Иоиль происходил от колена Рувимова; и умер и погребен он в земле Рувимовой. Имя Иоиль толкуется: крепость Господня. Глава 1 (1) Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву. Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во время четырех царей их, которых представляет под образом четырех казней египетских. Одно зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за другим следовали цари. (4) Останок гусениц поядоша прузи крылатые, налетевшие на синагогу израильскую; ибо в землю израильскую вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы; второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий - Сеннахирим, это - мшицы; четвертый - Навуходоносор, это - сиплеве. Посему, смысл пророчества таков: останок гусниц, то есть оставленное Феглаффелассаром, поядоша прузи, то есть Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве, то есть Навуходоносор. (6) Язык взыде на землю Мою; это - Сеннахиримово войско; оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. (5) Утрезвитеся пиянии, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино. Таинственный смысл слов сих тот, что у людей грешных отъемлется божественная радость, представленная здесь под образом вина. (8) Восплачися, как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем. Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее. (10) Изсше вино, погибли маслины. (11) Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари. Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели: но сие не принесло плода. (12) Древа изсхоша, потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим. (11) Посрамишася земледелатели, и нет Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом Пророк именует древо жизни, - святой крест, принесший роду человеческому плод нетления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1088...

4) Пр. Иоиль приписывает, по мнению Меркса, большое значение обрядам: а) посту и b) хлебному приношению и возлиянию. а) Пост у Иоиля, говорит Меркс, имеет своей целью споспешествовать услышанию молитвы, служить как бы ,,ala precum“. Но этого воззрения нельзя – будто – найти ни у одного древнего допленного пророка. Напротив, пр. Иеремия, например, говорит: ,,если они (израильтяне) будут поститься, Я (Иегова) не услышу“ ( Иер.14:12 ). Исаия телесному посту предпочитает нравственные дела ( Ис.58:6 ). Даже Захария, пророк послепленный, желает пост четвертого, пятого, седьмого и десятого 28 месяцев видеть обращенным в радостный праздник ( Зах.8:19 ). Таковы, говорит Меркс, суждения о постах и вообще всех древних пророков. Все отвергают его: один только Иоиль предписывает, а потому и не может быть отнесен к древнему, допленному времени. Только во время плена и после него у евреев вошел в силу обычай поститься. Так известно, что пр. Даниил пред получением Божественного Откровения о седьми седьминах „подвизался в молитве, молениях, в посте, и вретище, и пепле“ ( Дан.9:3 ). Ездра, при возвращении евреев из плена Вавилонского назначил пост у реки Агавы ( 1Ездр.8:21:23 ). Неемия, когда услыхал, что иудеи, возвратившиеся из плена в Иерусалим, находятся в великом бедствии, „печалился несколько дней и постился“ ( Неем.1:2–4 ); а из 9:1 его книги видно, что однажды постились и все сыны израилевы, когда, после построения стен Иерусалима, они в 24-й день месяца Тисри „исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих“. Точно также иудеи назначили пост, когда Артарксеркс издал повеление истребить всех их ( Есф.4:3:16 )·, после же избавления от такой грозившей им опасности, постановили ежегодно поститься в праздник Пурим ( Есф.9:31 ). Известно, наконец, что Иудифь постилась во все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами, суббот и пр. ( Иуд.8:6 ). Так развился в послепленное время обычай поститься. Отсюда, по мнению Меркса, следует, что Иоиль, повелевая назначить всеобщий пост, чего будто не сделали бы допленные пророки, ясно показывает, что он живет после плена (Мегх. S. 31 f.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

И во 190 (1682) году брату ж Нашему, блаж. памяти Вел. Государю, и нам Вел. Государям били челом из полону выходцы того ж монастыря архимандрит Иоиль с братьею: Нашего де Вел. Государей жалованья денежные руги и хлеба на 190 год и в церковь на свечи воску им не дано, для того что в 188 году, как воинские люди тот монастырь воевали и его архимандрита с братьею имали в полон и брата нашего блаж. памяти Вел. Государя жалованную грамату взяли ж, а без Наших Государевых грамат из разряду и из приказу большия казны Нашего Государева, денежнаго и хлебнаго жалованья и воску им не дают... И мы Великие Государи пожаловали Святогорскаго монастыря архимандрита Иоиля с братиею, велели Наше Вел. Государей жалование на 190 год выдать и впредь погодно давать в тот монастырь на Валуйке, по прежнему указу брата нашего блаж. памяти Государя, деньги из таможенных кабацких доходов, а воск из кабацких же медовых ставов, а хлеб из валуйских житниц... Писано на Москве лета 7191 года генваря в 21 д.». Грамота не объясняет, как избавились из плена пленные архимандрит Иоиль и братия, и все ли избавились. Очень хорошо известно, что татары не отпускали пленников даром, сострадания они не знали, и чем значительнее был пленник, тем тяжелее назначали выкуп. Известно также, что церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных. Но известно и то, что денег, собираемых государством, очень часто недоставало для выкупа всех пленных. Потому-то если не поспевала помощь или любви родственников, или любви сострадательной к каждому ближнему, многие пленные долго томились в плену и умирали пленниками. Таким образом, в Святогорском Синодике на стр. 64 записан «род иеромонаха Ионы» и здесь же: «пленени Прокопия, Анатю (Анатолия)». Во время пребывания о. Иоиля в плену управлял монастырем строитель иеромонах Иоаким. При нем татары появлялись близ монастыря в июне 1680 г., и их ждали в Святых горах в январе 1681 г. Так говорит Чугуевская переписка. Возвратившийся в ноябре 1682 г. из плена архимандрит Иоиль вступил снова в управление монастырем и исходатайствовал (янв.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Здесь пророчески изображаются нашествия иноплеменников. Преподобный Ефрем Сирин толковал так, что гусеницы – это Тиглатпалассар, саранча – Салманассар, черви – Сеннахирим, а жуки – это Навуходоносор т. 6, c. 112]. Это опустошение страны есть прообраз Дня Господня, который приблизился. Пророк говорит: «Препояшьтесь [вретищем] и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (Иоиль 1:13-15). Снова День Господень предстает не как торжество и прославление Израиля, а как катастрофа. Сначала локального характера, хотя сам приход саранчи для восточных стран, конечно, катастрофа. В литературе есть весьма впечатляющие описания, изображающие саранчу, которая движется как вал, который ничем нельзя остановить, который засыпает все рвы, гасит огонь и своей массой уничтожает все, что только может расти. Но постепенно масштаб бедствия расширяется. «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов» (Иоиль 2:1-2). Исторически здесь изображается грядущее ассирийске нашествие, но одновременно упоминание тьмы и мрака, а также всех жителей земли, сразу отсылает нас к тому, что мы видели уже у пророка Амоса. «Вид его, как вид коней, скачут, как всадники по вершинам гор, с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве» (Иоиль 2:4-5).С начала нападающие изображаются как опытное и бесстрашное, но все же человеческое войско, но дальше: «Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.

http://sedmitza.ru/lib/text/431396/

к близъ день Господень на юдоли сдебнй. Так переводится и с евр. „ибо близок день Господень в долине суда“. Ср. 1:15; 2:1. Погибель язычников есть знак приближения дня Господня. Стих 15-й. День Господень будет сопровождаться страшными знамениями на небе. Солнце и лна померкнтъ и звзды скрыютъ свтъ свой. Объяснения см. в Толков. 2:10. Часть четвертая второй речи пр. Иоиля. Блаженное состояние Израиля. Евр. 4:16–21 День Господень будет страшным только для язычников; для Израиля же Иегова будет тогда защитою (ст. 16) и будет обитать на Сионе (ст. 17). Народ Божий будет блаженствовать; а врагов его, Египет и Едом, постигнет наказание (ст. 18–20): Иегова отомстит врагам евреев за невинно пролитую ими кровь народа Божия. „И Господь, – заканчивает свою речь пр. Иоиль, – вселится на Сионе“ (ст. 21). Стих 16-й. В день Суда Иегова возгремит от Сиона, так что поколеблется небо и земля; но это будет знаком погибели только язычников, для израильтян же Господь будет защитою и обороною. Господь же воззоветъ, и дастъ гласъ свой: и потрсетс небо и земл, Господь же пощадитъ люди сво, и укрпитъ (Господь) сыны Господь же воззоветъ. Евр. , „и Господь от Сиона возгремит“ (буквально „возревет“). Гл. , обыкновенно, употребляется о реве или рыкании льва ( Ам.3:4 ; Суд.14:5 ; Пс.103 ; Евр.104:21 и др.), так что означает: „Господь возревет, как лев“, т. е. явится страшным и грозным, как страшен и грозен лев (ср. Ос.5:14 ). У LXX-mu переведено: δ Κριος Σιν ναερξεται (славян. „воззоветъ“), а в Вульгате соответственно евр. тексту: et Dominus de Sion rugiet. И дастъ гласъ свой. Так переводится и с евр. Ср. 2:11. Словами: „Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима“ начинает свое пророчество Амос (1:2). Если допускать, что Иоиль жил в первые годы царствования Иоаса и, таким образом, – до Амоса, то можно предполагать, как толкователи, обыкновенно, и предполагают, что Амос указанные слова заимствовал у Иоиля. Чем оканчивает свое пророчество Иоиль, с того начинает Амос, пророк, ближайший к нему по времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

В первой главе, пророк обращается к народу, который был доведен тогда до крайнего голода от саранчи и большой засухи 47 . Общее бедствие так велико, что ежедневные жертвоприношения не могут уже быть совершены, и само святилище находится в состоянии запустения. Иоиль убеждает весь народ обратиться единодушно, с пламенными молитвами, к Иегове 48 . Вторая глава есть только большее развитие первой. Иоиль описывает в ней с разными подробностями саранчу и ее вторжение, и эта потрясающая картина представлена весьма художественно 49 . Он побуждает с новой силою и настоятельностью весь народ и всех без исключения (II, 16), искать Иегову от всей души, и обещает, что саранча удалится, и что будущее принесет с собою великие благословения. Мы вскоре узнаем, что обозначает саранча. В третье главе, или скорее в третьей части (II, 28 – III, 21), пророк выступает очевидно из времен настоящих, и говорит об отдаленных еще будущих событиях великой важности. «День Господень» есть уже не один из тех судов, какие Бог посылает на один народ, пожирая бедствием его поля, или передавая его во власть врагов; это – день ужаса для всего мира. Эта третья часть содержит в себе два различных пророчества: первое (II, 28–32) возвещает, что до великого и страшного дня Господня, настанет эпоха благодати и излияния Святого Духа, эпоха освобождения для призывающих Имя Господа, не только для одних Израильтян, но и для «остальных, которых призовет Господь». Второе пророчество (III) показывает нам, что именно произойдет тогда, когда наступит великий и страшный день Господа (III, 3): тогда будет суд над «народами». Всякое земное могущество, враждебное Иегове и Его царству, будет осуждено и предано погибели, между тем как царство Всевышнего, Бога Израилева, будет существовать в мире и славе. Земли врагов будут обращены в пустыни, а святая земля Иудейская превратится в блаженный рай. Все грехи 50 , даже самые великие и те, которые оставались долгое время без прощения, будут тогда очищены, и Иегова, которого ничто не будет более удалять от людей, установит Свое постоянное пребывание среди Своего освященного народа ( Апок.21:3 ). Разрушение греха и святое общение с Иеговою, таков конец борьбы, надежды и любви для каждого отдельного лица, как и для всей Церкви в общем смысле; и этою возвышенною мыслью Иоиль заключает свое пророчество, а святый Иоанн – свой Апокалипсис. III

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Глава 14 Осуждена будет Самария , потому что оскорбила Бога своего (Ос. 14:1). Осия или предсказывает это по обычаю пророков, или желает и просит этого у Бога, по ревности (стремлению подражать) праведников, из любви к Богу, подражая в этом Илие, который предсказал наказание народу за грехи его, и наказал. Возьмите с собою словеса Моя, то есть слова покаяния. Изцелю покаяние их, то есть исцелю кающихся. Возлюблю обеты их, по обращении их. Яко отвратися гнев Мой от них (Ос. 14:3, 5). Пойдут ветви его, и будет якоже маслина плодовита… И сядут под кровом Его , то есть под кровом Господним (Ос. 14:7–8). И скажет Ефрем: «Что мне еще и кумиром?» Аз смирих его, Аз и прославлю его (Ос. 14:9), как полный колчан. Пророк указывает на победы поражающих стрелами. Кто премудр и уразумеет… яко правы путие Господни? И праведнии пойдут в них , то есть принадлежащие к дому Езекии, которые воспользовались вразумлениями. А нечестивии изнемогут в них , то есть сыны Ефремовы изнемогут в путях Господних (Ос. 14:10). Поэтому отведены будут в плен за то, что не внимают словам пророков. Толкование на книгу пророка Иоиля Пророк Иоиль происходил от колена Рувимова; умер и погребен он в земле Рувимовой. Имя Иоиль толкуется как крепость Господня. Глава 1 Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву (Иоил. 1:1). Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во времена четырех царей их, которых представляет в образе четырех казней Египетских. Одно зло служит образом другого, подобного ему, зла. На Египет насылались саранча и другие язвы, а здесь один за другим следовали цари. Останок гусениц поядоша прузи (род саранчи) крылатые, налетевшие на синагогу Израильскую, ибо в землю Израильскую вторгались разные войска из Ассирии и Вавилона, под предводительством четырёх вождей. Первый вторгся Феглаффелласар, это гусеницы ; второй — Салманассар, это прузи крылатые; третий — Сеннахирим, это мшицы , четвертый — Навуходоносор, это сиплеве . Поэтому смысл пророчества таков: останок гусниц , то есть оставленное Феглаффелласаром, поядоша прузи , то есть Салманассар, останок пругов поядоша мшицы , то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве , то есть Навуходоносор (Иоил. 1:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

20 июня/2 июля 1892. Суббота. Акаси. Оосака. В восьмом часу собравшимся в церковном доме христианам сказано поучение об Ангеле- Хранителе и о воспитании детей, и затем отправились мы с о. Оно из Какогава в Акаси. В девять часов были в Акаси, отслужили обедницу, – поучение, отпели панихиду, – поучение. Состояние Церкви следующее: по метрике – крещеных 33, но их них 13 – в разных других местах ныне, 8 охладело (три самурая представились верующими, чтобы добыть у Мисима его сочинение против католиков и протестантов и продать его буддистам в Кёото, – убили бобра!), 3 – неизвестно, где ныне, 3 – умерло; остальные 6 и из Дзике одна семья – 4 человека – ныне налицо. Лучшая здесь христианка – Агафья, жена чиновника, но обиженная им, – муж в Окаяма служит и живет с наложницей; лучший христианин – фотограф Николай. Слушателей учения ныне трое надежных есть, говорит катехизатор Иоанн Мияке; жертвуют христиане в месяц 40 сен. Тоже есть и здесь, как в Какогава, ежемесячное женское симбокквай, по средам вечером, когда сами христианки говорят приготовленные поучения. Церковь – еще в зародыше; были в Квайдо, на молитве, ныне четыре женщины, двое детей, фотограф Николай, юноша Хрисанф да семья катехизатора. После службы посещены три дома христиан и дом протестанта, слушающего о православии у катехизатора, по недовольству своим учением. В четыре часа мы отправились из Акаси в Оосака, ибо проповеди для язычников здесь христиане не попросили по какому-то неудобству для них. В Оосака, вследствие предварительного извещения о. Оно, нас ждали ко всенощной, начатой поэтому позже обыкновенного, в семь часов. Христиан в Церкви было человек 35; проповедь – и очень хорошую – сказал Василий Таде. 21 июня/3 июля 1892. Воскресенье. Оосака. С девяти часов обедня, на которой проповедь. После полудня посещение девяти домов: трех сицудзи, катехизатора Василия Таде и гию; домы простых христиан обещано посетить, если время позволит, по окончании здешнего Собора, в августе. Пение в здешней Церкви началось, наконец, двухголосное, и довольно хорошее, – поют все на минорный тон, – несколько печальней и вместе торжественней; «Господи, помилуй» особенно хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

61. Александр Михайлов и кульминация «Народной воли». Казнь 1 марта 1881 года — Александр Михайлов был потрясающий человек, пока его намеренно не доконали в Шлиссельбурге мокрой камерой. Богатырского сложения, он приобрел чахотку. Ведь, собственно говоря, «Народная воля» тогда приостановила террор. После взрыва в Зимнем дворце установилась довольно либеральная администрация графа Лорис-Меликова, народовольцы террор приостановили. Как вдруг Лорис-Меликов устроил еще один процесс, который снова кончился смертной казнью. Вот тогда Александр Михайлов сказал: царь должен быть казнен. Александра Михайлова погубили его твердые правила. Главное для него было сохранять память о товарищах. Была фотография в Петербурге, и ее фотограф делал для тюремного ведомства снимки приговоренных к смертной казни. А Михайлов установил правило, что самые опасные дела нельзя поручать тем, кто стоит ниже тебя в организации. (Кстати, и на это Владимир Ильич позже ответит: нет уж, мы пойдем другим путем.) И Михайлов сам отправился в фотографию. Фотограф догадался, кто перед ним, говорит — приходите завтра. А жена фотографа за спиной мужа жестами показывает Михайлову петлю на шее — мол, виселица тебе, если придешь! Тот с усталости решил, что ему погрезилось, что впадает в паранойю подпольщика. На следующий день он опять пошел туда, и его сцапали. Это была крупнейшая удача полиции. Но последовало 1 марта, с фантастической сценой казни Aлekcahдpa II. Полоумный Рысаков кинул бомбу не глядя, и промахнулся. Толпа сбежалась, уже подошел полицмейстер, некоторые даже закурили. Ошеломленный царь зачем-то кружил по месту взрыва, пока вдруг не пошел сквозь толпу к ограде канала, прямо навстречу неподвижному Гриневицкому. Тот бомбы и не бросал, только уронил ее под ноги. Взорвав себя и царя. Но был в запасе еще удар. Был подкоп, весьма умело устроенный на проезжаемой к дворцу дороге. — Как же. Лавка купцов Кобозевых, знаменитая сырная лавка! — Да, но им они не воспользовались, хоть могли. Полиция сперва на подкоп не вышла. И останься Александр Михайлов на свободе, он бы привел в действие подкоп, и великим князьям еще показал. Михайлов бы непременно отдал приказ, а Тихомиров не захотел. Одни женщины настаивали на новом взрыве — Софья Перовская, тогда еще не арестованная, с Верой Фигнер.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010