Занимался в ссылке переводами Священного Писания с древних языков и др. научными работами. 17 авг. 1937 г. арестован по обвинению в том, что он, «отбывая ссылку в Архангельске, организовывал контрреволюционную группу из церковников и ссыльного духовенства. На проводимых нелегальных сборищах в контрреволюционном духе обсуждал политику партии ВКП (б) и советского правительства». Вместе с П. были арестованы др. верующие (среди них - его сестра Антонина), проходившие по групповому «делу епископа Парфения (Брянских)». На допросах П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Архангельской обл. от 15 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу. Погребен в общей безвестной могиле. В ночь с 16 на 17 нояб. 1937 г. была арестована его сестра Антонина по обвинению в участии в «контрреволюционной группе под руководством епископа Парфения (Брянских)». Постановлением особого совещания при УНКВД по Архангельской обл. от 29 дек. 1937 г. приговорена к расстрелу. Расстреляна и погребена в безвестной могиле. Определением Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 2. Л. 164-164 об., Д. Р-41559; РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1909 г. Д. 421; Оп. 11. 1914 г. Д. 289; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-7799; Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 24649-С; Архив УСБУ в Одесской обл. Д. 17501-П; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 24649-С. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 364-365; Польский. Ч. 2. С. 89-90; Просим освободить из тюремного заключения: (письма в защиту репрессированных). М., 1998. С. 169-171; Иеромонах Павел Троицкий: Жизнеописание/Сост.: прот. В. Воробьев. М., 2003. С. 19; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 399; Биогр. словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Мат-лы из собр. проф. прот. Ф. И. Титова и архива КДА/Сост.

http://pravenc.ru/text/2579069.html

барокко: центральную ось здания подчеркивают барабан главы, дополнительный этаж-аттик с 3-угольным фронтоном. 2 волюты, подобно украшениям итал. базилик эпохи барокко, соединяют аттик с карнизом, объединяющим весь фасад, главы над угловыми приделами фланкируют центральную ось всей композиции фасада и четверика. В духе рим. архитектуры исполнены аркады, несущие открытую галерею-террасу, в центре ее строго к входу в храм ведет высокая лестница. симметрия форм, использование мотивов западноевроп. архитектуры, а также цветовые сочетания (красные стены, белые пилястры, профили и наличники, а также зеленые изразцовые капители пилястр) усиливают парадный облик ц. Симеона столпника, уподобляют ее дворцовой архитектуре. Интерьер этого храма также выделяется среди остальных сооружений Вел. Устюга: его стены и свод украшены орнаментальной раскрашенной лепниной, усиливающей впечатление пышного праздника. Резные иконостасы Центральная часть иконостаса собора во имя арх. Михаила в Вел. Устюге. Сер. XVIII в. Центральная часть иконостаса собора во имя арх. Михаила в Вел. Устюге. Сер. XVIII в. Деревянные резные иконостасы сохранились во мн. храмах Вел. Устюга: 1697 г. датируется иконостас собора в честь Преображения Господня Спасо-Преображенского мон-ря; 1708 г.- ц. Димитрия Солунского в Дымковской слободе; после 1720 г.- Прокопиевского собора; 1731-1732 гг.-Успенского собора (в его состав вошли иконы, написанные для прежнего иконостаса 70-х гг. XVII в. изографом Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем); 1744 г.- ц. Вознесения Господня; сер. XVIII в.- ц. св. Симеона столпника. К 1784 г. складывается окончательно ансамбль иконостаса собора Михаило-Архангельского мон-ря, в состав к-рого вошли резные столбики из иконостаса 1731-1735 гг. Подлинным шедевром является иконостас собора во имя Св. Троицы Гледенского мон-ря, созданный в 1776-1784 гг. на средства горожан. Он повторяет по конструкции и деталям иконостас собора во имя Зачатия Пресв. Богородицы Спасо-Яковлевского мон-ря в Ростове, с к-рого сняли точный рисунок и составили чертежи в 1773 г. по инициативе гледенского игум. Геннадия. Над созданием резного убранства иконостаса трудились резчики из Тотьмы, иконы были написаны устюжскими мастерами. Все сохранившиеся иконостасы Вел. Устюга в той или иной мере относятся к барочному стилю, более ранние варианты, напр. иконостасы собора в честь Преображения Господня или ц. Вознесения, отличаются широким применением плоского рельефа, к-рый со временем заменяют объемные детали (обвитые лозой колонки, растительные и фантастические орнаменты). Иконостас собора Троице-Гледенского мон-ря оригинален своей динамичной композицией: центральная часть имеет сильный вынос, так что вся конструкция из декоративной перегородки превращается в часть внутренней архитектуры здания, не отделяет помещения друг от друга, а соединяет их в активное, насыщенное золотом, блеском, движением всех элементов пространство.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Совр. границы епархии оформились в 1937 г., после образования Вологодской обл. В результате приведения в соответствие границ епархии с границами области территория епархии уменьшилась более чем вдвое в сравнении с территориями нач. XX в. (значительные территории бывш. В. е. входят в состав совр. Сыктывкарской, Вятской, Архангельской, Костромской епархий), одновременно к В. е. были присоединены нек-рые земли Новгородской и Олонецкой (ныне Петрозаводской) епархий. В 1379 г. в Вычегодскую Пермь, с 1328 г. платившую подати московским князьям, из Москвы прибыл иером. св. Стефан . В продолжение неск. лет, двигаясь по берегам рек Вымь и Вычегда, он проповедовал христианство зырянам. При слиянии этих рек святой построил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, клир к-рой составили новообращенные жители Вычегодской Перми. Позднее вокруг храма вырос погост Усть-Вымь. В 1383 г. свт. Стефан в Москве был хиротонисан во епископа для новоучрежденной Пермской епархии. Святитель крестил ок. 700 чел., избрал из их числа способных и рукоположил во священный сан, поставил также иподиаконов, чтецов. Св. Стефан создал коми-зырянский алфавит и перевел на коми-зырянский язык Часослов, Псалтирь, Октоих и др. богослужебные книги. Святитель построил в Перми храм во имя арх. Михаила, при к-ром в XVI в. возник усть-вымский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , основал Спасо-Ульяновский Стефанов во имя Св. Троицы и Стефанов во имя свт. Афанасия Великого на Вотче муж. мон-ри. Не желавшие принимать христианство зыряне и коми-пермяки во главе с сотником Паном переселились с Вычегды на берега Оби. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. В 1385 г. Новгородский архиеп. Алексий послал дружинников, чтобы изгнать свт. Стефана из Перми. Нападение удалось отразить с военной помощью из Устюга. В следующем году свт. Стефан ездил в Вел. Новгород, конфликт с архиепископом был урегулирован, Пермский архиерей оказал поддержку архиеп. Алексию в борьбе с ересью стригольников . Святителю удалось уменьшить размер дани, к-рую платили пермяки данщикам, наместникам и в великокняжескую казну. Во время голода в крае еп. Стефан организовал доставку хлеба в Пермь из Вологды. Попытки язычников ограбить и уничтожить Усть-Вымь и Еренский городок (напр., в 1390) пресекались посылкой в Пермь военной помощи из Устюга. В 1396 г. свт. Стефан направился в Москву, где скончался 26 апр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В с. Кондакове Борисоглебского р-на находится источник во имя прп. Иринарха. В угличском Алексеевском мон-ре находится чудотворная икона Божией Матери «Неугасимая Свеча» («Вратарница»). В Преображенском кафедральном соборе Углича хранится список иконы «Покров Пресв. Богородицы» из затопленного Угличским водохранилищем Покровского мон-ря. Ежегодно в праздник Покрова Пресв. Богородицы с этой иконой совершается Покровский Паисиев крестный ход (11 км) до поклонного креста на берегу Угличского водохранилища близ затопленной Покровской обители. В угличской ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери находится одноименный особо почитаемый образ, а также глава и части одежды мч. Иоанна Чеполосова. В угличском Богоявленском мон-ре хранится Феодоровская икона Божией Матери - подарок матери царевича св. Димитрия, царицы Марии Нагой. Икона спасала город от пожара и чумы. В каждом храме Угличского благочиния находится частица мощей блгв. кн. Романа Угличского. В храме во имя царевича св. Димитрия на Крови есть частица мощей царевича, переданная из посвященной ему ц. при московской 1-й Градской больнице. В угличском в честь Воскресения Христова мужском монастыре почивают мощи местночтимого святого схимон. Иоакима. В с. Котове Угличского р-на близ недействующей Успенской ц. находится могила исп. Ираиды Тиховой . По преданию, при закрытии ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на в пруду утопили священные сосуды, с тех пор он почитается как святой. В Угличском р-не особо почитаются св. источники: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Тихона Амафунтского у р. Улеймы в с. Нефедьеве, во имя Царственных мучеников близ с. Заозерья, во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Никольского. На территории ныне не существующего с. М. Богородского Мышкинского р-на, на погосте полуразрушенной ц. во имя прп. Паисия Угличского, покоятся родители прп. Паисия и существует источник во имя преподобного. В с. Архангельском Мышкинского р-на находится могила почитаемой старицы Ксении Красавиной (сер.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

И. д. Благочинного 2-го Кемского благочиния, священника Никанора Усердова Рапорт Причт Ухтинского прихода рапортом от 30 Апреля сего года за 71 доносит, что во исполнение Указа Духовной Консистории от 20 Марта 1898 года за 2772, совершена им закладка церкви, по чиноположению, во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, в деревне Ювалакша 27 Апреля сего года и к работам по постройке церкви приступлено. О чем покорнейше и заявляю Архангельской Духовной Консистории. И. д. Благочинного, священник Никанор Усердов. Дело «О строительстве церкви в Ювалакшской деревне Ухтинского прихода» за 1895-1898 гг. Основание: Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2165. Л. 1 – 70об. «Главная опись церковного и ризничного имущества Ювалакшской Александро-Невской церкви 2-го благочиния Кемского уезда Архангельской епархии» Составлена в 1914 г., утверждена по журнальному определению Архангельской Духовной Консистории от 27 Апреля 1914 г. за 267 для руководства при поверках церковного имущества. Часть I Построена церковь в 1898 году на средства С.Петербургского купца Григория Ивановича Щелкина, освящена с благословения Преосвященнейшего Иоанникия, Епископа Арх. и Холм. Ювалакшская Александро-Невская церковь устроена в виде креста, из сосновых бревен, покрыта тесом. Крыша церкви, алтаря и колокольни окрашена охрой. Длина алтаря 2 саж. 2 арш., ширина 2 саж. 2 арш. Длина церкви 3 саж. ¾ арш., ширина 3 саж. 2 арш., высота до крыши 3 саж. ½ арш.; длина паперти 1 саж. 2 арш., ширина 2 саж. 2 арш. Над папертью устроена колокольня квадратная с шатром и главой. Всех окон 12 (14) – именно: 2 в алтаре, 6 в церкви, 2 в паперти, 1 в кладовой и 1 под колокольней. Печей четыре: 1 в алтаре, 2 в церкви (в средней части), 1 в паперти. Здание церкви одноэтажное. Глава I Алтарь Святой престол деревянный, из сосновых брусьев, утвержден на каменном фундаменте. Вышина престола 1 арш. 6 верш., ширина 1 арш. 5 верш., длина 1 арш. 6 верш. Св. Антиминс на престоле в шелковом илитоне, освящен Преосвященнейшим Иоанникием II, Епископом Архангельским и Холмогорским, в 7-ой день месяца июня 1898 года.

http://sobory.ru/article/?object=50987

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Николаевич Архангельский (1885, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ. – 5.07.1938, Бамлаг (?), Дальневосточный край), сщмч. (пам. 22 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи псаломщика. Учился в Волоколамском ДУ, с 1905 служил псаломщиком в Петропавловской ц. с. Петропавловского Богородского у. Московской губ. С 1907 г. состоял учителем церковного пения в Старо-Псарьковской церковноприходской школе Богородского у. В 1909 г. переведен в ц. во имя арх. Михаила с. Архангельского Волоколамского у., в 1910 г. назначен учителем церковного пения местной церковноприходской школы. С 1911 г. служил в Петропавловской ц. при московской Мариинской больнице. 28 сент. 1915 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Вскоре был переведен ц. Воскресения Словущего в Сокольниках. С 1934 г. Г. служил в ц. в честь Преображения Господня на Преображенской площади. 11 дек. (или 12 дек.) 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе отказался давать показания, компрометирующие архиеп. Сергия (Воскресенского), а также отверг политические обвинения в свой адрес. 20 дек. 1937 г. Г. как «активный участник контрреволюционной фашистской группы попов, руководимой попом Ярцевым», и за ведение «фашистской антисоветской агитации, распространение провокационных слухов» был приговорен Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. к 10 годам заключения в ИТЛ. В марте 1938 г. Г. был арестован вместе с 30 заключенными из духовных лиц по обвинению в ведении «контрреволюционных разговоров и агитации в лагере», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Дальневосточному краю от 31 марта 1938 г. Имя Г. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Архиерейского Собора РПЦ от 12 окт. 2007 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 56417; 38944. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 412-414; Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Гавриил (Архангельский)//Московские ЕВ. 2007. 11/12. С. 179.

http://pravenc.ru/text/1618879.html

Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов) , так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ». В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь». 22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец) . В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков. Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/158940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Павлович Розанов (10.10.1889, с. Бардино Коломенского у. Московской губ.- 31.03.1938, Бамлаг), сщмч. (пам. 18 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. В 1907 г. окончил Коломенское ДУ и был назначен псаломщиком в храм во имя арх. Михаила с. Починки Коломенского у. В 1918 г. мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, в к-ром прослужил до 1921 г. 21 нояб. 1921 г. рукоположен во диакона, 8 мая 1922 г. - во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Починки. В 1931 г. приговорен к 4 месяцам принудительных работ за невыполнение повышенного натурального налога. В 1933 г. награжден наперсным крестом. 12 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в срыве выборов, заключен в тюрьму г. Каширы. Виновным себя не признал. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ. Срок заключения отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ, где и скончался; погребен в безвестной могиле. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 26 дек. 2003 г. Арх.: Архив МП. Послужной список; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-28180. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 2. С. 142-143; ЖНИР. Март. С. 196-197. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/178067.html

священнослужителей и монашествующих епархии насчитывает 692 имени ( Петров, 2000. С. 324-375). Репрессиям подвергались также члены церковных двадцаток, сторожа, певчие, «активные церковники». Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Н. и С. е. в 1941 - сер. 80-х гг. XX в. Собор во имя арх. Михаила на Прусской ул. в Новгороде. 1685 г. (перестроен во 2-й пол. XIX в.). Фотография. 1930 г. Собор во имя арх. Михаила на Прусской ул. в Новгороде. 1685 г. (перестроен во 2-й пол. XIX в.). Фотография. 1930 г. К началу Великой Отечественной войны вслед. многолетних антицерковных репрессий в обширной Ленинградской обл., включавшей территорию Новгородской и Псковской областей, действовали 23 храма (из них на совр. землях Новгородской обл.- лишь 3). В Новгороде оставался открытым только Михаило-Архангельский собор на Прусской ул. Все викарные кафедры прекратили существование. 19 авг. 1941 г. советские войска оставили Новгород; город и ок. 1/3 территории Новгородской обл. были оккупированы герм. войсками. 29 месяцев Новгород находился у линии фронта. В оккупации оказались еп. Макарий (Опоцкий), схиеп. Макарий (Васильев), значительное число заштатных священников разных епархий, поселившихся в Новгороде и его окрестностях после освобождения из лагерей. Там, где храмы не пострадали от военных действий, местные жители начали собираться в них на богослужения в первые же дни после вступления герм. войск (напр., в Успенской ц. с. Курицко Новгородского р-на, сохранившей свою утварь, служили уже 28 авг. 1941). «Контроль над желающим вернуться к служению духовенством» по предложению военного коменданта Новгорода принял на себя настоятель новгородского Михаило-Архангельского собора прот. Василий Николаевский (1898-1945), фактически сразу ставший благочинным с широкими полномочиями. С авг. 1941 г. мн. древние храмы в ходе боев подвергались сильным повреждениям. Так, во время пожара в ц. во имя св. Иоанна Предтечи на Опоках погибли фонды городского музея, в т. ч. свыше 3 тыс. икон и предметов старинной церковной утвари. Купола и своды Софийского собора были повреждены снарядами, но остававшиеся в соборе после его закрытия и превращения в музей мощи новгородских святых не пострадали. В нояб. протоиереи В. Николаевский и Петр Чесноков (впосл. архим. Никита) с разрешения оккупационных властей омыли и облачили мощи. Испанцы из «Голубой дивизии» разграбили Михаило-Архангельский собор, частично сожгли в качестве топлива иконостас ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Ручью.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

28 февр. 1748 г. В. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм ц. во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Вел. Устюге, в 1753 г.- престол в юж. приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек. На строительные работы В. в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства В. издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления В. епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг. 26 апр. 1751 г. В. просил об увольнении на покой в киевский Выдубицкий мон-рь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февр. 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни. В 1754 г. по доносу архим. устюжского Архангельского мон-ря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях В. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, к-рую возглавляли архим. Антониево-Сийского мон-ря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни В. Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам. В. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

http://pravenc.ru/text/154209.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010