Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. В 1799 г. В. м. был отнесен к Тамбовской епархии. Архиеп. Тамбовский Феофил (Раев) перевел из Саровской пуст. в В. м. строителя иером. Тихона, к-рый застал обветшавшие Никольскую ц. («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню, обвалившиеся кельи. Трудами иером. Тихона были возведены каменные 8 келий, ограда с башнями и кельями в них, 4-ярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 янв. 1818 г. освящена ц. во имя Св. Троицы. Иером. Тихон ввел в В. м. правила, близкие к уставу Саровской пуст. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети. 7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Миропия (Аденкова) передала в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, мн. паломники получали исцеления, к 30-м гг. Успенская ц. не вмещала молящихся. В 1831-1843 гг. на средства прот. И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол к-рого освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 авг. 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 авг. 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской ц., летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора. 30 марта 1862 г. еп. Тамбовский свт. Феофан Затворник назначил настоятелем В. м. эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из мон-ря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апр. в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архим. Аркадий устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня мон-ре часовню с неугасимой лампадой.

http://pravenc.ru/text/161125.html

Василий (Васильцев), архиеп. Кировоградский. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. Василий (Васильцев), архиеп. Кировоградский. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. 13 сент. 1989 г. прот. Всеволоду по пострижении в монашество определено быть епископом Кировоградским и Николаевским. 27 сент. 1989 г. наместником Киево-Печерской лавры еп. Переяслав-Хмельницким Ионафаном (Елецких) прот. Всеволод был пострижен в монашество с именем в честь свт. Василия Великого, 29 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротония В. состоялась 1 окт. 1989 г. в Князь-Владимирском кафедральном соборе Киева. В июне 1992 г., после образования самостоятельной Николаевской епархии, В. получил титул епископа Кировоградского и Новомиргородского, 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа, с 1994 г. имел титул архиепископа Кировоградского и Александрийского. Одним из первых шагов В. на Кировоградской кафедре было решение проблем, связанных с возвращением Церкви храмов и регистрацией новых общин, а также проблемы подбора и подготовки кандидатов на рукоположение. В. беседовал со ставленниками, обучал их основам литургики и богослужебной практики. За время своего архиерейского служения В. рукоположил более 100 священников. Особыми предметами заботы В. были создание профессиональных церковных хоров, подбор репертуара, подготовка регентов и певчих для приходов епархии. Имея большой опыт приходского служения, В. старался оберегать свою паству от нестроений в церковной жизни. В многочисленных выступлениях и проповедях по вопросу автокефалии УПЦ В. постоянно подчеркивал, что единение Русской и Украинской Церквей является спасительным для укр. народа и та степень автономии, к-рая предоставлена УПЦ (МП), вполне достаточна. В Кировоградской епархии до кончины В. не образовалось ни одного автокефалистского прихода. На Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. В. выступил с решительным отвержением автокефалии. Участвовал в Житомирском архиерейском совещании и Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ (МП) 1992 г., подтвердивших позицию Украинской Церкви в осуждении автокефалистского раскола. Занимался общественной деятельностью: избирался депутатом в областную раду, добивался решения проблемы благоустройства семей, проживавших около урановых рудников. С 1996 г. состояние здоровья В. постепенно ухудшалось, но, несмотря на тяжелую болезнь, В. продолжал совершать богослужения, участвовал в епархиальной жизни. 5 нояб. 1998 г. Свящ. Синод УПЦ (МП) принял решение отправить В. на покой по состоянию здоровья. В. погребен в ограде Преображенского собора Кировограда.

http://pravenc.ru/text/150701.html

И. продолжал преподавательскую и адм. деятельность в МДА, где с окт. 1917 г. являлся инспектором. 1 апр. 1918 г. еп. Орловский и Севский сщмч. Серафим (Остроумов) обратился в Свящ. Синод с просьбой об организации Брянского вик-ства и предложил кандидатуру И. в качестве викарного епископа. Однако вик-ство не было создано и архиерейское назначение И. тогда не состоялось. С 1919 г. он проживал в основном в Москве, совершал богослужения, проповедовал, читал публичные лекции в противовес антирелиг. пропаганде. 23 марта 1919 г. был арестован на ст. Пушкино Московской губ. после вечернего богослужения в храме при Вознесенской мануфактуре по обвинению в «произнесении антисоветской проповеди». Был помещен в Бутырскую тюрьму. 7 июня того же года освобожден, т. к. следствие не обнаружило факта «оскорбления советской власти». 3 авг. 1919 г. назначен Миссионерским отделом при Свящ. Синоде лектором по Новому Завету на организуемых курсах. С осени 1919 г. участвовал как проректор в организации перенесенных в Москву занятий с учащимися МДА. 24 мая 1920 г. наречен епископом Верейским, викарием Московской епархии. Хиротонию 25 мая в крестовом Сергиевском храме Московского подворья ТСЛ возглавил Патриарх Тихон. Назначен наместником московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией матери мужского монастыря . Поскольку помещения мон-ря были национализированы и оттуда шло выселение монахов, жил в д. 29 по ул. Сретенке на квартире свящ. Владимира Страхова, своего товарища по академии. Из-за болезни управляющего Московской епархией Крутицкого митр. Евсевия (Никольского) И. взял на себя значительную часть обязанностей по управлению Московской епархией: объезжал приходы, включая отдаленные, за год отслужил 142 литургии, более 142 всенощных, произнес 330 проповедей. Продолжал читать лекции студентам МДА. Осенью 1921 г. привлекался к следствию по делу коллегии Главмузея за то, что он просил выдать Владимирскую икону Божией Матери для богослужения; был оправдан судом. Архим. сщмч. Иларион (Троицкий) на заседании Поместного Собора 1917-1918 гг. Рисунок худож. В. Богдановича (ОР РГБ. Ф. 257. П, 10-11)

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

По приглашению приходов И. совершил длительную поездку по епархии, его богослужения проходили с большим духовным подъемом, собирали огромное количество верующих. 11 нояб. 1919 г. был вновь арестован органами ВЧК по обвинению в участии «в контрреволюционной организации». Находился в заключении вначале в Пензе, потом переведен в Москву. Во время пребывания И. в московской тюрьме 23 февр. 1920 г. Собор Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) избрал его своим Предстоятелем. Латвийский Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой отпустить И. в Латвию для занятия архиерейской кафедры. 11 марта И. был освобожден из тюрьмы. Патриарх Тихон направил его в Пензу для окончательного искоренения там церковной смуты. В это время Путята уже не пользовался влиянием в Пензенской епархии. Его сторонники удерживали лишь 3 пензенских храма (Спасский собор, Богоявленскую и Воскресенскую церкви); 13 городских храмов Пензы и все остальные приходы епархии сохраняли верность Патриарху и подчинялись И. В апр. 1920 г. в Патриаршую Церковь вернулся Воскресенский приход. 25 апр. Путята попытался захватить пензенскую Успенскую ц., однако И. удалось отстоять храм и не допустить беспорядков. 28 апр. 1921 г. Патриарх Тихон назначил И. архиепископом Рижским и благословил на отъезд в Латвию. 23 мая по просьбам пензенского клира и мирян это решение было отсрочено, однако 19 июля ввиду неотступности просьб Латвийской Церкви свт. Тихон благословил И. на служение в Латвии. 24 июля 1921 г. И. прибыл в Ригу и вступил в управление ЛПЦ. Первоначально И. был враждебно принят латв. властями. Патриарх Тихон в соответствии с постановлением Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ даровал И. как руководителю Латвийской Церкви широкую самостоятельность в адм., хозяйственных и просветительских делах, однако власти требовали полного разрыва с Русской Церковью. После первой же поездки по епархии И. был привлечен к следствию по обвинению в политическом преступлении, допрошен, затем следствие было прекращено. Урегулировав взаимоотношения с Римско-католической и лютеран. Церквами, власти Латвийской республики отказывали правосл. Церкви в офиц. признании ее прав. С 1919 г. у Церкви было конфисковано ок. 25% собственности, 28 храмов были переданы светским орг-циям, а также лютеранам или католикам, часть храмов была снесена, оставшиеся у православных церкви находились в полуразрушенном состоянии. Был отобран рижский Алексеевский мужской монастырь с архиерейской резиденцией. И. поселился в подвале Христорождественского кафедрального собора Риги. По словам архиепископа, его подвал «символизирует нынешнее положение Православной Церкви в Латвии».

http://pravenc.ru/text/469171.html

было открыто Новгородское наместничество с Новгородской и Олонецкой провинциями. Генерал-губернатор Сиверс рекомендовал имп. Екатерине II «возвысить в город Петрозаводскую слободу, которая могла бы скоро разбогатеть, благодаря своему мрамору, железу и промышленному духу жителей Олонецкой провинции». Получив в 1777 г. статус города, Петрозаводск в 1782 г. стал адм. центром провинции вместо Олонца. Петропавловская ц. Петрозаводска (в то время единственная в городе) в 1783 г. получила статус собора и соборный причт (протоиерей, 2 священника, диакон, 4 причетника). Первый прот. Григорий Фёдоров († 1798), «Священное Писание и корельский язык знающий», был переведен на службу в собор из священников г. Каргополя. За «притеснения» священно- и церковнослужители, певчие, звонари и другие отправляли многочисленные жалобы в Синод на еп. Иоанникия. 26 июля 1779 г. Синод указал епископу действовать «духом кротости», от телесных наказаний воздержаться и быть «под точным смотрением» архиеп. Гавриила, к-рому и поручалось разбирать жалобы на епископа, чтобы не «утруждать» Синод. Еп. Иоанникий хоронил скончавшегося 19 февр. 1780 г. архимандрита Александрова Свирского мон-ря Иринарха; вступил в конфликт с его преемником, архим. Варлаамом (Романовым; † 1790). В «смотрение» епископа поступила учрежденная при Олонецком архиерейском доме семинария, занятия в к-рой начались с 1780/81 уч. г. 10 марта 1782 г. еп. Иоанникий, согласно поданному 12 февр. прошению, был уволен на покой «по немощам» с пенсией 500 р. в год. Пребывал в новгородском Хутынском мон-ре, затем - в Юрьевом мон-ре, где скончался и похоронен. Определенный 25 апр. 1782 г. епископом Олонецким архим. Виктор (Анисимов или Онисимов; ок. 1733 - 29 марта 1817) был хиротонисан 3 июля в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге. Так же как епископы Антоний и Иоанникий, он окончил Новгородскую ДС (1-й выпуск); принял постриг в 1758 г. В 1761-1765 гг. в сане иеромонаха состоял при рус. дипломатической миссии в Мадриде (Испания).

http://pravenc.ru/text/2578349.html

На следующий день после совещания, 23 февр., решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр, что вызвало возмущение среди церковного народа, и паства не отпустила архиереев из своих епархий. Епископы Онуфрий и Сергий направили послания Святейшему Патриарху Алексию, в к-рых заявляли об отказе от своих подписей под определением Собора УПЦ, состоявшегося 1-3 нояб. 1991 г., и от своих подписей под обращением епископата Украинской Церкви о даровании автокефалии. За отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи под обращением в поддержку автокефалии с должности наместника был смещен архим. Елевферий (Диденко). Появилась угроза нового раскола внутри УПЦ. 29 янв. 1992 г. обращение епископата УПЦ было доставлено в Москву архиереями, в то время выступавшими приверженцами автокефалии,- архиеп. Одесским Лазарем (Швецом) , еп. Волынским Варфоломеем (Ващуком) и еп. Львовским Андреем (Гораком) , к-рый позже ушел в раскол. Для водворения мира церковного Патриарх Алексий отправил 4 февр. телеграмму митр. Филарету с просьбой «воздержаться от любых канонических прещений» до предстоящего 18-19 февр. заседания Свящ. Синода Русской Церкви. На это митр. Филарет дерзко ответил Патриарху в телеграмме от 17 февр.: «Прошу Ваше Святейшество и Священный Синод Русской Православной Церкви не принимать никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви». 17 февр. 1992 г. от митр. Филарета в адрес Святейшего Патриарха поступила еще одна телеграмма, в к-рой он заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Перед заседанием Синода Святейший Патриарх Алексий получил также открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в к-ром Совет настаивал на предоставлении УПЦ автокефалии. Свящ. Синод РПЦ, заседавший 18-19 февр. 1992 г., выступил с «Посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в к-ром говорилось, что Синод передает поднятый Собором УПЦ вопрос Архиерейскому Собору, к-рый должен был пройти в период с 31 марта по 4 апр.

http://pravenc.ru/text/76514.html

20 нояб. 1849 г. И. возглавил Полтавскую епархию. Архиерей тяготился назначением на обширную епархию, признавался, что увидел во сне «печальное предзнаменование» - черный архиерейский жезл (Предуказания свыше//ДБ. 1866. 43. С. 296). Недолгое служение на этой кафедре И. называл «Крестом Полтавским», конфликтовал с привыкшим к роскоши, «превознесенным и разукрашенным отличиями» полтавским духовенством. Современники отмечали, что И. «недолюбливал праздных посетителей», в общении с подчиненными был «прост, открыт, иногда резок и горяч... не скупился на выговоры и обличения» ( Виноградов. 1886. С. 50-51). «Пасху провел не без грусти, как будто на чужбине»,- записал И. весной 1850 г. в своем дневнике (Там же. С. 44). «От всего сердца разделяю с Вами скорби Ваши среди трудностей новой Вашей паствы»,- поддерживал И. в письме от 28 марта 1850 г. митр. Киевский Филарет. В апр. того же года И. переселился из роскошного 3-этажного Полтавского архиерейского дома в небольшую келью Мгарского Преображенского монастыря, о котором проявлял особую заботу, направлял на благоустройство обители пожертвования. 28 июля 1850 г. И. вновь подал в Синод прошение об увольнении на покой. Однако в дневниковой записи 24 дек. И. отметил, что увидел во сне «новый жезл архиерейский» (Там же. С. 47). 2 янв. 1851 г. И. был назначен на Нижегородскую кафедру, что воспринял как исполнение обетования - «мне действительно вручен новый жезл правления паствой Нижегородской». 11 янв. И. выехал из Полтавской епархии, 14 февр. того же года прибыл в Н. Новгород. Вступил в конфликт с губ. властью. До назначения И. на Нижегородскую кафедру доходы, имущество и даже порядок богослужений городского Спасского Староярмарочного собора (1824) контролировались непосредственно губернатором. В 1851-1852 гг. И. добивался полного подчинения Староярмарочного собора епархиальному начальству. И. проявил себя ревностным архипастырем, храмостроителем и попечителем о нуждающихся. Почти все жалованье анонимно передавал в Нижегородское епархиальное попечительство о бедных духовного звания; капитал попечительства возрос с 22 тыс. р. в 1851 г. до 85 тыс. р. в 1858 г. Регулярно посещал Нижегородские духовные школы, учредил в семинарии 4 стипендии. По инициативе И. была основана церковь при Нижегородской муж. губ. гимназии, построено неск. храмов, в т. ч. Троицкий на Ст. Сенной и Трехсвятительский на Н. Сенной площадях, а также Георгиевский в Высоковской роще, принадлежавшей архиерейскому дому. 28 авг. 1851 г. в нижнем помещении кафедрального Преображенского собора И. освятил главный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. 26 февр. 1852 г. освятил придел того же храма во имя святых Космы и Дамиана, 26 окт. 1853 г.- придел во имя вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/293654.html

23 нояб. 1983 г. Н. был назначен архиепископом Львовским и Тернопольским, также продолжал (до 28 марта 1984) временно управлять Харьковской епархией. 9 апр. 1985 г. возведен в сан митрополита. В то время Львовская епархия, охватывавшая территории Львовской и Тернопольской областей Украинской ССР, была самой многочисленной в РПЦ по количеству приходов (более 1 тыс. действующих храмов). Н. в 1986 г. стал организатором празднования 40-летия Львовского Собора 1946 г., принявшего решение о воссоединении укр. униатов с Православием, рассматривал возможность канонизации как священномученика убитого в 1948 г. протопр. Гавриила Костельника , составил его жизнеописание. До сер. 80-х гг. местные власти продолжали препятствовать росту числа приходов и даже иногда закрывали нек-рые сельские храмы. Н. удалось переломить эту ситуацию. Под его руководством была восстановлена Кирилло-Мефодиевская ц. в архиерейской резиденции во Львове. Н. входил в состав богослужебной подкомиссии (группы) Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. После торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (во Львовской епархии их центрами стали кафедральный Георгиевский храм и Почаевская лавра) началось возвращение верующим ранее закрытых храмов. Число приходов Львовской епархии к кон. того же года выросло до 1270. 27 дек. 1988 г. в связи с выделением из состава Львовской епархии самостоятельной Тернопольской епархии Н. стал именоваться митрополитом Львовским и Дрогобычским. В 1989 г. во Львовской епархии при росте националистических настроений и ослаблении контроля со стороны местных властей начались захваты храмов сторонниками вышедшей из подполья Украинской греческо-католической церкви (УГКЦ) и неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Всего к концу года к УГКЦ перешло 103 прихода, к УАПЦ - 83. Положение осложнялось из-за выжидательной позиции митр. Киевского Филарета (ныне анафематствован, см. Денисенко М. А.), к-рый не принимал необходимых мер к защите канонического Православия на западе Украины.

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

Алексием (ван дер Менсбрюгге) . В 1962 г. на Британских о-вах была образована Сурожская епархия во главе с экзаршим викарием архиеп. Антонием (Блумом). После того как 14 янв. 1963 г. митр. Николай ушел на покой, исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе стал архиеп. Антоний (с 27 янв. 1966 Патриарший экзарх Зап. Европы и митрополит Сурожский). В связи с тем что архиеп. Антоний постоянно пребывал в Лондоне, в Париже была возобновлена деятельность Экзаршего совета. В марте 1966 г. было образовано Роттердамское вик-ство Брюссельской и Бельгийской епархии для приходов на территории Нидерландов во главе с хиротонисанным во епископа Роттердамского Дионисием (Лукиным) . 12 сент. 1968 г. во епископа Корсунского был хиротонисан Петр (Л " Юилье) , назначенный ранее экзаршим викарием и управляющим приходами во Франции. В дек. 1971 г. в составе Западноевропейского Экзархата было образовано Цюрихское викариатство во главе с хиротонисанным во епископа Цюрихского Серафимом (Родионовым) , взявшим под упр. приходы на территории Швейцарии. 18 авг. 1972 г. в состав Западноевропейского Экзархата вошла Гаагская и Нидерландская епархия во главе с перешедшим вместе с паствой из РПЦЗ Гаагским еп. Иаковом (Аккерсдайком) . 5 апр. 1974 г. митр. Антоний по его прошению был освобожден от обязанностей экзарха. В дальнейшем Патриаршими экзархами Зап. Европы назначались: 3 сент. 1974 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим (Ротов) , 12 окт. 1978 г. Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев) , 28 марта 1984 г. Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан ; ныне митрополит Киевский и всея Украины), пребывавшие на своих кафедрах и посещавшие Экзархат в ходе зарубежных поездок. Решением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 янв. 1990 г. Западноевропейский Экзархат, как и др. зарубежные Экзархаты, был упразднен, а входившие в его состав Корсунская, Сурожская, Брюссельская и Гаагская епархии были подчинены непосредственно Патриарху и Свящ. Синоду. При Экзархате издавались на рус.

http://pravenc.ru/text/182575.html

В сентябре 1943 г. принимал участие в Архиерейском Соборе, избравшем митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. С 17 октября по 29 ноября 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии. С 24 декабря 1943 до 15 февраля 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией, где присоединил к Русской Православной Церкви общины, перешедшие из обновленчества. 26 мая 1944 г. назначен архиепископом Псковским и Порховским и временно управляющим Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями, с 5 сентября 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. — Рижской епархией. 7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями. Также управлял русскими православными общинами и монастырями в Финляндии. 5 апреля 1946 г. возглавил Учебный комитет при Священном Синоде. Трудами владыки к 1947 г. было открыто две духовных академии (в Москве и Ленинграде) и восемь духовных семинарий (в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе). 15 апр. 1949 г. по представлению ЛДА Патриархом Алексием I удостоен ученой степени доктора богословия honoris causa. 4 марта 1949 г. владыке Григорию вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 октября — управление Псковской епархией, с 20 декабря — управление Эстонской епархией. 11 ноября 1954 г. согласно прошению освобожден от управления Псковской епархией, а также православными русскими общинами и монастырями в Финляндии.  Скончался в Москве 5 ноября 1955 г. 6 ноября панихиду над гробом почившего владыки в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря совершил Святейший Патриарх Алексий I с сонмом московского духовенства. 8 ноября останки были доставлены в Ленинград. Отпевание состоялось 11 ноября в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда, богослужение возглавил митрополит Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) в сослужении пяти архиереев и духовенства епархии. 27 августа 1961 г. останки были перезахоронены в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245160...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010