Позднее Господь сказал Своему пророку: «Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» ( Исх.11:5 ). И ниже «сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» ( Исх.13:1, 2 ). В Евангелии говорится, как Дева Мария «родила Сына Своего первенца» и наречено было «Ему имя: Иисус» ( Мф.1:25 ). После распятия «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Апостол Павел пишет, обращаясь к верующим: «Но вы приступили к горе Сиону... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). В Откровении Иоанна Богослова говорится, что Христос «есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных» ( Откр.1:5 ). Ниже о первенцах говорится: «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Первенец рождён первым, причём, не вдовой, «а вышедшей замуж девицей» 78 . Он обладает правом первородства – это «посвящение Господу ( Исх.22:29 ), особенное достоинство по самому первородству ( Быт.49:3 ), двойная часть из отцовского имущества ( Втор.21:17 ) и – в царском семействе – наследие престола по смерти отца ( 2Пар.21:3 ). Старший сын, во время отсутствия отца, был его представителем в доме» 79 . Первенец посвящался Богу. «Посвящение Богу первенцев состояло в том, что перворожденного мужского пола приносили в храм, и здесь он был представляем пред Господом... для выкупа 5 сиклями серебра... Согласно этому, и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим» 80 , во храм Соломонов. Этому событию в православном Месяцеслове посвящён праздник Сретения, когда Богомладенца Христа принесли в Иерусалимский храм. В каноне праздника читаем: «Перворожден из Отца прежде век, Перворожден Младенец из Девы нетленныя» 81 . В последнем ирмосе канона прославляем Бога: «Перворожденное Слово, Отца Безначальна Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пользуясь в благочестивой домашней жизни святой водой, полезно знать о ней. Освящение воды основывается на самом её значении в творении, на учении Священного Писания , на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благодатное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой. Вода занимает важное место в нашей жизни и быте. Это один из элементов мироздания ( Быт.1:2 ), как об этом повествуется в святой Библии . Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» ( Быт.1:9–10 ). Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет и более высокое значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании . Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» ( 4Цар.5:14 ). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:4 ). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный ( Ин.9:2 ). В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...». В этот праздник в православных храмах совершается чин освящения воды. Церковь молится при этом, «О еже освятитися водам сим, силою и действием, и наитием Святаго Духа...»; «О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действом, и наитием Святаго Духа...»; «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...»; «О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...». В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты и Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть ее, воду. – а. М.) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену да вси почерпающий и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется «великая агиасма», то есть великая святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

– Потом: «Пожалуй!», и пошли опять зыби: «разум тупеет», не думай так; иначе сама притупишь его; «иногда трех перечесть не в состоянии» помилуй; к чему поведут нас такие преумаления? к смирению? совсем нет. Смирение от истины, и для него довольно того, о чем свидетельствует Слово истины в священном Писании; смирение дом мира, и дом молитвы, смирение – дом Божий; смирение исповедует грехи свои и взирает на Иисуса Христа распятого и видит Бога-Отца благословляющего помилованных в Возлюбленном, и новые приемлет дары и благодать на благодать от полноты Иисуса Христа и таким образом исцеляется ( Ин. 3:14 ), ( Евр. 12:1, 2 ). – «Сколько я и вас обманывала, и с намерения, и без намерения, по привычке». Вот поворот на истину и смирение; но вы не соизволили пройти далее, и прямо не объяснили, когда и как говорили и поступали винтально. Это лучше было бы всех приговоров о себе, каков этот, например: «Вот, батюшка, что я: мерзость, скверность, грех " . Все это весьма естественно, всему миру объявлено и не новое, а ветхое; ветхое же умирает, а новое возрождается. И свет во тьме светит, и тьма не объемлет его; а между тем тьма проходит, и свет истинный светит победоноснее и торжественнее, и это будет продолжаться, пока всяческие исполнятся света, небо, земля и преисподняя ( Ин. 1:5 ), ( 1Ин. 11:8 ). Замечательно, что вы в другой раз, если не ошибаюсь, величаете меня, называя батюшкою. В первые годы вы писывали: отец мой; но потом называли меня братом о Господе, по моему желанию; теперь же, если будете писать, то всего легче называть меня (терпимым ради Христа) Архимандритом, или служителем церкви, а служащие со мною, не исключая и девицы С. В., называют меня в бумагах своих настоятелем: «преподобнейший о Господе» (т. е. достопочтенный ради Христа настоятель). – Ты можешь вспомнить, незабвенная с. во Христе Иисусе Ек., что я никогда не изъявлял желания называться отцом твоим, и никогда не брался быть твоим руководителем, и не внушал тебе, будто я твой руководитель. Ты исповедовала при мне согрешения твои Господу, как и при всяком другом служителе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедь Митрополита Иосифа в день памяти святителя Николая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. По имени твоему тако и житие твое. Что это значит? Каждая вещь, каждый предмет имеет свое имя. Имя обозначает свойство и отличительную черту предмета. Так, часами называют предмет, указывающий время, градусником – предмет, указывающий температуру. Каждый человек, в отличие от другого, тоже имеет свое имя. Вот и празднуемый ныне святитель имеет имя Николай. Николай слово греческое, оно означает «победитель». Но, скажете вы, мы никогда не слыхали, чтобы он был полководцем и побеждал супостатов, завоевывал города и вообще был военный. Да, но кроме обычной брани есть еще особая борьба. Это борьба внутренняя, борьба человека с самим собою. Каждый знает, что у него есть и добрые желания, и слова, и дела, но есть и злые желания, преступные дела, нехорошие слова. Достаточно проследить один день, и каждый заметит, что у него бывает и то и другое. Плохое называется грехом, а хорошее – добродетелью. Человек сожалеет о плохом, нехорошем, но... опять делает его. Эту борьбу с грехом святой апостол Павел описывает так: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим.7:19–25 ). У каждого из нас бывает борьба со грехом. Всякое повторение того или иного дела рождает привычку, повторяемая привычка, если это дело греховное, обращается в страсть. Страсть – это почти неизлечимая хроническая болезнь души. Евангельский пример Иуды показывает, как страсть сребролюбия сделала его из апостола – предателем. А литературные примеры Плюшкина у Гоголя, Скупого рыцаря у Пушкина показывают, как страсть, захватив всего человека: его ум, сердце и волю, – губит его. Господь сказал: «Всяк творяй грех, раб есть греха». Христос избавил нас от греха, указал путь, дал благодать в помощь, и всякий, идущий за ним, побеждает грех . Святитель Николай пошел по этому пути борьбы со грехом и с Божьей помощью победил его. Вот почему в церковной службе и указано «по имени твоему и житие твое». Вот какой он победитель. Но он не только победил грех, но он еще стяжал и добродетель. В тропаре Святая Церковь его характеризует как «правило веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

С. наша о Господе Е. Ф.! Что мне сказать о той особе, которой послания ты прислала ко мне, чтобы я со вниманием прочитал их? Вот сам Ап. Павел вместо меня отвечает тебе, говоря то, что внушил ему Дух Святой: Не судите прежде времени, пока не приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ). Но тут же дает он и правило, руководствующее к здравому рассуждению в делах духовных: Не умствовать больше того, что написано, и не превозноситься одному пред другим (ibid. 6). А что и в самом состоянии Богодухновенности рассудительность не только имеет место, но и необходима для спасения от заблуждений, которые бывают тем ужаснее и бедственнее, чем возвышеннее оное состояние, – это видно из следующего изречения сего же Апостола: Не дух боязни дал нам Бог, но дух силы, и любви, и здравомыслия. ( 2Тим. 1:7 ). Итак, где сила Божия и где любовь Божия, Духом Святым изливающаяся в сердце преданное Господу Богу Иисусу Христу ( Рим. 5:1–5 ), там видно и здравомыслие, утверждающееся во всяком благопотребном рассуждении на свидетельствах священного Писания. Ибо «Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен» ( 2Тим. 3:16, 17 ). И что воинствующим против духа лжи и обольщения оттуда надлежит получить духовный меч, который есть слово Божие ( Еф. 2:17 ), – сие нам показал Сам Спаситель примером Своим, когда был искушаем сатаною в пустыне, и победил, поражая его словами Божиими из священных Писаний: «Писано есть ( Мф. 4:4 .) – паки писано есть» (ibid. 7), «отойди от Меня, сатана, писано бо есть»... (ibid. 10). Но здесь и то, между прочим, достойно внимания нашего, что когда диавол приметил, каким оружием действует Иисус Христос, тогда и сам начал было свидетельствоваться Библиею, но Господь показал ему, что он неправо толкует ее, и истину Божию старается обратить в ложь, и потому при третьем искушении диавол уже не обращается к Библии , но является в личном характере сатаны, то есть гордости, и гордость думает возбудить в Иисусе, называет себя царем всемирным, и говорит: если Ты поклонишься мне, то будет все Твое ( Лк. 4:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Современное секулярное общество сформировало мнение, подхваченное неоязычниками, что идеал христианина – это самоуничижение, пассивность и безынициативность. В своих книгах и статьях, направленных против Православия, неоязычники очень часто эксплуатируют подобные образы, противопоставляя «смиренному христианину» «свободного язычника». В связи с этим рассмотрим, что же на самом деле говорит Православное вероучение о человеке и его предназначении, а также разберем некоторые понятия, превратно трактуемые безбожниками.      Можно ли стать богом? Первые строки Библии повествуют нам о творении Богом нашего материального мира. Венцом Его творческого замысла явился человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1: 26– 27). Современный греческий богослов архимандрит Георгий (Капсанис) , комментируя данный текст, писал: «Сотворение по Своему образу было таким дарованием, которым Бог наделил только человека и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога». Этот дар включал в себя разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и вожделение совершенства и Бога, личное самосознание и всё, что поставляет человека над остальным видимым творением, делая его личностью. Другими словами, всё то, что делает человека личностью, даровано ему по образу Божию». В Новом Завете апостол Петр говорит следующие слова, обращаясь к христианам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой…» (1 Пет. 2: 9). Православная Церковь, в отличие от многих других религиозных течений, рассматривает человека как венец Божиего творения, цель создания которого очень высока. Преподобный Макарий Египетский , живший в IV веке, писал: «Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты – род избран, священен и язык свят».

http://pravoslavie.ru/97337.html

Сосед поверил ему и начал ходить в церковь. Так как он стал ходить постоянно в церковь, то Бог благословил его, и он разбогател. Тогда сказал ему тот добрый советник: «Знаешь ли, брат, сколько пользы принес твоей душе и состоянию твоему мой обман ради Бога? Но поверь мне: я ничего не находил на земле, как думал ты. Не ради золота я хожу в церковь. Но так как Бог сказал: Ищите прежде Царствия Божия... и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ), то я так и говорил тебе, и хотя я солгал, но не согрешил, ибо и я приобрел, и ты нашел то, что я говорил». Итак, счастье – в благочестии, счастье от хождения в церковь , счастье от слушания слова Божия и исполнения его. Испытайте – и сами узнаете истину этого. Счастлив тот, кто ищет не наживы имущества, а обогащения познанием слова Божия. Блажен, кто любит наполнять себя не духом винным, а духом Божиим. Блажен, кто отверзает уста для славословия Божия: он будет вдыхать в себя духа благодати Божией. Благо тому, кто научится назидать себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах своих Господу. Они обогащаются словом Христовым; слово Христово делает человека духовным и вводит его в жизнь вечную. Открывая настоящее собрание, мы желали бы дать вам, возлюбленные, возможность хотя раз в неделю слушать слово Божие, доставляющее человеку истинное счастье, – и не только слушать его, но и участвовать в пении псалмов и песней духовных. В числе других песнопений вы услышите здесь такие, которые прежде здесь не были воспеваемы. Это песнопения из так называемой «Лепты». «Лептой» назван сборник духовно-нравственных песнопений, заключающийся в двух книжках. Первая книжка этого сборника принадлежит основателю Алтайской миссии, мужу духовному, архимандриту Макарию (см. прим. 36). Свою книжку он называл «Лептой» в память той лепты, которую евангельская вдовица опустила в церковную сокровищницу. Немного принесла она, но в этом немногом было все достояние, которое она отдала с усердием и за это заслужила похвалу от Господа ( Мк.12:42–44 ; Лк.21:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Толк(ование): «Аще убо покааниа же не помыслят сотворити, не получат ни единаго милованиа, и аще будут в них Ное и Иов и Данил, сии убо своея правды отъемлют плод, а их не избавят от грядущиа казни. Сиа же три мужи намени, понеже и сии каятися, ни Ноем избави от потопа, ни Данила от пленениа, ни Иововы дети приаша отча правды успеха». И паки Иоилем пророком глаголет Господь Бог: «Аще бо по повелениих моих ходите и Заповеди моя соблюдете и творите я, дам дождь во время его и земля даст жита своя, и древа полская дадут плод своих, и постигнет ворошитба ваша и точило постигнет сиание, и ясте хлеба вашего до насыщенна, и поживете крепостию на земли вашей И дам мир земли вашей, и не будет устрашаяй вас и поженете враг ваших, и падут врази ваши пред вами и призрю на вас, и благословлю вас, и возвращу вас, и умножу вы и ясте ветхая ветхих и ветхая от лица новых изринете аще ли не услышите Мя, ниже сотворите повелениа Моя, но преслушаете их, послю на вас запустение, и сеяти имаете вотще семена ваша, и поядят труд ваших супостата ваши, и поженут вас ненавидящий вас, и бежите никому же гонящу вас и будет во тщету крепость ваша, и земля ваша не даст семя свое, и древа селная не дадут плода своего, понеже вы ходисте к мне на страну, и Яз пойду к вам гневом пространным» ( Лев.26:3–21 ) – глаголет Господь. И во Втором Законе Богом речено бысть: «Аще ли не послушаете Мене, ни сотворите повелений Моих и не престанете от злоб своих и Аз сотворю сице вам, и наведу на вы сухоту и сеете во тщету семяна ваша, и изъедят труды ваша противнии ваши, и отвращу Лице Мое от вас, падете пред враги вашими, и поженут вы ненавидящий вас, и побегнете никомуже гонящу вас и сокрушу досаждение гордыни вашей, и положу небо вам яко железо и землю яко медяну, и будет вотще крепость ваша, и земля ваша не даст семя свое, и древа селная не дадут плода своего И послю на вы звери дивии, и поядят скота ваша и потом пошлю на вы мечь» ( Лев.26:14–25 ), един сто гонит, а сто тмы ( Лев.26:8 ), и «будет земля ваша пуста, и двори ваши будут пусты» ( Лев.26:33 ), «яко вы ходисте ко мне страною, и Яз пойду к вам в ярости страною» ( Лев.26:40–41 ), – глаголет Господь Бог святый Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Увы, исторически этого чуда с Израилем, с северным десятиколенным царством не произойдет. Неверная жена (Израиль) не воротится к своему мужу (YHWH). Но пройдут поколения, и о необходимости обновления завета, восстановления отношений с Богом начнут твердить пророки южного, Иудейского царства. Заключение нового союза, Нового Завета будет уже не метафорически, как у Осии, а прямо предсказано через полторы сотни лет после него иудейским пророком Иеремией: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер 31:31-32).  А еще через несколько веков этот завет будет заключен, причем уже не только с израильским народом, но со всем человечеством, когда на Тайной вечере Посланник Завета (ср. Мал 3:1) и Мессия произнесет: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14:24.Ср. параллельные места у Мф и Лк); «Сия чаша есть новый завет в Моей крови» (1Кор 11:25). Новый завет – новая кровь, ибо нет завета без пролития крови. …Я увлеку ее… Неверная жена должна быть выгнана навсегда, с полным лишением всех прав. Но муж по-прежнему любит ее сильной, безрассудной, первой любовью, и посему у него возникает план, как вернуть себе возлюбленную. Русский Синодальный перевод здесь смягчает: увлеку ее, хотя в еврейском тексте говорится: соблазняю ее. Именно это означает глагол в биньяне piel (впрочем, как и в других биньянах): «Если соблазнит () кто девицу необрученную и переспит с нею…» (Исх 22:16); «Сын мой! если будут склонять тебя () грешники, не соглашайся» (Притч 1:10); «Если сердце мое прельщалось () женщиною…» (Иов 31:9) и др. Ср. также Суд 14:15; 16:5 и Иер 20:7. LXX: πλαν, заставлю блуждать, или собью с пути. Vulgata: lactabo,  приманю. Церковнославянский перевод: соблажню. Архимандрит Макарий (Глухарев): убежду; Андрей Десницкий: очарую; перевод РБО: выманю.

http://bogoslov.ru/article/4784932

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010