О, горе мне многогрешному, не сохранившему и обетов иноческих... Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах Однажды о. архимандрит Макарий по приглашению поехал в село Кривчее, верстах в 4-х от Болхова, где был праздник. Узнав об этом, пошел туда и я с моими товарищами. О. Макарий с вечера служил там всенощную соборно, торжественно. Пели монашествующие, пел и я с ними. После всенощной о. Макарий поехал ночевать к местному священнику. И я почему-то пришел туда же. Повидавшись с хозяином, о. Макарий заметил меня и позвал к себе в гостиную. Севши на диван, он сказал мне: «Помолимся умной молитвою». Затем, затворивши двери, он поставил свечу под стол и, подобно как прежде, наклонивши мне голову, сказал: «Смотри умом в сердце и произноси умственно молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешнаго. Со смирением вообрази, что Господь Бог тебя видит и слышит, и соприсутствует с тобой, как и Сам Он сказал: будьте во Мне, и Я в вас». И в таком положении, и приложив руки к персям, мы занимались более часа. Потом он благословил меня, сказав: «Иди с Господом Богом» и отпустил меня ко сну. Священник, хозяин дома, с удивлением спрашивал меня, что такое говорил со мною о. Макарий, особенно удивляясь тому, что так приближал меня к себе, еще столь юного летами, старец архимандрит. А я уже по привычке всегда смелее и смелее подходил к великому старцу. На утро начали звон к поздней обедне, которую, со следовавшим за ней молебном, служил о. архимандрит. Народу было множество. О. Макарий говорил поучение. После обедни он поехал к помещику на чай и обед. Поехали также и певчие. Пригласили и меня. В большом помещичьем доме обеденная зала была обширная, весьма поместительная. Гостей было много. Обед продолжался долго и кончился уже к вечеру, когда подали огни. По окончании обеда все присутствовавшие подходили под благословение к о. Макарию и прощались с ним. Подошел и я к нему. Он сказал мне: «Иван! ты не садись с певчими, – сядешь со мною». Подали карету. Сел о. архимандрит, с ним рядом сел священник из г. Болхова, а я сел в карете напротив их. Они разговаривали между собою, при чем о. Макарий как бы про себя произнес: «Отроки благочестивые..» а между тем у меня тихо спрашивал: «Вот за обедом кушанья подавали девицы, – не было ли у тебя какого греховного помысла»? Я сказал ему: «Не было, за ваши св. молитвы». Доехали мы до монастыря благополучно, и мы со священником ночевали в келлиях о. Макария. Он дал мне три книжки. А на утро он приказал нас из монастыря отвезти в город, причем священник был доставлен ко Введенской церкви в конце города. Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Д.А. Карпук Дмитрий Андреевич Карпук – кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин, заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков) является одним из самых выдающихся архиереев XIX столетия. Широкую известность не только в Российской империи, но и за ее пределами владыке Макарию принесли его фундаментальные исследования по богословию и церковной истории. В бытность инспектором и профессором столичной духовной академии ему впервые пришлось столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. Несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. по инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры, председателем которой был назначен именно митрополит Макарий. Предложения Комиссии, вынесенные на рассмотрение Св. Синода, позволяют утверждать, что владыка Макарий был человеком чрезвычайно широких взглядов, по некоторым вопросам даже опережавшим свое время. Ключевые слова: митрополит Макарий (Булгаков) , митрополит Филарет (Дроздов) , архиепископ Иннокентий (Борисов) , митрополит Григорий (Постников) , граф Д. А. Толстой, Санкт-Петербургская духовная академия, духовная цензура, обер-прокурор Святейшего Синода, Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), благодаря премиям его имени и многочисленным научным работам, хорошо известен не только как Московский митрополит, но и как крупнейший богослов и церковный историк XIX в. Выпускник Киевской духовной академии Макарий (Булгаков) в сане иеромонаха указом Св. Синода был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1842 г. В столичной академии, куда его назначили по ходатайству тогдашнего ректора архимандрита Афанасия (Дроздова) 1 , Макарий пробыл 15 лет, вплоть до 1857 г., и прошел все звания и должности, начиная с помощника инспектора до ректора и с бакалавра до заслуженного ординарного профессора. Именно в столичной духовной академии ему пришлось впервые столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время, наверное, как никто другой из его

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

373 Поступив в Глинскую пустынь, архимандрит Макарий написал игумену Филарету подробную исповедь своей жизни, начиная с 10-летнего возраста (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2. 25 об. — А.И. ). 374 Архимандрит Макарий... С, 22—23. (Следуя назиданиям и советам иеромонаха Филарета, о. Макарий, в сане архимандрита, проходил с терпением и смиренномудрием степени послушания (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25—25 об.). — А. И. ). 375 Архимандрит Макарий... С. 24. 376 Там же. С. 25. 377 Изданы в Москве в 1860 г., в 2-х частях. 378 Странник. 1861. Июль. Библиография. С. 9. 379 Это передавал иеромонах Амвросий. 380 Странник. 1884. Март. Потом Макарий перевел Священное Писание на наречие сибирских инородцев. 381 Архимандрит Макарий... С. 25—26. (По словам Дмитрия Дмитриевича Филимонова, известного исследователя жизни о. Макария, «Глинская пустынь была для о. Макария последней пристанью, где он наконец нашел все, что искал, чтобы приготовиться к высокому и трудному подвигу миссионера» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25 об.). — А.И. ). 382 Стихотворение архимандрита Макария «Первая лепта». Томск, 1902. С. 127. 383 Русский паломник. 1892. Кн. XI, XII. Архимандрит Макарий... С. 14, 15. 384 Письма архимандрита Макария. М., 1860. Ч. I. С. 212. (Отец Филарет вел переписку с о. Макарием и подарил ему на память требник с собственноручной надписью: «1829 г. июня 5 дня. Усердствует в любви о Господе требник сей о. архимандриту Макарию, в память о его любви к обители нашей. — Глинской Богородицкой пустыни строитель о. Филарет» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 21). — А.И. ). 385 Странник. 1864. Май. Современная хроника. С. 48—49. 386 Русский паломник. 1897. Кн. XI. С. 92. (О неразрывной духовной связи о. Макария с Глинской пустынью свидетельствуют его слова: «Всегда сохраняю утешительную память моего пребывания в его (Филарета. — А.И. ) обители, опытных наставлений его и отеческих блаштворений и собираюсь писать к нему» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2 6). — А.И ). 387 Архимандрит Макарий... С. 34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

– СПб., 1835. 32 . Карпов В. И. Воспоминание о Волховском архимандрите Макарие, учредителе Алтайской миссии//Странник. – 1875. – Т. 4. Декабрь. – С. 165–173. 33 . Кашменский С. Н., прот. Поездка главного миссионера Вятской епархии в инородческие приходы в конце 1871 г. – Вятка, 1872. 34 . Климашин А. Труды алтайских миссионеров: Курс. соч. [канд.]/МДА. – Загорск, 1963. – Ркп. 35 . Комаров Н. П. Архимандрит Макарий – первый алтайский миссионер//Миссионер. – 1874. – 1. 36 . Ландышев С., прот. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе отце архимандрите Макарии//Миссионер. – 1877. – 4. 37 . Ливанский И., прот. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии. – Орёл, 1913. 38 . Ливанский И. В. Архимандрит Макарий (Глухарёв), миссионер Алтайский – Болховский. – Почаев, 1913. 39 . Ливанский И., свящ. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарёв). – М., 1899. – 20 с. (то же: Душеполезное Чтение. – 1899. – Ч. 2, сентябрь. – С. 126–137; Ч. 3, октябрь. – С. 273–280). 40 . Ливанский И., свящ. Архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии. К сведениям о его личности и к материалам для его жизнеописания. Орел, 1896. – 32 с. (То же: Почивающий в Волховской Оптиной пустыни архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии//Труды Орловской ученой архивной комиссии. – Орел, 1895. – Вып. 3. – С. 45–76). 41 . Макарий (Глухарев), архим. Лепта: Сборник песнопений. – М., 1846. 42 . Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. – М., 1894. 43 .  Макарий (Невский) , еп. Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося 50-летия со дня кончины основателя Алтайской миссии архим. Макария, 18 мая 1897 г.//Тюменские епархиальные ведомости. – 1897. – 12. Отд. неофиц. 44 . Молитва покойного о. архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году Макарий был посвящён во иеродиакона, а вскоре, по завершении академического курса, удостоился сана священника. Преподавательская деятельность По выпуске отец Макарий получил назначение на только что образованную при академии кафедру Русской церковной и гражданской истории (ему доверили преподавать оба предмета). Готовясь к лекциям отец Макарий составлял специальные пособия. Впоследствии они публиковались в «Христианском чтении»; затем легли в основу фундаментального литературного труда по Истории христианства на Руси. Наряду с преподавательской работой иеромонах Макарий руководил деятельностью Киево-Подольских духовных училищ. В 1842 году его перевели на работу в Санкт-Петербургскую духовную академию, определив на должность преподавателя Догматического Богословия. В 1844 году отец Макарий удостоился звания архимандрита, должности инспектора академии, степени ординарного профессора. В этот период он читал курс по Догматическому и Основному Богословию. С 1844 по 1848 год архимандрит Макарий входил в состав духовно-цензурного комитета Санкт-Петербурга. На этом месте он зарекомендовал себя как ответственный и добросовестный цензор. В 1847 году архимандриту Макарию была присвоена степень доктора богословия. Вскоре он приступил к написанию одного из известнейших трудов по Догматическому Богословию. В 50-х годах труд был закончен. В этот же период он работал над рядом исторических произведений. Епископское служение. В 1850 году отец Макарий был посвящен во епископа Винницкого и назначен на должность ректора Санкт-Петербургской академии. Во время его управления академией она отличалась хорошей организацией учебного процесса, студенческого быта. Примечательно, что исполняя обязанности ректора, епископ Макарий не отказался от преподавательской стези. В 1853 году он сформировал при академии миссионерское отделение. Одной из главных его задач ставилось противодействие раскольникам. Ещё одним поприщем епископа Макария была работа по редактированию издания «Христианское чтение». Кроме того в эти годы он писал и публиковал свои статьи разнообразной богословской направленности. Тамбовская кафедра

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

За прекрасные лекции и за необыкновенно благородное обхождение со студентами, они платили ему искренним уважением и вниманием, какого не оказывали иным старейшим профессорам. Таким же уважением Макарий пользовался и среди своих сослуживцев. В январе 1842 г. о. Макарий помимо своей основной деятельности в академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ. И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора. За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ. Загруженный до предела в академии и в училищах, иером. Макарий однако находил время заниматься проповедничеством. Но недолго пришлось ему трудиться в родной академии. В августе 1842 г. он был переведен из Киевской академии в С.-Петербургскую . Санкт-Петербургская духовная академия Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария. За 15 лет службы в С.-Петербургской духовной академии иером. Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка. В Петербургской академии ему была поручена одна из важнейших кафедр - кафедра догматического богословия . Но кроме профессорской должности в течение 15-летнего своего служения в Петербургской дух. академии иером. Макарий исполнял целый ряд обязанностей. В 1842 - 1844 гг. он был помощником инспектора. В 1844 г. назначен инспектором и ординарным профессором С.-Петербургской духовной академии. 17 декабря 1844 г. митр. Антонием Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской Лавре . В должности профессора и инспектора академии он прослужил 7 лет ( 1844 - 1851 ), причем инспекторская деятельность архим. Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба. Академическое начальство высоко ценило труды и усердие архим. Макария и всегда содействовало продвижению его по службе. Сам же Макарий, благодаря своему глубокому благоговению никогда не тщеславился своими успехами, а искренне радовался им, считая их прямым следствием бесконечного милосердия Божия к нему.

http://drevo-info.ru/articles/6125.html

Другой заботой Макария было скудное материальное положение миссии. Несмотря на то, что в Св. Синоде быль довольны работой Макария, как ему писал митр. Филарет, отпуск средств продолжался по смете 1830 года. Только с 1836 года смета на миссию была повышена до 2 000 руб. в год, причем эти деньги теперь отпускались не из средств Св. Синода, а из казны; кроме того, было отпущено дополнительно на разъезды сотрудников миссии и на содержание двух сотрудников 600 руб. Заслуживает внимания, что Макарий отказался от жалования как начальник миссии, заявив, что ему достаточно его «магистерского оклада». (В те времена «ученые монахи», окончившие духовные академии со степенью магистра, получали таковой оклад в размере 350 руб. в год). Несмотря на это улучшение средств, Макарий стремился расширить работу миссии и считал, что этого недостаточно для его планов. С 1836 года Макарий хлопотал о разрешении на поездку в Петербург и Москву, надеясь при помощи митр. Филарета и московских знакомых собрать пожертвования на миссию. В 1838 году Макарий, наконец, получил разрешение на эту поездку, но смог выехать только в январе 1839 года. Еще до отъезда Макарий послал в Комиссию духовных училищ и императору Николаю Павловичу свою записку «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе». Здесь Макарий составил проект полной реорганизации всего миссионерского дела в Русской Церкви. Этот проект очень отличался от укрепившейся традиции в миссионерской работе по отношению ее способов и задач. Поэтому она не встретила должного внимания в Св. Синоде и была оставлена «без действия». О последствиях этой записки для Макария будет еще речь впереди. Император Николай Павлович остался недоволен обращением к нему лично с «радикальными проектами» и выразил Св. Синоду свое неудовольствие, что уже предрешало дальнейшую судьбу этой записки. Кроме хлопот в Св. Синоде в связи с запиской, Макарий лечил свои глаза в Петербурге, так как они от его постоянных письменных работ очень ослабели. В Москве, где митр. Филарет встретил Макария очень благосклонно, последний при помощи митрополита и своих знакомых смог собрать значительную сумму денег на работу миссии (около 10 000 руб.). Его благотворители и дальше помогали Макарию своими пожертвованиями, что в последующие годы очень способствовало расширению миссионерской работы на Алтае. В эту поездку Макарий познакомился и с Софией де-Вальмон, которая, как уже упомянуто, приехала в Улалу для помощи Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Сознание своих недостатков и своей греховности, были источником глубокого и искреннего смирения, даже самоуничижения о. Макария. «Все усилия мои, как бы поправиться – писал он брату из Глинской пустыни, – очевиднее открывают одно глубочайшее повреждение во всем существе моем, землю безобразную и неустроенную (12, ср. 218). «Я весь немощь, мерзость и грех» – писал он через четыре года Непряхиной (243). Себя он называет иногда «окаяннейшим из всех человек» (230), «извергом человечества, Макарием грешным» (238). Сам боровшийся всю жизнь со своей гордостью, о. Макарий и другим рекомендовал борьбу с нею, в которой он видит сильного врага спасения, и воспитание противоположной ей добродетели. «Не режьте себя тупым нижем по горлу, – советовал он Непряхиной, – но одним решительным размахом отрубите голову гордости вашей, смиритесь, и Бог спасет вас» (235). «Господь гордых смиряет, и дарует благодать смиренным. Будем у Спасителя нашего учиться смирению до конца жизни, будем рыть сей кладенец. Тем более воды живой будет, тем изобильнее любовь Божия будет изливаться в сердца наши Духом Святым» – наставлял он княжну Е. Ф. Трубецкую (96:97). По своему смирению о. Макарий отказывался в Костроме от сана архимандрита (35), и на Алтае от ордена за присоединение к христианству первых ста алтайцев (153). По тому же смирению о. Макарий был против увековечивания его кистью или пером. Писать с себя портрет он не дозволял. Один из болховских горожан К. Ф. Шестаков рассказывал, что в Болхове художник Федюшин, имеющий намерение по собственному ли усердию, или по просьбе других, написать его портрет, понапрасну несколько раз приходил с другими посетителями в его келью, чтобы лучше всмотреться в него. «О. Макарий, узнавши об этом по своей прозорливости, несколько раз удалял от себя этого портретчика». Воспроизводимый в настоящем издании портрет архим. Макария представляет переснимок с карандашного наброска, сделанного украдкой от него Дмитриевым-Мамоновым в одной московской гостиной из-за спин, окружающих о. Макария лиц. После о. Макарий, услышав от одной старушки, что у нее имеется его портрет, велел отдать ему. Заметив однажды, что одно из приближенных к нему лиц пишет его биографию, о. Макарий рассердился, изорвал написанное и подверг автора епитимии. По тому же смирению о. Макарий легко отрекся и от авторских своих прав (стр. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

За прекрасные лекции и за необыкновенно благородное обхождение со студентами они платили ему искренним уважением и вниманием, какого не оказывали иным старейшим профессорам. Таким же уважением Макарий пользовался и среди своих сослуживцев. В январе 1842 года отец Макарий помимо своей основной деятельности в духовной академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ. И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора. За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) отец Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства духовных училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ. Загруженный до предела в духовной академии и в училищах, иеромонах Макарий, однако, находил время заниматься проповедничеством. Но недолго пришлось ему трудиться в родной академии. В августе 1842 года он был переведен из Киевской духовной академии в Санкт-Петербургскую. Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария. За 15 лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка. За этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования. Поражает также его необыкновенное трудолюбие, развитое им в детстве, и многогранность его деятельности. В Санкт-Петербургской духовной академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. Но кроме профессорской должности в течение пятнадцатилетнего своего служения в Петербургской духовной академии иеромонах Макарий исполнял целый ряд обязанностей. В 1842–1844 годах он был помощником инспектора. В 1844 году назначен инспектором и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии. 17 декабря 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Рафальским, † 1848) отец Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прежде всего Макарий изучал племенные и жизненные особенности различных племен Алтая, их религиозные воззрения и, в частности, отношения к миссионерам. Затем он вступал в личное общение с теми инородцами, которые были более миролюбивы и не были против его посещений. С ними он начинал первые беседы по религиозным вопросам и сообщал им о христианской религии. Если он у собеседников находил интерес, то говорил подробнее о христианском учении. Если это приносило плоды и выявлялась склонность к познанию новой веры, то Макарий сначала «оглашал» своего воспитанника и через две-три недели крестил его. Макарий всегда старался найти для новокрещенного «восприемника», т. е. поручал его надзору уже прежде крестившегося, который должен был сообщать Макарию о жизни и нравственном состоянии ново- 4) Первое издание писем Макария вышло в 2-х томах. Москва, 1853, 1860 и Казань, 1905 (здесь напечатаны вновь найденные письма Макария). Письма митр. Филарета в: Письма митр. Моск. Филарета к Высочайшим особам и к разным другим лицам. Тверь, 1888. крещенного. Восприемник должен был заботиться и о том, чтобы его воспитанник не подвергался враждебности язычников-инородцев. Реже применял Макарий другой способ общения и просвещения инородцев. Если они собирались в большом числе для взноса податей, то Макарий «проповедовал» пред толпой о христианской вере. Такой способ обращения был мало успешен и Макарий применял его редко. Правда, иногда некоторые инородцы вступали с Макарием в споры, говоря, что все веры хороши и одинаковы и их боги им помогают. В общении с алтайцами главным препятствием было их низкое умственное развитие, пригодное для понимания только самых примитивных вещей. В беседах с кандидатами к крещению Макарий разъяснял только главнейшие положения христианской веры, а затем говорил о значении христианского богослужения. Кратко и просто он сообщал о Боге, сотворении мира, грехопадении и о дальнейшей греховности людей (последнее было особенно трудно для понимания инородцев). Затем он излагал главные моменты евангельской истории: о пришествии Сына Божия на землю для помощи и спасения людей от грехов, о Его страданиях, смерти и воскресении Спасителя, о вознесении на небо и о будущей жизни людей на небе по смерти их, куда Спаситель возьмет всех тех, кто в Него уверовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010