1988. P. 49). Прор. Иоиль. Икона из иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. Ок. 1654 г. (ЯИАМЗ) Прор. Иоиль. Икона из иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. Ок. 1654 г. (ЯИАМЗ) Один из самых ранних образов И. сохранился в мозаиках кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565): погрудно, средовек с закрывающими уши короткими темными вьющимися волосами, с узкой полоской усов и бороды. В созданном в 586 г. в монастыре св. Иоанна в Бет-Загбе близ Апамеи (Сирия) Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 5r) имеется полнофигурное изображение И. в белых одеждах, со свернутым свитком в руке; он и прор. Осия представлены по сторонам от таблицы канонов, над сценой «Брак в Кане Галилейской». В полный рост, с недлинными седыми волосами и бородой, держащим в левой руке свернутый свиток, а правой его благословляющим И. изображен на миниатюре сир. Библии кон. VI - нач. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 175v). К кон. VII - нач. VIII (?) в. исследователи относят ростовое изображение И. на небольшой резной плакетке из Лувра сиро-палестинского происхождения, где он представлен на фоне городских стен в хитоне и гиматии, с кудрявыми волосами и короткой клинообразной бородой, в движении, с указующей вверх правой рукой и свитком с греч. текстом в левой. Изображение И. с развернутым свитком, на к-ром написаны слова из Иоил 2. 15, есть в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Ambros. E49-50inf. Pag. 37), созданной в 1-й пол. IX в., вероятно, в одном из греч. мон-рей Рима. В рукописи IX в. «Sacra Parallela» (Paris. gr. 923) 4 образа И. в медальонах (Fols. 63v, 225r, 229r, 232r); в них он неизменно предстает молодым, с темной бородой или безбородым. В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 68v) И. изображен в числе других пророков, чьи пророчества, по мнению автора, подтверждают его видение мироустройства. И. представлен в полный рост, благословляющим книгу, которую держит в левой руке. Прор. Иоиль.

http://pravenc.ru/text/578234.html

В хронологическом порядке Иоиль является первым пророком, оставившем нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, вероятно, при иудейских царях Иоасе и Амасии, лет 800 до Р. Х. Иоиль называет себя сыном Вафуила. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Иерусалим, Сион, храм иерусалимский, богослужение — постоянно на устах пророка. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, — засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми. Главный порок, против которого выступает пророк Иоиль — механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие, и призывает евреев к искреннему покаянию, говоря: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил. 2:12–13).   Нередко в одном пророческом видении Иоиля объединяются события, отстоящие друг от друга промежутками во много веков, но близкие в религиозном плане. Так, например, в видении Иоиля предстоящий суд Божий над еврейским народом сочетается с судом Божиим над вселенной, относящемся к концу мира:   «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата (символическое наименование места суда), ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля» (Иоил. 3:12–18).   Но до великого суда над миром должно произойти сошествие Св. Духа и духовное обновление народа Божия:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Через все речи пророка Осии проходит сравнение между судом и обещанным Богом помилованием. Содержание книги пророка Осии. Вероломство Израиля и безграничная любовь Бога к нему. Господь обличает народ, двор царя, священников. Приговор за преступление – ассирийский плен. Обещание помилования и благословения Божия, если народ возвратится к вере отцов и раскается. КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ. Имя Иоиль означает “Ягве есть Бог”. О его жизни известно, что он пророчествовал в Иудее при царе Иораме, приблизительно с 840 по 820 год до Рождества Христова. Иоиль выступил с проповедью в то время, когда Иудея была опустошена саранчой после долгой засухи. В этих бедствиях пророк видит наказание Божие и предсказывает последний Страшный суд над всеми народами. Иоиль пророчествовал о схождении Святого Духа на людей Его. Но Иоиль – и проповедник покаяния, поэтому его призывы к посту и молитве читаются в Церкви во время Великого поста. Содержание книги пророка Иоиля. Бедствия народа – это Божий суд над ним. Обещания Божии для настоящего и для будущего. Будущий день Господень и Страшный суд. Благословения для народа, когда Господь будет обитать в Сионе. КНИГА ПРОРОКА АМОСА. Амос был первым по времени известным нам пророком-писателем. Иудей из города Фекоя, пастух и собиратель смокв, Амос пророчествовал приблизительно с 780 по 740 год до Рождества Христова. Житель маленького городка недалеко от иудейской пустыни, Амос неожиданно для себя услышал голос Божий, приказывающий ему идти в Северное Израильское царство и проповедовать скорый суд Божий. Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, незаконно построенного царем Иеровоамом II, местный священник изгнал его. После этого пророк не стал говорить при народе, а записывал свои речи. Книга Амоса – это ряд небольших пророческих текстов. В них он учит о едином Боге как Творце Вселенной, говорит о том, что обряды и жертвы не могут заменить добрых дел, обличает грехи народа. Амос утверждает, что все народы равны перед Богом, но избранность Израиля увеличивает его ответственность перед Господом. Есть у Амоса и описание “дня Божия”, суда Его, великого и страшного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иоиль знает, что Самуил, спавший в святилище Силом, услышал во сне глас Божий и прозрел будущее. Соломон проводит ночь в молитве и приносит жертвы, чтобы исполнилось его желание стать справедливым и внимательным к народу монархом ( 1Цар.3 ; 3Цар.3:5 ; 2Пар.1:7 ). Интерпретация снов была развитым искусством в Египте и Месопотамии. Иоиль умеет отделить зерна от плевел. Ложные истолкователи снов осуждаются так же сурово, как и пророки. Он грезит о времени, когда мудрость Господня заполнит землю подобно тому, как вода покрывает дно морей. Он ждет, когда способность мечтать обретут все люди: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил.2:28 ). Глава 2. Жить и продолжать свой род Предсказание будущего Иоиль хочет знать свое будущее и будущее своего народа. Его может знать лишь Бог. Язычники прилагали много усилий, чтобы вырвать у демонов тайны будущего. В Египте и Месопотамии предсказание будущего было столь же принято, как в наши дни: гадалки во все времена стояли на улицах. В Израиле старались ограничить эту практику: Иоиль мог лишь отправиться в Иерусалимский храм или другие святилища и задать свой вопрос священнику, который передоверит его Господу; он отвечал «да» или «нет» через посредничество «ефода» или «урим» и «тумим» 57 – возможно, своего рода игральных костей. Он также обращался к пророкам: они ему помогали советом. Прорицатель часто играл на музыкальном инструменте – считалось, что это дает ему возможность войти в мистический транс для предсказания будущего. Пророческое прорицание имеет, однако, иную природу, чем магия и колдовство, которые широко практиковались в Египте, Месопотамии и Греции ( 1Цар.10:6 ; 4Цар.3:15 ; Втор.18:17 ). Библия упоминает обращение к загробному миру с целью узнать будущее, когда кудесник вопрошает мертвых, часто перед колодцем, который считают связанным с миром теней. Колдун, «иадони», – знаток оккультных наук. Он вопрошал «терафим», маленькие статуэтки, которые хранили дома, в семьях, и которые помогали проникнуть в будущее ( Быт.31:34 ; Суд.17:5, 18:14 ; Ос.3:4 ; Зах.10:2 ). «Меонен» – также ловкий авгур в предсказании будущего через обращение к мертвым ( Лев.19:26 ; Втор.18:10 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.33:6 ). Эти знатоки ворожбы использовали процедуры, которые не всегда можно с точностью воссозать по библейскому описанию. При дворе фараона Иосиф предсказывал будущее с помощью серебряного потира, интерпретируя, вероятно, следы застывшей в нем жидкости ( Быт.44:5 ). Рядом с Вифлеемом были открыты игральные кости, с помощью которых предсказывали будущее 3 тысячи лет назад. В Месопотамии, Египте, Греции была распространена практика чтения будущего по печени жертвенных животных ( Иез.21:26 ) или по звездам ( Ис.47:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1937 г. старец заболел и за два месяца до своей кончины был переведен в монастырскую больницу. В продолжение всего этого времени о. Феодор пребывал в полном сознании, сохраняя ясность ума и рассуждения, часто причащался Святых Христовых Таин и пожелал, чтобы над ним было совершено Таинство елеосвящения. Всех посещавших его старец принимал с присущей ему любовью и со всеми был ласков и приветлив. Находясь в больнице, он первое время ходил на богослужения и только в последние дни, когда телесные силы стали его покидать, слег в постель. С утра 18 февраля о. Феодор стал слабеть и в полдень последний раз причастился Святых Христовых Таин. Затем, по его желанию, над ним был прочитан канон на исход души. В седьмом часу вечера старец мирно, тихо и безболезненно почил со сложенными на груди руками, с лицом, исполненным невозмутимого покоя. Кончина его последовала 5/18 февраля 1937 г. от старческого истощения. Погребен схиигумен Феодор на старом братском кладбище. Так закончились земные дни старца-труженика, делателя молитвы Иисусовой, который за свою праведную жизнь «на Валааме был в большом почете». Для чего нам унывать, нам радоваться надо Иеромонах Иоиль (Волынин) (1873–1937) Иеромонах Иоиль (в миру Иван Волынин) родился 23 мая 1873 г. в Санкт-Петербургской губернии в крестьянской семье. Давнее его желание поступить в Валаамский монастырь, «где каждая пядь земли обильно полита потом монахов и подвижников благочестия», осуществилось 13 марта 1900 г. Послушником Иван Волынин был зачислен 19 октября 1904 г.; пострижен в монашество 10 марта 1907 г. с наречением имени в честь святого пророка Божия Иоиля; 28 декабря 1910г. монах Иоиль был рукоположен во иеродиакона; 30 января 1913 г. – во иеромонаха. Вскоре после иерейской хиротонии он был назначен на послушание при Архиерейском доме в Выборге, а также состоял смотрителем архиерейского имения в Хюмпеля. Однако скоро вернулся на Валаам. В 1931–1932 гг. иеромонах Иоиль исполнял послушание хозяина сада. Работая в саду, он всегда оставлял свою келью открытой, чем проявлял нестяжательность. Однажды у него украли наперсный крест. Узнав о случившемся, некоторые монахи осуждали о. Иоиля, говоря, что он нерадив и сам виноват, и старец смирялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так пророк возвещает тридневное Воскресение Христово, которым Бог оживил всех покаявшихся: ранним утром Он явился женам-мироносицам и оросил дождем Святого Духа иссохшую землю человеческих сердец. Но евреи не желают слушать Творца, и первые грешники среди них – это начальники народа. Богатства их, полученные неправдой, погибнут, и тельцы будут сокрушены, сами же евреи будут разбросаны между народами. Пророк, призывая их к покаянию, говорит: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос. 10, 12 ). Господь, жалея Израиль, вспоминает дни, когда Он воззвал из Египта Сына Своего: «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их» ( Ос. 11, 1–3 ). Здесь речь идет об Исходе, но мы видим и пророчество о Христе как Родоначальнике Нового Израиля – Церкви. По своей жалости Бог не уничтожит евреев, но, как лев, «даст глас свой», и встрепенутся к нему сыновья Его с запада, Египта и Ассирии ( Ос. 11, 10–11 ) – языческие народы, вступившие в Церковь . И, несмотря на все нечестие людей, Бог дает величайшее обещание своей милости: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13, 14 ). В день Пасхи мы увидели, как сбылось это пророчество: Господь вырвал людей из тенет смерти. Следующим пророком был Иоиль (800 год до Р.Х.). Он возвещал грозные суды Бога, предупреждал людей о том, что на Израиль придет саранча, а затем огонь охватит все горы и опалит землю. В ожидании страшного дня Господа пророк повелевает объявить пост и покаяться в своих злых делах: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» ( Иоиль. 2, 13 ). Но величайшим пророчеством Иоиля было возвещение Пятидесятницы: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоиль. 2, 28–29 ). А вслед за этим последует день Суда, когда солнце обратится во тьму и луна – в кровь. Но «всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» ( Иоиль. 2, 32 ). Бог соберет все народы в долину Иосафата около Иерусалима, и там совершится Великий Суд. А после настанет Царство Самого Господа, Который очистит все грехи спасенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Нужно было ехать монастырскому духовнику в город Путивль по монастырской надобности. Эконом, делая распоряжение о приготовлении лошадей для духовника, назначил иеродиакона Авксентия кучером. Сей последний, исполняя приказание эконома, готовился в путь, для чего подмазывал тарантас. В это время духовник, придя уведомиться, готовы ли лошади, увидел иеродиакона Авксентия, который хлопотал около экипажа, и спросил его: «Для кого готовят?» – «Для вас, святой отче», – сказал Авксентий. «А кучер кто со мною?» – «Я, святой отче», – повторил Авксентий с доброю улыбкою. Духовник, смотря на него, покачал головою. Изнуренный и болезненный вид Авксентия, видимо, произвел на него удручающее впечатление. Повернувшись, он пошел прямо к настоятелю и начал упрекать сего последнего, говоря: «Пойди посмотри на того страдальца (Авксентия), доколе ты будешь с ним обращаться немилосердно? Побойся Бога! Он едва на ногах держится и, будучи священнослужитель, назначается мне кучером» и прочее тому подобное 243 . Настоятель, извиняясь тем, что не знал о болезни иеродиакона Авксентия, просил у духовника прощения и сейчас же назначил ему келлию и освободил от всех послушаний и возложенной епитимии. Поселившись в своей келлии, иеродиакон Авксентий начал служить, но здоровье его уже пошатнулось, он уже не имел прежней бодрости и постепенно стал изнемогать и скоро слег на одр болезни: эта последняя усиливалась и быстро двигала его ко гробу. Братия оказывали любовь болящему, часто приходили посетить и послужить ему, а когда появлялся упадок сил, то по приказанию настоятеля его соборовали святым елеем и приобщали Святых Таин. Когда приблизилось время его кончины, в келлии его находились некоторые из братий, в том числе рясофорный послушник Иоиль (впоследствии он же схиархимандрит Илиодор). Духовник, принесший Святые Дары, приобщил Авксентия, который принял Святые Таины в твердой памяти, с чувством благоговения. После чего лежал спокойно. Через некоторое время он начал присматриваться внимательно в заднюю часть келлии к дверям. Здесь стоял Иоиль и более никого. Наконец больной спросил: «Кто это там стоит?» – «Это я, Иоиль». – «Вижу! – сказал он, – а вон далее кто черные, в черных свитах – толпа целая? Прогоните их отсюда!» Иоиль, обратясь, начал указанные места осенять крестным знамением, произнося имя Святой Троицы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». А больной, смотря на это, громко приказывал: «Гони их! Гони! Гони! Дальше гони!» Затем, осмотревшись и, вероятно, не видя противных, успокоился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

к Господь глагола. Так и с евр.: „ибо сказал Господь“, – этими словами Иоиль указывает на непреложность и истинность своего предсказания. Ср. Ис.1:20 . Генгстенберг думает, что Иоиль в 7–8 ст. не изрекает какого-либо определенного пророчества, относящегося к одному известному событию, а говорит „общую истину“, что Господь возвратит рассеянных по далеким странам евреев в их Отечество. Ср. Быт.15:16, 50:24 . Но можно видеть исполнение этих слов пророка и в некоторых частных событиях. Так, прежде всего, если допустить, что Иоиль жил при Иоасе, можно прилагать их ко временам царствования Озии ( 2Пар.26:6 и сл.) и Езекии ( 4Цар.18:8 ), когда евреи победили филистимлян и, очень может быть, многих из них захватили в плен; особенно же ко временам после плена вавилонского, когда Александр Македонский и его преемники многим пленным евреям давали свободу и отпускали их в их Отечество (Ioseph. Antiqq. XIII, 2:3). Известно также, что в послепленное время евреи иногда завоевывали и области филистимские. Так Ионафан осаждал Газу и Аскалон ( 1Мак.10:86, 11:60 ). Александр Валас-Аккарон и присоединил к Иудее часть земли филистимской ( 1Мак.10:89 ). Александр Ианней завоевал и разрушил Газу (Ioseph. Antiqq. 13:3; De bell. 1:4:2). При Селевкидах же Антиох поставил Симона, брата первосвященника Ионафана, „военачальником от области Тирской до пределов Египта“ ( 1Мак.11:59 ). Св. Ефрем Сирин говорит, что пр. Иоиль в словах „вот Я воздвигну“ и т. д. предсказывает о воскресении мертвых при втором пришествии Иисуса Христа (стр. 138); а иудеи времени Бл. Иеронима видели здесь пророчество о том, что Господь предаст в их руки римлян, которых они будут продавать в рабство (Hieronym. Op. t. V, р. 88). Стихи 9 и 10. Во 2-м ст. пророк сказал, что Иегова произведет суд над всеми народами и затем указал (ст. 3–8), что в частности произведет суд над филистимлянами и финикиянами. Теперь (со ст. 9-го) он обращается к изображению всеобщего суда. Иегова повелевает народу Своему готовиться к священной войне с язычниками и перековать земледельческие орудия на оружия (ст. 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

6-го июня 1841 года „Устав Белокриницкого староверского общежительного монастыря“ подписан был настоятелем и прочими должностными лицами, уже назначенными тогда согласно третьей главе Устава: инок Геронтий подписался уставщиком, Онуфрий – ризничим, а сам Павел – письмоводителем; в числе подписавшихся числится и „головщик крылоса инок Алимпий“, незадолго перед тем возвратившийся в Белую-Криницу. 23. Назначение Геронтия в настоятели Белокриницкого монастыря Вскоре после того, как Устав был подписан, случилось в Белокриницком монастыре событие, которое могло бы кончиться весьма неприятно для учредителей старообрядческого архиерейства, но благодаря находчивости Павла и Геронтия имело весьма счастливый для них исход. Настоятель монастыря Иоиль, как нередко бывает у старообрядческих иноков, имел жену и детей, с которыми при пострижении в иночество должен был навсегда разлучиться и, однако же, не прерывал сношений. Раз его жена приехала в Белую-Криницу. Геронтию и Павлу это показалось блазнительным, – они потребовали, чтобы Иоиль отослал жену обратно в Молдавию, откуда она приехала. Иоиль подчинился; но обиды, нанесенной ему пришлыми искателями архиерейства, не забыл: он задумал выпроводить их из Белой-Криницы и удобный повод к этому нашел в известных ему секретных действиях Павла относительно вопроса о метриках: обнаружением этих действий пред Липованами он надеялся легко вооружить против Павла и его сообщников всю липованскую громаду. У него имелись достаточно ясные доказательства: во-первых, статья о родословных книгах, которую Павел внес было в Устав и уничтожил только по его настоянию; во-вторых, показание данное Павлом комиссару Шаловскому, равносильное формальному обязательству пред правительством, непременно достигнуть, чтобы метрики введены были в употребление у Липован. Иоиль действительно рассказал все это липованской громаде и советовал учинить над Павлом, Геронтием и Алимпием суд и расправу. В один праздничный день, после вечерни, огромная толпа Липован, вооруженных дреколием, подошла к монастырским воротам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 178), в день памяти И. 19 окт. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» . В печатных изданиях Типикона (в т. ч. и современных) 19 окт. соединяются последования И., мч. Уара и Октоиха по образцу службы 2 святым без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Последование И., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа «Предведый Божие пришествие во плоти...» (см.: Минея (МП). Окт. С. 460-461); кондак 4-го гласа «Просветившееся Духом...» (см.: Там же. С. 463); канон авторства Феофана с акростихом Χρησμος Ιωλ το Προφτου θαυμσω (Пророчеством Иоиля пророка дивлюся) 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Χορς μν τν Προφητν συνευφρανεται (        ); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее). Лит.: Credner K. A. Der Prophet Joel. Halle, 1831; Wunsche A. Die Weissagungen des Propheten Joel. Lpz., 1872 ; Палладий (Пьянков), еп. Толкование на св. пророков Осию и Иоиля. Вятка, 1872; Иоанн (Смирнов), архиеп. Пророк Иоиль//Рязанские ЕВ. Приб. 1873. 18. С. 512-524; 19. С. 564-567; 20. С. 589-593; 21. С. 611-617; 22. С. 630-635; он же. Св. пророки: Осия, Иоиль, Амос и Авдий. Рязань, 1873; Покровский Ф. И. Время деятельности прор. Иоиля//ХЧ. 1876. Ч. 1/2. 1. С. 3-31; он же. Состав и объяснение книги прор. Иоиля//Там же. Ч. 2. 7/8. С. 3-24; Merx E. O. A. Die Prophetie des Joel und ihre Ausleger von den ältesten Zeiten bis zu den Reformatoren: Eine exegetisch-kritische und hermeneutisch-dogmengeschichtliche Studie. Halle, 1879; Некрасов А. А. Введение в книгу прор. Иоиля//ХЧ. 1884. Ч. 2. 9/10. С. 280-314; 1885. Ч. 2. 7/8. C. 82-98; 9/10. С. 335-371; Николай (Добронравов), архиеп. Книга прор. Иоиля. М., 1885; Preuss G. Die Prophetie Joel " s unter besonderer Rücksicht der Zeitfrage. Halle, 1889; Рыбинский В. П. Пророк Иоиль//ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 250-254; Bewer J. A. Commentary on Joel// Smith J. M. P., Ward W. H., Bewer J. A. A Critical and Exegetical Commentary on Micah, Zephaniah, Nahum, Habakkuk, Obadiah and Joel.

http://pravenc.ru/text/578234.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010