Поэтому совершенно естественно, что поглядеть на возникший монастырь, познакомиться с русскою культурною жизнью и, пожалуй, поучиться на примере приезжали на Печенгу англичане, соседние норвежцы – учителя, пасторы и даже епископ из Тромзё. Наезжали в монастырь и отдельные представители русской науки и власти... Бюджет монастыри при о. Ионафане скрыт. Несмотря на уменьшение субсидий от Соловецкого монастыря с 9 500 р. до 3 000 р., о. Ионафан не только погасил, старые долги, но довел ежегодный доход, главным образом продажею монастырских изделий и продуктов, до 8 000 р. в год и более. Уже в 1909 году монастырь имел некоторую небольшую запасную наличность в процентных бумагах. Нельзя сказать, чтобы почитатели монастыря обходили его в своих пожертвованиях. Но сам о. Ионафан особенно ценил пожертвования в виде необходимых для монастыря практических предметов и услуг, которые способны были расширить поле применения рабочей силы мона­стырской братии.   В этом отношении ценными для монастыря являлись Высочайше пожалованные две динамомашины для освещения, в котором, на севере большая потребность в долгую полярную зиму, и принесенные монастырю в дар, в целях развития рыболовства, шлюпка с керосиновым двигателем от эскадры корабельных гардемарин, посетившей Мурман в 1906 году. Много помогло монастырю Товарищество Архангельско-Мурманского пароходства, доставляя на Печенгу лесные материалы бесплатно, а прочие грузы по представленному тарифу. Однако деятельность монастыря при о. Ионафане не замкнулась в область накопления материальных благ и создания личного комфорта. Покойный архимандрит обратил серьезное внимание на духовно-просве­тительную задачу монастыря. Кроме переданного монастырем в ведение министерства народного просвещения начального училища, монастырь открыл приходскую школу для детей инородцев с пансионом, в которой учатся дети окрестных лопарей, а также зырян, карелов и финнов-колонистов. В монастыре устраиваются чтения для народа, иллюстрируемые проекционным фонарем. Монастырь обучаете юношей – трудников ремеслам, устраиваете беседы, сопровождаемые хоровым пением под пианино и демонстрациею в грам­мофоне церковных напевов. Монастырь располагаете небольшою духовно­-нравственною, историческою и популярною библиотекою. Благотворительная поддержка окрестному населенно монастырем организована весьма широко. При монастыре имеется небольшая больница под управлением фельдшера. Словом, обитель дает все, что можете, для немногочисленных местных жителей, а из зимнего досуга монахов и трудников – мирян совер­шенно изгоняет праздность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В возобновлении Трифоно-Печенгского монастыря большое содействие оказывали и оказывают пароходы Т-ва Архангельско-Мурманского пароходства. Добрые отношения, начавшиеся при директоре этого пароходства М. И. Кази († 1893 г.) продолжаются и теперь. О. Ионафан, ценя заслуги Т-ва, обратился в 1896 г. в Правление с нижеследующим письмом: «Сотни лет назад дальние окраины севера России пользовались особенным вниманием Правительства· Иоанн Грозный заботился о них – жаловал Печенгскому монастырю земли, чтобы обезпечить его существование; Петр Великий обращал особое внимание, неоднократно побывав в Архангельске, был два раза в Белом море. Было время, когда г. Кола находился в цветущем состоянии, когда граф Петр Иванович Шувалов содержал на откупе все промыслы, производимые на северном океане; тогда в Колу приходили иностранные корабли за трескою, салом, за тюленьими и моржевыми кожами. Кола была городом многолюдным, в котором все нужное можно было иметь в изобилии: иностранцы привозили туда на судах разные товары, которыми привлекались архангелогородцы и поморы. Жители Колы занимались рыбными промыслами, жили безбедно, обменивая добычу на хлеб и другие русские и заграничные товары. Сильным двигателем культуры в Лапландии был до своего разорения и Печенгский монастырь. Когда же откуп графа Шувалова кончился, перестали приходить в Колу иностранные корабли, мало стали ходить туда и наши архангелогородские суда. Кола почувствовала во всем недостаток. С этого времени край как будто замер, ехать туда жить, работать там стало чуть ли не делом особенного мужества; Мурман представлялся в воображении многих мрачным, неприглядным до того, что не было почувствовано, когда полковник Галямин, проводя границу с Норвегией, отрезал от своего отечества норвежцам громадную территорию нашего Мурмана (8оо кв. в.) и отдал бы и больше, если бы место, на котором был Печенгский монастырь, облитое русской мученической кровью и церковь Бориса и Глеба, построенная преподобным Трифоном явно не свидетельствовали о своей принадлежности к России».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я ездил на север за 1000 верст, отсюда потом устремлялся на юг, затем стремился на восток, а оттуда спешил на запад до Норвегии»… В целях просвещения светом Христовой истины инородцев Архангельской епархии – Карелов, Лопарей, Самоедов и Зырян, Преосвященный Никанор учредил 21 ноября 1893 г. Архангельский епархиальный Комитет Православного Миссионерского Общества, основав при нем также и переводческую комиссию; кроме специально миссионерских целей Комитет по указаниям Владыки, должен был служить и делу истинного прогресса в крае, так как «невежество и заблуждение, – по его словам, – обособляют людей духовно, повергают их в застой и косность гражданственную и производят мертвенность духовно-нравственную, ведущую к вечной погибели " … «А наши деревни и села – говорит он, – не смотря на все усилия подлежащих лиц, еще доселе бывают, полны духовного мрака и почти совершенно чужды просвещению». Поэтому Владыка щедрой рукою бросал везде семена христианского просвещения. Редко в каком приходе не обращался он к населению с призывом к просвещению, разъясняя на примере Холмогорского земляка Ломоносова, что «учиться никогда не поздно». Сам, благовествуя, Владыка призывал и всех вообще образованных тружеников края «во имя света веры и науки поступать достойно призвания, созидать просвещение и разгонять тьму всяческих заблуждений, предрассудков и всякого вообще невежества». Результатом этого призыва была организация в широких размерах духовно-нравственных чтений. Заботами же преосвященного Никанора было учреждение в Архангельске дома трудолюбия, устройство дома милосердия для престарелых лиц из бедного духовенства, восстановление из развалин Архангельско-Михайловского монастыря, описание приходов и церквей Архангельской епархии, устройство паломнических поездок со школьниками церковно-приходских школ, учительских курсов, передвижных библиотек и подвижных походных храмов. Здесь же в Архангельске Владыка имел духовное утешение праздновать 3 ноября 1893 г. 25-летие своего служения в священном сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

великомученице Варваре. Игумен Архангельско-Михайловского Златоверхого монастыря Алексей Петрина с братией в доношении Святейшему Синоду от 3 ноября 1726 года писал: «В прешедших годах по требованию из оного Михайловского монастыря печатались в Киево-Печерской типографии службы с акафистами и с житием святой великомученицы Варвары, которые службы во время приезжающих в оный Михайлов монастырь для богомолья всяких чинов людей по требованиям их им раздавались безденежно, а овогда от своего произволения в монастырь за те службы деньгами и подаяние покладали; ныне оных служб в Михайловском монастыре не обретается, понеже все в расходе, а требующий люди оных служб со усердием спрашивают; и о напечатовании оных служб было наше прошение у архимандрита Киево-Печерскаго, но он нам отказал и объявил, что де указом Императорского Величества и Вашего Святейшества соизволением в Киево-Печерской типографии никаких книг печатать не повелено, которых служб без повеления Вашего Святейшества он, архимандрит, печатать без указа принимать не смеет. Дабы Вашего Святейшества милосердым приказанием повелено было, по требованию нашему оные святой великомученицы Варвары службы в Киево-Печерской типографии по потребности нашей, сколько возможно, печатать; и о том к Киево-Печерскому архимандриту Иоанникию с братией послать Ее Императорского Величества указ». Святейший Синод постановил: «Оных святой великомученицы Варвары служб с акафистами и с житием по вышепоказанному того Михайловского-Золотоверхова монастыря игумена Алексея (Петрина) с братией требованию велеть в Киево-Печерской типографии для раздачи по требованию богомольцев колико пристойно напечатать; токмо при этом печатании смотреть накрепко, дабы в тех службах никакой Святой Восточной Великороссийской Церкви и состоявшемуся октября 5 дня прошлого 1720 года Императорского Величества указу противности не было» 77 . Рассмотрение просьб о дальнейших изданиях акафиста св. великомученице Варваре неоднократно встречается в делах Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Индоевропейская форма " покрывающие, покровы " (мн.ч. от а не как считал Н. В. Горяев) закономерно должна была перейти в ср. > lná, > str-ná, > borná и др.). Конечный дифтонг -oi- > -i-, выпадение -gs- перед -n- привели к удлинению предшествующего гласного. А поскольку индоевропейскому -- соответствует славянское –а-, переход > стани также вполне закономерен. Форма стани (stanie) засвидетельствована у Р. Джемса, о дальнейших фонетических изменениях уже говорилось выше. 157 В одном из диалектов русского языка, видимо, сохранились следы также и иной огласовки и.-е. корня (а не В случае с огласовкой теоретически мы должны иметь: > > 158 > " an 159 > щаны. Последняя форма действительно засвидетельствована в вологодских говорах (Опыт, 269). Интересно отметить, что фонетические изменения и особенности, на которые нам часто приходится ссылаться, встречаются обычно в псковских, вологодских и архангельско-холмогорских говорах. В связи с этим можно сделать предположение, что слово штаны первоначально сохранилось только в северных диалектах русского языка, откуда оно позднее распространилось на остальные его диалекты. Этим можно объяснить отсутствие данного слова как в старославянском, так и в современных славянских языках. Возможно также, что различные формы слова штаны, засвидетельствованные в архангельско-холмогорских и вологодских говорах (стана и щаны) отражают две формы и.-е. корня и Возведение слова штаны к и.-е. корню приемлемо не только в фонетическом и словообразовательном, но также и в семантическом отношении. Уже давно было отмечено, что корень имеет в индоевропейских языках два основных значения: 1) покрывать жилище (крышей) и 2) покрывать тело (одеждой) (Zubatý 1895: 20). Из слов, связанных со вторым значением, можно указать др.-инд. sthagáyati «покрывает, скрывает, окутывает», лат. toga »тога», tegile и tegimen(tum) «покров, покрывало, одежда», ст.-сл. ОСТЕГЬ »одежда, платье». Кроме того, у В. Даля мы встречаем остегнъ «исподницы, шаровары, брюки, штаны», причем В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Оказывается, древнейшая форма, в которой засвидетельствовано интересующее нас слово, имела начальное с-, а не ш-: stanie (стани) (Ларин 1960: 70). Это свидетельство Р. Джемса подтверждается записями из современных архангельско-холмогорских говоров, приводимыми Б. А. Лариным, – станис»«ки. Говоря о происхождении слова штаны, Б. А. Ларин пишет в своей книге: «Запись этого слова с начальным st-, быть может, проливает свет на происхождение его. Не такова ли и была более древняя форма этого слова?» (там же: 207). Хотя изменение ст– > шт– и не могло быть фонетически закономерным в русском языке, оно все же могло иметь место при переходе слова, начинающегося со ст-, из диалектов с шепелявым с ( –с»- ) в диалекты, где –с– и –ш– четко разграничены. Именно в архангельско-холмогорских говорах одной из наиболее ярких и древних их особенностей является наличие шепелявого –с«-, которое в английском словаре Р. Джемса передается посредством sh- (там же: 49; shenacos (с " енокос)), во французском словаре XVI в. – посредством ch- (Ларин 1948: 33), в русских словарях и работах – посредством –ш– (Ларин 1960: 50). Характерно, что именно в этих говорах надежно засвидетельствована древнейшая форма станы, которая, проникая в другие диалекты русского языка, естественно, должна была дать форму штаны ( < с " таны < станы). В псковских памятниках XIV в. часто наблюдается взаимная замена букв –ш– и –с- , что, видимо, отражает определенные особенности в произношении (смешил »смесил», донеши «донеси», вшн »весне» и др.) (Соболевский 1907: 36). Это обстоятельство, в свою очередь, могло содействовать переходу ст– в шт-. 156 Во всяком случае изменение ст– в шт– в конкретном слове штаны не гипотеза, а засвидетельствованный факт, который к тому же может получить достаточно приемлемое фонетическое объяснение. Остальные возражения, высказанные против гипотезы Н. В. Горяева, не являются серьезными. Следует только предположить, что отглагольное образование с суффиксом имело между суффиксом и корнем формант – обычный в образованиях подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пустынно-Николаев.-Рыхлов., Черн. г., II, 1136. Пустынно-Подлесская-Никол., Смол. г., II, 1100. Пустынно-Николаев.-Самарский, Екатериносл. г., I, 400. Пустынно-Харламп., Черниг. г., I, 151. Пустынный-Жаботин.-Онуфр., Киев. г., II, 795. Пустынный-Нерлинский-Липиц.-Троиц., Влад. г., II, 1270. Пустынный-Никол.-Медвед., Киев. г., II, 990. Пустынский-Аграфенинский, Ряз. г., I, 3. Пустынский – Николаев. – Новоторжский, I, 401. Путивльский-Молчан.-Печер., II, 934. Пучежский-Вознес., II, 721. Пушкаровский-Вознес., Полт. г., 733. Пушкаровск.-Ладин., Полт. г., II, 1071. Пыскорский-Спасо-Преображ., Перм. г., II, 1101. Пешношский-Никол., Моск. г., I, 404. Пятниц.-Берендеев., Моск. г., II, 1104. Пятниц.-Важбахтская, Новг. г., II, 685. Пятниц.-Дмитровск., Моск. г., II, 1105. Пятниц.-Кедринск., Олон. г., II, 1102. Пятниц.-Койгужская, Новг. г., II, 907. Пятниц.-Лепруцкая, Новг. г., II, 907. Пятниц.-Мшенская, Новг. г., II, 939. Пятниц.-Острогожский, I, 405. Пятниц.-Ряжский, II, 1107. Пятниц.-Спасский, Орл. г., II, 1106. Пятниц.-Черниговский, II, 1103. Р Рабангский-Спасо-Преображ., Волог. г., II, 1173. Рабановская, Олон. г., II, 755. Рабежская или Рабехская, Новг. г., II, 1108. Рагодовицкий-Новгородский, II, 1309. Радиловский – Богород. – Феодоров.– Городецкий, Нижег. г., I, 62. Радовицкий или Радуницкий-Никол., Ряз. г., II, 1013. Радоговицкий-Богосл. на Витке-Новгородский, II, 660. Радоговицкий-Новгородский, II, 1309. Радогожская-Спас., Орл. г., II, 1109. Радонежский-Никол., Ряз. г., II, 1013. Раевская-Богород., Каз. г., II, 1110. Райская-Златоуст., Яросл. г., II, 807. Раифская-Богород., Каз. г., II, 1110. Раифский-Спасский, Нижег. г., II, 1175. Ракова-Покров., Твер. г., II, 1111. Раненбургская-Петропавл., II, 1046. Распятский-Серпуховский, II, 1112. Рафаиловский, Тобол. г., I, 520. на Рву-Вознес.-Варсоноф.-Московский, II, 729. Рдейская или Рденск., Новг. г., II, 1113. Ренская-Спасская, Твер. г., II, 1176. на Ресе Георг.-Соболевский, Калуж. г., II, 763. Ржаницина-Спасо-Преображ., Волог. г., II, 859.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сперва решено было поправить в «Вере» лишь необходимое. Но эта скромная задача вскоре уступила место более широким планам. Выломали все «нутро» и надумали поставить новую машину. Один пожилой монах, очень общительный и откровенный, сообщил мне, что в течение 4-х лет «нутро» переделываемого парохода выламывали уже два раза... «Сделают, выходит не то и опять выламывают». На «Соловецке» и на «Архангеле Михаиле» работают машины приблизительно во сто сил. «Веру» отец настоятель надумал снабдить машиной в 600 сил и заказал эту машину в Выборге за 75 тыс. руб. – Устроим быстроход, который будет перебегать пространство от Архангельска до Соловецкого не в 16, а в 7–8 часов... Однако осуществление «быстрохода» встретило разного рода непредвиденные препятствия: большая машина грозит трясти маленький корпус «Веры», как трясет простуженного лихорадка. Большой машине должен соответствовать и большой винт, а его-то и негде поместить в миниатюрной кормовой части маленькой «Веры». Пароходы Архангельско-Мурманского товарищества были сделаны в Англии в 4–6 месяцев, а «Веру» вот уже пятый год делают и все еще ничего сделать не могут. – Видим и сами, что не то... – говорят монахи, – да ничего не поделаешь: отец настоятель советов не принимает и непременно желает сам кораблестроительствовать. И «въедет» эта «Вера» монастырю тысяч в двести с хвостиком, как выражаются шепотом сами монахи... и выйдет в итоге прекурьезнейшее судно: маленькое, неудобное, но зато дорогое. – Ну, да это ничего: монастырская касса богата и незаметно вытерпит увлечение отца настоятеля. Годовой доход монастыря, как говорят монахи, равняется приблизительно 200 тыс. руб. Более 50 тысяч выручают с паломников пароходы, немало выручает конюшня с ее 200 лошадьми, развозящими богомольцев по разным скитам острова; затем идет кружечный сбор, плата за службы, за исповедь, молебны и панихиды. Тюлений промысел дает около 10 тыс. руб.; дает доход монастырская рухлядная, из которой продается разный товар. Вот это, кажется, единственные два источника доходов, не относящиеся к главному источнику – паломническим карманам. Но надо заметить, что в Соловецком ежегодно работает даром более 1000 «годовиков» – работников «по обещанию». Их-то трудом поддерживается и тюлений промысел, и рухлядная, не считая лесного хозяйства, сенокоса, рыбной ловли, скотного двора и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В договоре перечисляли наказания для членов артели, нарушавших договор и относившихся к работе недобросовестно. «... 11) за каждый день неявки на работу рабочий подвергается взысканию двухсуточного жалованья; в случае повторной же неявки до 3-х раз в месяц виновный может быть исключен из артели; кто явится на работу в нетрезвом виде, тот подвергается тем же взысканиям; вообще за всякое небрежное исполнение своих обязанностей, смотря по важности проступка, виновный подвергается взысканию от 1– до 7-суточного содержания; 12) за неправильное расходование (руды, флюсов, угля) полагается исключение виновного из артели и штраф артели от 3 до 10 рублей, за неправильную сдачу чугуна – исключение виновного из артели и штраф от 5 до 20 рублей, за отливку вещей для себя и для продажи – исключение виновного из артели и штраф артели от 5 до 25 рублей; 14) исключение из артели может быть произведено по приговору 2 / 3 членов или по предложению управителя, с утверждением горного начальника». Артель обладала широкими правами, однако ее деятельность строжайшим образом контролировалась, а в случае необходимости штрафовалась администрацией. В артельных договорах можно встретить даже в XX в. древнюю русскую формулу труда – «служить делу честно, добропорядочно, совестливо». Незадолго до революции на Архангельско-Патийском заводе образовалась артель углекопов человек в 80. Все они были связаны круговой порукой, принимали участие в работе по 8 часов в трехсменной очереди. Доходы распределялись между членами по количеству обработанной поденщины 2 раза в месяц. Если кто из членов хотел добровольно выйти из артели, то был обязан предупредить ее за 2-е недели. Но даже выбывший из артели член оставался ответственным по ее делам в течение 3-х месяцев со дня выхода. Для руководства артелью была избрана комиссия из 13-и членов-учредителей. Еще больше примеров артельных форм организации труда мы находим в XIX в. В 1861 к начальнику Гороблагодатских заводов на Урале Грамматчикову пришли представители артели и предложили артельным способом взяться за изготовление ударных трубок для артиллерийского ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом путешествии я хочу вкратце рассказать, тем более что случайно мне пришлось сделать этот путь за 3 дня до проезда военного министра, и я повсюду имел случай наблюдать те приготовления, которые местные мелкие власти считали необходимым предпринять. От Соловецкого до Петербурга От Соловецкого до Сумского посада я решил доплыть на пароходе «Ольга» Архангельско-Мурманского товарищества. Эта «Ольга» должна была подойти к Соловецкому утром в воскресенье. Чтобы как-нибудь не пропустить «Ольги», я поручил нашему гостиничному служителю, «годовику» Егору, непременно разбудить меня, если бы я сам не проснулся вовремя. В три часа утра в дверь нашего номера Егор начал стучать со всею силою своих молодых и здоровых кулаков. Я вскочил и отворил дверь. – Вам в Сумы нужно? – спросил Егор и на мой утвердительный ответ сказал: Ну, так ложитесь: подошел пароход, да не тот, который вам нужен. Но спать было уже трудно после столь отчаянного пробуждения. К тому же и «Ольга» должна была подойти с часа на час. В шесть часов утра подул сильный ветер, и по Белому морю забегали сперва зайцы, а затем заходили и волны. Накрапывал дождь. Вскоре показалась «Ольга», но к пристани не подошла, а бросила якорь в пяти верстах от берега. Пришлось отыскивать «карбас», то есть лодку, и плыть к пароходу. За два рубля лодка нашлась с тремя опытными поморами, которые хладнокровно решили: – Чать как-нибудь доберемся. Моею лодкою попросили воспользоваться еще три дамы и четверо мужчин. Мы побросали свои чемоданы на дно карбаса, спрыгнули в него и вверили свою судьбу поморам. Вначале дело шло недурно: в гавани Благополучия волнение было незначительное, попутный ветер надул наш парус, и лодка, накренившись, полетела. Но с выходом из гавани обстоятельства изменились. Наша лодка имела лишь один парус, а без кливера нельзя было лавировать, плыть же нам следовало почти против ветра. Делать нечего, парус был спущен, и поморы взялись за весла. Трудная работа – грести на море против ветра и против волн. Лодка кажется скорлупкой, которую поднимает, качает и бросает во все стороны. Кажется, что весла бессильны и цель никогда не будет достигнута.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009