Архидиак. сщмч. Лаврентий. Роспись вост. стены нефа в ц. Успения Пресв. Богородицы в Атени Сиони (Грузия). XI в. Архидиак. сщмч. Лаврентий. Роспись вост. стены нефа в ц. Успения Пресв. Богородицы в Атени Сиони (Грузия). XI в. В сцене мученичества Л. может быть представлен обнаженным, лежащим на решетке. Так, юным и безбородым в крипте аббата Епифания (824-842) в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (близ Беневенто, обл. Молизе) (живопись IX в., неизв. художник т. н. школы аббатства Монте-Кассино) или на медной золоченой гравированной пластине с выемчатой эмалью, входившей в убранство переносного алтаря (сцены «Осуждение св. Лаврентия» и «Мученичество св. Лаврентия», XII в., неизв. мастер из Хильдесхайма; Художественный музей, Кливленд). Известны также сцены страстей святого, где Л. представлен зрелым мужем с бородой (нижняя часть скульптурного тимпана, XIII в., собор Сан-Лоренцо в Генуе; миниатюра из Евангелия XII в., монастырь Пресв. Богородицы на горе Ноннберг в Зальцбурге (Monac. Clm 15903)). Существуют варианты, когда сцена мученичества показана в прямоугольной пылающей печи. Так Л. изображен, напр., на зап. стене капеллы Санкта-Санкторум в Риме (1278-1280). Кроме того, встречается такой вариант сцены (обычно в минейных циклах), на к-ром представлена полуфигура святого в языках пламени (напр., в настенном минологии ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия, Косово и Метохия, ок. 1320, на сев. стене сев. рукава). На мученическую кончину святого указывают также венец (мозаика на юж. стене нефа ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, 60-е гг. VI в., где Л. представлен среди др. мучеников, он держит венец в покровенных руках) и пальмовая ветвь (чеканное изображение Л. в далматике, с решеткой, на лицевой створке серебряного оклада ркп. в б-ке Манчестерского ун-та (X в., Трир, Германия)). В Ерминии иером. Дионисия Фуроноаграфиота в минейной части «Как изображаются страдания мучеников…» (Ч. 3. § 22, 10 авг.) отсутствие конкретики в описании мучений может предполагать знание художником Житий святых, к-рые «скончались в разных муках»; возрастная характеристика Л.- «с бородой едва показавшейся» (Ерминия ДФ. С. 214).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

В иконостасе правого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Филиппа, налево Архидиакона Никанора. Над царскими вратами -Тайная вечеря. В иконостасе левого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Стефана, налево Архидиакона Лаврентия. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В киотах у правых колонн - иконы св. великомученицы Екатерины и свт. Николая Чудотворца. В киотах у левых колонн – Казанская икона Божией Матери и икона святых празднуемых 17-го октября. По старинной традиции все новые храмы, освещавшиеся именем небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали в подарок от Царствующего дома икону. В Ревельский собор Александра Невского была пожертвована икона в честь пророка Осии, преподобного мученика Андрея Критского и других святых, память которых празднуется 17 октября. Выбор иконы не случаен, так как именно 17 октября 1888 года в железнодорожном крушении царского поезда у станции Борки чудесным образом не пострадали император Александр III и его семья. Иконы за клиросами : за правым - Вселенских святителей: Василия Великаго, Григория Богословаи, Иоанна Златоуста и за левым - угодников Павла, Димитрия и Иоанна. Запрестольный образ главного придела - Таинство Евхаристии- был написан на линолеуме художником М.М.Васильевым по образцу мозаичного изображения 11 века, находящегося в главном алтаре киевского Софийского собора. Изображения четырех Евангелистов на парусах центрального купола созданы художником А.П. Блазновым. Внутренние стены храма расписал по эскизам М.Т. Преображенского Г.П. Прокофьев. По эскизам А.Н. Новоскольцева в окнах алтарной апсиды установили витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Фасады собора украсили большими мозаичными панно работы архитектора-академика А.Н. Фролова. Над главным входом водружен образ Знамения Пресвятой Богородицы и выше - Нерукотворного Спаса, над южным входом помещено изображение св. благоверного князя Александра Невского и выше, в кокошнике – прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольного князя Владимира, над северным входом возвышается образ свт. Николая Чудотворца и в кокошнике - лики св. князя Всеволода Псковского и смч. Исидора Юрьевского. Фасадные мозаики собора до сих пор остаются уникальными для всей архитектуры Эстонии как по своим масштабам, так и по мастерству исполнения.

http://sobory.ru/article/?object=00141

Ксенофонт Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Ксенофонт Робейский , прп., игумен (26 января/8 февраля; 28 июня/11 июля) Куарт (Кварт), ап. от 70-ти, еп. Беритский (Бейрутский) (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Кукша Печерский , иеромонах, сщмч., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Лавр Иллирийский , мч. (18/31 августа) Лаврентий Калужский , Христа ради юродивый (10/23 августа) Лаврентий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лаврентий Печерский , Туровский, еп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (29 января/11 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Лаврентий Римский , архидиакон, сщмч. (10/23 августа) Лазарь Галисийский , иеромонах (17/30 июля; 7/20 ноября) Лазарь Сербский , блгв. князь (15/28 июня) Лев I Римский , папа (18 февраля/3 марта) Лев Катанский , еп. (20 февраля/5 марта) Левкий Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Леонид Устьнедумский , иеромонах (17/30 июля) Леонтий Печерский , прп., канонарх, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18 июня/1 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Леонтий Ростовский , еп., сщмч. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 23 мая/5 июня) Леонтий Триполийский , военачальник, мч. (18 июня/1 июля) Лонгин Коряжемский , иеромонах, прп. (10/23 февраля; 16/29 октября) Лонгин Печерский , Трудолюбивый, прп., вратарь, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (16/29 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лонгин Сотник , Каппадокийский (иже при Кресте Господни), мч. (16/29 октября) Лонгин Яренгский , прп. (3/16 июля; 16/29 октября) Лука евангелист , ап. от 70-ти, автор книги Деяний св. апостолов, иконописец (4/17 января ап.]; 22 апреля/5 мая; 18/31 октября) Лукиан Антиохийский , сщмч., пресвитер (15/28 октября) Лукиан Печерский , пресвитер, сщмч., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 15/28 октября) Лукиллиан Византийский , мч. (3/16 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 (25) Октября Преподобномученик Лаврентий (Левченко) Преподобномученик Лаврентий родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко и в крещении был наречен Стефаном. Кроме Стефана, в семье были старшие дочери Ксения, Евфросиния и Мария. Любой земной труд, семейное и хозяйственное по­слушание должны были в представлении русского православного крестьянина в конце концов завершиться сугу­бым подвигом на поприще спасения души и молитвы за ближних, живых и почивших сродников, должны были завершиться трудом и жизнью, посвященной исключитель­но Господу Иисусу Христу. А где было наилучшее место спасения, как не в монастыре? В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через четыре года в Шамордино по­ступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь, мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 году и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан. В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с име­нем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона. После закрытия Оптиной Пустыни без­божниками в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли, славились добротностью и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос.

http://fond.ru/kalendar/1018/lavrentiy/

Монах Арсений (Мельников Аркадий Васильевич). Родился в 1870 году. Из мещанского сословия. Перед поступлением в Оптину жил в деревне Нижние Прыски. В монастыре был регентом. 5 декабря 1937 года расстрелян. Иеромонах Никандр (Чувенков Никита Алексеевич). Родился в 1879 году в крестьянской семье в Тульской губернии. В 1909–1918 годах – в Оптиной пустыне. В иеродиакона рукоположен в 1923 году в Москве Патриархом Тихоном. С 1926 года – иеромонах. С 1930 года служил в селе Мишино Лихвинского района, где и был арестован. Осужден на три года пребывания в лагере (отбывал их в Свирьлаге). Освободился в 1933 году. Второй арест – 24 июля 1937 года – в Козельске. По постановлению «тройки» ГПУ 25 октября того же года расстрелян. Об иеромонахе Серапионе известно только, что он в Козельске был арестован и сослан в северные лагеря. В архиве Оптиной пустыни есть осколок воспоминаний о нем: «Известный благочестием и духовным разумением отец Серапион скончался мученически: заболел в лагере, казалось – скончался, и был отнесен в морг. Монахиня, знавшая его, там работала медсестрой. Она вошла в морг помолиться у его тела. Вдруг он открыл глаза, узнал ее, приподнял руку и благословил ее – и тут же скончался. Был очень сильный мороз. Трупы в морге лежали обледенелые». Монах Питирим (Алексей Степанович Кудрявцев). Родился в 1872 году. Из крестьян. Пострижен в монашество в Оптиной пустыни 28 сентября 1914 года. Был старшим келейником не при старце Нектарии, а при настоятеле монастыря архимандрите Исаакии. В Козельске оставался при отце Исаакии. Был небольшого роста, худой, с длинной бородою. Когда служил – волновался и заикался. Осужден был в 1930 году на пять лет лагерей, которые провел в Соликамске. Дальнейшая судьба его неизвестна. Архидиакон Лаврентий (Степан Иванович Левченко). Родился в 1893 году. Из крестьян. В Оптину пустынь поступил в 1910 году. Впоследствии был пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона. Затем – архидиакон (в Оптиной было два архидиакона: отец Лаврентий и отец Рафаил, не Шейченко, другой). Отец Лаврентий был высокого роста, представительный, чернобородый, с сильным голосом. С 1923 года – в Козельске. 6 сентября 1937 года был арестован, осужден «тройкой» и расстрелян 25 октября того же года. Преподобномученик. Отец его монах Иоанн скончался и похоронен в Козельске. Сестра, схимонахиня Анатолия, была в ссылке. Она скончалась в Козельске в 1970 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гибель мученика ознаменовала крушение язычества: благодаря его подвигу Рим, порабощенный суевериями, вернул себе свободу (Laurentio uictrix duce/ritum triumfas barbarum) (по словам Амвросия, мученик возглавил римлян в их торжестве над языческими заблуждениями). Подвиг Л. был не только символом победы христианства над язычеством, но и примером героической добродетели. Если свт. Амвросий утверждал, что преданность мученика Христу была крепче дружбы Ореста и Пилада, героев древнегреч. трагедий, то Пруденций описывал Л. как «нового Энея», превзошедшего древнерим. героев ( Buchheit. 1971). Страданиям мученика в поэме уделено меньше внимания, чем нравоучительному противопоставлению христ. добродетелей языческим порокам. В то же время Пруденций наделил созданный им образ Л. чертами трикстера: подшутив над алчным префектом, мученик спровоцировал его на жестокость и, приняв смерть, одержал победу над язычеством. Если древних героев изображали как суровых мужественных людей, то Пруденций использовал игривые эротические аллюзии (в описании казни Л.) и двусмысленные аллегории, говоря об «отеческой любви» мученика к римлянам, заключенной в его «млекопитающей груди» (...tuosque alumnos urbicos/lactante complexus sinu/paterno amore nutrias) (см.: Conybeare. 2002). Однако поучение о пороках и добродетелях, вложенное поэтом в уста Л., соответствовало представлениям о традиц. рим. ценностях, а героическая смерть мученика была подвигом, затмившим деяния героев Др. Рима. Т. о., Пруденций стремился продемонстрировать, что христ. нравственность и подвиги мучеников превосходили римские представления о добродетели, хотя и не противоречили им (см.: Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 35-44; Fux. 2003). Архидиак. сщмч. Лаврентий с христианами перед префектом Рима. Роспись кафедрального собора Генуи. Худож. Л. Тавароне. 1622 г. Архидиак. сщмч. Лаврентий с христианами перед префектом Рима. Роспись кафедрального собора Генуи. Худож. Л. Тавароне. 1622 г. К подвигу Л. обращались и проповедники, в т. ч.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Царские двери с полуциркульным верхом простой работы, укреплены на двух квадратных колоннах, у коих изображены у правой колонны вверху два серафима и ниже: св. ангел Господень, Григорий Богослов , архидиакон Лаврентий, Афанасий патриарх александрийский, архидиакон Авив и Николай чудотворец; у левой колонны вверху два серафима, и ниже: св. ангел Господень, Василий великий , архидиакон Стефан, Иоанн Златоуст , архидиакон Ермила, Кирилл патриарх александрийский. Высота иконостаса шесть аршин восемь вершков, ширина восемь аршин восемь вершков. На царских вратах изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре евангелиста. Над царскими вратами образ Господа Саваофа, по сторонам коего Тайная вечеря. По правую сторону царских врат первого яруса находятся: 1) образ Господа Вседержителя; 2) св. великомученицы Параскевы; 3) южные двери, над коими вверху изображен серафим, а на самих дверях праотцы: Авраам, Исаак и Иаков. По левую сторону царских врат первого яруса иконы: 1) Божией матери Гефсиманская; 2) св. Иоанна Предтечи; 3) северные двери, над коими вверху изображен серафим, а на дверях образ архидиакона Стефана. Во втором ярусе, над царскими вратами, образ Господа Вседержителя, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. По правую и левую стороны среднего образа второго яруса, находятся иконы св. апостолов. Вверху иконостаса над царскими вратами, изображен крест с распятым Господом, по сторонам коего предстоят: Богоматерь, Иоанн Богослов, Логгин сотник и Мария Магдалина. В Ивановском храме находятся: а) медное паникадило; б) 7 лампад для возжения свечей, апплике и в) два трисвечника бронзовых, три свечника и два подсвечника апплике. 6. Иоанно-Предтеченская колокольня Колокольня построена в 1695 году; а в 1840 году возобновлена иеромонахом Феофаном на иждивение благотворителей. Колокольня восьмигранная, построена из кирпича в смешении с плитой, одним боком примыкает к паперти Предтеченской церкви, а другим опирается на два контрфорса, соединенные между собой и со стеной паперти тремя арками.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Когда Декий возвращался с войны в Рим и ему готовилась торжественная встреча, то св. Сикста с клиром посадили в темницу до его приезда. Из темницы привели его к царю в один из языческих храмов. «Не бойтесь пострадать за Христа, потому что с Ним прославитесь», – сказал св. папа узникам, выходя из темницы. «Принеси жертву нашим богам и будь начальником над всеми жрецами», – говорил Декий Сиксту. «Я приношу чистую и непорочную жертву Богу Отцу, Сыну Его, И. Христу, и Св. Духу», – отвечал Сикст, и его отвели снова в темницу. На пути архидиакон Лаврентий увидел св. папу и сказал: «Архиерей Божий, разве когда-нибудь ты приносил жертву без меня? Возьми меня с собой и теперь». – «Я не оставлю тебя, сын мой, без себя, – отвечал св. папа. – Я – старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Теперь же иди и раздай церковные сокровища». Св. Лаврентий поспешил исполнить повеление святителя. Св. Сикста привели на суд в храм Теллюды и стали снова убеждать поклониться идолам; но он сказал язычникам: «Не хулите небесного Бога, а лучше покайтесь в напрасном пролитии крови, чтобы вам не погибнуть». Тогда осудили Сикста на усечение мечом. При этом Лаврентий сказал св. Сиксту: «Не оставь меня, отче, я уже истратил все врученное тобой мне имущество». Услышав об имуществе, воины взяли Лаврентия и привели к соправителю царя Валериану. «Где церковные сокровища, которые ты скрыл?» – спросил Валериан Лаврентия. «Дай мне сроку два или три дня, – отвечал Лаврентий, – и я покажу тебе сокровища», а сам этим временем собрал множество нищих, вдов, сирот, слепых, хромых и больных и, приведя их к Декию и Валериану, сказал: «Вот сокровища нашей Церкви, и кто влагает свои имения в эти сосуды, тот получит их с избытком в царстве небесном». Царь и соправитель пришли в ярость и, перестав спрашивать о сокровищах, начали принуждать Лаврентия к принятию язычества. «Зачем вы слушаетесь диавола и убеждаете христиан кланяться созданию, а не Создателю?» – обличал св. мученик гонителей Декия и Валериана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Утверждение свт. Амвросия, что Л. погиб через 3 дня после казни своего епископа, согласуется с рим. литургической традицией, в которой поминовение Сикста II совершалось 6 авг., а Л.- 10 авг. Сведения о способе казни мученика и о требовании гонителей выдать сокровища, возможно, связаны с т. н. великим гонением на христиан в нач. IV в., когда власти конфисковывали церковное имущество. Др. подробности могли восходить к светским лит. сюжетам. Так, сцена, в к-рой Л. показал гонителям бедняков, «сокровище Церкви», скорее всего вдохновлена преданием о матери Гракхов, к-рая в ответ на просьбу показать драгоценности привела своих сыновей ( Val. Max. Mem. IV 4; см.: Delehaye. 1933. P. 58). Свт. Амвросий, блж. Августин и авторы проповедей называли Л. как диаконом, так и архидиаконом; по мнению Пруденция, мученик был старшим среди 7 рим. региональных диаконов (hic primus a septem viris). Обычай именовать старшего диакона Римской Церкви архидиаконом засвидетельствован во 2-й пол. IV в. (Gesta inter Liberium et Felicem//Coll. Avel. Pars 1. P. 1-2; см.: Di Berardino A. Archdeacon//Encyclopedia of Ancient Christianity. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 1. P. 219). Архидиак. сщмч. Лаврентий. Фрагмент росписи капеллы 9 Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. Сер. XI в. Архидиак. сщмч. Лаврентий. Фрагмент росписи капеллы 9 Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. Сер. XI в. Иконографические памятники не позволяют проследить формирование легенды о гибели Л. Самые ранние изображения мученика сохранились на медальонах, выполненных рим. мастерами IV-V вв. в технике «золотое стекло» (между 2 слоями стекла помещали тонкий золотой лист с прорезным изображением). На них Л. представлен без атрибутов мученической смерти, обычно вместе с апостолами Петром и Павлом, Киприаном Карфагенским, Сикстом II или Ипполитом (см.: Morey Ch. R. The Gold-glass Collection of the Vatican Library/Ed. G. Ferrari. Vat., 1959. P. 10-11, 43, 49, 75). На мозаиках оратория при ц. Св. Креста в Равенне, известного как мавзолей Галлы Плацидии (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

В XIX в. архим. Арсений сочинил поэму «Взгляд на Лаврентиев монастырь» (ГА Калужской обл. Ф. 64. Оп. 1. Д. 27). История Л. К. м. наиболее подробно изложена архим. Леонидом (Кавелиным) в «Историческом описании Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви» (Калуга, 1862). Торжества 1915 г. детально описаны в газ. «Калужский церковно-общественный вестник». Территория и постройки Л. К. м. располагался на холме и представлял собой серьезное укрепление. В 30-х гг. XVIII в. он был окружен кирпичной крепостной стеной толщиной ок. 1 м и высотой ок. 3 м, образовывавшей в плане квадрат, а по углам располагались 4 восьмигранные башни. Над св. вратами в 1732 г. устроена каменная одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Ее план представлял собой 4 неполных полукруга по главным осям и 4 меньших с окнами по диагоналям. С XIX в. из-за тесноты богослужения в Успенской ц. не проводились. Под ней было 2 проезда, покрытые коробовыми сводами. В сер. XIX в. в юго-вост. и юго-зап. башнях устроены летние кельи, а внизу - ледники. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. В Л. К. м. находился 2-этажный одноглавый соборный храм (1650): нижний каменный этаж с ц. во имя мч. архидиак. Лаврентия, верхний деревянный этаж с ц. в честь Рождества Христова. В 1790 г. нижний храм был отреставрирован, а в 1855 г. освящен во имя блж. Лаврентия Калужского. В нижней церкви были низкий потолок, подпираемый толстой колонной в центре, небольшие окна. С 1769 г. здесь же находилась ризница. На одной из стен помещалось мраморное барельефное изображение А. Ф. Демидовой († 1805). Входные двери юж. стены были украшены архивольтами и тройными наличниками из колонн с перемычками в инд. стиле. Снаружи стены были облицованы известковым камнем. Верхняя Рождественская ц. изначально была деревянной, «о трех верхах», а в 1739 г. после пожара заменена каменной 2-престольной (левый придел - в честь Рождества Христова, правый - в честь Вознесения Господня), в 1776 г. расширена, в 1780 г. освящена. Отличительной особенностью верхней церкви был иконостас в стиле рококо с широкими карнизами, образа поясов отделялись одни от других колоннами. Верхняя церковь освещалась окнами в 2 света, над ней был надстроен восьмерик, увенчанный куполом, а над ним - еще один небольшой восьмерик с главой. Апсида была 5-гранной.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010