Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя арх. Михаила. 1912–1918 гг. Фотография. 2016 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1912–1918 гг. Фотография. 2016 г. (Симбирской и Новоспасской епархии Симбирской митрополии), расположен в с. Комаровка Ульяновского р-на и области. Основан решением Синода от 5 окт. 1994 г. при сельском храме во имя арх. Михаила. Согласно клировой ведомости, составленной в 1921 г. церковным старостой В. М. Фёдоровым, уроженцем с. Комаровка, храм был построен в 1912-1918 гг. на средства местного дворянина М. В. Сурина (Сурова?) и его родственницы, киевлянки М. М. Есикорской. В 1932 г. церковь была закрыта, в советские годы разрушалась, от храма остался лишь остов. 19 сент. 1994 г. состоялось освящение восстановленной Михаило-Архангельской ц.; возведена колокольня. На переданной мон-рю территории выстроены архиерейский, игуменский и келейные корпуса, трапезный корпус с домовым храмом во имя Жен-мироносиц, гостиница для паломников с колокольней и надвратным храмом во имя свт. Григория Паламы, дом для духовенства, каменная ограда, хозяйственные постройки, разбиты огороды, сады, заведена пасека, вырыт пруд, в к-ром разводится рыба, основаны художественная и швейная мастерские, устроены купальни на св. источнике и на пруду, деревянная надкладезная часовня. К нач. 2017 г. в обители проживали 28 сестер. Среди святынь М. а. м.- образ «Покров Архангела Михаила», заказанный в 1997 г. для мон-ря еп. Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) , Казанская икона Божией Матери, почерневший лик которой просветлел в мон-ре, икона свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, с частицей мощей и Иверский образ Божией Матери, привезенный с Афона в 2016 г., а также ковчег с частицами мощей 18 святых, в т. ч. равноап. Марии Магдалины, святителей Игнатия (Брянчанинова), Тихона Задонского, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и мц. Варвары, преподобных Пимена Великого, оптинских старцев, Александра Свирского, Зосимы Соловецкого и др. С 1995 г. настоятельницей М. а. м. является игум. Магдалина (Митропольская), переведенная из коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы женского монастыря . Арх.: ГАУО. Ф. 185. Оп. 2. Ед. хр. 24. Лит.: Феоктистов А. Михаило-Архангельский жен. мон-рь//Русские мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. М., 2004. С. 320-333; Дубовик Н. А. Долгий путь к любви. Ульяновск, 2011. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563792.html

Санкт-Петербург. Часовня Николая Чудотворца в Стрельнинском порту. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1910. Архитектор:Д.Д. Зайцев Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, улица Пристанская, 23А. Координаты: 59.859178, 30.044359 Проезд:до Фронтовой ул. в Стрельне (от ст. метро " Автово " - коммерч. авт. 224К, К343, К424) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале ХХ века при Спасо-Преображенской церкви на самом берегу Портового канала по проекту архитектора Д. Зайцева была возведена сохранившаяся поныне белокаменная часовня с голубым куполом. Она была вновь освящена после долгого перерыва 19 августа 1995 года настоятелем Михаило-Архангельского собора в Ораниенбауме. Пам. арх. (федеральн.), начало ХХ в. - арх. Зайцев Дмитрий Дмитриевич. 1910-1913 (?). Небольшая каменная часовня во имя св. Николая Чудотворца на берегу Портового канала была построена в начале ХХ в. по проекту арх. Д. Зайцева. Это первое, а ныне и единственное уцелевшее в России культовое здание из монолитного железобетона. В 1932 г. часовню закрыли и долгое время использовали под склад. В 1995 г., когда впервые отмечался День Стрельны, часовня была вновь освящена. Отреставрирована в 2003 г., к юбилею СПб. Вновь освящена в День Преображения Господня в 1995 г. " 10 июня 1909 года Общество стрельнинских рыбаков обратилось в Стрельнинское дворцовое правление с прошением: «Об оказании содействия в осуществлении их давнейшей заветной мечты, на берегу Пристанской улицы построить часовню во имя Святого Николая». По воле великого князя Дмитрия Константиновича правление незамедлительно объявило конкурс, в котором приняли участие около десяти авторов. Большинство проектов представляло собой металлические конструкции кладбищенских часовен, изготавливаемых слесарно-кузнечными мастерскими. Конкурс выиграл проект кирпичной часовни в неорусском стиле архитектора Дмитрия Дмитриевича Зайцева. Белоснежную стройную восьмигранную часовенку украшали пилястры с полотенцами. Окна были стилизованы под корабельные круглые иллюминаторы. Пока проходили конкурсы, закончился и 1909 год. Стройку отложили на будущее лето. Но столичные события декабря 1909 года повлияли на проект часовни в Стрельне...

http://sobory.ru/article/?object=00736

2-й четв. XVI в. Выполненные Ф. Ф. Рихтером перед реставрацией храма в сер. XIX в. обмеры показывают, что собор «обладал композиционной структурой, позволяющей расположить значительное, необычное для храмов того времени число приделов. К апсидам 4-столпного храма с юга и севера» примыкали 2 придельных объема, каждый был увенчан одной главкой. «С западной и южной сторон к четверику пристроена паперть. На сводах западной паперти над ее северо-западным и юго-западным углами были также поставлены приделы». Апсиды верхних приделов внутри, а нижних - и снаружи были разделены на 2 части и образовывали симметричные алтарные ниши, что могло быть связано с размещением в них придельных престолов. Подобный прием имел место в Успенском и Архангельском соборах. «Особенности пространственной структуры церкви Спаса на Бору находят объяснение в сведениях Ладанных книг и других источников», называющих значительное число приделов, превышающее «имевшиеся в Архангельском и Благовещенском соборах и сопоставимые лишь с собором Покрова на Рву. Наиболее ранние из них датируются 7093 (1584) г., это приделы, посвященные Собору арх. Гавриила, святым Мине Великому, Симеону Богоприимцу, свт. Спиридону Великому, Павлу Фивейскому и Иоанну Кущнику, Трем святителям; в нач. XVII в. упоминаются приделы в честь Собора арх. Михаила, Происхождения Древ Креста Господня и во имя святых Гурия, Самона и Авива. Одно из объяснений появления в 1527 г. многопридельного собора может состоять в том, что кроме приделов, связанных с благочестием донатора - вел. кн. Владимирского и Московского Василия III,- часть приделов была унаследована» от прежнего храма, как это было при строительстве Архангельского собора. Так, посвящение придела Собору арх. Гавриила, вероятно, связано с почитанием архангела в семье вел. князя, родившегося в день Благовещения Пресв. Богородицы. Посвящения нек-рых приделов, видимо, связаны с сохранением памяти о деревянных церквах, стоявших на территории мон-ря до 1492 г. Как отмечают исследователи, «при переносе монастыря на новое место его сакральная топография не повторяется: его престолы переносятся в новую церковь «на старом месте», приобретшую статус дворцового храма, но сохранявшую посвящения приделов упраздненного монастыря» ( Баталов, Беляев.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Возможно, этот мастер также участвовал в создании росписи в ц. свт. Николая в Челопеке близ г. Тетово (Македония, кон. XIV в.) и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря. Третий художник в среднем регистре создал большую часть композиций цикла Страсти Христовы, притчи и чудеса; возможно совместно с главным мастером написал композицию «Евхаристия», неск. поясных изображений святых на столбах и начальные сцены Архангельского цикла. Четвертый, очевидно руководивший работой артели, расписывал конху апсиды, где исполнил образ Богоматери и 2 архангелов, а также выполнил росписи нижнего яруса: цикл «Деяния и чудеса арх. Михаила», сцена «Успение Пресв. Богородицы», ростовые фигуры святых на стенах и полуфигуры на столбах. Возможно, именно его звали Георгием. Это имя оставлено на изображении щита вмч. Георгия. В росписях наоса Л. использованы новые иконографические сюжеты («Христос Архиерей, служащий с ангелом литургию» - в апсиде; «Христос Архиерей благословляющий» - в диаконнике, в цикле «Деяния и чудеса арх. Михаила» много необычных деталей и подробностей. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Арх. Михаил. Роспись притвора ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. В куполе притвора - Христос Пантократор и поклоняющиеся Ему ангелы, в барабане - пророки с атрибутами пророчеств, в парусах написаны уникальные для монументальной живописи того времени композиции, получившие название «Реки Премудрости». Это изображения св. отцов Церкви - святителей Василия Великого (сев.-вост. парус), Иоанна Златоуста (юго-вост.), Григория Назианзина (сев.-зап.) и Афанасия Великого (юго-зап.), которые создают свои сочинения, вдохновляемые Божественной Премудростью. Монахи, священники, цари, народ пьют воду из рек, вытекающих из-под столов, за которыми сидят св. отцы. Отдельные элементы таких композиций были известны в византийском искусстве в послеиконоборческое время, в таком виде иконография до палеологовского времени не существовала.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

В 1712 г. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская церковь с приделом мч. Мины. В 1744 г. над западним нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила. Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ. К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архитектора Ф.М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас, выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. В 1894 г. выполнено золочение главного купола и крестов. Вечером 23 июля 1894 г. в куполе собора вспыхнул пожар, погубивший всю проведенную реставрационную работу. Вскоре собор был восстановлен, а главный купол позолочен, угловые купола выкрашены в синий цвет с наложением золоченых звезд, крыша выкрашена медянкой.   После начала Первой Мировой войны в Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей. 20 июня 1920 г. собор бывшего Архангельского монастыря Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и приход бывшего Архангельского монастыря. Согласно описи, было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности. Губернские органы советской власти не могли смириться с тем, что в бывшем Михайло-Архангельском монастыре, памятнике московской архитектуры XVII в., действует религиозная община. Нужно было непременно найти повод для закрытия прихода. В рапорте комиссии, созданной Архангельским Губисполкомом, от 23 апреля 1924 г. указывалось на факты нарушения условий договора с общиной верующих: хаотичность хранения предметов истории монастыря, неучтенные описью предметы церковного быта, а также указано на возможные факты расхищения имущества прихожанами. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагалось расторгнуть договор с коллективом верующих, привлечь их к уголовной ответственности, а здание Михаило-Архангельской церкви " передать другому коллективу " . Договор был расторгнут 20 июля 1924 г., община признана ликвидированной.

http://sobory.ru/article/?object=37860

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Сахаров (1873, С.-Петербург - 7.08.1927, СЛОН), сщмч. (пам. 25 июля, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. ц. во имя арх. Михаила в Петрограде. Род. в семье протоиерея, полкового священника. По окончании СПбДА рукоположен во священника. Арестован в нач. февраля 1924 г. в ходе массовых репрессий против духовенства в Ленинграде, обвинен в антисоветской агитации. 26 сент. 1924 г. приговорен к 3 годам заключения в СЛОН и 22 окт. отправлен по этапу, скончался в лагере, место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Арх. П-82582. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Преображенский († 1918), прот., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64148.html

В склепе храма были похоронены: Николай Дмитриевич Афросимов, Ольга Дмитриевна Афросимова, в замужестве Милохова (унаследовала Тулубьево, послужила одним из прототипов образа Марии Дмитриевны Ахросимовой в романе " Война и мир " ), ее муж Аполлон Алексеевич Милохов, а также их дети и внуки. Последним владельцем имения был внук Ольги Дмитриевны - Владимир Сергеевич Барыков. От усадьбы частично сохранился лишь парк в английском стиле. По материалам: http://www.veneva.ru/tulubevo.html; http://www.venev.ru/hr_rn.html Село Тулубьево расположено в довольно гористой местности, по берегам небольшой реки Тулубейки, от которой, вероятно, и получило свое название, в 60 в. от Тулы и в 12 в. от Венева. Приход составлен из двух приходов, бывших до 1875 года самостоятельными. К первой большей части прихода, при Михаило – архангельской церкви, принадлежат: село Тулубьево и деревни: Грабонки, Борозденки, Тулубьевские выселки и Горбатовские выселки. Всего населения в этой части прихода 632 м. п. и 629 ж. п. крестьян – собственников. Вторая часть прихода, при Казанской церкви, состоит из села Тулубьева и деревни Кочкина, в коих числится 97 м. п. и 102 ж. п. крестьян собственников. Сведений о начале Тулубьевского прихода не сохранилось ни в устных преданиях, ни в письменных местных памятниках. В приходе два храма: находится один от другого на 0.5 верст расстояния. Первый храм во имя Арх. Михаила, каменный, построен в 1852 году на средства умершего помещика, прихожанина, Константина Павл. Офросимова и существует в своем первоначальном виде. В нем есть чтимая Икона Знамения Божией Матери. На содержание храма получаются % с 1400 р. Второй храм тоже каменный, но во имя Казанской Божией Матери, более древний, чем первый. Когда и кем он построен неизвестно. В нем есть придел. Устроенный умершим помещиком, прихожанином, Василием Дмитриевичем Зиновьевым. Есть чтимая икона Казанской Божией Матери. Причт имеется при Михаило – архангельской церкви и состоит из священника и двух псаломщиков; получает % с 450 р. Церковной земли при Михаило-Архангельской церкви: усадебной и полевой 34.5 дес., при Казанской церкви усадебной 1 дес., полевой и луговой 33 дес.

http://sobory.ru/article/?object=16810

В ведении Н. также находились церковные школы епархии. В кон. 1893 г. он издал специальное распоряжение, в к-ром указывал по всем школьным делам обращаться непосредственно к нему. Приложил много усилий к открытию в епархии церковноприходских школ, школ грамоты, а также различных курсов (в 1893 открыто 12 школ, в т. ч. 2 миссионерские, 7 школ грамоты). В 1894 г. Н. открыл церковную школу грамоты в г. Пинеге, т. к. второклассное приходское училище не вмещало всех желающих. Во время посещения Холмогор (2-3 февр. 1895) Н. предложил открыть в Холмогорском у. подвижную школу как 1-ю ступень к общеобязательному обучению ( Перовский В., свящ. Посещение его преосвященством г. Холмогор//Там же. 4. С. 109-112). С 23 авг. по 7 сент. 1894 г. по инициативе Н. работали краткосрочные учительские курсы для 18 слушательниц, окончивших епархиальное жен. уч-ще, в ходе к-рых он сам прочитал 2 лекции: «Дух и характер церковной школы» и «О совместном преподавании Закона Божия в двух отделениях церковно-приходских школ». В 1895 г. в Архангельской епархии было 126 церковноприходских школ, 111 школ грамоты, 6 миссионерских. Из 126 церковноприходских школ только 37 размещались в своих зданиях, остальные - на наемных квартирах, в домах причта, в трапезных или сторожках. При всех церковноприходских школах имелись б-ки (Краткий отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты Архангельской епархии за 1894/95 уч. г.//Там же. 1896. 2. С. 32-48). Одним из наиболее важных направлений деятельности Н. была забота о мон-рях епархии. Указом Синода от 23 июня 1893 г. он был назначен настоятелем архангельского во имя арх. Михаила муж. мон-ря, который находился в запущенном состоянии. Н. положил на его восстановление много сил, изыскал средства на проведение реставрационных работ. 23 июля 1894 г. в обители произошел пожар, загорелся центральный купол почти отреставрированного собора, было значительно повреждено все здание ( А. Ш. О пожаре в Михаило-Архангельском мон-ре//Там же. 1894. 15. С. 377-380). Многие откликнулись на призыв Н. о помощи, министр финансов С. Ю. Витте распорядился выдать 5 тыс. р. из казначейства (Список жертвователей на возобновление Михаило-Архангельского мон-ря//Там же. 1895. 18. С. 308-313). 10 нояб. 1894 г. Н. получил в дар от патриарха Иерусалимского Герасима (Протопапаса) золотой крест с частицей Креста Господня. 30 апр. 1895 г. в восстановленном верхнем храме Н. служил 1-ю литургию и передал дар патриарха Герасима, а также камень от купели Силоамской, камень от горы Елеонской, камень от горы Сионской, частицу Мамврийского дуба, очевидно привезенные им со Св. земли ( Шашков А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске//Там же. 17. С. 425-436; 18. С. 439-453). Н. также занимался «поновлением» Корельского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , часто бывал в нем, обследовал б-ку и архив, изучал старые синодики и книги.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Из книги В.М. Николаева " Край мой, Каменка " Всего в селе Архангельское в разное время было построено четыре храма. Этот, четвертый храм (строительство 1844-1853 г.), сначала назывался храм Успения Божьей Матери. Храмостроителем был местный помещик, дворянин Николай Александрович Шишков. А в 1865 году наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню. Освящение храма было 6 июня 1853 года. После революции, в начале 30-х годов, колокольня и купол были разрушены. В конце 1990-х годов, храм Успении Божьей Матери после многих десятилетий забвения, вновь открылся и начал службу уже как храм во имя Архангела Михаила. Из книги В. Николаева “Край мой, Каменка” Село Архангельское-Грязново лежит в 110 в. от Тулы и в 31 в. от Ефремова по берегам небольшой р. Грязнушки. Приход составляют, кроме самаго села, два сельца: Подлозинки и Никольское и две деревни: Колычево и Заветная. В настоящее время население прихода простирается до 712 м. п. и 755 ж. п. Вполне точных указаний на происхождение прихода нет; но, судя по сохранившимся церковно-богослужебным книгам конца XVII в., происхождение его можно с большей или меньшей вероятностью отнести к первой половине XVIII в. Это соображение подтверждается еще и тем, что уже во второй половине того же в. первый, по преданию, приходский храм во имя Архангела Михаила, за ветхостью, был заменен новым. Память о первом храме сохранилась в названии прихода. „Архангельское”, название же Грязново дано ему, в отличие от соседних соименных приходов, по р. Грязнушке. В настоящее время в приходе два храма: 1) холодной каменный в честь Успения Божией Матери и 2) каменный же теплый во имя свят. и чуд. Николая, считающийся приписным к первому храму. От первоначально бывшаго приходскаго Михайло-Архангельскаго храма не сохранилось никаких ни видимых следов; но в воспоминание, очевидно, об этом храме прихожане до настоящаго времени день 8 ноября чтут, как свой храмовой праздник. Кроме того, в Успенском храме со времени его построения до 1853 г. был придел во имя Арх. Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=18664

Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. В эпоху Каролингов день поминовения М. был одним из важнейших праздников литургического года ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 200-202). Англосакс Катвульф советовал Карлу Великому установить празднование в честь Св. Троицы, ангелов и всех святых, а также служить «мессу св. Михаила и страсти св. Петра» ради того, чтобы Карл и его подданные вечно правили с ангелами и святыми (ок. 775 - MGH. Epp. T. 2. P. 504). День поминовения М. упоминается среди важнейших и обязательных праздников в постановлениях Соборов в Рисбахе, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800); названы также праздники в честь Пресв. Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов и Мартина Турского (MGH. Capit. T. 1. P. 227; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 208). В решении Майнцского Собора 813 г. указаны праздники апостолов Петра и Павла, Рождества Иоанна Крестителя, Вознесения Пресв. Девы Марии, во имя М., св. Ремигия, св. Мартина, ап. Андрея и в честь Очищения Пресв. Девы Марии (MGH. Capit. T. 1. P. 312, 422; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 269-270). Этот перечень обязательных праздников повторяется в епископских капитуляриях Хайтона Базельского, Родульфа Буржского и Эрарда Турского (MGH. Capit. episc. T. 1. P. 212, 254; T. 2. P. 141; T. 3. P. 56, 131-132) и в соборных постановлениях X в. (напр.: MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 121-122). Ко времени правления династии Каролингов относится распространение другого праздника во имя М. (8 мая), к-рый связывали с явлением архангела на горе Гаргано. Вероятно, этот праздник происходил из Юж. Италии, где он мог быть установлен в память о победах лангобардов над византийцами и неаполитанцами ( Otranto. 1981; ср.: Chronica S. Benedicti Casinensis. 14//MGH. Scr. Lang. P. 475). По мнению Ж. Морена, этот праздник указан в Линдисфарнском Евангелии, которое отражает неаполитанское богослужение VII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010