Мониторинг СМИ Святой Дамиан де Вестер, апостол прокажённых День памяти – 15 апреля 15.04.2024 14:52 Молодой красивый юноша и обезображенный старик (на самом деле, ему на этой фотографии 49 лет), с трудом сжимающий палку. На этих двух фотографиях изображён один и тот же человек. Судьбу, столь жестоко изменившую его внешность, он выбрал сам вполне осознанно. Йозеф де Вестер родился в бельгийском посёлке Тремело в семье торговца. Крепкий, крупно сложенный, он вполне мог продолжить дело отца. Но его две старшие сестры и брат, воспитанные глубоко верующими, решили посвятить свою жизнь монашескому служению. По их стопам пошел и Йозеф. В 19 лет он принимает монашеские обеты, выбрав себе имя Дамиана в честь святого Дамиана – врача-хирурга, священника и мученика. Для того, чтобы стать сященником, Дамиан изучает богословие, латынь. Всё меняется, когда его брат, отец Памфилий заболевает и не может поехать миссионером, как планировал. Ехать вместо него принимает решение Дамиан. 150 дней он добирается но своего назначения – Гонолулу на Гавайских островах. Уже по прибытии местный епископ рукополагает его в священники. Дамиану в это время исполняется 24 года. Гавайи. Современный человек представляет себе при этих словах райский уголок с постоянно льющимся перебором гитар, танцующими девушками, украшенными гирляндами цветов, вечный праздник вечного лета. В те годы Гавайи напоминали скорее ад. До прибытия капитана Кука на Гавайях проживало около 250 000 человек, к прибытию отца Дамиана там насчитывалось всего 50 000. Никогда не контактировавшие с европейской цивилизацией островитяне были абсолютно лишены устойчивости к европейским инфекциям. К приезду отца Дамиана большая часть населения Гавайев погибла от тифа, гриппа, холеры, кори, оспы. Разрасталась колоссальная эпидемия сифилиса. И вслед за этими на гавайцев надвигалось новое зло – лепра. Предположительно, проказу завезли на Гавайи китайские мигранты и сезонные рабочие. Её распространению способствовали влажный климат, плохие условия жизни, скученность населения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Св. Косма и Дамиан, посвятившие свою жизнь благу ближних, врачевали больных, как мы уже сказали, бесплатно и даже из своего имущества уделяли бедным. Вследствие этого никто не мог заподозрить их в лечении ради корысти. Но получавшие врачебную помощь не могли не быть благодарными к своим благодетелям, несущим ради них самоотверженные труды. Они готовы были последним поделиться с своими благодетелями, хотя святые, имея в виду, что на них обращены взоры язычников, ищущих случая укорить их в корыстолюбии, избегали всяких благодарностей. Одна женщина, истратившая на лечение себя огромное богатство и осуждённая другими врачами на смерть, услышала о врачах Косме и Дамиане и пригласила их к себе. Святые, употребивши своё врачевство и призвавши в своей молитве имя Божие, скоро восстановили больную от одра. Больная не находила слов, как благодарить Косму и Дамиана. Она предлагала им богатые дары, но они отказались. Наконец, она решилась убедить одного из них принять что-нибудь в знак благодарности. Она прислала Дамиану три яйца, сказавши, что присылает их во имя Св. Троицы. Дамиан, услышав о Св. Троице, принял эту благодарность. Но Косма, узнавши об этом, долго был недоволен за это на брата, не потому, конечно, чтобы считал грехом получить за свои труды средство для своего существования от лиц состоятельных или вообще от общества, а потому, что боялся подать повод язычникам укорять христианских врачей в корыстолюбивых целях. Между тем, пользовавшиеся врачебною помощью от Космы и Дамиана, а также видевшие их самоотвержение, до такой степени были исполнены любви и благодарности к св. врачам, что не только готовы были жертвовать для них из своего имущества, но за них готовы были и жизнь свою положить. В 284 году по рождестве Христовом было воздвигнуто гонение на христиан. Завистники славы Космы и Дамиана донесли гонителю христиан Аврелию Карину, что врачи Косма и Дамиан исповедуют христианскую веру и что они будто бы волшебством лечат людей и скот. Аврелий Карин послал воинов схватить Косму и Дамиана. Узнав об этом, верующие стали просить св. врачей укрыться от воинов. Долго не соглашались св. врачи на просьбу верующих и хотели сами отдаться в руки воинов, но слёзы облагодетельствованных ими и мольбы о том, чтобы они ради блага ближних не отдавали себя на смерть, побудили их укрыться в одной пещере. Воины, узнав, что христиане где-то укрыли своих врачей, схватили вместо них несколько других человек в той стране, где укрылись св. врачи. Схваченные, несмотря на то, что были обложены тяжёлыми веригами, и взяты были с тем, чтобы быть отправленными в Рим на смерть, решились лучше умереть, чем указать место, где были скрыты святые врачи. Узнали об этом Косма и Дамиан и не захотели, чтобы за них страдали другие. Они сами явились пред лицом гонителя христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Близ Есфигменского монастыря на Афоне, на горе называемой Самария, уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца – никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье. Случилось, что однажды он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, торопился на ночь в свою пустынную келью. Напрасно друг его просил остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночного пути и начинавшегося дождя. Даман, верный старческой заповеди, остался непреклонен. Опасения его друга не прошли даром. Дамиан, по причине чрезвычайной темноты и проливного дождя, действительно сбился с дороги и не знал, где он находится, куда он идет. В этой крайности, воззвал он ко Господу: «Господи! спаси меня, я погибаю!» И вдруг видит, что он стоит у своей кельи (Аф. Пат. ч. 1, стр. 311–312). Другой случай. Раз, когда преподобный Дионисий, память коего св. Церковь совершает 25 июня, плыл с спутниками по Черному морю, тогда он и прочие заметили несколько турецких судов, несшихся к ним навстречу. При виде варваров, на всех напал страх; но преподобный, твердо уповая на Бога, сказал спутникам: «не бойтесь ничего, – подождите немного, и вы увидите силу Божию; – возложим всю надежду на Господа и Он отклонит от нас опасность.» Между тем варвары приближаясь к ним, открыли ружейный огонь. Тогда Дионисий, воздев длани свои к небу, со слезами помолился так: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, прославляемый присно со Отцем и Духом! услыши меня, недостойного раба Твоего, и, ради предстательства Пречистыя Твоея Матери и Предтечи и Крестителя Твоего, избавь нас от врагов наших.» Во время молитвы, вдруг предстал великий Предтеча с жезлом в правой руке и успокоил всех бывших с Дионисием; варварам же грозил смертью, если они осмелятся приблизиться и не уйдут назад. И угроза Предтечи сопровождалась действительною казнью варварам: руки у них внезапно потеряли силу и оцепенели (Пат. ч. 1, стр. 416).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Около 585 года севирианский Александрийский Патриарх Дамиан издал сочинение против тритеитов, а севирианский же Антиохийский Патриарх Петр Каллиникский выступил сначала с осторожной критикой и в конце концов (после Пасхи 588 г.) объявил о разрыве евхаристического общения. Дамиан утверждал, что три ипостаси Троицы различаются реально только как три ипостасные свойства. Для этого он отождествил свойства нерожденности, рожденности и исходности с ипостасями Отца, Сына и Святого Духа соответственно. Таким образом, Дамиан отрицал реальность различения ипостасей (того, что имеет самостоятельное бытие – в отличие от свойств, имеющих бытие только «в другом»). Петр пытался защищать традиционное богословие Каппадокийских отцов, одновременно дистанцируясь от тритеизма, в котором его обвинял Дамиан. Хотя спор формально был разрешен в пользу Петра на Александрийском соборе севирианской церкви в 616 году (впрочем, без осуждения Дамиана), но ересь дамианизма восторжествовала среди монофизитов, по крайней мере, в Египте после исламского завоевания в 641 года 10 . Об этом как раз свидетельствует полемика с ней преподобного Анастасия Синаита , описанная в «Путеводителе». В пятнадцатой главе «Путеводителя» преподобный Анастасий полемизирует с двумя Пасхальными Посланиями севирианского Александрийского Патриарха Uoahha III (680–689), который явно исповедует учение Дамиана 11 . Синаит приводит слова этих «египетствующиих умом» (ο αγυπτιζοντες τν νον) еретиков: «Все, что говорится о Христе, говорится и об Отце и Святом Духе», вернее «только то, что во Христе касается сущности (τ οσιωδς), относится одинаково ко всей Троице». «Египетствующие умом» последователи Дамиана в подтверждение своего учения о восприятии всей Троицей (являющейся, по их мысли, единой природой-ипостасью) природных свойств человечества Христа ссылались на Его слова: «Я не один, потому что Отец со Мною» ( Ин. 16: 32 ), «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» ( Лк. 4: 18 ) и особенно на слова апостола Павла о Спасителе: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2: 9 ): «Если у Святой Троицы одна природа, и эта самая природа в созерцаемой Ипостаси Сына отдельно созерцается совершенной и непорочной, и Сын воплощен, то оказывается, что вся полнота Божества непременно воплощена согласно сказанному: “в Нем обитает вся полнота Божества телесно”».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Островитяне жили в норах, которые сами рыли в земле, в колоссальной нищете и хаосе. Иногда не хватало даже воды. Обезображенные, с ужасными ранами, в которых копошились черви, сопровождаемые зловонием распадающихся человеческих тканей, они не думали ни о чем, кроме себя и, иногда, своих родственников, если те тоже оказывались там. Каждый был сам за себя. Как писал А. Сикари, «физическое разрушение сопровождалось психическим и моральным, оно возрастало с ужасающей быстротой: невероятная грязь (не хватало даже воды), насилие, готовое вспыхнуть при малейшей провокации, обострение самых низменных инстинктов, устранение всяких сексуальных ограничений, порабощение женщин и детей, алкоголизм и наркомания, всеобщее воровство, возрождение идолопоклонства и суеверий». Численность колонии составляла около 600–700 человек. Колоссальная смертность компенсировалась большим поступлением новичков. Из этих людей насчитывалось около 300 христиан. К ним местный католический епископ принял решение направить священника, на небольшое время, так как на острове не было ни храма ни дома для его нахождения. К этому времени отец Дамиан уже почти 10 лет служил в приходе в пригороде Гонолулу. Привыкший с детства к тяжёлой работе, он сам строил церкви в маленьких сёлах. Пешком он обходил все окресности, посещая дома прихожан. Дамиан выучил их язык. Когда обсуждался вопрос, кому ехать на Молокаи первым, он сам вызвался добровольцем. Тогда ему исполнилось 33 года. Планировалось, что он пробудет в лепрозории недели две, после чего его сменит другой священник. Но в дело вмешались газетчики. Английская пресса, освещая это событие, написала о миссии, которая закончится только со смертью миссионера и о героизме подвига священника. После этого уехать для него означало бы опозорить всю Церковь и миссию, с которой он был послан. Впрочем, отец Дамиан не возражал, он добровольно остался на острове. Он был первым белым, поселившимся на острове. Из личных вещей у священника были только молитвенник и распятие. Первые недели он спал под деревом, жил под открытым небом, ел на скале.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

и звание вахмистра удержал за собой до поступления своего в монастырь. «Чем смиреннее будет мое положение в свете, говорил он, тем ближе оно будет к духу Господа, который Сам благоволил принять на Себя зрак раба и пришел на землю, да не послужат Ему, но да послужит другим ( Мк.10:45 ). Между тем, как Дамиан заботился о едином на потребу, враг спасения изощрял против него свои стрелы и в орудие себе избрал его товарищей. Нередко они, с шумом врываясь в его квартиру, либо насильно влекли его в народные собрания, либо приводили к пьяным и преступным сослуживцам и принуждали принимать участие в их безобразных пиршествах; но, видя его непреклонным, издевались над ним, а иногда, разгоряченные вином, изгоняли вон с побоями. Смиренный Дамиан с ангельским незлобием переносил такие оскорбления и усердно молил Бога, вразумить этих безумцев. Был он в разных войнах и кровопролитных сражениях; но оставался не только живым, но и не раненным. Был он окружаем стадом волков и неоднократно тонул; но Господь Бог сохранял его от смерти для премудрых своих целей. Игумен о. Вонифатий говорил: «в самых кровопролитных сражениях я находился почти первым; смерть летала надо мной; пули жужжали над моей головой; лошадь подо мной убивали; товарищи падали мертвыми, а я не только оставался живым, но и не раненным. Был я окружаем стадом волков, не раз тонул в воде; но Господь Бог спасал меня». По окончании войны с Францией, Дамиан возвратился на свою родину, в село Михайловку 2 , и здесь доканчивал свою двадцатипятилетнюю службу. По возвращении на родину, Дамиан с целомудренной своей женой повел хозяйство свое весьма хорошо и, таким образом прохозяйничав несколько лет, вздумал исполнить давний свой обет посвятить себя монастырской жизни. Почему, отдавши половинную часть своего имения жене своей, а свою половину имения раздавши в церкви и бедным и помня слова Господа Иисуса: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. Иже не примет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин. Обретай душу свою, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю ( Мф.10:37–39 ), – помня сие, он оставил и жену свою, и мать, и землю свою, и желая спасти душу Свою, как он выражался, отправился в одной одежде, с библией под рукой, с намерением определиться в один из киевских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Так прошло около полугода. Решившись остаться при Валаамской обители навсегда и поступить в число монашествующей братии, Дамиан – около Рождества Христова – отправился сам на родину, чтобы лично выхлопотать необходимое для пострижения в монахи увольнение от общества. Господь помогал Своему избраннику; по прибытии на родину, Дамиан немедленно получил увольнение от общества и, погостив в родной семье с полгода, весною отправился обратно, через Петербург, на Валаам, покидая навсегда родительский кров, родную деревню. Трудно было отцу Дамиана разлучаться со своим любимым детищем и, притом, навсегда. Версты три пешком провожал старик сына, когда же наступила последняя минута разлуки, благословляя, зарыдал и до тех пор все кланялся и рыдающим голосом кричал: «Дамианушко, прощай!», пока этот не скрылся совсем за горою. Нелегко и Дамиану было расставаться с отцом. Он впоследствии всегда со слезами вспоминал об этих минутах жизни своей. В Петербурге, пристав на Валаамском подворье, Дамиан встретился с казначеем монастыря о. Арсением, приехавшим в столицу для принятия царского дара: собора священных риз, с которым на почтовых лошадях, везя этот драгоценный дар, и прибыл на Валаам, где, ради почета этим царским великим милостям, были они встречены колокольным звоном. Поселившись окончательно в Валаамской обители, по увольнительному свидетельству, Дамиан с этого 1820 года положил твердое основание своей подвижнической жизни. Быстро, внимательно и разумно проходя все, возлагаемые на него, послушания, восходил новоначальный брат от силы в силу. Так, будучи первоначально поставлен на послушание в конюшню, а затем в хлебную, и исполняя эти нелегкие обязанности конюха и пекаря с полным усердием, он, в то же время, с немолчной молитвой на устах, клал земные поклоны. Утомившись от трудов и молитвенного подвига, прилежный и набожный послушник тут же на голом полу повергал себя для кратковременного отдыха, после чего с новым усердием принимался за свое послушание, не оставляя и молитвы ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матф. — Евангелие Матфея Наум — Книга пророка Наума Неем. — Книга Неемии Песнь пес. — Песнь песней Посл. Иак. — Послание Иакова Посл. Петра — Послание Петра Прем. Сол. — Книга премудрости Соломона Притчи Сол. — Книга притчей Соломоновых Пс. — Псалтырь Рим. — Послание к римлянам Сирах. — Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова Тимоф. — Послание к Тимофею Тов. — Книга Товита Фессал. — Послание к фессалоникийцам Филипп. — Послание к филиппинцам Царств. — Книга Царств Эфес. — Послание к эфесянам Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана По изд.: L.Deubner. Kosmas und Damian. Leipzig - Berlin, 1907. Во дни царствия Господа нашего Иисуса Христа к окончанию пришло всякое заблуждение и почитание демонов. Во времена те жила некая благочестивая и богобоязненная женщина по имени Феодота. Все дни жизни своей она придерживалась всяческого благочестия и, живя по заповедям Божиим, родила святых Косму и Дамиана. Когда они родились, блаженная Феодота растила их во всяческом благочестии и обучила Священному писанию. А Дух Святой вразумил врачебной науке, чтобы исцеляли по слову Евангелия “всякий недуг и  всякую немощь  не только в человеках, но и в скотах”, так что исполнилось реченное пророком: “Человеков и скотов хранишь Ты, Господи” . А недуги, которые врачевали Косма и Дамиан, таковы: именем Иисуса Христа слепым они возвращали зрение, хромым способность ходить, увечных делали здоровыми, изгоняли демонов и по дарованной им благодати исцеляли всякую немощь в теле человеческом. За врачевание никогда не брали они ни с кого мзды: ни с богатого, ни с бедного, исполняя заповеданное Спасителем: “Даром получили, даром давайте”.  В дни те жила некая женщина по имени Палладия, прикованная к постели недугом. Она истратила все деньги, но не получила облегчения от ходивших к ней врачей. Услышав о врачевании и исцелениях, которые совершали Косма и Дамиан, женщина, обратившись к ним с верой, попросила прийти к ней. А святые рабы Христовы Косма и Дамиан, увидев веру ее, с готовностью пришли и помогли ей. Когда женщина узнала, что исцелилась благодаря их помощи и приходу, она восхвалила Бога, даровавшего им венец целений; зная же, что они никогда не брали ни с кого мзды, ни с богатого, ни с бедного, ибо исполняли заповеданное Спасителем, Палладия украдкой подносит Дамиану три яйца; когда же он отказался их принять, женщина пала перед ним на колени и уговаривала его со страшными клятвами, и святой Дамиан взял от нее те три яйца, чтобы не пренебречь клятвой, ибо женщина закляла его Господней силой. Святой Косма, узнав об этом, весьма опечалился тем, что брат его взял те три яйца, и велел после своей смерти похоронить врозь с ним. Той ночью Господь во сне явился своему слуге Косме,  говоря: “Зачем ты так сказал? Брат твой взял те три яйца не как мзду, но взял их, будучи заклят Моим именем, не смея пренебречь клятвой, ибо женщина закляла его именем Моим”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Пробыв около двух лет на этих послушаниях, Дамиан был назначен в рабочие нарядчики управлять рабочими людьми по всем хозяйственным делам. Примерное усердие и отличная деятельность Дамиана и на этом послушании обратили на себя внимание настоятеля, который, вполне полагаясь на него, вскоре поручил ему охрану всего монастырского острова, для чего в помощь ему был дан работник и имелись постоянно наготове для объезда острова лодка и верховая лошадь. На этом новом послушании ревностный Дамиан много раз подвергался опасностям от чухонцев, приезжавших тайно стрелять дичь или рубить лес на Валаам, которые нередко в него стреляли, но Господь хранил раба Своего, и Дамиан оставался невредим. Находясь на таких трудных послушаниях, будучи еще только простым послушником, он в подвигах иноческих старался уже подражать великим подвижникам. Опытный старец, о. Евфимий, имея в руках палку, приходил каждую ночь в 12 часов будить ученика своего на полунощную молитву, и до тех пор стучал своей палкой в раму второго этажа, где жил Дамиан, пока не получал от него стуком же в раму ответа. Так, каждую ночь, не возжигая огня, выполнял молодой подвижник свое молитвенное ночное правило еще до начала церковной службы; с ударом же в колокол, сзывавшим братию к общественной молитве, спешил в церковь – к ранней утрене или полунощнице, хотя, бывало (как сам он рассказывал впоследствии), весьма немалых усилий стоило ему иногда в современной темноте из рабочего дома, где жил он, прийти в церковь , в особенности, зимою, когда за ночь наносило большие сугробы снега; шагая по пояс в снегу, часто ползком, приходилось пробираться к полунощнице. В келлии у него было совершенное нестяжание: образ, книга, четки, две скамьи – треножники собственного изделия, две доски, днем стоявшие в углу келлии, ночью же, положенные на скамейки, заменявшие кровать, войлок и мочальная подушка, служившие ему постелью, – вот и все имущество смиренного раба Божия. Одеяла или другого какого покрывала у него не было: в случае нужды – суконный кафтан, который он носил вместо шубы, заменял и то, и другое. Шуб меховых тогда и в сильные морозы никто не носил, хотя ему, в виде исключения, когда он поступил в нарядчики, была выдана для объезда островов и наблюдения за местными работами коротенькая старая шуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий Акрагантийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Григорий Армянский , еп., сщмч., просветитель Великой Армении, (30 сентября/13 октября) Григорий Богослов , Назианзин, Младший, Константинопольский, патр., Вселенский учитель (25 января/7 февраля; 30 января/12 февраля свт.]) Григорий , свщ. инок (4/17 ноября) Григорий Великий , Двоеслов, папа Римский (12/25 марта) Григорий Декаполит , прп. (20 ноября/3 декабря) Григорий Нисский , еп. (10/23 января) Григорий Палама , Солунский (Фессалоникийский), архиеп. (14/27 ноября; в Неделю 2-ю Великого поста) Григорий Пел ьшемский , Вологодский, игумен, чудотворец (30 сентября/13 октября) Григорий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Григорий Печерский , прп., иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Григорий Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Григорий Чудотворец , Неокесарийский, еп. (17/30 ноября) Гурий Едесский , мч. (15/28 ноября) Гурий Казанский и Свияжский , архиеп. (4/17 октября; 5/18 декабря; 20 июня/3 июля) Гурий Маккавей , мч. (1/14 августа) Давид Псалмопевец , царь Израильский, пророк (в Неделю по Р. X.) Давид Солунский (Фессалоникийский), отшельник, прп. (26 июня/9 июля) Давид Ярославский , блгв. князь, чудотворец (23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября; 5/18 марта) Далмат Далматский (Константинопольский), прп., игумен (3/16 августа) Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский , Каргопольский, прп. (20 ноября/3 декабря; 27 ноября/10 декабря) Дамиан Азийский , бессребреник, чудотворец (1/14 ноября) Дамиан Печерский , прп., пресвитер, целебник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 5/18 октября) Дамиан Римский , бессребреник, мч. (1/14 июля) Даниил Московский , блгв. князь (4/17 марта; 30 августа/12 сентября) Даниил Переяславский , прп., архим. (7/20 апреля; 30 декабря/12 января) Даниил Сербский , архиеп. (20 декабря/2 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010