Богослужебное употребление . Из Книги пророка Иоиля берутся три паремии, одна из которых (об излиянии Святого Духа) читается на вечерне Святой Пятидесятницы (Иоиль 2: 23–32), а две другие (из второй и третьей главы о суде Божием) – в среду Сырной седмицы на часах (Иоиль 2: 12–26) и на вечерне (Иоиль 3: 12–21). 25.3. Книга пророка Амоса Пророк Амос пророчествовал во время царей Озии иудейского и Иеровоама изральского в Северном царстве, хотя он был по своему происхождению жителем Иудеи, из Фекои; как он сам пишет (Ам. 1: 1), это поселение, находившееся недалеко от Иерусалима. Мы видим, что, в отличие от многих других пророков, он может быть был простым пастухом. И действительно, если посмотреть на те образы и сравнения, которые приводит пророк, то они действительно гораздо более подходят мышлению и речи сельского жителя, все они берутся из повседневной крестьянской обстановки и при этом не становятся как-то менее глубокими и менее уязвляющими, чем у других пророков. О своем призвании пророк Амос упоминает в связи со следующими обстоятельствами. Служивший в Вефильском храме священник Амасия потребовал, чтобы пророк ушел в землю иудейскую и не пророчествовал в Вефиле, « ибо он – святыня царя и дом царский» (Ам. 7: 13). На это Амос ему ответил: « я – не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал смоквы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: “иди, пророчествуй народу моему Израилю”» (Ам. 7: 14–15). То есть служение Амоса определяется не его происхождением, но призванием. И власть Того, Кто послал пророка, выше власти царя, который считался покровителем храма в Вефиле. Книга пророка Амоса продолжает тему Дня Господня. В ней основное внимание уделяется тому, что День Господень – это день суда. Если у Осии о суде говорится как о некоторой неизбежности того положения, в которое израильтяне пришли, о желании исправить эту ситуацию, об исцеляющем действии любви Божией к народу, то у Амоса суд предстает строгим и нелицеприятным. Суд над языческими народами . Начинается Книга пророка Амоса с предсказания суда над окрестными народами, среди которых Дамаск, то есть сирийцы, Газа филистимская, Тир финикийский, Едом, аммонитяне и моавитяне – все те, кто окружали Израиль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

И мы великий государь указали: буде тот старец Иоиль болен и на его место велели быть тебе соборному старцу Игнатию, в Сумском остроге и во всех волостках соляные промыслы, и братью, и служек, и крестьян ведать также, как по нашему великого государя указу ведал прежней соборной старец Иоиль. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, а в Сумском остроге Соловецкого монастыря соборной старец Иоиль буде болен: и ты в Сумском остроге был на его место и во всех волостках, и соляные промыслы, и братью, и служек, и крестьян ведал также, как по нашему великого государя указу ведал прежней соборной старец Иоиль; а которая наша великого государя монастырьская казна, денги и хлеб, и наши государьския грамоты, которыя были посыланы о всяких наших великого государя делех к нему Иоилю, и крепости монастырьския принял с роспискою. Писан на Москве, лета 7182, марта в 13 день. – У подлинной государевы грамоты припись дьяка Василья Бобынина; справа подьячего Бориса Протопопова. 114 . Царская грамота Мещеринову по поводу жалоб на беспорядки, бывшие при Иевлеве. 5 апреля 1674 г. 1028 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Соловецкой остров, воеводе нашему Ивану Алексеевичю Мещеринову. А голова Клементей Иевлев против той росписи в Новгородском Приказе подал сказку, а в сказке его написано: в прошлом де во 181 году из Сумского острога под Соловецкой монастырь трех сот человек гребцов он не имывал, толко де взято было работных людей тридцать восмь человек, для малолюдства, как послал весною на остров ротмистра Якова Буксендена с порутчики и с стрелцами, а он Клементей дожидался сотников и стрелцов с Двины, а как де сотники и стрелцы с Двины пришли, а он де на остров пошол тотчас, и тех работников отпустил не мешкав, а проезд де их был месяц; а людей и судов многих записывать он Клементей не посылал, то де дело мирское, ведают то выборные, как у них меж собою бывает счот; а прошлого де 181 году Сумлянин выборной Стенка Сибирец ныне на Москве, он де тех работных людей суды ведал, отпуск его году был.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воспевая рождение Сына Божия от Пречистой Девы Марии, св. Церковь в одной из священных песней, таким образом, воспоминает предсказавшего это событие пророка: Исаие, ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека; Восток имя Ему. Его же величающе, Деву ублажаем. 9-ая песнь воскресного канона 5-го гласа. Из пророческих песней пророка Исаии заимствуется содержание 5-й песни канона. 62. Пророки Иеремия, Иоиль, Михей и Аввакум Иеремия был призван к пророческому служению в юных летах. Господь явился ему и возвестил: «прежде чем ты родился, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя». – «О, Господи Боже! – возразил Иеремия, – я не умею говорить, ибо я молод». Но Господь рукою Своею коснулся уст его и сказал: «вот Я вложил слова Мои в уста твои». Пророк Иеремия был современником разрушения царства иудейского. Обличая своих соотечественников, он с замечательною ясностью предсказал, что Навуходоносор, царь вавилонский, опустошит Иудею и отведет иудеев в плен, из которого они возвратятся чрез 70 лет. За эти предсказания старейшины иудейские осудили Иеремию на смерть и бросили в ров, наполненный тиною, где он едва не погиб. По разрушении Иерусалима Навуходоносором, Иеремия горько оплакал бедствия своего народа, изложив свою скорбь в священной книге «Плач Иеремии». Беспорядки, возникшие в Иерусалиме, заставили оставшихся в нем иудеев бежать в Египет. Они увели с собою Иеремию и там за обличения в беззакониях побили его камнями. Иоиль и Михей проходили пророческое служение одновременно с пророком Исаиею. Призывая к покаянию и угрожая бедствиями, они утешали верующих пророчествами о лучших временах, которые наступят с пришествием Мессии. Пророк Иоиль предсказал об обильном излиянии даров Святого Духа на всех верующих, Михей – о рождении Спасителя в городе Давидовом Вифлееме. Пророк Аввакум предсказал разрушение царства иудейского халдеями и в торжественной песни воспел явление на землю Бога для спасения людей. Пророчество Иеремии о разрушении царства иудейского и о плене вавилонском: «вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее, и на все окрестные народы: и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием, и вечным запустением. И вся земля эта будет пустыней и ужасом и народы сии будут служить царю вавилонскому 70 лет. И будет: когда исполнится 70 лет, накажу царя вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (25, 9 – 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

1–2 Восклицание в первом предложении ст. 1 явно исходит от Самого Бога (на святой горе Моей). Сигнал тревоги предупреждает о том, что вражеские силы наступают (ср.: Иез. 33:2–4 ). На самом деле, трубы трубили и для оповещения о храмовых богослужениях (ср.: Чис. 10:1–10 ), так что здесь имеет место игра понятиями, которая в конце концов прояснится в ст. 15. Бог действительно призывал народ занять свое место в Храме, а не на оборонительных позициях. Иоиль изображает опасность в контексте дня Господня, вторично цитируя Ис. 13:6 . Таким образом обнаруживаются различные аспекты Божественного вмешательства в связи с нашествием саранчи. Темная масса миллионов насекомых, покрывающих горы, описана языком другого пророческого писания – Соф. 1:15 . Учитывая явное намерение оправдать применение традиционного пророческого языка к нашествию саранчи, слово заря предпочтительнее читать как «мгла», озвучивая гласные в древнееврейском слове sahar как s e hor, как это сделано в NRSV, GNB и REB. Заря в NIV относится, по–видимому, к отражению солнца в крылышках насекомых. Для народа Божьего наступил день суда. Иоиль обращается к образу несметного войска из 1:6 и развивает его в этом фрагменте. Затем, углубляя тему, намеченную в 1:2, он прибегает к языку Исх. 10:14 при описании саранчи в казнях египетских. Но теперь жертвой стал народ Божий. 3–5 В ст. 3 содержится искусная ссылка на Пс. 96:3 , где описано исполненное драматизма явление Всемогущего Бога в облаке огненной славы. Насекомые были Божьими посланниками, а всепожирающий огонь – это опустошение, которое они произвели на земле. Своей «тактикой выжженной земли» они превратили цветущую страну (ср.: Иез. 36:35 ) в опустошенную степь. Иоиль подмечает жуткое сходство головы саранчи с головой коня. Это была Божья кавалерия, идущая в наступление. Шум, который производила саранча, пожирая растения, и который современные наблюдатели сравнивают с «потрескиванием горящего кустарника», описан посредством образов войны и разрушения. Саранча была настоящей армией, проводящей кампанию террора. Метафоры и сравнения используются для открытия новых горизонтов понимания, для выявления скрытого смысла нашествия саранчи как дела рук самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоиль 2:10-11). Теперь уже катастрофа захватывает всю вселенную. Два плана постоянно входят один в другой: вид этого нашествия, разрушения и вид того, как изменится небо и земля, падут звезды, померкнет свет, и Господь явит День Свой. Образ скачущих всадников перекликается, конечно, с Откровением Иоанна Богослова. Заметим, что Откровение Иоанна Богослова, действительно, завершает собой библейский канон, потому что вбирает в себя массу ветхозаветных образов, в которых заключено было предсказание Дня Господня, Второго пришествия. Благословение Божие. Пророчество о Святом Духе. Главное, что должно произойти в День Господень – нравственное обновление. Пророк показывает, кто может выдержать грядущее бедствие: «Ныне обратитесь ко Мне сердцем вашим в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии, и кто знает, не сжалится ли он и не оставит ли благословения» (Иоиль 2:12-14). Тем, кто покается, Господь обещает преподать благословение и говорит, что воздаст «за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:25-29). Здесь мы поставляемся во времена новозаветные, потому что именно на это пророчество ссылается апостол Петр в день Пятидесятницы.

http://sedmitza.ru/lib/text/431396/

Вопрос о времени жизни и происхождении книги пророка Иоиля является спорным. А.П. Лопухин указывает, его «трудно решить с положительностью» 56 . Автор «Толковой Библии» считает, что некоторые черты этой книги хорошо соответствуют после-пленному времени, но при этом древний взгляд на нее как на произведение до-пленного периода имеет «достаточно твердые основания» 57 . В хронологической таблице, являющейся приложением к настоящему исследованию, пророк Иоиль указан как один из малых пророков после-пленного времени. Книга пророка Иоиля – невелика по объему: она состоит из трех глав. В ее начале нет данных о времени жизни пророка – указано лишь, что он – «сын Вафуила». Имя «Иоиль» означает: «Иегова есть Бог». Книга начинается сразу с изложения слова Господня, обращенного к пророку. В ней есть две речи. Книга пророка Иоиля, согласно мнению, А.П. Лопухина , «представляет нечто целое и содержит пророчество о великом «дне Господнем», т. е. дне суда Господа над народами» 58 . Пророка Иоиля Святая Церковь почитает, в том числе, и как пророка, предсказавшего событие Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа на Апостолов, которое считается днем рождения Церкви Христовой. Так, пророк говорит: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоиль 2, 28 ). Есть весомое доказательство тому, что пророк Иоиль говорил здесь о Сошествии Святого Духа на Апостолов – об этом свидетельствует сам апостол Петр. В книге Деяний апостол и евангелист Лука повествует о том, как после этого события апостолы получили дар говорить на разных языках. Некоторые люди, видящие это, усомнились, а иные – стали насмехаться, говоря: «Они напились сладкого вина» ( Деян. 2, 13 ). Апостол Петр, встав, отрицал обвинение, и сказал, что это (т.е. происходящее событие) «есть предреченное пророком Иоилем» ( Деян. 2, 16 ). Далее апостол почти дословно привел цитату из книги вышеназванного пророка ( Иоиль 2, 28–32 ). 3.4. Пророчества о Мессии в книге пророка Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

дд) Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии св. Афанасия Афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору Афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжать пути. Преп. Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места св. Антония платком – и облегчилась болезнь Антония (Афонский патерик, житие св. Афанасия Афонского, 5 июля). В житии преп. Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игуменья того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее; а в другой раз, когда Евпраксия, зацепившись за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровью, то игуменья прикладывала ей елей и соль к больному месту. (Четьи Минеи, житие св. Евпраксии, 25 июля). (Душеполезные чтения за 1865 г.). III. Итак, отвергнув вредные предрассудки, будем, братия, в необходимых случаях обращаться к врачебной помощи, помня, что главный источник исцелений есть Господь, к Которому прежде всего и нужно обратиться за помощью; она и будет подана, если мы благодатными средствами уврачуем свою душу от грехов, в большинстве случаев главных причин всех наших болезней; а за сим не возбранно будем искать помощи у врачей, которых Господь может после нашего покаяния умудрить нам во спасение. (Прот. Г. Дьяченко). Девятнадцатый день Поучение 1-е. Св. пророк Иоиль (О том, как Святой Дух живит душу человека) I. Npocлabляeмый ныне св. Церковью, св. пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизни его известно весьма мало. Из его пророчеств особенно замечательны о запустении Иерусалима и об излиянии Св. Духа на всякую плоть, т. е. о даровании Христом Спасителем Духа Святаго всякому верующему. II. Св. пророк Иоиль, как мы слышали, проповедовал о будущем ниспослании Св. Духа всякому верующему в Иисуса Христа. Неужели же прежде не было в нас Духа? Не у бе Дух Святый, – говорит Евангелие, и вот причина: яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7, 39). Когда же Господь примирил нас Богу смертью Своею, тогда открылся снова вход Духу Божию к людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И он, Иоиль, почал говорить: „Меня, де, он не любит, а называет, де, меня колдуном и чорнокнижником, а за мною, де, никак тово нет...“». Затем в этот диалог сначала в виде косвенной, а затем и прямой речи встраивается новый – между Иоилем и боярином Богданом Хитрово: «Да он же, де, Иоиль, говорил мне, де: „И Богдан Хитрой друг и говорил, де, мне, чтоб мне государя очаровать, чтоб государь больши всех ево, Богдана, государь любил и жаловал. И я, де, помня государеву милость к себе, ему, Богдану, отказал». И он, де, мне сказал: „И ты, де, нишкни же». И он, де, Иоиль, молыл Богдану: „Да у тебя, де, литовка то умеет здесь, де, на Москве, и нет ее сильнее». И он, де, Богдан, говорил: „Так, де, и есть. Да лихо, де, запросы велики, хочет, де, тово, чтоб я ныне и женился. И я, де, бы и зделал то, взял ее, да государь, де, не велит. А она, де, говорит: „Я, де, зделаю то, что больши тебя у государя не будет»...» л. 59а, 60). Ведение диалога от первого лица между разными собеседниками придает достоверность сообщаемым сведениям. Преступление, «чародейство», которое намеревался совершить Хитрово, могло повлечь за собой большие неприятности для царя лично и государства в целом. Позиция Никона раскрывается в содержании двух изветных челобитных, предшествовавших явочной. В центре этих челобитных – характеристика отношений взволнованного патриарха с приставом и монастырскими властями. Документализм и четкость становятся главными принципами повествования. Важность информации побуждает патриарха подмечать мельчайшие детали происходящего. Никону необходимо показать поведение двух человек, «изменников» – пристава Наумова и келаря Ферапонтова монастыря Макария Злобина, которые не позволяли Никону передать царю важную информацию: «И теме твоему, великому государеву, делу учинил спону великую». В первой челобитной Никон строит повествование как чередование собственных действий и их запретов другими людьми: «И я сотнику и стрельцам велел взять мои лошади, а архимариту и сотнику велел к тебе, великому государю, писать, что у меня слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После обеда я спросил у кого-то из скитников: какое особое – кроме молитвы, – послушание несет старец? Оказалось, что он из скита носит на " скотный двор " грязное белье монахов для стирки. Этот двор расположен где-то в лесу, в стороне от монастыря, и там трудится несколько женщин, Бога ради. Вот туда и посылают старца, убеленного сединами. Отец Иоиль. Я уже упоминал о нем, как об очевидце визита Л. Н. Толстого к о. Амвросию. Теперь добавлю его рассказ о сотрудничестве с этим святым старцем. Батюшка начал и вел постройку женского Шамординского монастыря больше с верою, чем с деньгами, которые давали ему на это дело народ и благотворители. И не раз, в конце недели, рабочим нечем было платить. О. Иоиль был подрядчиком на этой стройке, от лица о. Амвросия. Приходит время расчета, а денег нет… Народ – все бедный. Приступают к подрядчику: " Плати! " – " Нечем! " Подождите да потерпите. И рабочие – хоть бросай дело. А о. Иоилю и их жалко, и постройку нельзя остановить. – Вот я один раз решил отказаться от послушания: невмоготу мне, – рассказывал он сам. – Пришел к Батюшке, упал ему в ноги и говорю: – Отпусти, сил никаких нет терпеть людское горе. О. Амвросий уговаривает: – Не отказывайся, проси их подождать. И сам я плачу, а сил нет. – Ну, подожди, подожди! – говорит Батюшка. И пошел он к себе в келию. Ну, – думаю, – где-нибудь в столе своем отыщет деньги? А он выходит с иконой Казанской Божией Матери и говорит: – О. Иоиль! Сама Царица Небесная просит тебя: не отказывайся! Я упал ему в ноги. И опять пошел на дело Отец Исаакий. Кажется, таково было имя одного из скитских старых иеромонахов. Мы с ним встретились во внутреннем садике. Это был старец, лет под 70, но еще бодрый. Длинная, с проседью, борода. Он был духовником в этом самом Шамординском монастыре, наезжая туда по временам. К сожалению, из небольшой случайной нашей беседы осталось очень мало в памяти моей. Но он утешал меня, убеждая не унывать. Причем обратил мое внимание на то, что образованные монахи тоже делают святое дело в миру, тоже исполняют церковное послушание в школах, семинариях, во славу Божию. И при этом в глазах его светилась ласка и тихое ободрение. Святой старец отец Нектарий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Остаётся принять, что в этом месте пророк говорит о землетрясении. Слова «тряслась земля, колебалось небо» должны указывать на самое землетрясение, – «солнце и луна померкли, и звёзды потеряли свой свет» (ср. Ам.8:9; 4:13; 5:8 ), – на бывшие при этом атмосферные явления, «Иегова дал глас Свой» – на подземные удары, а выражения  – «пред ним» и  – «пред воинством Своим» должны иметь такое же временное значение, как и Ам.1:1 . Таким образом, пророк Иоиль указывает здесь своим слушателям на факт землетрясения, предшествовавшего нападению на страну полчищ саранчи; в этом необыкновенном событии и в нашествии могущественного воинства Иеговы – саранчи он усматривает признаки близости страшного дня Господня ( Иоил.2 :11б). Во второй части своей книги Иоиль пророчествует об этом страшном дне. Там, в Иоил.3:14–16 он говорит: «Толпы, толпы в долине суда, ибо близок день Иеговы в долине суда. Солнце и луна померкли и звёзды потеряли свет свой. И возгремит Иегова с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима, и потрясутся небо и земля, но Иегова – защита для народа Своего и убежище для сынов Израиля». В этом месте нельзя не видеть косвенного указания на землетрясение. Где пророк мог заимствовать краски для начертания этой величественной картины дня Иеговы, как не в обстоятельствах страшного землетрясения при царе Озии 100 ? Это – единственно вероятное объяснение; многое говорит в его пользу: а) как мы видели, сам Иоиль объясняет бывшее землетрясение близостью дня Иеговы; б) подобно ему и пр. Захария сравнивает день Иеговы с днём этого землетрясения Зах.14:5 ; в) и что ещё важнее, – картина Иоиля почти буквально сходна с описанием землетрясения как у него самого, так и у Амоса 101 . Основываясь на сходстве указаний Амоса и Иоиля на землетрясение, как на современный им обоим факт, и принимая во внимание, что землетрясение – редкое явление в Палестине, и только бывшее при Озии упоминается в Библии , мы вправе думать, что оба пророка разумеют одно и то же событие, и потому добытый результат считаем важным свидетельством в пользу их современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010