоте. В миссионерских школах почти изначала обучаются грамоте не только мальчики, но и девочки. Отец Макарий признавал возможным, полезным и желательным, чтобы в деле миссионерского служения принимали участие лица всякого звания, пола и состояния. И в миссии как при нем, так и впоследствии наравне с юношами – сотрудниками его, взятыми им из духовной семинарии, служили и старец благочестивый из поселенцев, занимавшийся домохозяйством миссии, и старица, ухаживавшая за больными, и образованная девица, обучавшая детей грамоте и приготовлявшая лиц женского пола к Крещению; рядом с женатым священником служил вдовец-священник и иночествующий иерей. Всем было свое место и свое дело. «Если не можешь быть ловцом человеков, – говорил отец Макарий, – то лови рыбу для питания ловцов человеков».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В Казани о. Макарий жил до декабря 1869 года, причем в апреле этого года был вызываем архим. Владимиром, начальником миссии в Москву для участия в редактировании нового устава Миссионерского общества. Снова Алтай Уезжая на Алтай, иеромонах Макарий вез с собой детально разработанный и оправданный уже практикой казанский план школьного дела и стал осуществлять его с самого же начала и с большим успехом. Уже в 1872 году, руководимая им чопошская школа дала учителей для соседних школ и ученики ее сеяли семена христианской веры в окрестных аулах, куда являлись для чтения по-алтайски назидательных рассказов, для пения молитв и бесед. Школы вообще стали на Алтае «учреждениями миссионерскими, христианско-воспитательными, действующими грамотой, богослужением, чтением, духовными процессиями и т.д., словом всем, что только способно возбудить в инородцах христианскую мысль и христианское чувство». Вместе с тем о. Макарий утвердил на Алтае казанскую систему переводов, т. е. старую же алтайскую, с той лишь разницей, что привлечение к делу учеников школ дало возможность развить целую литературу – как переводную, так и оригинальную, как печатную, так и рукописную. Явившаяся у него мысль о собственной цензуре для этих произведений была разрешена в положительном смысле, и в открытую в 1876 году переводческо-цензурную комиссию вошел, как член, игумен Макарий. С 1875 года помощник начальника Алтайской миссии. Фактически помощником архимандрита Владимира он был уже задолго до этого. Историк Алтайской миссии И.И. Ястребов свидетельствует: «Возвратясь на Алтай в 1870 году, о. Макарий стал правой рукой архим. Владимира по организации школьного, переводческого, богослужебного и просветительного дела в Алтайской духовной миссии. Выражаясь точнее, архим. Владимир был инициатором, организатором и руководителем этого дела, а о. Макарий исполнителем, усовершенствователем и, главное, душой его. Их трудами создана та всесторонняя система просветительного воздействия на инородцев , которой следует подражать и другим нашим миссиям» .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010