В первые годы вы писывали: отец мой, но потом называли меня братом о Господе, по моему желанию. Теперь же, если будете писать, то всего легче называть меня (терпимым рада Христа) Архимандритом, или служителем церкви, а служащие со мною, не исключая и девицы Софии Вальмон, называли меня в бумагах своих настоятелем: «преподобнейший о Господе (т. е. достопочтенный ради Христа) настоятель! Ты можешь вспомнить, незабвенная сестра во Христе Иисусе Екатерина, что я никогда не изъявлял желания называться отцом твоим, и никогда не брался быть твоим руководителем, не внушал тебе, будто я твой руководитель. Ты исповедовала при мне согрешения твои Господу, как и при всяком другом служителе церкви. Кроме того, мы хотели учиться быть братьями во Христе, и я не посылал к тебе никаких повелений, и не требовал, чтобы ты повиновалась безусловно. Но мы учились в простоте сердца вести общение между собою в воспоминаниях друг о друге пред Господом, и в слове Божием по священному Писанию, и в служении церкви. По нашему предварительному предложению я соглашался на то, чтобы вы, когда будет угодно и нужно, писали ко мне о своих искушениях внешних и внутренних. И я обязан был по силам по временам соответствовать вашему простосердечию, и искренности, сообразуясь с правилом христианской веры и жизни, преданным Церкви от Господа посредством святых Пророков Его и Апостолов. Но между тем, я внушал тебе, что брат далеко, а верный и единственный Друг и Жених души твоей всегда с тобою, всегда в тебе, дабы ты не привязывалась ко мне, не опиралась, не надеялась на меня, но всею верою, надеждою и любовью прилеплялась к Тому, Который один взял на Себя грехи наши, и не только наши, но я грехи всего мира, как имеющий силу спасти. ( Ис.23:1 ). Посему, я и не смел никогда обнадеживать тебя ни каким-нибудь знанием, ни молитвами, но всегда предавал тебя Богу и благодатному слову Его. Я советовал тебе ходить пред Ним в духе свободы Евангельской, внимая слову Его в совестя твоей и в Богодухновенном Писании, приемля от Него благословения на все доброе, действуя с Ним и воинствуя с Ним в искушениях, изливая душу свою пред Ним в день скорби, прославляя верность и истину Его надеждою, где, по-видимому, нет уже и надежды ( Рим.4:18 .), все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа ; и найтись в Нем не с своею праведностью, но с праведностью, которая от Бога no вере ( Флп.3:9 ) во Христа Иисуса, словом, учась жить верою в Сына Божия, возлюбившего вас, и предавшего Себя за нас ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ведь сила Бога при сошествии Духа Святого, осенив Деву, действовала с большей энергией, чем (сила) мужа. III. Петра Александрийского, епископа и мученика. О том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима I. Что большая милость Бога во всем благодарим Его, и что Он послал нам Духа Истины, ведя нас ко всякой истине. Вот поэтому-то установленный законом месяц признан у нас началом новых месяцев года: и древними писателями, (жившими) до пленения Иерусалима, и новыми (жившими) после пленения, было показано, что предел времени очень точен и очень убедителен, потому что в некоторых местах иногда можно очень точно определить новый урожай, а иногда раннее запаздывает и становится поздним (созревает позже). Так было в начале, перед установлением Пасхи, как написано: полба и пшеница не побиты были, потому что они были поздние ( Исх 9:32 ). Поэтому хорошо установлено законом от весеннего равноденствия: на какую неделю приходится 14-е число первого месяца, в ту и справляют Пасху, воздавая этому должные и необходимые для прославления хвалы. “Месяц сей, – говорит Он, – да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” ( Исх 12:2 ). Тогда солнце, в летнее время, посылает лучей больше и светлее; день прибавляется и увеличивается, а ночь сокращается и уменьшается; а новые семена, после прозябания, подвергаются очищению, и относят их на гумно. И не только это, но и все кусты дают побеги и покрываются цветами. А значит, вскоре (после этого) с них собирают один за другим урожаи разнообразных, каких только ни есть, плодов. В свое время обретают и гроздь виноградную, как говорит Законодатель: “И дни весенние – вестники лозы”. Когда Он послал осмотреть землю, Ему принесли на шестах (на палках) большую гроздь, и (плоды) от гранат и смокв. Тогда, как Он говорит, наш вечный Господь все свел к тому, что Он выбрал (или что Он перечислил): “Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле” ( Быт 1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вот так вот. Не хотелось портить отношений из-за нескольких человек. «Скромно» хотелось обратить сразу всю Церковь. Как можно объяснить такое странное отношение отца Андроника? Ведь даже самый ленивый и морально разложившийся миссионер не стал бы отказывать в принятии в Православие хотя бы тех, которые сами приходят и просят об этом. А отец Андроник отнюдь не был ни ленивым, ни морально разложившимся. Наверное, многие читатели уже догадались о причине. Все дело в том, что отец Андроник, к сожалению, был экуменистом и модернистом. Как принято у людей подобного мировоззрения, он считал, что неправославные спасаются (С. 171), – так сказать, лишь бы человек хороший был. Этим убеждением – противоречащим как Писанию, так и Преданию Церкви – объясняется то, почему отец Андроник не только сам не предпринимал никаких усилий по проповеди Православия индийцам, но даже упускал и – более того – отталкивал те случаи, которые сами шли к нему в руки. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5); «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3: 36); предающиеся «ереси… Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 20–21). Этими истинами руководствуется подлинный миссионер. Он понимает, что принятие или непринятие Православия – это вопрос жизни и смерти, более того – вечной жизни и вечной смерти. Поэтому, например, знаменитый алтайский миссионер преподобный Макарий (Глухарев) начинал свое сочинение о миссии словами: «Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству… нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в Царство Небесное» . Так же считал и святой Николай Японский: «Мы твердо уверены… в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное» . Но если мы не считаем, что только Православие спасительно, то тогда вопрос о принятии или непринятии его перестает быть вопросом, решающим вечную участь человека, и тогда вся миссия низводится до агитации «наш клуб лучше вашего». И что удивительного, если «миссионер» архимандрит Андроник (Елпидинский) пренебрег такой агитацией ради придуманной им великой цели? Если все, кто хочет этого, спасутся своими добрыми делами, то, действительно, зачем им что-то проповедовать? Зачем ради каких-то 300 индийцев бросать великое «дело в Траванкоре»?

http://pravoslavie.ru/56947.html

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Господи Боже наш! страшное имя Твое призвано и почивает здесь! Да будет на месте сем благословение горницы, где Ты благоволил совершить с возлюбленными учениками Твоими тайную вечерю, благословение горницы, в которой ты на святых Твоих Апостолов излил Духа Святого! Буди благословенно отныне и до века имя Твое, – Отца, и Сына и Святого Духа! Аминь. Воззвание 9. К костромским гражданам о вспомоществовании к обновлению молитвенного дома и устроению храма Христолюбивые Граждане! Бог и Отец светов, от Негоже всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше нисходит ( Иак.1:17 ), для того дарует нам блага временные, дабы мы, пользуясь оными, согласно с Его святою волею, соделывались наследниками вечных благ на небеси, верою в Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. Благодарение Ему Всемилосердому! Но чем ознаменуем пред Ним благодарность нашего сердца, если не теми же благами, которые от Него получаем? Он дает нам жизнь, дыхание и все ( Деян.17:25 ), и у нас нет ничего своего, кроме грехов; но и грехи наши взял на себя Агнец Божий ( Ин.1:29 ), даруя нам вместо их невинность и праведность Свою ( 2Кор.5:21 ). Благодарение Ему Всемилосердому, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Своею кровию! Но где сретить сего Благодетеля нашего, дабы засвидетельствовать пред Ним благодарность сердечную? Он всегда и везде с нами, но для телесных очей наших невидим. Он невидимо для нас является Своим избранным в брачном чертоге небесном; но сей чертог, украшенный великолепием Божественной славы Его, ни золота, ни серебра земного не требует и не приемлет; притом и дверь в оный чертог есть гроб, дверница – смерть, которая совлечет с нас все земное и тленное, и за нами ничего не последует в вечность, кроме деяний наших. Паки и паки благодарение Ему Всемилосердому! Благотворя, Он дарует нам и возможность и случай засвидетельствовать пред Ним благодарение. Сокровенно пребывал в членах таинственного тела Своего, которое есть Церковь , Он алчет и жаждет в лице Своих братий меньших, которые суть и наши братия, с которыми Он разделяет страдания, открывая в них силу Своих страданий спасительных, и страдания их со Своими соединяя, и всякую помощь любви и милосердия, им оказанную, Себе самому усвояя. Блажен человек, который узнает Иисуса Христа под сим покровом уничижения и бедности! Узнает его и Сын человеческий, когда приидет во славе своей с тысящами святых Ангелов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Достопочт. с. о Господе Е. Ф.! В праздник Успения Богоматери, поутру, мы приехали в Тюмень. Утро было прекрасное, а ночью был такой холод, что хотя я и шубою защищался, стыли колена, и грудь, подыша сырым, туманным воздухом, изъявляла перхотою свое неудовольствие. Прежде я останавливался в монастыре, а теперь мне рассудилось иметь пристанище в доме Протопресвитера тамошнего; и хорошо, что поступил так – архимандрит, как я узнал потом, весьма болен; страдает от геморроя; во время вечернего Богослужения по церквям, я к нему ездил, но как не мог видеться с ним, потому что он спал, то оставил ему на бумаге, что хотел сказать устно, то есть, что травка, называемая тысячелиственником, служит, при Божием благословении, весьма действительным врачевством от геморроя, – что Сперанский, которому без сомнения досталось в жизни посидеть с пером в руке более, нежели многим другим вельможам, пил по утрам стакан настою тысячелиственника вместо чаю, и тем избавлялся от геморроя, и что один генерал, которому говорил сам Сперанский, пересказал об этом Преосвященному Афанасию, Епископу Томскому, а сей Епископ мне сообщил это благопотребное сведение. Передаю его и вам, достопочт. с. о Господе, и советую сделать общим в нашем кругу, помышляя не соизволит ли употреблять эту благословенную травку П. Д., которому предстоит продолжительный и постоянный труд, избранный благочестием его в служении животворящему Слову Божию. Вы хотели доставить ему занятие переводом книжки: la Trislesse et la Consolation , на русский язык; но если он уже довольно дела имеет, и еще более, если угодно Господу, будет иметь по Библии , то надобно ли ему развлекаться? И не надобно ли всем нам, возлюбленные о Господе братия и сестры, усилить строгость, расчетливость, святую скупость в употреблении времени, дабы, при помощи Всевышнего, получить нам благовременный и вожделенный успех в общем труде, который приемлем согласно и доброхотно, утверждаясь на основании сей заповеди Спасителя: Исследуйте Писания ( Ин. 5:39 ), – и на сем наставлении Духа Святого в первом послании Петровом: Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божией? Говорит ли кто, говори по слову Божию; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков, аминь ( 1Пет. 4:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Достопочтенная сестра о Господе Екатерина Федоровна! В праздник Успения Богоматери поутру, мы приехала в Тюмень. Утро было прекрасное, а ночью был такой холод, что хотя я и шубою защищался, стыли колена, и грудь, подышав сырым, туманным воздухом, изъявляла перхотою свое неудовольствие. Прежде я останавливался в монастыре, а теперь мне рассудилось иметь пристанище в доме протопресвитера тамошнего, и хорошо, что поступил так. Архимандрит, как я узнал потом, весьма болен, страдает от геморроя. Во время вечернего богослужения по церквам, я к нему ездил, но как не мог видеться с ним, потому что он спал, тο оставил ему на бумаге, что хотел сказать устно. То есть, что травка, называемая тысячелиственником, служит, при Божием благословении, весьма действительным врачевством от геморроя. Что Сперанский, которому без сомнения досталось в жизни посидеть с пером в руке более, нежели многим другим вельможам, пил по утрам стакан настоя тысячелиственника вместо чаю, и тем избавлялся от геморроя. И что один генерал, которому говорил сам Сперанский, пересказал об этом Преосвященному Афанасию, Епископу Томскому, а сей епископ мне сообщил это благопотребное сведение. Передаю его и вам, достопочтенная сестра о Господе, и советую сделать общим в нашем кругу, помышляя не соизволит ли употреблять эту благословенную травку П. Д., 444 которому предстоит продолжительный и постоянный труд, избранный благочестием его в служении животворящему Слову Божию. Вы хотели доставить ему занятие переводом книжки la Tristesse et la Consolation на русский язык, но если он уже довольно дела имеет, и еще более, если угодно Господу, будет иметь по Библии, то надобно ли ему развлекаться? И не надобно ли всем нам, возлюбленные о Господе братья и сестры, усилить строгость, расчетливость, святую скупость в употреблении времени, дабы, при помощи Всевышнего, получить вам благовременный и вожделенный успех в общем труде, который приемлем согласно и доброхотно, утверждаясь на основании сей заповеди Спасителя: исследуйте Писания ( Ин.5:39 .), и на сем наставлении Духа Святого в первом послании Петровом: служите друг другу каждый тем даром, какой кто получить, как верные домостроители многоразличной благодати Божией? Говорит ли кто: говори по слову Божию; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков, аминь ( 1Пет.4:10 −11).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ежедневная молитва представляется современному расцерковленному сознанию долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом оправдываться тем, что не были приучены родителями в детстве, не заложено с самого начала... Таким образом, библейский пример согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (см. Быт.3:12–13 ), оказался очень живуч. Между тем, Царство Небесное силою берется ( Мф.11:12 ), т. е. нужны определенные и постоянные усилия, труды, подвиги, молитвы, добродетели. Как тело наше требует еды и питья по нескольку раз в день, точно так же нуждается в постоянной духовной пище и наша бессмертная душа. Возрождение духовности заставляет возвратиться к нашим православным истокам, сделать их составной частью повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении – обращение к Богу с молитвой в начале и в конце дня. Возможность для этого есть: православные молитвенники издаются сейчас немалыми тиражами и доступны всем желающим. Вспомним, что еще некоторое время назад верующие должны были переписывать молитвы от руки. О святой воде Вода занимает важное место в нашем бытии. По свидетельству святой Библии , это один из элементов мироздания (см. Быт.1:2 ). Во второй день творения сказал Господь: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды ( Быт.1:6 ). И в третий день изрек творческий глагол: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог , что это хорошо ( Быт.1:9–10 ). Необходимая нам в повседневной жизни, вода имеет и высшее значение. Ей бывает свойственна особая целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании . Военачальник царя Сирийского Нееман покрытый проказой, по слову пророка Елисея, окунулся в Иордане семь раз... и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился ( 4Цар.5:14 ). В Евангелии от Иоанна говорится о купальне у Овечьих ворот, куда Ангел Господень по временам сходил... и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Умывшись в купальне Силоам, по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (см. Ин.9:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Если все таким образом разрушится; то какими надлежит быть нам в святом житии и благочестии, в ожидании скорого пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и раскалившиеся стихии растают? Ожидая сего, потщимся и мы явиться пред Ним, нескверными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего будем почитать спасением для себя и язвы Его прибежищем в день лют, когда и праведник едва спасется. Сия печаль ваша – по Боге, (но сие говорит Св. Павел Коринфянам, а не я говорю вам о вас) – смотрите, какое произвела в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какую строгость. Так и вы, сестра, – когда десятиструнная псалтирь вашего существа настраивается согласно с органами натуры, и когда Тот же Дух Божий, Который некогда носился вверху бездны и тьмы и безобразной воды, дышит и ныне, идеже хощет, и когда хощет, во всем создании, исполненном чудес и красот Его премудрости и присносущной силы и Божества, для возбуждения нас к великому славословию, когда Сей Дух усыновления вашего Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа касается ваших чувствилищ, и производит приятную гармонию чувствований, во славу Сотворившего все, – повинуйтесь, как струна гуслеигрателю, идеже хощет и когда хощет, и пока хощет, но не будьте довольны собою; чувствуйте, что не с довольною верностию Ему соответствуете, отсыреваете, ослабеваете, изменяете; желайте, просите лучшего, чистейшего; предавайтесь, получайте и сохраняйте, и паки простирайтесь на лучшее и согласнейшее, чтобы чем выше, тем ниже было во всем, чтобы любовию восходя, по мере того нисходили вы и в глубину смирения и самоуничижения пред Богом и всеми людьми, чтобы как вся природа стоит в порядке воли Создателя и Ему служит, так и вам исполнять заповеди Его, и возвещать чудеса Его, и жить и действовать Им. Когда по воле Отца вашего, сущего на небесах, уготовляется пред вами трапеза в натуре, и предлагается хлеб с пеплом суетности всего под солнцем, и подносится чаша со слезами в меру о грехах ваших и о бедности сынов Адамовых; то для чего дичиться и смотреть исподлобья? Взирайте на Иисуса Христа распятого, и молитесь; садитесь с благопристойною скромностию и кушайте предлагаемое; благодарите искренним сердцем и воззрением детским; «Авва Отче!» взывайте духом усыновления во Христе Иисусе, и таким образом благодарите; не будьте жадны, не наедайтесь до пресыщения, и ожидайте благоуветливых от мгновения до мгновения словес и приглашений, и оставляйте сие велие утешение братии – с некоторою алчбою; а когда и во время утешения оного надобно сотворить послушание, – тотчас вон из-за стола, и подайте, например, чашу воды во имя Христово просящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Жених – мужчина, сговоривший себе невесту, или сговорённый с невестою; «суженый, зарученный, иногда и обрученный» 125 . В. Даль говорит о невесте: «...девица, вдова или разводка, сговоренная замуж; обычно разумеют девицу» 126 . Русское народное творчество называет невесту княгиней «первобрачной» 127 , а жениха – «первобрачным» князем 128 . Невестить девицу, значит сватать её; невеститься – молодиться, красоваться. «Всякая невеста для своего жениха родится... Кому невеста годится, для того она и родится» 129 . Эту народную мудрость можно выразить богословским языком. Господь, создавший первую супружескую пару в раю, в дальнейшем устанавливает, можно сказать, «закон, что и во все последующие века вселенной для одного мужчины таинственно творится Промыслителем жизни – Богом одна женщина» 130 . В.И. Даль, составитель Словаря, отмечает: «В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья крестные родители жениха, или дядя и тетка, они и сватают» 131 молодых. «Велика роль сватов в свадебном обряде. Сватами посылали самых уважаемых людей: «Холостова сватать не посылают» 132 . Сват, сватья – «родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сватами». Есть такая поговорка: «Кто на Казанской женится, счастлив будет. 22 октб.» 133 . Главная добродетель благоверных супругов – сохранение благой верности и преданности друг другу до гроба. Господь говорит о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Единство мужа и жены подобно единению Христа и Церкви, как об этом говорится в Апостольском чтении в Таинстве венчания ( Еф.5:20–33 ). В преддверии свадьбы «родители особенно много молятся и вместе с детьми и отдельно о счастливом браке, о благословении Божием» 134 . В Библии говорится, как Рагуил, отпуская свою дочь, вышедшую замуж за Товию, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010