В годы архиерейского служения М. в Вологде строится кафедральный Софийский собор (1568-1570); это событие нашло отражение в «Исторических сведениях о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях митрополита Евгения (Болховитинова) с рукописными дополнениями П. И. Савваитова» (РНБ. F XVII. 68. Л. 89 об.). В 1571 г. к епархии была присоединена северная часть Новгородской архиепископии - Подвинье, Вага, Холмогорье, Каргополь. 29 апр. 1572 г. М. присутствовал на церковном Соборе, разрешившем Иоанну Грозному вступить в неканонический 4-й брак. 14 сент. 1572 г. датирована отпускная грамота М., данная священнику Парфению Пантелеймонову. К грамоте была прикреплена черновосковая владычная печать, на одной стороне к-рой находилось изображение Пресв. Богородицы с Богомладенцем, а на другой надпись: «Божиею милостию смиренный Макарие, епископ Вологоцкий и Великоперьмьский» (АЮ. 389.I. С. 410-411). 24 марта 1574 г. М. выдал жалованную грамоту Кириллову Белозерскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю . 11 марта 1575 г. М. заверил духовную грамоту Василия Шкуля, в иночестве Вассиана, «и печать свою велел приложити» (АЮ. 423. С. 458). М. является автором «Устава о соборной службе», составленного, по-видимому, для Софийского собора в Вологде. Известен единственный список Устава (БАН. Арханг. собр. 219. Л. 245-264 об.; «Преосвященнаго епископа Вологоцкаго и Великопермьскаго владыкы Макария и всего честнаго его собора начало соборней службе»). В 70-х гг. XVI в., в период архиерейского служения М. или сразу после, на территории Великопермской и Вологодской епархии, насчитывалось 11 и 5 приходских общин соответственно ( Чагин. 2003. С.10). Ист.: ААЭ. Т. 1. 284. С. 329-332; 287. С. 333-334; Вычегодско-Вымская летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 266. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 730; Зимин А. А. Митр. Филипп и опричнина//ВИРА. 1963. Т. 11. С. 269-292; он же. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 250-251. Примеч.1; Буланина Т. В. Макарий//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 89 [Библиогр.]; Чагин Г. Е. Христианизация Перми Великой Чердыни и ее роль в развитии государственности и культуры в XV-XVII вв.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 640-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 5-8; Колобков В. А. Митр. Филипп и становление моск. самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004. С. 126, 129; Губонин. История иерархии. 2006. С. 386.

http://pravenc.ru/text/2561370.html

В 1935 г. И. приглашен Нью-Йоркским архиеп. Виталием (Максименко) в США. В том же году Архиерейским Синодом РПЦЗ назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Детройте. 5 апр. назначен епископом Детройтским и Кливлендским РПЦЗ (см. Чикагско-Детройтская епархия РПЦЗ ). 18 авг. того же года в Нью-Йорке в Крестовоздвиженском кафедральном соборе хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил архиеп. Виталий в сослужении Монреальского и Восточноканадского еп. Иоасафа (Скородумова). По распоряжению Антиохийского Патриарха Александра III в хиротонии принял участие, а потом и сослужил с И. на Преображение особо уполномоченный архиеп. Тирский и Сидонский и митр. всей Иудеи Феодосий. И. также был назначен настоятелем рус. прихода в Хайленд-Парке, шт. Мичиган. В хиротонии отказались принимать участие митр. Феофил (Пашковский) и др. епископы, представители объявленного автономным Митрополичьего округа в Сев. Америке . По случаю хиротонии И. направили поздравления находившиеся в США Карпаторосский архиеп. Адам, греч. архиеп. Афинагор, представители Болгарской и Абиссинской Церквей. По мнению архиеп. Виталия, хиротония И. стала важной вехой на пути к восстановлению общения между рус. юрисдикциями в Америке. В нояб. 1935 г. на Архиерейском Соборе в г. Сремски-Карловци было принято «Временное положение о Русской Православной Церкви Заграницей», по к-рому Митрополичий округ в Сев. Америке, сохраняя автономию, воссоединялся с РПЦЗ. Североамериканскому митрополиту стали подчиняться все находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в т. ч. епархия И. 14 мая 1936 г. решением Архиерейского Собора округа И. был назначен епископом Монреальским и Восточноканадским, 11 окт. 1937 г. Архиерейским Собором в Нью-Йорке был перемещен на Детройтскую и Кливлендскую кафедру. В марте 1946 г. в Женеве по приглашению митр. Анастасия (Грибановского) И. участвовал в епископских хиротониях архим. Нафанаила (Львова , впосл. архиепископ) и архим. Серафима (Иванова) . В мае 1946 г. Архиерейским Собором Митрополичьего округа в Сев. Америке И. на год был назначен представителем округа в воссозданном в Мюнхене Архиерейском Синоде РПЦЗ. В нояб. 1946 г. был участником Кливлендского Собора, на котором Митрополичий округ в Сев. Америке снова отделился от РПЦЗ. На Соборе И. голосовал против этой резолюции и остался верным РПЦЗ и ее первоиерарху митр. Анастасию (Грибановскому). После отделения Митрополичьего округа в Сев. Америке И. остался главой Детройтской епархии в юрисдикции РПЦЗ, в ведении к-рой теперь находилось 4 прихода. 4 марта 1947 г. возведен в сан архиепископа. С 1950 г. был членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Награжден РПЦЗ алмазным крестом на клобук «за верность канонам» (1953). После кончины И. (14 мая 1957) Детройтская епархия была присоединена к Чикагской и Кливлендской епархии РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/293710.html

В 1926 г. Михаил Орлов был назначен на обновленческую кафедру в Архангельск, в 1927 г. переведен в Челябинск. С 1930 г. обновленческий архиепископ Бакинский и председатель Закавказского митрополичьего церковного управления (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 61. Л. 2). 2 (по др. данным, 9) июня 1931 г. был возведен обновленцами в «сан митрополита». Согласно нек-рым источникам, входил в состав «комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества», учрежденной Ленинградским обновленческим митр. Николаем Платоновым и возглавляемой А. И. Введенским . 29 дек. 1934 г. переведен в Алма-Ату, назначен обновленческим митрополитом Казахстанским и председателем Казахстанского митрополичьего церковного управления. 24 нояб. 1936 г., согласно прошению, уволен за штат, вероятно по причине несогласия по нек-рым вопросам с обновленческим руководством (Там же. Л. 5). Жил в Тамбове на иждивении сына. 14 (по др. данным, 10) марта 1944 г. принес покаяние Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) и был принят в сане протоиерея как клирик Тамбовской епархии. Был определен к архиерейскому служению, отказался от первого назначения на Пензенскую кафедру. 18 марта того же года Дмитровским еп. Иларием (Ильиным) пострижен в монашество с именем Иона и в тот же день наречен во епископа Воронежского и Острогожского в Москве в зале заседаний Московской Патриархии. 19 марта состоялась епископская хиротония И. Хиротонию в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Сергий в сослужении Крутицкого и Коломенского митр. Николая (Ярушевича) ,Курского и Белгородского еп. Питирима (Свиридова ; впосл. митрополит), Дмитровского еп. Илария. 9 апр. 1944 г. И. прибыл в Воронеж; время его служения на кафедре пришлось на последний год Великой Отечественной войны. Организовал в епархии сбор средств на нужды обороны, помощь раненым, а также «на залечивание ран, нанесенных войной». По праздникам в храмах проводился тарелочный сбор, во мн. приходах делались отчисления в пользу гос-ва из общих церковных сборов. Всего под рук. И. в Воронежской епархии было собрано более 400 тыс. р. И. начал возрождение канонической церковной жизни в Воронежской епархии. Было организовано 6 благочиннических округов, открыт 21 храм, в 60 храмах произведен ремонт. При И. была предпринята 1-я попытка возвращения мощей свт. Митрофана Воронежского. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. Отпевание И. 30 мая 1945 г. возглавил Курский и Белгородский архиеп. Питирим (Свиридов). И. был погребен за алтарем Никольского собора, в тот момент кафедрального.

http://pravenc.ru/text/578312.html

22 янв. 2007 г. назначен настоятелем строившегося Свято-Воскресенского кафедрального собора г. Киева. 14 дек. 2007 г. решением Киевского и всея Украины митр. Владимира (Сабодана) и Синода УПЦ определен быть епископом новообразованной выделением из Херсонской епархии Каховской и Бериславской епархии. 16 дек. 2007 г. хиротонисан во епископа Каховского и Бериславского. Хиротонию возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир. 14 апр. 2009 г., согласно решению Синода УПЦ, титул правящих архиереев епархии изменен на «епископ Новокаховский и Генический». Для осуществления координационной деятельности по различным вопросам церковной жизни в епархии под рук. И. были открыты отделы: религ. образования, миссионерства и катехизации, по связям с общественностью, по взаимодействию с вооруженными силами и др. воинскими формированиями Украины, паломнический, по делам семьи. И. освятил новопостроенные храмы св. блгв. кн. Александра Невского в с. Чернянка Каховского р-на Херсонской обл. (6 дек. 2008), вмч. Георгия Победоносца в с. Геническая Горка Генического р-на Херсонской обл. (21 июля 2009) и часовню во имя вмч. Георгия Победоносца при Новокаховском гуманитарном ин-те (22 июня 2009). С дек. 2009 г. учреждено ежемесячное офиц. издание УПЦ «Новокаховские епархиальные ведомости», главным редактором которого стал И. Был членом Поместного Собора РПЦ 2009 г. Решением Синода УПЦ от 10 фев. 2011 г. освобожден от управления Новокаховской епархией и назначен управляющим Кировоградской епархией. 9 июля 2012 г. Блаженнейшим митр. Владимиром (Сабоданом) возведен в сан архиепископа. Соч.: История возникновения и развития антитринитарного направления в учениях древних и совр. сектантских течений: Канд. дис./КДС. К., 2002. Ркп.; Голос Церкви//Новокаховские ЕВ. 2009. 1. С. 1-2; Церковно-каноническая оценка предпосылок и итогов Харьковского Архиерейского Собора//http://orthodox.org.ua/ru/[Электр. ресурс]. Лит.: Краткая биография Преосвящ. Иоасафа, еп. Новокаховского и Генического//Новокаховские ЕВ. 2009. 1. С. 2; [Электр. ресурсы:] Биография еп. Иоасафа//http://eparhiya.org.ua/ru/; Интервью в газ. «Даниловский проспект»//http://eparhiya.org.ua/ru/; Журналы заседаний Свящ. Синода УПЦ от 9 февр. 2006 г.//http://orthodox.org.ua/ru/; То же от 29 марта 2007 г.//http://orthodox.org.ua/ru/; Ioacaф, Новокаховський i Бериславський//http://orthodox.org.ua/uk/.

http://pravenc.ru/text/578082.html

В дек. 1547 г. К. в числе др. архиереев поручился перед Иоанном IV за кн. И. И. Пронского. 11 окт. 1547 г. К. дал жалованную грамоту игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря Афанасию (Палецкому), освобождающую обитель от владычных податей и различных пошлин с приписного к ней храма во имя вмч. Георгия в с. Усове в Масленском стане в Окологодной десятине; 27 мая 1558 г. К. подтвердил эту грамоту игум. Матфею (1555-1559) (ААЭ. Т. 1. 214. С. 204; РИБ. Т. 32. Стб. 289-290. 167). В поздних описях упоминается жалованная грамота, данная К. в 1546/47 г. Григориеву Пельшемскому Лопотову в честь Собора Пресв. Богородицы мон-рю , вероятно аналогичная грамоте Кириллову Белозерскому мон-рю. 20 сент. 1554 г. иерарх освободил своей жалованной грамотой Ильинский храм на Мезени в Глотовской слободе Яренского у. от уплаты пошлин. Рукоположив во иерея Евдокима Логинова, он дал ему 2 апр. 1556 г. ставленую грамоту (РИБ. Т. 32. Стб. 416-417). Известен вклад святителя в Троице-Сергиев мон-рь: 28 марта 1550 г. «владыка Киприан Вологоцкий и Великопермский дал вкладу денег 50 рублев» (ВКТСМ. С. 39). К. упоминается в Житии прп. Геннадия Любимоградского († 1565), где говорится о беседе святого с епископом и о болезни архиерея в последние годы жизни. По Житию, прп. Геннадий посетил К. в Вологде ок. 1554 г., после чего архиерей прожил ок. 5 лет. Вычегодско-Вымская летопись (кон. XVI - нач. XVII в.) относит кончину К. к 1560 г. Епископ был погребен в ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке в Вологде, на архиерейском подворье. Перезахоронен в новопостроенном кафедральном Софийском соборе Вологды, «на левой стороне, на первом месте от северных дверей собора». До 1848 г. над гробницей была надпись: «Великий господин Преосвященный епископ Киприан Вологодский перенесен из старыя соборныя церкви древяныя, что возле Ленивого торгу и епископля старого двора, и погребен на сем месте» ( Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 61; Он же. 1865. С. 768).

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Сразу же после оккупации Белоруссии в первые месяцы Великой Отечественной войны нем. власти начали принимать меры по отделению белорус. епархий от РПЦ. 3 окт. 1941 г. архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) было передано требование нем. рейхскомиссара образовать «Белорусскую автокефальную православную национальную церковь», 6 окт. архиеп. Пантелеимон и В. согласились выполнить это требование с определенными оговорками относительно временного характера статуса Белорусской Церкви и необходимости позднейшего его признания др. церквами в каноническом порядке; архиереи решили перенести резиденцию архиеп. Пантелеимона в Минск и усвоить ему титул «Минский и всея Беларуси» (см. ст. Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). В. поручалось управление приходами Гродненской обл., присоединенной немцами к Вост. Пруссии. Постановлением прошедшего 3 марта 1942 г. в Минске Собора белорус. епископов В. был избран в состав Синода Белорусской Церкви, а Гродненская и Белостокская епархия, управляемая В., получала статус автономной, с правами экзархата в Вост. Пруссии. Собор также выразил пожелание, чтобы В. имел братское общение с Серафимом (Ляде) , митр. Берлинским и Германским РПЦЗ, и поминал его как старшего за богослужением. 10 марта указом белорус. Синода В. был возведен в сан архиепископа. Управляя епархией, В. сталкивался с проблемами, к-рые были вызваны запретами со стороны нем. администрации: в частности, запрещалось отмечать церковные праздники в будние дни, рекомендовалось переносить их на воскресенье, в нек-рых местах не разрешалось служить более 2 часов. Оккупационные власти характеризовали В. как «ревностнейшего великорусского организатора», через к-рого шла связь с рус. центрами в Польше. В. запретил духовенству употребление белорус., укр. или польск. языков на богослужениях, признавая богослужебным языком исключительно церковнославянский. 21-26 окт. 1943 г. В. совместно с белорус. еп. Григорием (Боришкевичем) участвовал в совещании епископов РПЦЗ в Вене, состоявшемся под председательством митр. Серафима (Ляде). На этом совещании было рассмотрено избрание Патриархом Московским митр. Сергия (Страгородского), к-рое участники совещания сочли неканоническим. Кроме того, епископы направили нем. властям меморандум с протестом против ограничений деятельности зарубежного духовенства на оккупированных территориях СССР. В июле 1944 г., после освобождения Белоруссии Красной Армией и ее наступления на Вост. Пруссию, В. уехал в Германию. В апр. 1946 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Мюнхене В. совместно с большинством др. белорус. епископов был присоединен к РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/150207.html

27 сент. 1980 г. по возведении в сан архимандрита назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска и благочинным Олонецкой епархии (в тот период находилась под управлением Ленинградского архиерея). В связи с этим назначением 30 окт. того же года освобожден от должности преподавателя Ленинградской ДС. Служил в Петрозаводске до апр. 1982 г., после чего возвратился в Ленинград, т. к. был назначен секретарем епархиального управления и личным секретарем Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . 20 нояб. 1982 г. защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени канд. богословия на тему: «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка». 28 дек. 1984 г. распоряжением митр. Антония назначен исполняющим обязанности ректора Ленинградских духовных школ. 2 марта 1986 г. освобожден от должности ректора ЛДАиС по прошению в связи с болезнью (последствия тяжелых травм при автомобильной аварии). В том же году стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» в г. Тихвине Ленинградской обл. В июне 1987 г. вновь назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора Петрозаводска и благочинным церквей Олонецкой епархии. 20 июля 1990 г. в связи с восстановлением в Карелии самостоятельной архиерейской кафедры М. был назначен епископом Петрозаводским и Олонецким. 14 авг. того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил архиерейскую хиротонию М. в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. 17 июля 1996 г. титул его был изменен на «Петрозаводский и Карельский». 25 февр. 2000 г. М. был возведен в сан архиепископа. К моменту восстановления самостоятельной епархии в Карелии насчитывалось всего 5 действующих храмов. Благодаря архипастырским трудам М. здесь началось быстрое возрождение церковной жизни. За годы управления М. Петрозаводской епархией было образовано более 70 новых приходов, возрождено 7 епархиальных муж. мон-рей и жен. обитель. В Петрозаводске в 2000 г. был освящен новый кафедральный собор во имя св. Александра Невского. Важной своей задачей М. считал подготовку священников из числа коренных народов Карелии - карелов и вепсов, он поддерживал использование карел. языка в богослужении. 29 мая 2013 г. был назначен главой Карельской митрополии, 11 июля того же года возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2561886.html

В кон. 1865 г. Е. почувствовал ослабление сил, но продолжал ходить на богослужения, появляясь в храме первым и уходя последним. В Успенской теплой ц. в правом приделе на солее около ризницы ему была выделена ниша, где он проводил все службы и «как бы поселился». Там у Е. находились богослужебные книги, полотенце, гребешок, скамейка, подушечка из шерсти. Во время чтения кафизм, чтобы лучше слышать, Е. садился на скамейку у солеи, опирался на железную решетку, предварительно положив подушечку. С янв. 1866 г. слег. Братия по просьбе Е. приносила его к богослужению, усаживая на правой стороне на приступочке около чтеца. Е. называли «живым Типиконом Глинской пустыни»: он в совершенстве знал церковный устав и особенности местного устава. После совершения таинств Елеосвящения и Причащения плакал в ожидании смерти. По свидетельству братии, во время отпевания тело Е. издавало благоухание. Похоронен на братском кладбище около задних ворот ближнего скита во имя Иоакима и Анны Глинской пуст. В годы советской власти кладбище было разорено, но захоронение Е. сохранилось. Жизнеописание Е. было составлено наместником (с 1904 игумен) курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря Иасоном (см.: Подвижник Глинской Рождества Богородицы пустыни старец схим. Евфимий. Курск, 1910). С 1863 г. о. Иасон подвизался в Глинской пуст. и знал Е. последние 3 года его жизни. 6 марта 2007 г. на заседании Комиссии по канонизации святых УПЦ вик. Киевской епархии, Васильковским еп. Лукой (Коваленко) Е. был представлен к канонизации в лике местночтимых святых вместе с др. старцами Глинской пуст. Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 30 ноября 2017 г. имя преподобного Евфимия включено в месяцеслов РПЦ длч общецерковного почитания. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Д. 93. Л. 3 об., 42 об., 117 об. Лит.: О. Евфимий//Глинская пустынь: Очерк совр. состояния обители. Од., 1901. Ч. 1. С. 46; Подвижник Глинской Рождества Богородицы пустыни старец мон. Мартирий/Собр. игум. Иасон. Курск, 1910. С. 26; Глинский подвижник схим. Евфимий//ЖПодв. 1912. Янв.-июнь. Т. Доп. Ч. 1. Кн. 1. С. 205-220; Четвериков С., прот. Молдав. старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 19882. С. 279; Подвижники Глинской пустыни//ЖПодв. Апр. С. 10; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 287-296; Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника: 1221 пример из Пролога и патериков. Серг. П., 1997. С. 186-187.

http://pravenc.ru/text/187692.html

Несмотря на содействие Московской Патриархии в деле восстановления нового кафедрального собора и обеспечения нормальной деятельности Львовской епархии, А. с первых дней служения в Покровском соборе прекратил поминовение за богослужением имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Резко националистические настроения А. обозначились в 1991 г., когда после получения Украиной гос. независимости он стал одним из наиболее активных приверженцев курса митр. Филарета (Денисенко) на предоставление Украинской Православной Церкви автокефалии, что проявилось на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г., где А. не только отстаивал сепаратистскую линию бывш. митр. Филарета, но и пытался защитить последнего, когда был поднят вопрос о недостойном поведении первоиерарха УПЦ. Вместе с неск. архиереями А. заявил, что это внутреннее дело укр. епископата и оно не может быть предметом обсуждения на Архиерейском Соборе РПЦ в силу того, что УПЦ с 1990 г. обладает правом самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни. В июле 1992 г. А. объявил о выходе из юрисдикции канонической УПЦ и переходе в раскольничью Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ), к-рая вскоре, после присоединения к ней Филарета (Денисенко), была преобразована в УПЦ КП, возглавлявшуюся первоначально лжепатриархом Мстиславом (Скрыпником) . За учинение раскола 14 июля 1992 г. Свящ. Синодом УПЦ А. был лишен архиерейского сана. В УАПЦ он именовался «епископом (впосл. архиепископом) Львовским и Сокальским», несмотря на наличие среди раскольников еще одного «епископа Львовского» - Петра Петруся . После кончины «патриарха» Мстислава из УПЦ КП вновь обособилась УАПЦ, к-рую возглавил лжепатриарх Димитрий Ярема (см. Ярема В .). А. остался в составе УПЦ КП, во главе к-рой сначала стоял лжепатриарх Владимир Романюк (1993-1995; см. Романюк В .), а с окт. 1995 г.- Филарет (Денисенко). С 1995 г. А.- «митр. Львовский и Сокальский» УПЦ КП. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г . в «Акте отлучения от Церкви монаха Филарета (Денисенко)» призвал А. к «покаянию и прекращению кощунственных бесчинств», предупредив, что «в противном случае» он будет отлучен от «церковного общения через анафематствование».

http://pravenc.ru/text/115244.html

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. 16 июля 1982 г. В. после возведения в сан митрополита возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Зап. Европы. С 30 дек. 1987 г. являлся Управляющим делами МП и постоянным членом Свящ. Синода. В 1989 г. временно управлял Гаагской и Нидерландской епархией. В апр. 1988 г. принял участие во встрече иерархов РПЦ с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым , положившей начало радикальным переменам в отношениях между Церковью и гос-вом. В кон. 80-х гг. В. активно занимался общественной деятельностью. 16 сент. 1988 г. на учредительной конференции Сов. фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 г. являлся членом Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. С 10 апр. 1989 г. возглавлял комиссию по изучению мат-лов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, созданную в дек. 1988 г. 3 мая 1990 г. В. был назначен председателем комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, затем входил в комиссию Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1990 г. В. являлся одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, был 2-м по числу поданных за него на Соборе голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера) . 3-м кандидатом был Местоблюститель Патриаршего Престола Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. ст. Денисенко М. А.). Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/159072.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010