Архидиак. сщмч. Лаврентий. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Архидиак. сщмч. Лаврентий. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В минейных циклах в росписи храмов, лицевых рукописей и на минейных иконах под 10 авг. встречаются как единоличные изображения Л., так и сцены мучений святого. В настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), Л. изображен погрудно; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561),- по пояс, темные вьющиеся волосы, короткая борода, в левой покровенной руке - сосуд, ладонь правой развернута вовне; ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718),- в рост; ц. Сорока мучеников в Тырнове (ок. 1230) - в мучении, лежит на решетке («на сковороде огненной»); ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320, - в мучении. На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в. РНБ. O.I.58. Л. 124) изображен вместе с архидиак. Евплом, память к-рого приходится на 11 авг., диаконы обращены друг к другу в 3/4-ном повороте, их позы зеркальны: у Л. в правой слегка отставленной руке - кадило, в покровенной левой - дарохранительница, он представлен средовеком с темными волосами, небольшими залысинами на лбу, борода короткая; на миниатюре Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 51r, 1322-1340, Фессалоника) имя Л. дважды написано на полях, по типу мучения уверенно идентифицируются 2 из 3 фигур: папы Сикста II, к-рому отсекают голову, и мч. Ипполита, разрываемого конями, вверху справа изображена, вероятно, полуфигура Л., взирающего на казнь папы Сикста, у него округлая борода с проседью, одет в ризу зеленоватого цвета. В иконописи: на синайском диптихе (2-я пол. XI-XII в., К-поль, пинакотека мон-ря вмц. Екатерины на Синае) - в рост. Иногда кодекс в руках святого заменяет развернутый свиток, как, напр., на образе Л., гравированном по золоченой меди на полях переносного алтаря-раки работы нижнесаксон. мастера (XII в., Британский музей, Лондон).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЙ Архидиак. сщмч. Лаврентий. Мозаика конхи в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Ок. 1143 г. Архидиак. сщмч. Лаврентий. Мозаика конхи в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Ок. 1143 г. [Лат. Laurentius] († 10 авг. 258?), сщмч. (пам. 10 авг.), архидиакон (диакон) Римской Церкви. Достоверных сведений о мученике почти нет. Согласно преданию, засвидетельствованному в источниках 2-й пол. IV в., Л. был диаконом Сикста II , еп. (папы) Римского (257-258), погибшего во время гонения на христиан при имп. Валериане (253-260). По свидетельству св. Киприана Карфагенского, император, возглавлявший военные действия против персов на Востоке, направил рим. сенату рескрипт о немедленной казни христ. епископов, пресвитеров и диаконов. В сер. авг. 258 г. Киприан узнал о начале преследований христиан в Риме: «Да будет вам известно, что в 8-е иды августа на кладбище был казнен Сикст и с ним 4 диакона» ( Cypr. Carth. Ep. 80. 4). Согласно рим. преданию, получившему отражение в календаре «Depositio martyrum» и в эпиграммах папы Дамаса I (IV в.), вместе с Сикстом были казнены диаконы Фелициссим и Агапит. Сведения о др. мучениках противоречивы (в Liber Pontificalis , составленной в 1-й пол. VI в., говорится о 6 диаконах, погибших одновременно с епископом). Возможно, среди 4 диаконов, о к-рых упоминал Киприан Карфагенский, был Л., но доказательств этому нет. Самое раннее свидетельство почитания Л. содержится в рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.). Под 10 авг. здесь указано поминовение мученика, похороненного на пригородном кладбище у Тибуртинской дороги (IIII idus Aug. Laurenti in Tiburtina - MGH. AA. T. 9. P. 72). В четверостишии, текст к-рого еп. (папа) Дамас I (366-384) поместил в усыпальнице мученика, говорится, что твердая вера Л. помогла ему выдержать пытки огнем и др. мучения (verbera carnificis, flammas, tormenta, catenas - ICUR. N. S. T. 7. N 18368). Из этого стихотворения трудно понять, что именно папа Дамас знал о Л.; описание пыток, к-рые претерпел мученик, лишено конкретности ( Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 13-18). Агиография

http://pravenc.ru/text/2462435.html

ер. 119, al. 92). Очень естественно, что лицо, так хорошо знакомое с церковными делами, как архидиакон, являлось одним из самых видных кандидатов на епископскую кафедру. По крайней мере, и на востоке, и на западе вакантные кафедры замещались архидиаконами не реже, чем архипресвитерами. В Александрии: Афанасий Великий, ηγομενος των διακνων; архидиакон Тимофей, претендент на кафедру по смерти Феофила, соперничавший с Кириллом; Протерий, архипресвитер Диоскора. В Константинополе: Арсакий, преемник Златоуста, протопресвитер; Анатолий, архидиакон александрийский. В Риме: Феликс (355), архидиакон; 366 — диакон (Langen; presbyter, Pagi) Дамас и диакон Урсин, [претенденты на кафедру]; 418 — борьба между пресвитером Бонифатием и архидиаконом Евлалием из-за kaфeд-Pbi; Лев I (440—461) и Иларий (461—468), из архидиаконов; «9 — борьба между диаконом Симмахом и архипресвитером Лаврентием; Агапит, из архидиаконов; 538 — Вигилий, (архи?) диакон. Вообще преемство архидиаконов на римской кафедре было явлением настолько обычным, что писатель VI в., Евло-гий, патриарх александрийский (580—607) (цитируемый Фотием в Cod. 182) даже происхождение новатианского раскола в Риме объясняет тем, что папа Корнилий оскорбил Новатиана: не желая иметь его преемником, он произвел его из архидиаконов в пресвитеры, «ибо в Риме было принято (νενμιστο), чтобы архидиакон был преемником архиерея». При таком положении дел слова Иеронима, что диаконы считают за оскорбление, если их произведут в пресвитеры, вовсе не представляются преувеличением. Это явление известно было не только на западе; но и на востоке. Константинопольский архидиакон Аэтий, игравший довольно видную роль на Халкидонском соборе и обративший на себя благосклонное внимание римских легатов, чем-то навлек на себя неудовольствие своего патриарха Анатолия. Этот и возвысил Аэтия, произведши его в пресвитеры к одной кладбищенской церкви. Из-за этого у папы Льва вышла целая переписка (ер. 111, 112, 113, 117, 127, 128, 132, 135, al. 84, 85, 86, 88, 100, 101, 105, 106).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Если бы каждый непрестанно имел пред очами свою мзду многую на небеси, которую и властен каждый иметь пред очами непрестанно: то, удовлетворяемый ожиданием ее, каждый не так страстно искал бы воздаяний земных и утешений временных; продающий менее бы корыстолюбствовал; судящий охотнее предпочел бы бесчестной мзде неправды безмездную правду; обязанный служить обществу решительнее предпочитал бы общую выгоду своей личной и не отрекался бы от служения общему благу, хотя бы и не отдавали всей справедливости его служению; поставленный в подчиненность и послушание удобнее забывал бы свою волю и менее тяготился взыскательностью начальствующего; раб усерднее и веселее работал бы и нещедрому господину; кратко сказать, мыслью о небесной награде поддерживаемое бескорыстие каждого непрестанно увеличивало бы сокровище общего блага людей и внутреннее сокровище добродетели в сердце каждого. III. Господи, щедрый в обещании и верный в исполнении! Утверди нас в благотворном памятовании и чаянии мзды многия на небеси, да и воздаяния земные не будут для нас приманчивы, и скорби или потери временные не будут несносны. Аминь. (Составлено по Четьи Минеями проповедям Филарета, митрополита Московского, т. III, изд. 1877 г.). Поучение 2-е. Св. мученик Лаврентий архидиакон и папа Сикст (Где хранилище церковных сокровищ) I. Bocnoмuhaeмый в нынешний день св. священномученик архидиакон Лаврентий отличался особенной привязанностью к своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда, по приказанию римского императора Валериана, вели Сикста в темницу за исповедание св. веры, архидиакон Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: «Отче! Куда ты идешь без сына? Архиерею святый, куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой! Возьми с собой твоего верного ученика!» – «Не плачь, сын мой, – говорил ему святитель, как бы в его утешение, – не сокрушайся; я тебя не оставлю; тебе, как крепчайшему, предлежит еще больший подвиг, чем мне, только немного повремени; не позже как через три дня по моей кончине и ты последуешь за мною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Между тем западные составители мартирологов и календарей, по примеру ли Константинопольской церкви или единственно по ассоциации имен, иные поставили обретение (а не принесение) мощей архидиакона Стефана 2 же августа, (Иеронимов, Ноткер, Валлумброзанский) т. е. в день мучения папы Стефана, другие на другой день мучения 3 августа. Некоторые из восточных соединяют 2 августа и обретение и принесение мощей, например: в греч. четьей минее 9 века у Монфокона показано 2 августа: обретение и принесение мощей св. архидиакона Стефана и месяцеслов Василия 2 августа говорит только об обретении мощей архидиакона Стефана в Иерусалиме и то уже на третьем месте после памяти папы Стефана и после обретения мощей Дады, Максима и Кинтилиана. Поелику память архидиакона Стефана еще до принесения мощей праздновалась в Царьграде торжественно 27 декабря; то день принесения мощей его 2 августа был менее известен и сего праздника нет в древнейших восточных месяцесловах: Коаленевом 1, Синод. 42., или же стоят в сей день другие памяти, наприм. в константинопольском евангелии IX века и других положена 2 августа память 7 отроков в Ефесе. По взятии Царьграда Венецианами мощи архидиакона Стефана (по хронике Дандола) перенесена в Венецию и положены в монастыре св. Георгии. Мордвинов (стран. 91) утверждает, что мощи архид. Стефана принесены в Рим при папе Пелагие 1 (555—560) я положены в церкви архид. Лаврентия рядом с мощами его. Вернее первое предание, судя по памятникам Востока, о позднейшем перенесении мощей его из Царьграда.     Св. священномуч. Стефан папа римский и иже с ним. Св. папа Стефан был родом римлянин, первоначально был архидиаконом римским, а с 253 по 257 год папою. Правление его особенно известно спором римской церкви с африканскою и некоторыми восточными церквами о принятии еретиков в церковь. Соборы африканские, бывшие под председательством св. Киприана, решали так, что всех еретиков должно принимать в церковь, перекрещивая их, а римская церковь принимала их только чрев воможение рук с покаянием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лаврентий крестил Лукиллия, который после крещения прозрел и прославил Бога. Узнав об исцелении слепца, многие другие слепцы приходили к святому узнику; и он, призывая имя Иисуса Христа и возлагая руку на глаза больных, исцелял их. Проповедь и чудеса Лаврентия подействовали и на Ипполита; он однажды сказал Лаврентию: «покажи мне сокровища церковные?» «Если будешь веровать в Иисуса Христа, Бога истинного, тебе будет показано сокровище, и дастся тебе жизнь вечная», отвечал св. Лаврентий и стал убеждать Ипполита оставить язычество и креститься христианским крещением. Ипполит согласился и привел св. Лаврентия из темницы в свой дом; здесь св. архидиакон, огласив Ипполита, крестил его и всех находившихся в его доме, числом до девятнадцати человек обоего пола. Между тем от Валериана пришло повеление Ипполиту привести св. Лаврентия на допрос. «Пойдем, сказал святой, получив известие, так как и мне и тебе готовится мученический венец». По приходе к Валериану, этот последний сказал Лаврентию: «перестань сопротивляться и покажи скрытые тобою сокровища», – «Дай мне сроку на два или на три дня, отвечал св. Лаврентий, и я покажу тебе сокровища!» Валериан согласился на это и отпустил Лаврентия под надзор Ипполита, а царю донес, что архидиакон через три дня обещался показать сокровища. В продолжении трех дней св. Лаврентий собрал в доме Ипполита множество нищих, вдов, сирот, слепых, хромых, больных и, через три дня приведя их к Декию и Валериану, находящимся тогда в Саллюстиевой палате, дерзновенно и безбоязненно сказал: «вот сокровища христианской церкви, и кто влагает свои имения в эти сосуды, тот получает их с избытком в небесном царствии!» Царь и Валериан пришли в гнев и, перестав спрашивать о сокровищах, начали принуждать св. Лаврентия к принятию язычества. Но святой отвечал: «зачем вы слушаетесь диавола и убеждаете христиан кланяться бесам; рассудите сами, справедливо ли поклоняться созданию рук человеческих вместо Создателя всего мира и человека –Бога живого, находящегося на небесах!» Разгневанный такими словами, царь приказал обнажить св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель был приведен с обоими диаконами к Марсову храму, но, вопреки воле царя, не поклонился идолам и даже хулил их; тогда воины, исполняя приказание царя, повели папу и диаконов в темницу. В это время св. архидиакон Лаврентий, увидев, что Сикста ведут в темницу, воскликнул: «куда, отец, идешь без сына? куда, архиерей Божий, спешишь без служителя своего? Разве ты когда-нибудь, без меня приносил жертву Богу?! Возьми меня с собою! Учитель, возьми ученика своего!» «Я не оставлю тебя, сын мой, отвечал св. Сикст. Я старец иду на легкую смерть, тебе же предстоят более тяжкие страдания. Через три дня и ты последуешь за мною; теперь же иди и раздай бедным церковные сокровища!» Святителя заключили в темницу, а св. Лаврентий поспешил исполнить последнее завещание своего пастыря: он взял все церковные сокровища и искал по всему городу скрывшихся клириков и бедных христиан; находя их, он помогал им в нуждах. Придя на гору Хилион, он у одной вдовы, именем Кириакии, которая скрывала у себя гонимых христиан, нашел многих христиан с пресвитерами и клириками; ночью св. Лаврентий принес им и денег, и одежду, и вообще все необходимое, и умывал ноги служителям Божиим и прочим христианам. Между тем Кириакия сильно страдала головною болью; подойдя к св. Лаврентию, она просила его положить свои руки ей на голову, чтобы избавиться от болезни. Святой, положив ей на руки полотенце, которым отирал ноги, сложил крестообразно свои руки и с молитвою к Иисусу Христу возложил их на голову больной; болезнь тот час же утихла. В ту же ночь св. Лаврентий пошел в Канарийскую улицу; там в доме одного христианина, именем Наркиса, он нашел многих христиан, умыл им ноги и помог им из церковного имущества; здесь же он исцелил слепца Крискентиана. Узнав, что в Непотиановых пещерах находятся скрывшиеся христиане, св. Лаврентий пошел туда и нашел семьдесят два человека христиан обоего пола, в том числе и пресвитера Иустина; он принес им хлеба и отдал им последние деньги из церковного имения. Между тем св. папа Сикст с двумя диаконами были приведены на суд в храм Теллюды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10-е Св. муч. Лаврентия архидиакона, Сикста папы и других с ними После мученической кончины Стефана папы в 257 году, место его занял Сикст и управлял церковию одиннадцать месяцев, после чего был взят с двумя диаконами, как глава христиан, и после двукратного допроса, за исповедание имени Христова, обезглавлен вместе с ними (7 авг. 258). Когда вели его в темницу, архидиакон Лаврентий воскликнул к нему: «куда, отче, спешишь без архидиакона своего?» Св. Сикст сказал ему пророчески: «не оставлю тебя, сын мой; чрез три дня и ты пойдешь за мною; иди тем временем и церковное имущество раздай по своему усмотрению нищим и нуждающимся». Пред самою казнию Сикста за городом у Марсова капища, воскликнул к нему Лаврентий: «не оставь меня, отец! потому что я уже роздал порученное мне сокровище». Воины, слыша о сокровище, схватили Лаврентия, а папу и двух клириков обезглавили. Ночью верные похоронили тела мучеников. Префект римский, вызвав Лаврентия из темницы, сказал ему: «не противься и покажи нам сокровища!» Он хотел оправдать свое требование законом, по которому имущества казненных за государственные преступления конфисковались в пользу государства. Лаврентий отвечал: «дай мне времени на два или на три дня, и я тебе покажу их!» Префект согласился. Лаврентий в три дня собрал множество нищих, вдов, сирот, слепых и других увечных и, приведши их к палате префекта, сказал: «вот обладатели сокровищ и кто вручает свои имения им, с избытком получит их обратно в царстве небесном. Тогда святого подвергли пыткам и требовали отречения от Христа; наконец положили его на железный одр, имевший вид решетки, а под одр положены были горячие угли, и тело святого пеклось как мясо». «Принеси жертву богам», кричали палачи. «Я принес себя в жертву моему Господу», отвечал мученик. Слуги все больше подкладывали огня и разжигали решетку; все предстоявшие ужасались жестокости судьи, велевшего испечь живого человека. Мученик же благодарил Бога, укреплявшего его, и наконец сказал префекту: «обороти часть тела, достачно уже изжаренную, и сделай опыт над другою». Префект велел оборотит. Тогда Лаврентий сказал: «готово, ешь и разбирай, приятнее ли жареное мясо или сырое». После сего возвел глаза к небу и предал дух свой Богу. – Христиане взяли тело его с места мучения и похоронили. † Преставление блаж. Лаврентия, юродивого Калужского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оредже, за Ладожским озером. Когда преставился преп. Макарий, неизвестно; мощи его находятся под спудом упраздненного монастыря (Слов. ист. о свв. стр. 155. Ист. Росс. иер. ч. 5. стр. 370). 10-е число Свв. мучч. Лаврентия архидиакона. Сикста папы и прочих с ними (Феликиссима, Агапита, Романа). (Ирона философа. Шести мучч. в Визии. Преставление блаженного Лаврентия юродивого калужского). Свв. мучч. Лаврентия архидиакона. Сикста папы и прочих с ними Св. Сикст по происхождению грек, родился в Афинах. Получив философское образование, он в зрелых летах принял христианство и, как человек о6разованный и благочестивый, был скоро возведен на священные степени. Когда же мученически скончался св. Стефан, папа римский, то св. Сикст был избран и возведен на его место. Вскоре царь Декий после войны с персами возвращался победителем в Рим, где ему готовилась торжественная встреча. В это время Валериан, соправитель Декия, схватил св. Сикста с его клиром и посадил их в народную темницу. Когда они сидели в темнице, на площади римской были мучимы за Христа двое пленных персидских князей, Авдон и Сеннис. По убиении их, ночью Декий и Валериан велели привести в один из языческих храмов св. Сикста. Святитель, уходя из темницы, сказал прочим узникам-христианам: «братья! не бойтесь временных мук; вы знаете, какие мучения терпели святые прежде нас, чтобы получить венец вечной жизни. He бойтесь пострадать за Христа, потому что с Ним воцаритесь!» Вместе с папою повели и двух диаконов Феликиссима и Агапита и представили царю. «Знаешь ли, за что ты взят и представлен нам?» спросил св. Сикста Декий. «Знаю хорошо», отвечал папа. «Принеси жертву нашим богам, сказал царь, и будь начальником над всеми жрецами!» «Я, отвечал папа, Богу Отцу и Сыну Его, Господу нашему Иисусу Христу, и Св. Духу приношу всегда чистую и непорочную жертву». Тогда император приказал воинам отвести святителя к Марсову храму, чтобы там он принес жертву идолам; если же не принесет, то приказал заключить папу и диаконов в Мамертинскую темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия. Мы зашли в этот собор IX века. В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа – крещение Господа нашего Иисуса Христа. Мы спели тропарь и прочитали молитву святому. К нашей молитве присоединились и присутствующие в храме. « Вы откуда?» – задаю традиционный вопрос. «По национальности я серб, но русский в душе», – улыбается огромного роста молодой человек. А Марио продолжает свой рассказ: «Католики не воздают столько почитания святым мощам, как православные. Они больше внимания уделяют ценным оправам (реликвариям), в которые честные мощи помещены. Но вы не должны осуждать это, так как тоже много лет не почитали святых». Видимо, Мария имел в виду период советских гонений на Церковь.   Кафедральный собор Генуи Генуя. Вход в кафедральный собор Сан Лоренцо Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей. За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

http://pravoslavie.ru/3575.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010