иером. Тихон (Воробьев) Проблема изменяемости церковных канонов: обзор мнений отечественных исследователей XIX–XX вв. Источник Аннотация: Данная статья посвящена обзору мнений отечественных исследователей XIX–XX вв. касательно проблемы изменяемости церковных канонов. Актуальность статьи обусловлена насущностью вопроса о применимости канонов в полном объеме в современных исторических реалиях существования Церкви. В статье приводятся и анализируются мнения восьми отечественных исследователей указанного периода, которые четко обозначили свою позицию по данной теме. Проблема применимости в полном объеме церковных канонов, принятых в первом тысячелетии, представляется актуальной для современной церковной жизни и обсуждается на протяжении более ста лет с. 17–18]. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе эта тема была поднята в докладе главы Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, который подчеркнул, что «актуальной задачей является четкое определение, какие именно каноны применимы в условиях современного церковного бытия. Для этого необходимо провести соборное обсуждение существующих проблем» Тем не менее, подчеркивая актуальность проблемы применения канонов в современных исторических реалиях, митрополит Филарет в своем докладе не изложил четкой позиции о возможности или невозможности изменения самих канонов. «Утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, – сказано в докладе, – мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу. ...в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни» Для решения обозначенной проблемы применяемости канонов необходима кодификация свода церковных правил и их пересмотр. Подобная попытка уже предпринималась на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., но результатов она не принесла с. 63–67].

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/proble...

Закрыть itemscope itemtype="" > Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24.06.2008 275 Время на чтение 11 минут В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых. + + + Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви. I. В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений - бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о. святых, которые. испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы. подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались. терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 - 37). Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а " включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Новости 30 июня, 2012 Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества будет сотрудничать с Всероссийским обществом охраны природы 29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором. 30 июня, 2012 30 июня, 2012 В Церкви обсудили церковную реабилитацию наркозависимых Под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, прошел круглый стол, посвященный церковной реабилитации наркозависимых. 30 июня, 2012 Вице-президентом Египта назначен христианин Комментируя свое решение о назначении на пост второго вице-президента представителя христианской общины, президент Египта сказал, что государство не превратится в исламскую республику. 29 июня, 2012 Владимир Легойда: Нападение на храмы и мечети — крайне тревожный признак состояния общества Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выразил обеспокоенность по поводу нападения на мечеть в селении Карамахи Буйнакского района Дагестана, в ходе которого были расстреляны имам и прихожанин. 29 июня, 2012 29 июня, 2012 На месте Акмолинского лагеря жен изменников Родины идет строительство храма На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года 12 узниц Акмолинского женского лагеря прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. На месте страданий и мученической кончины десятков тысяч невинно осужденных было принято решение создать храм, посвященный памяти мучеников за веру Христову. 29 июня, 2012 Большинство россиян относится к Патриарху с уважением и надеждой, - ВЦИОМ При этом россияне, как правило, ничего не хотят менять в деятельности православной церкви и ее служителей. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/496...

1881. 17. С. 160-168; Исмайлов Ф. Ф. Из восп. прокурора Грузино-Имеретинской синод. конторы/Сообщ.: Ф. Терновский//Странник. 1883. Май. С. 69-84; Июнь. С. 231-245; Июль. С. 448-461; Горталов Н. К. 11 нояб. 1834 г.- 11 нояб. 1884 г.: [Юбилей митр. Исидора]. Каз., 1884; Архипастырь и его паства: Два приветствия С.-Петербургской паствы высокопреосв. Исидору, митр. Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому, в дни 50-летних юбилеев: священнослужения - 5 сент. 1875 г. и святительства - 11 нояб. 1884 г. СПб., 1884; Высокопреосв. митр. Исидор//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 74-80; К юбилею (1834-1884) высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, в день 50-летнего служения его в архиерейском сане 11 нояб. 1884 г. СПб., 1884; Образцов И. Я., прот. Слово на 11 нояб. СПб., 1884; Павел (Доброхотов), еп. Речь, сказанная по совершении литургии в Петрозаводском кафедр. Воскресенском соборе 11 нояб. 1884 г. Петрозаводск, 1884; Празднование в Казани юбилея высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского и С.-Петербургского//Изв. по Казанской епархии. 1884. 22. С. 721-722; 23. С. 725, 743-750; Преображенский И. Высокопреосв. митр. Исидор. СПб., 1884; Троицкий И. Е. Иером. Исидор, бакалавр и библиотекарь СПбДА. СПб., 1884; Юбилей высокопреосв. Исидора, митр. С.-Петербургского//ЦОВ. 1884. 133. С. 5-6; 134. С. 3-5; 135. С. 2-5; 137. С. 3-5; Юбилейное торжество в память 50-летнего служения в епископском сане высокопреосв. Исидора. СПб., 1884; Сердечный привет: Сб. ст., изд. СПбДА в память 50-летнего святительского служения высокопреосв. Исидора. СПб., 1885; К юбилею высокопреосв. митр. Исидора//Изв. по Казанской епархии. 1885. 18. С. 595-596; О памятнике на Бородинском поле//РА. 1887. Кн. 3. 10. С. 198-199; Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений и отзывов. М., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 43-50, 359-362, 396-399, 422-424, 480-482; 1888. Ч. 2. С. 499-502, 548-551, 769-771, 884-886, 961-962, 978-979, 983-984; Благовидов Ф. В. Деятельность рус.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Марсель Лефевр и его последователи принципиально осудили подход послесоборного католичества, тема эта рассматривалась и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых на юбилейном Архиерейском Соборе. Архимандрит Емилиан призывает разобраться: существует ли, с точки зрения православного богословия, существенная разница между давнишней проблемой развития технологий и действительностью, которую мы переживаем сегодня. Он ставит вопрос о том, является ли разговор о наступлении новой эпохи в истории человечества, о третьем “технологическом перевороте”, определенным увеличением масштабов изменений условий нашей жизни. Принципиальный ответ его таков: “Достижение” сегодняшних технологий — есть установление такого “порядка”, при котором все переворачивается с ног на голову. В прежние времена человек старался обратить свои знания во благо. Теперь же он проникает в глубочайшие законы природы и вмешивается в них. Вероятно, эти опыты дадут полезные результаты, но страшно то, что человек уже не остановится ни перед чем. Куда это нас ведет? Что поможет спасти и сохранить природу — добровольное ограничение человеком своих возможностей или, наоборот, их развитие до беспредельных масштабов?“ 9 . Затем старец Емилиан не столько перечисляет произошедшие “революционные” изменения, сколько показывает, какова истинная цель технологий, и какие существуют православные богословские и этические критерии, оправдывающие ту или иную технологию или отвергающие её как недопустимую. Архимандрит Емилиан справедливо указывает что для того, чтобы сохранить свое господство над природой в процессе развития технологий, человеку необходимо было не переступить разумного логического предела. Ибо технологии — не есть нечто, существующее само по себе, но замысел о приложении внутренних законов и природных элементов, земных и небесных, во благо. А “сам человек имеет, — согласно Григорию Нисскому , — правильное устроение, к небесам он устремляется и на вышний мир взирает. Именно это указывает на его царское достоинство“ 10 .

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Настроения в большинстве епархий канонической Украинской Православной Церкви именно такие, какие показало тайное голосование в Одесской епархии. Люди поддерживают Блаженнейшего митрополита Онуфрия, поддерживают единство Украинской Церкви с Московским Патриархатом. Люди не поддерживают разбойнические действия Патриарха Варфоломея, легализацию раскола, которую он осуществил, и не собираются сами переходить в этот раскол. Екатерина Грачева: Владыка, в связи с трагедией в Керчи журналист и наш коллега Владимир Соловьев призвал, например, вернуть смертную казнь как наказание за подобные преступления. Если бы все было так однозначно в отношении к смертной казни, то, наверное, данная тема не поднималась бы вновь и вновь — и в художественных произведениях, и в книгах, и в кино. Взять хотя бы рассуждения князя Мышкина из «Идиота» об этом. Весь ранний кинематограф, — «Нетерпимость» Гриффита, классика мирового кино – все построено вокруг темы смертной казни. Оправдывать ее или нет? Какое отношение у Вас к этому вопросу? Мы это уже не раз обсуждали, но видите ли Вы связь между религией и отношением государства к смертной казни, между национальной культурой и отношением к смертной казни, и как этот вопрос вообще эволюционировал с течением времени? Митрополит Иларион: Эта тема подробно освещается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — официальном документе, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Там есть специальный раздел, посвященный смертной казни, где говорится, что ее отмена является желательной опцией с точки зрения Церкви, но конкретные решения по данному вопросу государства должны принимать, исходя из своей внутренней ситуации. Для чего вообще нужна смертная казнь? Ведь она не поможет исправить преступление, которое совершил тот или иной человек. Она может помочь только в том случае, когда этот человек продолжает представлять опасность для общества. Кроме того, издревле смертная казнь использовалась в качестве средства устрашения, но сейчас мы все чаще и чаще видим, что террористические акты совершаются людьми, для которых смерть не страшна. То есть смертная казнь в качестве средства устрашения не работает. Тогда для каких целей она нужна? Какие проблемы поможет решить восстановление смертной казни? Я не думаю, что в наших сегодняшних условиях это поможет решить какие-то проблемы. Гораздо полезнее было бы сосредоточиться не на подобного рода мерах, а на том, чтобы воспитывать молодое поколение.

http://patriarchia.ru/db/text/5297145.ht...

Отдельный интерес представляет октябрьское интервью Патриарха Кирилла журналу Forbes France. Говоря об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — а в разработке этого документа он, как известно, принимал самое активное участие, — глава Церкви указал на расхождение духа этого документа с идеей «естественного эгоизма человека» и подчеркнул, что «стремление к самообогащению как высшей цели жизни» противно христианскому мировоззрению», но стимулируют эти стремления «финансово-экономические элиты, транснациональные корпорации», а не «экономическая наука». Сегодня независимые западные ученые все чаще признают: деградация системы образования и культурных институтов на Западе — это сознательная политика ради достижения чисто экономических целей. Активно слушая Баха или читая Данте, человек становится менее активным покупателем, отчего страдает рыночное общество и прибыли его бенефициаров. А это, в свою очередь, толкает правящие элиты на позиции воинствующего антиинтеллектуализма. Итог такой тенденции, по мысли Предстоятеля нашей Церкви, — «нравственная деградация обезбоженного общества». По мнению Патриарха Кирилла, экономика — составная часть социально-нравственного целого и решение экономических вопросов в отрыве от нравственных и социальных невозможно. В качестве иллюстрации этого тезиса он справедливо ссылается на опыт православных монастырей. Вполне очевидно, что там отсутствовало, к примеру, частное присвоение ссудного процента в отличие от опыта финансово-биржевого капитализма. Вред от «средневекового ростовщичества времен Фомы Аквинского», говорит Патриарх, сравним с «сегодняшним разрушительным влиянием микрофинансовых организаций» и «так называемых коллекторских агентств». Также, по мнению Патриарха Кирилла, для экономики критически важен такой фактор, как институт семьи. «Капитализму, который не умеет " производить людей " , поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения», — завершает Предстоятель Русской Православной Церкви свою мысль.

http://patriarchia.ru/db/text/5863681.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина (1912, с. Бурминка Ряжского у. Рязанской губ.- 11.01.1942, Карагандинский лагерь), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в семье крестьянина Д. И. Назина, училась в церковноприходской школе. В 1926 г. ее выдали замуж, супруг В. не был верущим, и женщина, вернувшись в родительский дом, посвятила свою жизнь молитве и служению Богу. После закрытия в 1937 г. храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 г. все они, в т. ч. В. и ее отец, были арестованы и заключены в тюрьму г. Ряжска. В. отказалась отвечать на вопросы и подписать протокол об окончании следствия. Суд над верующими крестьянами с. Бурминка проходил в Ряжске 23-25 окт. 1940 г. На суде В. сказала: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Судебная коллегия Рязанской обл. приговорила В. к 8 годам заключения в ИТЛ, а ее отца к расстрелу, к-рый потом заменили на 10 лет ИТЛ. 11 июля 1941 г. В. была арестована в Карагандинском лагере вместе с мученицами Наталией Сундуковой , Наталией Силуяновой , Евдокией Назиной , Анной Боровской , Матроной Наволокиной , Анной Поповой , Евдокией Гусевой , Евфросинией Денисовой , Агриппиной Киселёвой и Наталией Васильевой за невыход на работу. Все они отказались давать показания, подписывать протоколы допроса, виновными себя ни в чем не признали и были расстреляны по приговору постоянной сессии Карагандинского областного суда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. В. погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Арх. 13674; Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганда. Д. 3976.

http://pravenc.ru/text/154095.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Образована постановлением Священного Синода 11 апреля 1989 года согласно решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 г. . Её деятельности предшествовала работа историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к канонизации подвижников веры и представлением их Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Комиссия привлекает к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви. Большое внимание уделяется научной деятельности: были выработаны критерии канонизации подвижников веры, определены подходы к канонизации новомучеников и исповедников Российских в связи с церковными разделениями XX в. Члены Комиссии находятся в постоянном контакте с церковными и государственными архивами, хранящими документы Церкви. Основным результатом деятельности Комиссии явилась подготовка канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века» на Архиерейском Соборе 2000 г. (были прославлены поименно 1097 человек). 12 марта 2013 года, при изменении состава комиссии, в неё были введены председатели канонизационных комиссий Украинской , Белорусской и Молдавской Церквей, а также Казахстанского митрополичьего оруга . Статистика Председатели Члены комиссии Использованные материалы Редакция текста от: 06.12.2023 18:38:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23366.html

Идея такого прямолинейного копирования могла бы быть вполне оправдана, если бы западный консерватизм во всем отвечал основам православного мировоззрения, и нужно было бы только перенести его политическую проекцию на отечественную почву. Но, к сожалению, западный консерватизм, в особенности американский, по ряду существенных параметров расходится с православным мировоззрением не меньше, чем западный либерализм и западные левые, а следовательно, расходится с самим Христианством. Западный консерватизм, возникнув как идеология реакции на вызов Модерна, в итоге стал одной из идеологий самого Модерна, существующей только в контексте взаимодействия с этими идеологиями. В отличие от западного консерватизма, русский консерватизм, по преимуществу, стремится быть политическим выражением православного мировоззрения, и хотя он испытал серьезное влияние различных исторических контекстов (романтического, петербургского, советского, либерального етс.), он все равно пытается сохранить основную путеводную нить во всех тупиках и закоулках – православное вероучение. Этому способствовал Московский Патриархат, утвердивший на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года беспрецедентный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где общецерковная позиция по всем основным социальным вопросам изложена достаточно объемно. Если сравнивать западный, особенно американский, и русский консерватизм, то можно обнаружить следующие принципиальные отличия. 1. Экология. Отношение к природе в западном консерватизме сведено к чисто утилитарному восприятию мироздания как средства для насыщения и развлечения человека, поэтому излюбленным хобби западных правых является охота, в то время как с православной точки зрения человек может покуситься на жизнь любого животного только в целях безопасности и выживания, тем более, помня о том, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:23) по вине человеческого грехопадения. Русский консерватизм экологичен, потому что воспринимает природу как творение Божие и дар Божий человеку.

http://bogoslov.ru/article/4887298

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010