На благословении хлебов тропарь апостола, дважды: и Богородице Дево, единожды. и чтение во откровении апостола Иоанна. [Смотри] Аще же несть бдения, по Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь воскресн гласа: Слава, апостола: И ныне, богородичен: и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю. По 1–м трисвятом, вместо Се жених: глаголем тропарь воскресн: Собезначальное слово: Слава, и ныне, богородичен его. По 2–м, вместо Помяни Господи, кондак пасхи: Аще и во гроб: Посем, Господи помилуй, 12. и отпуст. молитвы же, Помяни Господи, не глаголем. На Утрени на Бог господь, тропарь воскресн дважды, глас 5: Собезначальное слово: Слава, апостола: И ныне: Вся паче смысла: По 1–й кафисме седален воскресн, и чтение. По 2–й кафисме седален о слепом, и чтение. Полиелей, и седален апостола, вси по единожды: и чтение. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен апостола: и Всякое дыхание: евангелие апостола: воскресение христово: псалом 50. стихира апостола. Канон пасхи, без богородичнов, со ирмосом на 6: и апостола на 4, и о слепом на 4. Поем же во всякой песни тропарь о слепом по дважды: Слава, троичен: И ныне, богородичен. Катавасиа, ирмос: спасителю богу: оба лика вкупе. [Предпразднства же канон зде оставляется: и поем его во вторник напреди.] По 3–й песни, кондак и икос апостола. Таже впакои пасце: Предварившия утро: Слава, седален апостола. И ныне, слепаго: и чтение апостола. По 6–й песни, кондак и икос пасхи. На 9–й песни, честнейшую не поем. Светилен пасхи: Слава, апостола: И ныне, слепаго. На хвалитех стихиры апостола на 4. Таже, да воскреснет бог: и стихиры пасхи с припевы их. Слава, апостола: И ныне, пасхи, глас 5: воскресния день: и Христос воскресе: единожды. Славословие великое. Тропарь воскресн: Слава, апостола: И ныне: Вся паче смысла: ектении, и оглашение, и отпуст, и исхождение, и час 1–й в притворе. На часех, тропарь воскресн: Слава, апостола: И ныне, богородичен часов. По Отче наш: кондаки пасхи, и апостола, пременяем. На Литургии , блаженна от канона пасхи, песнь 3, на 4: и апостола песнь 6, на 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день). Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог...» и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст. На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше...». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. На 9-й песни «Честнейшую...» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды) и эксапостиларий Недели о слепом. Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные). После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет. 190 В древнейших Уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные, и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в XV веке, а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII веке по обычаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед началом пасхальной утрени завершается у кувуклии Св. Гроба Господня. В остальных Восточных Православных Церквах начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным н Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В четвертую Неделю – о расслабленном Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа Распятого и Воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения, и для всех Он – «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1,24 ). Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона на утрене этой Недели прославляется св.Архистратиг Михаил, потому что Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне Силоамской. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном по сланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси:жаждай да грядет ко Мне, и да пиет Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». Преполовение празднуется 8 дней Отдание – в среду 5-й седмицы. В пятую Неделю – о самаряныне Святая Церковь воспоминает евангель­скую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач.12-е). В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», по­давшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной». В шестую Неделю – о слепом воспоминается дарование слепорожденно­му зрения Христом Спасителем в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач.34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет» (Неделя о слепом, синаксарий). Богослужебные песнопения отмечают и второе чудо – чудо духовного прозрения слепого, чудо постепенного нарастания веры исцеленного в Господа Иисуса Христа. Вся служба Недели о слепом, составленная богодухновенными отцами, проникнута глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

На часах Слава, тропарь: Собезначальное Слово...; кондак – Слепого: Душевными очима... На литургии Златоуста Начало по-пасхальному. После изобразительных псалмов на 3 антифоне – блаженны из канонов песни 3 и 6, обе на 8 (чит. об этом ч. 1, отд. 4, гл. 41). По входе – тропарь: Собезначальное Слово... Слава, кондак Слепого. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... Прокимен Пасхи: Сей день... Аллилуиарий – Пасхи. Апостол и евангелие – дне. Причастен Пасхи. Пс.: Благословлю Господа... Отпуст – «Пасхи со крестом». Глава 38. О богослужении в отдание Пасхи, если случится Иоанна Богослова В этом случае накануне после 9 часа и малой вечерни отправляется всенощное бдение. В состав богослужения входят песнопения: 1) пасхальныя, 2) воскресныя, 3) о Слепом и 4) апостола. Канон предпразднства Вознесения оставляется и поется раньше, во вторник. Устав богослужения см. в мр. гл. Типик., л. 234 на об. Глава 39. О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого В 50 храм. гл. Типикона сказано, что если в отдание Пасхи случится храм святого, то богослужение отправляется так же, как тогда, когда в отдание Пасхи будет Иоанна Богослова. Разница – только в канонах. В день Иоанна Богослова каноны Пасхи без богородичнов с ирмосом на 6, ирмос по 2, апостола на 4 по Слепом на 4, а в день храмового святого Пасхи с ирмосом на 4, ирмос по 2, о Слепом на 4 и храма на 6. Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе Накануне пятка после 9 часа отправляется вседневная вечерня. На ней рядовая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах, поемыя в праздник, на 10. Слава, и ныне – праздника: Недр Отчих... Входа и паремий нет. Прокимен дне. Дальнейший порядок такой же, какой на вседневной вечерни. Стихиры на стиховне праздника. Тропарь праздника. Отпуст праздничный. На повечерии Поется служба рядового святого. Кондак праздника. На полунощнице Обычная кафизма. По 1 трисвятом – тропарь праздника. По 2 трисвятом – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи..., не читается. На утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. - " половина " ) Пятидесятницы - половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды. Воскресное богослужение пятой Недели и служба следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой в первый год Его евангельской проповеди в дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею. Эта беседа, принадлежащая дням Пятидесятницы, служит вместе с тем свидетельством Божественной славы воскресшего Господа, подающего " воду живую, изсушающую источники грехов " и " скверны душевныя омывающую " . В службах празднику говорится, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, дивным неотразимым обаянием Своего Лица возрождает души людей, восставляя духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь отошедших от него. Так, самарянка, познав благосердие Господа, подавшего ей воду жизни, и напившись обильно водой Премудрости Божией, унаследовала Царство Небесное. В Неделю шестую по Пасхе, о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом в Иерусалиме зрения слепорожденному в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей, или праздник обновления храма ( Ин. 7, 2; Ин. 10, 22). Это чудо открывает Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть Света Податель и истинный Свет. Песнопения службы Недели о слепом повествуют, по Евангелию, и о духовном прозрении слепого, о постепенном нарастании его веры в Господа Иисуса Христа. Составленные боговдохновенными отцами песнопения эти проникнуты глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами. В них н глубокая жалость к несчастному страдальцу, для которого с рождения был закрыт мир Божий во всей его дивной красоте, и трепетное благоговение пред всемогуществом Божиим, отверзшим слепому очи, и скорбь об ожесточении и духовном ослеплении фарисеев, которые и после этого продолжали, однако, коснеть в своей духовной слепоте. Служба Недели о слепом обращена к каждой душе, приводя к сознанию, что всякий из нас подвержен слепоте духовной, омрачил грехом свои душевные очи.

http://zavet.ru/pasha01.htm

29. Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (службу зри 7 марта) . Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского . Служба прмц. Феодосии девы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского, в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Правды Солнце мысленное...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосердие милости...». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия...» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и преподобномученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученицы). По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 2-й; седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец...» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 4-й: «Божественная память...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 242) этот кондак также отсутствует.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-11/

Оставляется служба Преполовения, и поется воскресна, и самаряныни, и богослова, якоже указася прежде во ины недели. [МРК] О томже празднице, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в среду пред Вознесением, во отдание Пасхи. Во вторник вечера, на малей вечерни, стихиры апостола на 4. Слава, апостола: И ныне, дне. На стиховне стихиры апостола, великия вечерни, с припевы их. Слава, апостола: И ныне, дне. Тропарь апостола: Слава, и ныне: Вся паче: Ектения малая, и отпуст. [Зри] Аще же несть бдения, на повечерии глаголем кондак апостола: Слава, и ныне, Пасхи: Аще и во гроб: На велицей вечерни, по обычном псалме, поем Блажен муж, 1 антифон. На Господи воззвах, стихиры о слепом, на 6: и апостола на 4. Слава, апостола: И ныне, дне: Кто возглаголет: Вход: Прокимен дне, и чтение апостола. На литии стихира храма: и апостола самогласны. Слава, апостола: И ныне: Се исполнися: На стиховне стихира воскресна, глас 5: Тебе воплощеннаго: Таже стихиры Пасхи, с припевы их. Слава, апостола: И ныне, Пасхи, Воскресения день: и Христос воскресе: единожды. На благословении хлебов тропарь апостола, дважды: и Богородице Дево, единожды. и чтение во откровении апостола Иоанна. [Зри] Аще же несть бдения, по Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь воскресн гласа: Слава, апостола: И ныне, Богородичен: и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю. По 1-м трисвятом, вместо Се жених: глаголем тропарь воскресн: Собезначальное Слово: Слава, и ныне, Богородичен его. По 2-м, вместо Помяни Господи, кондак Пасхи: Аще и во гроб: Посем, Господи помилуй, 12. и отпуст. Молитвы же, Помяни Господи, не глаголем. На Бог Господь, тропарь воскресн дважды, глас 5: Собезначальное Слово: Слава, апостола: И ныне: Вся паче смысла: По 1-й кафисме седален воскресн, и чтение. По 2-й кафисме седален о слепом, и чтение. Полиелей, и седален апостола, вси по единожды: и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола: и Всякое дыхание: Евангелие апостола: Воскресение Христово: псалом 50. стихира апостола. Канон Пасхи, без богородичнов, со ирмосом на 6: и апостола на 4, и о слепом на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому св. Церковь в песнопениях настоящего дня и внушает нам взывать: «Правды Солнце мысленное Христе Боже, из утробы света лишеннаго Твоим пречистым прикосновением просветившее обоюду, и наши очи душе ныя озарившее, сыны дне покажи», и «наша озари душевная чувства»; «Рождейся от Девы, просвещей всяческая, просвети мя яко Благоутробен»; «окаянную душу мою, нощеборющуюся со тмою страстей, предварив ущедри, и воссияй, мысленное Солнце, дне светлыя звезды во мне, во еже разделити нощь от света»; «умныя мои очи, ослепленный, Господи, от мрачнаго греха, Ты просвети, вложив, Щедре, смирение, и покаяния оный слезами; «струю ми даруй, Христе, премудрости неизреченный и разума горняго, Свете сущих во тме и прельщаемых Наставнике». 413 Тропарь, воскресен, гл. 5. Кондак, гл. 4. Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый. Утр. (Ев. 8-е. Деян.16:16–34; 38 зач.; Ев. Ин.9:1–38; 34 зач.). На утрене этой недели положена катавасия: Спасителю Богу (сн. 647 стр.). См. 58 стр. По определению Св. Синода 1881 г., за 616, в течение недели о слепом, в городских и монастырских церквах производится чрез особых сборщиков (имена коих заблаговременно сообщаются настоятелям церквей) круженный сбор в пользу Попечительства для призрения слепых. По Указу Св. Синода 1885 г., 8 авг., слово в неделю о слепом должно быть произносимо в обычное время пред окончанием литургии. 414 Обстоятельства чудесного исцеления слепорожденного различным образом прославляются в службах и в следующие дни: в понедельник, вторник и среду. В среду бывает праздника св. Пасхи, т.е. заключение празднования Воскресения Христова. Богослужение этого праздника совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений также и песнопения недели о слепом (см. 662 стр.) и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. – К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон. – Начало всех этих служб бывает то же самое, как и в Светлую седмицу: «с кадилом и со свещею» и обыкновенно также и с крестом, при отверстых царских вратах с пением тропаря: «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». – Вечерня (накануне среды) совершается вседневная; на ней после пения: «Христос воскресе», читается предначинательный псалом (103-й), далее следует великая ектенья, обычная кафизм и проч. (входа, паремий и ектеньи: «Рцем вси», не положено): «на стиховне» поется одна воскресная стихира 5 гласа и потом стихиры Пасхи («Пасха священная») «с припевы их»; в конце последней (поемой на «Слава» и «И ныне») стихиры («Воскресения день, и просветимся торжеством») поется: «Христос воскресе», 1-ды; в конце вечерни «обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресый из мертвых, и святаго дне поминает». –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Видим ли мы на самом деле Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, о слепом Протоиерей Александр Шаргунов   07:00 22.05.2023 332 Время на чтение 4 минуты Фото: из открытых источников Христос воскресе! Сегодня последнее воскресенье Пасхи Христовой – Неделя о слепом, и Церковь говорит нам, что все мы должны прозреть от света Христова. «Воскресение Христово видевше», – будем петь мы в течение всего года, чтобы стать зрячими и видеть все, что происходит в этом мире. И чтобы в свете Христовой любви сподобиться увидеть другого человека и Самого Господа. Сегодня в Книге Деяний мы слышали еще одно важное поучение Церкви. Апостолы, посланные Господом, выходят на проповедь, неся свет истины для тех людей, которые никогда ничего не слышали о Христе. Некая женщина, одержимая прорицательным духом, встречает их в городе и громко кричит: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Она делала это много дней. Но апостол Павел, вознегодовав, запретил ей. Он запрещает духу тьмы говорить о свете.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/22/vi...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Неделю о слепом Христос воскресе! Неделя о слепом называется так по Евангелию, которое мы завтра будем читать на Божественной литургии. В нем говорится о том, как Господь дал очи человеку, рожденному слепым и никогда раньше не видевшему света. В кондаке этого дня поется: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения». Действительно, с тех пор как Адам отпал от Бога – а Адам был человеком духовно зрячим, поэтому он видел Бога, – все люди стали рождаться на земле духовно абсолютно слепыми. То есть духовная жизнь для них закрыта совершенно, хотя внутри своей души они имеют возможность к раскрытию духовных очей. Духовное зрение дает Христос. И цель жизни человека заключается в прозрении: чтобы ему прозреть духовно, чтобы узреть Христа. Каждый из нас тоже не сразу прозрел, но мы знаем, что Господь принимает всех: прозревших и перед смертью , и в детстве. Но бывает так, что человек вроде бы прозрел, а на самом деле нет, это все обманчиво, и он оказывается опять погружен во тьму греховную. Что же такое духовное зрение, которое дает Христос? В чем оно заключается? Оно заключается в том, что человек очами своего сердца, очами души своей начинает видеть истину. И самое ближайшее, что он видит, – это грех в своем сердце. Обычно человек, который не познал Христа, греха в себе не замечает, ему кажется, что он вполне хороший: конечно, есть отдельные недостатки, а так я ничем не хуже других, ну, может, кто-то и поталантливее, и поспособнее, но, в общем-то, я довольно хороший. Вот такое обычно мнение о себе человека, и происходит оно от того, что он слеп. Если слепому дать рубашку и спросить, чистая она или грязная, – как он сможет определить? Для этого надо видеть. Прозрение всегда начинается с покаяния: человек начинает видеть те грехи, которые есть в его душе, начинает их осознавать, начинает им ужасаться, начинает не соглашаться с этими грехами и жаждать и алкать жизни другой, чистой. Вот с этого момента начинается прозрение. Преподобный Петр Дамаскин говорил: когда увидишь грехи свои, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию. Поэтому нам очень важно, для того чтобы прозреть духовно, просить у Бога покаяния. Только через покаяние Царство Небесное может приблизиться к человеку. В противном случае можно всю жизнь в церковь отходить, и все окажется напрасно. И многие люди ходят десятилетиями и так и умирают, не познавши Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010