В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, касающиеся реализации задач, поставленных Архиерейским Собором 2011 года. Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года и до настоящего времени, мною были запрошены правящие Преосвященные относительно проводимой работы, а также идей и предложений, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. Исходя из предложений, высказанных архипастырями и членами Совета, в 2014 году Советом были подготовлены и затем утверждены Святейшим Патриархом поручения Синодальным отделам и комиссиям, а также рекомендации правящим архиереям. О них я, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, сообщал всем вам. В соответствии с принятыми Советом решениями, поручения были направлены также Синодальным отделам и комиссиям. Одним из основных свидетельств почитания является молитвенное поминовение новомучеников, которое совершается во время богослужения. По поручению Совета Издательство Московской Патриархии совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых и Богослужебной комиссией выработали список новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы. Изданы «Богослужебные указания на 2016 год», включающие разъяснения относительно праздничных служб новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Рассматривая деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно сказать следующее. Наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Хотя большая часть храмов освящена в честь Собора новомучеников и исповедников, а не конкретных подвижников. Во многих епархиях в дни празднования памяти новомучеников совершаются полиелейные службы. В епархиях созданы экспозиции, посвященные жизни и подвигу новомучеников, устанавливаются мемориальные доски. К сожалению, практически не происходит переименование улиц и площадей в память о новомучениках. При этом ссылаются на определенные процессуальные трудности. В связи с этим, мне кажется, следует инициировать присвоение имен новомучеников тем новым улицам и площадям, которые еще не получили своих названий.

http://patriarchia.ru/db/text/4367110.ht...

– Вместе с сим о. ректор, на основании известий, сообщенных в 83 и 89-м «Современности», обратил внимание правления на предположенное в тот же день юбилейное торжество преосвященного Софонии, епископа туркестанского и ташкентского, бывшего в течении восьми лет викарием херсонской епархии. Правление постановило: вполне разделяя мысли и чувства, выраженные в предложении о. ректора, совершить в семинарской церкви благодарственный молебен о здравии и благоденствие архипастыря, за сим всем служащим присутствовать в надлежащей форме при совершении общего молебствия в кафедральном соборе, присоединиться к духовенству города и епархии в поднесении иконы, затем, всем служащим представиться архипастырю в архиерейском доме и принести поздравление с представлением особого адреса за подписью всех служащих; ученикам семинарии сделать на тот день улучшенный стол. – Преосвященному Софонии послать приветственный адрес за надлежащим подписом. В делах правления сохранилась копия адреса, поднесенного семинарией архиепископу Платону. Вот в каких выражениях приветствовала семинария своего святителя. «Высокопреосвященейший владыко, милостивейший архипастырь и отец! Ты уже оканчивал ближайшее служение образованию духовного юношества, когда одесская семинария только начинала свою жизнь. Не мало лет пережила уже и она; не юны и мы, далеко не первые представители и деятели ее. Но как юно заведение наше, как не многолетни и мы пред тобою, маститый архипастырь! Юность любит с достойным почтением останавливаться пред примером и трудами богатой опытом старости, а старость с любовью делится плодами своей мудрой опытности, руководя и поощряя к успешному труду юных и менее опытных. Позволь же, милостивейший архипастырь, в настоящий знаменательный для тебя и поучительный день хоть слегка вспомнить из твоей многоплодной жизни о делах служения твоего на пользу духовного просвещения. Служение твое св. церкви, как служение почти всех русских архипастырей, началось просвещением духовного юношества. Но замечательна в истории духовного просвещения та пора, когда Господь церкви своей вызвал тебя на это святое уложение: то была пора, когда лучшие умы сознавали необходимость и пытались обновить духовные школы, усиливались оживить богословскую науку, заключенную не только в мертвые схоластические формы, но и в чуждый для нас и мертвый язык, стремились глубже изучить явления религиозной жизни родного русского народа, старались сделать живою и действенною церковную проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О.В. Шведов Предисловие Данный курс лекций является первым в своем роде. Инициатива преподавания социальных наук учащимся и студентам Московских духовных школ была проявлена еще в 1987 году Ректором Московской Духовной Академии и Семинарии Александром, Архиепископом Дмитровским (ныне – Архиепископ Саратовский и Вольский), на что было получено первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Вечная память Святителю Пимену, и со святыми упокоение! Накануне либерализации церковной политики государства, связанной со всемирным празднованием Тысячелетия Крещения Руси, ожидалось, что от выпускников Духовных школ – будущих священников потребуется более широкое участие в социально-экономической и культурной жизни паствы Русской Православной Церкви. Так что для пастырского служения, дополненного евангельским свидетельством непосредственно в социальной сфере, потребуется общая элементарная подготовка и обучение азам знаний в области социологии, экономики, гражданского права и т. п. Но, вводя в Духовные школы эти светские знания, надо было озаботиться интерпретацией их с точки зрения духовных знаний, так, чтобы, реализуясь в контексте духовного образования, они сами обогащались бы живительными идеями Священного Писания и Предания Православной Церкви. Перед нами лежала непаханая целина: Духовные школы не имели ни программ, ни каких-либо элементарных курсов лекций прошлых лет, кроме церковно-социальной публицистики, ни тем более – развернутого учения Церкви об экономике вообще. Кроме того, и автору сих лекций часто не хватало знаний по многим вопросам – приходилось учиться самому. Задержка публикации данных лекций оказалась промыслительной. В течение прошедших десяти лет последовательно менялось гражданское законодательство Российской Федерации, относящееся к религиозным отношениям в обществе, и кроме того, в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви впервые в истории православных церквей был принят основополагающий документ, призванный нормализовать широкий спектр отношений общества и Церкви, в котором сформулированы общецерковные взгляды по многим проблемам общественного бытия. Этот документ имеет название: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который в тексте лекций обширно и широко цитируется. Это своеобразная социальная конституция Русской Православной Церкви. Все оценки и выводы представлены в ней на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, поэтому они не «привязаны» ко времени и месту бытия Церкви, они общи как для России, так и для тех государств, где имеются епархии Русской Православной Церкви. Всякое положение этой «конституции» может быть разъясняемо, интерпретируемо, развиваемо и т. п., но только при обязательном следовании Священному Преданию Церкви. В этом документе сформулированы и некоторые вопросы экономики, которые излагаются в настоящих лекциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новой иллюзией массового сознания постсоветского времени является некритичное, доверчивое восприятие сакральных, мистических смыслов, транслируемых посредством СМИ. Этот феномен должен учитываться создателями религиозных, программ, а также при концептуальном и тактическом планировании вещания (особенно на государственном радио). Ведь в силу экзистенциональности тем и сюжетов, повышенной эмоциональной составляющей, религия способна на трансляцию мощных дезинтеграционных эффектов. Потому вольные и невольные ошибки религиозной журналистики могут будировать, невротизировать общество, менять социокультурные, национальные ориентиры. По данным мониторинга Российского независимого института социальных и национальных проблем, 43,4% россиян отнесли себя к верующим в Бога (из них около 60% идентифицируют себя как последователей православия, 3% – как приверженцев ислама, около 2% заявляют о принадлежности к другим конфессиям); безрелигиозная мировоззренческая мотивация характерна для 28, 6%. Причем, выявлена " конфессиональная самоидентификация 1 Рейтинги доверия/недоверия институтам общества//Дайджест результатов исследований Фонда " Общественное мнение " . Выпуск 09. – 2001. – – С. 14. 2 Лекции по религиоведению: Учебное пособие/Под ред. проф. И. Н. Яблокова. – М., 1997. – С. 5. не столько по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, а на основе соотнесения себя с определенным типом цивилизации, национальным образом жизни и культурой, в значительной мере сформировавшейся под воздействием той или иной конфессии " .1 Однако до настоящего времени нет специальных законодательных актов, профессиональных кодексов, регламентирующих средства массовой информации, специализирующиеся в религиозной тематике. Взаимодействие Церквей и СМИ определяется Федеральным законом " О средствах массовой информации " (1995 г.) и Федеральным законом " О свободе совести и о релил гиозных объединениях " (1997 г.) . В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ впервые приняты " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " , выражающие общецерковное мнение по насущным, актуальным проблемам, в том числе по вопросам взаимоотношений Православной Церкви и СМИ3. Осенью 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности России, относящая к " основным объектам " жизнедеятельности общества духовную жизнь и свободу совести. В мае 2001 г. Советом муфтиев России представлены " Основные положения социальной программы российских мусульман " .

http://religare.ru/2_90239.html

Под эгидой и при участии Учебного комитета в межсоборный период состоялись следующие научные и научно-методические семинары: С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви. 13 октября 2004 года Учебный комитет организовал и провел IV Ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную 190-летию пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814 – 2004 гг.). На конференции были подведены итоги объявленного Учебным комитетом и Московской духовной академией конкурса письменных работ по означенной теме. Учебный комитет участвовал в подготовке и проведении следующих конференций и мероприятий: Межсоборный период был отмечен для Духовных академий Русской Православной Церкви рядом знаменательных дат. Так, в 2005 году исполнилось 320 лет старейшей высшей школе России — Московской духовной академии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была сформирована программа празднования 320-летия Московской духовной академии. В виду высокой церковно-общественной значимости данного юбилея Святейший Патриарх Алексий присвоил программе юбилейных торжеств Патриарший статус. В рамках юбилея Московской духовной академии Учебный комитет принимал участие в подготовке: Важную роль в развитии церковной науки играет издание научной периодики и литературы. Так, Московской духовной академией издается «Богословский вестник», Санкт-Петербургской духовной академией — «Христианское чтение», Минской духовной академией - «Труды Минской духовной академии», Свято-Тихоновским гуманитарным университетом — «Вестник ПСТГУ» (до 2005 года - «Богословский сборник»). Ряд семинарий начал выпуск своих научных периодических изданий. 7. Взаимодействие с органами государственной власти За отчетный период Учебный комитет осуществлял постоянное взаимодействие с органами государственной власти по вопросам духовного образования. В частности, через участие в работе в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации; в заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, а также рабочей группе Комиссии, в Подкомиссии по религиозному образованию Комиссии по государственно-церковным отношениям Общественно-политического Экспертного Совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе, в различных заседаниях и встречах, организуемыми органами законодательной и исполнительной власти: Государственной Думе, Совете Федерации, Министерстве Образования и науки, Общественной Палате.

http://patriarchia.ru/db/text/428110.htm...

Святейший Патриарх Алексий: В повестке дня двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения 24 июня 2008 г. 14:52 В последнее время осуществляется диалог с Римско-Католической Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Между тем Патриарх напомнил, что в повестке дня двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них — вопрос миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ. Для обсуждения этих тем действует созданная в 2004 году Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. «Хотелось бы также увидеть долгожданный прогресс в вопросе об отношении греко-католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство, — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. — К сожалению, мы не наблюдаем положительной динамики в этом вопросе, и представители канонического Православия продолжают испытывать притеснения со стороны греко-католического окружения». Диалог с инославными Церквами ведется в соответствии с принятыми Юбилейным Архиерейским Собором Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию. Как сообщил Святейший Патриарх Алексий, представители Московского Патриархата принимали участие в заседаниях Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, которые проходили в Белграде (Сербия)) в 2006 году и в Равенне (Италия) в 2007 году. Его Святейшество напомнил, что принятие итогового документа Смешанной комиссии происходило в октябре 2007 года в Равенне без участия представителей Русской Православной Церкви, которые были вынуждены покинуть данную сессию диалога в связи с тем, что без всякого предварительного согласования в число его участников были включены представители ЭАПЦ Константинопольского Патриархата . Это, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2000 года, сделало невозможным для делегации Московского Патриархата продолжение работы в комиссии. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/426780.htm...

За прошедшие два года по представлению Синодальной комиссии по канонизации святых Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику святых 13 подвижников благочестия: Всего за период с 1993 года по настоящее время в Украинской Православной Церкви были совершены канонизации 267 святых. В течение 2011-2012 годов были проведены IX и Х Международные фестивали православного кино «Покров», а также IV, V и VI фестивали православных средств массовой информации. Традиционно в предновогодние дни в центре Киева проводятся благотворительные ярмарки. Издательский отдел Украинской Православной Церкви в течение 2011-2012 годов выпустил в свет 26 изданий. Среди них особо следует отметить богослужебное Евангелие на украинском языке, украинское издание Православного катехизиса, подготовленное на основе труда святителя Филарета (Дроздова), ряд украинских переводов памятников древней церковной письменности. Кроме того, Издательский отдел постоянно осуществляет экспертизу книг, подготовленных к печати православными издательствами Украины. За истекший период была проведена экспертиза более 50 таких изданий. В 2012 году Издательский отдел вместе с Киевской духовной академией начал серию юбилейных изданий к 400-летию Киевских духовных школ. Празднование этого юбилея намечено на 2015 год. Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви ныне продолжает изучение вопроса о возможности получения духовными учебными заведениями Украины государственной лицензии и аккредитации на ведение педагогической деятельности по направлению «Православное богословие». Методический совет Учебного комитета работает над усовершенствованием учебных программ и соотнесением их с нормативными требованиями Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. В 2012 году выпускникам всех духовных семинарий Украинской Православной Церкви начали выдавать дипломы бакалавра православного богословия единого образца. Вызовы, стоящие пред Украинской Православной Церковью Одним из главных вызовов, стоящих перед нашей Церковью, остается проблема церковных расколов в Украине. Сегодня значительная часть наших единоверцев по-прежнему пребывает вне общения с мировым Православием, находясь в составе так называемых Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

http://patriarchia.ru/db/text/2772214.ht...

- Я никакую контрреволюционную клевету не распространял и виновным себя в этом не признаю. - Следствию известно, что Вы неодобрительно отзывались по вопросу Конституции, опошляя ее, клеветнически выражаясь, что это одна писанина и пыль в глаза пускают массам. Признаете себя в этом виновным? - Нет, я так не говорил и виновным себя не признаю. - Следствие располагает материалами, что вы распространяли контрреволюционную клевету по адресу вождя народа, обвиняя в неправильном руководстве, а сожалели о врагах народа Зиновьева и Каменева и восхваляли их контрреволюционную деятельность. Признаете себя виновным? - Никогда я ничего не говорил против и виновным себя не признаю. - Вы следствию даете ложные показания, следствие требует от Вас правдивых показаний по существу дела. - Я все показываю следствию сущую правду и виновность свою отрицаю. 22 ноября 1937 года начальником Павлово–Посадского районного отделения УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Пелькеном было составлено обвинительное заключение по следственному делу священника Крымзина, в котором отцу Иоасафу инкриминировалось то, что он будучи исключительно враждебно настроенным к советскому строю и к проводимым мероприятиям партией и правительством, вел систематическую открытую антисоветскую и контрреволюционную агитацию, направленную против коллективизации, против расстрела врагов народа и т.д. 25 ноября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Иоасафа к расстрелу за " систематическую антисоветскую контрреволюционную агитацию, направленную против коллективизации " . 2 декабря 1937 года игумен Иоасаф и иеромонах Петр (Мамонтов) были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Молитвы Тропарь, глас 4 Многотрудное иноческое житие измлада избравый и благое иго Христово возлюбивый, прещения слуг велиаровых мужески презрел еси, верность Владыце всех показуя. Темже ныне в невечернем свете присно наслаждаешися, к сонму святых Божиих сопричтенный. Моли о нас Бога, преподобне Иоасафе, отче наш.

http://drevo-info.ru/articles/6568.html

18. Доклад исполняющего обязанности Председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе. – 1997, 6, 28. Архиерейский Собор 2000 года] 1. Определения Священного Синода от 18 июля 1999 года: О проведении юбилейного Архиерейского Собора во второй половине 2000 года в Москве. – 1999, 8, 4. 2. Определения Священного Синода от 7 марта 2000 года: О сроках и программе проведения юбилейного Архиерейского Собора. –2000, 4, 19. 3. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 13–16 августа 2000 года. – 2000, 9, 10. 4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Юбилейного Архиерейского Собора. – 2000, 9, 12. 5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ. –2000, 9, 16. 6. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых. –2000, 9, 55. 7. Послание Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. –2000, 10, 4. 8. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ. –2000, 10, 13. 9. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об Украинской Православной Церкви. – 2000, 10, 19. 10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о положении Православной Церкви в Эстонии. –2000, 10, 20. 11. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по Уставу РПЦ. –2000, 10, 21. 12. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ “Об основных принципах отношения РПЦ к инославию”. –2000, 10, 21. 13. Основные принципы отношения РПЦ к инославию. –2000, 10, 22. 14. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 15. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС, об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 16. М.Ж. Юбилейные торжества в Москве. –2000, 10, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Киево-Печерской Лавре проходит Архиерейский Собор, предваряющий открытие Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви 08.07.2011 Утром 8 июля в Трапезной палате храма преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира открылся Архиерейский Собор, в котором участвуют епископы Украинской Православной Церкви . Открыл заседание вступительным словом Предстоятель Украинской Православной Церкви, после чего управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан объявил повестку дня. Архиерейский Собор УПЦ предваряет Юбилейный Собор Украинской Православной Церкви , заседание которого откроется также 8 июля, в 14.00 в Трапезной палате Киево-Печерской Лавры под председательством Митрополита Владимира. Архиерейский Собор УПЦ обсудит изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви . После завершения работы Архиерейского Собора начнется регистрация участников Юбилейного Собора УПЦ. В работе Юбилейного Собора примут участие все архиереи и заштатные епископы УПЦ, председателя Синодальных учреждений и ректоры духовных академий и семинарий УПЦ, представители Киевской митрополии, мужских и женских ставропигиальных монастырей, а также по три делегата от каждой епархии УПЦ: клирик, представитель монашества и мирянин. Всего, согласно данным официального сайта Украинской Православной Церкви, на Соборе будут присутствовать 237 человек. Событие будут освещать 37 аккредитованных журналистов, будет работать пресс-центр Собора. Юбилейный Собор начнется молебном, после которого перед участниками с докладом выступит Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. После доклада состоится обсуждение вопросов, вынесенных на повестку дня. В завершение работы будет принято Постановление Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви. Вечером на площади перед Успенским собором состоится богослужение. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.07.2011 20:04:57

http://drevo-info.ru/news/11017.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010