— А является ли грехом стремление уклониться от воинской службы в связи с дедовщиной? — Мне кажется, что во все трудностях, связанных с повседневной армейской жизнью, отчасти действительных, отчасти в десять, а то и в сто раз преувеличенных средствами массовой информации или теми вполне понятными антигосударственными силами, которым хотелось бы представить армию как некое чудище, христианин должен помнить, что волос не может упасть с его головы без воли Отца нашего Небесного. Христианин знает, что даже если все против него, то рядом с ним сам Господь Иисус Христос. Поэтому только в одном случае возможно уклонение от воинских обязанностей, когда речь идет о выполнении заведомо греховного приказа. Нельзя стрелять по своему народу. Нельзя поддерживать явную несправедливость и неправду. Обо всем этом сказано в Основах социальной концепции нашей Церкви, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. — Что в армии может быть противопоказано православным юношам? — Вовсе не является грехом учиться военному делу, если в определенный период твоей жизни этим надо заниматься. Христианин всякое дело должен делать добросовестно. Если нужно учиться разбирать автомат за положенное количество секунд и знать, как какие его детали называются, значит нужно. Но если вернуться к предыдущему вопросу, то следует напомнить, что если вдруг придется жить с волками, то нельзя выть по-волчьи. Не передавать дедовщину последующему поколению, не отыгрываться на младших, тем самым пресекая цепь неправды, сопровождающей жизнь закрытых мужских коллективов. Безусловно, надо стараться не обижаться на общеупотребительный сленг. Зажать зубы и держаться. Не допускать себя до матерной брани, до сальных анекдотов, до всего того, казалось бы, понятного оттягивания, которое хочется себе позволить при трудностях армейской жизни. И, наконец, как было бы хорошо православному юноше, да и не только православному, дать себе зарок и за все время пребывания в армии вообще ничего не пить. — Вернемся к разговору о том, что человеку не дается больше испытаний, чем он может вынести. Так что надо именно как-то смиряться перед негативными обстоятельствами и не пытаться за себя постоять?

http://pravmir.ru/armiya-strashno-polezn...

В Киевской духовной академии состоялся круглый стол «10-летие принятия документа " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " : итоги и перспективы» 17 апреля 2010 г. 10:45 15 апреля по благословению ректора Киевской духовной академии и семинарии архиепископа Бориспольского Антония и при поддержке Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий в Церковно-археологическом кабинете Киевской духовной академии состоялся круглый стол на тему «10-летие принятия документа " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " : итоги и перспективы». Документ был принят на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. В работе круглого стола приняли участие представители различных государственных и общественных организаций, в том числе Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, Института философского образования и науки НПУ им. М.П. Драгоманова, Киевской духовной академии, организации «Молодежная ассоциация религиоведов». В оргкомитет круглого стола вошли заместитель директора по социально-воспитательной работе Института философского образования и науки НПУ им. М.П. Драгоманова В.Л. Хромец, доцент кафедры культурологии того же вуза и главный специалист Госкомнацрелигий Л.Д. Владыченко, проректор по учебной работе КДАиС архимандрит Климент (Вечеря). Открыл заседание ректор КДАиС архиепископ Бориспольский Антоний, обратившийся с приветственным словом к участникам круглого стола. С докладом, посвященным развитию церковно-государственных отношений в контексте принятия Основ социальной концепции Русской Православной Церкви выступил глава Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Ю.Е Решетников. Докладчик подробно осветил один из разделов Социальной концепции, посвященный государственно-церковным отношениям, а также некоторые аспекты государственно-церковных отношений на Украине. Также слово было предоставлено председателю Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи епископу Васильковскому Пантелеимону . Владыка выступил с докладом на тему «Институт современной семьи в социальной концепции Русской Православной Церкви». Епископ Пантелеимон акцентировал внимание на 10-м разделе Основ социальной концепции, который посвящен институту современной семьи. Опираясь на положения социальной концепции, владыка осветил актуальные вопросы, касающиеся семьи и брака, а также проанализировал положение рассматриваемого вопроса на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/1139345.ht...

После закрытия в 1923 г. Зосимовой пустыни жил в Сергиевом Посаде. Канонизирован в лике преподобных на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. (см. о нем: Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 210–218. — Ред.). 12 Это был коклюш, протекавший так тяжело, что опасались за жизнь ребенка. Об этой болезни Наталия Дмитриевна вспоминает в одном из своих “Рас­сказов о детях”, см.: Альфа и Омега. 1997. 3(14). 13 Арсений — племянник мужа Наталии Дмитриевны и ее крестник. В 1940–41 гг. он жил в нашей семье в Малоярославце, так как по окончании Педагогического института в Москве по распределению преподавал математику в малоярославецкой средней школе. Мы все были моложе его, но очень с ним дружили. Мамино “объяснение” с Арсением ярко рисует нашу тогдашнюю жизнь. 14 Написание в письме Ты и т. д. с большой буквы было принято у русской интеллигенции; в нашем журнале такое написание встречалось в свое время в текстах писем семейств Шаховских и Калед. — Ред. 15 Мария Николаевна Анурова, давний друг семьи, тайная монахиня, жившая в нашей семье в последние годы жизни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/o-sebe-dlya-detey/

Среди наиболее важных находок Н.Н. Покровского — извлеченный из сарая алтайского села рукописный сборник XVI в. с единственным полным списком материалов об известном русском философе, филологе и богослове Максиме Греке (исследован, откомментирован и издан Н.Н. Покровским в Москве в 1971 г.). Эти материалы позволили через 4 века очистить имя Максима Грека от политических и догматических обвинений, стоивших ему 20 лет заточения; на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1988 г. Максим Грек был причислен к лику святых. В 1974 г. в Новосибирске ученый выпустил труд, посвященный проблемам урало-сибирского старообрядчества XVIII в., в те годы еще и «неудобный» в цензурно-идеологическом плане по причине «религиозной тематики» (по этой работе им защищена докторская диссертация). В 1990-е гг. по его инициативе возникли две новые серии (помимо начатой в 1975 г. серии «Археография и источниковедение Сибири»), посвященные публикации актуальных для науки и общества исторических материалов — одна сибирская, другая — общероссийская. Это «История Сибири. Первоисточники» и «Архивы Кремля». В первой (вып. IV, 1994 г.) выходят источники по истории Тобольского архиерейского дома XVII в. в сопровождении обширного научного изыскания (в соавторстве с Е.К. Ромодановской) и подготовленные им и его учениками к изданию, откомментированные и исследованные новые источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVIII–XX вв. (вып. IX, 1999 г.). Во второй серии, посвященной ранее недоступным, недавно рассекреченным документам советской истории, Н.Н. Покровскому (в соавторстве с молодым ученым С.Г. Петровым) принадлежит фундаментальное двухтомное исследование-публикация документов Политбюро 1922–1925 гг., раскрывающих механизмы политики уничтожения Русской Православной Церкви (М., 1997, 1998). Вышедшая в 2002 г. в Москве монография о староверах-часовенных востока России (в соавторстве с Н.Д. Зольниковой) подводит определенный итог десятилетиям экспедиционных и архивных разысканий, теоретическому осмыслению истории сибирского старообрядчества, его менталитета и мировоззрения в целом, однако не ставит точку в этих исследованиях. В 1999 и 2005 гг. вышли из печати подготовленные им и его учениками два тома «Духовной литературы староверов востока России XVIII-XX вв.», подготовлен и третий. В 2007 и 2008 гг. вышли два тома «Степенной книги царского родословия», важнейшего памятника русской культуры и литературы XVI в., подготовленные под ред. Н.Н. Покровского и при его решающем участии.

http://drevo-info.ru/news/16040.html

— Вы обличаетесь, — обратился следователь к о. Алексею, — как участник контрреволюционной фашистско–монархической группировки. Дальнейшее ваше упорство и отрицание бесполезно. Признаете ли вы себя виновным в участии в контрреволюционной фашистскомонархической организации? — Участником контрреволюционной фашистско–монархической организации и в указанной группировке не был. Виновным себя в этом не признаю. В сборищах контрреволюционной группировки участия не принимал и на них не бывал. — Обвиняемый Сибирский Алексей Васильевич, — обратился следовать к свидетелю, — отрицает свою принадлежность к контрреволюционной фашистско–монархической организации и участие его в сборищах. Следствие требует детализировать время и место сборищ, на которых присутствовал Сибирский: в присутствии кого это было, являлись ли они участниками данной организации и какие вопросы на этих сборищах обсуждались. 21 мая 1937 года по старому стилю сборище участников контрреволюционной фашистскомонархической организации происходило на квартире Сибирского Алексея Васильевича в день именин его жены… — и далее свидетель подтвердил все показания, угодные следствию. После этого следователь снова обратился к о. Алексею: — Ваши показания ложны и направлены к тому, чтобы скрыть от следствия свое участие и контрреволюционную деятельность в контрреволюционной фашистско–монархической организации. Показаниями Муравьева вы полностью изобличаетесь во лжи. Следствие настаивает на даче вами правдивых показаний. Категорически отрицаю свою принадлежность к контрреволюционной фашистско–монархической организации и участие в сборищах. 11 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила благочинного храмов Козловского благочиния священника Алексея Сибирского к расстрелу. Он был расстрелян через день после постановления Тройки, 13 ноября 1937 года. Вместе со священником были расстреляны лжесвидетельствовавшие о нем, о себе и других, те, кто не смог вынести тяжести следствия. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Православные монастыри и приходы России рассмотрены в работе как социальные институты общества, традиционные духовно-нравственные центры в жизни русского народа и государства. Выполненный в ходе исследования ретроспективный анализ социально-культурного служения православных монастырей и приходов России показал, что с начала своего возникновения (Х век) они были включены в учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность. Учебно-воспитательная деятельность реализовывалась через организацию школ, духовных семинарий и академий, воспитание паствы посредством литературного слова. Духовно-развивающая деятельность была связана с духовным окормлением мирян, личным примером духовно-нравственной жизни священнослужителей и монашествующих. Социально-педагогическая деятельность осуществлялась через организацию в стенах монастырей и храмов больниц, приютов, благотворительность для обездоленных, малоимущих, заключенных. Культурно-просветительская деятельность была связана с развитием в стенах монастырей ремесел, книгописания и книгоиздания, библиотек, иконописных школ и т. п. Особой педагогической заслугой монастырей было наглядное ознакомление русского общества с идеалами христианской жизни — воспитание в духовной общности, послушание, четкое распределение обязанностей насельников, дисциплина, единомыслие, отказ от излишних мирских благ. Важнейшими педагогическими средствами были каждодневная совместная деятельность, которая выражалась и в духовном (молитве), и в физическом труде, личный пример. Семья как институт воспитания сумела сохранить в советское время и обеспечить преемственность традиций православной педагогической культуры. Восстановление социокультурной активности и социального служения Русской православной церкви связана с принятием в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» — официального документа, излагающего положения церковного учения по ряду общественно значимых проблем.

http://bogoslov.ru/article/2533712

Как и для родителей, несущих в себе наследие страшных лет богоборчества, Христос Спаситель для нее лишь миф, литературный персонаж, а история Церкви – предание, не имеющее никакого отношения ко дню сегодняшнему. Православие для них, как и для их родителей, остается, увы, " неизведанной землей " . Куда уйдут эти люди? К сектантам? В оккультизм? Думаю, что каждому из нас следует проникнуться сознанием ответственности за возможные новые крушения молодых судеб. Чтобы этого крушения не случилось, в Церкви должны пробудиться новые творческие силы. Пора, наконец, отказаться от общения с молодежью XXI столетия на языке века девятнадцатого. Нам так хочется замкнуться в своем уютном мире, где тихо мерцают лампады и ублажают слух молитвенные песнопения! Но если всю эту красоту мы хотим даровать молодежи, то должны немедленно покинуть свой уютный мир и дерзновенно выступить на проповедь, освоив термины компьютерных программ. Известный афоризм гласит: " Пусть мне нравится клубника со сливками, но рыба любит червяка, и чтобы ее поймать, перед рыбалкой необходимо запастись ими, а не деликатесом " . " Миссионер никогда не должен иметь печальное лицо " , – любил повторять канонизованный на последнем Юбилейном Архиерейском Соборе великий русский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев). А мы иногда начинаем беседу с молодым человеком с взволнованных рассказов о близящихся апокалиптических ужасах, жестоко обличаем юного собеседника в грехах, выражаем сомнения в искренности его намерений и интересов. Для наставников молодежи сегодня нет большей заботы, как научиться с благодарностью принимать любой искренний дар молодого человека и употреблять его в церковном делании. Для нас должен быть ценен даже самый малый дар служения, самое незначительное расположение молодой души, самая скромная жертва, которую готовы принести юноша или девушка для своего ближнего. Стоит только один раз сделать доброе дело: посетить детский дом, принять участие в восстановлении порушенной святыни, бесплатно поделиться своими знаниями и умением – и в жизни молодого человека что-то изменится.

http://zavet.ru/molszd1.htm

Большое количество апологетических трудов по самым различным вопросам из области взаимодействия науки и религии принадлежит католическому богослову Стенли Яки (Stanley Jaki) . Из последних публикаций следует упомянуть фундаментальную работу православного ученого-физика А. Нестерука (A.V. Nesteruk) «Свет с Востока: богословие, наука и восточно-христианская традиция» (Light from the Easten: Theology, Science, and the Eastern Orthodox Tradition) . В последние годы издаются целые серии, посвященные естественно-апологетической тематике. Это «Гринвудская серия пособий по науке и религии под ред. Р. Ольсона» (Greenwood Guides to Science and Religion. Richard Olson, Series Editor), а также русскоязычная серия «Богословие и наука» (Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, Москва) . Стало традиционным ежегодное заседание секции «Христианство и наука» на Международных образовательных Рождественских чтениях в Москве. С 1990-х годов в Дубне проводятся совместные конференции богословов, философов и ученых-естествоиспытателей, а при Православном Свято-Тихоновском государственном университете много лет работает семинар «Наука и вера» (руководитель - А. Б. Ефимов). Нравственно-этическим и каноническим проблемам взаимоотношения христианства и современной техногенной цивилизации посвящены некоторые разделы «Основ социальной  концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году (Разд. XII, XIII, XIV).   К исследовательским центрам проблем богословия и науки можно отнести следующие учебные заведения, организации и фонды: русскозычные ресурсы: Московский государственный университет, кафедра философии религии и религиоведения: www.religiovedenie.ru Кафедра религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Призиденте Российской Федерации: www.rags.ru/kaf/religioved.shtm Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, институт религиоведения: http://relig.philosophy.pu.ru/default.htm Институт философии РАН: www.philosophy.ru

http://bogoslov.ru/article/319657

Страны на постсоветском пространстве отказались от атеистической идеологии. Убежден, что произошло это не без влияния Русской Православной Церкви, прежде всего, конечно, благодаря молитвам новомученников и исповедников Российских, а также духовному подвигу верующих людей, молившихся и трудившихся для духовного возрождения России и других стран. Такой мощный мировоззренческий переворот, вызревший внутри правящей элиты, мог произойти только в результате эволюции сознания ее представителей. Эволюция происходила медленно под действием разных факторов, одним из которых, безусловно, была переоценка своего национального прошлого. Кто мог подумать, что торжества 1000-летия Крещения Руси станут общественно-государственным мероприятием в Советском Союзе! Нельзя забывать, что всем этим изменениям предшествовало постоянное общение представителей власти и общественности с церковными деятелями, в том числе и по линии внешних контактов. Через это общение незримо, но реально оказывалось влияние на сознание тех, кто входил в элиту тогдашнего общества. Новое время открыло новые возможности для внешней деятельности Церкви, а также позволило ей развиваться согласно собственному целеполаганию, вне какого-либо контроля со стороны. В связи с этим возникла острая необходимость, исходя из норм Церковного Предания, определить принципы, на которых должны строиться отношения Церкви с внешним миром. По поручению Священного Синода Отдел организовал процесс выработки документа, представляющего церковное отношение к различным общественным явлениям и проблемам. В результате появились Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Тогда же были приняты подготовленные Синодальной богословской комиссией Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Сегодня эти два документа определяют принципы отношений нашей Церкви к внешнему миру. С Божией помощью сей корпус в будущем пополнится еще двумя документами, которые разрабатываются по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода – документом о принципах отношения к нехристианским религиям и документом о правах и достоинстве человека.

http://religare.ru/2_30313.html

Справка «РГ» Церковный суд существовал в России до революции 1917 года. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года был принят Устав Русской Православной Церкви, который предусматривает создание церковно-судебной системы в трех инстанциях. Председателем суда избран митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, а его заместителем — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды. Следующие, высшие ступени — Общецерковный суд и апелляционная инстанция — суд Архиерейского Собора. Они имеют юрисдикцию в пределах всей Церкви. Как говорится в положении, церковные суды предназначены «для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви». По мнению сотрудников правоохранительных органов, такие суды смогут оказать также значительную помощь в борьбе с тоталитарными сектами и теми, что маскируются под различные религиозные организации. Елена Лубинец, Краснодар, «Российская газета» — Кубань от 9 июля 2008 г.   за темою У пройшов круглий присвячений принципам та в церковному Решение Высшего Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу 02-II-2022 [Документи] Решение Высшего Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу 01-II-2022 [Документи] Набуло про виведення сану п " ятьох з ключовими словами церковний суд   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Помогая другим, обретаешь подлинную радость Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та Володимир Легойда: стали Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р. Легойда: бути   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208072...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010