сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская богослужебная музыка XVIII-XX вв. 2600. Асмус М., диак.; Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие/М. В. Асмус , Н. С. Асмус//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 244– 247. 2601. Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке/Пер. с англ.: Е. И. Коляда//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 231–237. 2602. Димитров С. Из истории русского церковного пения//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 61–92. Рус. церк. музыка XVIII–XIX вв.: Петербургская капелла, московские композиторы. 2603. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 532–538. 2604. Парийский Л. Н. Отношение П. И. Чайковского к вере и Церкви и его значение в русской церковной музыке//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 64–74; 46/47. С. 169–179. 2605. Парийский Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 46–54; 50. С. 116–127. 2606. Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 360–365. 2607. Плотникова Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 231–234. 2608. Щуровская Н. А. Современная церковно-певческая традиция и нотные издания конца XIX – начала XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 235–243. См. также 3131–3133. Церковная археология (храмы, святыни) См. также: Библейская история и археология 231– 239); Общая история Церкви 505–572); Литургика 2152–2284); Археография 2875–2878); История письменности. Палеография 2881–2891). 2609. Баталов А. Л. К вопросу о первой церкви Троицы на рву//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 75–81. 2610. Беляев Л. А. Археология русских монастырей и проблема их восстановления: Тез. докл. Прил.: Археология мон-рей христианского Востока//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 163–175. 2611. Воронов А. А. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь в Московском Кремле: Проблемы эволюции планировки и застройки//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 56–74. 2612. Дмитриев В. В. Исследования инженерно-геологических условий памятников истории и культуры//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 177–195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археология текста: Сравнительный анализ Евангелия от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции Источник От автора Приступая к этой работе, мы пытались найти такую форму изложения и подачи материала, которая позволила бы донести до читателя, не владеющего ивритом, арамейским и древнегреческим, реконструированную нами картину становления ранней христианской письменности и Благовестия. Поэтому, несмотря на сугубо научное заглавие (археология, сравнительный анализ, семитская реконструкция), это издание адресовано широкому кругу читателей – всем тем, кто любит Священное Писание , интересуется ранней историей Церкви и со вниманием прислушивается к её древней традиции. За исключением двух разделов (гл. 6.1, стр. 19–29; гл. 7.1, стр. 45–51), которые при чтении могут быть опущены, предлагаемый здесь материал не требует специальной лингвистической подготовки. Пользуясь случаем, мы выражаем благодарность протоиерею Валентину Асмусу и доктору филологических наук А. А. Волкову, которые ознакомились с черновиком рукописи и чья поддержка и настойчивый совет «издаваться» придали автору силы довести эту работу до настоящей публикации. Мы благодарим также А. Ю. Виноградова, который с самого начала этого исследования был нашим постоянным собеседником и консультантом и в совместных обсуждениях, с которым проговаривались и уточнялись многие вопросы, разбираемые в данной работе. Настоящая публикация носит предварительный характер и рассматривается нами как возможность продолжить обсуждение обозначенной в ней проблемы с широким кругом заинтересованных читателей. Мы будем признательны каждому, кто откликнется на нашу работу со своими замечаниями и предложениями. Священник Леонид Грилихес , преподаватель МДА, ПСТБИ, МГУ. Собор Пресвятой Богородицы, 8 января 1999 г. Предисловие Если резюмировать в двух словах выводы предлагаемой работы священника Леонида Грилихеса , они таковы: в основе Евангелия от Матфея лежит текст, первоначально записанный по-еврейски (в узком смысле, а не по-арамейски). Это «Протоевангелие» Церкви-Матери стало основой устной – арамейской – проповеди святого апостола Петра, которая была переведена на греческий язык святым Марком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Из чтений по церковной археологии и литургике (история литургии, толкование литургии, история песнопения) Источник Содержание Предисловие Введение История литургии Глава I Установление таинства Евхаристии Глава II Развитие и обособление первой части литургии в II–IV вв. Глава III Литургии малоазийской отрасли–Василия Великого и Иоанна Златоуста Толкование литургии Глава I. Краткая история толкования литургии на Востоке и на Руси Глава II. Объяснение обрядов литургии Из истории песнопения, поучения и обряда, как основных элементов христианского богослужения Глава I. Песнопение в перво-христианской церкви Глава II. Основные формы церковных песнопений и их происхождение Глава III. О церковном пении и музыке Глава IV. Поучение во времена апостольския Глава V. Драматический элемент в христианском богослужении     Вторая часть книги посвящена литургике; в ней нет таких пропусков, как в первой части. Все отделы этой части курса читались автором без иллюстраций и по всем им сохранились подлинные записи, относящиеся ко времени не позже середины 1895–6-х годовъ; исключение представляет лишь последний, незаконченный писанием и обработкой, отдел, писанный автором наспех в последний год жизни. Ни один из отделов 2-ой части не был напечатан при жизни автора; лишь объяснению обрядов литургии было им отведено место в диссертации; „Соборные Чиновники и особенности службы по нимъ». В остальном отсылаем читателя к предисловию и Введению 1-й части. 8 августа 1918 г. И. А. Голубцов. Предисловие Настоящее издание – посмертное: оно начато после смерти автора и выполнено при отсутствии каких-либо указаний с его стороны. Курс по церковной археологии и литургике покойный автор читал в Московской Духовной Академии в течение 25 почти лет (1887–1911), и чем дальше шло время, тем определеннее складывалось у него намерение обработать свой курс в пособие для слушателей, но внезапная ранняя смерть помешала осуществиться этому намерению. Имея ввиду действительную бедность русской церковно-археологической и литургической литературы общими доступными руководствами и, в то же время, доподлинно зная, что в основу научных воззрений и методов преподавания покойным профессором были положены точки зрения и традиции, установленные его знаменитым предшественником по кафедре И. Д. Мансветовым , издатель-сын, в согласии с советами близких к автору лиц, счел возможным взять на себя смелость собрать в одном издании все, что в виде ли напечатанных еще самим автором статей или в форме рукописных набросков являлось составной частью читанного им курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Том 1 Том 2 Том 3 Содержание Предисловие Общие понятия о русской иконописи 1. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе 2. Русский иконописный подлинник 3. Метод изучения русской иконописи. – Источники иконописного предания 4. Изящество иконописного предания. – Природа и идеальность. – Иконописные типы 5. Отличие искусства русского от западного по способу представления иконописных предметов Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве Мнение Г. В. Шульца о позднейшей византийской иконописи Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства Краткое обозрение истории византийского искусства «Жизнь Иисуса Христа» Ренана и современное церковное искусство на Западе Сравнение одного рельефа на портале Пармского баптистерия с миниатюрой Углицкой Псалтири XV века Московские молельни Для характеристики Древнерусского иконописца Символика христианского искусства в русских рукописных сборниках Современный вопрос о значении христианского музея в народном просвещении Новые иконы академика и профессора Е. С. Сорокина Сказание о создании церкви Св. Софии Сказание о создании великой Божией церкви святой Софии, еже в Константине граде. Юже создал благоверны царь Иустиан в лето 6060 ста на царство и быс всего царства его лет 34 Приложения О русских народных книгах и лубочных изданиях О народах на Страшном суде Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Картины Русской школы живописи, находившиеся на Лондонской Всемирной выставке. (Выставлены для Московской публики в зале 1-й Гимназии, у Пречистенских ворот) Иконописное братство Издания Московского Публичного Музея Домашний быт Русских Царей в XVI и XVII столетиях Заметки из истории Чешской живописи Археологическая драгоценность Догадки и мечтания о первобытном человечестве Клинообразные надписи Ахеменидов в издании профессора К.А. Коссовича     Предисловие Издание сочинений покойного академика Ф.И. Буслаева , предпринятое Отделением русского языка и словесности, открывается трудами незабвенного ученого по русской археологии и истории искусства, хотя эти труды в его научной деятельности стояли несомненно на втором плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Николай Иванович (21.04.1839, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1903, С.-Петербург), богослов, церковный историк. Род. в семье священника. Окончил С.-Петербургскую ДС (1859), затем СПбДА (1863), получил степень магистра богословия (часть магист. дис. «Братья Андрей и Семен Денисовы: Их жизнь и значение в истории раскола» опубл. в ж. «Православное обозрение» в 1865 и отдельным оттиском в 1866). Был назначен бакалавром по гомилетике в МДА, но отказался от назначения, надеясь получить место в СПбДА. С 18 сент. 1863 г. преподаватель словесности в С.-Петербургской ДС, с 1864 г. одновременно учитель словесности в Мариинской и Рождественской жен. гимназиях С.-Петербурга. Изучив методы преподавания словесности в светских учебных заведениях, составил подробную программу семинарского курса теории и истории словесности с объяснительной запиской (опубл. в ж. «Христианское чтение» в 1870, программа с изменениями была издана от имени С. С. Лебедева как руководство для семинарий). Сохранились литографированные издания лекций Б., прочитанных в семинарии,- «Очерки русской словесности и литературы» (1867), «Словесность» (1867?),- к-рые использовались как пособия учителями семинарии. В 1869 г. Б. стал доцентом СПбДА по кафедре пастырского богословия, читал лекции по гомилетике, в 1871 г. назначен экстраординарным профессором, в 1887 г.- ординарным профессором. С 1874 г. являлся членом учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Синода, был редактором 2, 6, 8-го томов ОДДС (1878-1891). В 1877 г. работал в комиссии по описанию рукописей б-к Кириллова Белозерского мон-ря и СПбДА, был занят проверкой и исправлением каталога Софийской б-ки. В 1884 г. участвовал в комиссии по пересмотру и изменению семинарских программ, в 1885 г. выпустил брошюру «О преподавании гомилетики в семинариях применительно к новому уставу». В 1889 г. получил чин действительного статского советника, вышел в отставку. Являлся действительным членом РГО, почетным членом С.-Петербургского Археологического ин-та, Киевского церковно-археологического об-ва, Ростовского музея церковных древностей. Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/77608.html

Отдел первый. Торжественное поминовение Святителя Иоанна Златоуста в Казани и Казанской епархии 14 сентября – день кончины Святителя Иоанна Златоуста Речь, произнесенная Высокопреосвященным Архиепископом Димитрием в годичном собрании Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии 14 сентября 1907 г. Святой Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский. Краткие сведения о почитании его в России. (По распоряжению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Димитрия статья эта разослана была по Казанской епархии пред днем празднования памяти св. Иоанна Златоуста 13 ноября). Ныне мы собрались здесь для выслушания первого отчета о деятельности Церковного Историко-Археологического Общества. Слава Богу, деятельность этого юного в Казани учреждения была не бесплодна, что вы услышите из отчета, который будет предложен вашему вниманию. Я считаю нужным привести одну церковно-историческую справку: 14 сентября 407 г. в пределах нашего отечества скончался великий учитель вселенской церкви св. Иоанн Златоуст . Со дня его кончины протекло 1500 лет, но слава его не только не умалилась, не померкла, но все более и более распространяется и увеличивается; его почитают не только на православном восток, как своего иерарха, но и на западе – в католическом мире. Подробное изложение его жизни и славной деятельности потребовало бы много времени; ограничусь только указанием на то уважение, благоговение, какое питали к св. И. Златоусту в древности, в его отечеств, на православном восток, какими чудными легендами украшена его проповедническая деятельность, его труды по толкованию Св. Писания. По дивной силе своего ораторского, проповеднического таланта св. И. Златоуст выше всех ораторов и проповедников во всей христианской вселенной; подобного ему церковного учителя не было, да и будет ли?.. Много было церковных проповедников, которых в свое время считали Златоустыми, но их слава меркнет пред св. Иоанном. Он в течение 1500 лет достойно носит это почетное наименование и есть из всех знаменитых ораторов и церковных проповедников – единственный Златоуст. Еще современники его были убеждены, что дивный дар учительства св. Златоуст получил от Самого Бога, подобно величайшему из пророков Ветхого Завета – Исаии и новозаветному глубочайшему созерцателю Божественных тайн – св. Иоанну Богослову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 7. Румынская Православная Церковь 7.1. Краткий очерк истории Румынского Патриархата 7.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии В настоящее время считается, что территория между Дунаем и Черным морем известная из античных источников под названием Скифии, была крещена благодаря миссионерской деятельности св. Андрея Первозванного и учениками св. апостоле Павла. Есть некоторые доказательства такого утверждения. Ипполит Римский и Евсевий Кесарийский ведут речь об этой апостольской проповеди в стране скифов в своих трудах «Об апостолах» и «Церковная история». К этим источникам следует добавить народные песни, стихи, подтверждающие сказанное: «Рай св. Андрея»: «Реки Святого», или же «Пещера св. Андрея» (существующая доныне). Есть все основания считать, что румынское христианство – апостольского происхождения. После 106 г., когда римляне завоевали значительную часть территории, на которой проживали даки, были созданы более благоприятные условия для распространения нового христианского учения к северу от Дуная. Во II и III в.в. в существовавшую здесь римскую провинцию Дакию христианство проникало благодаря торговцам, купцам, римским поселенцам. Начиная с этого периода до VI или VII века имеются археологические и литературные доказательства того, что люди, жившие на этой территории, были христианами. Археологические находки показали, что христианство распространялось не только по границе Черного моря, но и продвигалось на север. В Трансильвании также исповедовалась новая религия. Лингвистические исследования приводят к мысли, что основу христианской лексикологии в румынском языке составляют слова латинского происхождения: церковь , вера, закон, Отец, Дева, ангел, алтарь, крест, молитва , грех, язычник, крестить и т. д. 90 % слов в Молитве Господней и Символе Веры имеют латинское происхождение. Христианство , занесенное в Дакию римскими колонистами, которые на первых порах и составляли большой контингент христиан, очевидно, должно считаться занесенным сюда не с Востока, а с Запада, так как во II и даже III в.в. Византийской Церкви еще не существовало. Пресвитер Карфагенской Церкви Тертуллиан свидетельствует, что в его время (конец II – начало III в.) имелись христиане среди даков, предков современных румын. Румынский народ является единственным народом латинского происхождения, который принял восточное христианство – Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рецензия: Светильник’ъ. Церковное искусство и археология. Выпуск 1 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 29 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Издательский совет Русской Православной Церкви возобновил издание журнала начала прошлого века “Светильник’ъ”. Журнал сохраняет в оформлении художественный стиль своего прообраза, что само по себе свидетельствует о том, что его предметом далеко не в последнюю очередь является эстетика Православия. Такое стилистическое обещание не может не заинтересовать тех читателей, которым дороги традиции церковного искусства и которые со вниманием относятся к тенденциям развития искусства Православной Церкви, — ведь именно начало ХХ века ознаменовалось интенсивными творческими поисками в церковном искусстве, в том числе и плодотворными попытками применения в церковных художествах эстетических принципов l’art nouveau. В то же время основные иллюстрации номера — древние и особо чтимые иконы Спасителя и Божией Матери — обращают читателя к миру непреходящих ценностей Православия, которые наряду с высоким духовным содержанием предлагают нам и столь же высокие каноны церковного искусства. В своем обращении к читателям Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствует возобновление “Светильника” и, в частности, пишет о том, что произведения двухтысячелетней христианской культуры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства, “стали восприниматься современным сознанием исключительно как произведения искусства”, в то время как они созданы “как приношение Богу, предназначены для совершения литургический действий или домашней молитвы никогда не следует забывать, ради чего они созданы и какое место занимают в литургической жизни Церкви”. Обращение церковной и художественной общественности в Издательский совет Русской Православной Церкви выражает ту радость, с которой видные художники, архитекторы и искусствоведы, в том числе и облеченные священным саном, встречают возобновление “Светиль­ни­ка”, надеясь, что он сможет стать “глубоко продуманным периодическим изданием, по которому потомки наши смогут узнать о состоянии русской культуры в начале III тысячелетия от Рождества Христова”.

http://pravmir.ru/retsenziya-svetilnik-t...

Херсонес Таврический С каких святынь начать первое паломничество в Крым? «Конечно, с Херсонеса. Там крестился святой князь Владимир, там — истоки нашей веры и истории», — убежден руководитель паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии священник Алексей Тушев. Живописное место на окраине Севастополя, Херсонес Таврический был основан греками в первой половине VI beka дo h.э. Смотришь на эти величественные руины и невольно восхищаешься и скорбишь по утраченной красоте. Раскопанный археологами в XIX веке, он сегодня насчитывает порядка сорока останков древних памятников, тринадцать из которых — храмы. Чтобы не спеша осмотреть все открытые археологами памятники, в Херсонесе надо провести несколько часов и желательно изучить схему их расположения заранее. Именно в Херсонес по Южному берегу Крыма пришел, по преданию, с Боспора (Керчь) апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство. Но, в отличие от Боспора, жители Херсонеса не проявили интереса к христианской вере. Не зря монах Епифаний, составивший житие апостола Андрея и посетивший Таврику в конце VIII — начале IX века, отмечал, что «херсаки народ коварный и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра»1. В Херсонесе b IV beke приняли мученическую кончину шесть епископов, присланные сюда иерусалимским патриархом для проповеди Христа — Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий. Этой участи избежал только седьмой епископ — Капитон, которого император Константин направил в Херсонес с отрядом в 500 солдат. Капитон продержался десять лет и погиб от рук язычников, когда по дороге в Константинополь его корабль бурею прибило в устье Днепра. В память о семи епископах Херсонесских в 1861 году здесь построили церковь, которая сохранилась до наших дней. В селе Перевольном Симферопольского района в 2005 году был также построен храм, посвященный священномученику Евгению, епископу Херсонесскому. На крови мучеников взошли семена веры. В IV веке в Крыму были образованы две самостоятельные епархии: Херсонесская и Боспорская, подчинявшиеся сначала иерусалимскому патриарху, а с V века — Константинополю. В IX веке их было уже пять: добавились Готская, Сугдейская и Фулльская.

http://e-vestnik.ru/history/krym__pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010