папы Мартина исповедника, составленная неизвестным, но близким (familiari) к нему лицом (Сурий, V, 290), – в наших Четиих-Минеях 14 апреля, указаний на источники нет, а сказано только, что они использованы «сокращенно»; мучение св.м. Ианнуария, описанное по Сурию (VII, 219) царским историографом Луцием Марином, – в наших Четиих-Минеях 21-го апреля, источник не указан, но содержание жития вполне соответствует Сурию; certamen свв.мм. Вита, Модеста и Крискентия, взятое Сурием (III, 753) из древних кодексов, – Святитель в Четиих-Минеях пишет, что взял житие «от великия Минеи-Четьи (15-го июня) и от иных переводов», – под последними, очевидно, и разумеются книги Сурия; написанная самим Сурием жизнь св. Кирилла, еп. Гортинского (IV, 151), – в наших Четиих- Минеях 9 июля, источник не указан, но житие представляет очень близкий перевод Суриева сочинения; мучение св. Аполлинария, еп. Равентийского (Сурий, IV, 325), – в наших Четиих-Минеях 23 июля, «от великие Минеи-Четьи сокращенно», но сравнение житий показывает, что в основу работы Святителя положен латинский текст, а из Макарьевских Миней внесены только некоторые видоизменения; мучение св. девы Серафимы, заимствованное Сурием из древних кодексов (m.V, 30) и в наших Четиих- Минеях отмеченное, как «собранное от древних мартирологов», 29-го июля; письма пресвитеров Авита и Лукиана об обретении и перенесении мощей св. первомученика и архидиакона Стефана (Сурий, IV, 502 и 503), по которым Святитель проверил и дополнил второй источник этого сказания – великие Четии-Минеи, указанные как единственный источник сказания в наших Четиих-Минеях, 2-го августа; приписываемые Сурием Амвросию Медиоланскому деяния св.м. архидиакона Лаврентия (Сурий, IV, 607), – Святитель в Четиих-Минеях, 10-го августа, источник не указал, но дал его в близком переводе, начиная с § 8 до § 22-го; написанные римскими нотариямя деяния св.м. девицы Сусанны (Сурий, IV, 623) – Святитель пишет, что житие составлено «Фарсоном христианином, в таяжде времена бывшим» (11-го августа), у Сурия имя Фарсона упоминается в 12-й главе жития и говорится, что он собирал деяния свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. Т. 1. Киев, 1872. С. 635 и 637). Этот синайский архиепископ Лаврентий был низложен (см. ниже). 12 Малахии-архимандриту, стоявшему во главе синайского посольства, дано было от царя: камка смирная добрая, сорок соболей в 25 рублей, денег 25 же рублей, и в приказ («в приказ» значит особая, чрезвычайная прибавка из уважения к ходатайству патриархов) 15 рублей. От патриарха дано: камка смирная, сорок соболей в 20 рублей, денег 12 рублей, да в приказ 15 рублей. Келарю да архимандриту Неофиту от царя: тафта широкая, по сороку куниц, по 10 рублей денег, да в приказ келарю 5 рублей, архидиакону 4 рубля. От патриарха: тафты и куниц, что от государя, да по 13 рублей денег человеку, да в приказ келарю 5 рублей, архидиакону 4 рубля. Черному попу Малахии да черному дьякону Евфимию от царя: по сороку куниц; черному попу денег 10 рублей, да в приказ 3 рубля; дьякону 6 рублей, да в приказ 2 рубля. От патриарха черному попу сорок куниц, 11 рублей, да 3 рубля; дьякону 7 рублей, да 2 рубля. Служкам от государя: по сукну доброму, да 3 рубля денег. От патриарха: по среднему сукну, да 2 рубля денег. На Москве поденного корму давали архимандриту Малахии: 2 алтына на день; келарю, черному попу, архидьякону по 7 денег на день. Служкам, двум человекам: одному по 6, другому по 5 денег надень. Питья: архимандриту 2 чарки вина, 2 кружки пива, 2 кружки меду. Всем другим старцам по одной чарке вина, по кружке меду и пива. Служкам по чарке вина и по кружке пива. То же приблизительно давалось им во время пути в Москву и обратно при казенных подводах. 14 Настоятельная просьба к царю архиепископа Иоасафа прислать ему властительскую шапку на первый взгляд кажется довольно странною, так как греческие епископы, кроме патриархов, шапок или митр вовсе не носили, а между тем и другие приезжавшие в Москву за милостыней греческие архиереи точно так же старались выпросить себе у государя властелинскую шапку. Дело объясняется просто тем, что эти шапки были очень ценны – иногда делались из золота, обсыпались различными драгоценными камнями, унизывались дорогим жемчугом, так что получить властелинскую богатую шапку составляло заветное желание каждого приехавшего в Москву греческого архиерея, хотя эти шапки немедленно по выезде из России продавались ими, как ненужные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Аудио: Огнем Божественным распалив сердце твое,/огнь страстей до конца испепелил еси,/страдальцев утверждение, Богоносе мучениче Лаврентие,/и в страданиих вопиял еси верно://ничтоже мя разлучит любве Христовы. Огнем Божественным воспламенив сердце свое, ты до конца испепелил огонь страстей, исповедников веры сила, Богоносный мученик Лаврентий, и в страданиях ты взывал с верой: «Ничто не разлучит меня от любви Христовой» ( Рим.8:39 ). Молитва: Аудио: О, пресвятый и предивный страстотерпче Христов, архидиаконе Лаврентие! Восхваляюще веру и страдания твоя, почитаем победу и венценосное прохождение твое чрез горящее углие от тьмы века сего ко свету невечернему Престола Величествия Божия. Тем же убо молим тя: якоже древле притекавшия с верою к покрову твоему чудесы твоими утвердил еси, тако да приимеши и нас под покров твой, и в болезни и в печалех наших заступник нам да будеши и якоже от слепоты телесных очес Крискентиана преложением рук исцелил еси, тако да исцелиши предстательством твоим у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Призри на разслабление наше телесное и душевное, и укрепи нас бодренностию противу враг наших видимых и невидимых, удручающих нас напастьми. Да твоею помощию путь маловременныя жизни сея прешедше, непобеждени от бед и скорбей и всякаго лютаго обстояния, достигнем непреступныя славы величествия Божия, идеже предстоя, молишися со дерзновением за люди прибегающия с верою к тебе и воспевающия дивнаго во святых Бога Израилева во веки веков. Аминь. О пресвятой и предивный страстотерпец Христов, архидиакон Лаврентий! Восхваляя веру и страдания твои, почитаем победу и венценосное прохождение твоё чрез горящие угли из тьмы века сего к незаходящему свету Престола Величества Божия. Поэтому молим тебя: как ты некогда прибегавших с верой к твоему покрову твоими чудесами укрепил, прими и нас под твой покров, и в болезнях, и в печалях наших будь заступником нам, и как от слепоты телесных очей Крискентиана исцелил прикосновением рук, так исцели своим предстательством у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Обрати своё внимание на наше телесное и душевное расслабление и укрепи нас бдительностью против наших видимых и невидимых врагов, удручающих нас напастями. Да с твоей помощью путь временной этой жизни пройдя, не побеждённые бедами и скорбями, и всякими злыми невзгодами, достигнем недосягаемой славы величества Божия, где ты, предстоя, молишься с дерзновением за людей прибегающих с верой к тебе и воспевающих дивного во святых Бога Израиля во веки веков. Аминь. Зубная боль Священномученику Антипе, епископу Пергамскому

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

На донышках стеклянных сосудов, найденных в катакомбах, изображены были лики св. архидиакона Лаврентия, св. Викентия, Ипполита, Каллиста, Маркеллина, Сикста, Тимофея, св. Агнесы и проч. Вот лик папы Каллиста (218–223 гг.). Почитание св. Агнесы, тринадцатилетки, замученной в 304 г. Диоклетианом и погребенной в знаменитой усыпальнице ее имени, у дороги Номентанской, недалеко от стен Рима. Почитание ее было так велико и так распространено на Западе, что во имя ее строились храмы, сочинялись стихи и писались образа ее. Св. папа Дамас (366–384 гг.) поручал себя молитвам ее, как это видно из сохранившейся поныне надписи на базилике Номентанской: VT DAMASI PRECIBUS FAVEAS PRECOR INCLYTA VIRGO. Представляю здесь древнейший образ ее с двумя голубями, держащими в клювах своих мученические венцы. Эти венцы напоминают стихи христианского поэта Пруденция 82 :  Duplex corona est praestita martyri,  Intactum ab omni crimine virginal. Достойны внимания живописные образа св. мучеников Лаврентия и Викентия в скрове св. папы Юлия 83 , также с вв.мучеников персидских Абдона и Сеннена в усыпальнице Понтиана 84 , св. апостола Павла и некоего воина с копьем в скрове св. Прискиллы. Замедлил я в катакомбах. Но совестно же выйти оттуда без пояснения разных знаменностей (эмблем) на мертвенных там ложах и без сообщения надписей на них, не всех, а только тех, на которых показаны годы смерти христиан. Итак, начинаю и это катакомбное занятие с помощью рисунков, предварительно сказавши нечто любопытное и пригодное для округления описания подземного Рима. Что и что не найдено в тамошних катакомбах? Найдены и монеты древних римских императоров, прилепленные к замазкам между ложами и крышками их, и печати, и кольца из слоновой кости, и раковины, служившие неким украшением гробниц, и стеклянные сосуды с написанными на них золотом образами святых, и сосуды с кровью мучеников. После этой предварительной заметки описываю, что и что выше обещано мною. Известно, что первобытные христиане благоговейно чтили не только останки мучеников, но и самые орудия их мучения и, когда была возможность, клали эти орудия в гробницы их, а в противных случаях изображали их в усыпальницах на стенах и на гробовых плитах. Так, на плите мученика Агапита изображено копье, которым он проколот был; на плите мученицы Вероники – меч, отсекший ей голову; на плите св. Ексуперанция – горн с пылающим огнем. В катакомбе папы Каллиста два мученика нарисованы на гробницах их повешенными на виселицах. В катакомбе Прискиллы на трех кирпичинах, замыкавших мертвенное ложе мученицы Филумены, начертаны, близ пальмы и якоря, стрелы и запалы, – орудия ее мучения. Кроме таких орудий, на гробницах св. мучеников изображались или к ним приделывались выпуклые венки, по внушениям Св. Писания 85 . Представляю здесь образчики венка и двух пылающих горнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После того как в Казанском храме Оптиной прекра­тились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске, где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин); здесь и стал служить архидиакон Лав­рентий. Служили, хотя и несколько сокращенно, чтобы не утомлять непривычных к длинным службам мирян, но само служение и пение было по-прежнему оптинским, и сюда потянулись православные русские люди, всегда це­нившие монастырскую службу как наиболее молитвенную; кто сам не умел молиться, тот ухватывался за монаше­скую молитву. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса. Впоследствии прихожане храма села Ивановского, рас­положенного неподалеку от Козельска, стали просить архиепископа Калужского Сильвестра (Братановского) руко­положить полюбившегося им благочестивого архидиакона во иеромонаха, и архиепископ исполнил их просьбу. В Ивановское к нему переехали монахини-сестры, они помо­гали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием. Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком мастеровым, часто был привлекаем к ремонту мо­лотильных машин в колхо­зе: машины колхозу дали, а мастеров тогда еще не под­готовили. В 1935 году сотрудники НКВД принялись собирать об отце Лаврентии сведения на предмет его ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об отце Лаврентии беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обви­нить его в контрреволюцион­ной деятельности и аресто­вать. Из беседы осведомите­ля с некоторыми верующими выяснялось, что иеромонах Лаврентий пользуется большим авторитетом среди православных. Приезжая в Козельск, он «обходит всех монахов и монашек и уговаривает, чтобы мы терпели, как терпел Христос... мы, когда говорим с ним, и не евши сыты бываем от его слов» , – поведал некий человек осведомителю. От других же верующих осведомитель узнал, что иеромонах Лаврентий держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для право­славного общества, но и для новосозданных колхозов, так что когда там ломается что из техники, то идут к нему, а он помогает безотказно. Но большей частью же старается молчать, чтобы не обнаружить своего мнения.

http://fond.ru/kalendar/1018/lavrentiy/

составитель О.А. Платонов Л Лабаз «Сарай, навес, балаган» (В. Даль) для хранения запасов и товаров; лабазом также назывался помост на деревьях, откуда охотники стреляли медведей. Лабардан Треска без головы, хребта и хвоста, соленая в бочке. Лавка Толстые длинные доски, вделанные в стены русской избы. Использовались для сидения и спанья. Для удобства лавки застилались ткаными полавочниками. Над лавками устанавливали полки для хозяйственных нужд. Лаврентьев день (Лаврентий, Лавр, Зоречник) Народное название дня мученика архидиакона Римского Лаврентия и иных, а также блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского, 10/23 авг. Св. Лаврентия называли Зоречник, потому что в его день погоду определяли по зорям. В полдень ходили на воду определять, какая будет погода осенью и зимой. Св. Лаврентий считался целителем глазных болезней. Крестьяне верили, что зоревая роса на Лаврентия обладает целебной силой. Лагун Маленький дорожный бочоночек с врезанной в верхнее днище трубкой, сливом, не позволявшим жидкости расплескиваться по дороге. Лад Одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси. Означало мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, гармонию в вещах, одежде, доме. «Лад всего дороже», «Мир да лад, тишь да крышь», «Дело пошло на лад». Наиболее полно это понятие раскрыто в книге В. И. Белова «Лад» (1982). «ЛАД», выдающееся произведение русского писателя В. И. Белова, посвященное русской народной эстетике, своего рода словарь народного быта. Впервые опубликовано в 1982. Лад в народной жизни – стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе, труде и быте. На конкретных примерах жизни русского народа Белов раскрывает красоту, мудрость и глубину народных представлений, традиций и обычаев. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – все это отсеивалось временем. «Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу – от красоты. Мастер назывался художником, художник – мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии» . (В. И. Белов) Лада (Ладо)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии прихожане храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска, стали просить архиепископа Калужского Сильвестра (Братановского) рукоположить полюбившегося им благочестивого архидиакона во иеромонаха , и архиепископ исполнил их просьбу. В Ивановское к нему переехали монахини-сестры, они помогали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием. Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин в колхозе: машины колхозу дали, а мастеров тогда еще не подготовили. В 1935 году сотрудники НКВД принялись собирать об отце Лаврентии сведения на предмет его ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об отце Лаврентии беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обвинить его в контрреволюционной деятельности и арестовать. Из беседы осведомителя с некоторыми верующими выяснялось, что иеромонах Лаврентий пользуется большим авторитетом среди православных. Приезжая в Козельск, он " обходит всех монахов и монашек и уговаривает, чтобы мы терпели, как терпел Христос... мы, когда говорим с ним, и не евши сыты бываем от его слов " , – поведал некий человек осведомителю. От других же верующих осведомитель узнал, что иеромонах Лаврентий держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для православного общества, но и для новосозданных колхозов, так что когда там ломается что из техники, то идут к нему, а он помогает безотказно. Но большей частью же старается молчать, чтобы не обнаружить своего мнения. В апреле 1936 года сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания о священнике, дабы, не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для его ареста и осуждения. Но свидетели дали показания столь путанные, что арест иеромонаха Лаврентия был тогда отложен. Однако в конце лета 1937 года вышел приказ Сталина о массовых арестах, и тогда протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священника.

http://drevo-info.ru/articles/13673220.h...

Ильиной, духовной дочери старца, написанных в 1990 году. «В 1928 году я попадаю в Козельске, – пишет она, – на прием к отцу Досифею, духовнику старца Нектария Оптинского , которому отец Нектарий передал часть своих духовных чад, в том числе и мою мать. Отец Досифей был осторожен, мало кого принимал из посторонних, попасть к нему было трудно, так что мы с мамой прожили недели две в доме архидиакона Лаврентия (Левченко), прежде чем отец Досифей согласился нас принять. За это время я много понаслышалась о прозорливости и даре молитвы отца Досифея, которого все оптинские монахи очень глубоко чтили и как прозорливца, и как великого молитвенника. Шла я к нему с трепетом, так как в моем представлении он был овеян славой старца Нектария. Когда же я его увидала, то испытала разочарование: никакой представительной внешности, маленький, плотного сложения человек с некрасивым лицом, жиденькой бородкой и такими же волосами, с небольшими светло-серыми глазами, избегающими смотреть на собеседника. Это на первый взгляд. Потом я почувствовала, когда он изредка взглянет, то взгляд этот пронизывает тебя насквозь – ничего от него не скроешь... Это свойство его взгляда замечали и другие. Говорил он медленно, подыскивая слова для точной передачи своей мысли. Отец Лаврентий предупреждал, что нелегко добиться от отца Досифея ответа на вопросы: “Как быть?”, “Что в данном случае надо сделать?”. Обычно он говорил: “Да вы обратитесь к кому-нибудь более опытному, чем я”. Отец Лаврентий объяснял это отчасти смирением отца Досифея, отчасти испытанием веры вопрошающего. Народу в церкви было мало. Началась исповедь. Я перечисляла свои основные грехи и как-то случайно, вскользь, упомянула, что мне нравится один человек (не считая это грехом)... Но он был женатый, и это в моих глазах исключало его из “списка живых”. Отец Досифей меня остановил (я, было, перешла на другое) и мягко потребовал, чтобы я обещала не думать об этом человеке. Я сказала, что не могу дать такого обещания, потому что знаю, что буду все равно думать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему ты не хочешь назвать скрывающихся христиан? Назови их сейчас, а сам поклонись богам. Твои сокровища не спасут тебя». Лаврентий отвечал: «исполни твои угрозы. Что ты называешь мучением, то для христиан слава и радость. Скрывающихся христиан я не назову тебе, потому что ты недостоин видеть тех, которых имена написаны на небесах. Я надеюсь не на сокровища земные, а на те блага, которые Господь уготовал любящим Его». Святого подвергли бичеваниям, жгли на огне, но св. архидиакон твердо переносил все. Когда новые мучения не поколебали твердости мученика, епарх велел принести железную решетку. Положив на нее мученика, разложили под ней горящие уголья. Лаврентий, мучаясь на огне, говорил епарху: «Эти горячие уголья готовят мне прохладу и покой, а тебе – вечные мучения». Чрез некоторое время, он сказал, обращаясь к служителям: «Уже испеклось; пора повернуть». Во время этих страданий небесная радость сияла на лице его; и наконец он, с молитвой за врагов, предал душу свою Богу. Ночью пресвитер Иустин с одним христианином взяли тело мученика и предали его христианскому погребению. Подвиг страдания его совершился в 258 году по Рождестве Христовом. II. Не погрешим, братия, если скажем, что св. архидиакона Лаврентия в его страшных муках за Христа и чудном его терпении, которыми он непрестанно удивлял всех христиан, поддерживала живая надежда на получение небесной награды. Он сам сказал мучителю: «я надеюсь не на сокровища земные, а на те блага, которые Господь уготовал любящим Его». Эта надежда не есть нечто несовершенное, чуждое истинному христианину. а)  За подвиги, совершенные на земле человеком, Бог не возбраняет ему помышлять о награде и даже Сам употребляет мысль о награде для поощрения человека к исполнению Заповедей и к достижению совершенства. Чти отца твоего, и матерь твою: вот Заповедь. И вот вслед за ней награда, поощряющая к исполнению ее: да благо ти будет и да долголетен будеши на земле блазе (Исх. 20 12). Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: вот требование совершенства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Свободнее в этом отношении было на востоке; но и здесь в александрийской церкви со времени арианства утвердился обычай, что ни один пресвитер не должен проповедовать в церкви. Словом, в западной церкви только в редких случаях пресвитер мог составить себе репутацию хорошего проповедника и с этой стороны возвысить свой авторитет в глазах паствы. Обыкновенно же значение пресвитеров с их совещательным [голосомположительно бледнело вследствие постоянной близости их к епископу; на их долю выпадало довольно много чести, но весьма мало власти, весьма незначительная область для деятельности.    Насколько в этом случае теряли пресвитеры, настолько приобретали диаконы. Они были, так сказать, слуги епископа, сияли не самостоятельным светом, но — и отраженный, это был все-таки чрезвычайно сильный блеск епископского сана. Обыкновенно не пресвитеры, а диаконы были доверенными лицами епископа, его интимными приближенными: за епископом римским Ксистом на казнь следует и диакон Лаврентий; жизнь Киприана карфагенского — до последних минут его -описана его диаконом Понтием. Многие функции низшего порядка поручались диаконам, потому что сан пресвитеров был слишком высок для того, чтобы их можно было возложить на них. Таковы, например, обязанности наблюдать за народом во время богослужения, передавать ему распоряжения епископа, призывать к порядку бесчинных,— все это считалось обязанностью диакона и все это, бесспорно, ставило диаконов в близкие отношения к мирянам, открывало весьма много возможностей для того, чтобы дать почувствовать последним весь свой вес, все свое значение. Богатая вдова Люцилла имела обыкновение перед принятием св. Тайн целовать кость какого-то мученика сомнительной подлинности. Архидиакон Цецилиан сделал этой влиятельной особе за это выговор, inde irae (отсюда неприязнь): и это обстоятельство было одной из мелких причин к появлению донатизма. Мало-помалу диаконы стали надзирать и вообще за поведением мирян.    Другая сторона церковного управления, распоряжение церковными имуществами, также много зависела от диаконов. Они были первые хранители церковных драгоценностей; они же были распорядители церковных доходов. От Лаврентия римского требовали отчета в распоряжении церковными богатыми сокровищами; он продавал в свое время церковные сосуды. Карфагенский диакон Феликиссим завладел церковными доходами, отказывался дать отчет Киприану в том, как он раздает милостыню, и угрожал не давать ни малейшего пособия тем, которые не пристанут к его партии. Цецилиана, архидиакона карфагенского, донатисты обвиняли в том, что он исповедникам не давал никакого вспомоществования. Прибавьте к этому, что доходы диаконов были больше, чем у священников (Hieron. ер. ad Evangelum), что, разумеется, могло лишь придавать первым самоуверенности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010