Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 17 июля 1998 года 9 2005 р. 12:00 17 июля 1998 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О работе Юбилейной комиссии Русской ПравославнойЦеркви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Секретарем Юбилейной комиссии назначить Преосвященного архиепископа Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии. 2. Провести пленум Юбилейной комиссии 5 октября сего года в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря. 3. Ввести в состав Юбилейной комиссии:  4. Вывести из состава Юбилейной комиссии: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о заседаниях Синода Белорусского Экзархата от 12 марта и от 30 апреля 1998 года (Журналы 48 и 49). ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Владимира, митрополита Кишиневского и всея Молдовы, об образовании новой епархии на территории Республики Молдова. ПОСТАНОВИЛИ: Образовать на юге Молдовы Кагульскую и Каушанскую епархию с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Епископом Кагульским и Каушанским быть протоиерею Георгию Ботнарю, настоятелю Свято-Михайловского храма села Абаклия, и, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, — наречение и хиротонию совершить в городе Москве. О чем и послать соответствующие Указы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Симона следующего содержания: «Ваше Святейшество! Святейший Владыко и Отец наш! За последние годы в связи с увеличением в Рязанской епархии от 51 до 174 действующих храмов и 23 готовящихся к освящению, открытием 7 монастырей, Духовного училища и Православной гимназии на Управляющего Рязанской епархией увеличилась физическая и духовная нагрузка: прием ведется с 10 часов утра иногда до позднего вечера.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951292...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:05 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: «Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность — это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11, 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207630...

В.В. Королева В октябре 1997 году по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского , исповедника. 22 октября 1997 года совершилось обретение мощей преподобного Севастиана. Полгода мощи Старца находились в основанном Старцем храме Рождества Пресвятой Богородицы, а 2 мая 1998 года при торжественном крестном ходе с пасхальными песнопениями рака с мощами Преподобного была перенесена в ставший главным храмом г. Караганды Свято-Введенский собор. Перенесение было совершено архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием в сопровождении духовенства епархии, православных карагандинцев и многочисленных паломников из разных городов Казахстана и России. Мощи преподобного Севастиана установлены для поклонения в правой часть центрального придела. А благолепная рака и сень над нею, исполненные из цветных металлов с инкрустацией и напоминающие раку и сень преподобного Сергия Радонежского, созданы мастерами Сергиева Посада. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе преподобный Севастиан Карагандинский внесен в собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преподобный Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. «Свет монахов, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Но цвет самого цвета христианства, лучшее выражение монашества – это старчество. Являясь прямым продолжением пророческого служения, старчество возникло во времена раннего христианства вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало. Оно сочетало в себе отшельнический подвиг внутреннего делания и служения миру во всей полноте как в его духовных, так и житейских нуждах. На Руси особой выразительницей этого духовного подвига была Козельская Введенская Оптина Пустынь. Сердцем же Оптиной и местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый Оптинский скит – местопребывание святых Оптинских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Мысли вслух о прошедшем Юбилейном Архиерейском Соборе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Благодарение Богу — Русская Православная Церковь, вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей Церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в празд­ничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. СМИ, в меру своей компетентности и заинтересованности, писали и еще много будут писать об этом, оценивая различные аспекты прошедшего Собора, но окончательное слово о прошедшем событии, конечно же, со временем скажет история, сопоставив работу и результаты Собора с многочисленными иными Соборами, проходившими ранее — и не только в России. Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является скорее внутренней потребностью автора — участника Собора — проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников. Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением. Несомненно, все должно познаваться в сравнении и оцениваться с точки зрения конкретной исторической обстановки. Как известно, соборы являются высшим органом церковной власти и авторитетность их решений напрямую зависит от свободы принятия членами собора тех или иных определений, решений и постановлений. Архиереи, являясь преемниками апостольского служения в Церкви, то есть обладая полнотой благодати Святого Духа, данной Церкви Христовой во Святую Пятидесятницу, традиционно предваряют свою работу чтением Символа веры, а постановления начинают словами: “Изволися Святому Духу и нам…”. Однако история знает и лжесоборы, когда архиереи были не свободны в своих решениях и зависели от светской власти, заинтересованной, чтобы жизнь Церкви проходила по сценарию, написанному безблагодатным светским чиновником, и целиком контролировалась государством. Примеры подобных лжесоборов можно найти как в древней, так и новой истории Церкви. Вопрос этот очень сложен и не потерял своей актуальности и сегодня.

http://pravmir.ru/myisli-vsluh-o-proshed...

поиск:   разделы   рассылка Архиерейский собор-2017: что решит РПЦ через сто лет после революции Как монаху жить с интернетом, сколько раз можно жениться православным и зачем учить культуре в школах – за четыре дня Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) должен ответить на самые актуальные вопросы современной духовной и общественной жизни. Приуроченный к столетию восстановления патриаршества в России собор пройдет 29 ноября – 2 декабря в московском храме Христа Спасителя в режиме максимальной информационной открытости и соберет гостей со всего православного мира. Архиерейский собор – высший орган иерархического церковного управления, созывается патриархом и синодом не реже одного раза в четыре года. В этом году его участники вспомнят не только возрождение патриаршества на Руси в 1917 году, после более чем 200-летнего синодального периода (подчинения церкви государству), но и столетие начала Поместного собора РПЦ, на котором был избран первый в новое время патриарх Тихон, и столетие революционных событий и последовавших затем атеистических гонений. Сто лет назад, 28 октября 1917 года, на Поместном соборе РПЦ патриархом Московским и всея России был избран митрополит Тихон, впоследствии прославленный в лике святых и возглавивший сонм новомучеников. А его возведение на патриарший престол состоялось 4 декабря 1917 года – в праздник Введения во храм Богородицы. В память об этом событии в день праздника 4 декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, на которое прибудут сотни иерархов со всего мира – участники Архиерейского собора РПЦ, предстоятели и представители поместных православных церквей мира. Первоначально богослужение планировалось провести там же, где патриарх Тихон сто лет назад взошел на престол – в Успенском соборе Кремля, однако вскоре стало понятно, что всех приглашенных он не вместит. Совместная молитва православных архиереев со всего мира в Москве станет воплощением соборного духа церкви и кульминацией юбилейных торжеств.

http://religare.ru/2_114357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Александрович Богоявленский (1 янв. 1883, с. Н. Матрёнка Усманского у. Тамбовской губ.- 1.06.1938, Благовещенск Амурской обл.), священномученик (пам. 19 мая, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Белгородских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Из семьи псаломщика. Окончил сельскую школу. Призывался в армию в 1905 г. и во время первой мировой войны, служил полковым писарем. После революции 1917 г. стал псаломщиком. В 1930 г. рукоположен во иерея к Покровскому храму села Верхний Телелюй Дрязгинского района Центрально-Чернозёмной области. Весной 1935 г. власти приняли решение закрыть храм. 8 мая 1935 г. арестован по обвинению в «организации контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганды» и заключен в тюрьму в г. Усмани. 23 июня 1935 г. Специальной коллегией Воронежского областного суда осужден на 5 лет ИТЛ. Заключение отбывал в лагпункте Среднебельского совхоза Дальлага НКВД, был занят как инвалид на подсобных работах. В февр. 1938 г. в лагере было начато новое следственное дело. Г. был арестован вместе со священномучениками Курским архиепископом Онуфрием (Гагалюком) , Белгородским епископом Антонием (Панкеевым) и др. заключенными священнослужителями. Обвинялся в участии в «контрреволюционной группировке на 4-м участке лагпункта» и ведении «террористически-пораженческой агитации» среди заключенных. Не признал себя виновным, отказался подписывать лжесвидетельства. В нач. марта вместе с др. обвиняемыми переведен из лагеря в тюрьму в Благовещенске. 17 марта 1938 г. Особой тройкой УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к расстрелу. Причислен к лику святых на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г. (Из-за ошибок в следственных материалах был канонизирован как Григорий. В наст. время почитается под своим подлинным именем.) Арх.: ИЦ МВД России по Хабаровскому краю. Д. 20674.

http://pravenc.ru/text/164185.html

Украинская Православная Церковь сегодня. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_83152.html 04 февраля 2011 Украинская Православная Церковь сегодня. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1401848.html Официальный сайт РПЦ МП 4 февраля 2011 года на проходящем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир выступил с докладом, посвященным современному положению Украинской Православной Церкви. В минувшем году исполнилось двадцать лет подписания Святейшим Патриархом Алексием II Благословенной грамоты (Томоса) о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в ее управлении. Это событие открыло новый исторический этап в жизни Православной Церкви в Украине, который восстановил исконную традицию канонического бытия Церкви Киевской Руси. 27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым нашей Церкви была дарована самостоятельность в управлении. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал Грамоту, которой благословлялось " быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении " . В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор принял новый Устав Русской Православной Церкви, в котором отражен особый статус Православной Церкви в Украине. Пункт 18 восьмой главы Устава гласит: " Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси " . Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года, избравший Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердил принятые решения всех Архиерейских Соборов, проходивших в период с 1990 по 2008 год. Таким образом, все определения, касающееся Украинской Православной Церкви, получили общецерковную рецепцию.

http://religare.ru/2_83152_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2000 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ , заседал 13–16 АВГУСТА 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010