Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАВРЕНТИЙ (ЛЕВЧЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лаврентий (Левченко) ( 1893 - 1937 ), иеромонах , преподобномученик Память 12 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Стефан Иванович Левченко, родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в крестьянской семье. Имел старших сестер: Ксению, Евфросинию и Марию. В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через четыре года в Шамордино поступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь , мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 году и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан. В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона . После закрытия Оптиной Пустыни в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли, славились добротностью и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос. После того как в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске , где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин) ; здесь и стал служить архидиакон Лаврентий. Служили, хотя и несколько сокращенно, чтобы не утомлять непривычных к длинным службам мирян, но само служение и пение было оптинским. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса.

http://drevo-info.ru/articles/13673220.h...

15 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, состоявшееся около 428 года. 15 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, состоявшееся около 428 года. О смерти архидиакона Стефана рассказывается в Новом Завете, в Деяниях Апостолов. После того, как священномученика иудеи побили камнями, его тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Но один из знаменитых иудейских законоучителей того времени по имени Гамалиил, начавший склоняться к вере во Христа, послал преданных ему людей взять тело первомученика. После в пещере недалеко от Иерусалима Гамаиили предал тело святого погребению. В 415 году мощи архидиакона Стефана чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим. Позже мощи святого были перенесены в Константинополь в церковь в честь святого диакона Лаврентия. Через какое-то время был возведен храм в честь первомученика Стефана и 2 августа по старому стилю (15 августа по новому стилю) мощи были перенесены в новый храм. Ныне мощи святого Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика Лаврентия по Тибуртинской дороге. Также мощей святого имеются на Афоне. Россияне могут поклониться мощам святого в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, где хранится десница архидиакона Стефана. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/15-avgusta-den-pamyati...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мощи архидиакона Стефана: из Иерусалима в Константинополь 16.08.2012 475 Время на чтение 6 минут После убийства архидиакона Стефана, первого человека, который принял смерть за Христа, его мощи хранились в Иерусалиме. Спустя четыре с половиной столетия их перевезли в Константинополь. Сначала в уже построенный храм диакона Лаврентия, после - в храм, посвященный архидиакону Стефану. Представим себе небольшой храм, восстановленный из руин или новопостроенный. Он создается как бы «с нуля», и появление каждой иконы или святыни, которую удается привезти или которую дарят общине - большое событие, в особенности, если частица отделена от мощей великого или особенно чтимого прихожанами святого. Такое было у нас в храме преподобного Серафима, когда в Дивеево отделили частицу мощей преподобного и передали в дар новому храму. Состояние при этом - радость и праздник. А теперь представим, насколько грандиозен день, когда общине верующих передают раку с мощами. Вообразить это трудно, лучше один раз пережить. И вот такое событие случилось в V веке в византийской столице Константинополе, когда храму, освященному во имя диакона Лаврентия, передали из Иерусалима мощи первого человека, который был убит за то, что верил во Христа - архидиакона Стефана. Не было поездов, самолетов, быстроходного морского транспорта. Путь мощей из Иерусалима в Константинополь - целая история, иного-иного дней пути, и его окончание - неизмеримая радость горожан, которые встретились с такой великой святыней. Спустя время в городе построили новый храм, освященный во имя первомученика Стефана, и перенесли мощи туда. Это событие мы и вспоминаем сегодня. Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим) По сути, праздник этот - местный. Понятно желание жителей Константинополя вспоминать об этом событии, но для чего оно нам, живущим в Москве и других городах, да еще и спустя несколько столетий после того, как Константинополь утратил свое имя и независимость и стал называться Стамбулом?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Св. Лаврентий, узнав об этом, пошел туда, чтобы видеть происходящее. Царь и Валериан стали убеждать папу принести жертву идолам, но святитель сказал им на это: «не хулите небесного Бога, а лучше покайтесь в напрасном пролитии крови святых, чтобы вам не погибнуть». Раздраженный этими словами, Декий приказал было казнить Сикста; но Валериан велел отвести его с диаконами в храм Марсов для принесения жертвы идолам, в случае же отказа приказал отсечь им головы на том же месте. Когда мучеников привели к храму Марса, находившемуся за городом, перед Аппиевым воротам, то св. Сикст сказал храму: «да сокрушит тебя Христос, Сын Бога живого!» С этими словами вдруг сделалось землетрясение: часть храма упала, и идол обрушился. Тогда находящийся здесь Лаврентий сказал папе: «не оставь меня, отче, я уже истратил все врученное тобою имущество». Воины, услышав о сокровище, схватили Лаврентия, а папе и двум диаконам, Феликиссиму и Агапиту, отсекли головы, тела же оставили не погребенными. Ночью пришли пресвитеры и диаконы со множеством христиан и, взяв честные тела мучеников, похоронили их в честном месте. По убиении св. папы Сикста, воины взяли св. Лаврентия и, приведя его к Валериану, сказали: «мы взяли архидиакона папы, который после него взял сокровища и драгоценности и где-то скрыл их!» Валериан спросил Лаврентия: «где церковные сокровища, которые ты скрыл?» Лаврентий не отвечал на это ни слова. Тогда Валериан приказал выспросить, его о церковных сокровищах и принудить к поклонению идолам; в случае же неуспеха в том и другом предать его мучениям. С этою целью Лаврентий был отдан для испытания военачальнику Ипполиту; этот заключил св. архидиакона в темницу вместе с другими узниками, в числе которых находился потерявший зрение некий грек Лукиллий. Лаврентий сказал ему: «веруй в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и крестись, и Он даст тебе зрение», «Я давно желаю креститься во имя Христово», отвечал Лукиллий и с плачем воскликнул: «верую в Господа Иисуса Христа, а идолов суетных отвергаюсь!» Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Лаврентий Римский, мч. Описания иконы Лаврентий Римский, мч. - житие Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: " Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа! " Святой Сикст отвечал ему: " Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три д[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Лаврентий Римский, мч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 10 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7698.jpg:   Размер: 341x1200, 0.41 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (0) . Описание: [Москва. 1990-е.] Столбики Царских врат (фрагмент). Тарасова С.Л. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 1990-е годы. Успенский собор Астрахани. Файл 7699.jpg:   Размер: 443x1123, 0.5 MPix, 124 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (245) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2249

Светилен. Праздника: Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем,/ днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа,/Светом наставляющаго всю тварь. Слава, и ныне, тойже. На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельския: Возсияв паче ума/от Девы Пресвятыя, Слове Божий,/во Адама весь облекся,/иже прежде омрачившееся естество все просветил еси/Божественным зрака Твоего изменением,/преображся на горе Фаворстей, Владыко,/прежде Честнаго Твоего Креста, Христе Боже наш. Стих: Твоя суть Небеса,/и Твоя есть земля. Гора, яже иногда бяше мрачна и дымна,/се ныне честна и свята есть:/Иже первее убо Израиля наставивый,/якоже пишет, столпом огнезрачным и облаком,/ днесь просия неизреченно,/паче солнца, Христос на сей,/яко Бог просветив всяческая. Стих: Фавор и Ермон/и Имени Твоем возрадуетася. Ныне раболепно беседующу Владыце,/виде Кифа на Фаворе два мужа:/добро есть, – вопияше,– зде быти,/сотворим три сени, аще хощеши комуждо,/Тебе, Христе мой, едину,/с Моисеем же и Илии, Твоим рабом./Еже глаголаше не ведый,/ужасом же содержим бяше. Слава, и ныне, глас тойже: Владычице Чистая, Богородице Пресвятая,/избави на Тя надеющияся от бед/и спаси от всякаго вреда/в нощи Тя и во дни,/ныне же и присно молящия,/и будущаго Суда избавити,/молящи Твоего Сына,/на Фаворе неизреченно облиставшаго. НА ЛИТУРГИИ Блаженны праздника, песнь 5-я обоих канонов со ирмосом на 6. Святые мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские, пострадали в 258 году при императоре Валериане (253–259), воздвигнувшем гонения на христиан. Святой Папа Сикст, грек, родившийся в Афинах, отличался образованностью. Он проповедовал в Испании и был возведен на Римскую кафедру после мученической кончины епископа Римского Стефана (253–257, память 2 августа). Святой мученик Сикст был схвачен и брошен в темницу с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда их вели в темницу, то Лаврентий, родом из Испании, главный из семи диаконов Римской Церкви, воскликнул: «Куда, отче, идешь без сына? Куда, архиерей Божий, спешишь без архидиакона своего? Разве ты когда-нибудь без меня приносил Жертву Богу? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» Святитель Сикст отвечал: «Не оставлю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты последуешь за мной. А теперь иди и позаботься о том, чтобы разделить между бедными церковное имущество». Святой архидиакон Лаврентий с усердием исполнил волю святителя. Находя нуждавшихся христиан, он омывал им ноги. Услышав, что святитель Сикст поведен с диаконами на суд, святой архидиакон Лаврентий поспешил туда же, чтобы видеть их подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В IV-V вв. возникло предание о Л., впосл. положенное в основу агиографических сказаний, к-рые в средние века и Новое время оставались важнейшими источниками информации о мученике. Самая ранняя версия этого предания была приведена свт. Амвросием Медиоланским в трактате «Об обязанностях священнослужителей» (ок. 388). Рассуждая о поведении служителей Церкви и о надлежащем использовании церковного имущества, Амвросий указывал на подвиг Л., подавшего христианам пример отваги и стойкости (fortitudo) перед лицом мучений и смерти. Стражники схватили Сикста II и повели его на казнь. Увидев плачущего Л., епископ предсказал, что тому суждено принять мучительную смерть через 3 дня (об этом диалоге см.: Lan é ry. 2006). По требованию гонителей Л. согласился выдать им сокровища Римской Церкви, но вместо этого раздал ценности нищим. На следующий день, когда от него потребовали исполнить обещание, диакон указал на бедняков и заявил, что они и есть сокровище Церкви. По словам Амвросия, за свое исключительное остроумие (pro singulari suae interpretationis vivacitate) Л. был подвергнут жестокой казни: «обманутый тиран» велел заживо изжарить его на железной решетке (craticula). Превозмогая боль, диакон воскликнул: «Готово, переверни и отведай» (Assum est, inquit, uersa et manduca) ( Ambros. Mediol. De offic. I 41; II 28//PL. 16. Col. 84-86, 141-142). Эти слова Л., обращенные к палачу, Амвросий привел как пример твердости духа и презрения к смерти в письме пресв. Симплициану (еп. Медиолана в 397-400/1) ( Idem. Ep. 37 (54). 36-37//PL. 16. Col. 1093). Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг. Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг. Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Бароний о сем делает такое замечание; «из послания Лукиана видно, что обретение было в декабре месяце, перенесение в Иерусалим 26 декабря, другое же перенесение в Константинополь было 27 сентября (ad V Cal Остовг.), как свидетельствует Феодор чтец в конце отрывков 2 книга.» По русскому переводу свидетельства Феодора чтеца это было 21 сентября. «В его царствование (Феодосия), говорит Феодор чтец, 21 числа сентября в храме св. Лаврентия положены были останки святых Стефана, Лаврентия и Агнии. Там и до ныне в тот же самый день празднуется память их.» В греческих памятниках календарных 15 сентября есть память, но обретения мощей архидиакона Стефана, а Лаврентия и Агния в сентябре нет. Историки Феофан и Кедрин свидетельствуют о принесении правой руки архидиакона Стефана в Константинополь при Феодосии Младшем в 19 или 20 год его царствования. Феодосий младший послал большую милостыню патриарху иерусалимскому для раздачи бедным и один золотой крест с драгоценными камнями для возложения на лобное место. Патриарх же иерусалимский послал десную руку св. Стефана первомученика в сестре царя Пульхерии. Когда десная рука прибыла в Халвидон, св. Стефан, явясь Пульхерии, сказал: вот ты имеешь, чего желаешь; я прибыл в Халкидон. Поэтому она вышла на сретение мощей, после создала храм первомученику, где и положила св. десницу его в 20 лето Феодосия (428 по Р. X.). Кедрин говорит: в 19 лето Феодосия положены были мощи прор. Захарии, св. первомученика Стефана и Лаврентия. Никита ритор или пафлогонянин в слове на принесение мощей св. архидиакона Стефана говорит, что они перенесены Иулианою в Константинополь при Пульхерии (у Липомана). Лукиан пресвитер и Василий селевкийский (сей в слове о св. архид. Стефане) говорят, что на гробнице, где лежало тело св. Стефана в Кафаргамале в Палестине, высечено имя его по-сирски: Хелиил, что значит: венец, как и греческое Стефан (Ζτφανοσ), (Cal. univ. eccl. V. 509). Восточные месяцесловы, западные календари и мартирологи и историки касательно времени обретения и превесения мощей в Иерусалим и потом в Царьград разноречат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Калуга. Лаврентьев монастырь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор; Рождественский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храмовый комплекс - главное сооружение обители Св. Лаврентия. Центр этого комплекса состоял из двухэтажного одноглавого храма с четырехскатной крышей. На первом этаже храма располагалась церковь во имя св. мученика и Архидиакона Лаврентия, на втором этаже церковь имела два престола: Вознесения Господня и Рождества Христова. Храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера галереи поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединяла храм с колокольней, с юга через башню с архиерейскими покоями. Нижняя церковь была первым каменным зданием на территории Лаврентьева монастыря, построена в 1650 г. Вторично освящена в 1790 г. по изготовлению нового иконостаса. А в третий раз - в 1855 г. и при этом переименована: во имя св. праведного Лаврентия Христа ради юродивого Чудотворца. Л. Кавелин так описывает нижнюю церковь: " При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божиих. Все дышит здесь простотой и смирением. Под балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребренными листами; на верху ее древнее иконописное изображение Св. Праведного Лаврентия в рост, в серебряном чеканном окладе... " Под тем же балдахином располагалось иконописное изображение Спаса. Размер иконы 1,75х1,58 м. Л. Кавелин отмечает, что икона эта упоминалась в описании чудес св. Лаврентия, а именно, в 1632 г. 2 ноября 1832 г. архимандрит Арсений докладывал: " Нерукотворный образ Спасителя, при гробе Праведного Лаврентия находится, весьма обветшал. Почему на исправление оного чрез искуссного иконописца испрашиваю Архипастырской резолюции " . На самой иконе внизу была сделана следующая надпись: " 1833 года в ноябре обновися сей Нерукотворный образ, по благославления Преосвященного Никанора Епископа Калужского и Боровского, усердием Иеромонаха Авеля, художеством же иконописца Ивана... " . Что потом стало с этой старейшей монастырской иконой, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=18338

Агнии, упросила своего отца устроить церковь на месте ее упокоения. При новосозданной церкви св. Агнии царевна Констанция тогда же устроила и себе жилище, где прожила, оставаясь девой, со многими другими благородными и знатными девицами, до своей кончины. По преставлении своем, она была погребена в упомянутой крещальне, в богатом саркофаге из красного порфира, где и почивала в мире до XIII в., когда крещальня была обращена в церковь преподобной Констанции. Мощи преподобной были переложены из саркофага внутрь устроенного посредине церкви престола, где они почивают и доселе. Память сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 18 февраля нов. ст. Саркофаг в 1791 г. был перенесен в Ватиканский музей, где находится и по настоящее время, рядом с подобным же порфировым саркофагом, в котором некогда покоились мощи св. равноапостольной царицы Елены, почивающие ныне в церкви во имя Божией Матери «Жертвенник Небесный» (см. 35). Место же, на котором в церкви преподобной Констанции он стоял до перенесения, отмечено фреской с изображением сего саркофага во всю его величину. 21. Церковь во имя святого мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Basilica di S. Lorenzo fuori le mura; Piazzale del Verano, 3) Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом , папой римским, четыре беседы его на Евангелии: 19-я, 24-я, 31-я и 40-я. Много раз эта церковь была перестраиваема 44 . В настоящий же вид приведена в 1848–64 гг. Главный вход в церковь устроен в западной стене. Под возвышением, на котором стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу, находится особый нижний придел (Confessione), спуск в который открывается из середины собора. В этом нижнем приделе, позади имеющегося в нем престола, стоит обнесенная решеткой белая мраморная гробница, внутри которой почивают мощи св. мученика Лаврентия архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010