Впрочем, едва ли византийская археология сможет стать полностью «самостоятельной» в нашу эпоху неизбежной «плюридисциплинарности», ее сфера постоянно пересекается и переплетается с областью христианской археологии, которая давно перестала быть только «римской», «латиноязычной», западно–средиземноморской. В последние десятилетия она активно занимается христианским Востоком. На 13 конгрессе по христианской археологии одна из основных тем была чисто византийской: эпоха Юстиниана 1346 . Главная проблема 14 международного конгресса по христианской археологии (Вена, 1999), – раннее христианство между Римом и Константинополем, – позволяла представить целостную картину всего раннехристианского мира 1347 . Отметим, что и организаторы 20 Международного конгресса византинистов (Париж, 2001) большое внимание уделили темам, традиционным для христианской археологии, например, раскопкам в Святой земле, реликвиям Страстей Христа 1348 . Так или иначе, византийская археология во многом шла тем же путем, что и археология христианская: от историко–филологических штудий к регулярным стратиграфическим раскопкам монументальных сооружений, церковных и светских, с особым вниманием к проблемам средневекового города (топография, кладбища), ко всем категориям предметов материальной культуры. Еще одна общая и актуальная проблема как византийской, так и христианской археологии – методика раскопок, качество ракрытия и фиксации памятника. Тревожное заявление А. Гийу, сделанное на 16 международном конгрессе византинистов, понятно многим: «Стратиграфическая археология почти игнорируется византинистами», и многие памятники «уничтожаются механическими лопатами» 1349 . О необходимости совершенствовать методы полевых исследований постоянно говорят представители христианской археологии: П.–А. Феврье, Н. Дюваль, Ф. Пергола и др. Вместе с тем византийская археология всегда будет отличаться от христианской и границами своего географического ареала (Восточно–Римская империя), и своими хронологическими рамками – от 4 до 15 в. и даже позже, включая эпоху «Византии после Византии». § 4. Библейская археология

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Специальным высшим учебным заведением, где проводятся исследования в области христианской археологии и подготовка соответствующих кадров, является Папский институт христианской археологии (Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana) 1908 . 25 декабря 1925 г. Пий XI издал motu proprio I primitivi cemeteri («Первые кладбища») – документ об основании Института, определяющий его цели и отношения с родственными учреждениями 1909 . Первым ректором стал Иоганн Петер Кирш, который в речи на открытии Института сформулировал основные задачи христианской археологии: «синтетическая реконструкция христианской жизни, во всех ее проявлениях», изучение «всей религиозной христианской древней культуры» «во всех регионах первоначального распространения христианства в Европе, Азии и Африке» 1910 . Очевидно, что христианская археология мыслилась как часть исторической науки. Первые статуты Института были опубликованы в 1936 г. 1911 Были определены основные дисциплины: общее введение в христианскую археологию и историю искусства; топография древнего христианского города; топография кладбищ и древнего Рима; христианская иконография; эпиграфика классическая и христианская; сакральная архитектура; история христианского культа и агиография; патрология; техника раскопок; музеография. Сейчас в Институте обучаются студенты из Италии и разных стран Европы, в том числе некоторых православных стран Восточной Европы (Болгария, Украина), а также из мусульманских стран с богатым раннехристианским наследием (Алжир, Тунис, Иордания и др.). В программу обучения входят археологические путешествия по Италии и за границей. Институт занимается подготовкой и проведением международных конгрессов по христианской археологии, начиная с 1932 г., когда состоялся III конгресс в Равенне. Институт издает несколько серий: «Исследования по христианской античности» (Studi di Antichità Cristiana, c 1929 г. вышло более 60 томов), «Памятники христианской античности» (Monumenti di Antichità Cristiana), «Подземный христианский Рим» (Roma Sotterranea Cristiana), «Христианские надписи города Рима» (Inscriptiones Christianae Urbis Romae), популярная серия «Друзья катакомб» (Amid delle Catacombe). В сотрудничестве с другими научными центрами Институт публикует Акты конгрессов по христианской археологии и другие труды. Среди крупных изданий последних лет – Акты юбилейного международного конгресса «Церкви Града» (Ecclesiae Urbis), посвященного 2000-летию христианства 1912 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Dealing with Its Language, Literature and Contents. Including the Biblical Theology: In 4 v./Ed.: J. Hastings. Edinburgh; N.Y., 1898–1902). Учрежденное ранее Британское общество библейской археологии приступило к печатанию своего периодического издания – «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», где печатались статьи, входившие в сферу интересов библейской археологии. Объем накопленного материала и насущная потребность богословской науки обусловили то, что период между двумя мировыми войнами стал временем рождения библейской археологии – науки, занимающейся раскопками на Святой Земле и в прилегающих районах и, на основании их анализа, освещающей события священной истории. В это время разворачиваются широкие раскопки в Иерусалиме (Е. Сукеник, Дж. Кроуфут, Р. Макал истер), в Иерихоне (Дж. Гарстэнг), Самарии (Дж. Кроуфут), Ме-гиддо (П. Ги (Гай), Г. Лауд), в Лахисе (Дж. Старки, О. Туф-нелл), где была найдена чаша с надписью, относящейся ко времени правления фараона Мернептаха, приблизительно к 1230 г. до Р.Х., т. е. к периоду завоевания Святой Земли. Однако главная роль в становлении библейской археологии принадлежит выдающемуся американскому археологу и лингвисту В. Олбрайту. Будучи человеком твердых христианских убеждений, Олбрайт рассматривал свою деятельность как собирание материалов и формулирование теорий, подтверждающих Священное Писание , и потому именно его можно считать подлинным создателем научной библейской археологии (см.: Cross F., Jr. W.F. Albright’s View of Biblical Archaeology and Its Methodology//BA. 1973. V. 36, 1. P. 2–5). Неудивительно, что Американская школа восточных исследований в Иерусалиме сейчас носит имя своего многолетнего главы: за время его работы на Святой Земле им и его учениками были проведены раскопки важнейших памятников библейского времени. Это Давир/Кириаф-Сефер (возм., совр. Телль Бейт-Мирсим), где в 1926 г. Олбрайтом совместно с М. Кейлем был раскопан город XIII в. до Р.Х.; это поселения XII в. до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; это Вефиль (Бет-Эл), где четыре слоя полных сожжений города в 1200–1000 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Археология ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины

http://pravenc.ru/rubrics/122942_3.html

Помимо монументальных трудов Де Р. издал более 200 малых археологических и церковно-исторических работ, основал и почти целиком заполнял периодический «Бюллетень христианской археологии» (Bulletino di archeologia christiana, Bulletin de l " archéologie chrétienne). С сер. XIX в. основной труд Де Р. «Подземный Рим» (3 т. вышли в 1864-1877; 4-й и 5-й готовили к печати) читали как в Италии, так и в Великобритании, Франции, Германии в переводах, пересказах и курсах христ. археологии. Юбилеи (60- и 70-летие) ученого стали поводом для широких международных форумов. В России труды и личность Де Р. сыграли значительную роль в развитии христ. археологии, что признавали уже в XIX в. Поддержкой Де Р. пользовались Н. П. Кондаков , Ф. И. Буслаев , Н. В. Покровский, И. В. Цветаев и др. выдающиеся рус. историки христ. искусства; в России его сочинения перерабатывались А. фон Фрикеном и А. С. Уваровым, а с 80-х гг. XIX в. до нач. ХХ в. работы рус. ученых (напр., А. П. Голубцова ) строились как развитие и критика трудов европ. учеников Де Р. Соч.: La Roma Sotterranea Cristiana. R., 1864-1877. 3 vol.; Mosaici cristiani e saggi dei pavimenti delle chiese di Roma anteriori al sec. XV. R., 1872; Codicum latinorum bibliothecae Vaticanae. Vol. 10. Pt. 1. Nos. 7245-8066; Pt. 2. Nos. 8067-8471; Vol. 11. Nos. 8472-9019; Vol. 12. Nos. 9020-9445; Vol. 13. Nos. 9446-9849. Ркп.; Martyrologium Hieronymianum//ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1 (в соавт. с Л. Дюшеном). Изд.: Inscriptiones christianae Urbis Romae septimo saeculo antiquiores. R., 1861-1888. 2 vol.; Inscriptiones Urbis Romae latinae: Collegerunt G. Hanzen/Ed. E. Bormann, G. Henzen. B., 1876-1886. 3 t. (CIL; 6); Codices palatini latini: Bibliothecae Vaticanae. R., 1886. T. 1. Лит.: Цветаев И. В. Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. М., 1883; он же. Праздник христ. археологии в Риме весною 1892 г. М., 1893; он же. Рим. катакомбы: Из истории изучения их. М., 1896; Baumgarten P. M. Giovanni Battista De Rossi, fondatore della scienza di archeologia sacra. R., 1892; Marucchi O. Giovanni Battista De Rossi: Cenni biografici. R., 1901; idem. Elements d " archéologie chrétienne. P., 1899-1902. 3 vol.; idem. The Evidence of the Catacombs. L., 1929; Кызласова И. Л. История изучения визант. и древнерус. искусства в России. М., 1985. С. 167; Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi: L " archeologo esploratore delle catacombe. Vat., 1994; Correspondance de G. B. de Rossi et de L. Duchesne: 1873-1894/Ed. P. Saint-Roch. R., 1995; Frascati S. La collezione epigrafica di G. B. de Rossi presso il Pontificio istituto di archeologia cristiana. Vat., 1997; Сен-Рок П. Совр. христ. археология на Западе//Рос. Арх. 1998. 2. С. 202-206; Хрушкова Л. Г. О международных конгрессах по христ. археологии//Там же. С. 207-214; Liturgie et archéologie, deux fondateurs: P. Guéranger, G. B. De Rossi: Documents inédits/Ed. C. Johnson. R., 2003.

http://pravenc.ru/text/171753.html

Принципиально важен сам термин. Де Росси перестал пользоваться безликим словосочетанием «христианские древности», под которым было издано немало единообразных книг. Понятие «археология» включало дисциплину в семью исторических наук, очерчивало поле ее деятельности, указывало на то, что христианская археология занимается изучением своей эпохи, подобно тому, как античная археология занимается классической эпохой. Стремлением к историзму обусловлено и определение хронологических рамок христианской археологии. Она занимается раннехристианским периодом с его спецификой перехода от язычества к христианству, тогда как «христианские древности» всех времен и народов, независимо от их исторического контекста, так или иначе превращаются в предмет конфессиональный, а не исторический. Джованни Баттиста де Росси, родом из состоятельной римской семьи, всю жизнь прожил в Риме и скончался в папской резиденции Кастель Гандольфо близ Рима 1749 . По окончании учебы в иезуитском Collegio Romano он, по желанию отца, окончил факультет права в университете La Sapienza, в 1843 г. получил должность скриптора в Библиотеке Ватикана, в 1861 г. стал хранителем в Museo Cristiano при Библиотеке, а в 1874 г. – секретарем Комиссии священной археологии. В молодости де Росси совершил несколько заграничных научных путешествий – по Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Англии, но в целом вся его деятельность была посвящена Риму. Помимо официальной службы, де Росси вел активную научно-организационную работу. Он был сначала членом, а затем председателем Общества любителей христианской археологии, основанного в 1870 г., с 1884 г. – председателем Папской римской академии археологии по отделению античности и средневековья. Он стал основателем, бессменным издателем и главным автором «Бюллетеня христианской археологии» (Bulletino di Archeologia Cristiana, 1863–1894), первого в Европе специального периодического органа по этой тематике. Будучи членом (с 1872 г.) Римской муниципальной археологической комиссии, а позже – членом коммунального совета Рима, де Росси много сделал для охраны культурного наследия в период масштабной реконструкции центра города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростовцев оставил Россию по политическим мотивам. После работы в Оксфорде в 1918–1920 гг. он получил приглашение в Университет Висконсина в США. В 1920–1925 гг. он был здесь профессором древней истории и классической археологии, в 1925–1939 гг. – профессором, а в 1939–1944 гг. – директором археологических исследований в Йельском университете 2139 . Среди без малого 700 научных работ Ростовцева 2140 есть и труды, посвященные христианской теме. К первому, русскому периоду его научного творчества относится капитальная монография об античной живописи в Крыму, включая росписи раннехристианских склепов в Керчи и Херсонесе 2141 . В 1928–1937 гг. Ростовцев был одним из руководителей широко известных раскопок в Дура Европос, соредактором научных отчетов и многочисленных публикаций об археологии этого древнего города 2142 , автором книги о его искусстве 2143 . Переписка ученого за 1928–1946 гг. существенно дополняет наши знания о раскопках в Дура Европос 2144 . Благодаря выдающимся открытиям в Дура Европос (дом с баптистерием и росписями – самый древний датированный раннехристианский памятник) имя Ростовцева навсегда вписано в историю христианской археологии. Рихард Краутхаймер (1897–1994). Р. Краутхаймер, выдающийся историк архитектуры 2145 , родился в Германии, учился в Мюнхене у искусствоведа Генриха Вёльфлина и историка архитектуры Пауля Франкля. В 20-х гг. он часто приезжает в Рим, изучает античность в Немецком археологическом институте и литургию – у Теодора Клаузера. Тогда же Краутхаймер совершает путешествия в Грецию, Югославию, Турцию, Францию, Вену, Прагу, начинает преподавать и работать в ведомстве охраны памятников в Эрфурте. Приход к власти нацистов и их антисемитская политика вынуждают Краутхаймера в 1933 г. покинуть Германию навсегда. В Риме он работает в Немецком институте истории искусства Общества Макса Планка, более известном как Герцианская библиотека (Bibliotheca Hertziana). Краутхаймер сотрудничает с Папским институтом христианской археологии, который будет на протяжении почти полувека издавать его грандиозный труд – «Корпус христианских базилик Рима» на двух языках, итальянском и английском (1936–1980). Начиная со второго тома, в этом издании участвовали сын его учителя Вольфганг Георг Франкль (1907–1994), Джордж Спенсер Корбетт (1912–2004), позже к ним присоединился Альфред К. Фрезер (1928–1994). В «Корпус» в алфавитном порядке включены все римские церкви, базилики и купольные сооружения с IV по IX в. Памятники рассмотрены в историческом контексте, с привлечением множества данных письменных источников, археологии, архивных и иконографических материалов. В «Корпус» вошли также церкви римских пригородов, до четвертой мили включительно, т.е. кладбищенские базилики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Археологи в Сирии нашли подземный ход, где христиане III-IV веков укрывались от гонений 19.07.2018 Сирийские археологи сообщили о том, что в ходе раскопок им удалось обнаружить тайный подземный ход и подземное укрытие, где христиане первых веков спасались от преследований римских властей. Об этом сообщает Rublev.com со ссылкой на The Gospel Herald и на Fox News. Подземный тоннель ученые обнаружили в районе города Манбидж , расположенного на севере страны. Здесь в древности располагался город Иераполь , бывший центром римской провинции Евфрата. Работами руководил Абдулвахаб Шеко (Abdulwahab Sheko), глава комитета по геологоразведке Совета по археологическим памятникам Манбиджа. Проект раскопок длился много лет, и впервые руины были обнаружены в 2014 году, однако из-за оккупации Сирии так называемым «Исламским государством» (террористическая группировка, запрещенная в РФ) археологические работы остановились на два года. Раскопки возобновились в августе 2017 года. В древних руинах археологи нашли узкий тоннель и боковой проход, который, возможно, использовался верующими для отправки тайных посланий. Здесь же обнаружилась потайная дверь, сделанная из больших камней, и временный алтарь со ступенями. На колоннах и каменных стенах были выгравированы кресты и священные тексты. Кроме того, археологи обнаружили кладбище, где предположительно погребали священнослужителей. Человеческие кости были найдены в больших могилах, сделанных из камня. Ученые высказали предположение, что подземное кладбище, в соответствии с существовавшей в первые века традицией, также использовалось как место для собраний верующих и богослужения. В ходе раскопок ученые нашли еще один фрагмент древних сооружений. Он включает в себя ведущую в подземелье каменную лестницу из 11 ступеней и многочисленные подземные помещения. Они оказались украшены большим количеством христианских символов, например, выгравированными на колоннах изображениями креста в сочетании с геометрическими узорами, использовавшимися в Римский период, а также евангельскими текстами.

http://drevo-info.ru/news/23876.html

Ин-т возглавляют канцлер, к-рый является префектом Конгрегации католич. образования (в 2009 кард. Зенон Грохолевский), и президент (в 2009 пресв. В. Мизеракс Грау). Периодич. изд.: Pontificio Istituto di musica sacra: Annuario. R., 1942-; Bollettino degli amici del Pontificio Istituto di musica sacra. R., 1949-. Лит.: Lunelli R. Il grande organo del Pontificio Istituto di Musica Sacra. R., 1933; Il Pontificio istituto di musica sacra: 50. di fondazione. R., 1961; Albarosa N. The Pontificio Istituto di Musica Sacra in Rome and the Semiological School of Dom E. Cardine//J. of the Plainsong & Mediaeval Music Society. 1983. Vol. 6. P. 26-33; Aubert R. Institut Pontifical de musique sacrée//DHGE. T. 25. Col. 1332-1333; An. Pont. 2008. P. 1789, 1960-1961; Pontificio Istituto di Musica Sacra: Guida accademica 2008-2009/Red.: A. Addamiano et al. Vat., 2009. В. Г. Карцовник Папский институт христианской археологии (Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana) основан 11 дек. 1925 г. motu proprio «I primitivi cemeteri» папы Пия XI как исследовательский и учебный центр по изучению раннехрист. памятников (в первую очередь находящихся в Риме). Основной целью создания ин-та было расширение исследований рим. катакомб, которые проводились Комиссией по свящ. археологии (с 1925 Папская комиссия священной археологии). Ин-т готовит специалистов для комиссии в сотрудничестве с Папской римской археологической академией (см. в ст. Академии папские ). Ин-ту было поручено издание ежегодника «Rivista di Archeologia Cristiana» (до 1924 «Nuovo bullettino di Archeologia Cristiana»; восходит к основанному Дж. Б. Де Росси ж. «Bullettino di Archeologia Cristiana»). В 1928 г. стараниями папского гос. секретаря кард. Пьетро Гаспарри , ставшего 1-м канцлером ин-та, учреждение получило отдельное здание (Виа Наполеоне III, 1). С 1932 г. ин-т выступает организатором Международных конгрессов по христ. археологии, в 1945 г. во многом по инициативе и при участии ин-та было создано Международное объединение ин-тов археологии, истории и истории искусств.

http://pravenc.ru/text/468827.html

Н. Е. Гайдуков: Церковные древности. Сборник материалов III Международной конференции «Церковная археология: литургическое устройство храмов и вопросы истории христианского богослужения». Симферополь, 2005. 13 ноября 2005 г. 17:42 Сборник представляет собой публикацию материалов III Международной конференции по церковной археологии, состоявшейся в 2003 г., и выпущен к конференции «Церковная археология и археография», которая прошла в сентябре этого года в Севастополе. Если на Украине в настоящее время наблюдается довольно стойкий интерес к проблемам церковных древностей, то в России за последние годы он заметно ослаб (и это при том, что впервые о церковной археологии заговорили именно в России: был выпущен учебник ( Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М., 1996), в 1995 году проведена конференция по церковной археологии в Пскове, до недавнего времени существовала секция «Церковные древности» на ежегодных Рождественских чтениях). Практически ни в одном из богословских высших учебных заведений не читается курс «Церковная археология», нет специальных секций, посвященных церковным древностям, на конференциях, заметно поубавилось и новой литературы на тему. Приятным исключением, пожалуй, остаются только Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет и Московская Духовная академия. Тем не менее, приятно осознавать интерес наших украинских коллег к церковной археологии и церковным древностям. С другой стороны и интерес Русской Православной Церкви к своей истории и памятникам на Украине чрезвычайно высок. Это неоднократно отмечал в своих выступлениях митр. Симферопольский и Крымский Лазарь , который уже много лет участвует в работе конференций по церковной археологии. Таким образом, складывается уникальный опыт сотрудничества науки и Церкви. И пусть не всегда священнослужители и ученые могут понять и услышать друг друга, опыт подобного сотрудничества на Украине уже есть. Сборник состоит из нескольких разделов. Раздел «Православие: люди и судьбы» начинается со статьи Ю. А. Бабинова (Севастополь) «Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в духовном наследии Крыма»; в ней обсуждаются многие аспекты пастырской деятельности святителя, в том числе связанные с возрождением древнехристианских обителей Крыма, что с нашей точки зрения имеет первостепенную важность. Фиксация перестроек, которые проводились в XIX в. без надлежащей документации, сохранилась только в архиве святителя, а эти материалы чрезвычайно важны для исследователя древнехристианских святынь Крыма. Также представляет интерес статья Е. П. Кабанца (Киев) «Антиминс патриарха Феофана из коллекции Национального Киево-Печерского заповедника», она посвящена судьбе уникального антиминса XVII в., обнаруженного в ходе раскопок 1978 г. в тайнике в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/57095.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010