Наши предки относились к слову очень чутко и взвешенно. И это восходит к библейской традиции, которая, например, свидетельствует: «Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же» ( Еккл.10:12 ). Апостол Иаков пишет в своем послании: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их, вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык...» ( Иак.3:1–6 ). В одном византийском памятнике письменности, получившем распространение на Руси, читаем: «Слову святому чаще всего отдавайся, ибо оно выражает и царство земное, и стройность небесных чинов. Ведь слово – властитель небесных идей, и, если его изъять, распадутся и наши вещи. Собери же богатство словес, не пропуская и полностью, ведь не доверят ни кормчему править ладьей, если не может вести корабль, ни царю управлять своим царством, коль не постигнет он тайны слов». В Мериле Праведном читаем: «Слово дурное дурному делу податчик. Меч язвит тело, а слово – мысль, и суровое слово порождает ярость». «Язык» – это средство общения между людьми. Пользуются языком и животные, но человеческое общение стоит неизмеримо выше. Об уровне развития общества свидетельствует богатство его языковой культуры. В XIX веке существовал предмет «Русская словесность», имелись Общества любителей российской словесности. Словесность подразумевает два направления: народное и элитарное. Русская народная словесность отличалась огромным богатством и разнообразием жанров: это былины, сказания, исторические песни, причитания, сказки, поговорки и т.д. Наша национальная литература, впитавшая в себя пласты народного творчества, является сокровищницей нашей культуры. В этом отношении показателен пример выдающегося русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Его талант вырос на сказках, которые ему в детстве рассказывала «малограмотная» нянька Арина Родионовна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не бойтесь – Бог не отнимет у вас того, что Он дал вам» 34 . В Елоховском соборе более тридцати лет трудился регентом Виктор Степанович Комаров (†1974). Однажды он оставил свой хор, но, придя на службу во Всесвятский храм на Соколе, он услышал Евангелие, в котором говорилось о добром Пастыре и наемнике ( Ин.10:10–13 ). «Слова Евангелия потрясли Комарова – он одумался, тут же вернулся к своему хору и без конца повторял: «Я не наемник! Я не наемник!..» 35 . Приведённые примеры побуждают нас к благоговейному чтению Священного Писания. Чтение Священного Писания очищает нашу душу, направляя нас ко спасению. Случаи особого действия благодати происходят и в жизни простых людей, но они только остаются менее известными в истории. Православная Церковь и посты Из-за непонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост – это что-то неважное по отношению к Православной вере. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средство на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост – время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал – души и тела, которые должны взаимодействовать, поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой ( Суд.20:26–27 ), при всенародном бедствии и покаянии ( 1Цар.7:6 ). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» ( Иоил.2:12–13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храма растлит, растлит сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16, 27 ). Сими словами Апостола Павла Дух Святой учит нас чувствовать истинное наше достоинство, и всего того избегать, чем сие, признанное Небом, достоинство унижается, и что противно высокой чести, которою сам Создатель почтил нас. Какое же это достоинство, и в чем сия честь состоит? В том, говорит учитель языков, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас. – Внимайте сему, все человеки! Вот благородство, всем вам принадлежащее: ибо все вы, сотворенные по образу Божию, имеете назначение – быть живым храмом живого Бога. Вы потеряли сие достоинство в ветхом Адаме; но оно вам возвращается в новом, который есть Господь с небеси, Иисус Христос, Единородный Сын Божий. Внемлите сему, все христиане! Разве не знаете, что вы храм Божий во Христе Иисусе? Не доходите же до того, чтобы грех соделывал вас мрачным вертепом невидимых разбойников, миродержителей тьмы века сего, поднебесных духов злобы. Уважайте в себе храм Божий, и Духа Божия, живущего в вас, не оскорбляйте противлением воле Его. Ученики Иисусовы! Уважайте также храм Божий друг в друге; и страшитесь разорить его друг в друге соблазнительными примерами, внушениями и возбуждениями. Злодеяние не останется ненаказанным, Бог поразит и погубит; Бог отмстит за святой храм Свой. Но помните, что сей храм – вы; и сия память да соблюдает вас от порока, да поощряет вас к добродетели. Братия и отцы! По благочестивому усердию вы соорудили и украсили храм сей в славу единого в трех Лицах Бога, и в честь Угодника Божия, святого Димитрия, Митрополита Ростовского, чудотворца российской Церкви. Не говоря уже о том, что Господь послал вам и добрую волю, и здравый смысл, и твердое постоянство на сей прекрасный подвиг; не говоря о том, что вы строили из вещества, которое не вы произвели, а всесозидающий Бог; не говоря о том, что ваши пожертвования и приношения, как в основании сего освященного здания, так и в его возведении к совершенству, были не что иное, как дарования, коими Бог же ущедрил вас, вспомните, где вы поставили храм сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике... ( Мф.5:14–15 ) Сильные духом люди промыслительно посещаемы бывают от Господа и сильными испытаниями. Тяжела была предсмертная болезнь великого Оптинского старца Макария; велико было и терпение его. Оно изумляло посещавших его врачей. Во всё время болезни он подкреплялся молитвою и частым причащением Пречистых Таин Христовых. Отец Амвросий, как ближайший и преданнейший ученик старца, почти не отходил от него и в удобное время, по его желанию, прочитывал для него некоторые статьи из писаний святых отцов. «Прочитал я однажды ему какую-то статью, – рассказывал после отец Амвросий, – а он, обратившись ко мне, сказал: вот как, брат, люди-то жили, а мы что с тобой? Живем, очертя голову» 79 . Так старец и на смертном одре смирялся и смирял. 7 сентября 1860 года последовала блаженная кончина старца Макария, но здоровье отца Амвросия настолько было изнурено болезнями, что на торжественные его похороны 10 сентября он не мог и в ризы облачиться. Между тем, приближаясь к кончине, старец Макарий прямо не назначил себе преемника по старчеству. На вопрос учеников: «Как нам быть без вас, батюшка?» – он указал им в алфавитном патерике ответ аввы Исаака Скитского на точно такой же вопрос. Там написано: «Сказывали об авве Исааке: когда он был близок к преставлению, собрались к нему старцы и вопросили: «Что мы будем делать без тебя, отче?» Он же сказал: «Вы видели, как я вел себя пред вами; если хотите подражать сему, сохраняйте и вы заповеди Божии, и Бог пошлет благодать Свою и сохранит место сие; если же не будете сохранять заповедей, не пребудете на месте сём. И мы также скорбели, когда отходили от нас к Господу отцы наши: но, соблюдая заповеди Господни и завещания старцев, жили так, как будто они были с нами. Поступайте так и вы – и спасетесь!» 80 Сам святитель Московский митрополит Филарет, как выше было замечено, лично знавший Оптинского старца иеросхимонаха Макария и с любовью относившийся к нему за его высокие душевные качества, не знал о его преемнике. А потому, сочувствуя великой потере оптинских иноков, в лице почившего старца Макария, он так писал наместнику Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию: «Оптинские лишились отца Макария. Думаю, остались от него добрые духовные наследники, но найдется ли, кто мог бы поддержать их в единстве духа и возглавить?» 81

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

– Но поймано ли самолюбие? Тут опять тревога: Зачем я столько самолюбива? Молитвы нет? Не правда. Внимания, благоговения при устном чтении нет? Неужели никогда? Неужели и не было никогда? Не верю. – К чтению нет охоты? Нет и беды никакой; занимайтесь в таком случае рукоделием, или подите посетите какую-нибудь больную, и ей и вам будет отрада; или пройдите сколько-нибудь против воды, и читайте – без охоты читать, ожидая Господа, не подует ли Дух; тогда струя под ладьею твоею потечет к источнику своему. – Нет чистоты, решительно нет никакой чистоты! Т. е. в плоти твоей, не в одном, говорю, теле, но во всем существе ветхого Адама в тебе? Кто же иначе и думал о нем? – «Чего нет, того нельзя считать» говорит Экклезиаст. Но ты веруешь в Сына Божия Иисуса Христа; в Нем обитает вся полнота Божества телесне, и вы имеете полноту в Нем, говорите Ап. Павел ( Кол. 2:9 ). – Подобные изречения Духа Святого в Писании могут помочь тебе видеть нечистоту собственную и ненавидеть ее спокойно, и видеть в то же время всесовершенную святость и праведность Иисуса Христа, как непорочного и чистого Агнца, закланного за грехи твои, и окроплением кровию Своею очищающего совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ); ( Евр. 12:22–24 ), ( 1Петр. 1:2 ). Если ты веруешь во Христа, то и сама принадлежишь не себе, а Ему, и Он принадлежит тебе со всею полнотою праведности, чистоты и истины. – Он говорит Своим: «Мир Мой даю вам; да не смущается сердце ваше. Сие сказал Я вам, чтобы вы мир имели во Мне ( Ин. 14:33 ), ( Ин. 16:27 ). Веруйте в Бога, и в Меня веруйте; в дому Отца Моего обителей много». Неужели вера в Господа Иисуса Христа не действует в вас любовию и молитвою, когда вы говорите Самому Ему: «Все достойно и праведно: суд, или помилование Ты изречешь, Господи Иисусе! И да будет во всем воля Твоя!?» Не елей ли это, укрощающий волнение моря мысленного? – Вот и в письме твоем за этим восклицанием вижу, мысли твои получили было спокойнейший ход, хотя они и не то, что сие восклицание: «Ежели мне здесь сделать отчет в делах моих; то я должна сказать, что дел, так называемых добрых, нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Опять: «Отвергнем дела тьмы», как змии скидают старую кожу свою в теснинах, и «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.13:12 ), и знайте, что нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» ( Рим.7:25 ). Опять: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь защититель живота моего, от кого устрашусь» ( Пс.26:1 ). Опять: «Живый в помощи Вышнего в крове Бога небесного водворится; речет Господен: Заступник мой еси Ты, слава моя и возноси главу мою, Бог мой и уповаю на Него» ( Пс.90:1 ). Опять: «Всяк рожденный от Бога побеждает мир, и победа, которою побежден мир, есть вера ваша. Кто победитель мира, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:5 ). Опять: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует вам и всего с Ним? Кто может обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их. Кто дерзнет осуждать? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он одесную Бога и ходатайствует о вас» ( Рим.8:31 −39). Сии и другие премногие изречения слова Божия, приемлемые благочестивыми душами, в скорби и огорчении сущими, без сомнения могут услаждать горести их, врачевать и питать их. И потому Апостол Павел, прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви, весьма хорошее наставление преподал им, сказав: «Ныне, братия, поручаю я вас Богу и Его благодатному слову» ( Деян.20:32 ). И вы, достопочтенный муж, всегда имеете у себя источник сладчайших утешений, врачеваний и чистейших учений в св. Писании, могущем умудрить вас во спасение верою во Христа Иисуса. Если же по временам имеете нужду и в помощи ближнего, который бы вам почерпнул и подал живой воды из сего источника, или составил для вас полезное врачевство из сих спасительных слов, то ее имеете ли святителя, право правящего слово Божией истины? Когда уже были написаны эти строки, узнаю, что десница Господня произвела изменения в обстоятельствах ваших, и что вы восторжествовали в Боге Спасителе вашем над всеми сомнениями и опасностями, которым вас подвергнуть думали. Будем предавать себя самих и друг друга со всеми немощами нашими Божию милосердию и водительству. Будьте все благополучны в Господе. 4 Февраля 1838 г. Бийск. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Павел, – Иоанн Богослов: Возлюбленные! Мы уже дети Божии; но еще не открылось, что будем; знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему: ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него (в невидимом) очищает себя, так как Он чист. А Св. Павел: несмотря на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно. И паки: горняя мудрствуйте, а не земная; горняя мудрствуйте, идеже есть Иисус Христос, одесную Бога седяй. Все это – грады убежища и спасения, отверстые для нас в откровении Божественном, как в объятиях Отца небесного. Иногда в сих самых словах из песни невестоводительства: «Объятия Отча! Обнищавшее сердце!», вы увидите во время бегства вашего как бы пещеру, в которой, как в крове Бога небесного, водворитесь, дóндеже прейдет беззаконие. Словом, по настоящему понятию моему мрак веры есть спасительная сила смерти Христовой, действующей в верной душе и ее осеняющей. Но сила смерти Господа Христа сопровождается силою Его воскресения, силою жизни Его, и жизни вечной. Ибо Христос воскрес из мертвых, к тому уже не умирает, смерть Им к тому не обладает. И: «Я был мертв, и се живу во веки веков, аминь. И имам ключи ада и смерти». – Я написал сии слова потому, что они пришли на память теперь, и я вспомнил, как они были некогда и для моей души приятны, питательны, сладостны. Христос воскрес из мертвых; к тому уже не умирает, смерть Им к тому не обладает. Смерть Им к тому не обладает! Mon frere! Смерть Им к тому не обладает! И Сам Он явился Иоанну на острове Патмос и сказал: «Я мертв был, а ныне жив, и се живу во веки веков, аминь. И имам ключи ада и смерти. Я хотел продолжить убогое слово о смерти таинственной; но сие слово Ап. Павла обдержит ум мой: Смерть Им к тому не обладает! Смерть Им к тому не обладает! – Я мертв был, а ныне жив, и се живу во веки веков, аминь. И имам ключи ада и смерти!» – Слава Ему и поклонение! Описание состязания вашего в защищении веры и Церкви Христовой, и все письмо, которое получил я летом по возвращении с Телецкого озера, было приятно и утешительно для меня до умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Павла: Умросте, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге; древняя мимоидоша, се быша вся нова; равно как и сии слова Иоанна Богослова: Всякой, пребывающий во Иисусе Христе, не согрешает; всякой, рожденный от Бога, не творит греха; ибо семя Его в нем пребывает, и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Иное дело – творить грех, и иное – иметь грех: имеют грех, как бремя, и те, которые возрождены во Иисусе: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем: творят же грех – рабы его, тлеющие в ветхом Адаме; ибо Господь сказал: всяк творяй грех , т. е. с полным произволением предающийся и работающий греху, есть раб греха. А наперсник Христов говорит: Дети мои! Сие пишу я вам, чтобы вы не грешили; впрочем, если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Но к чему хочу привести вас, усерднейшая сотрудница, сею нитию мыслей? К тому, чтобы мы с вами не сбивались с истинного к истинной жизни пути, который нам показал Иисус Христос, когда сказал: Аз есмь путь, истина и живот; чтобы мы с вами не думали самодельщиною своею прибавить к возрасту преспеяния во Христе локоть един; чтобы мы в самолюбивом стремлении к чистоте совершенства и к полному освобождению от самолюбия, не предваряли времени искупления вожделенного и окончательного, сего времени, которое во власти Божией, – чтобы мы в суетливости горделивой и своенравной не бегали из угла в угол, безрассудно изменяя дела служения; но чтобы, веруя в простоте сердца, что Бог , начав Свое святое дело в вас, совершит оное, как и когда благоугодно Ему, усердно старались угождать Ему трудами всякими – внешними и сердечными. Вот я сего дня читал первое послание Св. Петра; он говорит: Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божией, – по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа. Прилагая сие слово к вашим трудам, скажу и я, что книги св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски, Гаввафа». А был канун Пасхи, час около третьего (см. Ин.19:13–14 ). Так в точности передают Книги и собственноручно изготовленный Евангелистом экземпляр, который до теперешнего времени милостью Божьей хранится в святейшей Эфесской Церкви, и там к нему прикладываются верные. И опять говорит тот же Евангелист: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» ( Ин.19:31 ). Итак, в тот день, когда иудеи намеревались вечером есть Пасху, был распят наш Господь и Спаситель, Иисус Христос, став жертвой для тех, кто намеревался обратиться к вере в Его мистерию, согласно с тем, что было написано у блаженного Павла: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). И не правы некоторые, увлекаемые незнанием, настаивающие, будто Он был предан, вкусив Пасхи, – этого мы не знаем из святых Евангелий, и никто из святых Апостолов не передавал нам этого. Итак, в то время, когда наш Господь и Бог Иисус Христос пострадал за нас по плоти, Он не вкусил по закону Пасхи; но, как я сказал, Сам Он, как Настоящий Агнец, был принесен за нас в жертву в благоговейный праздник Пасхи в день Приготовления, в 14-й день первого лунного месяца. Наконец, изменился и устав Пасхи, ставшей Пасхой истинной: ибо в нашу Пасху за нас был принесен в жертву Христос, как сказано выше и как учит сосуд лучших (мыслей) – Апостол Павел. А было Приготовление, час около третьего, как в точности передают книги и собственноручно изготовленный Евангелистом экземпляр, который до теперешнего времени милостью Божьей хранится в святейшей Эфесской Церкви, и там к нему прикладываются верные. IV. (Из сочинения) святого Петра, епископа Александрийского и мученика О том, что душа не существует ранее тела Предложив (рассуждения) о Божественности и человеческой природе Второго Человека от Небес, согласно с блаженным Апостолом в первых главах, мы сочли необходимым предложить (рассуждения) о человеке, земном, из земли происшедшем, чтобы показать, что один и другой произошли в одно и то же время, поскольку отдельно говорят о человеке внутреннем и внешнем. Ведь, если, по спасительному Слову, сотворивший внутреннее, сотворил и внешнее, то, конечно, сразу и в то же самое время, то есть в тот же самый день, когда сказал Бог: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» ( Быт.2:26 ). Из этого ясно, что (человек) происходит не от соединения как бы существовавшего прежде некоего места: ведь если земля по повелению (Божьему) произвела и других одушевленных животных, тем более взятый Богом ком земли получил одушевленную силу по замыслу и по энергии Божьей. V. Из поучения святого Петра Александрийского

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пожелаем сами себе и друг другу от Бога, чтобы Он дал нам, как и Ап. Павлу, дух силы, и любви, и здравомыслия ( 2Тим. 1:7 ). Известно, что в припадках горячки человек обнаруживает в несколько раз больше силы нежели сколько имеет ее, когда здоров. Но и узы любви без здравомыслия означают особенного образа рабское состояние в грехе; здравомыслием же сопровождаемая любовь и сила есть даяние доброе, и дар совершенный, свыше сходящий от Отца светов ( Иак. 1:17 ). Односторонности искони ведут бедное человечество многоразличными путями к многоразличным заблуждениям ума и сердца. Не Тот же ли Создатель дал человеку разум, Который и чувствительностию одарил его? Не один ли Бог сотворил сердце и голову? Он есть един, хотя и три в Едином, и во всех произведениях сего первообраза всякой истинной красоты мы видим печать единства, которою знаменуется многоразличие. Не проявляется ли сия истина и в ответе Иисуса Христа одному книжнику, который спросил Его: Какая первая из всех заповедей? Иисус ответствовал ему: «Первая из всех заповедей есть сия: слыши Израиль Господь Бог наш, есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею; вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12:29–31 ). Вы видите, как разнообразие сил, составляющих это сотворенное: Я, которое Единый вечный, Единый достойный сказать о Себе: Я, в высочайшем и глубочайшем, в обширнейшем и бесконечном, в независимом и неограниченном смысле и силе этого слова, сотворил по образу и по подобию Своему, – вы видите, как это разнообразие в порядке закона Божия приводится в единство, скрепляемое любовию к Богу, и как это разнообразие человеков, союзом истинной и чистой любви связуемых, в каждом из них соединяется с Богом, и из всех составляет единство, подражающее единству Единого, в Троице славимого; вы видите также, что истинная любовь к Богу – любить Его не только всем сердцем, и всею крепостию, но и всем разумением, так что и разум любообилен, и любовь благоразумна, и он и она укрепляются Господом и могуществом силы Его ( Еф. 6:10 ). Теперь мы видим, как надобно понимать сие слово Ап. Павла: «Не дух боязни дал нам Бог , но дух силы, и любви, и здравомыслия» ( 2Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010