Тогда же вышел в свет очерк об истории Императорского Одесского общества истории и древностей (ООИД) 2385 . В последние годы опубликован ряд исследований о различных периодах или отдельных аспектах истории археологии России, о некоторых научных учреждениях и важных музейных коллекциях. Среди них – книги об истории археологии в России до 1917 г. 2386 , об археологии и историческом краеведении в Белоруссии 2387 , об истории археологических музеев 2388 , о развитии археологии в Санкт-Петербургском университете 2389 . О христианской и церковной археологии в этих изданиях сказано очень немногое. Отметим лишь историографический очерк С.А. Жéбелева, в котором он рассматривает христианскую и церковную археологию в связи с историей искусства, однако эта работа осталась незавершенной и была опубликована лишь в Новейшее время 2390 . Сборник «Византиноведение в Эрмитаже» содержит серию кратких, но содержательных очерков о византийских и коптских коллекциях Эрмитажа и их исследователях 2391 . Интересные сведения о частном собирательстве находим в очерках истории музейного дела во 2-й пол. XIX – н. XX в. 2392 Для нашей темы важно обстоятельное исследование Г.И. Вздорнова об истории изучения древнерусского и византийского искусства в России в XIX в., с обширной и точной библиографией 2393 . С археологическими и искусствоведческими изысканиями тесно связана проблема охраны памятников 2394 . Различные справочно-биографические издания, как общего характера 2395 , так и специализированные, также содержат информацию об интересующих нас лицах, в частности о профессорах Московского университета 2396 , о сотрудниках Эрмитажа 2397 . В советскую эпоху археология и ее история, как и все общественные науки, были сферой идеологической борьбы. В качестве марксистской оценки дореволюционного научного наследия достаточно упомянуть характерное название книги М.Г. Худякова 2398 . К концу советской эпохи, в период начавшихся реформ, интерес к истории страны, новые взгляды и новые оценки составили важную часть широкого общественно-политического движения – «перестройки». Была поставлена под сомнение советская идеологическая система, еще недавно казавшаяся незыблемой, историки получили возможность свободно выражать собственные мнения, отличные от официальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На примере византийской столицы Жильбер Дагрон отметил, что городская «топография – это проекция христианской истории и времени» 1396 . Не была забыта также важная тема литургического пространства города 1397 . Новаторский характер «топографического конгресса» справедливо подчеркивали многие: «амбициозный по концепции и по исполнению», он стал «блестящим началом новой фазы христианской археологии» 1398 , показал зрелость христианской археологии и открыл перспективы на будущее 1399 . Проблемой городской топографии увлеклись и искусствоведы, среди них – выдающийся историк архитектуры Рихард Краутхаймер (1897–1994), который исследовал связь политики и больших строительных программ императора Константина Великого 1400 . Большой международный конгресс, организованный в связи с 2000–летним юбилеем христианства, был посвящен церквам Рима. И здесь темы топографии городского пространства, пригородов и кладбищ были представлены очень широко, при этом многие участники обсуждали идеи Краутхаймера, который несколько десятилетий своей долгой жизни отдал изучению раннехристианской архитектуры Вечного Города 1401 . В череде конгрессов по христианской археологии 11–й стал исключительным по широте исторической проблематики, количеству участников, наконец, географии: он проходил в трех странах – Франции, Италии, Швейцарии. Необычным было и издание его Актов в 3–х т. Впервые в Актах конгресса по христианской археологии была опубликована работа автора из Советского Союза, посвященная городу Питиусу в Восточном Причерноморье 1402 . Тема «Епископ и город» вновь была избрана главной на последнем, 15–м Международном конгрессе по христианской археологии, состоявшемся в Испании (Толедо, сент. 2008 г.). Это позволило ясно оценить прогресс в изучении раннехристианского города за прошедшие два десятителия 1403 . § 4. От языческого здания к христианской церкви Важнейшее изменение позднеантичного города – появление церковных зданий. С 4 по 7 в. городской пейзаж становится иным. Характерная черта эпохи – превращение языческого здания в христианское. Это явление нигде не было массовым, но скорее – значимым, показательным. Быстрое возведение церквей началось сразу после Миланского эдикта, особый размах строительство приобрело при Юстиниане I. Превращение языческих общественных зданий в церкви стало одним из материальных ресурсов, который христиане охотно использовали. Несомненно, речь шла и о монументальном воплощении триумфа христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будем говорить о таких специальных и относительно старых литургических трудах, как «Liturgische Abhandlungen» Клифота, Сакраментарии Пробста; возьмем одного из совсем недавних систематиков науки церковных древностей проф. Крауза. Его экскурс: „О задачах и объеме церковной археологии», несмотря на явное тяготение составителя к монументальному материалу, отводит истории церковного обряда очень видное место. Наука христианских древностей или археология, по словам Крауза, есть всестороннее исследование и изложение христианской жизни в период греко-римской культуры (т. е. до VI–VII века), до времени германского влияния. Намечая главные отделы этой науки, он на первом месте ставит древности, касающияся церковного управления и права, на втором–древности культа; а это тот же самый отдел, который в старину отводился в археологиях под именем antiquitates religiosae или liturgicae. Как бы в оправдание своего взгляда наш автор в издававшемся им прекрасном археологическом cлobape–Real-Encyklopädie der christlichen Almermhümer–дaл объяснение весьма многим чисто литургическим терминам, ввел многие слова из греческого литургического языка и и в этом отношении оставил далеко за собой своих предшественников. Antiquitates liturgicae, строго говоря, на обработку в церковной археологии имеют едва ли не более права, чем все другие antiquitates. Удаление их было-бы равносильно удалению из объема общей археологии этнографии; но вещественные памятники быта и искусства стоят в такой тесной связи с потребностями народной жизни и ее укоренившимися обрядами и верованиями, что только в них и при связи с ними получают свое историческое значение. Отделите храм от того, что в нем совершается, забудьте образы, которые приурочиваются к его отдельным частям, стоят в связи с его устройством, и вы получите какой-то остов, какую-то анатомическую массу без жизни и голоса. Чтобы понять назначение и отношение этих частей, вам нужно видеть их работу, т.-е. отправления жизненные, физиологические. Нам даже нет нужды стесняться принятым на западе ограничением церковной археологии первыми VI–VII веками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

2861       Басаргина Е.Ю. Слово С.А. Жебелева, посвященное памяти Р.Х. Лепера//Деятели русской науки вв. Вып. 1. СПб., 2000. С. 324–332. 2862       Auzépy V.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891)//La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar. P., 2006 (Centre de Recherche d’Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies, 25). P. 69–86. 2863       Репников Н.И. Партенитская базилика//Изв. Археологической комиссии. 1909. Т. 32. С. 91–140. 2864       Гриненко Л.О. Из истории Херсонесского музея (1914–1924)//Древности: Харьковский историко-археологич. ежегодник 1997–1998. Харьков, 1999. С. 187–197. 2865       Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес: вв. M.; Л., 1953. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 17); Он же. Раннесредневековый Херсонес. M.; JI., 1959. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 63). 2866       Zanonovi M. Beginning of a Series of International Congresses on Early Christian Archaeology and Early Christian Archaeology in Croatia//Acta XIII Congressus internationalis archaeologiae christianae… P. 165–168. 2868       Федосеев Н.Ф. Керченский музей древностей//Вестн. древней истории. 2002. 1. С. 154–178. 2869       Лазенкова Л.М. Керченский музей древностей. Исследователи: В.В. Шкорпил//Боспор Киммерийский: Понт и варварский мир в период античности и средневековья/Под ред. В.Н. Зинько. Керчь, 2002. С. 145–152. 2870       Шкорпил В.В. Вновь открытая христианская катакомба//Зап. Одесского об-ва истории древностей. 1895. Т. 18. С. 185–198. 2873        Кулаковский Ю.А. Керченская христианская катакомба 491 года. СПб., 1891. (Материалы по археологии России. Т. 6); нем. пер.: Eine altchristliche Grabkammer in Kertsch aus dem Jahre 491//Römische Quartalschrift. 1894. Bd. 8. S. 49–87, 309–327; Он же. Две керченские катакомбы с фресками (с приложением: Христианская катакомба, открытая в 1895 г.). СПб., 1896. С. 1–67. (Материалы по археологии России. Т. 19). 2876        Кулаковский Ю.А. Где находилась Вичинская епархия Константинопольского Патриархата//Виз. временник. 1897. Т. IV, 3–4. С. 315–336; Он же. Христианство у алан//Там же. 1898. Т. V, 1–2. С. 1–18; Он же. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Κ., 1899; перепеч.: Сб. по истории алан и Сарматии. СПб., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII конгресс – очевидное свидетельство большого прогресса в развитии христианской археологии в течение 100 лет. Если в 1894 г. в Сплит приехала небольшая группа людей, чьи интересы редко выходили за пределы Рима и которые считали христианскую археологию исключительно церковной дисциплиной, то столетие спустя в том же Сплите широко обсуждались исторические проблемы всего позднеантичного мира и разнообразные явления культуры, церковной и светской. XIV конгресс проходил в Вене с 23 по 26 сентября 1999 г. Его главная тема, «Раннее христианство между Римом и Константинополем», позволила охватить раннехристианский мир во всей его полноте 2195 . В конгрессе участвовали представители свыше 30 стран, в том числе азиатских и африканских; организатором был Институт классической археологии Австрийской академии наук, в котором проф. Рената Пиллингер создала секцию христианской археологии; она же руководит Австрийским обществом друзей христианской археологии. Вся программа конгресса была построена вокруг проблемы «Запад и Восток». Полина Донсель-Вут в докладе «От Мадабы до Майорки: иконографическая программа церковного здания» рассмотрела декорацию раннехристианских церквей в их связи с архитектурой и литургией, в контексте церковно-исторических проблем эпохи. Главная мысль ее доклада: церковное здание на Востоке является выражением мистического символизма, западный же храм воплощает «исторический христианский мир». Фабрицио Бисконти (Рим) в своем докладе сопоставил изобразительные программы церквей Востока и Запада на пространстве от Дура Европос до Рима. Филипп Пергола рассмотрел топографию «христианских пространств» – церквей и прилегающих к ним приходов в городской черте и на загородных кладбищах как на Востоке, так и на Западе. Федерико Гуидобальди в докладе о раннехристианской архитектуре «от Рима до Константинополя» отметил, что сопоставление двух столиц затрудняется малым количеством сохранившихся памятников Нового Рима. С интересом был встречен доклад Г.Х. Бреннеке (Германия) «Христианская археология как протестантская богословская дисциплина». Он отметил, что в последнее время эта область науки развивается преимущественно в рамках классической археологии, византинистики или истории искусства, а не в качестве богословской дисциплины, как это было раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По уставу 1869 г. церковная археология соединена с литургикой. Сделано это под влиянием обычных в то время представлении об этих научных дисциплинах: полагали, что задача профессора заключается в изложении лишь готовых результатов науки; но так как результаты эти для литургики были даны Бингамом и не представляли широких горизонтов, а для церковной археологии они были совсем неясны, да и специалистов почти не было налицо, – то и остановились на компромиссе тем более, что уже в начале XIX в. церковные древности были соединены с историей, а потом с учреждением особой кафедры они втиснуты были в литургику. Но ход дела скоро показал, что соединение это неизбежно должно стеснять профессора, заставляя его разбрасываться в разные стороны. Между тем, само время ставило профессорам новые трудные и плодотворные задачи; оно требовало перестройки обеих дисциплин: нужно было дать новую постановку церковной археологии в смысле науки о памятниках церковного искусства, неукладывающихся в узкие рамки одного отдела; необходимо было пересоздать и литургику в смысле науки исторической: та и другая, с точки зрения их предметов, методов и основных задач, представляют самостоятельные и очень крупные величины; первой предстояло ввести в круг своего ведения огромную массу материала: а ) в виде памятников церковного искусства, рассеянных по всему христианскому миру, особенно в древней византийской Империи и России, и все еще недостаточно обследованных и даже не приведенных в известность, б ) в виде памятников древней письменности, заключающих в себе, как художественный, так и экзегетический материал, необходимый для научных построений: второй предстояло ввести в научное обращение обширный круг новых, неизвестных до этого времени, византийских и русских источников, заключающихся в древних литургических рукописях и совершенно необходимых для научной постановки исторической литургики. Овладеть всей этой громадой материала одному представителю кафедры нет никакой возможности: не говоря уже о необходимой очень большой подготовке к этой работе и самоотверженном труде, требовалось для этого постоянное ученое паломничество, собирание материала в разных местах и странах света, при том не всегда и везде обильными руками, а часто отдельными крупинками, – самые предметы церковной археологии и литургики не в одинаковой мере соответствуют личному характеру, настроений и обычной академической подготовке профессоров: область церковного искусства требует историко-художественных знаний, общего археологического образования и особенного интимного отношения к предмету исследования: не всякий ученый в одинаковой мере может быть одинаково хорошим ценителем памятников искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В своем автобиографическом очерке проф. Н. В. Покровский пишет, что И. А. Карабинов под его руководством «готовился к кафедре церковной археологии и литургики» 23 . Поэтому не стало большим сюрпризом, что именно И. А. Карабинов мог занять эту кафедру после Н. В. Покровского , и вообще в это время он один был оставлен при кафедре в качестве стипендиата. Кафедра состояла из двух предметов, а областью научных знаний И. А. Карабинова была литургика, поэтому проф. Н. В. Покровским , который оставался сверх штата, 28 февраля 1907 года г. в Совет была подана докладная записка с просьбой разрешить ему преподавать церковную археологию в приватном порядке, а И. А. Карабинову «предоставить чтение лекций по Литургике» 24 . При этом проф Н. В. Покровский просил разделить кафедру на два отдельных предмета. Чтение лекций было позволено согласно прошению, но кафедру не разделили. Только через три года, в 1910 г. Святейшим Синодом был утвержден новый устав духовных академий, а в 1911 г. к нему были приняты дополнения, согласно которым литургика и церковная археология были разведены по двум различным кафедрам: литургики и церковной археологии в связи с историей христианского искусства. 25 2 ноября 1911 г. путем закрытого голосования Совета на свободную кафедру церковной археологии в качестве исполняющего должность доцента был избран Н.В. Малицкий 26 , который также как и И.А. Карабинов , являлся учеником проф. Н.В. Покровского . Впоследствии они вместе развили в своих работах «основные направления научного наследия учителя» 27 . Интересным является вопрос о взаимоотношениях проф. И.А. Карабинова и А.А. Дмитриевского , который также был кандидатом на кафедру церковной археологии. Между ними имелись расхождения во взглядах на «некоторые основные проблемы, например, о происхождении Устава Великой Константинопольской Церкви, о Студийском уставе» 28 . Несмотря на то, что А.А. Дмитриевский не занял желаемую должность в СПбДА, впоследствии он был избран почетным членом всех четырех духовных академий 29 , и после революции поддерживал дружественные отношения с И.А. Карабиновым . К примеру, в 1926 г. он писал: «Любезнейший Иван Алексеевич. По Вашему желанию высылаю, наконец, Типикон, в котором помещен чин литургии, интересующий Вас. Посмотрите его и оповестите меня рукописно дня через два. Ваш слуга А.А. Дмитриевский » 30 . Подтверждением того, что и после революции два великих ученых поддерживали отношения, является их совместная работа в Богословском институте Петрограда и на Высших богословских курсах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В качестве приложений к «П. е. в.» издавались «Устав православных духовных академий» (1869), «Хронологический указатель узаконений, относящихся к духовному ведомству православного исповедания», составленный прот. А. Луканиным (1878-1881), отчеты о деятельности епархиального братства св. Стефана (1891-1916), отчеты церковноприходских школ и школ грамоты (1892-1916), «Краткий список лицам, служащим в духовно-учебных заведениях Пермской епархии» (1899, 1908), журналы съездов духовенства и церковных старост епархии (1908, 1909, 1912), «Из жизни Пермской епархии в 1913 г.» (1914), «Архипастырский призыв» и «Архипастырское настойчивое обращение» еп. сщмч. Андроника (Никольского) (1917, 1918), «Избрание на Всероссийской патриарший престол митрополита Московского Тихона (от частного корреспондента)» (1917), листки, ноты и др. В июле-дек. 1926 г. «П. е. в.» издавало Пермское епархиальное управление обновленцев 1-6; редакторы - правящие «архиереи», издатель - прот. А. А. Пастухов). Лит.: Смышляев Д. Д. Статьи о Пермской губ. ист. и этногр. содержания, напечатанные в «Пермских ЕВ» в 1880 и 1881 г.//Пермские ГВ. 1882. 23. С. 122; он же. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губ., помещенных в «Пермских ЕВ» 1867-1889 гг.//Памятная кн. и адрес-календарь Пермской губ. на 1892 г. Пермь, 1891. С. 102-107 (2-я паг.); Шестаков И. В. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губ., помещенных в «Пермских ЕВ» 1867-1893 гг.//Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 г. и справ. кн. для духовенства. Пермь, 1894. С. 116-122; он же. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губернии, помещенных в «Пермских ЕВ» со времени их основания по авг. 1915 г. Сарапул, 1915. С. 1-37; Указатель статей о Екатеринбургской епархии, помещенных в неофиц. отделе «Пермских ЕВ» с 1867 по 1885 г. включительно//Екатеринбургские ЕВ. 1895. 17, 18, 20/21, 24, 37, 38, 44, 48, 49; Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губ., помещенных в «Пермских ЕВ» 1867-1899 гг.//Адрес-календарь и памятная кн. Пермской губ. на 1900 г. Пермь, 1900. Прил. С. 38-46; Андреев. Христианская периодика. 496.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Христианские журналисты составили список десяти выдающихся библейских археологических открытий 2022 года 20.01.2023 Журналисты составили список десяти выдающихся библейских археологических открытий 2022 года – их выстраивает в порядке возрастающей значимости (по рейтингу) издание « Христианство сегодня» (christianitytoday). Библейская археология – процесс медленный как в плане появления находок, так и в плане их анализа и интерпретации. Иной раз расшифровка или даже повторное открытие занимает многие годы, как свидетельствуют находки 1, 2, 7 и 10 в приводимом ниже рейтинге за 2022 год. Многие важные артефакты и свидетельства, появившиеся на свет в 2022 году, еще долго предстоит изучать, хотя уже сейчас можно выстроить их по значению для наших знания о мире библейских времен. Рейтинг десяти самых важных библейских археологических открытий этого года выглядит следующим образом. 10. Папирус в Монтане (США). Крохотный обрывок папируса, пылившийся многие годы в рамке под стеклом на стене дома в штате Монтана, случайно попал в руки ученых. В нем опознали редчайший текст на иврите – более древний, чем знаменитые свитки Мертвого моря (Dead Sea Scrolls.). Драгоценный папирус размером чуть больше почтовой марки сохранил четыре кратких строчки с именем Ишмаил (Измаил, Самуил). Папирус попал в США в 1965 году, когда мать нынешнего владельца получила его как подарок во время поездки в Израиль. Эксперты израильской службы древностей датируют его примерно 700 годом до нашей эры. Нынешний владелец безропотно и безвозмездно передал драгоценный артефакт ученым этой службы на хранение и изучение. Экспертам пока не удалось определить источник происхождения папируса, однако его подлинность не вызывает сомнений. Возраст объекта по данным радиоуглеродного анализа укладывается в диапазон, определяемый палеографической датировкой стиля письма. Ишмаил или Самуил – распространенное библейское имя, восходящее к временам Авраама.

http://drevo-info.ru/news/28696.html

  Христианская археология в новейшее время достигла весьма солидных научных результатов, благодаря значительному числу лиц трудящихся на этом поприще и точным критическим приемам исследования, которые успели уже проникнуть сюда и ниспровергнуть закоренелые предрассудки, возникшие отчасти под влиянием религиозных тенденций, отчасти под влиянием безграничной широты воззрения. Столп современной археологии, итальянец Дж. В. Де – Росси создал в Европе целую школу археологов, которые с полным успехом популяризирует его специальные исследования в римских катакомбах, и одно из самых видных мест в этой школе занимает профессор фрейбургского университета Франц Ксаверий Крауз. В то время, как во Франции и Англии появились известные сочинения Аляра и Норзскота, передающие в сокращении исследования Росси о подземном Риме, а у нас в России не совсем удачная попытка в этом роде фон – Фрикена, проф. Крауз в своем тщательном труде Roma sotterranea познакомил с этим предметом немецкую публику. К этой серьезной работе автор был подготовлен как своим близким личным знакомством с де – Росси и довольно многочисленными своими исследованиями, так и чтением лекций по христианской археологии в страсбургском университете. Но все указанные сочинения имеют дело лишь с памятниками римских катакомб. Конечно, в римских катакомбах находится обильный источник археологического знания, но помимо их открыто и в других местах множество христианских памятников разнообразных по своему характеру и значению. Собрать во едино сведения об этих памятниках, с верными снимками, указать касающуюся их литературу – составляет громадный, но вместе и в высшей степени ценный труд, существенно необходимый для дальнейших успехов христианской археологии: движение вперед предполагает знание того, что уже сделано, а это знание особенно затруднительно именно в археологии, материал которой отрывочен и рассеян в многочисленных и разнообразных изданиях, не всегда и каждому специалисту доступных; притом многие памятники доселе не имеют надлежащего объяснения, столь желательного, но вместе и трудного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010