Решительная попытка порвать давнюю связь между братчинами и храмами сделана в 1750 г. в Архангельской епархии. Найденный нами и ниже печатаемый документ свидетельствует, что в данной епархии было еще общим обычаем собираться прихожанам при церкви, в трапезах и папертях, привозить с собою пиво, напиваться допьяна, ссориться и драться между собою. Одна такая братчина кончилась столь сильным поранением священника, что он чрез месяц отдал Богу душу. Этот-то случай и послужил для епархиального начальства поводом к повсеместному запрещению распития пива в трапезах. Возможно, что в этот раз и удалось вытеснить братчины из трапез, тем более, что первые потеряли уже давно свой религиозный характер, и на самые трапезы прихожане смотрели как на простой дом или как на царев кабак, куда, по примеру Васьки Буслаева, совершали прогулки во время братского пира, чтобы скорее и сильнее опьянеть. Братчины, по удалении из трапез, на севере России не прекратили своего существования 19 . Но теперь они должны были потерять церковное значение и религиозную санкцию, хотя, конечно, и продолжали посещаться духовенством. Как раз для средины XVIII ст. сохранилось свидетельство M. В. Ломоносова, тем более ценное, что он был северянин, дающее видеть, что священники наши не отказывались от участия во всяких семейных торжествах своих прихожан, где пахло выпивкой. В записке об обязанностях духовенства Ломоносов противопоставляет германским пасторам наших священников: те не ходят никуда на обеды по крестинам, родинам, свадьбам и похоронам, а наши попы при всякой пирушке по городам и селам первые пьяницы 20 … В виду этого и присутствию духовенства на братчинах вне трапез едва ли уже придавался идейный смысл, особенно после того, как епархиальная власть пригрозила священникам всякими прещениями за допущение пирующих в стены храмов. Приводимый ниже указ архиеп. Варсонофия, представляя собою видное звено в цепи мероприятий правительства, ограничивавших пьянство, насколько оно прикрывалось автономией прихода, пополняет собою скудные вообще сведения наши о судьбе такого исконного русского института, как братчины. Насколько судьба его в последние два столетия слабо освещена историческими показаниями, видно из того, напр., что новейший биограф первого Холмогорского архиерея, В. Верюжский , детально изучивший архангельские церковные отношения в конце XVII – начале XVIII ст., совершенно не знал, пережили ли братчины архиеп. Афанасия: этот автор так выражается, что они, «как кажется, ещё существовали «во времена Афанасия», но что они должны были исчезнуть, как не гармонировавшие с общим направлением, какое приняла при нем приходская жизнь, в частности не мирившиеся с контролем церковных сумм 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Никон (Васин) 31.03.1996 хирот. во еп. Задонского, вик. Воронежской епархии. Никон (Васюков) 26.08.1990 хирот. во еп. Уфимского и Стерлитамакского. Никон (Гревс) 24.02.1946 хирот. во еп. Сергиевского; в 1946 г. вышел из юрисдикции МП и примкнул к «феофилофской» группировке; запрещен в священнослужении; † 11.06.1983. Никон (Дегтяренко) 6.12.1924 хирот. во еп. Могилевского; с 5.10.1927 еп. Енисейский; с 3.02.1928 на покое. Никон (Лысенко) 12.03.1959 хирот. во еп. Уфимского и Стерлитамакского; с 9.10.1963 еп. Воронежский и Липецкий; с 30.03.1964 на покое; † 24.05.1972. Никон (Миронов) 21.07.1993 хирот. во еп. Задонского, вик. Воронежской епархии; с 26.02.1994 еп. Екатеринбургский и Верхотурский. Никон (Петин) 21.05.1944 хирот. во еп. Ворошиловградского; с 1945 г. еп. Донецкий и Ворошиловградский; с 19.08.1951 в сане архиепископа; † 16.04.1956. Никон (Пурлевский) 14.04.1920 хирот. во еп. Рыльского, вик. Курской епархии; с 1921 г. еп. Белгородский, вик. Курской епархии; в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол; в марте 1924 г. принес покаяние; с кон. 1924 г. еп. Белгородский; в 1925 г. арестован; с 16.04.1930 еп. Бакинский; с 06.11.1930 еп. Ржевский; с 01.11.1933 архиеп. Архангельский; с 05.06.1937 архиеп. Казанский; расстрелян 27.12.1937. Никон (Рождественский) с 6.07.1916 на покое (б. архиеп. Вологодский); † 30.12.1918. Никон (Фомичев) 26.08.1962 хирот. во еп. Выборгского, вик. Ленинградской епархии; с 16.11.1962 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 3.08.1963 еп. Рижский и Латвийский; с 27.01.1966 еп. Архангельский и Холмогорский; с 11.06.1977 еп. Калужский и Боровский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 16.07.1982 архиеп. Пермский и Соликамский; с 28.03.1984 на покое; † 13.04.1995. Нифонт (Сапожков) в янв. 1947 г. хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 18.11.1948 еп. Уфимский и Башкирский; с 17.03.1950 еп. Житомирский и Овручский; † 7.10.1951. Нифонт (Солодуха) 19.03.1990 хирот. во еп. Хмельницкого и Каменец-Подольского; с 1992 г. еп. Луцкий и Волынский; с 28.07.1993 в сане архиепископа; с 3.05.1996 архиеп. Луцкий и Берестечковский; с 27.07.1996 архиеп. Луцкий и Волынский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 2012 году экспедиция провела реставрационные работы более чем в 30 северных храмах и часовнях. 5 июня. ПРАВМИР. Организаторы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашают добровольцев в летние экспедиции на Русский Север. В этом году планируются поездки в Пинежский, Онежский, Шенкурский и другие районы Архангельской области, сообщает сайт Калужской епархии со ссылкой на «Общее Дело». Для участия в экспедиции необходимо заполнить анкету и отправить ее на электронный адрес  info@obsheedelo.ru . Проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» был разработан группой любителей Русского Севера по благословению почившего епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Цель проекта – спасти деревянные храмы и часовни Севера. За несколько лет состоялось было 30 экспедиций и обследовано более ста объектов. Во многих храмах впервые за многие десятилетия был наведен порядок, установлены иконы, проведены аварийные работы и совершены богослужения. Несколько церквей и часовен удалось восстановить полностью. В 2012 году экспедиция провела реставрационные работы более чем в 30 северных храмах и часовнях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июня, 2019 30 мая, 2019 21 мая, 2023 20 мая, 2021 22 апреля, 2021 31 мая, 2020 28 декабря, 2019 4 декабря, 2019 29 августа, 2019 19 июня, 2019 30 мая, 2019 21 мая, 2023 20 мая, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/dobrovolcev-priglashay...

Отделение «Всемирного русского народного собора» будет создано в Архангельске 20 января, 2012. Новостная служба Предполагается, что архангельское отделение ВРНС станет площадкой для обсуждения насущных вопросов по возрождению Православия на Русском Севере, русских национальных традиций, а также воспитанию подрастающего поколения. 20 января. ПРАВМИР. Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил благословил создание в Архангельске регионального отделения «Всемирного Русского Народного Собора» и дал согласие стать сопредседателем Совета отделения, сообщает сайт епархии . Заседание оргкомитета по созданию прошло в Успенском храме Архангельска. Первый сбор участников состоится в Успенском храме 31 января 2012 года, после чего будут поданы учредительные документы отделения для государственной регистрации. На второе собрание в марте-апреле пригласят членов центрального бюро Совета «Всемирного русского народного собора». В оргкомитет по созданию отделения вошли представители бизнеса, науки и культуры, среди которых преподаватели Виктор Свирякин и Валентин Зеленов, заслуженный художник России Сергей Сюхин, директор ООО «ПОЛАРМАР» Олег Маслов. Предполагается, что архангельское отделение ВРНС станет площадкой для обсуждения насущных вопросов по возрождению Православия на Русском Севере, русских национальных традиций, а также воспитанию подрастающего поколения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/otdelenie-vsemirnogo-r...

Платон (Руднев) 1.10.1923 хирот. во еп. Богородского, вик. Московской епархии; † в янв. 1936 г. Платон (Тихомиров) упом. в 1928 г. как врем. управ. Тульской епархией. Платон (Удовенко) 16.12.1973 хирот. во еп. Аргентинского и Южноамериканского; с 6.10.1977 в сане архиепископа, экзарх Центральной и Южной Америки; с 20.03.1980 на покое; с 8.08.1980 архиеп. Свердловский и Курганский; с 26.12.1984 архиеп. Ярославский и Ростовский; с 2.11.1993 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский. Поликарп (Приймак) 19.07.1957 хирот. во еп. Кировского и Слободского; с 16.11.1962 еп. Архангельский и Холмогорский; с 27.01.1966 еп. Ивановский и Кинешемский; с 30.07.1968 еп. Пензенский и Саранский; с 16.12.1969 на покое; † 23.07.1989. Поликарп (Тихонов) в 1920 г. хирот. во еп. Лукояновского, вик. Нижегородской епархии; 1925–1927 еп. Ардатовский, вик. Нижегородской епархии. Порфирий (Гулевич) 25.06.1928 хирот. во еп. Криворожского, вик. Днепропетровской епархии; с 5.09.1930 еп. Зиновьевский, вик. Одесской епархии; с 11.08.1931 еп. Крымский; с окт. 1936 г. в заключении; расстрелян 2.12.1937. Прокл (Хазов) 18.10.1987 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 13.09.1989 еп. Ульяновский и Мелекесский. Прокопий (Титов) с 30.08.1914 еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии; с 1919 г. еп. Николаевский, вик. Одесской епархии; с 1921 г. еп. Одесский и Херсонский; с июня 1925 в сане архиепископа; с 27.11.1925 епархией не управ.; в 1927 г. упом. как архиеп. Херсонский и Николаевский; расстрелян 23.11.1937. Рафаил (Березин) 29.10.1944 хирот. во еп. Калининского и Великолуцкого; † 15.05.1945. Рафаил (Гумилевский) 13.09.1924 хирот. во еп. Александровского, вик. Ставропольской епархии; с 1925 г. в заключении. Роман (Танг) 16.04.1950 хирот. во еп. Таллинского, вик. Ленинградской епархии; с 20.12.1955 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 23.07.1956 еп. Ивановский; с 9.12.1958 еп. Курский и Белгородский; с 21.05.1959 архиеп. Виленский и Литовский; † 18.07.1963. Ростислав (Девятов) 28.11.1993 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Епископ Архангельский Даниил предложил запретить продажу кодеиносодержащих препаратов без рецепта Архангельск, 18 ноября 2011 г. Епископ Даниил предложил запретить продажу кодеинсодержащих препаратов без рецепта Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил предложил запретить в регионе с 1 января 2012 года продажу кодеиносодержащих препаратов без рецепта врача. Это предложение владыка озвучил на «круглом столе» по проблемам наркомании и алкоголизма, прошедшем в Северном государственном медицинском университете, сообщается на сайте Архангельской епархии. Кроме того, архипастырь направил официальные письма губернатору Архангельской области Илье Михальчуку и председателю Облсобрания Виталию Фортыгину с просьбой инициировать строгий контроль за продажей таких лекарств в аптеках с 1 января 2012 года. В настоящее время запрет на безрецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов введен в Татарстане, Белгородской, Липецкой и Калужской областях. Аналогичные документы готовят еще 23 субъекта Российской Федерации. C 1 июня 2012 года на территории России вводится запрет на отпуск без рецептов кодеиносодержащих препаратов. По-настоящему эффективно помочь в разрешении этой проблемы сможет церковный реабилитационный центр, считает архипастырь. «В центре люди смогут прибегнуть к Таинствам исповеди и Причастия, соединиться с Богом и Церковью», – считает епископ Даниил. «Мы должны постоять за самое святое – наших детей. Давайте проснемся – молодые люди 17-20 лет в результате употребления дезоморфина становятся инвалидами», – подчеркнул владыка. По словам начальника регионального управления наркоконтроля Валентина Жданова, с появлением в 2007 году нового наркотического средства дезоморфин наркоситуация в регионе резко усложнилась. За четыре года количество изъятий дезоморфина в Архангельской области выросло более чем в шесть раз. В результате этого в несколько раз увеличилось число больных, находящихся в стационаре с наркотической зависимостью. «С 2007 года в учреждения здравоохранения поступило 677 обращений граждан с тяжелыми последствиями дезоморфиновой наркомании. А с начала текущего года уже пролечено 180 пациентов, употребляющих дезоморфин. К слову, на лечение одного дезоморфинового наркомана тратится около одного миллиона рублей», - сообщил Валентин Жданов. Отметим, что на эти средства можно было бы открыть несколько реабилитационных центров.

http://pravoslavie.ru/49934.html

Однажды я в очередной раз пришел в один из них, и воспитатель (она была немножко расстроена) сказала: «Владыка, вы стараетесь, поддерживаете нас. А знаете ли вы, что очень многие выпускники детских домов попадают в тюрьмы, мы готовим кадры для наших тюрем? 19 октября. ПРАВМИР. «Детям-сиротам прежде всего нужна любовь», — заявил епископ Архангельский и Холмогорский Даниил на конференции «Дети. Творчество. Успех», которая прошла в Архангельске в рамках первого областного форума «Дети Поморья». Форум посвящен вопросам развития детей, живущих в детских домах, их творческих и спортивных способностей, а также проблемам их профессиональной ориентации, сообщает сайт Архангельской и Холмогорской епархии. Владыка рассказал, что впервые столкнулся с проблемой детских домов после своего назначения на Южно-Сахалинскую кафедру: «На Сахалине много детских домов. Однажды я в очередной раз пришел в один из них, и воспитатель (она была немножко расстроена) сказала: «Владыка, вы стараетесь, поддерживаете нас. А знаете ли вы, что очень многие выпускники детских домов попадают в тюрьмы, мы готовим кадры для наших тюрем?» Причина этого, по словам епископа Даниила, понятна: «Дело в том, что детям в первую очередь нужно не количество питания, не какие-то специальные условия, не образование – все это вторично. Прежде всего детям нужна любовь. Все мы хотим любви, любовь – основание семьи. Если в ребенка эту не вложили, то это уже не полноценный человечек. Где нет любви, там появляются ее противоположности: неудовлетворенность, зависть, ненависть. В материально благополучных странах сытые люди берут в руки автоматы и начинают стрелять по всем подряд. Почему? Потому что у них любви, не веры. А детские дома именно этого, главного, зачастую дать не могут. Любой воспитатель, педагог должен стараться показать детям пример любви, ведь дети всегда смотрят на старших», – подчеркнул владыка. Упомянув о значении форума, епископ Даниил отметил: «Мне очень приятно, что здесь собрались неравнодушные люди, те, у кого горит сердце, те, кто старается помочь детям. Детские дома – это оскорбление для нашего народа. Это показатель того, что мы неправильно воспитываем подрастающее поколение. Я хотел бы, чтобы духовная составляющая всегда была в начале любого дела. Именно любовь может изменить человека», – заключил он.

http://pravmir.ru/episkop-daniil-detyam-...

Архангельская епархия просит власти не допустить выступления колдуньи-экстрасенса 20 января, 2015. Новостная служба В программе визита заявлены темы: «Проблема деторождения/семейные взаимоотношения» и «Причины болезней». 20 января. ПРАВМИР. Архангельская и Холмогорская епархия обратилась к мэру Архангельска Виктору Павленко с просьбой не допустить выступления скандально известной колдуньи-экстрасенса Фатимы Хадуевой. Об этом сообщает пресс-служба Архангельской епархии . Как отмечается в письме руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумена Феодосия (Нестерова), «жители города могут подвергнуться опасному оккультному воздействию в случае проведения семинаров Хадуевой в Архангельском городском культурном центре. В том числе могут пострадать семьи и дети, так как в программе визита заявлены темы: «Проблема деторождения/семейные взаимоотношения» и «Причины болезней». «Фактически, граждане, участвующие в семинарах Ф. Хадуевой, подвергают себя риску непрофессионального медицинского вмешательства, а также риску изменения сознания вследствие воздействия на психику. Между тем, информация о возможных негативных последствиях таких вмешательств не предоставляется. В случае причинения вреда здоровью гражданам будет очень трудно найти его истинную причину, разыскать самого экстрасенса, потребовать от нее компенсации за нанесенный вред, поскольку никаких письменных обязательств никто на себя не берет. В последнее время появилось большое количество лиц и организаций, которые, спекулируя на несчастье больных людей, пытаются, обещая им исцеление, извлечь материальную выгоду. В результате из-за необращения к врачу теряется время и состояние больных резко ухудшается, иногда до такой опасной степени, что медицина оказывается бессильной им помочь. Зачастую, люди отдают такой организации все, что имеют и в итоге оказываются без средств существования с полностью разрушенным здоровьем и поврежденной психикой», — говорится в письме. Игумен Феодосий напоминает, что «согласно Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на медицинскую деятельность предоставляется только при наличии лицензии на избранный вид деятельности, соответствующий установленным стандартам качества медицинской помощи. Предлагаемые для использования в медицинских целях методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения, как правило, замыкаются на неких «особых» способностях человека и не поддаются стандартизации, а, следовательно, воспроизведению другими лицами, а потому их осуществление не может быть никак проконтролировано и соответственно отлицензировано».

http://pravmir.ru/arhangelskaya-eparhiya...

Архангельская митрополия поддержит создание областной программы «История Русского Севера» 24 мая 2013 г. 09:51 Архангельская митрополия поддержит создание областной целевой программы «История Русского Севера». Такое решение принял митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил по итогам встречи с рабочей группой Экспертного совета при губернаторе области. В группу по истории Русского Севера вошли ведущие историки, краеведы и общественные деятели: доктор исторических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова А. Репневский и профессор истории Владислав Голдин, старший научный сотрудник областного краеведческого музея И. Гостев, секретарь попечительского совета фонда «Император» В. Станулевич, руководитель общества «Норд» С. Клочев и другие. Историки ознакомили митрополита Даниила с основными положениями доклада «Прошлое Русского Севера — невостребованный ресурс Архангельской области», подготовленного рабочей группой, и сообщили, что планируют представить его на заседании Экспертного совета при губернаторе. Авторы проекта говорят о необходимости возрождения исторической славы Архангельска. «У нас было три " бренда " , которые сейчас не востребованы, — " Колыбель русского флота " , " Столица Арктики " и " Духовная столица Русского Севера " . Русская культура и духовность, сдавая позиции в ХХ веке, отступали на Север, здесь они сохранились, и теперь появилась возможность их обратного распространения на всю территорию России. Что для этого следует сделать, сказано в докладе», — объяснил секретарь фонда «Император» В. Станулевич. В федеральной и областной программах по культуре Русского Севера уделяется внимание лишь реставрации, подчеркнули историки. Однако, по их мнению, есть много других важных направлений деятельности, например, проведение раскопок на территориях древних монастырей, поиск захоронений святых Северной земли, археологические исследования, издание книг, учебников виртуальных экспозиций и компьютерных игр по истории края.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Завершилась рабочая поездка главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в Архангельскую область 26 июля 2023 г. 20:25 23-25 июля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась рабочая поездка председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , главного редактора журнала «Фома», члена Общественной палаты РФ В.Р. Легойды в Архангельскую область. Визит прошел по приглашению губернатора Архангельской области А.В. Цыбульского. 23 июля, в первый день визита, состоялась встреча  В.Р. Легойды с митрополитом Архангельским и Холмогорским Корнилием . В ходе разговора был обсужден ряд рабочих вопросов, касающихся взаимодействия Архангельской епархии с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Собеседники засвидетельствовали высокий уровень взаимного доверия и готовность продолжать конструктивное взаимодействие. Во второй день визита, 24 июля, В.Р. Легойда принял участие в  деловом завтраке  с журналистами архангельского медиахолдинга «Регион 29». Со стороны журналистского сообщества в мероприятии приняли участие генеральный директор медиахолдинга «Регион 29» Д.В. Горин, главный редактор областной газеты «Правда Севера» С.Н. Лойченко, главный редактор информагентства «Регион 29» Л.В. Захарова, главный редактор телеканала «Регион 29» М.В. Даник. Во время встречи состоялся откровенный и живой разговор на волнующие журналистов темы. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ поделился с коллегами личным профессиональным опытом, рассказал о своих текущих и будущих проектах. Среди прочего участники встречи затронули тему специфики деятельности и новых тенденций в современном информационном пространстве Также шел разговор о стереотипах, связанных с имиджем Церкви, основных направлениях ее деятельности, некоторых внутрицерковных проблемах, а также положительных изменениях, сказывающихся, в частности, в миссионерской работе, в повышении уровень подготовки священнослужителей.

http://patriarchia.ru/db/text/6045632.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010