Особенно плодотворным является творческое использование наработок «новой археологии»: ценный материал для библейской археологии дали междисциплинарные исследования У. Девера и Р. Когена на плоскогорье Центрального Негева, Дж. Сегера в Лахаве и Т. Леви в Шикмиме, Р. Шауба и У. Раста в Баб эд-Дхра, Дж. Рольфсона в Айн-Гхасале и французской экспедиции С. Фальконе и С. Магнес-Гардинье в Телль эль-Хайат. Методология «новой археологии» дала возможность реконструкции климата, флоры и фауны библейских времен и помогла восстановить демографию поселений на Святой Земле от эпохи раннего бронзового века (период Патриархов) и до римского периода, – что не только в совершенно ином свете представило некоторые периоды священной истории, но и научным образом наконец-то подтвердило историю завоевания Святой Земли. Полезной для «новой» библейской археологии оказалась теория систем, дающая возможность реконструкции древних цивилизаций на базе и неполных данных, так как некоторые слабо известные общественные системы могут быть реконструированы на основании анализа систем известных. Особую роль в «новой» библейской археологии играет пользующаяся большим уважением «новой археологии» этноархеология, использующая этнографические данные, собранные при исследовании примитивных культур древних, находившихся на сходном уровне развития. Данная дисциплина, столь популярная в европейской библейской археологии XIX – начала XX в., была в свое время отвергнута американскими учеными, не принимавшими саму мысль о возможности развития библейского общества по законам «дикарей из колоний». Итак, мы видим, что зарубежная библейская археология, зародившись как христианский ответ на богоборческий рационализм нового времени, пройдя все стадии развития науки – от дилетантского кладоискательства до межотраслевого исследования, выдержав искушение протестантским позитивизмом и воинствующим секуляризмом, осталась тем, чем была во время своего появления: разделом библеистики, на основании археологических данных объясняющим события священной истории и подтверждающим их действительность. Новозаветная археология

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Среди иностранных учеников де Росси – о. Франц Ксавер Краус (1840–1901) 1791 , который стал главой католической ветви христианской археологии в Германии. Этого верного последователя своего учителя прозвали «немецким де Росси». Священник сначала в Трире, Краус два года изучал археологию в Риме, в 1872 г. возглавил кафедру истории христианского искусства в Страсбургском университете, с 1878 г. был профессором кафедры истории Церкви в Университете Фрайбурга-в-Брайсгау. Здесь Краус создал первый Университетский институт христианской археологии, издавал Энциклопедию христианской археологии 1792 , опубликовал книгу «Подземный Рим», всецело основанную на трудах де Росси 1793 . Кроме того, он изучал катакомбы вне Рима, в том числе иудейские. В программной речи «О понятии, объеме и истории христианской археологии и значении изучения памятников для исторического богословия» (1879) Краус сформулировал свое понимание задач христианского искусства: «Искусство есть и остается сестрой или, если оно того пожелает, дочерью религии». Как и большинство археологов своей эпохи, Краус рассматривал христианскую археологию как вспомогательную историческую дисциплину для истории Церкви 1794 . Среди римских археологов католического направления κ. XIX – 1-й пол. XX в. выделяется масштабная фигура Йозефа (Джузеппе) Вильперта (1857–1944) 1795 . Уроженец Силезии, священник с 1883 г., Вильперт в 1884 г. прибыл в Рим и проработал здесь до конца жизни. Он специализировался в области христианской археологии в немецком религиозно-научном центре Сатро Santo Teutonico («Немецкое кладбище») в Ватикане. С 1903 г. Вильперт – апостолический протонотарий, в 1926–1936 гг. – профессор кафедры иконографии в Папском институте христианской археологии. Его часто сопоставляют с де Росси, анализируют сходство и различие их подходов 1796 , обсуждают вопрос о том, можно ли считать Вильперта «простым учеником» в школе де Росси, который продолжал линию мэтра, как, например, Марукки 1797 . Безусловно, он принадлежал к той же католической традиции, что и де Росси, но сознательно следовал апологетическому подходу, ставя науку на службу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вещественные древности позволяют охарактеризовать древнерусскую культуру как цельную систему, соответствующую христианскому мировоззрению. Именно сельское сословие Древней Руси, которое обычно рассматривается как носитель языческих традиций в культуре, начинает называть себя «хрестиане» – крестьяне (берестяные грамоты Новгорода 310, 540) 53 . Понятие «двоеверие» должно восприниматься как искусственное изобретение древнерусских книжников, не отражающее сущность происходящих на Руси духовных процессов. Христианизация предстает в истории России как феномен религиозного творчества, переосмысливающий архаичные культурные традиции и включающий их в новую христианскую культуру 54 . Т. 31. С. 37. Т. 2. С. 106. С.И. Сергеева//ИАК. Вып. 15. СПб., 1905. С. 6–74; Равдина Т.В. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. С. 42; Булкин В.А. «Курган 97» из раскопок С.И. Сергеева в Гнездове//Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982, С. 151, 160. М., 1990. С.101, 106, С. 59, 150, 506; Purchonen P. Cross pendants from iron-age Finland//Byzantium and the North. Acta byzantina fennica. V. 3. 1987. Рис. 3, 3; Кузьмин С.Л. Которский погост – локальный центр конца I – начала II тысячелетия н.э. в верховьях Плюссы//Материалы по археологии Новгородской земли. М., 1991. С. 153–168; Список сокращений АИА – Архив института археологии АО – Археологические открытия AC – Археологический съезд ГВНП – Грамоты Великого Новгорода и Пскова ГИМ – Государственный исторический музей ГЭ – Государственный Эрмитаж ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения ИА РАН – Институт археологии Российской Академии наук ИАК – Известия Археологической комиссии ИИМК РАН – Институт истории материальной культуры Российской Академии наук ИОЛЕАЭ – Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете КСИА – Краткие сообщения института археологии MAP – Материалы по археологии России МИА – Материалы и исследования по археологии СССР НИС – Новгородский исторический сборник НПЛ – Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950 ПВЛ – Повесть временных лет. СПб., 1996 ПСРЛ – Полное собрание русских летописей СА – Советская археология СС – Скандинавский сборник. Таллинн ESA – Eurasia Septentrionalis antiqua. Helsinki IA АН УССР – Институт археологии Академии наук Украинской Советской Социалистической Республики 1 См.: Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси//КСИА. М., 1993. 208. С. 3–11. 2 См.: Васильевский В.Г. Труды. Т. 3. Пг., 1915. С. 64–68, 95–96; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 384–385. 8 См.: Херрман И. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона//Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 104; Arbman H. Schweden und das Karolingishe Reich. Stockholm, 1937; Selling D. Wikingerzeitliche und fruhmittelaltliche keramik in Sweden. Stockholm, 1955. C. 47, 54; Jankun H. Hathabu, ein Handelsplatz Wikingerzeit. Neumunster, 1963. C. 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интервью с заведующим кафедрой церковных искусств и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиереем Стефаном Ванеяном 21 мая 2014 г. 14:12 Интервью с протоиереем Стефаном Ванеяном, доктором искусствоведения, заведующим кафедрой церковных искусств и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — Вы являетесь заведующим кафедрой церковных искусств и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры с момента ее основания. Какие цели и задачи ставит перед собой кафедра? — Кафедра обеспечивает концептуальную ориентацию в современном искусствознании, прежде всего в его исторической и теоретической составляющих, с несомненным акцентом на традицию христианского и церковного искусства. Причем — без какого-либо конфессионального уклона, но с выделением восточно-христианской составляющей. На мой вкус и взгляд, особая ценность нашего профиля — кооперация с традицией христианской археологии, которая, как известно, занимается вовсе не древностями (это удел истории), а началами, основаниями, то есть фундаментом и истоком, а значит — и исходом, исполнением и свершением… — Студенты, которые пишут работу на кафедре церковных искусств и археологии посещают Ваши лекции в МГУ. Но если тема работы имеет какую-то специфику — церковная музыка или региональная иконопись, как быть магистранту или аспиранту? — У нас индивидуальный подход. Каждому студенту соответствует тот научный руководитель, который компетентен в той области, что составляет круг его интересов. А выбор научных наставников — почти беспредельный: любой ученый специалист-искусствовед МГУ, РГГУ, ПСТГУ — к услугам студентов. — Как Вы оцениваете уровень знаний студентов после написания работы на кафедре, есть ли у них возможность пройти стажировку за границей? — Мне кажется, уровень весьма высок и возможности стажировки — вполне реальны. Вернее сказать, речь идет о необходимости и обязанности стажировки как единственно разумного способа расширения научного (хотя бы) горизонта.

http://patriarchia.ru/db/text/3651913.ht...

Археологи призывают ЮНЕСКО защитить собор Святой Софии Константинопольской 07.09.2022 14:34:58 АФИНЫ Греческие археологи призывают ЮНЕСКО защитить собор Святой Софии Константинопольской, религиозный и культурный объект в современном Стамбуле, Турция, которому уже почти 1500 лет, сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт Смитсоновского института. Собор Святой Софии, один из самых популярных туристических объектов Турции, с 1985 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в последние годы здание византийской эпохи стало чаще подвергаться вандализму и повреждениям. В открытом письме генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азуле на прошлой неделе члены Ассоциации греческих археологов попросили организацию «решительно вмешаться, чтобы изменить текущую ситуацию». В июле 2020 года Верховный суд Турции лишил Собор Святой Софии статуса музея, разрешив использовать его в качестве действующей мечети. В последние годы, как утверждают археологи, лица, управляющие историческим памятником, допустили беспрепятственный вход в здание «неконтролируемого потока посетителей», не принимая во внимание художественную и историческую значимость объекта. «Оттоманские деревянные дверные полотна Императорских ворот были повреждены, покрытия стен соскоблены и удалены, фонтаны и двери использовались для хранения обуви, мраморные плиты пола были разрушены», — пишут археологи в письме. — «Уникальные византийские мозаики остаются закрытыми и невидимыми. Археологический надзор остался за пределами памятника». В письме упоминается несколько инцидентов, которые попали в заголовки газет после решения суда 2020 года. Ранее этим летом тяжелая уборочная техника повредила мраморные полы собора Святой Софии. А до этого, в апреле, группа турецких искусствоведов опубликовала в Твиттере фотографию, на которой видны повреждения 23-футовых Императорских ворот здания. Если кто-либо не вмешается в ситуацию вокруг храма, археологи видят перед собором Святой Софии «мрачные перспективы», пишут они в письме. Построенное под руководством императора Юстиниана I между 532 и 537 годами нашей эры здание служило христианским собором — самым большим в мире — более 900 лет. В 1453 году, когда Османская империя захватила Константинополь, собор был обращен в мечеть. Позже, в 1935 году, турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк объявил его музеем.

http://radonezh.ru/2022/09/07/arheologi-...

Дальнейшую, и вместе с тем завершающую, фазу в художественной истории креста представляют, по мнению А.П. Голубцова , распятия, или «круцификсы», на которых изображаются не только орудия казни, но и сам страждущий Спаситель 4 . Мы достаточно подробно остановились на работе А.П. Голубцова «Из чтений по церковной археологии и литургике», поскольку его лекционный курс может считаться основополагающим для ставрографии как науки о Кресте. В настоящее время ставрография развивается в двух плоскостях (или направлениях) – исторической и искусствоведческой. В исторической плоскости ставрографию можно рассматривать как составную часть церковной археологии. По определению А. Мусина, современная церковная археология – это наука, «изучающая вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте Священного Предания и церковной традиции с целью более полного разрешения проблем Христовой Церкви и христианской культуры» 5 . Близкое определение церковной археологии дано Л. А. Беляевым и А.В. Чернецовым: «Проблематика археологии церковных древностей есть изучение истории церкви по ее материальным памятникам…» 6 . О путях развития и обновления современной церковной археологии интересно пишет, обобщая эту проблему, проф. Л.Г. Хрушкова 7 . Академик РАН В. И. Молодин в одной из своих работ, непосредственно касающейся проблематики изучения крестов («Кресты-тельники Сибири как объект научного изучения»), рассматривает два возможных исследовательских подхода применительно к данному виду источников 8 . Первый из них искусствоведческий, включающий в себя вопросы стиля, иконографических особенностейформ и типологии крестов. Второй подход – исторический, при котором кресты изучаются в рамках «исследуемых историко-культурных комплексов». Важное место при таком подходе занимает контекст памятника, позволяющий решать проблемы, связанные с хронологией комплекса. В настоящем выпуске Ставрографического сборника представлены оба обозначенных выше подхода к изучению крестов. Сборник состоит из шести разделов, в которых нашли отражение работы из наследия научной ставрографии и современные исследования, продолжающие и развивающие традиции отечественной ставрографии как науки о Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

С археологической точки зрения отметим, что в то время не придавали значения кладбищам, лежавшим на поверхности около церквей, их не изучали вместе с архитектурным контекстом. Лишь позже установили, что первые христиане в основном хоронили на поверхности, под открытым небом, а подземные галереи высекали тогда, когда не хватало места на обычных кладбищах 1764 . Ученики и последователи де Росси. В Риме прямыми учениками де Росси были Мариано Армеллини (1852–1896) 1765 , Энрико Стивенсон (1854–1898) 1766 и, самым известным, уже упоминавшийся Орацио Марукки 1767 . Уроженец Рима, Марукки изучал египетские древности, историю, агиографию, эпиграфику и топографию языческого и раннехристианского Рима. Он был директором Египетского музея Ватикана и директором Латеранского музея, скриптором Ватиканской библиотеки, секретарем Папской римской академии археологии и секретарем Комиссии по священной археологии, возглавлял кафедру топографии римских кладбищ в университете La Sapienza, был профессором христианской археологии в Коллегии св. Ансельма и членом многих итальянских и зарубежных научных обществ, автором около 500 научных работ 1768 . Вместе с де Росси Марукки участвовал в раскопках крипты св. Цецилии в катакомбе Сан Каллисто (1869), провел значительные работы в катакомбах св. Домициллы, св. Агнесы, св. Присциллы, изучал большое подземное кладбище мучеников Марцеллина и Петра на виа Лабикана, катакомбу Коммодиллы и другие римские памятники, а также катакомбы в Неаполе, Милане, Северной Африке, христианские памятники Палестрины. Главным талантом Марукки была популяризация научного знания, он писал много, легко, быстро. Отметим, что сам де Росси не написал ни одного учебника; именно Марукки открыл эпоху написания учебных пособий по христианской археологии и эпиграфике, которая длилась весь XX век 1769 : сейчас создана обширная «мануалистика», разнообразных учебников существует не менее двух десятков, на разных языках, в последние годы они издаются и в странах Восточной Европы. Вокруг де Росси сформировалось международное сообщество ученых, годами работавших и живших в Риме или часто туда приезжавших. Некоторые из них – во Франции, Германии, Австрии (Австро-Венгерская империя той эпохи), – основали национальные научные направления христианской археологии. Среди его коллег в Германии – Теодор Моммзен 1770 , во Франции – Александр-Жозеф Мартиньи, автор Словаря христианских древностей и издатель французской версии «Бюллетеня христианской археологии» (Bulletin d’Archéologie Crémienne), в Хорватии – о. Фране Булич.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь отсутствует историографическое введение, недостаточно освещен христианский Восток, в библиографии недостает многих важных трудов. Читатель ничего не узнает о знаменитых дискуссиях по проблеме происхождения христианского искусства («Восток или Рим»); русские имена отсутствуют полностью, впрочем, один раз упомянуто, что в Петербурге тоже интересовались православным Востоком. Книга Френда сильно политизирована, на страницах археологического издания встречается множество имен политических деятелей, диктаторов, генералов, революционеров, от Наполеона Бонапарта до Кемаля Ататюрка и Муссолини. Период между двумя мировыми войнами Френд называет «долгим бабьим летом европейских колониальных империй» и «закатом имперской археологии». Однако этот «закат» ознаменован многими важными работами, такими как открытие христианского дома III в. и синагоги с фресками в Дура Европос в Месопотамии, раскопки Большого константинопольского дворца и храма св. Софии в Стамбуле, раскопки Эфеса в Малой Азии и Герасы (совр. Джераш) в Палестине. Френд написал свою книгу пристрастно, как протестант и англичанин, он резко нападает на католическую, особенно французскую, школу христианской археологии и в этом пункте подтверждает собственный вывод о зависимости археологии от политики. В нашу эпоху конфессиональной толерантности и политической корректности многие резкие высказывания Френда выглядят анахронизмом. Напомним, что русские ученые следовали другому принципу: они опирались в первую очередь на факты и их анализ. Например, профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов в своих лекциях по церковной археологии рассматривает взгляды двух видных археологов 2-й пол. XIX в. – протестанта Фердинанда Пипера и католика Франца Ксавера Крауса, однако не упоминает об их конфессиональной принадлежности 1690 . В целом же пособие Френда полезно как свод, пусть и неполный, информации по истории христианской археологии в Западной Европе. Вопросы истории археологии рассматриваются с политических позиций и в других работах западных авторов, например в книге Аннегрет Плонтке-Люнинг о раннехристианской архитектуре Закавказья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Запланированы секции: «Христианская топография города и деревни на Западе и на Востоке»; «Христианские памятники и их связь с центрами императорской власти на Западе и на Востоке»; « " Изобретение» христианской базилики и архитектурные инновации константиновской эпохи»; «Литургия и архитектура»; «Погребальные пространства и ритмы обращения в христианство»; «Характер и типология погребальных пространств нехристиан»; «Константиновская пластика: портреты и колоссы»; «Константиновская пластика: погребальные памятники»; «Живопись и мозаика»; «Произведения роскоши и повседневной жизни»; «Христианская эпиграфика на Востоке и на Западе»; «Неопубликованные открытия». Послевоенные конгрессы по христианской археологии отражают новые тенденции в развитии дисциплины и дают ясное представление о достижениях археологии в изучении раннего христианства. Христианская археология осознала необходимость универсального исторического подхода. Проблема перехода от языческой античности к христианскому и византийскому Средневековью стоит в центре современных исследований. Трансформация позднеантичного города в христианский, происхождение и развитие центров паломничества и монастырей, культовые сооружения и светская архитектура, особенности зон компактного населения с их структурными характеристиками экономики, материальная культура – эта широкая проблематика создает новый облик христианской археологии. Расширяются полевые исследования, особое внимание уделяется методике и технике стратиграфических раскопок, созданию полноценной документации, применению компьютерных технологий. Расширяются традиционные хронологические рамки дисциплины, она стремится охватить и раннее Средневековье. Междисциплинарный подход остается главенствующим; круг участников международных конгрессов существенно расширился за счет стран Восточной Европы 2199 . § 5. Последние десятилетия. Открытия и исследования В последние десятилетия заметно возросла роль археологии в исторических исследованиях. Так, капитальная монография Шарля-Антуана М. Пьетри (1932– 1991) о начале истории христианского Рима основана в равной мере на письменных и на археологических источниках 2200 . Обобщающие издания последних лет, рисующие панораму позднеантичного и раннехристианского мира, также учитывают все достижениях археологии 2201 . Это касается и региональных исследований по истории раннего христианства, например в Германии, и обобщающих, охватывающих всю Европу 2202 . 1. Рим. Западный мир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археология наших дней ставит в центр своих интересов человека. Этот подход удачно сформулировал П.–А. Феврье: «Новое намерение археологии – исследовать во всей полноте возможные подходы к материальному миру. Нужно ли отделять христианскую археологию от всего остального? И другой вопрос: возможно ли это?» 1312 . Доклады на 13 Международном конгрессе по христианской археологии (Сплит–Пореч, 1998) представили широкую панораму истории Церкви и литургии, религиозной, крепостной и жилой архитектуры, живописи и прикладного искусства, топографии, эпиграфики, нумизматики, – в широких географических пределах от Британии до Палестины. Византийская тема, эпоха Юстиниана, была одной из ведущих в программе. Широко обсуждались проблемы археологии повседневной жизни (материальной культуры), в том числе керамического производства 1313 . Это стало своеобразным ответом на ту критику, которая прозвучала в дискуссиях Боннского конгресса, когда Ф. Пергола (тогда – представитель молодого поколения) подчеркнул: «Необходимо дать полевой археологии то место на наших конгрессах, которого она заслуживает... Мы должны уделить самое большое внимание серьезным археологическим раскопкам, стратиграфическим данным, изучению памятников, жилищ и их кладки, организации пространства» 1314 . Новые акценты вносятся и в такую традиционную сферу, как изучение трудов отцов Церкви. Папский институт христианской археологии издает серию, название которой кажется необычным: «Патриотическая археология». Понятию «археология» здесь придан широкий смысл: сочинения патристического корпуса рассматриваются как источник по истории культуры и повседневной жизни людей эпохи. Один из томов этой серии посвящен трудам Григория Нисского , который в своих сочинениях говорит об архитектуре, погребальном обряде и других, собственно археологических сюжетах 1315 . Если, когда–то главной темой христианской археологии были катакомбы, в наши дни эту роль играет фундаментальная проблема трансформации города античного в город христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010