Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиеп. Дамиан (Марчук). Фотография. 1965 г. (Марчук Дмитрий Георгиевич; 15.11.1899, с. Коростятин Ровенского у. Волынской губ., ныне с. Малиновка Ровенской обл., Украина - 4.07.1987, Луцк), архиеп. бывш. Волынский и Ровенский. Из семьи псаломщика. Окончил церковноприходскую школу в с. Коростятин (1909), Клеванское ДУ (1913) и эвакуированную во время первой мировой войны в г. Кременец Волынскую ДС (1919). После смерти отца в июне 1920 г. занял его место псаломщика при храме в с. Коростятин. После окончания советско-польск. войны 1920 г. оказался на отошедшей к Польше территории. 6 окт. 1921 г. Кременецким еп. (впосл. митрополит автокефальной Православной Церкви в Польше) Дионисием (Валединским) в Успенском соборе Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры рукоположен в диакона, 9 окт. во иерея. Назначен к Свято-Михайловской ц. с. Замшаны (ныне Ратновского р-на Волынской обл.). В дальнейшем священствовал на различных приходах Волынской епархии, исполнял обязанности благочинного и окружного миссионера. С присоединением Зап. Украины к СССР вошел в клир РПЦ. После начала Великой Отечественной войны с сент. 1941 г. приходской священник в с. Аннополь и благочинный Славутского округа Каменец-Подольской епархии. В дальнейшем был благочинным Шепетовского округа Волынской епархии. Вызывал своей деятельностью недовольство нем. оккупационных властей и весной 1943 г. был ими удален из округа, пребывал при соборе г. Острог той же епархии. В авг. 1943 г. назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в Виннице. В нач. янв. 1944 г. задержан немцами и вывезен на территорию оккупированной Польши. В янв. 1945 г., после прихода советских войск, вернулся на Украину. Был принят в Черновицкую епархию, назначен настоятелем церкви с. Книжковцы близ г. Проскурова (ныне Хмельницкий). В июне 1946 г. перешел в Черновицкую епархию, определен настоятелем прихода в г. Заставне Черновицкой обл. и благочинным Заставненского округа. С 1960 г. настоятель кафедрального собора в г. Черновцы.

http://pravenc.ru/text/168780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН (Говоров Дмитрий Григорьевич; 8.02.1855, земля Войска Донского - 19.04.1936, София), еп. бывш. Царицынский, архиеп. РПЦЗ. Из семьи священника. По окончании в 1878 г. Екатеринославской ДС назначен преподавателем Симферопольского ДУ, а затем и Симферопольского епархиального жен. уч-ща. 18 янв. 1881 г. рукоположен во иерея и поставлен для служения в ц. Семи Херсонесских священномучеников при Симферопольском ДУ. В сент. 1882 г. переведен в Керчь, назначен настоятелем Захарие-Елисаветинской ц. Преподавал Закон Божий в керченском Кушниковском ин-те, Керченской жен. гимназии, Мариинском детском приюте и в ряде городских училищ. В 1898 г. назначен настоятелем керченского Свято-Троицкого собора и благочинным приходов Керченского округа. В Керчи и в селах округа открыл неск. церковных школ. Особое внимание уделял борьбе с сектантской и атеистической пропагандой, вел активную миссионерскую деятельность среди раскольников. 27 марта 1899 г. возведен в сан протоиерея. 1 окт. 1903 г. назначен настоятелем Александро-Невской ц. в Севастополе. 11 янв. 1905 г. переведен в Харьков настоятелем Петропавловской ц., большинство его прихожан составляли рабочие Харьковского паровозостроительного завода. В период революции 1905-1907 гг. успешно противостоял революционной пропаганде среди своей паствы. Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в. Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в. В 1907 г. поступил в КДА. В академии вместе с проф. Д. И. Богдашевским организовал патрологический кружок для изучения произведений свт. Иоанна Златоуста. На 1-м курсе обучения овдовел. 22 сент. 1911 г. в Киево-Печерской лавре Киевским и Галицким митр. Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Дамиан. 29 нояб. 1911 г. назначен ректором Кишинёвской ДС, 4 дек. того же года в Киево-Печерской лавре возведен Каневским еп. Иннокентием (Ястребовым) в сан архимандрита. Упорядочил в Кишинёвской ДС учебно-воспитательную и хозяйственную работу. В 1913 г. под рук. Д. широко отмечался столетний юбилей семинарии. Был редактором «Кишиневских ЕВ». Избран старшиной Бессарабского церковного историко-археологического об-ва, возглавлял издание его «Трудов».

http://pravenc.ru/text/168778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 23.10.1873, с. Брусовое Фатежского у. Курской губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых), архиеп. Курский и Обоянский. Из семьи священника. Окончил Курское ДУ и в 1894 г. Курскую ДС. В 1894-1895 гг. псаломщик церкви с. Николаевка Путивльского у. Курской губ. В 1895-1897 гг. надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского ДУ. 6 янв. 1897 г. еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) рукоположен во иерея и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля. В 1901 г., после смерти жены, поступил в С.-Петербургскую ДА, к-рую окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил С.-Петербургский археологический институт. 27 нояб. 1904 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904-1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника ц. во имя св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо свящ. Георгия Шавельского , бывшего на русско-япон. войне). В 1905-1907 гг. в сане иеромонаха преподаватель гомилетики Смоленской ДС, в 1907-1908 гг. смотритель Старооскольского ДУ, в 1908-1911 гг. на той же должности в Обоянском ДУ. В 1911 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 12 мая 1918 г. хиротонисан во епископа Переславского (первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Патриарха свт. Тихона), назначен викарием Владимирской епархии. Пребывал в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы муж. мон-ре , исполняя там обязанности настоятеля. Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/168758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН (Касиотис;1848, о-в Самос - 14.08.1931, Иерусалим), Патриарх Иерусалимский (с 15 авг. 1897). Получил образование в гимназии о-ва Самос. Недолгое время был женат. Овдовев, приехал в Иерусалим и в 1873 г. принял монашество. Занимал различные посты в Иерусалимской Патриархии, в т. ч. в 1881-1887 гг. в сане архимандрита был экзархом в Грузии, в 1887-1888 гг. представителем Иерусалимского Патриархата в К-поле. В 1891 г. назначен патриаршим наместником в Вифлееме, с 1893 г. титулярный архиеп. Филадельфийский. После смерти в февр. 1897 г. Иерусалимского патриарха Герасима II Д. был избран Местоблюстителем Патриаршего престола. Продолжавшаяся около полугода борьба вокруг кандидатуры нового патриарха завершилась избранием Д. (интронизация 15 авг. 1897). Хотя Д., нек-рое время бывший наместником Иерусалимского подворья в Таганроге, имел связи в России, он не считался сторонником рус. влияния на Востоке, и российская дипломатия поддерживала др. кандидатуру. По отзывам современников, Д. пользовался всеобщим уважением за безупречную жизнь и мягкий характер, но эта же мягкость и нерешительность не позволяли ему с должной строгостью руководить клиром и паствой. Властные полномочия Иерусалимских патриархов были значительно ограничены Святогробским братством, к-рое в посл. трети XIX в. неоднократно добивалось низложения неугодных ему Первосвятителей. Высказывались прогнозы, что и Д. не продержится на престоле долее 5-6 лет. Первый конфликт Патриарха с Иерусалимским Синодом, в к-рый входили мн. члены Святогробского братства, произошел в 1901 г. Д. ездил в К-поль и безуспешно добивался у Высокой Порты высылки из Палестины своих противников. Тогда же с помощью К-польского Патриарха Д. пытался принять новый устав Иерусалимской Церкви, чтобы перераспределить в пользу Патриархии часть доходов Святогробского братства. Дамиан, Патриарх Иерусалимский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Дамиан, Патриарх Иерусалимский. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/168768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Федорович Григорьев (май 1895, г. Обоянь Курской губ.- 23.09. 1937, изолятор 3-го отд-ния Волжского ИТЛ (Волголаг) в Угличском р-не Ярославской обл.), сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи личного дворянина, действительного статского советника, служившего наблюдателем за Курско-Орловским лесничеством. В 1916 г. окончил Курскую ДС и поступил в СПбДА. После Февральской революции 1917 г. вернулся к матери в Обоянь. В 1919 г. служил псаломщиком в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Обояни. В том же году рукоположен во иерея к той же церкви. Сщмч. Петр Григорьев, свящ. Фотография. 1937 г. Сщмч. Петр Григорьев, свящ. Фотография. 1937 г. Во время гражданской войны, когда Белая армия отступала из города и нек-рые из священнослужителей ушли вместе с белогвардейцами, П. заявил, что служит народу и поэтому остается в Обояни. За время служения в священном сане приобрел широкую известность среди верующих и стал объектом пристального внимания сотрудников ОГПУ. Был лишен избирательных прав как священнослужитель. 5 февр. 1930 г. арестован в Обояни по обвинению в «систематической антисоветской и антиколхозной агитации» и в том, что уговаривал крестьян не вступать в колхоз, и отправлен в обоянский домзак. В конце марта П. был переведен в курский домзак. Прихожане Смоленской ц. обратились в Курский окружной отдел ОГПУ с заявлением в защиту П., собрав более 300 подписей. 16 июня 1930 г. следствие прекратили, и 17 июня П. был освобожден. После ареста 23 марта 1931 г. обоянского благочинного свящ. Германа Руденко Курский и Обоянский архиеп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) принял решение возлагать функции благочинного на наиболее способных священников без официального назначения, чтобы не давать властям поводов для арестов. Функции обоянского благочинного были возложены на П. 17-18 окт. 1931 г. в Обояни и Обоянском р-не были арестованы почти все священники, в т. ч. П. При аресте у него было изъято 158 церковных книг. Проходил по групповому делу участников «контрреволюционной организации в Центрально-Чернозёмной обл.». В ходе следствия П. был объявлен руководителем обоянской «контрреволюционной церковно-монархической организации церковников». Виновным себя не признал. По постановлению Особой тройки ОГПУ по Центрально-Чернозёмной обл. от 16 апр. 1932 г. приговорен к 10 годам концлагерей. 9 мая 1932 г. прибыл в Беломоро-Балтийский ИТЛ (7 отд-ние, 4-й лагпункт, 10-я рота). Администрации лагеря было предписано держать его в строгой изоляции.

http://pravenc.ru/text/2580148.html

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в. 24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией. 22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/168758.html

Святый праведный Алексий Южинский (+ 1934) Священномуч. Серафим (Остроумов), архиеп. Смоленский и Орловский (+ 1937) Жизнеописание свщмч. Серафима на русском (93Кб, с фотографиями) и на польском (18Кб) языках. Священномученик священник Стефан Крейдич (+ 1937) Священномученик диакон Елисей Штольдер, уроженец Смоленска (+ 20 августа 1937) Священномученик священник Иаков Леонович (+ 28 сентября 1937) Краткое жизнеописание (Игумен Домаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия) pdf 124K Священномученик архиепископ Дамиан (Воскресенский,+ 3 ноября 1937) Священномученик протодиакон Никита Алмазов, уроженец с. Сычево Смоленской губ. (+ 28 ноября 1937) Священномученик протоиерей Николай Заболотский (+ 15 декабря 1937) Священномученик протоиерей Владимир Лозино-Лозинский, уроженец Духовщинского уезда (+ 26 декабря 1937) Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский, + 31 декабря 1937) Священномученик священник Владимир Преображенский, уроженец Смоленской области (+ 31 декабря 1937) Священномученик протоиерей Владимир Пастернацкий (+ янв 1938, Смол. обл.) Мученик Иоанн Попов, уроженец г. Вязьма (+ 08 февраля 1938) Преподобномученица инокиня Александра (Самойлова, + 22 марта 1938) Преподобномученик архимандрит Владимир (Волков,+ 25 марта 1938) Священномученик священник Феодор Недосекин (+ 30 апреля 1942) Краткое жизнеописание (Игумен Домаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия) Священномученик протоиерей Василий Смоленский (+ 12 июня 1942) Мученица Евфросиния Тимофеевна Тимофеева, +05.11.1942 Священномученик священник Димитрий Крючков (+ 09.09.1952) Священноисповедник протоиерей Петр Чельцов (+ 1972) Подвижники благочестия Митрополит Смоленский Сильвестр II (Черницкий, + 1706) Митрополит Смоленский Сильвестр III (Крайский, + 1712) Митрополит Смоленский Дорофей (Короткевич, + 1718) Старец схим. Феофан Рославльский Смоленской Старец схим. Никита Рославльский (+ 29 (23?) марта 1793)

http://pravicon.com/info-3410

Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1909-1912 гг. в Эривани выходил духовный ж. «Вестник Эриванского православного прихода». К 1913 г. на территории Е. в. действовало свыше 30 правосл. церквей в Александрополе, Карсе, Эривани, Сарыкамыше, Каракурте, Кагызмане, Джалал-Оглы, Канакере, Ольты, в селах Арзни, Димитров, Анкаван и др. 13 дек. 1912 г. решением Святейшего Синода РПЦ для окормления правосл. паствы на территории исторической Армении было учреждено Е. в. Первым викарием стал Бакинский вик. еп. Пимен (Пегов ; 13 дек. 1912 - 12 февр. 1915, переведен Балтским викарием в Подольскую и Брацлавскую епархию). В 1907-1911 гг. он занимал должность ректора Тифлисской ДС, с 1907 г. был членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Уже будучи Ереванским викарием, временно управлял Грузинским Экзархатом с 20 мая до 26 июня 1914 г. (после кончины экзарха архиеп. Алексия II (Молчанова) и до поставления во экзарха архиеп. Самарского и Ставропольского Питирима (Окнова) ). В 1915 г. входил в состав Комитета Грузинского Экзархата по сбору пожертвований на военные нужды (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). 12 февр. 1915 - 24 марта 1916 г. кафедру Е. в. занимал перешедший с Чебоксарской кафедры Леонтий (Вимпфен ; расстрелян 6 июля 1919), штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, позже переведенный на Оренбургскую кафедру Кустанайским викарием (Правосл. собеседник. 1915. Февр. С. 373). 23 марта (по др. источникам, 24 или 26 апр.) 1916 г. в тифлисском кафедральном Сионском соборе (см. Тбилисский Сиони ) на Ереванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской ДС архим. Дамиан (Говоров ; с 7 июля 1917 епископ Петровский, викарий Саратовской епархии), с 28 марта штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Речи при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506).

http://pravenc.ru/text/190125.html

Синода РПЦ 22 окт. 1945 г., на котором также присутствовал еп. Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич), Мукачевско-Пряшевская епархия была присоединена к РПЦ, образовалась Мукачевская и Ужгородская епархия . Свои последние приходы в ведение РПЦ передал также архиеп. Савватий (Врабец). На Мукачевскую кафедру был поставлен еп. Уманский Нестор (Сидорук) . Советские власти, преследуя исключительно политические цели, заставляли греко-католич. клир принимать Православие. В 1947 г. при загадочных обстоятельствах погиб греко-католич. еп. Мукачевский Теодор Ромжа. В то же время репрессиям подвергались не только греко-католич., но и правосл. священники. В 1946 г. мученическую смерть принял готовившийся стать епископом Мукачевским игум. Феофан. Некоторые правосл. священники за религ. убеждения приговаривались к длительным срокам тюремного заключения (иеромонахи Викентий (Орос), Иов (Гашпар), Дамиан (Бынь), Иустин (Сидак) и др.). В февр. 1949 г. Закарпатский облисполком санкционировал прекращение деятельности греко-католич. епархиального управления. 28 авг. в Мукачеве Ужгородская уния была торжественно отменена. Имущество греко-католич. приходов передавалось правосл. Церкви. К 1 янв. 1950 г. в Православие перешли 122 греко-католич. священника. Наиболее убежденные униаты ушли в подполье. Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) В 50-х гг. вслед. церковных гонений в З. были закрыты большинство мон-рей и мн. храмы. По данным на 1 янв. 1957 г., в З. насчитывалось 203 священнослужителя, 2 муж. мон-ря и скит с 48 насельниками, 4 жен. мон-ря и 6 скитов с 295 монахинями. К осени 1961 г. продолжало функционировать лишь 2 мон-ря. В кон. 60-х гг. в З. было отмечено массовое уничтожение придорожных крестов с распятием. На 1 янв. 1982 г. в Мукачевско-Ужгородской епархии насчитывалось 417 храмов, 247 священнослужителей, 7 благочиний, 135 насельниц в Мукачевской и Чумалевской обителях. 24 авг. 1991 г. укр. Верховная Рада провозгласила независимость Украины.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Источник первоначально представлял нимфей с 5 экседрами, вода из к-рых соединялась в единый поток. В связи с возведением базилики Леонтия или чуть позднее напротив средней экседры был пристроен существующий ныне мраморный И-образный в плане киворий на 7 колоннах. В крипте устроен музей, в к-ром гл. обр. представлены обнаруженные резные фрагменты раннехрист. эпохи. VII-IX вв. датируется единственная сохранившаяся фреска в крипте, расположенная рядом с правой лестницей,- полуфигура Христа Еммануила; изображения вмч. Димитрия в темнице и свт. Николая (известно по снимкам Сотириу) не сохранились. Киворий В визант. период главной святыней храма был киворий, фундамент к-рого был открыт после реставрационных работ 1917 г. в левой части центрального нефа. Он возник, вероятно, в кон. V или нач. VI в. ( Μντζος. 1994. Σ. 167), известен по мозаичным изображениям над входом из нартекса и на аркаде сев. колоннады (последняя мозаика, погибшая в пожаре 1917, сохр. на фотографиях и в зарисовках Сотириу и Джорджа). Это было 6-гранное, обложенное пластинами серебра деревянное сооружение на мраморном подножии, с пирамидальным завершением на столбах и 2-створчатой дверью. Наверху находился увенчанный крестом шар с основанием в виде цветка лилии. Киворий архиеп. Иоанна описан в чудесах св. Димитрия (в связи с событием нач. VII в.). Двери кивория (по мнению Мендзоса, на них могли быть изображены святые Нестор и Лупп, Косма и Дамиан) открывались в редких случаях для поклонения святому. Внутри кивория находился скимпус (σκμπους), или кравватос (κρββατος) (под этими названиями А. Грабар и П. Лемерль понимали некий вид ложа, Ксингопулос - саркофаг, Сотириу - мощевик; предположительно скимпус - это деревянные носилки для перенесения тела покойного, образцы к-рых были найдены в македон. гробницах; в кивории они могли символически изображать гробницу), а также 2 трона (Грабар), иконы великомученика и некой «госпожи Евтаксии» (Чудо I 10), возможно Богородицы, рельефный образ неизвестного персонажа. Киворий воспринимался как жилище святого, хотя, были ли там его мощи, неизвестно.

http://pravenc.ru/text/178245.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010