«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду,    якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты    сущих во тьме Свет пресветлый».    Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство (один день) Вознесения.    Служба отдания совершается подобно тому, как бывает она в Господские двунадесятые праздники. Начало вечерни, утрени и литургии — такое же, что и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит перед престолом начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог…» и другие. Далее – прочее.(Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – воскресный обычный).    На утрени после кафизмы поется «Воскресение Христово видевше». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.    На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами, как на первый день Пасхи, и после канона – ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув…» (дважды), а второй – Недели о слепом.    Часы читаются обычные, а не пасхальные.    После литургии священнослужители снимают Св. Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет. Об авторе    Магистр богословия схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932—1991) – выдающийся священнослужитель Русской Православной Церкви, автор таких фундаментальных богословских сочинений, как «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» (М., 1993 и 2000), «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» (М., 1993 и 1995), «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках» (М., 1994), «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (М., 1996 и 2000), «Глинский Патерик» (М., 1997), «Лекции по Пастырскому богословию» (М., 2001), «Архив Глинской пустыни» и др.    Отец Иоанн начал служение Господу в знаменитой Глинской пустыни. В этом монастыре он принял монашеский постриг, а после закрытия пустыни с 1961 года учился в Московской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии. Долгие годы преподавал в Московских Духовных школах и воспитал целую плеяду священнослужителей. Прославился многими благодатными способностями и подвигом старчества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче    жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе».    Вся служба праздника Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня, на которой стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма, бывает вход с кадилом и читаются три паримии. На утрени полиелея нет. Канон – по Триоди. (Канон Пасхи не поется). Катавасия: «Море огустил еси…». Вместо «Честнейшую» (на утрени) и вместо «Достойно» (на литургии) поется ирмос 9-й песни канона: «Чужде матерем девство...». Поется великое славословие. В этот день после литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание учения Христа Спасителя о живой воде благодати Святого Духа.    Преполовение празднуется 8 дней. Отдание – в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется задостойник: «Чужде матерем девство…», но в промежуточные дни между Преполовением и его отданием – задостойник Пасхи: «Ангел вопияше» и «Светися, светися».     В пятую Неделю – о самаряныне – святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е).    В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной».    Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – службы попразднства Преполовения, а в среду – отдание Преполовения.     В шестую неделю – о слепом – воспоминается дарование зрения Христом Спасителем слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач. 34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет». Богослужебные песнопения отмечают и второе чудо – чудо духовного прозрения слепого, чудо постепенного нарастания веры исцеленного в Господа Иисуса Христа. Вся служба Недели о слепом, составленная богодухновенными отцами, проникнута глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Через четыре недели после Пасхи читается в церкви та глава Евангелия от Иоанна, в которой рассказано о необычном разговоре Христа с женщиной-самарянкой. Христос остановился близ города Сихарь у колодца. Ученики Его пошли в город купить пищи, и в это время к колодцу пришла за водой женщина. Христос говорит ей: Дай Мне пить ( Ин. 4:7 ). Начинается беседа, во время которой женщина недоумевает: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме ( Ин. 4:20 ). Недоумение женщины касается многовекового спора между евреями и самарянами – отщепенцами от правоверного еврейства. У евреев религиозным центром был Иерусалим, у самарян – гора в Самарии. То был, как мы видим, спор о внешних, ритуальных предписаниях религии. И в ответ на это недоумение женщины Христос говорит: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:23–24 ). Не может быть сомнения в том, что для понимания самой сущности христианства эти строки Евангелия имеют решающее значение. Ибо в них заключена, выражена и навеки возвещена настоящая религиозная революция – революция в самом понимании религии; ими действительно начинается христианство. В духе и истине! До этого времени и на протяжении бесконечных веков религия была прежде всего предписанием, законом, уставом, и верность ей состояла как раз в слепом, безоговорочном подчинении этому предписанию. «На этой горе, в Иерусалиме, не здесь, а там, не так, а эдак...» – тысячами таких предписаний ограждал себя человек от беспокойства, страха, мучительных сомнений, сам строил себе клетку, в которой все было ясно и точно определено и ничего, кроме точного исполнения, не требовалось. И вот одним словом все это зачеркнуто и отвергнуто. Не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе и истине. И это значит – не в слепом страхе и неведении, но в знании истины и свободном выборе, в сыновней любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Про­по­ведь в неде­лю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)  Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Ныне чтенное Богоносных Апостол деяние открывает два чуда и одно неслыханное неправосудие. Первое чудо есть изгнание беса, прельщавшего жителей Филиппийских: второе — потрясение земли, которое отворило темничные двери, дабы вышли оттуда невинно заключенные там Апостолы: но и самый безрассудный и зверский поступок князей с Апостолами есть также чудесное дело, но дело не силы Божией, а безмерной человеческой злобы. Кто со вниманием выслушивает толкование чтенной истории, тот, узнав из первого чуда, коль велико лукавство злых бесов, блюстись будет, дабы не быть от них прельщену: из второго узрев неусыпный Божий промысл, хранящий Апостолов в подвигах добродетели, возымеет надежду на Божеское заступление, когда будет творить Богоугодные дела добродетели: а из третьего, услышав, сколь пристрастно и несправедливо осуждены были Божественные Апостолы от князей и воевод Филиппийских, будет удаляться от всякого суждения безрассудного, пристрастного и несправедливого. Деян 16:16. Во дни тыя, бысть идущим нам на молитву, отроковица некая имущая дух пытлив срете нас, яже стяжание много даяше Господем своим, волхвующи. Павел, Сила и Тимофей шедши в Македонию по тому видению, которое видел Павел, пребыли несколько дней во граде Филиппах (Деян 15:40, 16:3, 9): с ними находился и Лука, сие повествующий, что видеть можно из сих его слов: « идущим нам Апостолом, и ниже, Павлу и нам» (Деян 16:16–17).

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Чтением Апостола в неделю о Слепом Церковь проповедует о благодатном могуществе и мудрости Ап. Павла и Силы. По слову Ап. Павла исцелена была некая отроковица от духа прорицательного. Апостолы заключены были за чудодейственное Слово Божие в узы и темницу; по молитвам Апостолов в полночь внезапу трус был велий, яко поколебатися основанию темничному, отверзошася абие двери вся, и всем юзы ослсибеша. Начальник темницы сим благодатным знамением обращен был ко Христу со всем семейством своим ( Деян.16:16–34 ). Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии исцеления слепорожденного ( Ин.9:1–38 ). К утешению невинно-страждущих и обличению заблуждающих неделя о Слепом возвещает, что бедствия иногда посылаются на людей на тот конец, да явятся дела Божия, и посему, видя несчастия ближних, да убоимся осуждать страждущих, подобно гордым фарисеям, которые на бедствия ближних смотрели, как на несомненные признаки виновности пред Богом, наказуемый лишениями и бедствиями, посылаемыми от правосудия Божия. Слепота телесная послана была человеку, да явятся на нем дела Божия; слепота же ума в делах благочестия большею частью зависит от нашего невнимания к вере, непослушания ей и неведения об ней. Книжники и фарисеи после многих свидетельств прозревшего об исцелении сверхъестественно ему поданном, – после свидетельств родителей и знакомых о прозрении его, – следовательно после свидетельств законных и достаточных к подтверждению истины, никак не хотели верить чудесному его прозрению. Посему кто не покорил еще себя Божественной вере, а судит об ней под влиянием страстей, тот, хотя бы был и книжник, не способен принять света истины Божественной, скорее же затмевает его и для себя и других. Так о Спасителе прозревший мыслил и вернее и лучше книжников, коих ум, конечно, был богаче его – ведением, а сердце – страстями. Для принятия истины Божественной всего более необходима не ученость, но чистота сердца от страстей ( Мф.5:8 ); – необходимо мыслить и действовать под влиянием не страстей, а света, заимствуемого – и притом не из разума, в коем – как простой способности – нет его, но из слова Божия и от Церкви. Без слова Божия и помощи Церкви никакой разум неспособен иметь правильных и благотворных познаний о Боге, добродетели и вечной жизни; без слова Божия и помощи Церкви для нас совершенно закрыты источник и хранилище для таковых познаний. Всякое познание почерпается нами из своего источника: познание о Боге истинное только из слова Божия и от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) (Ин 9:1–38) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Для того чтобы сегодняшнее евангельское повествование стало для нас более ясным, обратимся к тем стихам Евангелия, которые это повествование предваряют. Евангелие от Иоанна рассказывает о том, как Господь Иисус Христос вышел из храма, скрываясь от фарисеев, которые обвиняли Его в кощунстве и хотели побить камнями. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» (ст. 1). Видимо, это происходило сравнительно недалеко от храма Божия. Тогда «ученики Его спросили у Него: Раввй! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (ст. 2). Ученики задали такой вопрос, потому что были в недоумении: оба эти предположения казались им странными и сомнительными. Если согрешил тот, кто уже родился слепым, то получается, что наказание предшествовало греху, если же согрешили его родители, то в чем же его вина и почему он наказан?

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Песнопения воскресных дней по Пасхе (вплоть до Недели о слепом) совершаются в течение седмицы или чуть меньше, последний день может называться О. (в совр. печатном Типиконе - в отношении Недели 4-й по Пасхе - о расслабленном), хотя с этим О. соединяется неск. последований. Празднование Преполовения удлиняется в Иерусалимском уставе до среды следующей седмицы (т. о., О. становится «октавой» этого праздника). Вплоть до среды 6-й седмицы (перед Вознесением) поются пасхальные песнопения, сама среда получает название «Отдание Пасхи», в службе этого дня соединяются последования Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. В совр. практике эти указания игнорируются, служба совершается по уставу одного из будних дней Светлой седмицы, но с нек-рыми особенностями; данный устав сложился в греч. богослужебной практике к XIX в. ( Κωνσταντνος. Τυπικν. Σ. 202-203; Βιολκης. Τυπικν. 1888. Σ. 400-401). Если О. совпадает с воскресным днем, устав службы определяется Марковыми главами , помещенными в месяцеслове после О. На случай совпадения подвижных О. Вознесения и Пятидесятницы с днем полиелейного или бденного святого имеется указание в Марковой главе под 25 мая. Отдание Богоявления 14 янв. совпадает с днем памяти свт. Саввы Сербского, из-за чего его последование переносится на 12 янв., однако в дониконовском издании 1641 г. приводится вариант соединения его последования с О., если храм носит имя этого святого (Устав. М., 1641. Л. 424). В совр. практике РПЦ О. Богоявления может соединяться с полиелейной службой равноап. Нине, а 21 сент.- со службой свт. Димитрию Ростовскому. Уставные указания на этот счет помещены в совр. изданиях Минеи расширенного состава (Минея. Сент. М., 2003. С. 579-595; Минея. Янв. Ч. 1. М., 2002. С. 573-586) и частично отражают рубрики в издании Минеи дополнительной (М., 1909. Л. 19 об.- 31, 83 об.- 89 об.). Номера перечисленных глав и указаний слегка расходятся в отношении стихир на «Господи, воззвах», устава канона и положения кондака и икоса праздника по 3-й или 6-й песни.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Вместе с поименованными брошюрами представлены Преосвященным Калужским и 12 газеты «Русский рабочий», изд. М. Пейкер. Означенные издания были переданы, по распоряжению Святейшего Синода, на рассмотрение Учебного Комитета, который признал: I) журнал «Русский рабочий» изд. М. Пейкер и брошюры: а) «Новая русская азбука для всех» М. Е. К., б) «Два пути и пределы их», в) «Пора домой», г) «Исполняете ли вы волю Божию», д) «Голос времени» – произведениями с явно сектантским направлением и потому подлежащими изъятию из народного обращения; II) брошюры же: а) «Благодаришь ли ты Бога»., б) «Любезный читатель, прочти сие повествование о слепом», в) «Слепая девушка и Евангелие» и г) «Встревожился Иерусалим» (изд. журн. «Русский рабочий»)-сочинениями непротивными православному учению, но по своей скрытой тенденциозности не способствующими раскрытию этого учения и потому незаслуживающими не только одобрения, но и допущения для народа к употреблению; III) брошюры: а) «Слепой Вартимей», б) стихотворение «Во едину от суббот» и в) из бесед Михаила, Митрополита Новгородского и С.-Петербургского, о том: могли ли закон, пророки и жертвы спасти человека, и для чего они установлены и даны были от Бога?-заслуживающими допущения для употребления в народе; и IV) брошюры: а) «Христос, грешную душу к себе призывающий», б) «Покаяние» и в) «Нравственно-духовные назидания», как извлечённые из творений Св. Тихона, Епископа Воронежского, – достойными одобрения для народного чтения. Признавая изъяснённый отзыв Учебного Комитета основательным, и находя поименованные в п. п. I и II брошюры и газету «Русский рабочий» изд. М. Пейкер, непригодными для обращения в народе, Святейший Синод определяет: 1) поставить в известность Духовные Цензурные Комитеты, чтобы они на будущее время не разрешали к печатанию ни одной из ниже поименованных брошюр: а) «Новая Русская азбука для всех» М. Е. К., б) «Два пути и пределы их», в) «Пора домой», г) «Исполняете ли вы тюлю Божию», д) «Голос времени», е) «Благодаришь ли ты Бога», ж) «Любезный читатель, прочти сие повествование о слепом», з) «Слепая девушка и Евангелие», и и) «Встревожился Иерусалим»; 2) поручить Епархиальным Преосвященным иметь наблюдение, чтобы означенные брошюры, равно и газета «Русский рабочий» не были распространяемы в народе, и 3) предоставить г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, ни единым словом он не упоминает хотя бы о каком-нибудь данном и определенном факте из прошлого или настоящего русской действительности, но едва ли не потому что, такого рода указания и упоминания считались неуместными в торжественном церковном слове: по крайней мере, никаких подобных указаний нет и ни в одном из тех отеческих церковно-учительных произведений, которые служили для него образцами, помещались рядом с его Словами в церковных сборниках и читались вместе с ними в Церкви. Возможно... В истолковании Евангельского рассказа о слепом, св. Кирилл, в существенном, следует толкованиям Феофилакта Болгарского (Благовестн., ч. IV, стр. 231–235), который в свою очередь главным образом руководится Златоустом. 340 На Вознесение: «В четверг шестыя недели по Пасхе слово того же Кирила мниха на вознесенье Господа нашего И. Христа, от пророческих указаний, и о взведеньи Адама из ада» (Лавр. сп. л. 102). Последние слова заглавия указывают основную мысль этого прекрасного ораторски-художественного произведения, едва ли не самого лучшего из Слов св. Кирилла по законченности и мастерству обработки всех деталей. Это уже не диалогический только пересказ Евангельского повествования о данном событии, – нет, перед нами целая драма, на земле и на небе, действующие лица которой – сонмы пророков, апостолов, тьмы херувимов и серафимов, сопутствующие Христа, восходящего на небо и возносящего с Собой в Святый град души праведных, как победитель смерти и сокрушитель ада. «На гору Елеонскую приходит Спаситель и собираются лики патриархов, пророков, апостолов и множество людей верующих. Там и ангельские силы и архангельские воинства: одни на крыльях ветра приносят облака, чтобы взять от земли Христа; другие готовят престол. Бог Отец ждет его, а Дух Святый велит принять врата небесные. Небеса веселятся, украшая свои светила; земля радуется, и вся тварь красуется. Ангелы, патриархи, праведники, все присутствующие напутствуют Христа вдохновенными песнями. Он обещает им прислать утешителя, благословляет их и возносится на небо: светлое облако поднимает Его и уносит на крыльях ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Тропарь воскресный, глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на Спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся;/яко благоволи Плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия/славным воскресением Своим. Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,/от Девы родившееся для спасения нашего,/воспоем, верные, и поклонимся Ему,/ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,/и смерть претерпеть, и воскресить умерших/славным воскресением Своим. Богородичен: Радуйся, Двере Господня непроходимая;/радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе./Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/рождшая плотию Творца Твоего и Бога./Молящи не оскудевай о воспевающих/и кланяющихся рождеству Твоему. Слава, и ныне, Богородичен:  Радуйся, дверь Господня непроходимая!/Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе!/Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая,/родившая по плоти Творца Твоего и Бога!/Не переставай ходатайствовать о воспевающих/и почитающих Рожденного от Тебя. И прочее обычно. Ектения сугубая и отпуст. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ, НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, восточны 4, и два самогласна о слепце, повторяюще един. На Господи воззвах:  стихиры на 10. И поем стихиры воскресные три, восточные четыре и две о слепом, повторяя первую. Стихиры воскресны, глас 5: Стихиры воскресные, глас 5 Стих:  Изведи из темницы душу мою,/исповедатися Имене Твоему. Стих:  Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё.     Пс 141:8А Честным Твоим Крестом, Христе,/диавола посрамил еси,/и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси,/и спасл еси ны от врат смертных:/славим Тя, Единородне. Священным Своим Крестом, Христе,/Ты диавола посрамил,/и воскресением Своим жало греха притупил/и спас нас от врат смерти./Прославляем Тебя, Единородный. Стих:  Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Стих:  Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне.     Пс 141:8Б Воскресение даяй роду человеческому,/яко овча на заколение ведеся,/устрашишася сего князи адстии,/и взяшася врата плачевная./Вниде бо Царь славы Христос,/глаголя сущим во узах, изыдите:/и сущим во тьме, открыйтеся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010