В период раннего ампира еще актуальна была тема храмов-ротонд - отголосок предыдущей эпохи. В строительстве усадебных мавзолеев Жилярди обращался к ротондам, трактованным преувеличенно монументально, в стиле Пантеона (ротонда с колонным портиком и низким куполом): ц. свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово близ г. Видное Ленинского района (1813, мавзолей Д. П. Волконского, заказчица Е. А. Волконская; перестроена в 30-х гг. XX в.) изначально с полукруглой колоннадой позади, соединенной с колокольней по оси храма и симметричными корпусами богадельни; Успенская ц. в усадьбе Семёновское-Отрада Ступинского района (1832-1835, заказчик В. Г. Орлов). О. И. Бове развивал уже традиционную для Москвы форму ротонд, включенных в 3-частную композицию. Архитектор выстроил в своей усадьбе величественную ротонду с наружной колоннадой из сдвоенных колонн, трапезной и колокольней (ц. арх. Михаила в Архангельском Рузского городского окр., 1822), а затем повторил этот проект в Покровской ц. в Пехра-Покровском городского окр. Балашиха (1825-1828; трапезная перестроена). Церковь во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. 2016 г. Церковь во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. 2016 г. Тип кубического четверика с низкой купольной ротондой, изобретенный Жилярди, стал в конце концов самым распространенным и узнаваемым типом ампирного храма. Он мог быть чисто центрическим, как в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Никольском-Тимонине (в черте г. Лосино-Петровский; 1819, круг архит. Жилярди, заказчица Д. А. Валуева) в виде бесстолпного, увенчанного ротондой четверика с щипцовыми завершениями фасадов, 3 портиками и апсидой. Четверик мог украшаться колонными портиками в арочных нишах (иногда портики трактовались как тройные арочные окна). Наиболее представительна центрично-осевая ц. Св. Троицы в Коледине (городской окр. Подольск; 1815-1822; владение Р. Е. Татищева и Е. Р. Вяземской) с 2 экседрами четверика, низким куполом и отдельно стоящей колокольней, соединенной с храмом колоннадой ( Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980. С. 144; Чекмарев. Неизвестные произведения семьи Жилярди. 2012). Аналогична ей архитектура ц. Воскресения Господня в Кожине Рузского городского окр. (1822-1842, заказчик А. П. Урусов). Такой четверик с портиками в арках и купольной ротондой мог быть включен в 3-частную композицию: Спасская (Никольская) ц. в Петровском Щёлковского р-на (1828, заказчица С. А. Мельгунова) со щипцовыми завершениями четверика; Тихвинская ц. в Игнатове (городское поселение Дмитров; 1835); «скромная» ц. Воскресения словущего в Купрове Можайского р-на (1843, возведена на средства Белобородовой); Никольская ц. в Парфентьеве Коломенского р-на (1835-1847, архит. Н. И. Козловский).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Фотография. 2014 г. Следующим этапом в развитии этого типа храмов стала группа т. н. потехинских церквей с приделами-палатками по углам основного одноглавого 2-столпного четверика с горкой кокошников. Все эти храмы были выстроены в вотчинах князей Одоевских артелью крепостного зодчего Павла Потехина. Самой ранней является 5-главая ц. свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине Красногорского р-на (1664-1665, заказчик кн. Н. И. Одоевский) с 4 симметричными одноглавыми приделами, соединенными галереей. С запада галерея в 2 яруса завершалась звонницей (заменена колокольней в 1840, архит. М. Д. Быковский). Аналогична предыдущей ц. Казанской иконы Божией Матери в Маркове Раменского р-на (1672-1680, заказчик кн. Я. Н. Одоевский; колокольня XIX в.). Композиция 3-главой ц. арх. Михаила в Архангельском Красногорского р-на (1667, заказчик кн. Я. Одоевский) с 2 приделами, сдвинутыми по диагонали от четверика (северо-восточный сохр., юго-западный был в 1-й четв. XIX в. перенесен на вост. сторону церкви), не совсем симметрична. Благовещенская церковь в Тайнинском в Мытищах. 1675–1677 гг. Фотография. 2015 г. Благовещенская церковь в Тайнинском в Мытищах. 1675–1677 гг. Фотография. 2015 г. В этот период в Центр. России появились симметричные 3-частные композиции, где бесстолпный четверик, трапезная и колокольня (или крыльцо) выстроены по оси «запад-восток». Во 2-й пол. XVII в. они еще сравнительно редки: 5-главые ц. свт. Николая Чудотворца в Батюшкове Дмитровского р-на (1666, заказчик А. И. Нестеров; колокольня переделана в XVIII в.; юж. придел и алтарь XIX в.; аналог ц. свт. Николая в Пыжах в Москве); ц. свт. Николая Чудотворца в Сидоровском Одинцовского р-на (1680, заказчик А. Д. Щербатов; трапезная расширена в 1895-1898); ц. Рождества Пресв. Богородицы в Клишине (городской окр. Озёры; ок. 1690; вотчина Л. В. Ляпунова; пятиглавие утрачено, фасады обезличены); одноглавые ц. Рождества Пресв. Богородицы в Пояркове Солнечногорского р-на (1662-1665; вотчина боярина А. С. Матвеева) с поперечным четвериком под горкой кокошников, небольшой трапезной и уникальной шатровой колокольней (1670) с 2 сужающимися ярусами звона и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Дединове (городской окр. Луховицы; ок. 1680) с симметричными приделами по бокам длинной трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 1907 г. было основано с. Петропавловка в составе Николо-Александровской вол. 23 мая 2002 г. в селе был зарегистрирован приход. В домике, рядом со строившимся Петропавловским храмом, по благословению еп. Хабаровского и Приамурского Марка (Тужикова) поселились первые насельницы. В мон-ре находятся ц. во имя апостолов Петра и Павла (2002-2006; построена в традициях новгородского храмового зодчества XII в.), освященная 20 мая 2006 г. архиеп. Хабаровским Марком, 7-купольная ц. во имя арх. Михаила с 3-ярусной шатровой колокольней и крещальней (2013-2015), освященная 20 дек. 2015 г. митр. Хабаровским и Приамурским Игнатием (Пологрудовым) , часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», водосвятный колодец, 3-этажный келейный корпус с иконописной, мозаичной, швейной и вышивальной мастерскими, 2-этажный трапезный корпус с архиерейскими покоями, кухней и молочным цехом (2005), т. н. чайный домик (2018), 2-этажная гостиница (2018), хозяйственные помещения, разбиты цветники. В Петропавловском храме установлен 5-ярусный иконостас, в Михаило-Архангельской ц.- уникальный золото-басменный иконостас; иконы для них написали сестры обители (также насельницами выполнены иконы для иконостаса Иннокентиевского храма Хабаровской ДС, алтарные иконы Успенского и Христорождественского соборов в Хабаровске и др.). Среди святынь монастыря - распятие с частицей камня от Гроба Господня, ковчег с частицами мощей святых (более 30), др. ковчег, с 70 частицами мощей Киево-Печерских преподобных, образ равноап. Николая (Касаткина) с частицей его мощей (переданы в дар насельницам 4 окт. 2008 архиеп. Сендайским Серафимом (Цудзиэ) во время его визита в обитель), иконы равноап. Нины, свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, вмц. Екатерины, св. блгв. кн. Даниила Московского, прп. Сергия Радонежского, благоверных Петра и Февронии с частицами мощей, список с Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери, иконы Богородицы «Всецарица» (кон. XVIII - нач. XIX в.), «Неупиваемая Чаша» и «Нечаянная Радость», «Одигитрия» (Афон), «Спас на троне» (XIX в.), «Богородица на троне» (XIX в.), образ прав. Анны с Пресв. Богородицей на руках (Афон, нач. XXI в.), иконы Распятия с клеймами Страстей Христовых (Афон, нач. XXI в.), «Спас в Силах» (Афон, нач. XXI в.) и др.

http://pravenc.ru/text/2580446.html

20 сентября 1877 г. Дьяченко был назначен на должность смотрителя Красноярского Духовного Училища. 19 янв. 1878 г. он уволился оттуда (по другим сведениям, не сумел принять назначение) и подал в Совет МДА прошение об освобождении от обязательной службы по духовно- учебному ведомству. 28 марта 1878 г. прошение было удовлетворено, и согласно установленному правилу, Григорию пришлось выплатить сумму, израсходованную на его содержание во время обучения. Вероятно, служебная деятельность Г. Дьяченко началась с преподавания русского языка во Владимирской учительской семинарии. С 1 января 1880 г. он трудился учителем подготовительного класса 2-й Московской гимназии 4 . В том же году Дьяченко сдал экзамены на историко-филологическом факультете Московского ун-та на право занятия должности преподавателя русского языка и словесности в светских средних школах. Эти предметы Дьяченко преподавал в течение 10 лет, сначала в Поливановской учительской семинарии, открытой в 1871 г., затем 2-й Московской гимназии, 3-м Александровском военном училище в Москве. В мае 1881 г. Дьяченко был рукоположен во священника к Гавриило-Архангельской церкви при Московском почтамте – знаменитой «Меншиковской башне», сооруженной сподвижником Петра I в 1704–1707 гг. В 1884 г. о. Г. Дьяченко завершил магистерскую диссертацию: «К апологии христианства. О приготовлении рода человеческого к принятию христианства. Богословское и историко-философское исследование» (М., 1884). Его магистерская работа включала и библейский раздел «Приготовление еврейского народа к принятию христианства», в котором он показал, как религиозная история древних народов была «детоводительницей» к новозаветному Откровению. 27 мая состоялась защита, 3 июня 1885 г. резолюцией Святейшего Синода о. Григорий был утвержден в степени магистра богословия. В 1886 г. священника перевели в старинную церковь во имя св. мученика Трифона в Напрудной слободе в Москве, сооруженную в конце XV в. В этих местах во времена Ивана Г розного явился святой мученик Трифон, возвративший сокольничему Трифону пропавшего царского сокола. В 1899 г. о. Григорий был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Трифоновского храма. При нем по проекту прихожанина церкви архитектора С. Ф. Воскресенского осуществлена внутренняя отделка новых приделов во имя свят. Николая и прав. Филарета Милостивого, пристроенных несколько раньше, с 1894 г. по проекту арх. П. П. Зыкова (в 1932 г. разрушены) 5 . Именно в эти годы о. настоятель получил широкую известность, прежде всего, как проповедник. Одно- временно о. Григорий был законоучителем реального училища при лютеранской церкви Св. Архангела Михаила на Гороховом поле; с 1887 г. – членом Московского духовно-цензурного комитета, который в те годы пропускал ежегодно около 3000 печатных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов. Религия В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Большая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны. Русская Православная Церковь А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. ( Антониев Сийский , Артемиев Веркольский и Кожеезерский ) и 1 жен. ( Иоанно-Богословский ) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри . Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую ) обл. , в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/76434.html

в 1845 г.; в братском корпусе на хорах в честь преп. Сергия и Никона, под ними в честь Филарета Милост., постр. в 1860 г.; на братском кладбище во имя Воскр. Хр., освящен. в 1860 г.; за прудом в ограде пещерный храм арх. Михаила, освящ. в 1851 г., и около него пещерные келлии, укрепленные каменными сводами; над пещерами церковь во имя преп. Феодосия и Антония Печерских и Василия Парийского; неподалеку киновия с ц. в честь Боголюбской Бож. Матери, постр. в 1859 г.; здесь погребаются братия Сергиевой лавры. “Древняя деревян. церковь в скиту Гефсиман.”, Москва, 1853 г., с 2 видами; Снегирев, “Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры”, Москва, изд. 1863 г.; Сулоцкий, “Сказание о чудотв. иконе Богомат., находящ. в пещерном храме Гефсим. скита”, Москва, изд. 2-ое, 1880 г.; Коптев, “Гефсиман. скит”, М., 1878 г.; “Ист. Росс. Иер.”, II, 87; “Церковно-истор. месяцеслов св. Тр. Сергиевой лавры”, 17; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 11 (прибавка 40 вакансий в лавре для пострижения в скит); “Москов. губ. вед.”, 1860 г., 33 (опис. скита); “Ист. опис. Св. Троиц. Сергиевы лавры”, 1865 г., 178; “Чтения в И. Общ. ист”, 1877 г., I, Отд. 2, 333 (воспомин. архим. Пимена). 162. Гледенский – Троицкий или на Глядене , мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому мон., Вологодской губ., Устюгского у., в 4½ вер. к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рр. Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в XII в. проведником Иоанном, еще в то время, когда самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале XIII ст., когда в нем принял иночество преп. Киприан, основатель Архангельского м-ря в Устюге. По штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но в 1841 г. приписан к Архангельскому Устюг. мон. Савваитов, “Опис. Великоустюж. Архангель. и приписного к нему Троицко-Гледенского мон.”, СПб., 1848 г., стр. 35; “Ист. Росс. Иер.”, III, 692; Ратшин, 61; Лепехин, “Дневн. запис.”, III, 302; “Город. посел. Росс. Имп.”, I, 350; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 11 (о приписке), 84 (надел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. 405. Л. 1) († после 1566 - до 1585, Москва), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря (Архангельской митрополии). Сведения о Н. очень скудны. Согласно устному преданию, зафиксированному в XIX в., он был пострижен в Сырьинской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., основанной иноками Александрова Ошевенского монастыря . В 1552 г. иером. Н. в поисках безмолвного уединенного жития пришел на Лопский п-ов, омываемый водами Кожозера (Кожеозера, бассейн Онеги) и поставил часовню в честь св. Богоявления ( Челмогорский. 1901. С. 473). Основным письменным источником сведений о жизни Н. является «Сказание о зачале места святой обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея, священноинока Нифонта и инока Серапиона», известное в 2 списках 1-й пол. XVIII в., представляющих 2 разные редакции. В ранней редакции «Сказания...», составленной в 1613 г. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1-9; список из б-ки Антониева Сийского мон-ря), имя Н. в заглавии не значится - «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Однако в рукописи на поле около заглавия поздним почерком приписано: «преже его бе Нифонт». Начало «Сказания...» указывает на житийно-проложный характер повествования, посвященного одному лицу - прп. Серапиону (начало: «Сей убо Серапион родом измаильтянин…»). О Н. сообщается, что подвижник жил совершенно одиноким, по строгому уставу, пребывал в непрестанной молитве, безмолвии и строгом посте, питаясь ягодами и «былием». Вскоре к пустынножителю из Москвы пришел некий Сергий, бывш. астраханский царевич Туртас хан Гавирович, плененный при взятии Казани в 1552 г. Он попросил Н. постричь его в иноки. Н. с радостью принял юношу и, тщательно испытав, «постриже его и нарече ему имя Серапионъ.

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМОГОВИНА муж. мон-рь в честь Преображения Господня Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится между городами Хрватска-Костайница (ранее Костайница) и Петриня (Хорватия). В 2014 г. братии не было. К. основали в 1693 г. монахи Иоанн (Свилокос) и Сильвестр (Проданович) из сожженного турками мон-ря Моштаница . Иногда основателем мон-ря называют митр. Дабро-Босанского Афанасия (Любоевича или Любовича), к-рый часто жил в К. В 1693 г. мон-рь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. В 1715 г. игум. К. Феодор и иером. Рафаил посетили Россию, где встретили митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша). На собранные в России пожертвования была куплена церковная утварь и украшен храм мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. в К. находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, затем ее перенесли в Костайницу. В 1723 г. иером. Арсений основал в К. иконописную школу: созданные ее учениками иконы и церковная утварь хранятся во мн. местных храмах. Позже школа работала в Костайнице. В 1751 г. К. была центром серб. восстания против австр. властей. Описи 1771 и 1772 гг. сообщают, что в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, иеродиакон и 4 монаха. В 1773 г. рядом с мон-рем поселились 7 монахинь, но из-за клеветы еп. Бачский Моисей (Путник) расселил их по приходам. Первый деревянный храм в К. был освящен во имя арх. Михаила, как и собор в Моштанице. К 1728 г. возвели каменную ц. в честь Вознесения Господня (изображена на монастырской печати 1748 г.), но обитель продолжали называть Свято-Архангельской. Сохранившийся на территории мон-ря храм в честь Преображения Господня был возведен в сер. XVIII в. В 1777 г. власти потребовали закрыть К., т. к., согласно реформе, действующий мон-рь должен был иметь по 40 га пашни на каждого из не менее 8 насельников. Из-за протестов сербов монастырь закрыли в 1781 г. Земли были переданы монастырю Гомирье, а вырученные от продажи имущества средства разделили между обителями, приютившими ее насельников. Храм стал приходским. С нач. 2000-х гг. при нем началось возрождение мон-ря. С кон. XVIII в. К. является центром почитания мч. Феодора (Сладича) Комоговинского , частица мощей к-рого хранилась здесь до начала второй мировой войны. Лит.: Манастир Комоговина//Архив за ucmopujy Српске православне Карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1912. Год. 2. Бр. 17/18. С. 282-288; П. Манастир Комоговина//Свети Сава: Српски народни календар. Загреб, 1932. С. 79-88; П. Д. О руци св. Теодора у бившем ман-ру Комоговина//ГлИДНС. 1940. 13. Св. 3/4. С. 36-37; [Электр. ресурс]. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841860.html

И. отбывал срок заключения в Сиблаге на работах при строительстве шахт и добыче угля в Кузбассе. В 1933 г., незадолго до окончания срока заключения, в лагере против И. было возбуждено новое дело по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы». Отказался признать себя виновным. 28 янв. 1934 г. постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ срок заключения И. был увеличен на 2 года. В 1936 г., по отбытии срока заключения, вернулся в Казань. Пребывал за штатом. Продолжал переписку с митр. Кириллом, принимал у себя верующих. Иногда служил панихиды в кладбищенском храме во имя св. кн. Феодора и чад его Давида и Константина (ц. «Ярославских чудотворцев»). Большую часть получаемого за требы вознаграждения и пожертвования духовных детей И. отсылал арестованным и ссыльным священнослужителям. В нояб. 1937 г. был вновь арестован. Проходил по одному делу с прот. сщмч. Николаем Троицким (1879-1937) и 3 монахинями закрытого Богородицкого монастыря. И. обвинили в «организации контрреволюционного церковного подполья», в «клеветнических измышлениях о гонениях на Церковь в СССР». И. заявил о своей невиновности в отношении «контрреволюционной деятельности» и отказался отвечать на вопросы следователя. Стремясь облегчить положение других обвиняемых, он сказал, что с ними не общался. 29 нояб. 1937 г. Особой тройкой НКВД Татарской АССР приговорен к расстрелу. Казнен вместе с прот. Николаем. Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище Казани. Сейчас на этом месте установлен памятник со списком погребенных. В 1981 г. канонизирован Архиерейским Синодом РПЦЗ. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 23 июня 2008 г. Чин прославления состоялся 19 декабря 2008 г. в Никольском соборе г. Чистополя. Соч.: Этическая проблема в современном рус. идеализме: Канд. дис.//НАРТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 790. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677; Архив УФСБ по Респ. Татарстан. Д. 2-18199; Архив УФСБ по Новосибирской обл. Д. 22888. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 125; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 387, 388; Журавский А. В. Еп. Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митр. Казанского Кирилла//ЕжБК. 1996. С. 358-363; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004. С. 6, 157, 202, 205, 213, 224, 230, 241, 279, 284, 293, 365, 401, 409, 515, 616-722, 808, 821, 823, 829; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 513, 514; Цыпин. История РЦ. С. 131, 136, 137, 184; Колясев А. свящ., Кучин В. А. Исповеднический подвиг прот. Николая Троицкого, свящ. Серафимовской ц. г. Казани//ПС. 2006. 2(12). С. 86-126; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 324-332.

http://pravenc.ru/text/578054.html

В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богодухова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г. и при котором в 1710 г. видим двух священников. По местному преданию, первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.; в нем имеются два евангелия Московской печати 1677 г.; одно по надписи куплено " в гор. Богодухов ко храму Архистр. Михаила " , другое с надписью: " гор. Богод. храма Св. Живонач. Троицы " . Служебник К. п. 1746 г. с надписью: " в гор. Богодухов ко храму Арх. Михаила 1748 г. от Димитрия Сухины " . Триодь постная К. п. 1747 г. с надписью: " гор. Богодух. храма Св. Тройцы " . Благодарственное моление по возведении на престол Государыни Анны Иоанновны, М. п. 1730 г., с надписью: " в гор. Богодухов Архангельской церкви попу Артемону, февр. 1735 г. деньги получены, - Мураховский Покровский поп Данило " . По акту 1683 г. известен Богодуховский архангельский поп Марк Андреев. Храм Архангела существовал еще в 1785 г., когда священники его Иван и Федор Кременецкие по ведомости генерального межевания показывались владельцам двух участков земли в 76 дес., но потом он закрыт. Ныне заменяет его кладбищный храм Лазарева воскресения, освященный в 1773 г. Первый Покровский храм построен в Богодухове не позже 1685 г., в котором видим священника его Герасима Стефанова, бывшего потом соборным протоиереем. По числу храмов древнего Богодухова нельзя сомневаться, что в старые времена в Богодухове было очень значительное число жителей. Даже нынешние старожилы помнят довольно цветущее состояние Богодухова, изменившееся на худшее после 1820 г. 1857 год. Город Богодухов. " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " .

http://sobory.ru/article/?object=45652

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010