" Когда он молился так, внезапно предстал у одра его ангел в образе преподобного Феодосия и, наклонившись к груди его и дав ему целование, сказал ему: " Господь послал меня известить тебе, что то, о чем молишься ты Господу, будет тебе по твоему прошению; ты будешь причтен с его святыми и водворишься с ними в царствии небесного Владыки. Когда же Господь Бог повелит тебе преставиться от этой жизни и прийти к Себе, тогда мы не разлучимся друг от друга, но будем вместе в том свете " . Сказав это, он стал невидим для преподобного. Преподобный Дамиан понял, что это было явление ему от Бога, так как он не заметил, чтобы говоривший с ним вошел через двери или вышел через двери, но он стал невидим на том месте, где явился. Поэтому немедленно он позвал келейника и послал его к преподобному Феодосию, прося его прийти к нему. Когда же святой пришел, блаженный Дамиан сказал ему с веселым лицом: " Отче, будет ли так, как ты обещал сегодня, явившись мне? " Преподобный, так как не знал об этом, ответил: " Не знаю, чадо, что я обещал тебе " . Тогда открыл ему блаженный Дамиан, как он молился, и как явился к нему некто с обещанием, в образе преподобного. Услышав это, Боговдохновенный Феодосий восхвалил Бога и, прослезясь, сказал блаженному: " Да, чадо, будет так, как он тебе обещал, ибо ангел Божий явился тебе в образе моем, а я, грешный, как могу обещать такую славу, которая уготована праведным! " Блаженный Дамиан, получив такое извещение, был в радости и в благой надежде. Собралась вся братия; он простился со всеми и в добром исповедании с миром предал душу свою в руки Господа, ангелам, пришедшим за ним, и просветлел лицом, показывая, как радостно разлучение души с телом. Тогда преподобный Феодосий приказал ударить в било чтоб собралась и прочая братия, и с пением и великой честью погребли честное тело угодника Христова в пещере, в честь славимого в Троице Бога, который молитвами целителя Дамиана да сподобит нас быть общниками Царствия Своего, где нет болезни в бесконечные веки. Аминь. Житие Преподобного Отца нашего Иеремии прозорливого (5 октября) Он предсказывал будущее и провидел помышления человеческие. Пророком Иеремией почтена и наша земля; говорим не о древнем, но по правде сказать - не можем назвать его и юным. Ибо этот блаженный Иеремия Печерский достиг такой старости, что помнил крещение Русской земли, бывшее во дни благоверного великого князя Владимира; и сам блаженный был просвещен тогда купелью святого крещения. Спустя много лет, пришел он в святой Печерский монастырь, к преподобным отцам нашим Антонию и Феодосию, и принял великий ангельский схимнический образ, в котором подвизался Богоугодно, ревнуя житию святых отцов.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Окончательно поселившись по увольнительному свидетельству в 1819 году в Валаамском монастыре, внимательно и разумно проходя возлагаемые на него от настоятеля послушания: в конюшне и в хлебной, он положил крепкое основание своей подвижнической жизни. Просевая муку, Дамиан самоотверженно клал с молитвой поклоны и, нередко утомившись от трудов и молитвенного подвига, тут же и засыпал, повергшись на голом полу. Впоследствии, будучи уже настоятелем, говаривал он своим ученикам: «Не помню, свидетель Бог, чтобы я когда-либо, находясь на послушании в хлебной, без благословения съел хотя бы небольшую корочку хлеба, – так остерегался я страсти тайноядения». (3, с. 33) Настоятель, видя его ревность и усердие в делах послушания, вполне мог во всем на него положиться, и Дамиан был поставлен в рабочие нарядчики – управлять рабочими людьми по всем хозяйственным делам. Несмотря на трудность послушания, правила церковного он не оставлял и, руководимый опытным старцем – отцом Евфимием, прилагал труды к трудам. Каждую ночь, в 12 часов, разбуженный старцем еще до церковной службы, он, не зажигая огня, исправлял молитвенное правило. В его келье было совершенное нестяжание: образ, книга, четки, стол и стул. Более ничего. Келья не имела запоров ни снаружи, ни изнутри. Так что он не имел обычая ее запирать, да и не для чего это было. Имелся у него чулан, где смазывали сбрую. Там он исправлял правило, клал поклоны, пред иконой Божией Матери Смоленской, от которой ему было чудное явление, читал акафист. В 1823 году, на Рождество Христово, послушник Дамиан был пострижен в рясофор – и с этого времени положил начало на всякий день строжайше испытывать свою совесть. Почти ежедневно приходил он к доброму старцу Евфимию для откровения помыслов и духовного совета. 12 декабря 1825 года Дамиан был пострижен в монашество с именем Дамаскин. В 1826 году, в марте месяце, старец его – отец Евфимий – удалился на жительство в пустыню. В подражание своему старцу и отец Дамаскин в том же году, испросив благословение от настоятеля, удалился испытать второй образ иноческой жизни – скитской, в скит Всех Святых. Здесь он совершал вместе со скитянами продолжительнейшее уставное богослужение. Он очень благоговейно пел. Наконец, от строгих скитских духовных подвигов и телесных трудов отец Дамаскин до того изнемог, что едва мог читать в храме и однажды решился о своей болезни объявить настоятелю. Игумен Вениамин, подумав сказал: «Отец Дамаскин, не падай духом. Ведь ты монах: если и умрешь на послушании, то Господь тебя не оставит». (3, с. 84) После этих слов, всецело положившись на волю Божию, самоотверженный монах не оставлял дела послушания и своих духовных подвигов. Бог ответил ему Своей милостью – немощь прошла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

- Случай из жизни. Девочке срочно требовалась операция. Денег не было. Но врач заверил, что стоит операция 900 рублей и оплачивается страховым полисом. Однако, как сказал врач, нужно будет отблагодарить врачей. Мать согласилась, подумав о цветах и конфетах. Но врач назвал сумму 7000. " Лучше бы я операцию оплатила! " - воскликнула мать. - Не спешите осуждать врачей. В наше время сложно жить так, как жили врачи-безсребреники прошлого: нужно содержать больницы, обслуживать технику, закупать лекарства, платить зарплату врачам, кормить пациентов... Да и дома ждёт семья, которую надо кормить, оплачивать обучение детей и прочее. Кроме того, мы знаем заповедь " труждающийся достоин пропитания " , поэтому нет никакого стыда в том, чтобы брать мзду за свой труд. Приведу примеры, которые прояснят ситуацию. Я однажды попросил знакомого адвоката помочь моему прихожанину в нелёгком судебном разбирательстве и спросил, сколько эта услуга будет стоить. Адвокат ответил: " Для него - безплатно " . Я запротестовал: " А вы-то на что будете жить? " - " У меня есть такие клиенты, которые возместят мне все убытки, потому сейчас я могу заняться благотворительностью " . Так же происходит и со священниками, которых спрашивают, сколько будет стоить, например, освящение квартиры или посещение больного. Священник может назвать конкретную сумму, может ответить: " Сколько посчитаете для себя необременительным заплатить " , а может отказаться от вознаграждения, если видит, что люди бедные. - В житии свв.Космы и Дамиана Асийских сказано, что однажды женщина Палладия за исцеление многолетнего недуга решила отблагодарить их. Она дала Дамиану три яйца, сказав, что это не плата, а дар во имя Святой Троицы. Услышав имя Триединого Бога, Дамиан взял яйца. Узнав о том, Косма опечалился и перед кончиной своей даже завещал, чтобы Дамиана не хоронили рядом... - Ответ заключён в самом житии: Дамиан не нарушил обета безсребреничества, ибо вынужден был взять дар во имя Божие. А жители всё же похоронили братьев рядом, ибо, когда умер Дамиан, некий верблюд проговорил человеческим голосом, что Дамиан взял яйца не мзды ради, но ради имени Божия.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/14/...

– Терпение, благословенный, как говорит отец Дамиан. У тебя что, свое собственное Евангелие? Он очень не нравился старухам, которые хотели бы, как они говорили, представить ищущих справедливости на суд «старого духовника», но о. Дамиан требовал от людей добродетелей, а не прав и справедливости. – Оставь всё это, – говорил он, – и вырабатывай терпение. Оно исцеляет права. Всё остальное разжигает гнев, злопамятность. Не давай искушению работать. Права разделяют людей. В законе Моисеевом хотели, чтобы была справедливость, равенство закона, и людям это не удалось, поэтому пришел Христос и установил любовь и прощение. Это найди вместе со своим соработником и не ищи весы и гири, потому что всегда на свою чашу положишь меньший вес. Возьми всю тяжесть на себя («я виноват»), и упразднятся все весы. «Если Бог будет держать весы, никто не спасется», – говорит авва Варсонофий. Он был ответственным за милостыню, она вся проходила через него. День раздачи милостыни был для него самым радостным в неделе. Его руки открывались по-божески для бедных. Он клал монетки в фасоль, чечевицу: «Обрадуются бабушки, когда будут перебирать». И смеялся сам себе. Я думаю, он радовался больше, чем те, кто находил эти денежки. Как служащий священник, и в монастыре и в миру он всегда охранял глаза, словно только мир Литургии был весь его и он ненасытно хотел радоваться и наслаждаться этим миром. Так пьяница, когда подносит рюмку к губам, закрывает глаза от наслаждения. Лонговардийцы закрывали глаза в миру, но всех их превосходил отец Дамиан. Он хорошо знал известное изречение: «Через двери входит смерть в душу». Ни особо мелодичного голоса, ни музыкальных познаний, но, когда он скрещивал руки и пел, – становился весь живое усердное моление. Его простая литургия была желанной и любимой всеми. Его возгласы, исходящие из сердца, радовали Бога и людей. Облачения – всегда простые, из самых дешевых тканей. Из них на островах шьют покрывала для диванов. А он радовался им, как дети, когда наденут новые туфли. То и дело слышишь, как шепчутся старухи: «Сегодня отец Дамиан был весь радостный в своих лоскутах».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР предыдущая статья ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Б. Соловецком о-ве. Большинство названных святых упомянуто в древнейшем Соловецком патерике, составленном между 1682 и 1700 гг. (наиболее полный список - РНБ. Соф. 452, 90-е гг. XVII в.), в связи с отшельническим подвигом прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского, встретившего монахов в начале своего подвижничества. В древнейшем Соловецком патерике сообщается, что прп. Дамиан, будучи насельником Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , услышал рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей и решил последовать их примеру. Отправившись в глубь Б. Соловецкого о-ва, прп. Дамиан встретил там 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Прп. Дамиан часто ходил по острову, желая встретить и др. пустынножителей, поскольку «в то время мнози отшелницы на Соловецком и Анзерском островех в пустыни, мало кому ведоми, живяху» (цит. по: Петренко. 2001. С. 498). Прп. Дамиану удалось встретить инока Ефрема Чёрного, о к-ром агиограф пишет, что он был первый среди пустынножителей, «старец честен», мирянина Никифора Новгородца, Алексия Калужанина (см. Алексий Соловецкий ), москвичей Тихона и Иосифа, Феодула Рязанца, Порфирия, Трифона, Иосифа Младого, Севастиана и др. Выходец из Алексина Тимофей («иже аггелоподобным своим житием, яко орел высокопарный, леташе» - Там же) рассказал прп. Дамиану о себе. В Смутное время прп. Тимофей оставил отеческий дом и на небольшой лодке из Архангельска приплыл на Б. Соловецкий о-в, где соорудил себе хижину, в к-рой прожил много лет, питаясь травой. В продолжение 3 лет прп. Тимофей терпел жестокие бесовские нападения, голод и холод, затем был утешен видением светлообразного старца, укрепившего подвижника и показавшего ему траву для еды и источник воды. Прп. Дамиан заботился о Соловецких пустынниках, своими руками хоронил скончавшихся.

http://pravenc.ru/text/182163.html

Вот что он пишет отцу Макарию и отцу Иерониму после их благословения на духовничество: «Припадаю к стопам ног Ваших и прошу Ваших старческих и отеческих молитв и благословения. Письмо Ваше я получил. За отеческие наставления и вразумления Ваши приношу Вам мою сыновнюю благодарность. Я Вам писал и теперь таких же убеждений о себе, что нахожусь в таком духовном возрасте, что недостаточен принимать на себя обязанность исповедовать братство, а потому и просил Вас поручить это другим, более способным и понимающим братьям. Но как Вы благословляете не отказываться более от этого Вашего назначения, то да будет на то воля Божия и Ваша старческая. Буду при помощи Божией и за Ваши старческие молитвы порученное мне дело продолжать. Для меня только нужно Ваше благословение да молитвы Ваши, чтобы Господь мне, немощному, помог проходить неукоризненно возложенное на меня Ваше послушание и да получить бы мне прощение моих грехов и избавление от вечных мук» 114 . Каждый свой шаг он согласовывал с отцом Макарием, с которым имел постоянную переписку 115 . Огромное духовное влияние имел отец Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. В начале 1888 года отец Досифей заболел неизлечимой тогда болезнью, чахоткой, и вынужден был оставить свое послушание в Москве. Он отправился на Афон. Здесь 27 мая 1888 года был пострижен в великую схиму с именем Дамиан, но его состояние с каждым днем ухудшалось. Отец Макарий благословил отправить его в Константинополь на лечение в русской больнице, но Бог призывал своего верного послушника к себе, и отец Дамиан с полным смирением шел навстречу этому зову. Преставился отец Дамиан в Константинополе 18 августа 1888 года. Отец Макарий распорядился не хоронить его в Константинополе, а привезти на Афон, что и было сделано. Отец Дамиан был погребен на братском кладбище монастыря. Схимонах Пантелеимон (Прохоров) Схимонах Пантелеимон 116 (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодосия, – но с ним вместе причти меня к избранным, в том сиянии, которое уготовал Ты праведным…» Когда он молился так, внезапно предстал у одра его ангел во образе преп. Феодосия и, наклонившись ко груди его и дав ему целование, сказал ему: «Господь послал меня известить тебе, что то, о чем молишься ты Господу – будет тебе по твоему прошению; ты будешь причтен с его святыми и водворишься с ними в Царствии Небесного Владыки. Когда же Господь Бог повелит тебе преставиться от этой жизни и прийти к Себе – тогда мы не разлучимся друг от друга, но будем вместе в том свете». Сказав это, он стал невидим для преподобного. Преп. Дамиан понял, что это было явление ему от Бога, так как он не заметил, чтобы говоривший с ним вошел через двери или вышел через двери, но он стал невидим на том месте, где явился. Поэтому немедленно он позвал келейника и послал его к преп. Феодосию, прося его прийти к нему. Когда же святой пришел, блаженный Дамиан сказал ему с веселым лицом: «Отче, будет ли так, как ты обещал сегодня, явившись мне?» – Преподобный, так как не знал об этом, ответил: «Не знаю, чадо, что я обещал тебе». Тогда открыл ему блаженный Дамиан, как он молился, и как явился к нему некто с обещанием, в образе преподобного. Услыхав это, боговдохновенный Феодосий восхвалил Бога и, прослезясь, сказал блаженному: «Да, чадо, будет так, как он тебе обещал – ибо ангел Божий явился тебе в образе моем, а я, грешный, как могу обещать такую славу, которая уготована праведным!» Блаженный Дамиан, получив такое извещение, был в радости и в благой надежде. Собралась вся братия; он простился со всеми и в добром исповедании с миром предал душу свою в руки Господа, ангелам, пришедшим за ним, и просветлел лицом, показывая, как радостно разлучение души с телом. Тогда преп. Феодосий приказал ударить в било, чтобы собралась и прочая братия, – и с пением и великою честью погребли честное тело угодника Христова в пещере, в честь славимого в Троице Бога, Который, молитвами целителя Дамиана, да сподобит и нас быть общниками Царствия своего, где нет болезни, в бесконечные веки. Аминь. Житие преподобного отца нашего Иеремии прозорливого (5 октября) Он предсказывал будущее и провидел помышления человеческие Пророком Иеремией почтена и наша земля; говорим не о древнем, но по правде сказать – не можем назвать его и юным. Ибо этот блаженный Иеремия Печерский достиг такой старости, что помнил крещение Русской земли, бывшее во дни благоверного великого князя Владимира; и сам блаженный был просвещен тогда купелью святого крещения. Спустя долгое время, пришел он во святой Печерский монастырь к преп. отцам нашим Антонию и Феодосию, и принял великий ангельский схимнический образ, в котором подвизался богоугодно, ревнуя житию святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дорогою заходил в Новгород; побывав в монастырях Новгородских и поклонившись местным святым, недели за три до праздника преподобного Арсения, Коневского чудотворца, пришел в Коневский монастырь. Здесь усердный раб Божий оставался до дня Угодника Божия, работая с братией, по прошествии же праздника, на монастырской ладье, недели за две до праздника святых апостолов Петра и Павла, прибыл на Валаам. Тотчас же, по прибытии на желанный остров, идя в скит «Всех Святых», встретил он монаха о. Феодорита, который спросил его: «что, брат, не хочешь ли остаться в монастыре?» «Желаю, батюшка, да не знаю, где Бог благословит». «Оставайся, брат, здесь, – у нас три рода жизни». «Как же это три рода?», спросил Дамиан, незнакомый еще с сим наименованием. – «А вот: сначала надо в монастыре потрудиться, потом в скиту, а затем в пустыне. Оставайся, брат! вот тебе мои четки, твори молитву так: 10 раз Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного и 1 раз Богородице Дево, радуйся, – до конца». С этих слов дух Дамиана укрепился, и он тут же мысленно решил остаться на Валааме навсегда. Желая же более приобрести душе своей пользы, спросил: «с кем бы мне здесь еще посоветоваться на пользу?» – «А, вот, иди к о. Евфимию». – «Как же я могу с ним говорить?» – «Не сомневайся – можешь: этот отец до того прост, что монахи прозвали его духовной удицей». Дамиан отправился к о. Евфимию, который встретил его земным поклоном. Смирение старца сильно поразило Дамиана; он растерялся и мог только сказать старцу: «спастись желаю, поучите!» О. Евфимий, много поговорив на пользу, благословил его остаться на Валааме и послал его просить о том о. игумена. О. игумен, в то время Иннокентий, принял странника в число братства и для совета в духовной жизни старцем назначил ему о. Евфимия, под руководством которого молодой Дамиан возмужал и окреп в повигах иноческой жизни. Вступив, таким образом (в июле месяце 1819 г.), в число братии Валаамской, Дамиан постепенно проходил по общему уставу разные послушания: шил сапоги, чинил рукавицы, месил квашню в хлебной, кормил нищих, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Сыне и Боже Мой! – слышит он голос, – научи раба Твоего, как ему спастись». «Пусть удалится из монастыря на безмолвие», – говорит другой голос 515 . Узнав такую волю Божию о себе, Косма, по благословенно настоятеля, удалился в соседнюю пустыню и иссек себе в скале пещеру, на западе от Зографа. Как там подвизался Косма, знает один только Бог . Но действия подвижничества открылись и людям. Раз пришли к Косме из Хиландаря два иеромонаха посмотреть, как живет отшельник. Косма принял их приветливо, поговорил с ними духовно и при расставании заметил: «Тыквицу с вином, спрятанную вами на дороге, разбейте, – в ней – змия и впустила яд свой в вино». Хиландарцы изумились тому, что Косма узнал о спрятанной тыквице, а еще более поражены были, когда, разбив тыквину, увидали, что в ней точно змия. Они благодарили Бога, что спас жизнь их от смерти чрез угодного Ему раба Своего. Видели в преподобном и другой опыт более обширного прозрения. В Великий четверток посылает он ученика своего сказать в Хиландаре: «Пусть братия молятся за отшедшего игумена, – он борется в воздушных пространствах с злыми духами». Братия, услышав об этом, говорили: «Мы видели игумена у утрени, и после утрени пошел он готовиться к совершению Литургии, старец – в мечтах, хотя и выдает себя за святого». Но когда пришли в келлию игумена, увидали, что игумен точно умер скоропостижно. На северо-запад от Эсфигмена есть гора Самари 516 . Там уединился инок Дамиан. Старец дал ему заповедь – никогда не оставаться на ночь в чужой келье. По особенной нужде Дамиан ходил к соседнему брату и так как тот отлучился на это время куда-то, дожидался возвращения его до вечера. Наконец брат является, и Дамиан, выполнив дело, за которым пришел, поторопился воротиться в свою келью. Напрасно друг упрашивал его остаться у него на ночь и указывал ему на опасность ночного пути, притом пути под дождем начавшимся. Дамиан, верный заповеди, ушел. Дорогой он точно сбился в темноте с пути и не знал, где идет и куда надобно идти? «Господи! спаси меня», – воззвал он к Богу и вслед за тем очутился он близ своей келлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первый день. Поучение 1-е. Св. чудотворцы и бессребренники Косма и Дамиан. (О недовольстве своим состоянием). I. Свв. Косма и Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, был язычник; а мать, Феодотия, исповедывала веру христианскую. Она овдовела в молодости и вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица», говорит он, «надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Феодотия приучила к богоугодной жизни и детей своих, строго наблюдала за ними, наставляла их в добродетели, и поучала божественным писаниям. Косма и Дамиан с младенчества старались исполнять закон Божий, и, пришедши в возраст, как два светильника, просияли добрыми делами. Чтобы более приносить пользы ближним, они занялись врачебною наукою, узнавали целебные свойства трав и растений, и сделались искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им целебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда не брали от больных денег, или даров, строго следуя словам Спасителя, Который сказал апостолам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили, даром и давайте» ( Матф. 10, 8 ). За такое безкорыстие Церковь назвала их «бессребренниками». Пожив мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены чудесами. Церковь чтит их память, как добрых врачей душевных и телесных болезней, теплых заступников наших пред Господом Богом. II. В наш век расчета и корысти пример св. бессребренников Космы и Дамиана, ныне празднуемых, особенно знаменателен. Вот люди, не только не полагавшие каких-либо корыстных целей для своей деятельности, но старавшиеся искоренить в себе и мысль о какой-либо даже вполне законной награде за труды свои. «Все для Бога и ближняго, ничего для себя» – вот правило их жизни. Это великие подвижники добра. Это избранники Божии, стремившиеся к высшему совершенству, по указанию Господа. ( Матф. 19, 21 ), и достигшие его. О, хотя бы нам исполнить несравненно меньшее требование апостола: довольствоваться той наградой, какую Господь подаст нам за наш труд, той долей, которую мы от Него имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010