Звание Наместника Собор закрепил за митр. Антонием (решение Патриарха Тихона и Свящ. Синода от 13 окт., отклонявшее предложение ВЦУЗ об учреждении этой должности, еще не было получено). По «Положению» состав Архиерейского Синода утверждал Патриарх, но в его работе могли участвовать все рус. архиереи, «приезжающие в место заседаний Заграничного Русского Синода» (Деяния Всезаграничного Собора. С. 39). Церковный Совет образовывался из председателя-Наместника и 5 членов - 1 иерарха из Синода, 2 клириков и 2 мирян по избранию Всезаграничного Собора (протоиереи В. Востоков , П. Крахмалёв, гр. П. Н. Апраксин, ген. Н. С. Батюшин). Карловацкий Собор принял обращение «К чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим» о необходимости восстановления в России монархии и царствующего Дома Романовых и послание к конференции 28 европ. стран и России в Генуе (10 апр.- 19 мая 1922), призывавшее не признавать правительство большевиков и оказать помощь, в т. ч. вооруженную, рус. эмиграции и Белому движению. Эти документы вызвали крайне негативную реакцию советских властей, усмотревших в них «поддержку контрреволюции» со стороны Русской Церкви и попытку сорвать переговоры Советской России со странами Зап. Европы. 28 марта 1922 г. ГПУ предъявило Патриарху свт. Тихону «ультимативные требования», в т. ч. о публичном определении своего отношения к «контрреволюционному заговору» зарубежных архиереев (Следственное дело. С. 118-119). 5 апр. св. Тихон направил в ГПУ заявление, осуждавшее послание Карловацкого Собора о восстановлении династии Романовых «как акт политического выступления духовенства» (Там же. С. 122). ГПУ настаивало на открытом церковном суде над зарубежными иерархами. На допросах, проходивших в ходе следствия по делу об изъятии церковных ценностей , свт. Тихону неоднократно задавали вопросы о наличии у ВЦУЗ Патриаршего благословения на деятельность, его иерархической подчиненности Московскому Патриарху и др. В утвержденном 17 апр. 1923 г. обвинительном заключении Верховного суда РСФСР Патриарху свт.

http://pravenc.ru/text/161107.html

В конце концов, с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку. Но, в результате происходит следующее: Вернувшись в Украину, митр Филарет советуется с бывшим тогда президентом Украины Л.Кравчуком, самовластно захватывает архив и церковную казну УПЦ, отрекается от данной им архиерейской клятвы, и полагает начало новому расколу, который и по сей день раздирает Православную Церковь в Украине. УПЦ сразу же дала должную оценку поведению митр Филарета. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в г. Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ. Основным его действием было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с должности Предстоятеля УПЦ и зачисление за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апр. 1992 г. После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Митрополит Филарет нарушил архиерейскую присягу и не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора, ни постановлений Священного Синода. В результате он был извержен из сана и лишен всех степеней священства. В дальнейшем Филарет, лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. Это событие внесло в жизнь Православной Церкви новую смуту с образованием так называемой УПЦ КП и звания " Патриарха Украины " . Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23.02.1997 г. постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Укра...

В нач. 1992 г. Киевский митр. Филарет при поддержке правительства Украины пытался добиться отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, против чего решительно выступила подавляющая часть духовенства и мирян. В связи с отказом митр. Филарета, вопреки данным им на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. клятвенным обязательствам сложить свои полномочия 21 мая, Синод РПЦ поручил Н. как старейшему по хиротонии среди укр. архиереев провести Архиерейский Собор УПЦ. Тогда же Синод возложил на него управление Украинской Церковью до выборов нового предстоятеля. В это время Н. направил митр. Филарету телеграмму с просьбой не идти на новый раскол, приведя исторические примеры послушания святителей Иоанна Златоуста и Афанасия, к-рые смиренно удалялись с Патриаршей кафедры в К-поле, поставив благополучие Церкви выше личных амбиций. Ответа на эту телеграмму не последовало. Во время телефонного разговора с Н. митр. Филарет угрожал ему и др. архиереям физической расправой: «Вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева». Поскольку действительно существовала угроза нападения на участников Архиерейского Собора со стороны поддерживавших митр. Филарета националистических групп, Н. принял решение о проведении Собора в Харькове. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ под председательством Н. открылся 27 мая 1992 г. в здании епархиального управления в Покровском мон-ре. Во время соборных заседаний Н. неск. раз звонили по телефону из гос. структур Украины и требовали учитывать их рекомендации, но он не поддался давлению, заявив, что Собор будет самостоятельно решать церковные дела. Харьковский Собор, в к-ром участвовали 18 из 21 архиерея Украинской Церкви, принял решение о смещении митр. Филарета с должности предстоятеля УПЦ и о запрещении его в священнослужении в связи с раскольнической деятельностью. После этого Собор приступил к выборам нового главы Украинской Церкви. Н. снял свою кандидатуру, выдвинутую др. архиереями на пост предстоятеля, чтобы сразу пресечь возможные обвинения в организации Собора в целях личной выгоды. Тайным голосованием (16 голосов из 18) митрополитом Киевским и всея Украины был избран Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан), находившийся в это время на богословской конференции в Финляндии. 11 июня того же года решения Харьковского Архиерейского Собора УПЦ были утверждены Архиерейским Собором РПЦ.

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

с. была оборудована небольшая звонница, к нач. 40-х гг. в храме образовался постоянный правый хор из певчих-слепых, действовавший до 1943 г. 10 марта 1941 г. соборяне вместе с пастырями и паствой др. московских приходов почтили торжественным молебном 40-летний юбилей служения в архиерейском сане Блаженнейшего митр. Сергия. В июне 1941 г. над Б. с. вновь нависла угроза закрытия: 22 июня, в воскресенье, после окончания литургии власти предполагали закрыть собор, но начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день митр. Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой православной Церкви», в к-ром призвал правосл. народ на защиту Отечества. Обращение было вскоре оглашено в Б. с., на закрытие к-рого власти более не покушались. 26 июня 1941 г. на молебне в соборе о победе рус. воинства Блаженнейший митр. Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю. У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес митр. Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест. С июля 1941 по июль 1944 г. духовенством и верующими прихода Б. с. было внесено в фонд обороны 835200 р. и на подарки бойцам Красной Армии 535100 р. На храмовой колокольне разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апр. 1942 г. городские власти разрешили проведение пасхальной службы в плохо отапливаемом и затемненном соборе, на к-рую собралось 6500 москвичей. 3 сент. 1943 г. богослужение в соборе вновь возглавил вернувшийся из эвакуации в Москву митр. Сергий. С того же дня в соборе начал петь профессиональный хор под упр. В. С. Комарова , в продолжение 31 года руководившего хором собора. 12 сент. в Б. с. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Сергия, 18 мая 1944 г. останки почившего Патриарха были погребены в Никольском приделе собора. Интронизация Патриарха Алексия II Интронизация Патриарха Алексия II 4 февр. 1945 г.

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

И. проводил много времени в архипастырских поездках по гос-вам Зап. Европы, побывал в Тунисе. Окормляя прихожан, посещал лагеря перемещенных лиц, продолжая считать одной из главных своих забот помощь рус. беженцам, а также устроение в храмах литургической жизни соответственно с канонами Православия. Издал ряд распоряжений по вопросам богослужебной практики, к которой относился очень строго. Стремился содействовать единству русских православных Зап. Европы, показал свою любовь к православным всех национальностей. Служил Божественную литургию по-французски, по-английски, по-нидерландски. Взял под свою опеку национальные православные общины во Франции и в Нидерландах, поощрял подготовку местных священнослужителей, издание богослужебной лит-ры на франц. и нидерландском языках. Содействовал созданию Румынской Православной Зарубежной Церкви под омофором митр. Виссариона (Пую). Будучи представителем Архиерейского Синода в Зап. Европе, неоднократно созывал совещания правосл. архиереев РПЦЗ. При И. в епархии было восстановлено почитание зап. святых, живших до разделения Церквей на католическую и православную. По благословению И. было создано братство «Православное дело», в задачи к-рого входили распространение правосл. учения и правосл. основ жизни и оказание помощи правосл. учреждениям. Рака с мощами свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ) Рака с мощами свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ) 4 дек. 1962 г. в связи с болезнью Сан-Францисского и Западноамериканского архиеп. Тихона (Троицкого; 30 марта 1963) прибыл в Сан-Франциско, был назначен временно управляющим епархией. Возглавил работу по завершению строительства сан-францисского кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Активность И. вызвала противодействие части приходского совета. 25 апр. 1963 г. Архиерейский Синод отозвал И. с Сан-Францисской кафедры в Зап. Европу. Мн. прихожане после этого обратились в Синод с просьбой отменить это решение. Противники подали на И. иск в суд Сан-Франциско с обвинениями в финансовых и адм. нарушениях. Истцов поддержали и нек-рые деятели в руководстве РПЦЗ, напр. протопр. Г. Граббе (см. Григорий (Граббе) ). В свою очередь в поддержку И. выступили епископы РПЦЗ Чилийский и Перуанский Леонтий (Филиппович ; впосл. архиепископ), Эдмонтонский Савва (Сарачевич) и Сиэтлский Нектарий (Концевич). Амер. суд признал свою некомпетентность в церковных вопросах, проведенная по судебному решению финансовая проверка не выявила нарушений со стороны И. 14 авг. 1963 г. И. был окончательно утвержден Архиерейским Синодом на Сан-Францисской кафедре. Он призвал паству прекратить пагубную взаимную вражду. В нояб. 1964 г. сан-францисский собор - крупнейший русский храм на Американском континенте - был достроен.

http://pravenc.ru/text/468963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Церпицкий Николай Львович; род. 13.04.1946, дер. Залужье Столбцовского р-на Барановичской (ныне Минской) обл.), митр. Новгородский и Старорусский . Из семьи священника. По окончании средней школы проходил в 1966-1969 гг. срочную военную службу. В 1969 г. поступил в Ленинградскую ДС, затем продолжил обучение в ЛДА. 28 марта 1971 г. Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Лев в честь свт. Льва I Великого . 7 апр. рукоположен во диакона, 20 апр.- во иерея. В 1972-1975 гг. исполнял послушание личного секретаря митр. Никодима. В 1975 г., по завершении обучения в ЛДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Постановление II Ватиканского Собора «Конституция о богослужении»» и направлен на стажировку в Григорианский университет в Риме, к-рую проходил до 1978 г. 8 авг. того же года возведен в сан архимандрита; в составе делегации РПЦ присутствовал на погребении папы Римского Павла VI и на интронизации папы Иоанна Павла I . 14 окт. 1978 г. назначен настоятелем петрозаводского Крестовоздвиженского собора и благочинным храмов Олонецкой епархии; одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в Ленинградской ДС. Осенью 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко). С 1982 г. работал в ОВЦС в Москве. С 13 окт. 1983 г. служил настоятелем выборгского Спасо-Преображенского собора. Постановлением Синода от 10 сент. 1987 г. Л. был определен епископом Ташкентским и Среднеазиатским. 1 нояб. его хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). Первые годы архиерейского служения Л. совпали с периодом кризиса гос. власти в СССР. В Ср. Азии это характеризовалось обострением межнациональных противоречий. Л. удалось оградить Церковь от вовлечения в местные конфликты и установить хорошие отношения с государственными структурами, с руководителями исламских объединений региона, с лидерами др. конфессий.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний (Знаменский), архиеп. Ярославский (Знаменский Николай Иванович; 1765, Новгород - 10.08.1824, Деревяницкий мон-рь близ Новгорода), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея новгородского Знаменского собора, с ранней юности стремился к монашеской жизни. Поступил в Новгородскую ДС, в 1788 г. переведен в Александро-Невскую Главную ДС, к-рую окончил в 1790 г.; оставлен в ней преподавателем лат. языка, риторики, с апр. 1792 г.- философии и богословия. Одновременно в 1788-1792 гг. работал библиотекарем. 3 марта 1792 г. принял монашество, 4 апр. рукоположен во иеродиакона, 18 апр.- во иеромонаха и назначен префектом Александро-Невской Главной ДС, в 1793 г.- префектом Новгородской ДС. В 1792-1795 гг. был преподавателем Закона Божия в кадетской роте Измайловского полка. 26 мая 1794 г. А. был возведен в сан архимандрита Вяжищкого новгородского мон-ря и назначен ректором Новгородской ДС, 7 апр. 1795 г.- настоятелем и архимандритом Валдайского Иверской иконы Божией Матери мон-ря и ректором С.-Петербургской Главной ДС, к-рая при нем получила статус ДА. Состоял законоучителем в Петропавловском главном нем. уч-ще. В 1795-1799 гг. являлся членом С.-Петербургской консистории, цензором. 16 авг. 1799 г. назначен наместником Александро-Невской лавры . 9 окт. 1799 г. в Гатчине А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в помощь престарелому митр. Гавриилу (Петрову) . Являясь настоятелем Варлаамиева Хутынского мон-ря , А. приложил много усилий к благоустройству обители. 5 июля 1802 г. назначен епископом Вологодским и Велико-Устюжским. 13 февр. 1803 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Стремясь улучшить уровень образования в духовных заведениях, у себя дома в Тобольске устраивал беседы с учителями семинарий; организовывал публичные диспуты по богословским вопросам. Отстроил сгоревшую в 1788 г. ДС в Чикмане. 25 мая 1806 г. из-за болезни А. был переведен на Ярославскую кафедру. По его инициативе был отреставрирован древний Преображенский собор Ярославля, в нем поставлен новый иконостас, на колокольне устроен 2-й ярус. В 1808 г. близ ярославского архиерейского дома был построен каменный 2-этажный братский корпус. В 1815 г. для Ярославской консистории, к-рая ранее размещалась в семинарском корпусе, А. начал строительство каменного 3-этажного дома. Особо заботился о Ярославской ДС, на содержание семинаристов перечислял пожертвования благотворителей.

http://pravenc.ru/text/115964.html

Указом Святейшего Синода от 29 июля 1911 г. А. был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, хиротония состоялась 31 июля 1911 г. в Александро-Невской лавре . Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства свт. Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. 6 мая 1913 г. награжден св. блгв. кн. Владимира орденом 3-й степени. С 26 мая 1917 г. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова) . 6 июля 1918 г. после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме, А. был арестован. С 1921 [кон. 1920?] г. епископ Брянский и Севский. В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден. Не ранее авг. 1922 г. арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда. В 1923 г. епископ Рязанский (15 нояб. того же года уволен на покой), с 1925 г. епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в московской ц. во имя свт. Николая Чудотворца у Яузских ворот. 12 апр. 1925 г. А. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому) . 5 июня 1926 г. арестован в Москве, 22 сент. 1926 г. осужден ОСО при коллегии ОГПУ СССР, приговорен к 3 годам ссылки. В 1926-1928 гг. в ссылке в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО. С 25 апр. 1928 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 28 нояб. 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа. В 1931 г. А. вновь подвергся аресту и был приговорен к 3 годам заключения, к-рое отбывал в Мариинских лагерях. С 26 апр. 1934 г. архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии. 14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Нижегородской епархии, но в 1935 г. в г. Пугачёве снова был арестован. Виновным себя не признал. 19 нояб. 1935 г. ОСО при НКВД приговорило А. к 3 годам ссылки в Красноярский край. 25 марта 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. Расстрелян по приговору тройки УНКВД Красноярского края от 14 апр. 1938 г.

http://pravenc.ru/text/114414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Летяев (Литяев) Прокопий Иванович; 7.07.1881, г. Бийск Томской губ.- 14.12.1937, Сибирский ИТЛ), архиеп. Харьковский. Из семьи мещанина. Окончил Иркутскую ДС по 1-му разряду. В 1905 г. поступил на казенный счет в КазДА. Во время учебы 29 нояб. 1907 г. принял монашество с именем Иннокентий, 17 февр. 1908 г. рукоположен во диакона, 19 апр. 1909 г.- во иерея. В 1909 г. окончил академию кандидатом богословия за соч. «Опыт калмыцко-русского богословского словаря (По трудам А. М. Поздеева «Новый Завет» на калмыцком языке)». Преподаватель в Иркутской церковно-учительской семинарии (1909), смотритель Иркутского ДУ (1911). 23 авг. 1913 г. назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией. Возведен в сан архимандрита, стал настоятелем иркутского Князь-Владимирского муж. мон-ря. 6 марта 1914 г. назначен заведующим Александро-Николаевской церковно-учительской школой Полтавской епархии. Был настоятелем храма во имя прп. Самсона на поле Полтавской битвы. 10 апр. 1918 г. уволен от должности и назначен в распоряжение Тульского епархиального архиерея. 20 сент. 1921 г. хиротонисан во епископа Клинского, назначен викарием Московской епархии. 18 мая 1922 г. находившийся под домашним арестом Патриарх св. Тихон поручил И. управление Московской епархией, И. не смог исполнить это поручение, т. к. находился вне Москвы. Вскоре признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), был назначен на Екатеринославскую кафедру, но остался в г. Клину. В авг. 1922 г. вместе с клинским уездным духовенством выступил против «Живой церкви» , поддержав др. обновленческую группировку - организованный еп. Антонином (Грановским) «Союз церковного возрождения» . В июне 1923 г. принес покаяние и вернулся в правосл. Церковь. 15 окт. того же года назначен епископом Ставропольским и Кавказским, управлял одновременно Екатеринодарской и Кубанской епархией. 2 сент. 1924 г. назначен временно управляющим Полоцкой и Витебской епархией. Прибыл в Витебск и сумел за короткое время вернуть в Патриаршую Церковь из обновленчества все городские приходы, кроме кафедрального собора. С нояб. 1924 г. проживал в Москве. Принял участие в Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апр. 1925 г. , подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В том же году был арестован, находился 7 месяцев в Бутырской тюрьме.

http://pravenc.ru/text/468733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Богословский Андрей Георгиевич; 1845 - 26.01.1928, Казань), еп. Мамадышский, вик. Казанской епархии. Сын диакона, в 1869 г. окончил Кавказскую ДС в Ставрополе, 14 дек. был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской ц. станицы Темнолесской Ставропольской епархии. С 1878 г. священник Спасской ц. с. Воронцова-Александровского, с 1881 г. законоучитель сельского народного муж. уч-ща и двухклассного уч-ща, с 1889 г. наблюдатель церковноприходских школ 7-го округа Ставропольской губ. Советом казанского братства свт. Гурия 18 апр. 1892 г. избран пожизненным членом за миссионерские и проч. труды (присоединил к Православию в разные годы 43 инородцев). С 22 февр. 1893 г. председатель местного церковноприходского попечительства. 24 дек. 1892 г. Пензенской городской думой и 15 февр. 1894 г. Рязанской губернской земской управой свящ. Андрею Богословскому была выражена благодарность за помощь в покупке хлеба для голодающего населения Пензенской и Рязанской губерний. В 1900 г. награжден золотым наперсным крестом. 17 июля 1903 г. переведен в Екатеринбургскую епархию с назначением настоятелем ирбитского Богоявленского собора, с 7 сент. 1903 г. протоиерей. В Ирбите началась его духовная дружба с еп. Никанором (Каменским) . 20 окт. 1903 г. прот. Андрей Богословский был избран пожизненным членом Палестинского правосл. об-ва . С 11 сент. 1904 г. эконом гродненского архиерейского дома, с 28 мая 1905 г. и. о. председателя епархиального училищного совета, с 11 июня 1906 г. секретарь епархиальной канцелярии и эконом варшавского архиерейского дома. Овдовев, 24 марта 1908 г. пострижен в монашество с именем А., с 10 апр. 1908 г. архимандрит. Вскоре переведен в Казанскую епархию и 15 мая 1908 г. решением архиеп. Никанора назначен наместником Седмиезерной муж. пуст. вместо незаслуженно уволенного на покой схиархим. Гавриила (Зырянова) . С 15 дек. 1909 г. являлся действительным членом Казанского церковного историко-археологического об-ва.

http://pravenc.ru/text/115396.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010